Главным и общим направлением всех преобразований в этой сфере в 90-е годы XX - начале XXI в. является формирование рыночной экономики со всеми вытекающими социальными последствиями.
В постсоциалистических преобразованиях экономической жизни России можно выделить три основных этапа:
а) форсированные темпы радикальных реформ с тяжелейшими социальными результатами (1992-1993 г.);
б) эволюционное развитие рыночных институтов и попытки смягчения социальных противоречий (1994-1999 г.);
в) начало экономической стабилизации и системных социальных реформ (2000-2002 г.).
Пришедшие в 1991 г. к власти в России “демократы” не имели сколько-нибудь обоснованной программы социально-экономических преобразований. В то же время они исходили из постулата о том, что рыночные отношения сразу оздоровят экономику, что рыночная свобода универсальна и благодатна для всех (и промышленности, и сельского хозяйства, и торговли, и культуры). Доминировала иллюзия, что благодать рынка может утвердиться быстро, без ухудшения положения большинства населения, которое оформится в новый “средний класс”. В столкновении вариантов и моделей перехода России к рынку победили радикалы-западники и был избран жесткий вариант экономического реформирования, т.н. “шокотерапия” с “одномоментной либерализацией цен” и ускоренной приватизацией государственной собственности.
Официально этот курс сформулировал президент Б.Ельцин на V Съезде народных депутатов в конце октября 1991 г. Он пообещал, что трудности и лишения будут длиться лишь 6-8 месяцев и что уже к осени 1992 г. страна получит реальные результаты, начнется “стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей”. Практическое внедрение монетаристской (предполагающей отказ государства от вмешательства в экономику и полное рыночное саморегулирование) модели экономического реформирования России возглавил вице-премьер Е.Гайдар.
С 1 января 1992 г. начался форсированный переход России к рынку методом “шоковой терапии”. Это выразилось в ускоренной приватизации государственной собственности, в отказе от государственного регулирования цен и валютного курса рубля, от планового руководства экономикой, от бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению и др. Краеугольным камнем заявленных реформ было освобождение цен из-под контроля государства. Сторонники этого шага доказывали, что это приведет к установлению баланса цен и спроса, к оживлению экономики. Рост цен с января 1992 г. превзошел все ожидания. В условиях монопольного характера экономики и товарного голода это привело к резкому снижению покупательского спроса населения, а также к обесцениванию денег на счетах предприятий и вкладов населения в Сбербанке. Россия лишилась всех своих сбережений, цены за 1992 г. выросли в 36 раз, развивалась гиперинфляция.
Сочетание роста цен с открытием границ, ввозом продовольствия и товаров повседневного спроса из-за рубежа способствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у населения денежной массы и стабилизации рынка. Однако низкая конкурентоспособность отечественной продукции стала одной из главных причин сокращения сбыта, а потому и производства продукции российских предприятий. В особенно критическом положении оказались предприятия военно-промышленного комплекса. А ведь предполагалось, что именно эти предприятия, обладавшие высокими технологиями и современным оборудованием, обеспечат выход российской промышленности на мировой рынок. В 1992 г. промышленное производство сократилось на 18%, а к 1994 г. (в сравнении с 1991 г.) - на 50%, ВВП - на 47,2%, капиталовложения - на 67%. Таких катастрофических темпов страна не знала даже в годы Великой Отечественной войны. Н.Байбаков (председатель Госплана СССР на протяжении 20 лет) в связи с этим отметил: “Россия не вошла, а упала, рухнула в дикий рынок, который правильнее было бы назвать базаром”. Существенно ослабли позиции РФ в мировом хозяйстве: ее доля в совокупном ВВП всего земного шара снизилась с 3,6% в 1990 г. до 1,7% в 1997 г.
Не оправдались надежды и на быстрое реформирование сельского хозяйства, где производство резко сократилось, а страна все более зависела от импорта продовольствия. В тяжелейшем положении оказались социальная сфера, наука, культура, образование, здравоохранение. Стремительно росла явная и скрытая безработица. Подавляющее большинство населения РФ с весны 1992 г. было категорически против методов “гайда-рономики”. Против проводимого социально-экономического курса выступили и все значимые общественно-политические силы страны, вследствие чего Е.Гайдар в декабре 1992 г. был отправлен в отставку с поста и.о. премьера. Правда, несколько позже его вернули в правительство вице-премьером и он вместе с министром финансов Б.Федоровым, председателем Госкомимущества А.Чубайсом в целом продолжил прежний курс.
Формы и методы экономической реформы были реально скорректированы в сторону большей социальной защищенности населения лишь с рубежа 1993-1994 г., что было связано с именем нового главы правительства В.С.Черномырдина. Спад экономики прекратился лишь в конце века, а с 2000 г. наблюдаются некоторый экономический рост и определенная социальная стабильность.
