Одной из наиболее существенных черт рыночной системы является предпринимательство. Оно оплодотворяет рыночные отношения. Создает и формирует их философию. Дух предпринимательства считается четвертым фактором произвоства. Это Божий дар. Предпринимательству в принципе научиться нельзя. Духом, даром, предпринимательства обладают примерно 5 % бизнесменов.
Когда говорят, что у человека есть дух предпринимательства, то тем самым хотят подчеркнуть его особые качества и свойства как делового человека, бизнесмена. Однако между просто бизнесменом (деловым человеком) и предпринимателем громадная разница. Бизнесмен может производить один и то- же продукт много лет. Печь хлеб из поколения в поколение. Это репродуктивный бизнесмен, но не предприниматель. Предприниматель находится в постоянном поиске нового в производстве. Предприниматель ищет и пробивается на новые рынки, находит новые ресурсы. Предприниматель постоянно генерирует новые идеи в производстве, обслуживании населения. Создает новые товары. Он — источник и движущая сила вдохновляет людей и заставляет их делать не то, что они считают нужным делать, а то, что необходимо ему. Он концентрирует энергию других и направляет ее на реализацию общей цели.
Одной из наиболее характерных черт предпринимателя является его деятельность в условиях неопределенности, может быть, неустойчивости, когда практически невозможно предсказать результат сделки. Следовательно, он чаще других рискует и чаще других выигрывает.
Очевидно, учитывая вышеизложенное, предприниматели — это люди исключительно мобильные и динамичные. Такие качества особенно важны при изменении технологий, спроса, качества, цен, общей потребительской психологии.
Если подвести общий итог сказанному, то суть предпринимательства выражается в свободном и организационном новаторстве.
Предпринимательство — это новое мышление.
Бизнесмен исходит из традиционных установок, в сущности своей — правильных:
- максимум прибыли при минимуме издержек; рациональная организация труда на предприятии;
- поиск внутрипроизводственных резервов.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Однако при таком подходе предприятие рассматривается как «закрытая система», его цели и задачи заданы заведомо и остаются стабильными, одними и теми же, достаточно долго. Основная стратегия такой фирмы — рост и углубление специализации производства, а четкое определение функций, правильные команды и контроль — главное в механизме управления.
Предприниматель же считает предприятие «открытой системой» и исходит из этого. Он связывает успех в основном с тем, насколько удачно предприятие приспосабливается к своему внешнему окружению экономическому, научно-техническому, социально-политическому, сумеет ли он вовремя распознать угрозу для своего существования, не упустит ли возможностей, возникших в данной конкурентной среде, и сможет ли извлечь максимальные выгоды из этих возможностей. Как видно, предпринимательство вовсе не отрицает бизнесмена, а опирается на его принципы, исходит из них, но идет значительно дальше. Ищет, рискует и, чаще всего, находит.
Коротко сущность предпринимательства можно выразить в его принципах:
- Ориентация на человека это главная ценность и предприятия, и общества в целом.
- Беззаветное служение покупателю. Предприятие работает на него и существует благодаря ему.
- Создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, демократических традиций, соблюдение этических норм поведения.
- Постоянное стремление вырваться вперед. Опередить, успеть, обойти, превзойти конкурента. Максимальное использование преимуществ конкурентной среды.
Так формируется философия предпринимательства, основными чертами которой являются: творческая активность, прагматизм (практичность), этичность.
Предпринимательство реализуется в конкретной социально-экономической среде на макроуровне, и оно не может не учитывать ее, поскольку и исходит из этой среды, и приспосабливается к ней. В конечном итоге, предпринимательство является продуктом этой среды. Данная среда предпринимательства столь многообразна, что объяснить, изложить все ее аспекты практически невозможно в рамках учебного пособия по общей экономической теории. Ниже приводятся основные ее направления.
Предприниматель должен хорошо разбираться, прежде всего, в двух вещах: в конкретном экономическом положении своей фирмы и в ее возможностях. Ведь фирма и ее макросреда постоянно и динамично взаимодействуют — здесь нет места спокойствию, статике. Нельзя расслабляться. Поэтому предприниматель должен четко представлять силу и слабость фирмы по отношению к внешней среде, возможности и угрозу, исходящие из внешней среды. Все это необходимо для максимально благополучной адаптации фирмы в своей макросреде: принять меры для наращивания своей мощи и в то же время свести к минимуму слабости фирмы, использовать все возможности, которые вольно или невольно предоставляет ей внешняя среда, тем самым ликвидируя угрозу для своей фирмы или сводя ее к минимуму. Что же конкретно должен учитывать предприниматель?
Экономическая среда. Предприниматель должен четко знать, на какой фазе экономического цикла находится в данный момент экономика страны. В каком состоянии находится внешняя торговля? Каковы уровни безработицы и инфляции? Устойчива ли налоговая система или постоянно подвергается изменениям? Насколько стабилен курс национальной валюты? Каков уровень жизни населения в целом и отдельных его слоев, в частности? Ведь от учета всех этих элементов экономической среды зависит напрямую благополучие предпринимателя.
Очевидно, например, что в фазе кризиса нельзя обновлять основные фонды, технологию. В условиях инфляции практически невозможны инвестиции в производство, тем более в новое строительство. При падении уровня жизни нельзя планировать расширение производства, а при постоянных изменениях налоговой системы вообще пропадает стимул что-либо производить, так как невозможно прогнозировать собственные доходы и, следовательно, развитие фирмы.
