Итак, основной принцип монетаризма заключается в том, что альтернативы рыночного механизма не существует. И все же, по мнению Фридмана, иногда возникают ситуации, когда рыночный механизм не играет положительной роли, противоречит экономическим действиям, нацеленным на достижение цели, не связанной с эффективностью производства (скажем, обеспечения обороноспособности). Тогда возникает необходимость в экономическом вмешательстве государства, которое в этой ситуации оправдано. Кроме того, оно возможно в форме бюджетного стимулирования, но при условии, что будет происходить привлечения к производственного процесса реальных ресурсов. Монетаристы решительно отрицают возможность бюджетного финансирования программ расширения занятости.
Фридман и его последователи не довольствовались лишь аргументированной критикой кейнсианской теории, но и вносили свои предложения относительно создания условий свободного функционирования рыночной экономики. Исследования переносятся в отрасль кредитно-денежных отношений, которые, по мнению Фридмана, завоевывают определяющие позиции в экономическом развитии и поэтому могут быть стихийным регулятором экономических процессов. Свою концепцию он характеризует как "теоретический подход, который утверждает важность денег". Тезис о решающее значение денег для саморегулирования экономики стала отправным пунктом наступления на позиции кейнсианства.
Опираясь на базу данных с экономической истории США, он доказывает, что исключительное влияние на цикличность экономического развития имеет денежный фактор, что именно рост денежной массы определяет инфляцию, и поэтому экономическая политика должна быть направлена, прежде всего, на ограничение и стабилизации денежной массы. В связи с этим основное внимание Фридман сосредотачивается на проблеме денежной массы, размеров, темпов роста и ее составляющих величинах. Цикличность развития он объясняет, отталкиваясь от "уравнения обмена", согласно которому общая цена созданного в пределах страны продукта должна равняться величине денежной массы, умноженной на скорость оборота. Тогда стоимость денег и цены останутся неизменными, следовательно, угрозы инфляции не будет существовать. Недостаточное количество денег в обращении, по мнению Фридмана, ведет к кризису производства, а избыточная - к инфляции. Он выдвигает утверждение, что спрос на деньги объективно стабильный и связан с динамикой основных экономических показателей - национального дохода (валового национального продукта), реальных доходов на душу населения, занятостью и др. Существенную роль играет также, на его взгляд, соотношение количества денег, находящихся в сфере обращения, и денег, которые хранятся на счетах (отложенный спрос), и потенциально являются источником кредитования и в любой момент увеличения количества денег в обращении. Милтон Фридман анализирует механизмы субъективного регулирования количества денег в обращении, которые не учитывают объективных связей между экономическими явлениями и влияния различных видов непредвиденной мотивированного поведения (например, эффекта инфляционного ожидания, ажиотажного спроса) на стабильность развития. Он показывает, что субъективное влияние на денежно-кредитную сферу происходит благодаря деятельности центральных банков (и также Федеральной резервной системы), которые являются организаторами и контроллерами денежного обращения.
Фридман отметил недостаток кейнсианской схемы, которая основное внимание сосредотачивает на регулировании денежного спроса путем бюджетной и фискальной политики, который именно благодаря этому никогда не будет стабильным. В этих условиях рост денежного предложения вызовет немедленную реакцию рынка: произойдет рост цен на товары и услуги. Осуществление политики регулирования спроса в долгосрочном периоде приведет к тому, что государство будет вынуждено осуществлять фактически инфляционное финансирование. Если в центре кейнсианской модели находится регулирующее воздействие государства на норму процента за кредит с целью стимулировать процесс инвестирования как важного запада, а не борьба с инфляцией, которая, по определению Кейнса, даже необходима как дополнительный генератор эффективного спроса, то главной идеей теории Фридмана является ценовая стабилизация за счет контроля над предложением денежной массы, для чего он считает необходимым совершенствование кредитно-денежной политики центрального банка и ФРС. Функции центрального банка не должны сводиться к быстрого реагирования с помощью ставки процента и дотаций государства на проявления дестабилизации, поскольку дефицитное финансирование и стимулирование спроса разбалансирует финансовую систему. Его стратегической линией должен быть курс на сокращение государственного участия в распределении национального продукта. Центральный банк не должен допускать колебаний денежной массы, поддерживать стабильный темп ее роста.
