Управление финансами Получите консультацию:
8 (800) 600-76-83

Бесплатный звонок по России

документы

1. Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
2. Как использовать материнский капитал на инвестиции
3. Налоговый вычет по НДФЛ онлайн с 2021 года
4. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
5. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
6. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
7. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
8. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
9. Банкротство пенсионной системы неизбежно
10. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
11. Семейный бюджет россиян в 2021 году

О проекте О проекте    Контакты Контакты    Загадки Загадки    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Экономисту » Экономические компетенции

Экономические компетенции

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором

Экономические компетенции

Сегодня мы поговорим про экономические компетенции, дадим определение, разберем виды, признаки, причины и все что ними связано. Я постаралась раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбила её на темы:
Не забываем поделиться:


1. Экономические компетенции
2. Компетенция экономических судов
3. Компетенция суда по экономическим спорам
4. Уровни экономических компетенций
5. Компетенция министерства экономического развития
6. Финансово-экономическая компетенция
7. Формирование экономических компетенций

Экономические компетенции

Экономические компетенции — совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к экономической сфере общества и необходимых для выполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, наемного работника, предпринимателя и др.).

Экономическая сфера — базовая, определяющая в жизни общества. Прямо или косвенно в экономической сфере участвуют все люди, поскольку все мы являемся потребителями товаров и услуг, созданных в производстве; покупателями, участвующими в распределении и обмене; работающие граждане участвуют в производстве товаров и услуг.

Экономическая компетентность выпускника школы предполагает, что он обладает определенным набором компетенций, т. е. готов активно действовать и принимать ответственные решения в различных областях экономической деятельности (потребление, производство, распределение и обмен). Методы и технологии обучения, используемые в компетентностном подходе, должны соответствовать Деятельностной части компетенций, т.е. позволять приобрести опыт их целесообразного применения.

Экономическая компетентность — это результат усвоения экономических знаний и формирования умений, социально значимых качеств личности, экономического мышления и поведения, а также ценностного отношения к процессу приобретения и применения экономической информации, включения в социально-экономические отношения и готовности выполнять социально-экономические действия.

В структуру экономической компетентности специалиста но социальной работе входят следующие компоненты:

• экономическая культура;
• экономическое мышление;
• экономический интерес;
• экономический стереотип;
• экономическая грамотность;
• экономическое сознание;
• экономическое поведение;
• знание экономических законов;
• экономическое мировоззрение;
• экономическая интерпретация;
• экономическое моделирование;
• экономическая конкурентоспособность.

Экономическое поведение — это поведение, связанное с рассмотрением экономических вариантов с целью рационального выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Предпосылками экономического поведения являются экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы.

Экономическая культура — это система ценностей и побуждений к хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху.

Экономическая грамотность — это уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества.

Экономическое пространство — это постоянно развивающаяся социальная система, экономическое взаимодействие институтов социальной защиты, ее субъектов и объектов, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности членов общества, удовлетворения их потребностей. Понятие экономического пространства связано с понятием социальной сферы. Экономическое пространство социальной работы включает экономику системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, сферы трудовых отношений.

Экономика социальной работы — это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг. Эта деятельность проявляется в экономической функции социальной работы.
Самое читаемое за неделю

документ Введение ковидных паспортов в 2021 году
документ Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
документ Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
документ 35 банков обанкротятся в 2021 году


Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.

Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля за их эффективным использованием.

Принципы экономики социальной работы:

• принцип гуманизма: признание человека высшей ценностью, защита его прав, создание условий для социально-экономического благополучия человека;
• принцип общественной целесообразности: поддержка граждан, которые в силу объективных причин не могут себя обеспечить;
• принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения: государство гарантирует гражданам экономическое обеспечение на минимальном уровне;
• принцип экономической эффективности: соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование, отчисления на социальную сферу должны соотноситься с макроэкономическими показателями (валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др.), оптимальное соотношение между социальными выплатами и заработной платой;
• принцип экономической самостоятельности: разграничение экономических полномочий субъектов различных уровней.

Как экономическая категория социальная защита населения представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан. В этом смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источника образования фондов и организации обеспечения.

Социальное обеспечение можно определить как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных внебюджетных фондов, создаваемых на страховой основе, и ассигнований государства.

Реализацию государством конституционных прав граждан на получение важнейших социальных благ и услуг называют социальными гарантиями.

К ним относят:

• право на выбор места работы, на профессиональную деятельность;
• минимальный размер заработной платы;
• минимальный размер пенсии;
• пособия при рождении ребенка;
• минимальный размер пособия по безработице;
• минимальный размер стипендии;
• право на жилище;
• право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
• право на образование.

Под социальным обеспечением понимают систему обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, имеющих детей. В Конституции РФ указывается «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
интересное на портале
документ Тест "На сколько вы активны"
документ Тест "Подходит ли Вам ваше место работы"
документ Тест "На сколько важны деньги в Вашей жизни"
документ Тест "Есть ли у вас задатки лидера"
документ Тест "Способны ли Вы решать проблемы"
документ Тест "Для начинающего миллионера"
документ Тест который вас удивит
документ Семейный тест "Какие вы родители"
документ Тест "Определяем свой творческий потенциал"
документ Психологический тест "Вы терпеливый человек?"


В случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (ст. 39). Система социального обеспечения включает: пенсии; пособия работающим; пособия семьям, воспитывающим детей; содержание и обслуживание престарелых граждан и инвалидов; пособия по безработице.

Социальное страхование — это одна из основных форм социального обеспечения граждан, представляющая собой систему обеспечения граждан при наступлении страхового случая.

Социальную помощь — предоставление гражданам, нуждающимся в поддержке, денежных и натуральных выплат — также можно отнести к форме социального обеспечения.

Экономические методы социальной работы — это способы достижения социальных целей на основе экономических принципов.

Это методы:

• система минимальных социально-экономических гарантий (минимальная заработная плата, прожиточный минимум);
• компенсация доходов;
• система льгот;
• система государственных пособий;
• нормативный анализ (изучение и определение таких научно обоснованных, социально-экономических стандартов и нормативов, как размер пенсий, пособий);
• позитивный анализ (изучает взаимосвязь экономических явлений, например рост цен и снижение уровня жизни).

Социальная помощь бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и др.

Социальная помощь — это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума. Фактически речь идет об оказании строго адресной социальной помощи. Эта помощь может быть предоставлена в виде социального пособия, субсидии, компенсации или жизненно необходимых товаров.

Социальное пособие — это безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов.

Субсидия — это имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Компенсация — это возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Таким образом, социальная помощь может выражаться как в виде денежной выплаты (пособия, субсидии, компенсации), так и в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Льготы — это предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

Социальные льготы — это предоставленные отдельным категориям граждан преимущества в пользовании общественными фондами потребления, частичное освобождение от выполнения установленных законом норм или облегчение условий их выполнения. Национальный доход распадается на фонд потребления и фонд накопления.

Льготы выполняют важные социальные функции. Это:

• средство достижения социального равенства в обществе (льготы многодетным семьям, несовершеннолетним, инвалидам и т.п.);
• способ поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом (льготы некоторым рабочим и служащим, инвалидам и участникам войны, семьям погибших военнослужащих и др.);
• компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества (шахтерам, железнодорожникам, военнослужащим, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, и др.);
• средство стимулирования видов деятельности (для совмещающих работу с обучением и др.).

Основой для получения социальных льгот являются федеральные законы, законы субъектов Федерации, указы Президента России, постановления Правительства РФ, инструкции и другие нормативные акты. От «уровня» нормативного акта зависит и финансовое обеспечение льгот.

В контексте социальной работы фандрайзинг — это деятельность по поиску и сбору средств как на осуществление социально значимых программ, так и для организационной поддержки некоммерческих организаций или других субъектов социально значимой деятельности.

