УПК использует для их обозначения понятие «участники» (п. 58 ст. 5), а для их классификации – понятие «сторона» и такой критерий, как выполняемая участником процесса функция.
В ст. 5 и в разд. II УПК все участники процесса разделены на следующие группы:
1) суд (осуществляет функцию разрешения дела);
2) участники процесса со стороны обвинения (это те лица, которые осуществляют либо участвуют в осуществлении функции уголовного преследования);
3) участники процесса со стороны защиты (выполняющие одноименную функцию);
4) иные участники уголовного судопроизводства (они участвуют в доказывании или выполняют вспомогательную роль).
Исключительной компетенцией суда является осуществление правосудия. Только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание, применить к лицу принудительные меры медицинского характера (ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса).
Вся предшествующая досудебная деятельность осуществляется для того, чтобы обеспечить возможность рассмотрения дела судом. Материалы досудебного производства и выводы следователя и дознавателя имеют для суда лишь предварительное значение. Деятельность суда не сводится только к проверке материалов предварительного расследования, она носит самостоятельный характер. Выводы следователя и дознавателя и результаты проведенной ими оценки доказательств не связывают суд. Только те доказательства, которые были рассмотрены в судебном заседании, могут быть положены в обоснование приговора.
УПК наделяет суд рядом полномочий и в досудебном производстве (ч. 2 ст. 29). В частности, суд принимает решения:
• о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
• продлении срока содержания под стражей;
• помещении подозреваемого и обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы;
• осмотре жилища без согласия проживающих в нем лиц;
• производстве обыска и выемки в жилище;
• производстве личного обыска, кроме случаев личного обыска при задержании подозреваемого;
• производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
• наложении ареста на корреспонденцию и ее выемке;
• наложении ареста на имущество;
• временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;
• контроле и записи телефонных и иных переговоров.
К этой группе участников уголовного процесса УПК относит следующие лица и органы: прокурора, следователя, руководителя следственного органа, орган дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, частного обвинителя, потерпевшего, гражданского истца, их законных представителей и представителей.
На участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения либо возложена обязанность осуществления функции уголовного преследования, либо они имеют право принимать участие в уголовном преследовании. Таким образом, цели и задачи их деятельности едины. Но это не значит, что одинаковыми являются способы и условия осуществления этой деятельности. Каждый из участников этой группы использует особые процессуальные средства, наделен различным кругом процессуальных прав и обязанностей.
Прокурор (ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса) в уголовном процессе выполняет две взаимосвязанные функции: осуществляет уголовное преследование и надзирает за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Однако властно-распорядительные полномочия при осуществлении надзорной деятельности прокурор сохранил только в отношении дознавателя. В отношении же следователя подобные полномочия прокурора перешли к начальнику следственного органа. Кроме того, УПК существенно ограничил полномочия прокурора и по участию в уголовном преследовании на досудебном производстве.
В ходе досудебного производства прокурор уполномочен:
1. проверять исполнение закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2. выносить постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для уголовного преследования по фактам выявленных прокурором нарушений;
3. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
4. давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
5. давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
6. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора и дознавателя;
7. рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
8. участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб;
9. разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
10. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
11. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
12. передавать уголовные дела от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ;
13. утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
14. утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
15. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
В суде прокурор поддерживает государственное обвинение.
Следователь (ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса) – это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Руководящим началом в деятельности следователя является всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела. УПК обязывает следователя вести расследование быстро, активно, целенаправленно. От качества предварительного расследования во многом зависят ход и результаты судебного разбирательства, так как ошибки, допущенные следователем, нередко ведут к невосполнимой утрате доказательств.
Следователь самостоятельно принимает решения о возбуждении уголовного дела, принятии уголовного дела к своему производству или передаче его руководителю следственного органа для направления по подследственности; о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.
Письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, обязательны для их исполнения органом дознания.
Следователь вправе обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.
При несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Руководитель следственного органа - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Он осуществляет контроль за своевременностью действий следователя по расследованию преступлений, принимает меры к повышению эффективности расследования, недопущению волокиты.
В соответствии со ст. 39 Уголовно-процессуального кодекса начальник следственного органа наделен следующими полномочиями:
1. поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю либо принимать уголовное дело к своему производству;
2. проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
3. давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
4. давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения;
5. разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
6. отстранять следователя от дальнейшего производства расследования;
7. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа;
8. продлевать срок предварительного расследования;
9. утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;
10. давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование решения прокурора;
11. возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.
Указания руководителя следственного органа по уголовному делу обязательны для исполнения следователем, за исключением случаев несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. При этом прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.
Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель (ст. 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса).
1. органы внутренних дел и иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2. главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старшие судебные приставы Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов;
3. командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4. органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
На органы дознания возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности, принятие мер к обнаружению преступлений, установлению лиц, их совершивших, пресечению и предупреждению преступлений. Кроме того, закон наделяет органы дознания правом производства расследования в форме дознания. При этом компетенция органов дознания по расследованию уголовного дела зависит от того, обязательно ли по нему предварительное следствие. Если предварительное следствие по делу необязательно, орган дознания осуществляет досудебное производство по делу в полном объеме и направляет дело в суд. Если же в соответствии с УПК по делу обязательно проведение предварительного следствия, то орган дознания вправе выполнить по нему только неотложные следственные действия, а затем обязан передать дело следователю.
В последнем случае полномочиями органа дознания пользуются также:
• капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, если преступление совершено на судне;
• руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от места расположения органа дознания, если преступление совершено по месту нахождения партии и зимовки;
• главы дипломатических и консульских учреждений РФ, если преступление совершено в пределах данных учреждений.
В качестве органа дознания закон называет учреждение или лицо, стоящее во главе учреждения, уполномоченное на производство дознания. Непосредственно же производство дознания по конкретному делу поручается начальником органа дознания дознавателю. Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать решения, кроме случаев, когда требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение (ч. 3 ст. 41 Уголовно-процессуального кодекса). Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Их обжалование никогда не приостанавливает их исполнения.
Начальник подразделения дознания организует работу подразделения познания, поручает подчиненным ему дознавателям проверку сообщений о преступлении, решение вопросов о возбуждении уголовных дел и проведении по ним неотложных следственных действий, либо производство дознания в полном объеме. Начальник подразделения дознания вправе проверять материалы уголовных дел, находящихся в производстве подчиненных ему дознавателей, давать указания о направлении дознания, о производстве процессуальных действий, избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения, изымать уголовное дело у одного дознавателя и передавать его другому, отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства по делу и вносить прокурору представления об отмене незаконных постановлений дознавателя о возбуждении уголовного дела.
Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело, принять его к своему производству, и провести расследование в полном объеме.