Дебиторская задолженность – денежные обязательства предприятий и физических лиц нашему предприятию. К примеру, мы оказали услугу, отгрузили товары, а деньги еще нам в кассу не поступили. Дебиторская задолженность сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия. Объясняется это тем, что живые деньги у нашего предприятия от оказанных услуг и отгруженных товаров еще не появились и не могут быть направлены в оборот.
Помимо дебиторской задолженности, которую можно получить существует еще задолженность, которую получить нельзя.
Возникает она из-за:
• ликвидации должника,
• банкротства должника.
Именно поэтому, когда предприятие дает деньги (кредитует) другим предприятиям у него возникает кредитный риск (риск не возврата дебиторской задолженности). Чтобы его уменьшить, необходимо оценивать финансовую устойчивость и ликвидность нашего контрагента.
Оборачиваемость дебиторской задолженности (аналог англ.: RT, RTR, Receivable turnover, Receivables turnover ratio)– коэффициент характеризующий эффективность взаимодействия между предприятием и контрагентами. Коэффициент показывает скорость превращения товаров или услуг компании в денежные средства (активы).
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности дает представление об изменении дебиторской задолженности в положительную или в отрицательную сторону. Основная функция управления дебиторской задолженностью сводится к увеличению коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности.
Это можно достичь двумя способами:
• Увеличивать выручку от продаж,
• Уменьшать дебиторскую задолженность за период.
Для этого можно на раннем этапе выдачи кредита другим предприятиям проверить и оценить их на финансовую устойчивость. Следует выделить три типа кредитной политики предприятия: консервативная, умеренная, агрессивная. При консервативной политике предприятие стремится, как можно более жестко контролировать свои кредиты с целью минимизации кредитного риска. При умеренной политике предприятие берет на себя средний кредитный риск. А при агрессивной политике предприятие берет на себя большие кредитные риски.
Данный коэффициент используется для определения путей повышения прибыльности (рентабельности) предприятия. Основные пользователи показателя – генеральный директор, коммерческий директор, руководитель отдела продаж и менеджеры по продажам, финансовый директор и финансовый менеджер, служба безопасности, юридическая служба.
Формула расчета коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности выглядит следующим образом:
Не забывайте, что в знаменателе стоит средняя сумма, что означает, что мы должны взять дебиторскую задолженность на начало периода сложить с ее значением на конец и разделить на 2.
Формула расчета коэффициента по РСБУ выглядит следующим образом:
Наряду с коэффициентом оборачиваемости дебиторской задолженности используется показатель период оборота дебиторской задолженности. Он отражает количество дней необходимых для превращения дебиторской задолженности в денежную массу.
Формула расчета периода оборота дебиторской задолженности следующая:
Период оборота дебиторской задолженности = 360/Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
Вместо 360 можно использовать 365. Экономический смысл данного показателя заключается в определении среднего количества дней в течение, которого деньги от контрагентов предприятия поступают на его расчетный счет.
Определенного нормативного значения у коэффициента нет. Чем больше коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности тем, соответственно, выше скорость оборота денег между нашим предприятием и получателями наших товаров и услуг (нашими контрагентами). При снижении значении данного коэффициента можно сделать вывод, что наши партнеры начинают задерживать с оплатой наших товаров/услуг. Для лучшего анализа оборачиваемости дебиторской задолженности полезно рассчитать его значение по отрасли в среднем, а также для предприятия лидера по этому коэффициенту. Так появятся ориентиры значений по данному коэффициенту.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
В ресторане за один столом сидела две мамы и столько-же дочерей. Официант подал к столу три кофе, и при этом всем досталось по чашке. Как это возможно?