Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.
Национальное хозяйство является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами.
Народнохозяйственный комплекс имеет особые отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики.
При анализе народного хозяйства в экономических исследованиях обычно используются такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.
С точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства.
К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.
Экономика социальной сферы
Основной задачей изучения экономики социальной сферы является изучение экономических связей в социальном организме общества, их изменение в переходный период и направленность на социальную защиту тех слоев населения, у которых ущемлены экономические, политические и иные социальные права; влияние рыночных отношений на социальный организм общества в целом; процессы, происходящие в экономике, и их влияние на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье.
Экономические отношения в обществе прямо воздействуют на социальную жизнь отдельных его членов. Особенно сильное влияние оказывают отношения, связанные со средствами производства, отчуждением наемных работников от средств производства и т.д. Отчуждение от средств производства приводит к проблемам занятости и безработицы, экономической и социальной стратификации общества, экономическим и социальным проблемам в семье, к экономической эксплуатации.
Реализация политики социальной защищенности населения – задача социальной работы. При этом все более возрастает значение социального страхования, социальных гарантий в сфере здравоохранения, образования, на случай старости, утери трудоспособности и т.д.
Экономика социальной сферы определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление.
В реализации личностных и общественных интересов уделяется особое внимание анализу решающей области жизнедеятельности людей – сфере производства и распределения жизненных благ в условиях формирования рыночных отношений.
Производство материальных благ – основа жизни человека и общества.
Распределение как категория экономической науки – это не только распределение результатов общественного производства. Это и распределение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам.
Становление рыночной системы хозяйствования и формирования на этой основе слоя собственников усиливает влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование собственных доходов населения неизбежно способствует росту дифференциации доходов, экономическому и социальному расслоению общества. И это требует системного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности, формирования системы социально-экономической поддержки наиболее уязвимых категорий населения.
Основная целевая функция перераспределения внутреннего валового продукта государства состоит в нивелировании экономических различий в целях обеспечения более благоприятных условий жизнедеятельности большинства населения. Формой реализации такой цели выступают распределение продуктов и услуг, трансформация выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов.
На основе государственных программ социально – экономической помощи осуществляется обеспечение конституционных прав граждан: бесплатное образование и медицинское обслуживание, содержание престарелых и нетрудоспособных, поддержка материнства и детства и др. Степень их удовлетворения определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками общества.
Деятельность государства по регулированию распределительных процессов осуществляется по трем основным направлениям.
Первое направление, это когда часть получаемых населением поступлений находится в зависимости от результатов труда, но с учетом степени удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения.
Второе направление характеризуется тем, что на первое место выступает размер потребностей, на удовлетворение которых направляются эти выплаты: детские пособия, доплаты на специализированное лечение и т.д.
Особенность третьего направления государственной поддержки выражается в форме льгот и услуг законодательно определенным категориям населения через соответствующие учреждения непроизводственной сферы.
Экономика социальной работы, оставаясь в рамках общей экономической теории, занимается изучением ее воздействия на жизнеобеспечение людей, определение государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся, которые зависят не только от экономических, но и политических, исторических, национальных, этических и других норм жизни общества.
На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на вопросы: какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья и каковы критерии этой эффективности.
Под экономическими преступлениями принято понимать общественно опасные деяния, которые предполагают посягательство на финансово-экономические отношения, обеспечивающие процесс производство/реализации/потребления различных товаров и услуг. Большая часть преступлений в сфере экономике совершаются с целью подрыва деятельности той или иной компании и получения финансовой наживы.
Все преступления, которые, совершаются в экономической сфере в настоящее время, носят умышленный характер. Что же касается основных признаков таких нарушений закона, то при составлении общей картины преступных деяний, в обязательном порядке, выделяют их субъекты и объекты.
По своему содержанию все непосредственные объекты преступлений, совершаемых в области экономики, как правило, заключены в строгие рамки их родового объекта. Если рассматривать описания таких нарушений законодательства, предусмотренных специальным разделом правовых норм, то все преступления в сфере экономики подразумевают незаконное проникновение в одну из сторон экономического рынка государства: распределение товаров, их продажи, обмен и т.д. Помимо этого в качестве непосредственных объектов экономических преступлений часто выступают деловые отношения предпринимателей. В этом случае происходит незаконное внедрение в процесс сотрудничества двух или нескольких сторон с целью разрушения стабильной работы той или иной организации. Благодаря подрыву отношений преступники получают возможность манипулировать владельцами бизнеса и распоряжаться имуществом предприятия по своему усмотрению.
Все преступления, которые совершаются в сфере современной экономической деятельности, можно разделить на несколько основных видов:
1. Преступления, целью которых является осуществление процесса по внесению дисбаланса в общественные отношения, являющиеся гарантом качественной финансово-экономической деятельности.
Эта группа состоит из 3 подгрупп:
– нарушения экономического закона, подразумевающие незаконное вмешательство в процесс формирования государственного бюджета и сбора налоговых, таможенных и страховых взносов. Нередки ситуации, когда злоумышленники пытаются внедрить свои правила в процедуру формирования золотого фонда (преступления в бюджетной сфере);
– нарушения экономического закона, подразумевающие незаконное вмешательство в часть финансовой сферы, специализирующейся на работе с ценными бумагами, наличными деньгами и иными платежными документами;
– нарушения экономического закона, подразумевающие незаконное вмешательство в кредитную область финансово-экономического рынка. Как правило, к таким преступлениям относят махинации, связанные с оформлением кредитов и их последующей невыплатой.
2. Преступления, целью которых является внесение дисбаланса в общественные отношения, защищающие права и интересы лиц занимающихся предпринимательской деятельности.
Эта группа состоит из 2 подгрупп:
– нарушения устоявшихся экономических законов, подразумевающих незаконное вмешательство в частное предпринимательство и оказывающее негативное воздействие на ряд структур государственной власти;
– нарушения экономического закона, подразумевающие незаконное вмешательство лишь в отдельные части предпринимательской деятельности.