Грант — эго безвозмездная целевая субсидия, предоставляемая на конкурсной основе организации, инициативной группе или индивидуальному лицу для реализации заявленного проекта в той или иной сфере деятельности.

Получить грант непросто, поскольку конкуренция очень велика. В последнее время фонды часто практикуют финансирование совместных проектов российских и зарубежных некоммерческих организаций, и в этом случае шансы повышаются у организаций, имеющих партнеров за рубежом.

У фандрайзинга есть ресурсы внешние (собственно фандрайзинг) и внутренние.

К внешним ресурсам относятся:

1) гранты международных благотворительных организаций и фондов;
2) средства из местного бюджета: чаще всего их выделяют, когда администрация (или другая госструктура, например Комитет по образованию) заинтересована в проводимом некоммерческой организацией мероприятии (реально получить средства в виде зачета стоимости энергообеспечения или телефонной связи офиса, выделения транспорта для обслуживания мероприятия и т.п.);
3) средства из иных фондов, бывают как внебюджетные, так и включенные в бюджет; такие фонды действуют на разных уровнях и управляются разными структурами — комитетами охраны природы, администрацией региона или правлением фонда; получить финансирование от фонда реальнее, чем из бюджета, поскольку деньги фонда — целевые;
4) участие в государственных (или региональных) целевых программах: например, программа по поддержке молодежи может профинансировать проведение экологических занятий со школьниками или же мероприятия природоохранного характера, в которых примет участие молодежь; в программу по поддержке малого предпринимательства может хорошо «вписаться» экологически ориентированное производство. Такими программами управляют соответствующие ведомства, а на местах создаются специальные фонды (сведения о них можно получить у местной администрации);
5) обращение в коммерческие компании, банки, многие из которых начинают финансировать благотворительные программы и мероприятия. Здесь можно рассчитывать как на получение целевого пожертвования, так и на спонсорские средства (спонсор имеет определенную коммерческую выгоду от взаимодействия с получающей его деньги организацией). Нужно учесть, что спонсирующей компании бывает легче предоставить свои товары (бесплатно или с ощутимой скидкой) либо оплатить какие-то счета, чем выделить деньги;
6) сбор пожертвований осуществляется различными способами - с помощью адресных обращений (как к частным лицам, так и к организациям), во время специальных мероприятий, в своем офисе (ставится «копилка» для сбора средств с помещенной на ней информацией о том, на что они пойдут) и т.д.

К внутренним ресурсам (самофинансирование) относятся:

1) членские взносы;
2) проведение благотворительных мероприятий: концертов, лотерей, распродажи товаров или атрибутики (значков, плакатов, наклеек, маек) и др.;
3) зарабатывание: может быть развернуто социально или экологически ориентированное производство, организовано оказание различного рода платных услуг (обеспечение информацией, проведение обучающих семинаров), выполнение договорных работ (например, исследовательских).

Компетенция экономических судов

В соответствии со статьей 32 Устава СНГ «Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества.

К ведению Экономического суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов.

Экономический суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.

Экономический суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем, утверждаемым Советом глав государств».

В соответствии с Положением об Экономическом Суде СНГ организация, порядок деятельности, компетенция Экономического Суда СНГ определяются межгосударственными соглашениями и вышеназванным Положением. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического Суда СНГ.

К ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров:

• возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества (далее — акты Содружества) и других его институтов;
• о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда СНГ могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.

Часть вторая пункта 3 Положения об Экономическом Суде СНГ расширила предметную юрисдикцию Экономического Суда СНГ посредством включения государствами-участниками Содружества юрисдикционных оговорок о передаче Экономическому Суду СНГ других споров, связанных с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.

В настоящее время в рамках Содружества принято 39 международных правовых актов, содержащих оговорки, предусматривающие юрисдикцию Экономического Суда.

Включение в текст договоров юрисдикционных оговорок привело к расширению компетенции Экономического Суда СНГ и увеличению числа государств, правомочных обращаться в Экономический Суд СНГ.

Так, в число государств-членов Договора о создании Экономического союза, принявших обязательства решать спорные вопросы, связанные с толкованием и выполнением Договора путем переговоров или путем обращения в Экономический Суд СНГ (статья 31), входят также и государства, не являющиеся участниками Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Туркменистан.

Споры рассматриваются Экономическим Судом СНГ по заявлению заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества.

Экономический Суд СНГ не может отказаться от разрешения спора за отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права.

По результатам рассмотрения спора Экономический Суд СНГ принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Экономического Суда СНГ, обеспечивает его исполнение.

Решение Экономического Суда СНГ должно соответствовать положениям соглашений и иным актам Содружества Независимых Государств, а также применимым нормативным актам.

Экономический Суд осуществляет толкование:

• применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов;
• актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Экономический Суд СНГ имеет право запрашивать необходимые для рассмотрения дел материалы от органов государств-участников, субъектов хозяйствования и должностных лиц. Требования Экономического Суда СНГ, предъявляемые в пределах его компетенции, являются обязательными.

Судопроизводство в Экономическом Суде СНГ осуществляется на языке межгосударственного общения, принятом в Содружестве.

Обращение в Экономический Суд СНГ не облагается пошлиной. Средства, взысканные в виде судебных издержек, определяемых Экономическим Судом СНГ, со стороны спора, направляются на возмещение расходов Экономического Суда СНГ. Расходы на судебные издержки при рассмотрении запросов о толковании возлагаются на Экономический Суд СНГ.

Решения Экономического Суда СНГ и постановления его Пленума подлежат обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ.

Судопроизводство в Экономическом Суде СНГ осуществляется в соответствии с Регламентом Экономического Суда СНГ.

Компетенция суда по экономическим спорам

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

• об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;
• об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;
• об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
• об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
• о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
• другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Основания для установления компетенции арбитражных судов РФ по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом, закреплены АПК РФ (глава 32).

При разрешении вопроса о компетенции арбитражных судов Российской Федерации по экономическим спорам, осложненным иностранным элементом, арбитражные суды руководствуются общими правилами, установленными ст. 247 АПК РФ, правилами об исключительной и договорной компетенции (ст. 248, 249 АПК РФ), а также правилами о компетенции арбитражных судов по применению обеспечительных мер по экономическим спорам, осложненным иностранным элементом, установленными ст. 250 АПК РФ.

В случае, если арбитражный суд придет к выводу о наличии компетенции в отношении определенного спора, внутригосударственная подсудность определяется по правилам параграфов 1 и 2 главы 4 АПК РФ. Однако в случае, если в параграфах 1 и 2 главы 4 АПК РФ отсутствуют применимые правила, положения о компетенции следует толковать как одновременно устанавливающие правила о внутригосударственной подсудности. Например, если требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшими место на территории Российской Федерации или при наступлении вреда на территории Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 247 АПК РФ), истец вправе предъявить иск в арбитражный суд того субъекта Российской Федерации, на территории которого имело место действие или иное обстоятельство, повлекшее причинение вреда, либо в арбитражный суд того субъекта Российской Федерации, на территории которого наступил вред.

При решении вопроса о принятии (возврате) искового заявления, заявления по экономическому спору, возникающему из отношений, осложненных иностранным элементом, а также при заявлении лицами, участвующими в деле, ходатайств об оставлении искового заявления без рассмотрения или о прекращении производства по делу ввиду отсутствия компетенции арбитражного суда Российской Федерации, наличия соглашения сторон о передаче спора в суд иного государства, либо по причине наличия вступившего в законную силу решения иностранного суда арбитражный суд проверяет, не относится ли рассмотрение такого спора к исключительной компетенции арбитражных судов Российской Федерации.

Нарушение исключительной компетенции арбитражных судов Российской Федерации является основанием отказа в признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения (п. 3 ч. 1 ст. 244 АПК РФ).

К исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации по делам по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом, относятся дела по спорам:

1) в отношении находящегося в государственной собственности Российской Федерации имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;
2) предметом которых являются недвижимое имущество, если такое имущество находится на территории Российской Федерации, или права на него;
3) связанным с регистрацией или выдачей патентов, регистрацией и выдачей свидетельств на товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели или регистрацией других прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые требуют регистрации или выдачи патента либо свидетельства в Российской Федерации;
4) о признании недействительными записей в государственные реестры (регистры, кадастры), произведенных компетентным органом Российской Федерации, ведущим такой реестр (регистр, кадастр);
5) связанным с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории Российской Федерации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц (ч. 1 ст. 248 АПК РФ).

Норма п. 1 ч. 1 ст. 248 АПК РФ подлежит применению при определении компетенции арбитражных судов Российской Федерации также в отношении имущества, находящегося в собственности муниципальных образований в Российской Федерации, в том числе по спорам, связанным с приватизацией такого муниципального имущества (ч. 5 ст. 3 АПК РФ).

К спорам, предметом которых является находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество или права на него, относятся в том числе иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста, а также иные дела, в которых удовлетворение заявленного требования и его принудительное исполнение повлечет необходимость государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество или внесение записи в Единый государственный реестр недвижимости или иной государственный реестр Российской Федерации, если такие споры не отнесены к подсудности судов общей юрисдикции. При этом воздушные и морские суда, а также суда внутреннего плавания для целей применения нормы п. 2 ч. 1 ст. 248 АПК РФ считаются находящимися на территории Российской Федерации, если право собственности или иные права на них зарегистрированы в государственном реестре Российской Федерации (ст. 1207 ГК РФ; ч. 5 ст. 3 АПК РФ).

Участники международных экономических отношений и иных отношений, связанных с осуществлением экономической деятельности, вправе заключить пророгационное соглашение о рассмотрении споров в арбитражном суде Российской Федерации (договорная компетенция). Пророгационным соглашением является соглашение сторон о передаче в арбитражный суд Российской Федерации всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет. В таком случае арбитражный суд Российской Федерации будет обладать исключительной компетенцией по рассмотрению данного спора при условии, что такое соглашение не изменяет исключительную компетенцию иностранного суда (ст. 249 АПК РФ).

Положения ст. 249 АПК РФ предусматривают, в том числе возможность заключения пророгационного соглашения (соглашения о выборе арбитражного суда Российской Федерации для рассмотрения возникших или могущих возникнуть споров) между двумя иностранными лицами.

Предусмотренная ч. 2 ст. 249 АПК РФ обязательная письменная форма пророгационного соглашения считается соблюденной, в частности, если оно составлено в виде отдельного соглашения, оговорки в договоре либо такое соглашение достигнуто путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, включая электронные документы, передаваемые по каналам связи, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от другой стороны.

С учетом положений ст. 9 АПК РФ пророгационное соглашение также считается заключенным в письменной форме, если оно совершается путем обмена процессуальными документами (в том числе исковым заявлением и отзывом на исковое заявление), в которых одна из сторон заявляет о наличии пророгационного соглашения, а другая против этого не возражает.

Ссылка в договоре на документ, содержащий пророгационное соглашение, представляет собой пророгационное соглашение, заключенное в письменной форме, при условии, что указанная ссылка позволяет считать такое соглашение частью договора.

Пророгационное соглашение не может изменять правила о внутригосударственной подсудности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 3, ст. 248, 249 АПК РФ исключительная компетенция арбитражных судов Российской Федерации не может быть изменена соглашением о передаче спора в компетентный суд иностранного государства (пророгационным соглашением) или соглашением об исключении компетенции арбитражных судов Российской Федерации (соглашением).

Если из заключенного сторонами пророгационного соглашения следует, что воля сторон направлена на разрешение экономического спора в арбитражном суде Российской Федерации, но отсутствуют указания на конкретный арбитражный суд Российской Федерации, то при определении суда, которому надлежит рассматривать дело, и подсудности спора арбитражному суду применяются нормы АПК РФ (параграфы 1 и 2 главы 4).

Если нормы параграфа 2 главы 4 АПК РФ не позволяют определить внутригосударственную подсудность экономического спора, спор подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Московской области (ч. 5 ст. 3, ч. 7 ст. 38 АПК РФ).

По смыслу ч. 1 ст. 249 АПК РФ арбитражный суд признает заключенным и исполнимым пророгационное соглашение, согласно которому споры из правоотношений сторон должны рассматриваться в суде страны той стороны, которая в будущем выступит истцом (или ответчиком).

При этом под исполнимым пророгационным соглашением понимается соглашение, на основании которого возможно установить истинное намерение (действительную волю) сторон в отношении компетенции арбитражного суда Российской Федерации.

После возбуждения производства по делу в соответствии с нормами о компетенции по первоначальному иску встречный иск применительно к ч. 10 ст. 38 АПК РФ независимо от его подсудности предъявляется в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска, кроме случаев, когда рассмотрение спора по встречному иску отнесено к подсудности судов общей юрисдикции или к исключительной компетенции иностранных судов.

Ст. 249 АПК РФ не связывает действительность пророгационного соглашения с неизменным составом его участников. В связи с этим при перемене лица в обязательстве, в отношении которого заключено пророгационное соглашение, право на защиту интересов в конкретном суде, избранном первоначальными сторонами, также переходит к правопреемнику. Следовательно, ранее достигнутое пророгационное соглашение действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, а равно как первоначального, так и нового должника, если стороны своим соглашением не установили иное, а также, если этот спор остается в ведении арбитражного суда и при этом не нарушается исключительная компетенция иностранного суда.

Исходя из автономности соглашения о порядке разрешения споров недействительность и (или) незаключенность основного договора сами по себе не влекут за собой недействительности и неисполнимости пророгационного соглашения.

В случае истечения срока действия основного договора пророгационное соглашение сохраняет силу.

Если стороны не договорились об ином, пророгационное соглашение по спору, возникающему из договора или в связи с ним, распространяется и на любые действия сторон пророгационного соглашения, направленные на исполнение, изменение или расторжение указанного договора.

Пророгационное соглашение, содержащееся в договоре, распространяется также на любые споры, связанные с заключением договора, его вступлением в силу, изменением, прекращением, действительностью, в том числе с возвратом сторонами всего исполненного по договору, признанному недействительным или незаключенным, если иное не следует из самого пророгационного соглашения.

По смыслу ст. 252 АПК РФ, при наличии пророгационного соглашения о передаче спора в компетентный суд иностранного государства арбитражный суд Российской Федерации оставляет исковое заявление, заявление без рассмотрения, если любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора в арбитражном суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде Российской Федерации, за исключением случаев, если арбитражный суд установит, что пророгационное соглашение недействительно, утратило силу, не может быть исполнено или не предусматривает исключение компетенции арбитражных судов Российской Федерации (ч. 5 ст. 3, п. 5 ч. 1 ст. 148 АПК РФ). Указанные правила применяются вне зависимости от того, находится ли в производстве иностранного суда дело по спору между сторонами пророгационного соглашения.

В случае возбуждения производства по делу в судах нескольких государств между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям арбитражный суд, применительно к ст. 148, 252 АПК РФ, оставляет исковое заявление, заявление без рассмотрения, если в арбитражном суде Российской Федерации производство возбуждено позднее и рассмотрение данного дела не относится к исключительной компетенции арбитражного суда в Российской Федерации в соответствии со ст. 248, 249 АПК РФ.

В основе общих правил определения компетенции арбитражных судов Российской Федерации лежит принцип наличия тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации, поэтому нормы ч. 1 ст. 247 АПК РФ должны толковаться с учетом этого принципа.

Перечень оснований компетенции арбитражных судов Российской Федерации, установленный ч. 1 ст. 247 АПК РФ, не является исчерпывающим.