Основными преобразованиями всего переходного периода в экономике России являются:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
а) изменение роли государства в экономической жизни (сокращение вмешательства в экономические процессы, государственных расходов на экономику, сохранение государственного финансирования социального обеспечения, образования, обороны...). Ликвидированы плановая система и жесткая вертикальная структура управления предприятий со стороны государства - вместо множества отраслевых министерств сейчас функционирует одно министерство экономического развития. Введено свободное ценообразование (в середине 1998 г. 90% цен устанавливались свободно, 5% - государством, 5% - с ограничением нормы рентабельности);
б) макроэкономическая стабилизация. Были предприняты четыре попытки финансовой стабилизации. Жесткая финансовая политика, хотя и непоследовательная, привела к постепенному снижению инфляции 13% - 2000 г., примерно 18% - 2001 г. Главная причина неудачной борьбы с инфляцией - от рыв от реального сектора экономики, т.е. для стабилизации финансов необходим экономический подъем. Экономический рост начался лишь в 2000 г. (ВВП вырос на 7,7%, промышленное производство - на 9%, а сельскохозяйственное - на 5%);
в) приватизация с целью перестройки отношений собственности прошла три этапа: чековая (ваучерная) приватизация в 1992 - середине 1994 г.; денежная - во второй половине 1994 - 1996 г. (многие предприятия куплены по заведомо заниженным ценам: 500 крупнейших предприятий РФ стоимостью минимум 200 млрд. долларов фактически проданы за 7,2 млрд., а “ЗИЛ” - за 4 млн. долларов при стоимости основных фондов в 1 млрд.; индивидуальные проекты приватизации - с 1997 г. К концу 2000 г. приватизированы 74% всех предприятий, на которых работали почти 70% занятых;
г) создание рыночной инфраструктуры. В 90-е годы появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, недвижимости. В частности, сформировался фондовый рынок ценных бумаг;
д) интеграция в мировое хозяйство. К сожалению, топливно-сырьевая модель международной специализации России приобрела в 90-е годы особенно выраженный характер. Так, за 2000 г. только за нефть РФ получила 35 млрд. долларов дохода, из которых в бюджет попала лишь одна четвертая.
Современные тенденции, проблемы и задачи экономического развития:
Во-первых, необходим постепенный, но постоянный экономический рост для выхода из глубокого кризиса. К сожалению, сохранить высокие темпы 2000 г. в 2001 г. не удалось в полной мере (прирост промышленного производства - 5%, ВВП - около 5%). В то же время уже можно говорить о начале экономической стабилизации.
Во-вторых, федеральный бюджет 2001 г. уже был бездефицитным, хотя четверть его ушла на обслуживание внешнего долга, 100 млрд. рублей - на социальные нужды, 218 млрд. - на оборону.
В-третьих, введение в 2001 г. единой ставки подоходного налога (в процентах) для всех субъектов хозяйствования резко увеличило собираемость налогов в целом и вследствие этого - наполняемость доходной части бюджета.
В-четвертых, отраслевая структура промышленности изменилась в худшую сторону. Резко сократились наукоемкие производства (РФ дала в 2000 г. менее 1% мирового производства наукоемкой продукции). Упадок ВПК, угольной промышленности, сельского хозяйства происходил при одновременном росте экспортных добывающих отраслей (нефтегазовая, лесная, деревообрабатывающая...).
В-пятых, производительность труда постоянно снижалась, росло ее отставание от развитых стран. Энергоемкость российской экономики в 2001 г. была в 4 раза выше, чем в Западной Европе.
В-шестых, неэффективное реформирование сельского хозяйства. Фермерские хозяйства (13 млн. га) без должной государственной помощи не могут работать производительно. Акционирование многих колхозов и совхозов привело к их фактической гибели (в 1999 г. не были обработаны 18 млн. га пашни и 12 млн. га иных сельхозугодий). Чрезвычайно сильной является зависимость от импорта продуктов питания, что позволяет говорить о реальной проблеме продовольственной независимости России.
В-седьмых, проблема выплат по внешнему долгу, который резко вырос за 90-е годы и составил в конце 1999 г. 176,6 млрд. долларов. За 2000 г. его удалось сократить до 161 млрд., а за 2001 -примерно до 148 млрд. На обслуживание внешних долгов РФ вынуждена тратить примерно четверть всех своих доходов.
В послании президента В.Путина Федеральному собранию 3 апреля 2001 г. было обращено внимание на следующие экономические проблемы:
- взрывоопасность пересмотра итогов во многом криминальной приватизации;
- сохраняется опасность прогрессирующего экономического и технологического отставания страны;
- неправомерно усиливается сырьевая направленность российского экспорта (“Россия по-прежнему живет, как рантье, а не как производитель”).
