Повышение благосостояния населения на основе постепенного увеличения реальных доходов населения, уменьшения их чрезмерной дифференциации между разными категориями населения и надлежащее социальное обеспечение являются стратегической целью социального развития регионов.
Исследование позволило нам выявить:
1) ограничения и угрозы,
2) приоритеты и
3) мероприятия по повышению уровня жизни населения региона.
Ограничения и угрозы:
– несовершенство отраслевой структуры экономики, вследствие чего распространяется структурная безработица, неполная занятость населения, которые снижают уровень доходов населения;
– тенизация экономики;
– недостаток внешних и внутренних инвестиций для интенсивного развития отраслей специализации региона;
– значительные межотраслевые и территориальные диспропорции в оплате труда;
– неэффективное использование человеческого капитала, что ограничивает возможности повышения реальных доходов населения.
Приоритеты:
– постоянное и сбалансированное развитие отраслей специализации экономики области, интенсификация хозяйства на основе внедрения инноваций, повышение производительности труда;
– осуществление эффективных мер относительно детенизации экономики;
– интенсивное привлечение инвестиций и развитие частных предприятий;
– создание действенного эффективного механизма регулирования уровня и структуры доходов населения, ориентированного на обеспечение в их структуре высокой доли оплаты труда и прибыли;
– повышение эффективности использования человеческого капитала на основе развития предпринимательства, сферы услуг, стимулирующих мер органов власти по улучшению занятости населения, развитие государственно-частного партнерства.
Мероприятия по повышению уровня жизни населения региона:
– ликвидация задолженности по выплате заработной платы и сужение сферы скрытой и структурной безработицы;
– увеличение совокупных доходов населения на основе опережающего роста номинальной заработной платы сравнительно с повышением потребительских цен, совершенствование тарифной системы оплаты труда, расширение сферы ее коллективно-договорного регулирования;
– формирование эффективной системы адресной социальной помощи населению;
– развитие системы социального страхования, осуществление пенсионной реформы на принципах справедливости, развитие негосударственного пенсионного страхования.
По пессимистическому сценарию при низких темпах роста ВВП можно ожидать незначительного повышения минимальной и средней зарплаты, сохранение значительной дифференциации уровня доходов, роста дефицита бюджета, связанного с необходимостью дополнительного финансирования пенсионных и социальных выплат.
По оптимистичному сценарию при росте ВВП ежегодно на уровне 4-5% и больше появится возможность повысить реальные доходы населения, пенсии и другие социальные выплаты, изменить структуру совокупных доходов населения в пользу зарплаты и доходов от предпринимательской деятельности, увеличить его платежеспособный спрос, и, в конце концов, сформировать необходимые предпосылки для роста среднего уровня жизни.
Этапы реализации мероприятий:
– первый: преодоление острейших проявлений бедности, повышение уровня занятости населения, погашение задолженности по заработной плате, создание объективных предпосылок для роста реальных доходов населения;
– второй: существенный рост реальных доходов населения на основе социальной ориентации экономики, увеличение в ее отраслевой структуре удельного веса сферы услуг и социальной инфраструктуры в целом, а также инвестирование в предприятия сферы рекреации, реализация разработанных программ социальной защиты населения.
Ожидаемые результаты. При условии высоких темпов роста ВВП, низкого уровня инфляции, выполнения социальных программ, соблюдения социальных приоритетов можно ожидать, что ежегодные темпы роста реальных доходов населения будут превышать 15%, средняя зарплата по отраслям экономики превысит прожиточный минимум, уменьшатся отраслевые и территориальные диспропорции в оплате труда. В структуре доходов населения будет преобладать доля заработной платы и предпринимательского дохода.
Условиями успешного функционирования сектора социальных услуг являются участие государства в его деятельности и наличие региональной составляющей, а также участие в его деятельности некоммерческих организаций.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
В этой связи в структуре сферы социальных услуг целесообразно выделение трех секторов: государственного, муниципального и частного. Государственное регулирование сектора частных социальных услуг основывается на необходимости защиты интересов потребителей общественных благ, согласования общегосударственных и частных интересов, упорядочения деятельности предпринимательских организаций отраслей сферы социальных услуг, создания условий для их развития и базируется в основном на рекомендательных, индикативных методах управления.
Государство влияет на экономическую конъюнктуру рынка социальных услуг, используя индикативное планирование с целью исправления несовершенств рынка и регулирования предоставления частных и муниципальных социальных услуг.
Возможности государственного регулирования сферы социальных услуг зависят от правильного выбора инструментов, методов и механизмов регулирования и определяются имеющимися ресурсами, их источниками.
Система индикативных планов сферы социальных услуг должна включать в себя стратегический план на государственном уровне, сформированный на основе стратегического анализа, целевых установок и выбранной концепции развития сферы социальных услуг, совокупности долгосрочных, среднесрочных и годовых индикативных планов развития отраслей сферы социальных услуг. Обязательным условием реальности индикативного плана сферы социальных услуг является его бюджетное обеспечение.
Становление системы индикативного планирования потребует внесения изменений в практику финансового планирования, реализации теоретических положений о государственных минимальных социальных стандартах, социальном бюджете, финансировании, ориентированном на результат. Система индикативного планирования состоит из двух подсистем: индикативного планирования муниципальных социальных услуг и индикативного планирования частных социальных услуг.
Система государственного регулирования сектора социальных услуг должна быть динамичной по своим свойствам, должна обладать способностью формировать конечное множество конкретных целей в пределах определенного временного горизонта и перечня перспективных траекторий социально-экономического развития.
Это позволит в соответствии с текущим состоянием, ближними целями и перспективными траекториями развития социальной сферы иметь возможность генерировать многовариантный набор средств (способов) целенаправленного изменения состояния сектора социальных услуг на основе анализа изменений во внешней и внутренней среде субъектов социального обслуживания, а также корректировать ближние цели, положение временного горизонта, набор перспективных траекторий устойчивого развития сектора социальных услуг, набор средств для достижения целей.