По общему правилу к компетенции арбитражных судов Российской Федерации относятся дела с участием иностранных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность через находящиеся на территории Российской Федерации филиалы или представительства иностранных организаций, а не созданных в иностранной юрисдикции их филиалов или представительств, деятельность которых не имеет тесной связи с территорией Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 247 АПК РФ). Поэтому при предъявлении иска к такому филиалу или представительству иностранной организации арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим — иностранной организацией (ч. 1 ст. 47 АПК РФ).

Если истец не согласен на замену указанного филиала или представительства иностранной организации самой иностранной организацией, производство по делу подлежит прекращению (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

При применении п. 9 ч. 1 ст. 247 АПК РФ под спорами, возникшими из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации информационно-телекоммуникационных сетей «Интернет» на территории Российской Федерации, следует понимать в том числе споры, связанные с защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, товаров, работ, услуг и предприятий, использованные при регистрации доменных имен в российской доменной зоне (национальные домены первого уровня и доменные зоны второго уровня, ориентированные на российскую аудиторию либо включающие сайты на кириллице), а если регистрация осуществлена на территории Российской Федерации (регистратором выступает российское лицо), то и в иных доменных зонах.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 247 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации в каждом конкретном случае с учетом всей совокупности обстоятельств дела.

Подтверждением наличия тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации, в частности, могут служить доказательства того, что:

— территория Российской Федерации является местом, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон; предмет спора наиболее тесно связан с территорией Российской Федерации;
— основные доказательства по делу находятся на территории Российской Федерации; применимым к договору правом является право Российской Федерации;
— регистрация физического лица, осуществляющего функции органа управления иностранной компании на территории Российской Федерации, произведена по месту жительства на территории Российской Федерации;
— сайт с доменным именем, в отношении которого возник спор (за исключением доменных имен в российской доменной зоне), ориентирован в первую очередь на российскую аудиторию, коммерческая деятельность ориентирована на лиц, находящихся в юрисдикции Российской Федерации.

Для целей применения п. 2 ч. 1 ст. 247 АПК РФ и во взаимосвязи с п. 10 ч. 1 ст. 247 АПК РФ местом нахождения представительства иностранного лица на территории Российской Федерации может признаваться постоянное место деятельности, где полностью или частично осуществляется деятельность такого лица на территории Российской Федерации, независимо от отсутствия его формальной регистрации или аккредитации в установленном законом порядке.

Данный факт может быть установлен, в частности, из обстоятельств дела, указывающих на то, что иностранное лицо продолжительное время имело на территории Российской Федерации постоянное место деятельности, где оно осуществляло коммерческую деятельность на российском рынке, информация о деятельности иностранного лица представлена на сайте, зарегистрированном в российской доменной зоне (например, «.RU», «.SU» и «.РФ») на русском языке, местонахождение постоянного представительства иностранного лица на территории Российской Федерации для целей налогообложения установлено судом по иному делу.

Если нормы параграфа 2 главы 4 АПК РФ не позволяют определить внутригосударственную подсудность экономического спора, спор подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Московской области (ч. 5 ст. 3, ч. 7 ст. 38 АПК РФ).

Арбитражным судам следует учитывать, что двусторонние и многосторонние международные договоры Российской Федерации могут содержать иные правила, определяющие компетенцию арбитражных судов по делам с участием иностранных лиц, чем правила, предусмотренные в АПК РФ. В таком случае при определении компетентного суда приоритетному применению подлежат нормы международного договора, определяющего положения о подсудности в силу ч. 3 ст. 3, ч. 4 ст. 13 АПК РФ.

Например, ст. 4 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (далее — Соглашение), специального международного договора, регламентирующего сотрудничество государств в области разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, предусмотрены основания компетенции арбитражных судов Российской Федерации по спорам, названным в ст. 1 Соглашения.

Если иное не предусмотрено правилами об исключительной компетенции, при наличии пророгационного соглашения и международного договора, устанавливающего правила определения компетенции, применяются положения пророгационного соглашения.

Так, иск по спору, возникшему по поводу перевозок, осуществляемых в соответствии с Конвенцией о международной дорожной перевозке грузов (Женева) (далее — Женевская конвенция), может быть подан в компетентный суд стран — участниц Женевской конвенции, указанный в пророгационном соглашении сторон. При отсутствии такого соглашения компетентный суд определяется по усмотрению истца в соответствии с Женевской конвенцией (п. 1 ст. 31).

В части, не урегулированной нормами международного договора, при определении компетенции арбитражного суда по спорам, осложненным иностранным элементом, подлежат применению соответствующие нормы АПК РФ.

Применительно к ч. 1 ст. 148 АПК РФ участие иностранного лица в судебном разбирательстве и отсутствие возражений с его стороны в отношении компетенции арбитражного суда Российской Федерации до первого заявления по существу спора подтверждают его волю на рассмотрение спора указанным судом и влекут за собой утрату права ссылаться на отсутствие компетенции у данного суда (правило утраты права на возражение) (ч. 5 ст. 3 АПК РФ). Такое процессуальное поведение ответчика в суде первой инстанции не дает оснований для прекращения производства по делу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Указанное правило не подлежит применению в случае, если спор отнесен к исключительной компетенции иностранного суда либо этот спор находится в ведении суда общей юрисдикции.

Международным договором может быть установлен иной момент истечения срока для принятия таких возражений по компетенции суда (например, п. 2 ст. 4 Соглашения).

Уровни экономических компетенций

Суммируя промежуточные результаты всех этапов, мы пришли к выводу, что экономические компетенции обучающихся как результат, критерий профессионально направленной учебной работы закрепляется в определенной организационной структуре, которая выступает в виде уровней проявления экономических компетенций и обладает уровневой характеристикой.

В формировании экономических компетенций обучающихся нами были выделены уровни: низкий, средний и высокий. В основе каждого уровня лежит степень сформированности экономических компетенций (ключевых, профессиональных и дополнительных) в виде индивидуально-личностного развития студента.

Уровень экономических компетенций обучающихся (УЭК) определялся по трем критериям: когнитивно-познавательному, мотивационно-личностному и деятельностно-креативному. При этом под системой критериев мы вслед за А.К. Марковой понимаем идеальную модель, с которой сравнивается реальное явление и устанавливается степень их соответствия. Предлагаемые нами критерии можно отнести к объективным, поскольку с их помощью мы устанавливаем, насколько выпускник профессионального образовательного учреждения, как специалист, соответствует экономическим императивам.

Каждый из критериев раскрывается посредством системы эмпирических показателей, отражающих степень сформированности отдельно взятого компонента.

В качестве показателей выделенных выше критериев, то есть измерителями последних, выступают следующие:

1. когнитивно-познавательный:
• знание экономических терминов и понятий, умение объяснить их смысл;
• проявление интереса к экономическим проблемам современности;
• умение планировать расходы;
• применение знаний для характеристики экономических проблем;
• умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экономических • проблем;
• способность выявления закономерности функционирования рыночных механизмов;
• применение экономических знаний для решения стереотипных и нестандартных задач;
2. мотивационно-личностный:
• соблюдение режима экономии в образовательном учреждении и дома (бережливость);
• планирование и регулирование своего поведения в экономических ситуациях (самостоятельность);
• расчет объема работы и затрат на её выполнение (рациональность);
• качество выполнение порученной работы (трудолюбие);
• эффективность выполнения работы и решения проблемных экономических ситуаций (предприимчивость);
• потребность в экономической деятельности как предпосылки устойчивого развития общества и • производства;
• понимание необходимости формирования экономической компетентности;
3. деятельностно-креативный:
• умение анализировать экономические ситуации и находить возможности повышения их эффективности;
• способность переноса знаний в практическую деятельность;
• необходимость внешнего руководства в экономической деятельности;
• умение расставлять приоритеты для достижения результата в экономической деятельности;
• проявление самостоятельности в постановке целей, выбор путей достижения цели;
• способность моделирования экономической деятельности;
• предпочтение инновационных и/или краткосрочных проектов.

