Реорганизация в форме преобразования – процесс, который проводится в соответствии с Гражданским кодексом и федеральными законами Российской Федерации.
Для правильного осуществления процедуры стоит придерживаться определенного порядка действий. Рассмотрим, какие особенности проведения реорганизации данного вида.
Иногда лучший вариант – не ликвидировать предприятие, а провести реорганизацию. Остановимся на реорганизации путем преобразования.
Ведь это единственная форма процедуры, при которой ликвидируется и открывается только одно юридическое лицо. На какие же моменты компаниям, которые планируют начать процесс, стоит обращать внимание.
В Гражданском кодексе Российской Федерации нет четких правил, на которые можно опираться при проведении реорганизации.
Есть множество пробелов и недоработок, с которыми еще предстоит работать правительству. Но, все же, есть некоторые правила, невыполнение которых может повлечь неприятные последствия.
Реорганизация – процедура, при которой права и обязательства юрлиц переходят к новому созданному предприятию. То есть имеет место правопреемство.
Процедура осуществляется путем:
Слияния
Нескольких предприятий в одно
Разделения
Одной компании на несколько фирм
Выделения
Из состава юридического лица
Присоединения
Одной фирмы к другой
Преобразования
При котором меняется организационно-правовая форма компании
Юридическое лицо вправе прекращать ведение деятельности, ликвидировав предприятие или проведя реорганизацию.
Руководство фирмы, что проходит реорганизацию, должно обращаться в налоговые орган, где будет внесено соответствующие измененные записи в ЕГРЮЛ.
Зачастую (при слиянии, присоединении, выделении, разделении) реорганизация не может проводиться фирмами, которые имеют различную организационно-правовую форму.
При необходимости проведения процедуры сначала осуществляется преобразования, например, ООО в АО или акционерного общества в ООО.
Когда возникает необходимость в реорганизации? Когда:
1. Численность участников достигает предельной отметки, а руководители и далее собираются выпускать акции.
2. Необходимо провести меры, которые позволят уменьшить риски при ведении деятельности.
3. Деятельность компании не эффективна.
4. Есть желание уйти от ответственности по долговым обязательствам.
Компания будет считаться реорганизованной с того момента, как будет образовано новое юридическое лицо. Оформление осуществляется с учетом формы реорганизации.
При разделении и преобразовании составляется разделительный баланс, в остальных случаях – передаточный акт.
Преобразование может проводиться как добровольно, так и принудительно.
Принятие решения
При реорганизации путем преобразования стоит придерживаться четких требований, прописанных в законодательных документах. Рассмотрим на примере преобразовании АО в ООО.
Процедура возможна после принятия решения на общем собрании участников общества (ст. 20 Закона об АО).
В решении должна отражаться такая информация:
• название фирмы, данные о месторасположении нового юрлица, которое будет создано после завершения преобразования;
• правила проведения процедуры;
• правила обмена акций компании на доли учредителей в уставном капитале ООО;
• перечень лиц, которые есть в составе комиссии ревизии;
• информация о членах коллегиальных исполнительных органов;
• данные о единоличном исполнительном органе фирмы, что создается;
• перечень членов иных органов;
• сведения о принятии передаточного акта;
• сведение о том, что утверждено учредительные документы компании, которая создается.
Участниками фирмы, что создается:
• выбирается орган юридического лица;
• поручается органу реализовать мероприятия в налоговой службе.
1. Первым этапом будет определение организационно-правовой формы, в которую будет преобразовано предприятие.
2. Затем следует принятие решения на собрании участников общества.
3. После этого представляется уведомление о реорганизации в форме преобразования. Подают его в налоговую службу по месторасположению предприятия в течение 3 дней после принятия решения (пункт 1 ст. 60 ГК, ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ, Приложение № 3 Приказа налоговой инстанции Российской Федерации N ММВ-7-6/25@). Представляется форма Р12003, С-09-4. При получении информации о желании провести реорганизацию, работники налоговой инспекции могут назначить выездную проверку. При этом не имеет значение, проводилась ли недавно налоговая проверка, или нет. Проверка может охватить не больше 3 лет деятельности предприятия (пункт 11 ст. 89 НК).
4. Проводят инвентаризацию.
5. Определяют юридический адрес компании, которая создается.
6. Представляется уведомление кредиторам.
7. Размещается публикация о реорганизации в СМИ (согласно пункту 1 ст. 60 Гражданского кодекса, Приказу налоговой службы № САЭ-3-09/355@).
8. Составляют передаточный акт.
9. Уплачивают госпошлину.
10. В обязательном порядке следует уведомить внебюджетные фонды о предстоящих изменениях. К извещению прилагается копия решения о проведении процедуры (п. 3 части 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ).
11. Компания должна составить и представить отчеты бухгалтерии. Может составляться и промежуточная отчетность, если об этом говорится в локальных актах организации.
Для внесения записи в ЕГРЮЛ регистратору понадобится:
• Заявление;
• ИНН;
• ОГРН;
• выписка из ЕГРЮЛ;
• код статистики;
• уставная документация;
• решение о проведении реорганизации путем преобразования;
• решение о создании нового предприятие;
• доказательство публикации в «Вестнике»;
• платежка, что подтвердит оплату госпошлины;
• документ из Пенсионного фонда РФ, что подтвердит отсутствие долга;
• запрос о представлении уставной документации.