Политическая ситуация. Очевидно, что каждая партия, правительство, находящиеся у власти, по-своему видят социально-экономическое развитие страны. Поэтому частая их смена не способствует стабильности макросреды предпринимательства. Риск предпринимателя возрастает. Для него наиболее удобно и выгодно то правительство, которому он доверяет и которое стабильно.
Весьма существенно отношение правительства к частному и общественному секторам экономики. Например, в Англии угольная промышленность весь послевоенный период находится в процессе то приватизации, то национализации. Столь стремительные разгосударствление и приватизация в России тоже реально грозят тем, что, вполне вероятно, мы скоро вынуждены будем заняться вопросами национализации. Самое же негативное влияние переменчивая политическая ситуация оказывает на перспективное развитие производства, так как предприниматели не рискуют осуществлять капитальные вложения в долгосрочные проекты.
Социальная среда. Социальная стабильность в обществе стимулирует развитие Предпринимательства. Возникновение или обострение любых социальных или классовых противоречий, снижение уровня социальной защищенности трудящихся или наименее оплачиваемых слоев населения дестабилизирует общество, а следовательно, внешнюю среду предпринимательства. Отсутствие преемственности в социальной политике, идеях развития, целях, поставленных перед обществом, в национальной и международной политике ведет к тому же.
Культурная среда. Она складывается исторически, в течение сотен, а то и тысяч лет. Чем выше уровень ее развития, тем стабильнее и прогнозируемее предпринимательство. Во-первых, само предпринимательство находит большее понимание в высококультурной социальной среде, в то время как в менее культурной среде оно вызывает зависть, осуждение, пренебрежение, что мешает его развитию. Во-вторых, культурная среда предполагает частое изменение моды, вкусов, моделей, фасонов и т. д., возрастают и разнообразятся потребности населения, что постоянно создает новые возможности для новых успехов предпринимательства.
Правовая среда. Предпринимательство может развиваться только при твердом и стабильном законодательстве. Какими неблагоприятными бы ни были законы, указы, положения и другие акты, регулирующие предпринимательство, оно может приспособиться к ним. Единственно, что абсолютно противопоказано предпринимательству, это постоянные изменения в законодательстве, делающие деловую жизнь просто непредсказуемой. Могут меняться законы о собственности, о налогообложении, о найме рабочей силы, о профсоюзах, о налоговых льготах и т. д. В той или иной степени, так или иначе, они или стимулируют предпринимательство, или тормозят его развитие.
Технологическая среда — то состояние, в котором находятся в стране научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), отрасли машиностроения, радиоэлектроники, металлургии, химии и т.д. В то же время, даже при технологически высоком уровне производства, она может быть разной в различных отраслях. Разной в том смысле, что одни отрасли М9гут стать в технологическом отношении тормозом развития для других или, наоборот, выступить в роли «локомотивов». Например, отставание России в области генетики определило устойчивое отставание интенсивного сельскохозяйственного производства, что, в свою очередь, через отсталую материально-техническую базу обусловило отставание легкой, пищевой, перерабатывающей, химической отраслей производства и т. д. Известны большие достижения России в теоретических разработках радиоэлектронных микросхем, а технологическое отставание радиоэлектронной промышленности не дает возможности быстрого их внедрения в производство.
Технологическая среда должна быть так структурно равномерно развита, чтобы весь народнохозяйственный комплекс развивался равномерно, чтобы одни отрасли производства не тормозили другие, а, наоборот, подтягивали их. С учетом, конечно, отраслевых особенностей развития.
Кроме того, предприниматель постоянно должен быть в курсе существующих и ожидаемых технологических новинок. Ведь от его информированности зависит его позиция на рынке, его конкурентоспособность, адаптивность к рыночной конъюнктуре.
Физико-географическая, или природно-климатическая, среда. Этот фактор имеет исключительно разнообразное влияние на предпринимательство, от наличия природных ресурсов во всей их полноте в стране (Россия, ЮАР, Ангола, США) и, следовательно, существования благоприятной фундаментальной основы предпринимательства до их почти полного отсутствия и, следовательно, состояния постоянного преодоления дефицита ресурсов (Япония). Природно-климатическая среда оказывает существенное влияние и на формирование потребностей, а значит, на емкость рынка, спрос. Например, скандинавские страны, с одной стороны, природой обречены на вечный импорт зерновых и большей части фруктов, с другой, по той же причине, являются вечным экспортером леса и продукции деревообрабатывающей промышленности.
В то же время природно-климатические условия тысячелетиями оказывали и оказывают огромное влияние на формирование национального образа мышления, культуры, обычаев, традиций, нравов. Все это характеризует степень слияния человека, народа в целой с природой, и это чувство, чувство природы, культура становятся одним из мощнейших факторов, формирующих национальные особенности предпринимательства, его специфику. Эти особенности иногда весьма существенны. Судите сами!
Демографическая среда. Она самым непосредственным образом оказывает воздействие на предпринимательство, так как от нее зависит емкость рынка или величина спроса, отсутствие или наличие квалифицированной рабочей силы, воспроизводство рабочей силы в целом. Размещение населения по территории страны влияет и на народнохозяйственную структуру и структуру рынка, транспортную систему, связь.
Перечислить все аспекты влияния демографической среды на предпринимательство не представляется возможным в рамках данного учебного пособия, обозначим только, что это влияние исключительно многообразно и специфично.