Таким образом, для оценки результатов экспериментальной работы были выделены три критерия с характеристикой показателей по каждому критерию и уровню, а также с учетом ключевых, профессиональных и дополнительных экономических компетенций на разных этапах, что позволит осуществить сравнительный анализ экономических компетенций обучающихся экспериментальных и контрольных групп.

Суммарная величина УЭК вычислялась по разработанной нами методике и варьировалась в пределах от «0» до «10».

Для проведения диагностического опроса студентов экспериментальных и контрольных групп была разработана анкета, включающая в себя 100 специальных и содержательных вопросов открытого, закрытого и полуоткрытого типов.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. важной составляющей экономических компетенций являются экономические знания и экономические ценности будущих специалистов;
2. студентов волнуют не только глобальные экономические проблемы, но и свое личное взаимодействие с обществом и рынком. Однако экономическое сознание студентов может быть оценено, как бытовое;
3. уровень сформированности экономических знаний и ценностей студентов как экспериментальных, так и контрольных групп невысок. Это можно объяснить тем, что в профессиональных учебных заведениях работа по формированию экономических компетенций носит эпизодический характер, отсутствуют практические виды профессионально ориентированной экономической деятельности;
4. различия в уровне экономических компетенций в половых группах менее значительны, чем в группах по курсам обучения. У девушек наблюдался более эмоциональный подход к экономическим проблемам и более оптимистичное и ответственное отношение к обществу по сравнению с более реалистичным у юношей. Группы выпускников отличаются более зрелым и реалистичным взглядом на экономическую ситуацию в регионе и больше уверенностью в самооценке своей деятельности. Это можно объяснить ростом профессиональной и личностной уверенности студентов в период производственной практики;
5. исследование выявило низкую активность студентов в вопросах, требующих самостоятельной формулировки причин, примеров, предложений. Это может свидетельствовать об отсутствии активной экономической позиции и несформированности рефлексивных, прогностических и аналитических умений;
6. исходный уровень экономических компетенций участников эксперимента (без выделения групп по половому признаку и курсам обучения) оказался близким, с явным преобладанием среди них представителей группы со средним и низким УЭК.

На основе письменных и устных ответов студентов, наблюдения за образовательным процессом, бесед со студентами и преподавателями учебных заведений был сделан вывод о недостаточном уровне сформированности экономических компетенций выпускников. Были выяснены также основные барьеры, мешающие эффективной экономической подготовке специалистов: диагностические, научно-методические, познавательные, психологические, аксиологические и культурные, а также недостаточная подготовленность должностных лиц и преподавателей к управлению процессом формирования экономических компетенций обучающихся.

Полученные в ходе мотивационно-ценностного этапа эксперимента эмпирические данные и выводы были положены в основу когнитивно-деятельностного этапа.

На начальной (подготовительной) фазе когнитивно-деятельностного этапа эксперимента была организована деятельность временных творческих групп, научно-теоретических и обучающих семинаров, научно-методических советов, педагогических советов с целью создания позитивного отношения педагогических коллективов и социальных партнеров к проведению эксперимента, повышения экономической и научно-методической компетентности руководителей подразделений учебных заведений и преподавателей.

Важнейшим звеном экспериментальной работы этой фазы стала организация научно-методической деятельности предметно-цикловых комиссий (ПЦК) по экономизации содержания учебной работы. При этом под экономизацией мы понимаем ценностно-ориентационное влияние экономики как комплексной, интегративной науки на компоненты образовательного процесса (цели, содержание, методы обучения и воспитания, организацию и управление обучением и воспитанием), нормативно определяемые профессиональной образовательной программой и требованиями ФГОС ВПО (СПО, НПО) по конкретной специальности. В целом были проведены следующие мероприятия.

Проанализировано содержание учебных планов, установлены приоритеты формирования экономических компетенций (знаний, умений, навыков); выявлены способы оптимизации взаимоотношений между предметно-цикловыми комиссиями, кураторами и органами соуправления.

Определены уровни, способы и необходимые педагогические средства экономизации и профессионализации содержания учебной работы.

Разработана методика определения реального уровня экономических знаний, умений, навыков в контексте учебной работы.

Основная фаза когнитивно-деятельностного и рефлексивно-преобразующего этапов эксперимента являлась наиболее сложной ступенью нашей работы, т.к. предстояло свести все элементы проведенного теоретического и диагностического исследования в единую, целостную и непротиворечивую систему, осуществить реализацию теоретической модели формирования экономических компетенций выпускников.

В ходе этапов предусматривалось четыре направления работы:

1. Научно-методическое обеспечение. Содержание этого направления включает диагностическую работу, анализ, обобщение эмпирической информации о процессе формирования экономических компетенций обучающихся в образовательном процессе профессиональных образовательных учреждений; динамику происходящих изменений, выявление трудностей, препятствующих эффективности экономической подготовки студентов; обеспечение готовности руководителей подразделений, преподавателей и социальных партнеров к управлению процессом формирования экономических компетенций выпускников; разработку учебно-методического обеспечения.
2. Теоретическая экономическая подготовка. В рамках данного направления осуществлялась экономизация содержания профессионального образования. При этом подача учебного материала осуществлялась последовательно для последующего формирования ключевых, профессиональных и дополнительных экономических компетенций в соответствии с этапами эксперимента.
3. Практическая экономическая подготовка. В рамках данного направления предусматривалось создание экономических заданий на практику с учетом специфики специальности, а также более активное использование имитационных методов обучения, в том числе практикума «Учебная фирма». Именно это направление стало основным в процессе формирования ключевых и профессиональных экономических компетенций.
4. Исследовательская работа, включающая учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу студентов и рассматриваемая нами как наиболее эффективная в формировании когнитивной составляющей экономических компетенций выпускников, в которой студенты приобретают опыт творческого решения проблем экономики, общества и рынка. Данный вид деятельности оказал наибольшее влияние на формирование у студентов дополнительных экономических компетенций.

Изучив разработки И.Д. Зверева, мы выяснили, что экономизация содержания учебной работы в рамках учебных дисциплин может быть многопредметной, однопредметной и смешанной.

Цели нашего исследования более всего соответствовала смешанная модель, которая позволяла выделить линии интеграции учебных дисциплин для разных специальностей, ввести, таким образом, в содержание профессионально направленной работы по учебным дисциплинам стратегические экономические цели. Во время когнитивно-деятельностного этапа в экспериментальных группах был введен новый имитационный метод обучения в виде практикума «Учебная фирма». На данном этапе был проведен выбор имитационных методов обучения и педагогических условий их применения в процессе подготовки специалистов на каждом образовательном уровне, а также определены содержание и технология использования нового метода «Учебная фирма». Вместе с тем мы использовали и однопредметную модель, когда ввели в план работы экономические кружки и объединения. В контрольных группах во время когнитивно-деятельностного этапа проводились занятия по обычным календарно-тематическим планам.

Результаты работы по формированию экономических компетенций студентов отслеживались в процессе текущего и итогового мониторинга.

Диагностика в рамках мониторинга экономических компетенций студентов в воспитательном процессе профессиональных образовательных учреждений проводилась в несколько этапов: предваряющий (входная диагностика), начальный (текущий педагогический контроль), основной (рубежный контроль), заключительный (итоговая диагностика).

Результаты диагностических исследований служили основой для разработки рекомендаций по совершенствованию профессионально направленной учебной работы и экономической подготовки студентов.

Методика определения реального уровня экономических знаний, умений и навыков включала три шага: 1 шаг – экономические знания, 2 шаг – экономические умения, 3 шаг – экономические навыки. Каждый шаг объединял задания по основным темам, аспектам, проблемам экономики нарастающей сложности. Каждое задание оценивается в отдельности, затем высчитывалась сумма баллов за все задания, за шаг, и затем из суммарных оценок за каждый из 3-х шагов вычислялся общий балл за выполнение всех заданий разработанной методики.