Поскольку именно центральный банк определяет учетную ставку процента за пользование деньгами, то, повышая ее, он вынуждает к этому коммерческие банки, а спрос на денежный товар подорожал, падает. Так можно избежать инфляции, но и сдержать деловую активность. Удешевление кредита, наоборот, способствует притока денежной массы в сферу обращения. Задача банка - влиять на объемы этой денежной массы.
Еще в ранних работах Фридман сформулировал "денежное правило" сбалансированной долгосрочной монетарной политики, согласно которому увеличение денежной массы должно быть систематическим, стабильным и плановым процессом, независимым от конъюнктуры и циклических колебаний.
Фридман предлагает поддерживать темп прироста денежной массы на уровне 3% в год по наличности (чеки, банкноты, вклады до востребования и т.д.) и 1% относительно суммы потенциальных денег (срочных вкладов и облигаций государственных займов), в целом не выше 4%, исходя из тенденции к замедлению скорости оборота денежной единицы и стабильности прироста национального дохода в США за длительный срок. Темпы среднегодовой инфляции не должны превышать этих показателей, поскольку возможное раскручивание инфляционной спирали. Итак, объясняя причины кризисов, безработицы и инфляций, с одной стороны, регулирующим вмешательством государства в кредитно-денежную сферу за кейнсианской схеме, с другой стороны, Милтон Фридман и его последователи видят способы "лечения" экономики в контроле за денежной массой. Разница, на их взгляд, заключается в направленности либеральной и государственной денежной политики и ожидаемых последствиях.
Причиной роста цен и инфляции за кейнсианской схеме является рост заработной платы. Анализируя зависимость между занятостью и инфляцией, его последователи ссылались на "кривую Филлипса", которая иллюстрировала существования обратной взаимосвязи между заработной платой, ценами и уровнем безработицы, между инфляцией и безработицей. (Сам Филипс свое время объяснял это так: когда уровень безработицы на рынке труда высок, заработная плата снижается, тогда рабочие покидают рынок труда, что вызывает рост спроса на рабочие руки и это приводит к увеличению заработной платы и, соответственно, цен).
Еще в 60-х годах Фридман критиковал выводы, которые были сделаны на основе анализа кривой Филлипса, а именно: что с помощью политики стимулирования спроса, то есть разового повышения темпов инфляции, можно "купить" постоянно низкий уровень безработицы. Он утверждал, что долговременной зависимости между уровнем инфляции и занятостью существовать не может, поскольку рабочие со временем сформулируют свои требования к заработной платы в реальном выражении, когда поймут, что имеют инфляционный прирост. Когда предприниматель увидит, что повышение спроса - следствие инфляции, а не реальный прирост покупательной способности, он сократит производство и спрос на рабочую силу. Если инфляция растет быстрее, чем того ожидают (инфляционное ожидание), чем требования к заработной платы, то безработица может удерживаться на низком уровне, но лишь ценой галопирующей инфляции.
Монетаристы во главе с Фридманом считали, что причиной инфляции является форсированная эмиссия денег, которая инициирует процесс ее самороста. Политика экспансии дает лишь временный эффект. Причину безработицы он связывает с существованием "объективного" спроса на рабочую силу, вызванного объемам производства, и если стимулировать этот спрос за помощью искусственного воздействия, то ответом будет рост цен. Фридман считает экономически оправданным 4-5% уровень безработицы, поскольку социальное содержание такого количества безработных не является проблематичным. Он доказывает, что безработица может сокращаться в периоды ускорения инфляции лишь за непредвиденных изменений номинального спроса на рынке, где существуют долгосрочные соглашения между трудом и капиталом. Но эти изменения будут носить кратковременный эффект. Например, внезапный рост спроса на товары вызовет рост производства в расчете на будущий рост цен. Предприниматель будет готов платить большую заработную плату для привлечения дополнительной рабочей силы. Однако это влияние быстро проходит и безработицы возвращается к уровню, который определяется объективным спросом. Лишь временно ускорения инфляции положительно влияет на безработицы, главным ее итогом является сокращение занятости.
