Управление финансами

документы

1. Жилищная субсидия
2. Бесплатные путевки
3. Жилищные условия
4. Квартиры от государства
5. Адресная помощь
6. Льготы
7. Малоимущая семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Молодая семья 2019
12. Налоговый вычет
13. Повышение пенсий
14. Пособия
15. Субсидии
16. Детское пособие
17. Мать-одиночка 2019
18. Надбавка


Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты   Контакты Контакты
папка Главная » Экономисту » Конкуренция 2019

Конкуренция 2019

Конкуренция 2019

Советуем прочитать наш материал Конкуренция, а эту статью разбиваем на темы:



1. Конкуренция 2019
2. Закон о защите конкуренции 2019 года
3. Конкуренция в России в 2019 году
4. Стандарт развития конкуренции 2019 года
5. Недобросовестная конкуренция в 2019 году
6. Международная конкуренция в 2019 году
7. Банковская конкуренция в 2019 году

Конкуренция 2019

Конкуренция – это соперничество между организациями на рынке. Само слово переводится с латинского языка как борьба за преимущество в какой-либо сфере взаимоотношений. Термин начал использоваться еще в древнем мире и именно тогда и появились основы экономической конкуренции. Сегодня под конкуренцией в экономике подразумевают соперничество предприятий за возможность реализации своих товаров по более выгодным ценам, привлечение большего количества клиентов и соответственно увеличение прибыли. Конкуренция помогает регулировать производство, рынок товаров и услуг, расширять предложение для клиентов. Из-за того, что основой рынковых отношений между предприятиями является борьба за выживание, то благодаря конкуренции в определенной сфере остаются только лидеры и профессионалы, которые готовы совершенствоваться. В то же время, как раз из-за того, что каждая компания стремится получать большую прибыль при минимальных расходах.

Современная конкуренция бывает совершенная и несовершенная. Первый вариант является правильным и важным фактором для развития предприятий. Конкуренция имеет как преимущества, так и недостатки.

Плюсами конкуренции являются:

• Благодаря борьбе за покупателей рынок может предложить большее разнообразие услуг и товаров высокого качества.
• В условиях конкуренции у потребителя не будет дефицита определенного товара.
• Только в совершенной конкуренции можно увидеть свободу предпринимательства и реальное наличие выбора у покупателя.
• Отсутствует неоправданный рост цен на товары, потому что каждый потребитель будет выбирать меньшую стоимость.
• Растет эффективность самого рынка услуг и товаров.
• Развивается научно-технический прогресс, потому что каждое предприятие старается быть лидером на рынке, предложить новинку.

Но есть и существенные минусы, которые приносят убытки всем участникам рынковых взаимоотношений – рынку, предпринимателю и потребителю. Если не контролировать совершенную конкуренцию, то со временем она превратится в несовершенную – одно предприятие может полностью подчинить себе всю сферу производства и реализации определенного вида товаров или услуг. Это закончиться тем, что организация остановит свое развитие, будет предъявлять завышенные цены и сможет полностью контролировать спрос у покупателей. В условиях чрезмерной конкуренции в одной сфере услуг или товаров может быть слишком много компаний, поэтому появляется перепроизводство – производители выпустили на рынок слишком больше количество товара, который в несколько раз превышает спрос. Чтобы реализовать его предприятиям придется уменьшать стоимость и терпеть убытки. В результате многие фирмы не выдерживают финансовую нагрузку и станут банкротами.

Существует несколько видов конкуренции, которые можно рассматривать из разных сторон. По типам взаимодействия есть недобросовестная и совершенная конкуренция, о которой уже было сказано.