Для каждого этапа и уровня образовательного учреждения, а на некоторых этапах и для каждой группы заданий, были разработаны собственные критерии оценки, обусловленные особенностями учебной дисциплины, специальности подготовки, курса обучения.

Первую группу заданий составили тесты, с помощью которых оценивался уровень теоретических экономических знаний студентов. В качестве основного инструмента диагностики экономических компетенций обучающихся выступали кейс-измерители – это совокупность ситуационных моделей, включающих проблемные задачи, предлагающие студенту осмыслить реальную экономическую ситуацию, описание которой не только отражает какую-либо жизненную, производственную или социальную проблему, но и актуализирует определенный комплекс экономических и профессиональных знаний, необходимых для разрешения данной проблемы. Такую проблему отличает отсутствие однозначных решений, что побуждает студента искать пути оптимизации подходов, анализировать методы решений и аргументировать свой выбор метода. В основном эти измерители были предназначены для сопровождения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Использование ситуационных заданий соответствует компетентностному подходу к оценке результатов обучения, что для нас имело принципиальное значение.

Задания для оценки экономических компетенций студентов представляли собой единую ситуационную задачу, требующую моделирование алгоритма решения в виде последовательно описываемых этапов. Каждый из них характеризует экономическую проблему, детерминированную квалификационными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по конкретной специальности (ФГОС ВПО, СПО, НПО). При этом экономические компетенции выпускников проверялись и оценивались интегрировано, а не по отдельным дисциплинам учебного плана. Ситуационное задание в некоторых случаях состояло из отдельных вопросов, составленных таким образом, чтобы выбор охватываемых ими проблем обеспечивал проверку умений по тем базовым и специальным дисциплинам, которые формируют экономические компетенции выпускника (т.е. несут в себе информацию, непосредственно связанную с обобщенными задачами экономической профессиональной деятельности будущих специалистов).

В ходе контрольного эксперимента нами использовались следующие виды кейс-заданий:

• задания со свободно конструируемым ответом;
• задания свободного изложения в тестах;
• задания свободного изложения;
• задания с развернутым ответом.

Основой для определения системы оценивания или выставления баллов за выполнение задания стал анализ спектра ответов студентов (на выборке апробации) и соотнесение данного спектра ответов с экспертными критериями оценивания.

Компетенция министерства экономического развития

Министерство экономического развития Российской Федерации образовано в соответствии с указом Президента Российской Федерации N 724, утвердившим положение о Министерстве.

Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку и реализацию экономической политики Правительства России по целому ряду направлений.

Основные функции Минэкономразвития России:

• выработка государственной политики сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития;
• нормативно-правовое регулирование экономической политики;
• развитие предпринимательской деятельности (в том числе малого и среднего бизнеса).

Министерство также отвечает за сферу лицензирования, проведение оценки регулирующего воздействия, аккредитацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности.

В компетенции Минэкономразвития находится также надзор за деятельностью СРО оценщиков и арбитражных управляющих, поддержка социально ориентированных НКО.

Кроме того, министерство ответственно за госполитику в сфере:

• публичной нефинансовой отчетности;
• внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли);
• корпоративных отношений;
• банкротства и финансового оздоровления;
• оценочной деятельности;
• официального статистического учета;
• инвестиционной деятельности и государственных инвестиций.

Ведомство курирует формирование межгосударственных и федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, разработку и реализацию программ социально-экономического развития России.

В сфере ответственности Минэкономразвития также находятся:

• создание и функционирование особых экономических зон и особых правовых режимов;
• приграничное и межрегиональное сотрудничество;
• территориальное планирование;
• разработка и реализация комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов.

Вышестоящий орган государственной власти - Правительство Российской Федерации.

Финансово-экономическая компетенция

На данный момент российский финансовый рынок развивается очень динамично, постоянно увеличивается многообразие финансовых услуг. Однако рядовые потребители часто не обладают знаниями и навыками, которые позволили бы им прибегать к этим услугам с выгодой для себя. Основы финансово грамотного поведения не преподают ни в школе, ни в университете, поэтому нередко люди приобретают финансовые услуги, не совсем понимая, с чем именно они имеют дело. Финансовая грамотность несколько выше в том случае, если потребители финансовых услуг получают или получили экономическое образование.

Недостаточная финансовая грамотность приводит к негативным последствиям, как для личного благосостояния населения, так и для экономики в целом. Если в течение трудовой жизни люди недостаточно сберегают для того, чтобы накопить на достойную пенсию, или взяв кредит, оказываются не в состоянии его выплатить, то это снижает уровень их личного благосостояния.

Однако негативные последствия испытывают не только люди, но и финансовые рынки. Неподготовленные клиенты несут "некачественные деньги": инвесторы, плохо представляющие себе, как работают рынки, больше подвержены панике, некомпетентные заёмщики перестают обслуживать свои долги, потенциальные клиенты финансовых компаний оказываются не в состоянии сделать информированный выбор, в большей степени реагируя на рекламу, а не на характеристики услуги, что приводит к росту спекулятивных настроений на рынке. Поэтому финансовое просвещение населения, наряду с повышением эффективности защиты потребителей финансовых услуг, является важной задачей.

Что такое финансовая грамотность:

• Финансовая грамотность — это способность высказывать информированные суждения и принимать эффективные решения в отношении использования денег и управления ими.
• Финансовая грамотность — это способность осваивать, анализировать, управлять и обмениваться информацией о личных финансовых обстоятельствах, которые влияют на материальное положение. Она включает способность различать альтернативные финансовые предложения, обсуждать денежные и финансовые вопросы без дискомфорта (или не смотря на его наличие), планировать своё будущее и компетентно реагировать на жизненные обстоятельства, которые влияют на повседневные финансовые решения.
• Финансовая грамотность — это базовые знания, которыми люди должны обладать, чтобы полноценно жить в современном мире.
• Финансовая грамотность — имеет отношение к личной способности понимать финансовые термины и пользоваться ими.
• Финансовая грамотность — это способность эффективно использовать знания и навыки по управлению финансовыми ресурсами для достижения долгосрочной финансовой стабильности.
• Грамотность потребителей определяется как оценка ими собственных финансовых знаний или как объективное знание.

Понятие финансовой грамотности в наиболее общем определении включает не столько знания и умения пользоваться сложными финансовыми инструментами, сколько понимание основных принципов управления личными финансами: понимание финансовой ответственности за принятые решения и умение оценивать связанные с ними риски, осознание влияния финансовых решений на более широкий спектр жизненных проблем.

Поэтому финансовая неграмотность может быть эффективно компенсирована знанием о том, к кому можно обратиться за советом, например к финансовому консультанту.

Наличие знаний в области личных финансов ещё не свидетельствует о высоком уровне финансовой грамотности. Важно, чтобы люди применяли эти компетенции в своей жизни. Финансовая компетентность понимается, как способность человека получать, понимать и оценивать существенную информацию, необходимую для принятия финансовых решений.

Что такое финансовая компетентность:

• Управление деньгами (ведение бюджета доходов и расходов, проверка выписок с банковского счета, наличие и частота с нехваткой денег, способы их решения, регулярность сбережений и т.п.).
• Долгосрочное планирование (создание резервов в виде "финансовой подушки безопасности", создание резервов для запланированных крупных покупок, страхование, пенсионные накопления, сбережения на образование детей и крупные покупки и т.п.).
• Выбор между различными вариантами: пользование финансовыми услугами, неформальные способы сбережений и кредитования, отношение к риску, информированность о существующих финансовых продуктах и их характеристиках, источники информации, критерии выбора, умение читать договоры перед подписанием и т.п.
• Поддержание информированности о ситуации в экономике, о новых финансовых продуктах и услугах, изменение условий и стоимости существующих услуг, информированность о том, где получить независимую оценку и совет в финансовых вопросах, как и куда, обратиться с жалобами.
• Наличие мотивации менять своё собственное финансовое поведение.