Институциональная и организационно-техническая среда. Она касается в большей степени уже внутренней среды предпринимательства, конкретных организационно-правовых форм предпринимательства — фирмы. Поэтому этот аспект будет рассмотрен в гл. XV данной работы.
Безусловно, центральная задача любого предпринимателя заключается в достижении органического единства предприятия и внешней среды. Иначе говоря, предприятие, организация его деятельности должны соответствовать внешней среде. Предприниматель должен исходить из того, что отношения предприятия и внешней среды двусторонние: внешняя среда создает условия для, предпринимательства и постоянно оказывает на него и предприятие самое непосредственное воздействие и влияние. Однако и предприятие формирует через свою деятельность эту самую внешнюю среду. Чем больше и многообразнее хозяйственные связи предприятия, чем большее число людей вовлекается в его хозяйственную деятельность, тем больше его влияние на внешнюю среду
Особенности макросреды предпринимательства в России
Россия находится в состоянии перехода к новой хозяйственной системе от командно-административной к рыночной. От системы, основанной на общественной собственности, к системе, основанной на многообразии форм собственности, где «правила игры» задает частная собственность.
Очень важно подчеркнуть, что общественная собственность на исторической лестнице развития стоит выше частной собственности, поэтому Россия в настоящее время, возвращаясь к рынку, как бы находится в состоянии возвратно-поступательного движения вперед. Зайдя в социально-экономический тупик, Россия отступает на исходные позиции, но на более высоком витке социально-экономической спирали, и теперь она должна за короткий исторический срок наверстать упущенное. Это самая трудная задача России, так как решение ее связано с ломкой сложившейся в течение 80 лет хозяйственной системы со всеми вытекающими отсюда последствиями социального, экономического, политического, культурного порядка. Отсюда и наличие значительной части тех особенностей во внешней среде предпринимательства в России, которые указаны ниже.
Экономический аспект. Россия все еще находится в фазе долгого кризиса. Такой продолжительной фазы экономического кризиса история не знает. Как правило, фаза кризиса скоротечна — от двух недель до полугода. Поскольку на наш кризис наложились распад СССР на пятнадцать государств, разрыв традиционных хозяйственных связей, изменение системы общественного разделения труда, переструктуризация народнохозяйственного комплекса, практически потеря внешних рынков (кроме рынков сырья, материалов и энергоносителей), постольку невозможно предсказать каких бы то ни было сроков выхода страны из этой тяжелейшей ситуации. Если к этому добавить инфляцию, заселение иностранного ширпотреба, бегство капиталов и «утечку мозгов» из России, совершенно безрассудную налоговую политику, то легко сделать вывод о том, как трудно придется развиваться предпринимательству в ослабленной России, не способной создать благоприятной экономической среды для формирования рынка.
Политический аспект. В России слишком много политических партий, течений, общественных движений и организаций, стремящихся к власти. В то же время в стране нет правительства профессионалов. Законы, указы противоречат друг другу. Принимаются часто законы, никак экономически не обоснованные и в финансовом отношении не обеспеченные. Налоговые сборы доходят до 90—95 % прибыли. Разгром Верховного Совета РСФСР, избрание практически бесправной Государственной Думы, война в Чечне и другие факторы в совокупности характеризуют совершенно непредсказуемую государственную политику, следовательно, неблагоприятную политическую среду для предпринимательства.
Социальный аспект. С 1991 г. в России постоянно ухудшается социальная ситуация. В то же время отсутствует какая бы то ни была социальная политика, следовательно, и социальная защищенность бедных и беднейших слоев населения очень слабая. За указанный период произошло столь резкое и стремительное расслоение населения по уровню жизни, что среди всех развитых стран мы оказались на первом месте по степени перепада доходов между верхними 10 процентами населения — самыми богатыми и нижними 10 процентами — самыми бедными. Перепад между ними составляет, по разным источникам, от 26 до 39 раз.
Коррупция чиновничьего аппарата, свойственная любой стране, особенно в переходные этапы, стала настоящим бедствием для России, удавкой для предпринимательства.
Культурный аспект. Россия находится в состоянии культурной неопределенности. К сожалению, в порыве желания быстрее уйти от советского застойного прошлого предаются забвению и величайшие достижения культуры народов СССР, а на головы россиян буквально обрушилась западная массовая (поп) культура, изначально чуждая российскому обществу. Возникла опасность разрыва исторической преемственности культурного развития народов России. Мошенничество наиболее характерная черта российских предпринимателей. Так утверждают результаты социологического опроса, проведенного учеными Томского университета. Расточительство, насилие, обман вызывают решительный протест у населения и, следовательно, неприятие им навязываемого образа жизни. Притом осуждается не бизнес, не предпринимательство, даже не накопительство, а именно их российский стереотип. Российское предпринимательство пока ни в коей степени не отвечает этическим нормам, присущим западным предпринимателям.
В то же время погоня за модой, организация фирм и их офисов на западный образец, совместные предприятия создали гигантский рынок, который поглощает все больше и больше товаров и услуг, что весьма благоприятно для предпринимательства.
Правовой аспект. Переход России к рыночной системе хозяйствования практически не обеспечен законодательно. Во-первых, юридически недостаточно проработано множество законодательных актов, поэтому они часто противоречат друг другу. Во-вторых, многие аспекты рыночной экономики у нас вообще еще не получили законодательного осмысления. И наконец, главное: само законодательство нестабильно, оно часто меняется, что вводит в заблуждение всех — и предпринимателей, и население. Например, в России уже несколько лет функционируют чековые инвестиционные фонды на совершенно законном основании. Величина их уставного капитала ничем и никем не ограничивалась.