3. Преступления, целью которых является внесение дисбаланса в общественные отношения, являющиеся гарантом стабильного развития экономической деятельности в области качественного распределения материальных благ.
Эта группа состоит из 2 подгрупп:
– нарушения экономического закона, подразумевающие процесс противоправного вторжения в сферу распределения собственности, а также оказывающие негативное воздействие на общественные отношения;
– нарушения экономического закона, подразумевающие незаконное вмешательство только в сферу распределения собственности.
4. Преступления, целью которых являются посягательства на экономическую деятельность, организованную целью получения различных материальных благ.
5. Преступления, целью которых являются посягательства на общественные отношения, выступающие гарантом внешнеэкономической деятельности.
Приведенная классификация предусматривает лишь частичное разделение экономических преступлений на виды. Тем не менее, ее применение считается оптимальным вариантом, так как позволяет более точно понять специфику каждой группы преступных деяний.
Предотвращение экономической преступности
Комплекс мер по предотвращению правонарушений, связанных с подрывом экономики подразумевает качественную стабилизацию финансово-экономического рынка, восстановление социальной несправедливости и укрепление морально-этических принципов народа. Все специальные меры, разработанные государством для быстрого и эффективного предотвращения экономических преступлений, опытные эксперты предпочитают делить на две группы:
Общесоциальные меры
Общесоциальные меры предупреждения преступлений в сфере экономики выстраиваются на основе проведения государством эффективной экономической политики, подразумевающей устранение влияния «теневой» экономики на финансово-экономический рынок. Такой подход позволяет существенно снизить уровень риска возникновения экономических проблем и предотвратить распространение преступности, связанной с денежными махинациями.
В основе комплекса общесоциальных мер лежит качественный криминологический прогноз, использование результатов которого помогает предсказывать возможные криминогенные последствия той или иной области экономической политики, а также вырабатывать тактику и стратегию нейтрализации «теневого» рынка. Опытными экспертами разрабатываются нормативные правовые акты выступающие в роли способов борьбы с преступлениями в сфере экономики, что позволяет предотвратить возникновение очагов деятельности незаконно организованных предприятий и компаний.
Немаловажное значение для предотвращения экономических преступлений имеет и виктимологический аспект профилактической деятельности. Поскольку большая часть граждан не имеет достаточных знаний в области совершения финансово-экономических сделок, крайне важно вовремя донести до них важную информацию о существующих способах финансово-экономического мошенничества и помочь избежать различных неприятностей при подписании договоров, заключении контрактов купли/продажи и т.д.
На сегодняшний день опытными специалистами разработано большое количество общесоциальных мер, позволяющих предотвращать практически все виды экономических преступлений, однако нестабильное состояние современной экономики пока не позволяет использовать их в полном объеме. Тем не менее, активная работа в этом направлении продолжается, поэтому не исключено, что положительные результаты появятся уже в самое ближайшее время.
Криминологические меры
Использование криминологических мер направлено на частичную или полную нейтрализацию тех условий, которые способствуют возникновению незаконных формирований, занимающихся финансово-экономическими махинациями. Как правило, в криминологическую разработку берутся сомнительные предприятия и компании, а также граждане, профессиональная деятельность которых вызывает подозрение у сотрудников отдела борьбы с экономическими преступлениями
Криминологические меры предотвращений экономических преступлений применяются только на законных основаниях. Любой обыск, изъятие финансовой документации или налоговая проверка может быть проведена лишь при условии наличия разрешительных документов и в строго установленное время. Криминологические методы предотвращения считаются более эффективными, нежели общесоциальные и позволяют добиться качественных результатов в максимально сжатые сроки.
Управление в сфере экономики
Управление экономикой представляет собой целенаправленную организующую деятельность государственных органов, иных органов государственного управления о практической реализации задач и функции государства в отдельных отраслях, заключающуюся в правовом обеспечении экономической деятельности, организационном обеспечении экономики и оперативном управлении соответствующими субъектами.
Действующее законодательство в сфере экономики предусматривает:
1. Недопущение отказа в регистрации хозяйствующих субъектов различных форм собственности по мотивам нецелесообразности.
2. Защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности.
3. Запрещение дискриминации субъектов экономической деятельности со стороны государства, его органов и должностных лиц.
4. Экономическую, научно-техническую и правовую поддержку предпринимательской деятельности.
5. Недопущение монопольного положения на рынке хозяйствующих субъектов.
6. Пресечение недобросовестной конкуренции.
7. Обеспеченье экономической безопасности государства.
Осуществляя управление экономической сферой государство гарантирует субъектам экономических правоотношений:
1. Единство экономического пространства.
2. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
3. Свободу экономической деятельности за исключением случаев предусмотренных федеральным законодательством.
Основными задачами государства в области регулирования экономики являются:
1. Поддержка деловой и инвестиционной активности развития конкуренции.
2. Открытие и поддержка малых хозяйственных субъектов различных сферах.
3. Целенаправленное формирование системы государственной поддержки предпринимательской деятельности.
4. И т.д.
Государственное управление в сфере экономики осуществляется определённой совокупностью органов, которые образуют систему, в частности Президент РФ, правительство РФ, федеральные министерства, службы, агентства иные федеральные органы государственной власти (счётная палата, ЦБ), органы государственной власти субъектов РФ.
Полномочия президента в Сфере экономики, прежде всего, состоят в том. Что он определяет основные направления внешней и внутренней политики государства. Он обращается с ежегодными посланиями к федеральному собранию о положении в стране в целом, а также о состоянии экономического развития страны.
Правительство РФ разрабатывает проекты экономических и хозяйственных программ, оказывает влияние на экономические процессы, способствуют укреплению денежной кредитной системы, проводит единую политику цен, создаёт условия для свободы предпринимательства. Организует рациональное использование природных ресурсов, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по защите отечественных производителей товаров, и обеспечивает функционирование оборонного производства.