Социальная сфера: проблемы и задачи развития. Новый и массовый “средний класс” создать не удалось. Налицо социальная поляризация населения и обеднение его большинства. Так, 5% богатых и очень богатых владеют почти всеми предприятиями и 75 - 80% всех денежных сбережений. 1 млн. самых богатых соотносился в 2001 г. по доходам с 1 млн. самых бедных в пропорции 100:1. В этом же году 40 млн. человек (2000 г. - 46 млн., 1999 г. - около 60 млн.) находились за чертой бедности. Около 10 млн. человек составляют социальное дно (бомжи, нищие, проститутки...), среди них от 2,5 до 4 млн. (по разным оценкам) - беспризорных и безнадзорных детей. Иными словами, существуют непонимающие друг друга “две России” - бедная и богатая.
Острой является проблема безработицы. На 1 января 2002 г. было 6,4 млн. полностью безработных, в т.ч. 1 млн. зарегистрированных. И это при том, что “челноки” (около 6 млн.) частично снимают и маскируют проблему, а теневой сектор дает заработок 7-8 млн. человек.
Сокращается население страны (за 1992 - 2001 г. - на 9 млн. человек, только за 2001 г. - на 864,6 тыс.). В последние годы смертность превышает рождаемость в 2 раза. Выезд за границу приобрел массовый характер (примерно 4 млн. человек за 1992-2000 г.), причем выезжают лучшие (“утечка мозгов”). Потребление алкоголя в России в два раза превышает опасный уровень. Население РФ составило на начало 2002 г. лишь 144 млн. человек. Специалисты считают, что при таких тенденциях в России к 2050 г. останется 94 млн. человек.
Команда президента В.Путина сделала вывод о необходимости комплексной социальной реформы, т.е. реформы системы оплаты труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, социальной защиты, борьбы с преступностью и др. Что сделано за 2001-начало 2002 г.? Проводится, например, пенсионная реформа, согласно ее концепции государство будет гарантировать всем пожилым людям лишь определенный минимум выплат, а вторую их часть должна составить персональная накопительная пенсия (формируется через отчисления из зарплаты работника). Утверждена концепция модернизации образования в РФ (октябрь 2001 г.). Средняя школа остается бесплатной, в высшей школе вводятся различные механизмы оплаты (образовательные кредиты и т.д.). Расширяется практика единого (выпускного и вступительного) государственного экзамена, по результатам которого одаренная молодежь получает возможность бесплатного обучения в лучших вузах страны.
Внешняя политика Российской Федерации. 90-е годы начались для России с радикального пересмотра идеологии международной деятельности, т.к. двуполюсное и двублоковое мироустройство сменилось одноблоковым и однополярным (НАТО - США).
Во внешней политике РФ с конца 1991 г. можно выделить три основных этапа:
1) первая половина 90-х годов (глава МИД - “западник” А.Козырев) характеризовалась прозападным курсом в стратегических вопросах, все большей потерей статуса супердержавы и поэтапными, постоянными уступками в ходе строительства однополюсного мира, попытками выстроить в систему свои взаимоотношения с бывшими советскими республиками;
2) 1996-1999 годы (министры иностранных дел Е.Примаков и И.Иванов) - время попыток сформировать отличный от Запада внешнеполитический курс и собственное международное лицо, стремление хотя бы частично восстановить имидж великой державы, интенсификации интеграционных процессов в СНГ (№ 1 - Союзное государство России и Беларуси);
3) 2000 - 2002 годы (президент В.Путин, руководитель МИД - И.Иванов) отличаются резкой активизацией и глубокими качественными изменениями во всей внешнеполитической деятельности.
Идеологическим ядром международных отношений сейчас является концепция многополюсного мира, а первейшей практической задачей - возрождение статуса великой державы, с которой считаются все. Разработана концепция национальной безопасности. Четко заявлено, что у России имеются постоянные интересы всюду (как и у США) и что она не хочет мириться с ее дискриминацией со стороны Запада, что РФ хочет разговаривать с ним лишь на равных.
Россия старается обозначить свою позицию и использовать любой кризис для усиления собственного международного влияния. Она ищет и стремится использовать различные противоречия в мире (Западная Европа - США, Япония - Европа - США, “третий мир” - развитые капиталистические страны). Россия активно создает образ непримиримого борца с международным терроризмом.
Регулярно происходят хорошо подготовленные, с подписанием важных политических и торгово-экономических соглашений визиты президента В. Путина за границу (США, ФРГ, Великобритания, Франция, Китай, Вьетнам, Монголия, Корея, Куба...). Во время поездок на Запад непременно подчеркивается возврат к “оттепели” в международных отношениях и то, что Россия “никогда более не будет просительницей...”.
В послании президента Путина Федеральному собранию обращено внимание на необходимость организовать защиту каждого гражданина РФ за границей, лоббировать и обслуживать интересы российской экономики, “обеспечить учет и уважение национальных интересов России”.