В большинстве из них акции первого выпуска не разошлись, но доходы, достаточные для выплаты дивидендов, они получили, однако означенные фонды были просто поставлены в безвыходное положение п. 3 ст. 102 Гражданского кодекса Российской Федерации, который гласит:
«Акционерное общество не вправе объявлять и выплачивать дивиденды: до полной оплаты всего уставного капитала; если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного капитала и резервного фонда, либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов». Однозначно — дивидендов не выплачивать. Указанный пункт Гражданского кодекса практически заставил прекратить существование чековых инвестиционных фондов. Следовательно, на этом закончилась вся эпопея приватизации, перешедшая в прямое расхищение государственной собственности.
Гражданский кодекс играет исключительную роль в развитии российского предпринимательства. В нем закрепляются основные принципы создания гражданского общества и упорядочения отношений в нем: равенство участников, неприкосновенность собственности, свобода договора, беспрепятственное осуществление гражданских прав и, самое главное, нормы по системе юридических лиц и собственности. Кроме того, на основе Гражданского кодекса принимаются законы о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, лицензировании, об акционерных предприятиях, о кооперативах, об обществах с различной формой ответственности и т. д.
Особое значение для развития предпринимательства имеют, правовые нормы, регулирующие земельные отношения, поэтому необходимо срочное принятие и введение в действие Земельного кодекса, который уже дважды отвергался Президентом России как не проработанный до правовых тонкостей.
Технологический аспект. В России удельный вес экстенсивных технологий значительно больше, чем в странах с развитой рыночной системой. Средства производства изношены в Среднем на 50—70 %, а кое-где они просто устарели, давно выработав свой ресурс. В нашей экономике ситуация двоякая: есть прекрасные разработки, изобретения, исследования, но нет внедрения. Внедрение всегда было ахиллесовой пятой российской экономики. Достаточно сказать, что в СССР работало 49 % ученых всего мира, а делали они 62 % всех открытий в науке. Практически весь мир имел возможность «кормиться» нашими научными достижениями, меньше всего же их использовали в советской экономике.
Природно-климатический аспект. Россия является гигантской страной с исключительным разнообразием природно-климатических особенностей. Гигантские размеры страны делают создание социальной и экономической инфраструктуры первостепенной задачей, стоящей перед Россией. Без развитой инфраструктуры создание рыночной экономики, развитие предпринимательства невозможно.
Таким образом, российские предприниматели должны знать не только макросреду своей деятельности, но и ее особенности в нашей стране. Перечисленные особенности макросреды предпринимательства в России, на первый взгляд, создают ему в основном помехи. Однако именно они же — природная среда, демографическая, культурная и иные стороны — обеспечивают исключительно благоприятные возможности для расцвета российского предпринимательства.
Этика предпринимательства
В реформируемой России во весь рост встает вопрос нравственного содержания предпринимательской деятельности. Социальная дифференциация у нас идет столь стремительно, (одни быстро обогащаются, другие так же быстро нищают), что нашему обществу грозит социальный взрыв. Уж больно кричащим выглядит все возрастающий перепад в уровнях жизни богатых и бедных. Именно из российских реалий и вытекает необходимость анализа этики предпринимательства и в целом экономических реформ.
Очевидно, что в настоящее время нравственные критерии в экономике и, может быть, в экономической теории в известней степени отошли на второй план. По мнению большинства экономистов, нравственные проблемы в экономике не актуальны. Достаточно перечитать учебники по экономической теории, вышедшие за годы реформ, ни в одном из них проблема нравственного аспекта предпринимательства и не ставится. Одна из главных причин этого заключается в подавляющем господстве в нашем экономическом мышлении духа и терминологии экономике — теории, проповедующей господство в обществе экономического человека, теории, в которой потребительское поведение его стало главным предметом исследования микроэкономики.
Необходимо иметь в виду, что экономике (американский вариант) весьма жестко критикуется и на Западе за столь однозначный и очевидный крен в сторону чисто экономической эффективности хозяйственной деятельности. Один из главных критиков экономике в этом смысле, Фридрих фон Хайек, утверждает, что сложившийся в Западной Европе хозяйственный порядок, в отличие от США, возник «из следования определенным традиционным и главным образом моральным принципам». Если экономика, хозяйственная жизнь цивилизованна, то максимизирующее поведение индивидуума допустимо тогда и только тогда, когда не ущемляются интересы всех других членов общества (Е. Дятел). Цивилизованность экономической деятельности и определяется, по Ф. фон Хайеку, моральными принципами.
На что ориентируется человек, взявшийся за предпринимательскую деятельность? Хочет ли он увеличить собственное благосостояние, занять более видное место в обществе, оставить свое имя великого мецената будущим поколениям? А возможно, предпринимательская деятельность — его внутреннее призвание? Мы же согласились с определением предпринимательства как «Божьего дара». Если этот дар существует в человеке — отчего он должен пропадать? Может быть, его надо использовать без всякой там мотивации, тем более в этическом аспекте?
В современной России, как в никакой другой стране, необходимы ответы на все эти вопросы, ибо игнорирование их слишком высокую социальную цену нашим реформам. Очевидно, именно поэтому наши экономические реформы необходимо оценивать не только по их экономической эффективности, результативности, но и прежде всего по нравственным и этическим критериям.