По масштабу развития и территориальному показателю различают:

1. Индивидуальную – предприниматель развивается вне зависимости от успехов других компаний, он пытается стать лучше для себя и для целевой аудитории, не стремясь быть лидером в сфере.
2. Местная – несколько компаний на одной небольшой территории (городе, районе, регионе) соперничают одна с одной.
3. Отраслевая – соперничество за доминирование в определенной отрасли. Тут конкурентами являются похожие фирмы, которые производят один и тот же товар.
4. Межотраслевая – вид борьбы, при котором фирмы соперничают в разных сферах, которые ориентированы на удовлетворения одной потребности человека. К примеру, желание получать новую информацию может удовлетворятся как с помощью Интернета, так и радио, телевидением, газетами.
5. Национальная – борьба на всем рынке одной страны.
6. Глобальная – это высшая степень лидерства над всем мировым рынком определенных товаров или услуг. Если компания уже вышла на международный рынок, то это означает, что она может предложить гораздо больше услуг высокого качества по доступной цене, чем внутренние фирмы.

От того, насколько правильно вы определите своих конкурентов и разработаете стратегию борьбы, зависит востребованность вашей фирмы потребителями. Нужно понимать, что не все фирмы, которые предоставляют подобные услуги или продают такой же товар, является вашими конкурентами.

Стратегия борьбы должна быть ориентирована именно на прямых, а не косвенных конкурентов. Определить их можно по таким показателям:

• Другая фирма лидирует и опережает вас по количеству продаж и клиентов. Проще всего это определить, если у вас есть интернет-магазин, тогда с помощью специальных программ можно сравнить два сайта и увидеть, у кого конверсия лучше.
• Прямые конкуренты – это та компания, которая предлагает аналогичные услуги или товары на вашем географическом участке. Если вы продаете кондиционеры в городе Винница, то конкурентами будут лидирующие фирмы с такими же товарами в том же городе.
• Определить конкурентов можно также на тематических семинарах, конференциях, форумах. Лидеры на рынке обычно берут участие в подобных мероприятиях, потому что это помогает установить связи.
• Специальные онлайн-программы могут анализировать позиции сайта в Google и Яндекс. Естественно, что те ресурсы, которые находятся на первой странице поисковой системы пользуются большим спросом среди клиентов.
• Сайты с отзывами и тематические онлайн-форумы также отражают мнения клиентов, советы по выбору лучшей компании.

Прямые конкуренты – это те компании, которые “забирают” у вас клиентов, но вместе с этим, их существование имеет свои преимущества. Благодаря тому, что на рынке есть фирма-лидер, вы стремитесь развиваться и совершенствоваться.

Существует несколько видов конкуренции в экономике. Каждый из них представлен на современном рынке и имеет как свои недостатки, так и преимущества. В основном, различают совершенную конкуренцию и недобросовестную. В первом случае, имеется в виду такая система взаимодействия двух компаний, которая предполагает правильные способы борьбы, развития, а продавцы не могут влиять на стоимость товаров, вместо этого просто улучшают предложение для клиентов. Чистая или здоровая конкуренция – это идеализированное состояние рынка. Второй же случай, к сожалению, встречается намного чаще. Недобросовестная конкуренция – это такой способ рынковых отношений, при которых одна или несколько компаний нарушают общие нормы поведения, принятые законы, нормы морали и справедливости. В результате этого процесса на рынке незаслуженно лидирует компания, которая не может предложить покупателю лучшие услуги, а их конкуренты имеют убытки. Эти отношения регулируются законами “О защите от недобросовестной конкуренции”. Там описаны основные факторы этого процесса, а также наказания – штрафы разного размера.

Закон о защите конкуренции 2019 года

Федеральный закон N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с изменениями, вступившими в силу с 08.01.2019 года (ред. 43). Действующая редакция. Последние изменения в закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции" внесены Федеральным законом N 572-ФЗ.

Понятие "конкуренция" в законе является ключевым, его содержание раскрывается в п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции: конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Предмет регулирования закона о конкуренции:

• организационные и правовые основы защиты конкуренции, включающей в себя предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
• недопущения, ограничения и устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, госфондами.

Цели закона о конкуренции:

1) обеспечение единства экономического пространства;
2) обеспечение свободного перемещения товаров;
3) обеспечение свободы экономической деятельности в РФ;
4) защита конкуренции;
5) создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Субъектный состав отношений, регулируемых законом о защиты конкуренции весьма широк: физические лица, российские и иностранные юридические лица, Президент и Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти, ЦБ РФ, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные органы и организации, осуществляющие функции вышеназванных органов власти, государственные внебюджетные фонды.