Функции государственной политики в области промышленного производства осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ.
Оно является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим:
1. Функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного комплекса, также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспеченья единства измерений науки и техники в интересах обороны и безопасности государства.
2. Функции по оказанию государственных услуг Управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургии, химической и иных отраслей.
3. Функции по поддержки экспорта промышленной продукции. Обеспеченье доступа на рынке товаров и услуг, а также функции уполномоченного федерального органа осуществляющего государственного регулирование внешней торговой деятельности.
4. Функции федерального органа по техническому регулированию.
Агропромышленный комплекс РФ охватывает все отрасли хозяйства, который осуществляет заготовку и закупку, транспортировку, хранение. Первичную переработку и доведение до потребителя с/х продукции.
В агропромышленный комплекс включается Государственный, Кооперативный, и фермерский секторы, а также соответствующие органы управления.
Государственное управления в сфере АПК (агропромышленного комплекса) осуществляется Министерством с/х. К его введенью относится государственное управление и координация деятельности в различных отраслях с/х (мясомолочное, животноводство и т.д.) пищевой и перерабатывающей промышленности.
В систему министерства входят следующие объекты управления:
1. Государственные учреждения,
2. Организации,
3. Территориальные с/х органы управления.
К сведенью министерства отнесено утверждение уставов. Федеральных государственных учреждений и организаций, а также к определению статуса возглавляющих их должностных лиц.
Министерство с/х является, безусловно, федеральным органом исполнительной власти осуществляющим следующие основные функции:
1. Выработки государственной политики и н/п регулирования в сфере:
- АПК,
- промышленного рыбоводства,
- охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использование объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты,
- регулирования рынка с/х продукции, сырья и продовольствия,
- производство и оборот табачной продукции.
2. Обеспечивает охрану лесов, за исключением расположенных на особо охраняемых природных территориях.
3. Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений (применительно к землям сельскохозяйственного назначения). По управлению имуществом на подведомственных предприятиях.
В состав министерства с/х входит только федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В организацию управления транспортно-дорожным комплексом ведущую роль играет федеральные органы исполнительной власти. Они подразделяются по видам транспорта.
Общее руководство возложено на министерство транспорта РФ. В его состав входят:
1. Федеральная аэронавигационная служба.
2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
3. Федеральное агентство воздушного транспорта.
4. Федеральное дорожное агентство.
5. Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
6. Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Министерство транспорта РФ является федеральным органом исполнительной власти осуществляющая выработку государственной политики и правовое регулирования в сфере гражданской авиации, использовании воздушного пространства, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта, а также обеспеченье безопасности.
Министерство транспорта РФ осуществляет следующие полномочия в установленной сфере:
1. Внесение в правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных актов президента РФ и правительства. По которым требуется решение правительства по вопросам относящимся к сфере введенья министерства и подведомственных ему органов.
2. В установленном порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, в том числе и для осуществления научно-исследовательской деятельности, обеспечивающих потребности министерства и подведомственных ему органов.
3. Обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в подведомственной сфере.
4. Осуществляет функции по приёму граждан, своевременному рассмотрению их обращений и в пределах своей компетенции обеспечивает защиту государственной тайны.
Государственное управление в сфере связи возложены на министерство связи массовых коммуникаций:
1. Федеральная служба по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций.
2. Федеральное агентство по печати массовым коммуникациям.
3. Федеральное агентство связи.
Минкомсвязь осуществляет функции по выработке и реализации государственной политике, нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Электросвязи, почтовой связи, массовой коммуникаций и СМИ включая интернет, телевиденье, радиовещание, печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных.
Министерство выступает в качестве почтовой администрации РФ, выполняет функции администрации связи при осуществлении международной деятельности.
Минкомсвязь осуществляет следующие основные полномочия:
1. Представления проектов нормативных актов различных уровней. Относящихся к компетенции данного органа.
2. В соответствии с федеральном законодательством (в широком смысле) самостоятельно принимает н/п акты.
3. вырабатывает принципы формирования и использования находящихся в федеральной собственности фондов законченных производством и прошедших в эфир телевизионных программ, передач, фонограмм, за исключением кинофильмов.
4. Участвует в формировании единого информационного пространства на территории государств-участников СНГ.
5. В пределах своей компетенции осуществляет хозяйственной деятельность обеспечивающую функционирование министерства.
6. Даёт федеральным органам заключения о целесообразности расходов на проведение научно-исследовательских и научно-изыскательских работ, по созданию и проведению программного обеспеченья и технических средств для создания и эксплуатации информационных систем.
7. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности правительственной комиссии по федеральным связям и информационным технологиям.
8. Обеспечивает охрану государственной тайны.
Основные сферы экономики
Экономика страны представляет сложившиеся экономические комплексы, т. е. блоки однородных отраслей производства материальных благ.
Среди важнейших экономических комплексов России можно назвать:
а) промышленный комплекс;
б) агропромышленный комплекс;
в) транспортно-дорожный комплекс;
г) строительно-жилищный комплекс;
д) комплекс связи.
Каждая отрасль экономики имеет свои функциональные особенности и специфические способы управления.
Промышленный комплекс — важнейшая часть экономики страны, основа ее экономической мощи и обороноспособности. Промышленный комплекс состоит из большого количества конкретных отраслей промышленности, причем некоторые их группы также составляют свои комплексы (например, топливно-энергетический; нефтехимический; военно-промышленный; лесопромышленный; атомный и др.). Отрасли, в свою очередь, подразделяются на объединения, предприятия.
Агропромышленный комплекс охватывает все отрасли хозяйства, которые осуществляют производство, заготовку, транспортировку, хранение, переработку и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции, продовольствия для населения и сырья для промышленности.
Строительно-жилищный комплекс — это строительство и реконструкция жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.