Не требует доказательств факт, что человек не познан до конца. Не в философском смысле (познай самого себя), а в экономическом. Мы можем легко объяснить, почему материальная заинтересованность человека в производстве начинает давать сбой при достаточно высокой зарплате. Но можем ли мы объяснить определенно, как конкретно на его экономическое поведение воздействуют мораль, религия, традиции, обычаи, образование, культура — в целом духовные и этические факторы! А ведь именно исходя из них «отдельные индивидуумы и группы людей характеризуются определенным отношением к природе, ко времени, к собственности, богатству, бедности и т. д., вбирающим в себя историзм и специфику этических систем» (Н. Романовский).
Между тем, вопрос этики в хозяйственной деятельности далеко не нов. Впервые о нем заговорил великий Аристотель, заметив, что этика помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться». Именно с этой точки зрения можно согласиться, что этика представляет собой отрасль знания, особую науку, позволяющую рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей в аспекте их соответствия некоторым разумным общепринятым нормам.
Под этикой понимается и практическая реализация указанных норм, когда поведение людей определяется либо как этичное, либо как неэтичное. В связи с этим можно определять «предпринимательство» не только как «Божий дар», как призвание, как профессию с известными принципами, но и как нечто гораздо большее: как поведение, стиль, образ мышления, как культуру в самом полном смысле этого слова.
Если вы, читатель, вникли в суть сказанного выше, то легко поймете, что в своей предпринимательской деятельности люди руководствуются не только материальными, но и духовными, нравственными соображениями. «Если последние приобретают систематический, активный характер, то хозяйственная деятельность таких субъектов уже не может описываться в терминах рыночной экономической теории и эквивалентного обмена» (А. Глаголев).
Анализируя экономическую литературу по данному вопросу, я убедился, что все экономисты придают предпринимателю высокие моральные качества. Еще А. Смит в своей теории «невидимой руки» определил эти качества априори — заведомо. По Смиту, хотя хозяйствующий субъект движим личным эгоистическим интересом, этот эгоизм этически оправдывается тем, что предприниматель не может достигнуть его, если предварительно не создал что-либо полезное обществу.
к. Маркс, являясь правоверным сторонником, собственно создателем теории эквивалентного обмена на рынке, также заведомо утверждал, что предпринимателю невыгодно быть нечестным, обманщиком. По его мнению, обман не может быть основой хозяйственной деятельности, так как сиюминутный выигрыш в конечном итоге обернется для предпринимателя гораздо большим проигрышем.
Честность как особая черта предпринимательской деятельности выводится на первое место экономистами и сегодня. «Требования честности в бизнесе вытекают из его природы, — пишет Г. П. Черников. — Многие миллионы тонн нефти и нефтепродуктов, десятки миллионов акций и других ценных бумаг ежедневно продаются и покупаются на товарных и фондовых биржах Запада на основе устных сделок без свидетелей. Товары на многие миллиарды долларов ежегодно покупаются на основе неоформленных в течение длительного времени контрактов. Многие оптовые и розничные фирмы доверяют своим поставщикам самим заполнять сопроводительные документы на заказываемые ими самими объемы поставленных товаров по общепризнанным ценам. Принцип «гарантируем возвращение денег в случае неудовлетворения клиента» весьма распространен во многих солидных магазинах, торговых предприятиях и промышленных корпорациях Запада».
На второе место при характеристике этики предпринимательства выходит ответственность. В деле служения бизнесу полагаться на совесть индивидуума. Это та сторона свободы, которая называется ответственностью, и наличие этой стороны отличает свободу от распущенности (К. Рэндалл).
Известный русский экономист XIX в. А. И. Чупров на первое место в мотивации предпринимательской деятельности вывел общественное служение, которое, по его мнению, как ничто другое ограничивало и исправляло эгоистические интересы хозяйствующих субъектов.
Таким образом, постепенно, по мере усиления социального аспекта экономической деятельности, вырабатывался своеобразный этический кодекс предпринимательства, имеющий весьма характерные национальные особенности, но в основном схожий во всех странах. Приведу лишь два весьма показательных примера.
Совершенно объективно, несмотря на значительно более позднее развитие рынка в России, этика предпринимательства впервые в законченной форме была сформулирована именно здесь. (Почему в России? — см. ниже.) Мы уже знаем точку зрения А. И. Чупрова на предпринимательство. Другой русский экономист, И. К. Бабст, утверждал, что умственные качества, необходимые для должного расцвета деловой предпринимательской активности.
Это:
- независимость;
- дух предприимчивости;
- привычка рассчитывать на самого себя, а не на внешнюю помощь (разве не актуально?);
- личная ответственность;
- смелость, риск;
- нацеленность на увеличение богатства и рост производства.
Этический кодекс предпринимательства, по Ф. Карренбергу, немецкому экономисту XX века состоит из трех глобальных нравственных проблем:
- ответственные экономические действия, которыми могут быть любые, направленные на экономический рост;
- рассредоточение собственности с целью создания как можно большего количества сфер или зон, открытых для проявления личной ответственности индивидуума и для его желания трудиться;
- организация производства таким образом, чтобы человек оставался человеком. Следует преодолевать отчуждение, порождаемое автоматизацией производства, устранять моральные перегрузки, создавать на производстве сообщества людей. По мнению немецких экономистов, важнейшим фактором, определившим высокую продуктивность общественного производства в Германии, были вытекающие закономерно из вышеперечисленных этических норм гуманистическая организация труда и новая этика, психология трудовых отношений.