Финансовая компетентность включает в себя несколько компонентов:

• Планирование расходов — способность детально планировать свои повседневные расходы и выполнение своих планов.
• Жить по средствам — после всех необходимых трат, у людей остаются деньги, они не одалживают денег, чтобы купить продукты или отдать ранее сделанные долги.
• Регулярный мониторинг расходов — люди точно знают, сколько денег они потратили и сколько у них осталось.
• Использование информации и дисциплина — люди ищут информацию или совет, если им необходимо принять важное решение по своим финансовым вопросам, учатся на ошибках других людей в вопросах управления личным деньгами и ответственны, когда речь идёт о распоряжении деньгами.
• Отсутствие лишних трат — люди не покупают ничего лишнего, чтобы не оказаться в ситуации, когда понадобятся деньги на самое необходимое.
• Установка на сбережение — люди стараются сберегать деньги на будущее, даже если речь идёт о небольшой сумме, стараются иметь некоторую сумму на непредвиденные расходы.
• Забота о непредвиденных расходах — люди беспокоятся, что не смогут покрыть расходы на жизнь, если появится такая необходимость.
• Долгосрочная ориентация на будущее — люди думают о будущем, считают, что будущее зависит от них.
• Отсутствие импульсивности — люди принимают решение обдуманно, а не под воздействием эмоций, взвешивают все за и против, сначала думают, а потом делают.
• Целеустремлённость — люди стремятся улучшить своё положение, для этого много работают, чтобы быть лучшими в своём деле.

Формирование экономических компетенций

В современном мире образовательные системы испытывают воздействие различных социальных факторов. Это связано с тем, что многие страны пришли к обществу с высокоразвитой экономикой, основанной на знаниях и информации. Как никогда раньше доступ к этим ресурсам, наряду с мотивацией и умением граждан их использовать, становится важным для укрепления конкурентоспособности и расширения возможностей трудоустройства. Для большинства людей в течение длительного периода их жизни наличие оплачиваемой работы означает независимость, укрепляет самоуважение и благосостояние, является ключом к качеству жизни в целом. Это означает, что образование должно ставить каждого человека и его потребности в центр своего внимания, что необходимо адаптировать образовательные системы к новым реалиям XXI в., в условиях которого важнейшим капиталом становятся человеческие ресурсы и их развитие.

Сказанное выше нашло отражение в Законе «Об образовании», Государственной программе «Образование», Государственной программе развития образования и других основополагающих нормативных документах в области образования. Актуальные проблемы экономической компетентности в системе профессионального образования получили широкое освещение в психолого-педагогической литературе и исследованиях многих отечественных и зарубежных ученых.

Одной из актуальных задач профессионального образования является подготовка молодежи к полноценной и плодотворной профессиональной деятельности. Данное требование предусматривает формирование у подрастающего поколения мобильности, способности быстро реагировать на изменения рыночной ситуации; формирование экономического сознания, характеризующегося наличием целостного представления о системе экономических отношений; понимания механизмов функционирования социально-экономических институтов; умения оперировать экономической терминологией, т.е. формирования экономической компетентности личности.

Потребность современного производства в экономически грамотных, конкурентоспособных, профессионально подготовленных специалистах предполагает трансформацию всей системы образования, наполнение ее новым содержанием, использование новых прогрессивных и эффективных способов, методов и средств образовательной деятельности, выявление оптимальных условий экономического просвещения молодежи. С этой целью в учебную практику высшего профессионального образования внедряются различные учебные предметы, элективные курсы, направленные на подготовку плеяды «новых» специалистов, отвечающих потребностям рыночной экономики.

Проблема формирования экономической компетентности выпускников профессиональных учебных заведений обозначилась в отечественной педагогической и психологической науке достаточно давно, ее теоретические исследования проводились по различным научным направлениям.

Вместе с тем на сегодняшний день в практической деятельности учебных заведений республики существует ряд проблем, решение которых во многом бы способствовало совершенствованию существующей системы профессионального образования.

Одной из специальностей, осуществляющих высшую профессиональную подготовку бакалавра образования, является образовательная программа 5В012000 - Профессиональное обучение. Выпускник данной специальности должен освоить циклы общеобразовательных, общих гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Требования к уровню подготовки выпускников по циклам дисциплин представлены в ГОСО 6.08.076-2010. Государственный общеобязательный стандарт образования. Специальность 5В012000 - Профессиональное обучение. Выпускникам специальности, успешно освоившим образовательную программу 5В012000 - Профессиональное обучение, присваивается академическая степень бакалавра образования.

Общие компетенции высшего образования формируются на основе требований к общей образованности, социально-этическим, экономическим и организационно-управленческим компетенциям, к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, а также к специальным компетенциям.

Требования к экономическим и организационно-управленческим компетенциям заключаются в том, что выпускник должен:

• обладать основами экономических знаний, иметь научные представления о менеджменте, предпринимательстве;
• уметь выражать и обосновывать свою позицию по выбору методов решения поставленных задач;
• обладать организаторскими способностями;
• знать и понимать цели и методы государственного регулирования экономики;
• уметь ориентироваться в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и процессам в мировой экономике;
• быть гибким и мобильным в различных условиях, связанных с профессиональной деятельностью;
• владеть навыками принятия решений экономического и организационного характера.

Сущностные характеристики системы экономических компетенций включают, в свою очередь, совокупность научно-теоретических знаний, в том числе необходимых современному специалисту знаний в области экономики, профессионально-экономических умений и опыта, наличие устойчивой потребности в том, чтобы быть экономически компетентным специалистом, интереса к экономической информации своего профиля.

Повышение конкурентоспособности в процессе профессиональной подготовки предполагает формирование специалистов, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильных. На рисунке 1 представлены основные возможности, открывающиеся перед специалистом, обладающим экономической компетентностью.

Компетентность представляет собой уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социально-экономических условиях.

При профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста следует четко представлять, чем характеризуется экономическая компетентность, в чем сущность самого понятия «экономическая компетентность».

Под экономической компетентностью традиционно понимают знания своей специальности с учетом экономической ситуации, умение будущего специалиста разбираться в реальной экономической обстановке на основе теоретической базы в области экономики. В условиях рынка умение анализировать и принимать эффективные решения для целого ряда профессий, причем не только экономических, является составной частью профессиональной компетентности современного специалиста.

Компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообусловливаемыми понятиями. В этой связи компетентность является основным качественным показателем образовательного процесса в вузе, и, следовательно, ее достижение можно считать педагогической целью в области гармоничного развития конкурентоспособного специалиста.

Опираясь на исследования А.К.Марковой, В.А.Сластенина, М.А.Чошанова и других, мы установили, что понятия «компетентность», «профессиональная компетентность» имеют некоторые общие составляющие, такие как знания, умения, опыт деятельности, осведомленность в определенной области знаний. По мнению отмеченных выше ученых, основополагающим по отношению к понятию «экономическая компетентность» является понятие «профессиональная компетентность», сущностная характеристика которого была положена ими в основу определения экономической компетентности.

Важным компонентом компетентности выступает операционный компонент, выражающийся в умениях и способностях личности. Значительная роль в проявлении компетентности принадлежит конкретной ситуации: в одной и той же сфере деятельности при разных обстоятельствах человек проявляет или не проявляет свою компетентность. Непроявленная компетентность, считается потенциальной и потому не является компетентностью, а лишь скрытой возможностью личности. В связи с этим экономическая компетентность представляет собой совокупность знаний, умений и опыта деятельности специалиста в области экономики, которые проявляются в мобилизации его усилий к принятию рациональных экономических решений и готовности к эффективной деятельности в условиях рыночных отношений. Она включает экономические компетенции, т.е. определенные экономические знания, умения и способности специалиста разбираться в экономических аспектах, процессах, явлениях, отношениях.