Комплекс связи представляет систему технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи, почтовой связи, а также информационных, информационно-вычислительных и автоматизированных сетей.
Транспортно-дорожный комплекс играет важную роль в экономике страны. Он включает гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический, железнодорожный транспорт и дорожное хозяйство, ко-торые осуществляют перевозочную деятельность, работы и услуги, связанные с обслуживанием пассажиров и грузов, содержанием автомобильных дорог, водных путей, морских, речных портов, гражданских аэропортов и др.
Железнодорожный комплекс относится к числу естественных монополий с особым регулированием, управление этой отраслью носит централизованный характер и относится к исключительной компетенции Федерации. В систему Министерства путей сообщения входят железные дороги и их отделения, промышленные, снабженческие, торговые и др. предприятия. Главным оперативным звеном является железная дорога – унитарное государственное предприятие, самостоятельной экономической формы деятельности. В настоящее время в управлении железнодорожным видом транспорта вместо строго административных внедряются начала гражданско-правовых отношений, кроме государственной формы собственности на железной дороге появляется частная (ж/д поезда).
Управление авиационным транспортом осуществляется специальными федеральными органами, в числе которых Авиационно-космическое агентство. В сфере авиационного транспорта действуют предприятия и организации различных форм собственности, физические и юридические лица. Административные органы исполнительной власти в области авиационного транспорта в отношении нарушителей физических и юридических лиц наделены полномочиями привлечения их к административной ответственности.
Государственное управление морским, речным и автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта РФ, в составе которого действует Речной регистр, осуществляющий надзор за судами внутреннего и смешанного плавания (река-море). Органами управления в сфере внутреннего транспорта являются также бассейновые (рек, внутренних морей, озер) управления водных путей. Оперативным звеном системы управления водным транспортом являются морские и речные пароходства и порты.
В ведении субъектов Федерации и органов местного самоуправления находятся вопросы управления пассажирским городским и междугородним автомобильным транспортом.
Одним из важнейших направлений для государства и общества в целом в сфере экономики является финансы и кредит. Подавляющая часть вопросов в этом направлении относится к исключительному ведению Федерации. Совместно Федерацией и её субъектами устанавливаются только общие принципы налогообложения и сборов в стране. Финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы отнесены к ведению Федерации. Основными федеральными органами управления в этой сфере являются Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (в составе Минфина), МНС РФ. Централизованное управление этой сферой осуществляется перечисленными органами через территориальные и местные органы. В субъектах Федерации существуют министерства финансов – в республиках, финансовые управления Минфина РФ – в других субъектах. Минфин РФ осуществляет межотраслевое координирующее управление. Правовой основой деятельности Минфина РФ является Бюджетный кодекс РФ.
Большую роль в осуществлении кредитной политике государства играют банки и банковская система. Государственное управление банковской системой сосредоточено в руках Центрального банка России, который находится в федеральной собственности. Банк России выполняет функции лицензирования, выпуск денежных знаков (эмиссию), регулирует покупку и продажу иностранной валюты, устанавливает курс рубля, осуществляет надзор за деятельностью банков различных форм собственности и др. Возглавляет Банк России Председатель, назначаемый Государственной думой по представлению Президента РФ.
Основным источником формирования государственного бюджета являются налоги. Управление в налоговой сфере осуществляется Министерством по налогам и сборам и его территориальными органами, обладающие широкими полномочиями в вопросе контроля за налогоплательщиками независимо от форм собственности и привлечения их в случае нарушения к ответственности. Санкции за неуплату, несвоевременную уплату или уплату не в полном размере являются одними из самых жестких.
Постоянный и разнообразный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ, Федеральным казначейством, Департаментом государственного контроля и аудита. В отдельных случаях для проведения аудиторской проверки могут привлекаться зарубежные специализированные фирмы.
Экономика в сфере образования
Образование – это автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы, образование – это система образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.
Такое определение рассматривает образование как сложную систему, которая включает множество элементов, прежде всего, таких как:
- производительные силы и производственные отношения сферы образования;
- следующие подсистемы: дошкольное образование, общеобразовательная школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшая школа и послевузовское образование.
Отрасль образования в современных условиях характеризуется наибольшими интегрирующими свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны.
В этом ее своеобразие, которое заключается в том, что сфере образования принадлежит особая роль, такая как:
Во-первых, образование занимает особе место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.
Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.
В-третьих, эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.
В-четвертых, труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых, сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно около 1 млрд. учащихся и 50 млн. педагогов.
Основным продуктом этой сферы являются образовательные услуги – как система знаний, информации, умения и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.
Об отличительных особенностях и свойствах понятия «услуга» мы говорила ранее и, как известно, к таким особенностям относятся: их неосязаемость; неотделимость от их непосредственного производителя; невозможность их хранения и транспортировки; непостоянство услуг. Все эти свойства характерны и для понятия «образовательные услуги».
Услуги по своему экономическому содержанию не отличаются от материально-вещественных продуктов. Они, также как и товары, служат удовлетворению потребностей человека и имеют потребительную стоимость, а также обладают стоимостью. Потребительная стоимость образовательной услуги заключается в ее способности удовлетворять все возрастающие потребности человека. Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.
Предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определенными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса. В настоящее время лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства.
Образование как отрасль характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему хозяйству страны в целом. Однако отношения в сфере образования имеют особенности, которые проявляются в ограниченных возможностях использования коммерческих отношений.
Определяющим звеном в экономических отношениях, как известно, выступают отношения собственности. До начала 90-х гг. ХХ века все учебные заведения были государственными.
В настоящее время в Законе РФ «Об образовании» дана характеристика организационно-правовых форм образовательных учреждений, которые могут быть:
• государственными, например, ВУЗы, ПТУ и др.;
• муниципальными – общеобразовательные школы;
• негосударственными - в следующих организационно-правовых формах:
- частными – например, семейные школы, корпоративные учебные заведения, индивидуальные репетиторы;
- учреждениями общественных и религиозных объединений – например, учебные заведения профсоюзных организаций, духовные семинарии и т.д.;
• смешанная форма, например, государственно-коллективная – ВУЗы.
