Учитывая исключительное значение внешней торговли для развития национальной экономики и повышения благосостояния населения, а также угрозы для внутренней стабильности, связанные с чрезмерной экономической зависимостью страны от мирового рынка, каждое государство берется проводить собственную торговую политику.
Внешнеторговая политика — это политика государства, направленная на укрепление позиций страны на мировом рынке и повышения эффективности внешней торговли как фактора развития национальной экономики.
Исторически сложились два противоположных типа государственной торговой политики: протекционизм и свободная торговля.
Протекционизм (от лат. — прикрытие, защита) — это политика защиты национального товаропроизводителя от иностранных конкурентов.
Протекционистская политика осуществляется двумя путями:
Основные мероприятия (инструменты) протекционистской политики:
• тарифные барьеры, или таможенные сборы (пошлины) — налоги, которые взимаются таможнями с товаров (имущества, ценностей) при пересечении ими государственных границ. Импортная пошлина увеличивает цену товара и тем самым затрудняет его реализацию на внутреннем рынке. В некоторых случаях практикуют также экспортные пошлины, которые больше выполняют фискальную функцию;
• нетарифные барьеры — ограничения и/или запреты на импорт (квоты, лицензирование, жесткие технические и санитарные стандарты качества товаров, добровольные ограничения экспорта отдельных товаров в определенные страны (государствами или компаниями);
• поддержка экспорта — предоставление экспортерам налоговых льгот, субсидий, дешевых кредитов, информационной и юридической помощи, подготовка квалифицированных специалистов для внешней торговли, помощь в организации выставок за рубежом, дипломатическая поддержка отечественных компаний.
Заметим: таможенные сборы являются наиболее старым и традиционным средством защиты внутреннего рынка. Одновременно они служат важным источником доходов государства. Двоякое экономическое назначение этих пошлин потенциально создает проблему: установление высоких таможенных ставок приводит к сокращению не только объемов импорта, но и доходов государственного бюджета. Что касается экспортных субсидий, то их государства практикуют обычно для проникновения на рынки других стран, даже если те защищены таможенными барьерами. Ведь, когда государство берет на себя часть расходов, то фирмы могут экспортировать продукцию по низким, а то и демпинговым, ценам. В таких случаях страны-импортеры, чтобы защититься от нечестной конкуренции, прибегают к еще более сильному средству — импортных квот и других количественных ограничений.
Политика протекционизма нередко приводит к возникновению торговых войн между странами. Так, периодически вспыхивают "автомобильные", "компьютерные", "текстиль", "банановые", "мясные", "торты", "стальные", "виноваты" и другие острые конфликты в сфере международного обмена товарами. Торговые войны могут использоваться и как средство политического давления. Именно так вызывающе оказывает Россия против Украины, чтобы помешать той осуществлять свою евроинтеграционную политику.
Протекционистская политика глубоко противоречива, она порождает как позитивные, так и негативные последствия.
Положительные последствия политики протекционизма:
- уравновешивает торговый и платежный балансы, оберегая страну от внешних долгов; - поощряет собственное производство товаров и услуг;
- защищает молодые отрасли, которые еще "не стали на ноги" и не готовы конкурировать на мировом рынке;
- обеспечивает экономическую, продовольственную, энергетическую, экологическую и военную безопасность страны;
- временно поддерживает высокий и стабильный уровень занятости в стране.
Негативные последствия политики протекционизма:
- ослабляется конкуренция на внутреннем рынке, а, следовательно, и стимулы к совершенствованию производства;
- снижается благосостояние населения за подорожания импортных и относительную дороговизну отечественных товаров, ухудшение качества товаров собственного производства, ограничение свободы выбора потребителей;
- страна понесет больших убытков из-за неиспользования абсолютных и относительных преимуществ международного разделения труда и обмена;
- поскольку каждое государство стремится вести сбалансированную внешнюю торговлю, постольку усиление протекционизма со стороны одной страны часто приводит к адекватным действиям "в ответ" со стороны ее торговых партнеров.
Свободная торговля, или фритредерство (от англ. free trade — свободная торговля) — политика невмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность субъектов хозяйствования.
Это либеральная политика государства, которая предусматривает свободное движение товаров и услуг между странами, без применения торговых барьеров. Этот вид политики также противоречив.
Положительные последствия свободной торговли:
- значительно усиливает конкуренцию на внутреннем рынке, ограничивая тем самым монополизм своих производителей;
- заставляет отечественных предпринимателей совершенствовать производство, повышать качество продукции и обслуживания покупателей, снижать издержки производства и цены;
- повышает благосостояние населения, в частности через расширение свободы выбора потребителей;
- обеспечивает более эффективное использование имеющихся производственных ресурсов страны благодаря использованию преимуществ международного разделения труда;
- способствует формированию высоких стандартов жизни (ценность личной свободы, настойчивости в получении хорошего образования, инновационного предпринимательства, международных деловых контактов, широкого обмена опытом и тому подобное).