Следовательно, по его мнению, кейнсианский подход к решению проблемы устойчивости за счет регулируемой инфляции не оправдывает себя. Инфляционная, бюджетная и фискальная направленность кейнсианской политики стимулирования экономического роста и занятости, что протиставлялась непосредственному вмешательству государства, вела к вытеснению рыночной экономики, сокращение частного сектора, перераспределения доходов в пользу социальной сферы, а главное, не способствовала решению проблемы занятости.
Развитию инфляции способствуют, по мнению Фридмана, также меры государства по социальному обеспечению за счет прогрессивного налогообложения.
Основные рекомендации Фридмана строятся на выводу, что преодолеть инфляцию можно только с помощью политики сдерживания (реструктивной политики). Уменьшение государственных расходов будет способствовать сокращению дефицита государственного бюджета, ограничит прирост денежной массы, снизит темпы инфляции. Однако это приведет к уменьшению спроса, следовательно, вырастет безработица. И постоянная затухания темпов инфляции снизит степень инфляционного ожидания, возродит деловую активность, и уровень безработицы начнет снижаться.
Логика суждений Фридмана относительно цены, заработной платы и инфляции направлена на подтверждение еще одной тезисы монетаризма: регулировка уровня денежной массы (в отличие от регулирования ставки процента по кейнсианской схеме) обеспечивает нейтральность денег относительно производства, хотя возможен временный эффект роста объемов производства и процентной ставки под влиянием роста цен.
Изменение предложения денежной массы в обращении, по утверждению Фридмана, влияет только на уровень цен и номинальные размеры валового национального продукта. Связь между денежным фактором и номинальным ВНП более тесную, чем между ВНП и ставкой процента.
Исходя из концепции "объективного" безработицы, Фридман делает вывод, что занятости и, как следствие, производству свойственна цикличность, ее природа скрытая в недостаточной предложения денежной массы.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
В статье "Деньги и деловой цикл" (в соавторстве с А. Шварц) приводятся примеры того, как кризисный спад происходил на фоне снижения цен, что обусловило сокращение потребности в деньгах. Уменьшение денежной массы было признаком кризисов и застоя и обязательно сопровождалось изменением конъюнктуры на рынке труда.
Конъюнктурные колебания он оценивает как реакцию экономического организма на динамику денежной массы. Изменение объемов влечет за собой рост цен потребительских расходов, инвестиций и, наконец, реальные изменения факторов производства. В этом проявляется естественное тяготение к экономического равновесия.
Основным фактором экономического равновесия в обществе является стабильная, контролируемая динамика предложения денег. Этот фактор рассматривается как основа внутренней экономической политики. Исследования национальной экономики как цепи мировой хозяйственной системы осуществлялось М. Фридманом с позиции признания ее в качестве системы, для которой необходим временной и экономическое пространство.
Он исходил из концепции открытости экономики, которая реализуется через торговлю, инвестирования, обмен технологиями и другие направления внешней деятельности, отстаивал тезис о применимости законов рынка до международного среды.
Последователи Кейнса сосредоточили свое внимание на исследовании платежного баланса для определения влияния экспортно-импортных операций на обеспечение экономического равновесия. Отмечая положительную зависимость эффективного спроса от экспорта и негативную - от импорта, они разрабатывают модели, демонстрирующих зависимость равновесия от вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу методами прямого регулирования, бюджетного финансирования и внеэкономического влияния.
Экономические рычаги влияния за кейнсианской доктриной были связаны с платежным балансом, который зависел от валютного курса. Поэтому восходящей в моделях экономического регулирования была система фиксированных валютных курсов, которую поддерживал центральный банк. Искусственное регулирование курсов с помощью процентных ставок давало возможность через девальвации или ревальвации валют стимулировать или сдерживать экспортно-импортные операции.