Первоначальный текст закона был опубликован в "Российской газете" (N 162) и "Собрании законодательства РФ" (N 31 (1 ч.), ст. 3434).

Некоторые разъяснения о применении положений закона о конкуренции содержатся в Постановлении Пленума ВАС РФ N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", а также в "Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ).

Конкуренция в России в 2019 году

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования:

• ограничение монополизации рынка;
• постоянный государственный мониторинг;
• запрещение установления монополистических цен;
• сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

Экономические меры:

• поощрение создания товаров - заменителей;
• поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;
• привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
• финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

Но уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.

Называются несколько причин:

• Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
• Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов.

Малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:

• Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд;
• Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
• Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;
• Адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.

Стандарт развития конкуренции 2019 года

Аналитический центр совместно с Агентством стратегических инициатив по продвижению проектов организовал семинар «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации». В рамках мероприятия эксперты обсудили вопросы, связанные с развитием конкуренции на региональных рынках товаров и услуг, в том числе на социально-значимых рынках, а также рассмотрели механизмы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий.

В тот же день Президент России Владимир Путин, выступая на юбилейном заседании коллегии ФАС, отметил важность развития конкурентной среды в социальных сферах и призвал развивать конкуренцию, предусмотренную законами и нормативными актами, в том числе в субъектах и муниципалитетах. По его словам, здоровая конкуренция и свободное предпринимательство являются важнейшими факторами развития России и устойчивости национальной экономики, а монополизм во всех его проявлениях сковывает частную инициативу и обрекает на отставание.

Наилучших результатов добились те субъекты, которые продуктивно организовали проектную работу на межведомственном уровне. Стандарт был согласован со всеми федеральными министерствами, документ был полностью проработан. Сейчас в Стандарте отражено, что органы местного самоуправления являются соисполнителями или исполнителями по мероприятиям региональной «дорожной карты» и по составлению своей инвестиционной стратегии на муниципальном уровне. Дополнительный акцент в Стандарте сделан на взаимодействии органов исполнительной власти субъектов с научным сообществом и на развитии производств технически сложной продукции. Стандарт – комплексный документ, это система, состоящая из дополняющих ее нормативно-правовых актов, полагает специалист.

Очень сложное, но в то же время крайне необходимое мероприятие, предусмотренное Стандартом – проведение мониторинга, одна из целей которого – выявить потенциал развития российской экономики, в том числе научно-технологический потенциал. Для этого мониторинг нужно проводить качественно и всеобъемлюще, уверен эксперт. Также специалист отметил, что в соответствии с положениями «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» федеральные органы власти наделены полномочиями по развитию конкуренции, и работа в данном направлении уже началась.

Идея Стандарта не в том, чтобы развить конкуренцию. Когда система органов власти выстроена в идеологии качества, конкуренция развивается сама собой, это следствие построения данной системы. Стандарт напоминает о том, как должна быть выстроена система процессов, которая позволяет обеспечить условия для развития конкуренции, и о том, что вся деятельность должна быть прозрачной, а необходимая информация – доступной для всех заинтересованных сторон.

Семинар состоял из трех сессий. Первая была посвящена развитию конкуренции на социально-значимых рынках, специалисты делились опытом развития конкуренции на рынках услуг дошкольного и дополнительного образования детей, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, поднималась тема государственно-частного партнерства, в том числе практики заключения концессионных соглашений в социальных сферах. Особое внимание было уделено созданию условий для развития конкуренции на рынках услуг ЖКХ и рынке строительства. В течение второй сессии эксперты обсудили принципы и механизмы проведения мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг, в ее рамках был представлен опыт Саратовской области, Пермского и Хабаровского краев. В ходе последней, третьей, сессии эксперты обсудили работу межотраслевых советов потребителей по контролю за деятельностью субъектов естественных монополий в российских регионах, а также рассмотрели вопросы создания механизмов публичного технологического и ценового аудита.