Самой специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности, своеобразие реализации ее и образовательных услуг. Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда. Основой этой собственности выступают интеллект, знания, опыт и предвидение. На этапе современной НТР интеллектуальная собственность превращается в главную разновидность собственности, т.к. продуктивное ее использование становится решающим фактором экономического роста.
Все эти проблемы изучает самая молодая из экономических наук (она сложилась несколько десятилетий назад) – экономика образования. Ее предмет можно определить следующим образом: это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.
Финансовая сфера экономики
Финансовые отношения очень многообразны. Во всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой связаны между собой.
Несмотря на то, что каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют как между собой, так и с другими системами, и на практике эти взаимосвязи имеют важное значение. Кроме того, все многообразие финансовых отношений в обществе обладает органической целостностью, способной к развитию.
В процессе выделения составных частей финансовых отношений необходимо найти верный классификационный признак их деления на структурные группы, подгруппы, в соответствии с научным критерием.
Первым классификационным признаком, в соответствии с которым все многообразие финансовых отношений подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве, в соответствии с чем все финансовые отношения подразделяются на две большие группы, называемые сферами финансовой системы, — финансы субъектов хозяйствования, а также государственные и муниципальные финансы.
Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в любом обществе есть субъекты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осу-ществления своих функций.
Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой финансовой системы, именно в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники фор-мирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.
Часть организаций в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Такие организации, как правило, не преследуют получения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками; финансовые ресурсы им необходимы для осуществления уставной деятельности, соответственно это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются такие организации (некоммерческие).
Кроме юридических лиц участниками товарного производства могут выступать и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Таким образом, внутри сферы финансов субъектов хозяйствования выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей.
Субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством. Специфика организационно-правовой формы также будет накладывать отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, образование тех или иных финансовых фондов. Так, в звене финансов коммерческих организаций организационно-правовая форма влияет на порядок формирования уставного капитала, на распределение прибыли между участниками, на степень финансовой ответственности перед другими субъектами и т.д.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также оказывают влияние на организацию финансов, например, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п.
В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются: финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяйственных товариществ, финансы обществ с ограниченной ответ-ственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Особое место среди них занимают финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Финансовые ресурсы унитарных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управ-ления.
Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций. Кроме того, при создании таких организаций происходит определенное имущественное обособление передаваемых им финансовых ресурсов; оно предполагает не только организационное выделение соответствующих денежных средств, но и признание принадлежности передаваемых средств конкретной организации с наделением последней совокупностью прав и обязанностей по их управлению.
В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.
Отдельное место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных учреждений, прежде всего, потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения и т.п.
Специфика функционирования финансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, именно это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджет-ным законодательством.
Финансы бюджетных учреждений входят в состав финансов субъектов хозяйствования, поскольку при их создании и функционировании по аналогии с унитарными предприятиями происходит обособление имущества и финансовых ресурсов, а также наделение бюджетного учреждения правом распоряжения этим имуществом (правом оперативного управления).
Звено финансов индивидуальных предпринимателей появилось в составе финансовой системы нашей страны сравнительно недавно. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В настоящее время индивидуальными предпринимателями могут выступать юристы, врачи, детективы, фермеры, граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной торговли, и т.д. Их финансовые отношения специфичны, поскольку в хозяйственный оборот предпринимателей вовлекаются их личные доходы и накопления, и наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов.
Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финансовой системы, воздействовать на объем и структуру общественного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране.
Органы государственной власти и местного самоуправления не могут существовать без формирования и использования соответствующих бюджетов, в которых аккумулируются финансовые ресурсы для финансирования возложенных на эти органы функций. При этом бюджеты всегда имеют многоцелевое назначение.
Кроме того, в распоряжении органов власти имеются другие финансовые фонды, как правило, узкоцелевые, используемые в качестве дополнительного источника финансирования тех или иных расходов. Такие фонды образуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами, создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов — социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий. Таким образом, в составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.
В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и местные бюджеты.
Федеральный бюджет является основным инструментом перераспределения валового внутреннего продукта, созданного в масштабах государства. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений бюджетной политики в стране, определяются основные принципы построения межбюджетных отношений.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации имеется шесть различных видов региональных бюджетов, а общее их количество составляет 89. Сюда относятся 21 республиканский бюджет республик в составе России, 6 краевых, 49 областных, 1 областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов, 2 городских бюджета городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.
Третий уровень бюджетной системы Российской Федерации также представлен разными видами бюджетов. В зависимости от видов муниципальных образований, на территории которых функционируют соответствующие местные бюджеты, выделяются бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.
В настоящее время в России функционируют только три государственных внебюджетных фонда социального назначения — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, средства которых используются в качестве дополнительного источника финансирования социального обеспечения населения.
Пенсионный фонд Российской Федерации — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основной материальной базой пенсионного обеспечения. Это самый крупный из всех государственных внебюджетных фондов, важ-ное место которого в составе финансовой системы Российской Федерации объясняется его социальной значимостью (в России около 35 млн. пенсионеров) и большим объемом мобилизуемых в нем финансовых ресурсов.
Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым среди внебюджетных фондов по объему перераспределяемых финансовых ресурсов; предназначен для осуществления государственных гарантий по социальному обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при болезни, инвалид-ности, рождения и воспитания детей и др.
Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают гражданам Российской Федерации возможность бесплатного получения некоторых видов медицинской помощи. В частности, в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг включаются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинская помощь; лечение острых заболеваний; услуги по обслуживанию беременности и родов и т.п.
Рассмотренные выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами - при уплате налогов и страховых платежей в бюджеты и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между организациями существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т. п.