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
- угрозы для внутренней макроэкономической стабильности от циклических колебаний конъюнктуры мирового рынка;
- сбыт низкокачественной, морально устаревшей продукции иностранных производителей;
- навязывание чуждых населению данной страны потребительских вкусов и тому подобное. Противоречивость обоих типов внешнеторговой политики стала поводом для бесконечных дискуссий теоретиков и политиков относительно эффективности выбора одного из них.
Среди известных научных школ наиболее активными сторонниками политики протекционизма были меркантилисты и немецкий экономист Фридрих Лист. Если меркантилисты средневековья видели в жестких протекционистских мерах государства способ простого обогащения страны деньгами, то Ф. Лист руководствовался другими, более современными соображениями. Учитывая то, что Германия на рубеже XVIII — XIX вв. была еще экономически крайне отсталой, ее заполонили дешевые английские товары, а государство как такая была слабой из-за раздробленности на ряд княжеств и королевств, Лист пришел к убеждению, что его страна сможет осуществить "экономическое чудо", только опираясь на национальную самобытность немцев (организованность, порядок) и сильную протекционистскую политику государства, в частности образования немецкого таможенного союза. Дальнейшие события в этой стране оправдали надежды ученого, хотя за свою короткую жизнь он так и не дождался поддержки со стороны коллег.
Не менее активными сторонниками политики фритредерства были, конечно, английские классики, прежде всего А. Смит и Д. Рикардо. их мировоззренческая позиция в этом вопросе была неразрывно связана с главным принципом их экономического учения — экономическим либерализмом (свободой предпринимательства и свободной торговли). Будучи уже известным ученым и став депутатом парламента, Рикардо требовал отмены протекционистских хлебных законов, свободы торговли и прессы. Конечно, для тогдашней Англии, которая первой в мире осуществила Промышленный переворот и, благодаря ему, доминировала на мировом рынке, либерализация внешней торговли имела неоспоримые преимущества. Но даже в наше время действительно свободная торговля, преимущества которой проповедовали классики, практически для всех стран, независимо от уровня их экономического развития, все еще представляется недостижимым идеалом.
И действительно, специализация экономики исключительно на тех производствах, в которых страна имеет относительные преимущества в издержках, может повредить ее национальному интересу в развитии более диверсифицированной экономики, где бы граждане имели более широкий выбор профессий и сфер реализации своих способностей. Уже не говоря о том, что если бы страна сознательно ограничилась производством узкого набора сырьевых товаров, получаемых от экспорта доходов хронически не хватало для оплаты импорта разнообразных потребительских товаров для нужд населения. Поэтому-то рациональный протекционизм необходим хотя бы для того, чтобы уберечь население от чрезмерных социальных потерь и жертв, связанных со слишком радикальными структурными изменениями в экономике.
Дилемма "протекционизм или свободная торговля?" — это опять таки проблема политического выбора. Протекционистские меры, что, как правило, прикрываются лозунгами "защиты рабочих мест", "пополнение таможенными доходами государственной казны" и тому подобное, кажутся более соблазнительными для рядовых граждан, которые составляют основу электората. Однако, если внимательно взглянуть на аргументы в защиту протекционизма, то часто оказывается, что они защищают не общество в целом, а корыстные интересы отдельных производителей. Последним это удается провернуть через свои лоббистские организации. Поэтому реальные экономические решения далеко не всегда основываются на экономической теории.
Сегодня большинство государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. Впрочем, общим курсом здесь является либерализация внешнеторговых отношений. Это означает, что страны стремятся развивать между собой взаимовыгодную торговлю, налаживая для этого естественный для цивилизованного человечества режим наибольшего благоприятствования. Выбор каждой страной собственной модели политики внешней торговли определяется, главным образом, степенью конкурентоспособности ее национальной экономики и состоянием торгового баланса (соотношение экспорта и импорта).
Развитие мировой торговли в современных условиях регулируется специальными межгосударственными соглашениями, союзами и международными организациями. Непосредственным регулятором международных торговых отношений является Мировая организация торговли (ВТО.
Страны-участницы этой организации обязуются придерживаться единых норм и правил международной торговли, а именно:
1) во взаимной торговле обеспечивать режим наибольшего благоприятствования;
2) делать взаимные уступки и ослабление таможенных барьеров;
3) не допускать дискриминации;
4) руководствоваться нормами частного права.