Недобросовестная конкуренция в 2019 году

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Кроме того нарушается Конституция РФ, где в статье 34, пункт 2 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это:

• распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
• продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
• получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца. Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

Каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право на конкуренцию.

Субъектами конкуренции (конкурентами) являются хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые организации.

Согласно ст. 4 «Закона о защите конкуренции» под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Таким образом, субъектами конкуренции на товарных рынках являются в первую очередь субъекты предпринимательской деятельности. К ним относятся индивидуальные предприниматели, унитарные и корпоративные предприятия, производственные кооперативы и другие коммерческие организации. Некоммерческие организации, вступающие в предпринимательские правоотношения для выполнения их уставных (основных) задач, также охватываются понятием «хозяйствующие субъекты» и выступают в качестве субъектов конкуренции.

Финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Установленные «Законом о защите конкуренции» запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

Группа лиц является специфическим субъектом конкуренции. В отличие от хозяйствующего субъекта группа лиц не легализована, не легитимирована в качестве субъекта правовых отношений, кроме регулируемых антимонопольным законодательством. Более того, лица (или хотя бы одно из них), входящие в такую группу, отнюдь не заинтересованы в публичной огласке факта взаимного влияния и контроля друг над другом или совместного контроля над определенным товарным рынком.

Согласно ст. 9 «Закона о защите конкуренции» группой лиц признаются:

1) хозяйственное общество (товарищество) и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);
2) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое или юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ);
3) хозяйственное общество и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;
4) хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа;
5) хозяйственное общество (товарищество) и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать ему обязательные для исполнения указания;
6) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с ними договоров вправе давать им обязательные для исполнения указания;
7) хозяйственное общество и физическое или юридическое лицо, если по предложению такого лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;
8) хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического или юридического лица;
9) хозяйственное общество и физическое или юридическое лицо, если по предложению такого лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;
10) хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического или юридического лица;
11) хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;
12) лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы;
13) физическое лицо, его супруг, родители, дети, братья и сестры;
14) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных оснований входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо из этих оснований. По сравнению с антимонопольным законом в «Законе о защите конкуренции» основания отнесения субъектов к группе лиц определены более четко и конкретно.

В «Законе о защите конкуренции» содержится также понятие «аффилированные лица», являющееся более широким, чем понятие «группа лиц». Первое является родовым, а второе видовым понятием. Аффилированные лица не составляют единого субъекта права, хотя связи между ними имеют юридическое значение. Это значение выходит за рамки антимонопольного законодательства, в связи с чем вопрос об аффилированных лицах и понятие аффилированных лиц рассматриваются при анализе общих проблем предпринимательской правосубъектности.

При рассмотрении антимонопольного законодательства важно отметить, что аффилированными признаются лица, принадлежащие к одной и той же группе лиц. В случае выявления аффилированных лиц за ними устанавливается соответствующий контроль.

В качестве антимонопольного органа «Закон о защите конкуренции» рассматривает федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. Обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению этих нарушений, привлечение к ответственности за такие нарушения, предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции отнесены к числу основных функций антимонопольного органа (ст. 22 «Закона о защите конкуренции»).

В настоящее время названные функции осуществляет и, соответственно, является антимонопольным органом Федеральная антимонопольная служба (ФАС), положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ №331.

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
2) выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:
а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;
г) о прекращении недобросовестной конкуренции.

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. На основании настоящего Федерального закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.

Основанием проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня:

1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.

Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года. Предметом плановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;
4) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа.

Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа.

Проверяемое лицо уведомляется о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления ему копии приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Предварительное уведомление проверяемого лица о начале проведения внеплановой проверки в случае проверки соблюдения требований статей 11 и 16 настоящего Федерального закона не допускается.

Доступ должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки проверяемого лица. Не допускается доступ должностных лиц, проводящих проверку, в жилище проверяемого лица. Должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осуществлять осмотр территорий, помещений (за исключением жилища проверяемого лица), документов и предметов проверяемого лица. В осуществлении осмотра вправе участвовать проверяемое лицо, его представитель, а также иные привлекаемые антимонопольным органом к участию в проверке лица. Осмотр осуществляется в присутствии не менее чем двух понятых. По результатам осуществления осмотра составляется протокол. Должностные лица антимонопольного органа, которые проводят проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию.