Государственные и муниципальные финансы как сфера финансовой системы также характеризуются тесным взаимодействием структурных звеньев между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Так, внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета внебюджетным фондам на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и др. Существует тесная связь звена бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, поскольку финансовые ресурсы последних формируются в основном за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами субъектов хозяйствования — при уплате организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов, налогов и других платежей и при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с бюджетом - при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами — при передаче некоторых средств одним фондом другому.
Сферы современной экономики
В структуре современной экономики выделяют две взаимодополняющие сферы:
1. Материальная сфера (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) производятся вещественные блага и оказываются материальные услуги.
2. Нематериальная сфера – создаются духовные, культурные ценности и оказываются соответствующие услуги (образование, здравоохранение, научное консультирование).
Также в структуру современного производства входит особая сфера — сфера услуг.
Услуга – это такой вид деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности.
Наконец, в структуре современного производства особо выделяется инфраструктура — совокупность тех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для функционирования производства.
С развитием человечества производительность труда в обществе растет. Особенно быстрые темпы этот рост приобрел с началом научно-технической революции (НТР), которая вызвала огромные изменения в процессе производства и способствовала изменению роли человека в этом процессе: из механического исполнителя он стал главным звеном в технологическом процессе производства — его контролером и регулировщиком. Привела НТР и к изменениям в характере труда: последний приобретает все более интеллектуальный и творческий характер.
Вторая половина XX в. в высокоразвитых странах характеризуется увеличением доли затрат на НИОКР в общем объеме производственных расходов. Наукоёмкость производства становится одним из важнейших критериев его прогрессивности и конкурентоспособности. Сегодня на рынке появились даже специальные фирмы, которые занимаются коммерциализацией научных исследований в тех наукоемких и высокотехнологичных областях, где достижение желаемого результата не гарантировано. Эти венчурные (рисковые) фирмы создают около 90% новых технологий, внедряемых в производство.
Начавшаяся примерно с середины XX в. научно-техническая революция способствовала превращению науки в ведущий фактор производства. Резко сократились сроки практического воплощения научных открытий, произошла интеграция науки и производства. Разобщенные прежде процессы развития науки и производства оказались объединены в единую, постоянно развивающуюся систему: наука — техника — технология — производство. А сами научно-технические разработки стали одной из главных движущих сил экономического роста.
Современная экономика — продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни. В большинстве стран она является рыночной, но одновременно регулируется государством, которое стремится придать ей необходимую социальную ориентированность. Для экономики современных стран свойствен процесс интернационализации хозяйственной жизни, результатом которого является международное разделение труда и складывание единой мировой экономики.
Производственные сферы экономики
Производственная сфера (сфера материального производства) экономики создает материальные блага, товары и оказывает хозяйственные услуги производственного назначения, то есть для других предприятий.
В мировой практике сфера материального производства делится на три элемента:
- первичная – часть экономики, связанная с добычей сырья, растениеводством и животноводством;
- промышленная – часть экономики, связанная с производством промежуточного продукта (материалов, комплектующих, машин и оборудования);
- конечного продукта – часть экономики, где производятся предметы конечного потребления.
В экономике полагают, что все виды труда по своему функциональному содержанию являются производительными, следовательно, производственная сфера охватывает фактически все отрасли материального и нематериального производства. Для современной экономической теории Запада характерно игнорирование (конечно, не всеобщее) проблемы различения производительного и непроизводительного труда с точки зрения общеэкономического содержания трудовых функций. Однако даже из характеристики основных вех в истории экономической мысли можно заметить, что данная проблема занимала умы представителей самых разных школ политэкономии, начиная с ее зарождения.
Не вдаваясь в различные трактовки этой проблемы, отметим лишь, что в советской экономической науке преобладала позиция А. Смита, согласно которой производительным является труд только в материальном производстве, а непроизводительным — труд в нематериальной сфере. Иначе говоря, производственная сфера отождествлялась с материальным производством, а непроизводственная — с нематериальным. Правда, такое мнение в советской экономической науке разделяли не все.
Как нам представляется, к производственной сфере следует причислять все отрасли, во-первых, материального производства и, во-вторых, сферы услуг, поскольку труд, занятый в них, создает потребительные стоимости в виде материальных благ или услуг. Ведь и материальные блага, и услуги представляют собой не просто внешние полезные эффекты создавшего их труда, но именно самостоятельные, т. е. особые, своеобразные эффекты, отличные от всех других специфических внешних полезных эффектов.
В силу своеобразия каждого материального блага и каждой услуги складываются и особенности видов труда, которые их производят. Эти особенности являются, во-первых, качественными, т. е. выраженными в специфичности применяемых в каждом из них вещественных и личных факторов производства и технологий их использования, а во-вторых, количественными, или представленными разными величинами затрат ресурсов, необходимых для создания различных продуктов.
В противоположность этому, непроизводительные виды труда создают не продукты (материальные блага и услуги), а необходимые условия нормального функционирования каждого и любого производственного процесса, всей экономики и общества в целом. С данной позиции, непроизводительный труд представляет собой регулирующую деятельность. Непроизводительные виды труда ценны не сами по себе, а тем, что регулируют производительные виды труда и всю общественную жизнь, создавая нормальные предпосылки для их протекания.
Таким образом, виды регулирующей деятельности образуют непроизводственную сферу. К. Маркс назвал их чистыми издержками, потому что они сами по себе не создают продуктов, т. е. самостоятельных внешних полезных эффектов.