В рамках учебного пособия по экономической теории невозможно уделить большее внимание анализу очень серьезной проблемы — этике предпринимательства, однако все же необходимо привести здесь окончательно сформировавшийся этический кодекс предпринимателя, целиком и полностью опирающийся на вышеизложенные этические принципы предпринимательства.
Он включает в себя:
- Убежденность в полезности своего дела не только для себя, но и для других, для общества, для государства.
- Честность в предпринимательской деятельности и ответственность за принятое решение.
- Понимание того обстоятельства, что люди, окружающие предпринимателя, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с ним.
- Глубокая вера в бизнес, оценка его как привлекательное творчество, отношение к бизнесу, как к искусству.
- Признание конкуренции как основного условия процветания предпринимательства и, в то же время, понимание необходимости сотрудничества.
- Уважение себя и других как личностей.
- Уважение любой собственности.
- Уважение государственной власти, общественных движений, социального порядка, законов.
- Доверие не только к себе, но и к другим.
- Уважение профессионализма и компетентности.
- Высокая оценка образования, науки, техники, культуры.
- Уважение к экологии, бережное отношение к среде обитания.
- Постоянное стремление к нововведениям.
- Уважение к гуманизму, стремление к благотворительности и меценатству.
Приведенная выше характеристика этики предпринимательства в принципе отражает мораль и этику, господствующие в определенном обществе. В целом она может дать представление об уровне цивилизованности предпринимательской деятельности в той или иной стране. Этот уровень цивилизованности легко определить, стоит лишь проанализировать, в какой степени те или иные характеристики этики предпринимательства реализуются сегодня, сейчас в обществе.
В связи с этим крайне важно определить, или хотя бы попытаться определить, уровень цивилизованности современного российского предпринимательства. Обратимся к истории.
Исторические особенности российского предпринимательства. Большинство исследователей искажают историю русского предпринимательства. Одни выводят его, чуть ли не на уровень развития английского и голландского предпринимательства, определяя в качестве генератора его... Православную Церковь. Другие считают, что на Руси, а затем и в России не было вообще предпринимательства в европейском понимании слова. И те и другие соответственно ссылаются на богатый исторический, фактологический материал. Воспользуемся самым надежным в таких случаях методом исследования — принципом историзма — вхождением исследователя в ту или иную реальную историческую эпоху — и проанализируем развитие явления изнутри.
Итак, какие факторы повлияли на формирование русского предпринимательства?
Раздробленная Русь. Развитию торговли мешали княжеские междоусобицы. Множество границ. Опасность торговли.
Постоянные набеги не только татаро-монгольских орд, но и русских князей друг на друга. Легкость присвоения чужого добра порождала неприлежание к систематическому труду, перешедшее со временем в привычку воровать (грабить, отнимать, добывать).
Возникала определенная неприязнь к тем, кто чего-либо добивался своим упорным трудом - у такого не грех и отобрать его добро. Общественное сознание и стереотипы постепенно создавали неблагоприятные обстоятельства для предпринимательства.
В условиях постоянной военной опасности Русское государство приобретало военно-статические черты. Москва обескровила города, своим процветанием соревновавшиеся с европейскими странами: Великий Новгород, Псков, Углич, Галич, Торжок, которые были по сути демократическими и свободными торгово-промышленными республиками, то есть имели совершенно другой социальный и экономический строй, чем был в Москве, Рязани и др. Разгромив эти города, централизованное Русское государство своим жестким устройством политической и экономической жизни ограничивало и сковывало экономические свободы, торговлю. Возникал удивительный общественный парадокс — чем более могучим становилось Русское государство, чем больше росла его военная мощь, тем более приходила в упадок его экономика, потому что оно само же мешало ее развитию.
Централизованное государство всей своей мощью принижало предприимчивых людей, которые могли быть разорены, задушены налогами, ограблены, могли просто превратиться в податных людей. Предпринимателю же, наоборот, необходимы свобода передвижения, маневра, действий.
Каноны Русской Православной Церкви тормозили активность человека, проявление инициативы, выделение его из общего ряда. Источником всех норм морали в Православии является власть. Значение же человека в нем очень слабо выражено, а ведь это обязательное условие действующих и активных людей. Стремление к благосостоянию, особенно представителей низших слоев, воспринималось Церковью с недоверием. Естественно, недоверие к богатству воспитывалось и в народе, так как в нравственных заповедях Веры сказано, что праведник ком может быть только бедный — «блаженны нищие».
В эти трудные времена для развития предпринимательства российские условия позволяли богатеть только через обман, воровство, надувательство и даже настоящий грабеж (обманывай, пока тебя не обманули). Православные заповеди осуждали гордыню простого смертного, которая означала стремление выделиться из окружающих, проявить свою индивидуальность. «Все должны быть одинаковы и равны в жизни, в работе, в потреблении, в приобретении».
Предпринимательство же предполагало совсем другие качества: не будь как все, действуй решительно, знай свое дело и не слишком ориентируйся на мнение окружающих.
Так три мощнейших фактора — государство, общественное сознание и Православная Церковь сформировали своеобразный характер русского предпринимательства, которому больше приходилось бороться не против своих конкурентов, а против устоев того общества, в котором оно существовало.