С антимонопольным регулированием тесно связана деятельность федеральной службы по тарифам. ФСТ применяет меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов, о естественных монополиях и об электроэнергетике, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов); урегулирует в досудебном порядке споры, связанные с установлением и применением регулируемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях цен (тарифов); разрабатывает и реализует меры по развитию конкуренции на товарных рынках, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов.

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем тридцать пять процентов.

Временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год. Необходимо отметить, что само по себе доминирующее положение хозяйствующего субъекта не пресекается законодательством. Предупреждаются и пресекаются злоупотребления таким положением.

Международная конкуренция в 2019 году

Международная конкуренция – это соперничество между субъектами МЭО (покупателями и продавцами) в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, максимизации прибыли, максимального удовлетворения потребностей покупателей, повышения благосостояния стран и т.д.

Формы международной конкуренции:

1) Внутриотраслевая и межотраслевая;
2) Неценовая и ценовая;
3) Добросовестная и недобросовестная;
4) внутри монополистических объединений, между монополистическими объединениями, между монополизированными и немонополизированными предприятиями (аутсайдерами), между аутсайдерами;
5) Видовая – между товарами, удовлетворяющими одинаковые потребности.

Предметная – между одинаковыми товарами.

Функциональная – между разными товарами, удовлетворяющими разные потребности.

В современных условиях (определяют конкурентоспособность стран):

• достаточно открытый и развитый финансовый рынок;
• высокая производительность;
• высокое качество жизни;
• национальная экономическая среда, стимулирующая инновации;
• сильная геополитическая позиция государства (союзы, стратегии);
• наличие передовых технологий;
• наличие высококвалифицированных кадров;
• достаточные инвестиции в новые технологии и "человеческий капитал";
• минимальный государственный бюрократизм;
• рациональная внешнеторговая либерализация;
• высокое качество производственной и торговой инфраструктуры;
• достаточная конкуренция на внутреннем рынке страны;
• высокий профессионализм менеджеров компаний;
• развитый маркетинг;
• развитость базы для проведения НИОКР;
• достаточный уровень расходов на НИОКР;
• способность к продуктовому и ценовому маневрированию;
• качество технического обслуживания продукции;
• платежеспособность основных покупателей и др.

Особенности международной конкуренции в условиях глобализации:

1. Гиперконкуренция – интенсивная, агрессивная конкурентная борьба в быстро меняющихся условиях;
2. Усложнение форм и методов конкурентной борьбы в соответствии с сегментацией рынков, индивидуализацией потребностей;
3. Преобладание монополистической, олигополистической конкурентной борьбы между ТНК, внутри и между объединениями, альянсами, партнерствами;
4. Ужесточение недобросовестной конкуренции – шпионаж, переманивание специалистов, копирование, подделка, насилие, бойкот, принуждение и др.;
5. Преобладание неценовой конкуренции над ценовой, цена потребления как объект конкуренции;
6. Переход от тарифных к скрытым, изощренным нетарифным методам регулирования внешней торговли;
7. Переход от конкуренции на основе статичных, невоспроизводимых сравнительных преимуществ к конкуренции на основе динамичных, воспроизводимых конкурентных преимуществ;
8. Экономической основой конкуренции стало производство, а не до и послепроизводственные стадии;
9. Конкуренция в пределах метарынков, возникающих вокруг крупнейших компаний, вступивших в эру «е-революции», т.е. вышедших на уровень B2B «Business-to-Business»;
10. Конкуренция на «молекулярном» уровне бизнеса, где отдельные звенья цепочки «производитель-потребитель» оптимизируются по критериям: скорость, гибкость, стоимость, надежность, способность к интеграции;
11. Переход от моностратегии к «полистратегическому поиску» на основе кратко- и долгосрочного сотрудничества предприятий;
12. Появление новых участников конкурентной борьбы - МСП, НИС;
13. Лидирующая роль ТНК и НИС в конкурентной борьбе;
14. Переход от мультинациональной (на множестве национальных рынков) к глобальной конкуренции (на едином мировом рынке);
15. Изменение подходов государственных органов к регулированию конкуренции и монополий:
• поддержка секторов, определяющих научно-производственный потенциал страны;
• стимулирование межфирменного сотрудничества, сотрудничества с МСП, наукой;
• переход от административных к экономическим методам;
• интеграция антитрестовской, налоговой, торговой, промышленной политики.