Регулирующую деятельность можно разделить по видам на три группы:
К издержкам надстройки (к трансакционным издержкам социально-политической инфраструктуры) принадлежат:
1) обрядово-культовые процедуры [франц. procedure от лат. procedo — продвигаюсь] и стереотипы поведения, способствующие поддержанию обычаев, привычек и верований, которые на уровне обыденного сознания народа повседневно управляют индивидуальным, групповым и общественным бытием;
2) идеология, отражающая с большей или меньшей противоречивостью обыденное сознание народа и представляющая теоретический и теологический [от греч. theos — бог и logos — слово, учение] уровень мировоззрения;
3) организационная и пропагандистская [от лат. propaganda — подлежащее распространению] деятельность партий, политических движений, религиозных образований и общественных, в том числе профсоюзных организаций, которые направляют и взаимоувязывают социальные, экономические и политические интересы разных групп, слоев, классов и наций;
4) нормотворчество законодательных учреждений публичной власти, участники которого, будучи избранными на соответствующем уровне государственного устройства, становятся членами представительных органов, наиболее тесно связанных с динамикой общественных чаяний и настроений;
5) судебная ветвь публичной власти, которая посредством прокуратуры, адвокатуры, следствия, системы различных судов и исправительных заведений призвана устранять отклонения в деятельности разных субъектов от действующего законодательства через наказания за его нарушения;
6) функционирование армии, органов внутренних дел и госбезопасности как силовых структур исполнительной власти направлено на непосредственную защиту граждан, общества и государства от посягательств на их права и существующий режим как изнутри, так и извне страны;
7) высшие политические институты исполнительской власти, которые через вверенные им министерства, ведомства, территориальные администрации и др. определяют в рамках законодательства и во имя его реализации текущие и перспективные цели внутренней и внешней политики, пути и средства их достижения, а также организуют проведение в жизнь соответствующего курса;
8) реализация прав собственности физических и юридических лиц, включая и государство с иерархией его органов, пронизывает всю хозяйственную жизнь, в чем бы она не заключалась. Отношения собственности, складывающиеся только по поводу ограниченных благ (прежде всего, ресурсов, продуктов и доходов, являющихся редкими относительно наличных желаний воспользоваться ими, точнее" их полезными свойствами), выражаются в столкновении правомочий различных субъектов, претендующих на них. Данные правомочия санкционированы [от лат. sanctio — строжайшее постановление] всеми выше перечисленными компонентами издержек надстройки, т. е. не только названными ветвями государственной власти, но также общественной психологией и идеологией. Действующий режим прав собственности предполагает, что каждый собственник наделен известным пакетом правомочий и что они определенным образом защищены от чьего бы то ни было вмешательства. Если такой защиты нет или она ослаблена, как ныне в СНГ, то созидательные мотивы деятельности подавляются хищническими.
К чистым издержкам обращения (к трансакционным издержкам рыночной инфраструктуры) относятся:
1) метрология, анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет, отчетность и делопроизводство, которые документально оформляют движение ресурсов, продуктов и доходов всех хозяйствующих субъектов;
2) деятельность по купле-продаже, включая маркетинг и рекламу, обеспечивает в условиях товарно-денежных отношений взаимосвязь производства и потребления через состыковку предложения и спроса на объекты, принимающие товарную форму;
3) затраты по обращению денег и функционированию денежной системы, облегчающей хозяйственный оборот;
4) кредитные отношения, перераспределяющие временно свободные денежные средства на принципах возвратности, срочности и платности;
5) расходы по эмиссии и обращению ценных бумаг, координирующие и ускоряющие межотраслевой, межрегиональный и международный перелив ресурсов и реструктуризацию экономики.
1) аудит, инспекцию, надзор и контроль за соблюдением установленного порядка и существующих норм в формировании, распределении и расходовании' ресурсов, продуктов и доходов;
2) финансовую систему, состоящую из различных звеньев, через которые происходит поступление, распределение и использование разных фондов денежных средств;
3) личное, имущественное и социальное страхование, стабилизирующее и гарантирующее реализацию интересов страхующихся физических и юридических лиц;
4) систему социального обеспечения и частную благотворительность, которые перераспределяют доходы в пользу нуждающихся в целях предотвращения обострения общественных антагонизмов;
5) затраты по сбору, распределению и применению добровольных взносов партийных, общественных и религиозных организаций.
То, что эти виды труда и связанные с ними расходы имеют непроизводительное! содержание, отнюдь не принижает их роли, а лишь отражает то, что они сами по себе не создают самостоятельных благ. Но зато данные виды труда обеспечивают необходимые условия нормального протекания всех производственных процессов. Следовательно, без них в производственных процессах неизбежно наступают различного рода сбои. Более того, их особая значимость подчеркивается тем" что через контроль над ними осуществляется регулирование всех экономических процессов. Некоторые из непроизводительных видов труда настолько тесно переплетаются с производительными, что при делении экономики на производственную и непроизводственную сферы их невозможно выделить из первой.
Непроизводительные виды труда следует отличать от непроизводительных затрат производительного труда. К последним относятся случаи производства брака, недоброкачественной продукции и продукции, не соответствующей спросу из-за отставания от технического уровня и быстро меняющейся моды. Тут речь идет о том, что потенциально производительные виды труда не реализовали свой Производительный потенциал.
Экономика в сфере туризма
Туризм является продуктивной и стремительно-развивающейся сферой услуг по всему миру. Этот комплекс весьма популярен сегодня и пользуется большим спросом как среди желающих поехать отдыхать, так и среди профессионалов, которые хотят найти себе престижную работу. Практически каждый седьмой человек работает в этой сфере, а каждый 5 планирует отпуск. Сегодня расходы туристов очень большие, ежедневно тратятся деньги на путёвки, проживание и питание.
Сегодня сфера туризма развивается и существует по двум тенденциям:
• непосредственное влияние внешних экономических и политических факторов на нее;
• способность при неблагоприятных ситуациях быстро восстанавливать свою работу и все свои объёмы.
Учитывая нынешнюю ситуацию в мире и на мировом экономическом рынке, в сфере экономики туризма произошли некоторые изменения. Сегодняшние туристы стали задумываться над экономией средств на отпуске. Это связано с ценами, а также с распределением отпусков по сезонам. Есть много случаев не спланированного отпуска, что не позволяет заранее забронировать путёвки или билеты на самолёт. Также существенно уменьшились денежные расходы во время самого отдыха, но это не останавливает туристов. Такой потенциал свидетельствует о том, что туризм хорошо укрепился среди людей и стал неотъемлемой частью жизни современного человека.