Но предпринимательство пробивало себе дорогу и в этих тяжелых условиях. На Руси всегда умели торговать, организовывать промыслы. При малейшей возможности начинали свое дело. Осваивали территории: Урал, Сибирь, Поморье, - уходили подальше от государева ока. Конечно, сказанное определило отставание российского предпринимательства от европейского, но не остановило его.
У него были и свои идеологи. Что удивительно, именно в самые жестокие времена для русского предпринимательства — времена Ивана Грозного - духовный наставник самого царя, протопоп Сильвестр, сформулировал первый этический кодекс предпринимателя.
Основными принципами которого выступали:
- оборотистость;
- минимальная зависимость от привходящих обстоятельств;
- осмотрительность, прилежание, усердие, бережливость;
- забота о репутации, верность в деловых отношениях.
Расцвет российского предпринимательства начинается с Петра Великого. Он сделал ставку на творческую инициативу, самостоятельность, смекалку русского работника. Своими реформами он создал наиболее благоприятные условия для реализации этих качеств человека. Петр Первый именно поэтому по праву считается зачинателем русского индустриального предпринимательства. На этот путь в первую очередь вступали представители трудовых низов. Недаром во главе почти всех петровских заводов и мануфактур встали бывшие кузнецы, ремесленники, промысловики и т. д.
Екатерина Вторая продолжила петровские реформы, создавшие благоприятные условия для развития предпринимательства в России. Содержание их лучше всех охарактеризовала сама императрица. «Всем подданным нашим к заведениям станов и рукоделий столь беспредельно от нас дана свобода, что нё стесняются они уже ни частым на то испрошением дозволения, ни надзиранием за делом рук их, где собственная каждого польза есть лучшее и надежнейшее поощрение».
Много еще зигзагов истории весьма противоречиво повлияло на русское предпринимательство. И крепостной строй, и столыпинские реформы, и строительство социализма, и т. д.
Российский предприниматель практически всегда, во все времена отечественной истории, боролся за выживание, включая период истории и после 1992 г. Можно определенно сказать, что в отличие от предпринимателей других стран российский предприниматель вынужден был выработать философию выживания.
Самым сильным фактором, кардинальным образом повлиявшим на формирование российского предпринимательства, была русская духовность. Русская православная этика, ставшая народной, создавала атмосферу почитания идеалов добра, правды, справедливости, души. Православная вера, бытовые и семейные традиции, общинность и уравнительная крестьянская психология сформировали преобладание духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными. В итоге мы получили особый российский тип предпринимателя. С одной стороны, набожного, социально покерного, проповедующего справедливость, благотворителя, мецената, и расчетливого, извлекающего выгоду из всего, эксплуататора — с другой.
Между предпринимательством и моралью наблюдаются внешние и внутренние отношения. Внутренние отношения характеризуются тем, какую моральную позицию занимают субъекты предпринимательства. Внешние отношения предпринимательства и морали характеризуют то, как оценивается феномен предпринимательства в рамках общественной морали... Предпринимательская мораль должна формироваться на основе компромисса между максимальной экономической эффективностью поведения, прибылью и общественной нравственностью. Компромисс всегда является итогом решения некоторых противоречий.
Существует ли противоречие между общественной нравственностью и принципами предпринимательства? Конечно да, несмотря на все заверения предпринимателей в их лояльном отношении к нравственным устоям общества и в их желании этим устоям следовать. Оно проявляется как на уровне предпринимателя, так и на уровне общества, ограничивающего предпринимательство исходя из нравственных законов. Предпринимателям приходится решать для себя проблему соотношения выгодности и нравственности своего поведения.
Многие предприниматели хотят следовать нравственным принципам. Но поскольку они преследуют цели, которые заложены в характере их деятельности, то предпринимательство теряет свой смысл без их достижения.
Таким образом, система нравственных ценностей предпринимателей противостоит системе целей предпринимательства. Если цели предпринимательства всегда лежат в пределах повседневного практического опыта, то ценности предпринимателей могут выходить за его пределы. Другими словами, предпринимателем может быть человек, почитающий нравственные ценности, которые лежат за пределами обыденного опыта и которые не связаны с миром предпринимательства.
Если нравственные ценности и цели предпринимателя совпадают, то может возникнуть определенный предпринимательский цинизм, когда мораль ограничивается принципом полезности, а все остальное не заслуживает его внимания. Если же существует противоречие между целями и нравственными ценностями, предпринимателю необходим компромисс.
В стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного, ибо никакая цель не может затмить моральные ценности.
Исходя из вышеизложенного, можно нарисовать идеальный образ нравственного предпринимателя в России. Нравственный предприниматель, реализуя свой предпринимательский интерес, по необходимости готов его ограничить ради интересов государства, общества, своих сотрудников и партнеров по бизнесу по этическим причинам.
Значительную роль в становлении предпринимательской этики играет религия. Она формирует свои моральные системы, то есть системы запретов и предписаний поведения личности, что и ставит проблему взаимодействия предпринимательства и морали.
Историческая эволюция различных способов производства, обмена всех сфер экономики тесно связана с историей религии. Впервые роль религии как направляющей силы в жизни общества была определена Иммануилом Кантом (1724-1804). Основные положения религиозных учений, по словам И. Канта, есть постулаты практического разума и как таковые представляют собой «не теоретические догматы, но предположения», то есть являются не просто взглядами на жизнь, но, по сути, жесткими требованиями, которые регламентируют жизнь человека, указывая ему, как именно он должен направлять и распределять свои усилия.