Банковская конкуренция в 2019 году

Некоторые признаки конкурентного поведения можно найти у самых первых банков средневековья и даже у древних прообразов кредитных институтов, но о реальной банковской конкуренции говорить не принято. С одной стороны, это обусловлено экономическими причинами: банков было относительно мало. Рынок был не насыщен, и в этих условиях существовала возможность расширения собственного дела без ущемления интересов друг друга.

С другой стороны, неразвитость банковской конкуренции была связана со специфической предпринимательской этикой банкиров. Согласно которой банковское дело воспринималось как нечто принципиально отличное от обычной коммерции, от торговли товарами.

Еще в прошлом столетии в британских банковских кругах считалось нечестным отбивать друг у друга клиентов, более того, в случае перехода клиента из другого банка по собственному почину ему не открывали счет без предварительных переговоров с этим банком. А месторасположение для новых баков или их филиалов выбиралось с таким расчетом, чтобы они находились вне сферы деятельности уже существующих.

Однако на рубеже нынешнего столетия ситуация изменилась, и для банков началась эпоха конкуренции охоты на клиентов. Если раньше клиент сам должен был идти в банк для открытия счета, то теперь банки начали предлагать клиентам (прежде всего предпринимателям) услуги прямо на дому, соревнуясь в том, кто предложит наиболее выгодные условия. Президентом Банковского института в Великобритании был отмечен такой факт: банки стали вступать в конкуренцию даже по поводу таких сделок, которые в итоге обещали быть убыточными. Тем самым сиюминутная выгода приносилась в жертву во имя достижения стратегических конкурентных преимуществ.

Европейское банковское дело пережило две глубокие перестройки, отразившиеся и на конкурентной ситуации. Перед первой мировой войной основу операций крупных частных банков Западной Европы составляли кредитование промышленности и сделки с ценными бумагами. Мелкие промышленные и сельскохозяйственные предприятия обслуживались в основном в кредитных товариществах. Сберкассы ограничивались исключительно сберегательными операциями использованием привлеченных сбережений для долгосрочного кредитования. Безналичные расчеты еще не получили широкого распространения. Таким образом, у каждой группы кредитных институтов была приоритетная сфера влияния. А вмешательство в чужую сферу встречалось относительно редко.

И если крупные банки, как уже отмечалось, конкурировали друг с другом, то, например, сберкассы ими в качестве серьезного конкурента не рассматривались.

Эта конкурентная ситуация в корне изменилась после первой мировой войны в связи с волной рационализации в банковском деле. Вызванной чрезвычайно сильным расширением безналичного оборота. Именно в этот период в западные коммерческие банки пришли вычислительные машины, было внедрено ведение клиентами книг выписок по счетам. Благодаря этому банки охватывали все новые круги клиентуры. Что явилось одной из причин усиления концентрации в банковском секторе экономики. Многочисленные мелкие частные банки и провинциальные банки были поглощены крупными банками. В свою очередь, и среди крупных банков произошел ряд слияний.

Вторая крупная структурная перестройка банковского дела Западной Европы началась когда на роль первостепенного источника ресурсов всех кредитных институтов выдвинулись сберегательные вклады населения. До этого крупные коммерческие банки обслуживали только предприятия и частных лиц с высоким уровнем доходов. Широким же массам населения были доступны по существу только сберкассы. Положение резко изменилось с связи с ростом доходов широких масс населения, достигших положения перспективных банковских клиентов. Этому способствовало и введение безналичной выплаты зарплаты. В этой ситуации больше всех выиграли, конечно же, сберкассы, имевшие наилучшие связи с людьми. Помимо них, однако, свою долю дополнительной клиентуры пожелали получить и крупные банки, которые начали открывать счета населению.