Туризм широко распространён во всех странах мира и России в том числе. В последнее время популярными стали путешествия в пределах страны, а также по ближнему зарубежью. Это связано с тем, что туристический бизнес в России только на стадии развития.
Сегодня владельцы агентств активно ищут новые пути и ресурсы для того, что бы конкретная сфера была более приемлемой и эффективной. Учитывая то, что от государства на этот сектор выделяется мало ресурсов, и число финансов постоянно уменьшается. Для максимального развитья требуется новые формы работы на рынке и поиск оптимальных путей для решения проблем, что возникают.
Сначала необходимо укомплектовать материально-техническую базу. Также немаловажным фактором является интересность местности и большое количество достопримечательностей, находящихся в городе. Это позволит максимально увеличить прибыль от туристического бизнеса. Если правильно спланировать и провести ряд работ можно положительно повлиять на экономику туризма и вывести ее на новый уровень.
От уровня развития туристического бизнеса в регионе напрямую зависит количество поступивших денег в бюджет. Также это дает возможность открывать новые фирмы и офисы, тем самым создавать новые места для работы. Развитие инфраструктуры и многие другие показатели также напрямую зависят от степени развития туристического бизнеса.
В развитых государствах создан специальный департамент, в обязанности которого входит контроль работы туристических предприятий и стимулирование работы конкретного вида деятельности. Применяя эту практику, доход в бюджет значительно увеличивается.
Это комплекс разнообразных методов, форм и специальных направлений, которые влияют на сферу туризма. То есть правительство буквально заставляют ее достигать новых уровней и целей. Благодаря такому влиянию хорошо развивается социально-экономический комплекс.
В России также есть отдельные методы направления туристической политики.
Они включают в себя:
• максимальная защита прав всех клиентов;
• поддержка и защита интересов производителей отечественного продукта;
• помощь и поддержка выездного и внутреннего туризма.
Защита интересов производителей проявляется в прямых инвестициях в формирование инфраструктуры туризма, обеспечения
рекламного, научного и информационного продвижения отечественного турпродукта на рынке, налоговые и таможенные льготы, которые увеличивают объём инвестиций.
Основными слагаемыми туризма является стратегия и тактика. Стратегия представляет собой комплекс программ, планов и концепций, которые требуют для воплощения в реальность много времени и финансов. Тактика, в свою очередь, определяется мерами и способами реализации стратегических планов для постепенного достижения ими нужной цели. Основным заданием стратегии является эффективная разработка и воплощение сферы туризма в конкурентоспособное мероприятие, что максимально обеспечит обслуживание и возможности всех желающих, будь они туристами из-за границы или граждане России.
Развитие экономики туризма базируется в основном на максимальном финансовом доходе в бюджет страны. За счёт удачного продвижения туризма государство получает большую прибыль, а курорты становятся популярными среди отдыхающих. Другими словами, туризм является некой торговлей определённых услуг, так называемым невидимым экспортом. Эта отрасль, стимулирует приход денег в казну страны.
Каждая страна, которая хочет развить туристическую отрасль должна создать определенный имидж. За счет этого туристы будут выбирать отдых в конкретном месте. Для того чтобы достичь этого результата агентствам необходимо участвовать в международных выставках, проводить пиар-компании, а также уделить внимание рекламе на иностранных телеканалах.
Государство должно принимать активное участие в вопросе имиджа, так как от этого будет зависеть и денежный доход страны. Самостоятельно достичь необходимого уровня на мировом рынке агентствам очень сложно и многие компании даже через годы работы не могут этого сделать без помощи правления.
Учитывая ежегодный прирост туристов в России и Москве отдельно, можно считать работу туристической политики эффективной. Недостатком некоторых регионов является нехватка мест для туристов, желающих посетить страну. Такими вопросами должен заниматься комитет по внешним связям. Для устранения конкретной проблемы нужно построить новые гостиницы и улучшить инфраструктуру регионов. К примеру: наличие гостиниц, которые уже работают и функционируют, не хватает для такого большого города, как Москва.
Для России оптимальным вариантом является привлечение своих и зарубежных туристов для отдыха. Это выгодно потому, что денежные средства туристов будут тратиться на территории страны. Качественное обслуживание и развитая инфраструктура в этом случае станут хорошей рекламой. Потраченные средства отдыхающих являются прямым доходом для туроператоров. Конкретный процент от этой выручки поступает в бюджет региона, который использует уже эти деньги на свои необходимые потребности.
Значительные суммы от потраченных туристами денег на услуги и товары, начинают активно работать на экономику района, при покупке фирмой местных товаров и услуг. Из этих денег выплачиваются заработные платы, которые опять же тратятся на определённый ряд услуг и товаров. Но такой цикл будет полноценным только в том случае, когда человек покупает отечественную продукцию, а не зарубежную. Один из самых важных моментов вложения средств в экономику туризмом является обеспечение людей новыми рабочими местами.
Много работы сегодня проводится в сфере экономики туризма. Но по сравнению с развитыми европейскими старании этих усилий недостаточно. Нужно изменить инфраструктуру городов, сделать ее более современной. Немаловажным моментом является уход от посреднических схем при продаже путевок.
Россия является стараний с большим потенциалом в конкретной отрасли, за счёт разнообразности рельефа и материальной базы для более эффективного туризма. Просто к конкретному бизнесу нужно найти новый подход. Государство должно всячески поддерживать конкретную отрасль. В первую очередь это нужно проявлять в плане финансирования и планирования направлений развития на уровне законодательства.
Соблюдая всего несколько правил и следуя выбранной тактике можно достичь максимального результата и обеспечить сферу туризма всем необходимым для ее процветания. Несколько хороших задумок, инвестиции и квалифицированные специалисты могут вывести туризм на высокий уровень.