Милтон Фридман выступал с критикой позиции кейнсианства, отстаивая принципы самообеспечения валютной равновесия за счет свободной игры рыночных сил. Он считал, что вмешательство государства в валютное среда может вызвать дестабилизацию валютных отношений, привести к оттоку национальной валюты со всеми производными экономическими последствиями. Валютное равновесие может обеспечиваться за счет устойчивой долгосрочной кредитно-денежной политики.
Интересно, что рассуждения кейнсианцев и монетаристов относительно определения роли процентной ставки как регулятора перелив капиталов из страны в страну совпадают, но, по Фридманом, они выполняют на пути к достижению равновесия вспомогательную функцию.
Он считал, что в условиях рыночной экономики существует обратная связь между валютными резервами и размерами внутренней денежной массы, что в сумме составляет величину, которая необходима для товарооборота. Именно через этот обратная связь обеспечивается равновесие, тогда как система, созданная на основе кейнсианской модели (Бреттон-Вуд), блокирует действие адаптационных механизмов рынка. То есть идея стихийного выравнивание денежного обращения и платежных балансов противопоставляется использованию эпизодических девальваций, потому что после девальвации растут внутренние цены, вызывая инфляцию, что снова ведет к дефициту платежного баланса.
Очевидно, что Фридман рассматривал экономическую деятельность общества как органическое единство внутренней и внешней экономик и в этом видел суть открытости экономики.
Следствием государственного вмешательства в экономику и действия психологических факторов Фридман считал передачу шокового состояния из страны в страну (импорт инфляции). Если в стране индекс роста цен выше, чем у партнеров, то по валютной конвертируемости рынок насыщается импортными товарами, а в страны-партнера, ориентированной на экспорт, растут цены, наращиваются инфляционные процессы, которые передаются через рост экспортных цен. Только рыночный механизм может вовремя отреагировать на этот процесс. Поэтому идею плавающего (а не четко фиксированного) валютного курса Фридман отстаивает в контексте кредитно-денежной политики.
Исследуя взаимосвязь валютного курса и инфляции, Фридман отмечает, что в условиях, когда золото перестает быть мерой ценности национальных валют, инфляционные процессы напрямую влияют на снижение курса, а низкий курс вызывает рост внутренних цен. Сама инфляция является следствием внутренних макроэкономических процессов: рост денежной массы, снижение ВНП, но она связана с динамикой курса валют, когда речь идет о внешней торговле.
Он отмечает, что спрос на импортные товары выше там, где они относительно дешевые, это ведет к выравниванию цен. Поэтому паритет валют выводится с их покупательной способности. Теория паритета покупательной способности валют дает представление, как должны меняться цены, чтобы обеспечивать равновесие валютного курса.
Фридман и его последователи негативно относились к государственному регулированию валютного курса, которое обеспечивалось посредством валютной интервенции для поддержания курса собственной денежной единицы, квотирование спроса на валюту, манипулирования процентными ставками и депозитам. Особенно осуждались валютные интервенции (увеличение объемов предложения валюты на внутреннем рынке за счет валютного резерва страны), поскольку это приводит к тем же последствиям, что и бесконтрольная эмиссия денег и предопределяет окончательное падение валютного курса.
В целом Милтон Фридман выводы своей неоклассической доктрины экстраполирует на все части экономического развития, доказывая, что законы денежного обращения действуют на всем рыночном пространстве.
Итак, монетаризм, продолжая традиции классического рыночного либерализма, отверг лозунги социальной справедливости, в том числе и поддержания полной занятости, как такие, что не является проблемой государства, поскольку их реализация связана с дестабилизацией экономических процессов. Зато он предложил меры относительно проведения жесткой денежной и стабильной фискальной политики, поддержки бюджетного равновесия и обеспечения законности и порядка как важного условия функционирования свободной рыночной экономики.
Впоследствии выяснилось, что регулирование денежной массы невозможно без контроля над процентными ставками, что противоречило монетаристським принципам. Трудности практической реализации идей монетаризма заключались также в непопулярности социальной политики государства. Это предопределяло отхождение от некоторых принципиальных положений и требований монетаристской доктрины, однако, не означало, что монетаризм потерял свои позиции. На его основе возникли новые доктрины и школы, которые придерживаются либеральных взглядов, развивают их и адаптируются к современным требованиям.