После этого первого шага стало важно превратить миллионы обладателей счетов в настоящих банковских клиентов. Это было достигнуто посредством оказания им помощи в освоении форм безналичных расчётов, но в первую очередь - за счёт расширения ассортимента потребительских кредитов. В дальнейшем в целях привлечения и удержания частных клиентов были внедрены самые разнообразные сберегательные планы. Кроме того, коммерческими банками и банковскими группами начали создаваться инвестиционные компании, которые давали возможность даже при незначительном объёме сбережений вложить их в ценные бумаги. Фактически банки начали впервые всерьёз заниматься маркетингом.

Расширение массовых операций всех кредитных институтов повлекло за собой стирание различий между банковскими группами, универсализацию банковской деятельности, а как следствие - усиление банковской конкуренции.

Возросшая чувствительность клиентов к цене в развитых странах привела к уменьшению маржи между процентными ставками по кредитам и по вкладам. Это, а также рост издержек на оплату труда и материальное обеспечение банковской деятельности ещё более сузили возможности ценовой конкуренции. Внутренние рынки сбыта банковских услуг, в особенности в Западной Европе, оказались по существу исчерпаны, что было усугублено снижением мировых темпов экономического роста и повышением кредитных рисков. В этих условиях западные банки начали проявлять интерес к новым рынкам сбыта, представленным прежде всего странами Восточной Европы.

Характерные признаки конкуренции следующие:

- существование рынков с альтернативными возможностями выбора для покупателей (продавцов);
- наличие большего или меньшего количества покупателей (продавцов), соревнующихся между собой и использующих различные инструменты рыночной политики;
- чередование применения этих инструментов одними конкурентами и ответных мер других конкурентов.

Аналогично банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.

Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что это - очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов. Правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках.

Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах.

Если рассматривать рыночную систему с точки зрения объектов купли-продажи, можно сказать, что в неё входят следующие сектора:

1. Рынок средств производства и производственных услуг. На него коммерческие банки выходят в роли продавцов банковских услуг для предприятий (расчётное обслуживание, ведение счетов, управление финансами корпораций), финансовых посредников (кредитование производственных объектов), а также в роли покупателей производственных ресурсов (приобретение офисного оборудования).
2. Рынок предметов потребления и потребительских услуг. Здесь банки выступают как финансовые посредники (выдача ссуд на потребительские цели), но иногда и как покупатели (организация приёмов в рамках работы с общественностью).
3. Рынок труда. Он является целевой областью кадровой политики банков, которым неизбежно приходится время от времени обновлять или пополнять свой персонал, выходя на этот рынок в качестве покупателей.
4. Рынок интеллектуально-информационного продукта. На нём банки могут действовать и как продавцы банковских услуг (финансовое консультирование), и как покупатели производственных ресурсов (программное обеспечение для ЭВМ).

тема

документ Командировка 2019
документ Командировочные расходы 2019
документ Компенсации инвалидам 2019
документ Компенсация при увольнении 2019
документ Конкурентоспособность 2019



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Налог на профессиональный доход с 2019 года
Цены на топливо в 2019 году
Самые высокооплачиваемые профессии в 2019 году
Скачок цен на продукты в 2019 году
Бухгалтерские изменения в 2019 году

Налоговые изменения в 2019 году
Изменения для юристов в 2019 году
Изменения для ИП в 2019 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2019 году
Возврат налога в 2019 году
Алименты в 2019 году
Банкротство в 2019 году
Бизнес-планы в 2019 году
Отчетность ИП в 2019 году
Вид на жительство в 2019 году
Бухгалтерский учет в 2019 году
Выходное пособие в 2019 году
Бухгалтерская отчетность в 2019 году
Государственные закупки в 2019 году
Изменения в 2019 году
Бухгалтерский баланс в 2019 году
Декретный отпуск в 2019 году
Потребительская корзина в 2019 году
Брокеру
Недвижимость


©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.