Духовные начала высшего уровня в русской культуре были связаны с Православием. Главным отличием Восточного Христианства, к которому относится Православие, от Западного является пренебрежение посюсторонним воздаянием в пользу посмертного. Отсюда следует, что достижение земных благ отходит на второй план, а главной задачей земной жизни человека становится такое преображение человеческой природы, которое подготовило бы его к непосредственному контакту с божеством (обожание). Перед Восточным христианством не стоит, как перед Западным, проблема соотнесения посмертного и земного воздаяния, ему нет иррационального божественного решения. Праведник в земной жизни в Восточном Христианстве терпит лишения, а в потусторонней — обретает вечное блаженство. Злодей блаженствует в земной жизни, а на Том свете обречен на вечные муки.
Вместе с тем Православие в принципе не против предпринимательства, но против того, чтобы бизнес становился самоцелью, служил собственной выгоде, «похоти и сребролюбию». Первое место в бизнесе должно занимать служение высшим ценностям, христианская любовь, духовные потребности человека, памятование о его высшем предназначении. Иначе оно становится бесперспективным. Православие выработало свой собственный эталон хозяйственного рационализма, который исходит изначально из нравственных критериев: нестрогая прибыльность рыночного обмена, соборность, милосердие и благотворительность. Успех предпринятого дела, величина приносимой им прибыли для Православия еще не является доказательством его нравственной оправданности и богоугодности.
Таким образом, Православие не дало хозяйственной, прежде всего предпринимательской, деятельности высших нравственных санкций. Мирская деятельность человека не обрела сакрального смысла, осталась вне сферы высшей духовной регуляции.
В связи со сказанным хочется обратиться к некоторым чертам поведения новых российских предпринимателей. По данным опроса 315 мелких и средних предпринимателей, проведенного летом 1995 г., 46 % опрошенных респондентов не соответствуют критериям нравственности. Это значит, что данные предприниматели берутся за любое дело, не руководствуясь при этом никакими нравственными критериями; игнорируют закон или используют любые, в том числе и законные, но социально не одобренные средства достижения цели. Они противодействуют всему, что сокращает прибыль (прежде всего закону), и поддерживают то, что прибыль увеличивает (криминальные структуры). По мнению опрошенных, знакомые им бизнесмены нередко «подставляют» своих коллег, эксплуатируют чужой труд, лгут. Но, разумеется, не все предприниматели аморальны. По данным опроса, четверть бизнесменов достаточно цивилизованна и этически выдержанна, столько же — не определились. Половина респондентов не придерживается никаких нравственных критериев в своей хозяйственной деятельности. Они им просто неведомы. Однако в России именно нецивилизованность бизнеса, как показало исследование, является фактором успеха.
Современных предпринимателей почти не интересует репутация честного бизнесмена. «Каждый русский партнер, — свидетельствует американский профессор Джон Хьюко — обещает все, чего мы желаем. Потом выясняется, что из обещанного ничего нет». Желание урвать и сбежать является чуть ли не определяющим в воровской психологии немалой части предпринимателей.
Среди экспертов и исследователей есть мнение, что предпринимательская этика действительно существует. Но в разных предпринимательских кругах эта этика своя. Люди этичны в своем общении только с предпринимателями своего круга. Здесь все строится на взаимном личном доверии. В отношении же «чужих» можно не проявлять особой щепетильности.
Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие надежной гарантии необратимости идущих в обществе процессов способствуют значительному инвестированию в непроизводственные сферы, вкладыванию денег в золото, предметы роскоши и недвижимость. Среди деловых людей распространена психология «разового» бизнеса, при котором, сорвав куш, бизнесмены «ложатся на дно» Да и куш этот является следствием обмана потребителей, недобросовестной конкуренции, а не результатом предпринимательской деятельности. Вполне обоснованно западные специалисты используют понятие «социально ответственное предпринимательство». При этом акцент делается на скромности личного потребления бизнесмена, на его ответственности перед обществом, проявляющейся через производственное инвестирование, качественное удовлетворение новых общественных потребностей, создание новых рабочих мест.
Если говорить о деловой этике как общепринятых универсальных нормах поведения, то подобный «кодекс чести» современного российского предпринимательства еще не сложился. К такому выводу приходит В. Радаев, опираясь на социологические опросы руководителей негосударственных предприятий. Но процесс этот развивается: этические нормы делового поведения формируются «локально», в отдельных сегментах рынка и в рамках неформальных связей предпринимателей. Пока же нецивилизованность, безнравственность большинства российских предпринимателей препятствуют становлению российского рыночного хозяйства, вызывая неприятие населением страны приемов «дикого капитализма» времен первоначального накопления капитала.
Итак, чтобы российский бизнес в массе своей воспринимал и воспроизводил общественно приемлемые этические нормы, чтобы состязательность участников хозяйственных «забегов» отвечала правилам цивилизованного делового поведения, чтобы укрепились более цивилизованные сегменты рынка, должно пройти определенное время. Но необходимы также и дополнительные усилия в области законодательного и хозяйственного регулирования нового российского бизнеса.
У одной смазливой девушки есть муж и любовник, оба богатые люди. Для неё они денег не жалеют и осыпают её дорогими подарками. А вот денег на карманные расходы не дают. Но вот у девушки после каждого презента появляются и деньги и подарки. Что для этого она делает?