Эффективность мероприятий по реструктуризации во многом зависит от двоякой направленности их проведения. Субъекты хозяйствования, долгое время функционирующие в административно-плановой экономике с отраслевым типом управления, сильно зависят от влияния государства на экономические процессы. В связи с этим реструктуризация должна проводиться на микроуровне и макроуровне.
Рассмотрим основные направления реструктуризации. Макроуровень.
1. Реструктуризация задолженности предприятий может включать такие мероприятия, как отсрочка задолженности по перечислению средств в бюджет и во внебюджетные фонды; договоры о поставках продукции в счет его задолженности бюджету; оформление задолженности в виде государственного низкопроцентного кредита и т.п.
2. Регулирование цен крупных монополий — это установление диапазона транспортных тарифов на все виды перевозок; регулирование системы тарифов на все виды энергоносителей (нефть, газ, уголь, электроэнергия); усиление антимонопольного воздействия на деятельность крупных монополий.
3. Реструктуризация собственности с увеличением доли государства в структуре капитала предполагает: дополнительную эмиссию ценных бумаг предприятия; использование средств, вырученных от продажи ценных бумаг, для погашения задолженности перед государством; формирование портфеля ценных бумаг в рамках корпораций (создание холдингов, финансово-промышленных групп и других интегрированных структур).
4. Разумная протекционистская политика базируется, как правило, на использовании основных инструментов — таможенных пошлин, субсидий, квот и эмбарго, специальных требований к то варам и технических барьеров.
5. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата включает в себя следующие мероприятия: разработку целевых программ по использованию инвестиций, а также контроль над их реализацией; создание экономически неблагоприятных условий для вывоза ка питала; систематизацию государственных гарантий по внутренним и внешним инвестициям; борьба с коррупцией в органах государственной, региональной и местной власти; разработку законодательных параметров (а также контроль над их исполнением) открытости, доступности и достоверности информации о состоянии предприятий для потенциальных инвесторов.
6. Система управления экономическим ростом предполагает: благоприятный налоговый климат в регионах; создание фондов экономического развития регионов; стимулирование развития малого бизнеса; субсидирование инновационной деятельности пред приятий и организаций; разработка и реализация программ с целью повышения уровня занятости населения; контроль над де нежно-кредитной политикой, а также над использованием бюджетных средств.
Микроуровень. Разработка и реализация комплекса мер, направленных на внутреннюю реструктуризацию.
Предполагает использование экономического потенциала предприятия по следующим на правлениям:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1. Производство: обновление основных фондов предприятий; контроль над качеством производства; ориентация на порог безубыточности и сопоставление с ним производственной программы; инвентаризация производственных помещений и территории, опенка уровня их использования, выявление резервных площадей; ориентация стратегического планирования на конъюнктуру рынка и потребности потребителей.
2. Инновации: разработка и внедрение инновационной стратегии; производство продукции на базе технологии, соответствующей уровню развития НТП; организация НИОКР; усиление позиций в области получения патентов, лицензий, ноу-хау и т.п.
3. Персонал: учет состава и квалификации кадров; степень адаптации к переменам; борьба с текучестью кадров через систему альтернативной мотивации труда; повышение уровня гибкости и оперативности управленческого персонала; оценка психологического климата в организации и соответствия его корпоративной культуре; разработка оптимального соотношения стоимостных и нестоимостных форм стимулирования труда.
4. Финансы: формирование эффективной системы оценки структуры активов, анализа рентабельности, финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности предприятия; совершенствование системы финансового менеджмента с учетом современных требований; оптимизация управления финансовыми потоками.
5. Маркетинг: использование конкурентных преимуществ при разработке стратегии поведения организации на рынке; анализ текущего и платежеспособного спроса и его динамики; разработка и реализация товарной стратегии, а также оптимальной ценовой стратегии; совершенствование организации сбыта с использованием методов продвижения продукции на рынок; расширение системы послепродажного обслуживания (как гарантийного, так и послегарантийного).
6. Информация: контроль над объемом, составом, достоверностью, оперативностью, насыщенностью, открытостью информации; исключение пересечения или дублирования информационных потоков; исключение из информационной системы потоков избыточной (лишней) информации.
7. Внешнеэкономическая деятельность: определение системы приоритетов во внешнеторговой деятельности предприятия или организации; использование методов специализации или кооперирования производства для обеспечения конкурентных пре имуществ на внешних рынках; разработка направлений инвестиционного сотрудничества; производство продукции, соответствующей международным стандартам качества; исключение из ценовой политики демпинговых методов ценообразования; оптимизация управления внешнеэкономическими финансовыми потоками.
8. Планирование, нормирование, прогнозирование: разработка планов развития с учетом реальности их выполнения; четкая иерархия целей (дерево целей); совершенствование системы технико-экономических норм и нормативов; составление прогнозов на основе данных из достоверных источников; приспособление системы нормативов труда к специфике трудового коллектива; формирование корпоративной культуры как комплекса норм и нормативов производственного поведения, традиций коллектива.
9. Безопасность: прогнозирование возможных направлений негативного изменения факторов внешней и внутренней среды; раз работка профилактических мер по устранению потенциальных угроз безопасности предприятия; выявление реальных действий конкурентов, партнеров и персонала, наносящих ущерб предприятию; создание системы мер по пресечению выявленных нарушений и повышению уровня безопасности; разработка системы обнаружения и устранения фактов мошенничества как со стороны рядового персонала, так и со стороны менеджеров. Мероприятия реструктуризации на макроуровне и микроуровне могут осуществляться комплексно или выборочно. Это зависит от потребности в реструктуризации, от факторов воздействия внешней среды и от стратегической направленности развития предприятия. Применение мероприятий реструктуризации по основным направлениям позволит каждому конкретному предприятию использовать конкурентные преимущества и бороться с конкурентными недостатками более эффективно.