В последнее десятилетие ученые в своих работах неоднократно обращались к вопросу формирования экономической компетентности в высшем, среднем и начальном профессиональном образовании. Понятие экономической компетентности трактуется Л.Н. Фалевич как «степень овладения», А.Р. Таировым и И.Г. Кинигзбаевой — как «интегральное свойство личности», Т.В. Филипповской — как «особый тип организации знаний, умений, направленность на экономическую деятельность, позволяющие личности решать проблемы и типичные экономические задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях».

Экономическая компетенция личности имеет целостный характер и формируется экономическим опытом личности в процессе экономической деятельности.

По мнению И.Г. Кинигзбаевой, формирование экономической компетентности обучающегося в системе высшего профессионального образования можно обозначить как процесс личностного становления обучающегося как субъекта социально-экономических отношений для повышения уровня их компетентности в области экономической деятельности.

О.Г. Назарова рассматривает экономическую компетентность как структурную единицу экономической культуры и отмечает, что в отечественной педагогической науке сложилась точка зрения, согласно которой экономическая компетентность рассматривается как совокупность социальных ценностей и норм, регулирующих экономическое поведение.

Обобщая материалы исследований западноевропейских работодателей, О.Г. Назарова выделяет в сфере экономической компетентности следующие компетенции: способность к анализу и синтезу экономической информации, способность применять экономические знания на практике, способность адаптироваться к новым экономическим ситуациям, системное понимание переноса знаний (системная компетенция), инновационные способности, модерация (способность управлять группой коллег, партнеров не с помощью административно-управленческих методов); способность к интеграции, побуждению высказывать различные мнения и подходы; способность к стимулированию креативного экономического поведения.

Формирование экономической компетенции студентов вуза связано как с овладением основными компонентами экономической компетенции, так и с воспитанием личностных качеств, таких как ответственность, бережливость, экономность, трудолюбие, творческий подход к делу, инициативность, предприимчивость, целеустремленность. Степень их развитости является показателем уровня экономической компетенции личности.

В структуре экономической компетентности специалиста можно выделить три группы компонентов: фундаментальные свойства личности, ключевые и практические экономические компетенции, представляющие собой системное единство. Следует отметить, что составляющие экономической компетентности специалиста нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят системный, целостный характер, являются продуктом профессионально-экономической подготовки в целом.

Фундаментальные свойства личности объединяют: потребность личности будущего специалиста в экономических знаниях, понимание их значимости; приложение усилий для основополагающего познания в области экономики; приобретение общенаучных, общепрофессиональных, базовых экономических знаний, проявление активности при их восприятии.

Ключевые компетенции (в соответствии с классификациями И.А.Зимней и А.В.Хуторского) включают: умение осуществлять учебно-поисковую деятельность в области экономического познания; умение самостоятельно обрабатывать экономическую информацию, проводить ее сравнительный анализ, выявлять динамику экономических данных; умение применять способы взаимодействия с окружающими.

Практические компетенции (в соответствии с классификациями Э.Ф.Зеера, И.А.Зимней, А.В.Хуторского) включают: способность систематизировать полученные экономические знания, применять их на практике; способность проводить самооценку, самоконтроль; способность к самосовершенствованию в будущей профессиональной деятельности; проявление творческих начал, профессионализма.

В ходе анализа педагогической и специальной литературы нами уточнено содержание экономической компетентности будущих специалистов как структуры, состоящей из экономических компетенций. Мы выделили три группы взаимосвязанных составляющих элементов экономической компетентности: базовые, функциональные и практические.

Наличие этих компетенций позволяет говорить об экономической компетентности специалиста.

В соответствии с результатами теоретического анализа и с учетом раскрытого выше понятия «экономическая компетентность» можно сказать, что под экономической компетентностью специалиста в системе профессионального образования нами понимается интегративное качество личности, выраженное в единстве его экономических знаний, практической подготовленности, способности осуществлять все виды экономической деятельности в процессе управления, влияющее на успешность решаемых профессионально-экономических задач различного уровня сложности, обеспечивающее самоосмысление значимости экономического образования для профессиональной деятельности, которое ориентировано на способность и готовность будущего специалиста принимать правильные и своевременные решения в разных экономических ситуациях. Необходимо отметить, что формирование и развитие экономической компетентности специалиста в системе профессионального образования происходит в течение всей профессиональной жизни.

Экономическая компетенция студентов вуза является, на наш взгляд, интегративной характеристикой их личности и представляет собой готовность к участию в экономической деятельности, включающей: знание теоретических основ хозяйственной деятельности; понимание природы экономических связей и отношений; умение анализировать конкретные финансово-экономические ситуации. Экономическая компетенция личности имеет целостный характер и формируется экономическим опытом личности в процессе экономической деятельности.

Таким образом, экономические знания и умения, а точнее, знания и умения функционального характера, — новая и особая область знаний молодежи, столь необходимых для развития экономического мышления и экономической компетенции. Мы полагаем, что они должны составить основу экономического воспитания, являясь одним из важнейших условий комфортного жизнеобеспечения в будущем.

тема

документ Экономические блага
документ Экономические данные
документ Экономические законы
документ Экономические издержки
документ Экономические колебания

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Не забываем поделиться:


Загадки

У одной смазливой девушки есть муж и любовник, оба богатые люди. Для неё они денег не жалеют и осыпают её дорогими подарками. А вот денег на карманные расходы не дают. Но вот у девушки после каждого презента появляются и деньги и подарки. Что для этого она делает?

посмотреть ответ


назад Назад | форум | вверх Вверх

Загадки

Что делает мужчина - стоя, женщина - сидя, а пес - на трех лапах?

посмотреть ответ
важное

Новая помощь малому бизнесу
Изменения по вопросам ИП

Новое в расчетах с персоналом в 2023 г.
Отчет по сотрудникам в 2023 г.
НДФЛ в 2023 г
Увеличение вычетов по НДФЛ
Что нового в патентной системе налогообложения в 2023
Что важно учесть предпринимателям при проведении сделок в иностранной валюте в 2023 году
Особенности работы бухгалтера на маркетплейсах в 2023 году
Риски бизнеса при работе с самозанятыми в 2023 году
Что ждет бухгалтера в работе в будущем 2024 году
Как компаниям МСП работать с китайскими контрагентами в 2023 г
Как выгодно продавать бухгалтерские услуги в 2023 году
Индексация заработной платы работодателями в РФ в 2024 г.
Правила работы компаний с сотрудниками с инвалидностью в 2024 году
Оплата и стимулирование труда директора в компаниях малого и среднего бизнеса в 2024 году
Правила увольнения сотрудников коммерческих компаний в 2024 г
Планирование отпусков сотрудников в небольших компаниях в 2024 году
Как уменьшить налоги при работе с маркетплейсами
Как защитить свой товар от потерь на маркетплейсах
Аудит отчетности за 2023 год
За что и как можно лишить работника премии
Как правильно переводить и перемещать работников компании в 2024 году
Размещение рекламы в интернете в 2024 году
Компенсации удаленным сотрудникам и налоги с их доходов в 2024 году
Переход бизнеса из онлайн в офлайн в 2024 г
Что должен знать бухгалтер о сдельной заработной плате в 2024 году
Как рассчитать и выплатить аванс в 2024 г
Как правильно использовать наличные в бизнесе в 2024 г.
Сложные вопросы работы с удаленными сотрудниками
Анализ денежных потоков в бизнесе в 2024 г
Что будет с налогом на прибыль в 2025 году
Как бизнесу правильно нанимать иностранцев в 2024 г
Можно ли устанавливать разную заработную плату сотрудникам на одной должности
Как укрепить трудовую дисциплину в компании в 2024 г
Как выбрать подрядчика по рекламе
Как небольшому бизнесу решить проблему дефицита кадров в 2024 году
Профайлинг – полезен ли он для небольшой компании?
Пени по налогам бизнеса в 2024 и 2025 годах



©2009-2023 Центр управления финансами.