Долговая нагрузка контрагента – один из важнейших критериев при его оценке, когда речь идет об отношениях с формированием дебиторской задолженности, с использованием авансовых схем, отсрочке платежей. Чтобы верно оценить уровень долговых обязательств контрагента нужно разделить их по категориям и проверить каждую.
Задолженность контрагента перед налоговой инспекцией публична, ее можно посмотреть на сайте ведомства в свободном доступе. Эта информация критична. Если у контрагента есть задолженность перед налоговыми органами, его счет может быть заблокирован в том числе и с теми средствами, которые предназначены контрагентом для исполнения своих обязательств перед вами.
На этом первый этап проверки будет завершен.
Эта информация также является публичной, ее можно получить на сайте ФССП. Ситуация здесь схожа с долгами по налоговой. Если в рамках судебного предписания юридическое лицо не выплатит долги самостоятельно, ее имущество, в том числе находящееся на расчетном счете, может быть взыскано в любой момент времени.
О возможном возникновении долгов этого типа можно узнать заранее. Информацию об исках к контрагенту публикует сайт Арбитражного суда. Важно помнить, что взыскание долгов с юридических лиц не всегда ведет к неисполнению ими своих обязательств перед вашей компанией.
Средств контрагента может хватить и на выплаты долгов и на эффективное взаимодействие с контрагентами. Оценить положение дел помогут балансы компании, сведения о прибыли и обороте компании.
Косвенные данные, необходимые для оценки долговой нагрузки контрагента могут дать его балансы. Информация по ним также является открытой.
Если во всех этих графах стоят прочерки, значит, кредитных обязательств в указанном отчетном периоде не было. Если какие-то из них заполнены, но баланс положительный, чаще всего это значит, что контрагент успешно справляется со своей финансовой нагрузкой.
Однако, если платежная дисциплина на текущий момент времени важна вам (равно как и самые новые сведения о кредитах компании-контрагента) подробности вы сможете узнать из кредитной истории контрагента.
Кредитная история – самый точный инструмент оценки долговой нагрузки контрагента. Именно из нее мы можем почерпнуть актуальные данные о размерах и типах кредитов, сумме ежемесячных платежей, своевременности их внесения контрагентом, остатке долга. При этом данные актуальны именно на день запроса.
Тогда как другие источники работают со значительной задержкой. Долги по налогам появляются по завершении налогового периода, арбитражи через 90 дней после возникновения задолженности плюс время на судебное разбирательство и так далее. Кредитная же история обновляется в режиме онлайн.
Сопоставив данные балансов и кредитной истории вы сможете вычислить уровень долговой нагрузки предприятия-контрагента:
• Для крупного бизнеса важно соотношение суммы долга к показателю EBITDA. Оно не должно превышать трех-четырех.
• Для малого и микробизнеса важен показатель оборота или прибыли. Ее должно хватать на оплату кредита и осуществление основной деятельности.
Оценивайте платежную дисциплину контрагента и его долговую нагрузку в течение всего периода сотрудничества. Оперативно реагируйте на ухудшение ситуации. В таком случае у вас будет больше времени для того, чтобы принудить контрагента к исполнению свих обязательств перед вашей компании и избежать ненужных финансовых потерь.