После того, как будет внесено запись в ЕГРЮЛ, уполномоченный орган выдаст документацию, что подтвердит факт того, что одно предприятие прекращает деятельность, а взамен него создано новое юридическое лицо.
Представитель Налоговой направит регистрационное дело, где есть опись вложенных справок. На этом процедура реорганизации путем преобразования будет считаться завершенной.
Установленные сроки
Реорганизация занимает примерно 3 месяца. Точные сроки установить невозможно, так как в каждом случае они будут индивидуальными.
На длительность процесса влияет время сбора необходимых справок, возникновение непредвиденных ситуаций (например, ошибки в представленной документации) и т. д.
Отчетность при процедуре
Ведение бухучета и его отражение в отчетах осуществляется согласно Методическим указаниям№ 44н.
Заключительную отчетность составляют, опираясь на положения ПБУ 4/99 и Приказ № 66н.
Согласно п. 42 при подготовке такой отчетности до внесения записей в ЕГРЮЛ, закрывают счет учета дохода и расходов, и проводится распределение.
Основание – учредительское решение сумм чистого дохода. Есть также необходимость в проведении реформации баланса.
В соответствии с частью 1 ст. 16 нормативного документа № 402-ФЗ, последний отчетный год для фирмы, что реорганизуется – время с начала года до момента регистрации нового юридического лица.
При преобразовании ведение бухучета состоит из учета, что ведется на фирме, которая реорганизуется, и учет, что ведется на новой организации после окончания процесса.
Такие учеты связаны между собой, но второй – это продолжение первого. Открытое предприятие ведет свой учет, но сведения для него получены от реорганизованного юрлица.
Реорганизованная компания готовит бухгалтерскую отчетность, которая подается в ФНС за период с начала года до того дня, когда фирма ликвидируется.
При этом не нужно использовать особые формы. Готовят и сдают те отчеты, что и обычно – баланс и отчетность о финансовом результате.
Сведения, отраженные в передаточном акте и в последнем отчете могут не совпадать, так как после подготовки первой справки деятельность еще не прекращена.
Это может отразиться на активах и пассивах. Разницу также отражаются в отчетах. Юридическим лицом формируется вступительная отчетность, что формируется на базе передаточных актов, утвержденных на собрании.
Отчетный период начинается со дня госрегистрации, оканчивается в последний день в году. Входящие остатки должны содержать величину уставного капитала фирмы, что реорганизуется.
Если показатели не совпадут с величиной нового общества, отчетность будет сформирована на базе сведений компании, что ликвидируется.
В п. 1 ст. 55 Налогового кодекса говорится, что налоговый период – календарный год или другие периоды относительно определенного вида налогов.
После окончания такого периода определяют налоговую базу и исчисляют сумму налога, которая должна уплачиваться.
В соответствии с п. 3 ст. 55 НК Российской Федерации, если процесс реорганизации проведен до окончания календарного года, последний налоговый период – время с начала года до того дня, как реорганизация будет завершена.
Если фирма создана в середине года, первый налоговым периодом можно считать время с открытия и до завершения года. Все налоговые платежи продолжаются производиться во время проведения процедуры реорганизации.
Но если процесс будет завершен раньше, чем закончится налоговый период, отчеты сдаются до дня ликвидации.
Если такое условие не будет исполнено, обязанность по уплате налогов должно будет исполнять новое юридическое лицо. Тогда и операции отражаются и до, и после преобразования.
Данные о прибыли физлиц подаются в уполномоченный орган до того момента, как будет прекращено деятельность фирмы. То есть форму 2-НДФЛ подает фирма, что реорганизуется, а не правопреемник.
Правопреемник может представить сотрудникам вычеты по налогам с того момента, как они начнут работать в новом предприятии, учитывая заработок, полученный с начала года (ст. 210, п. 3 ст. 218 Налогового кодекса).
Юридическое лицо, что производит перечисления сотрудника, должно подать расчеты по страховым взносам в региональное отделение ПФ России и Фонд соцстраха.
Это необходимо сделать в конце отчетного периода. В том случае, если реорганизацию проведено в одном отчетном периоде, сдаются расчеты правопреемником (часть 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
В Налоговом кодексе не говорится, что при реорганизации действуют особые правила подачи деклараций. А значит, отчетность должна представляться не позже того срока, что прописаны во второй части Налогового кодекса.
Декларация по налогу на прибыль должна быть подана до 28 марта в том году, что следует за отчетным периодом (пункт 4 ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации).
Те же правила действуют и в отношении налога на транспорт и на имущество (пункт 3 ст. 363.1, пункт 3 ст. 386 НК России).
Уплата страховых взносов и подача отчетности осуществляется правопреемниками с момента завершения процедуры.
Актуальный нормативный документ – Закон № 125-ФЗ, что был утвержден правительством Российской Федерации, а также № 27-ФЗ.
Даже при знании и строгом соблюдении всех норм законодательства России у многих остается ряд вопросов относительно проведения реорганизации путем преобразования.
В интернете ищут информацию о подготовке передаточного акта, а также об особенностях проведения процедуры при создании акционерного общества.
Передаточный акт нужно составить правильно, что сделать довольно сложно при отсутствии инструкции и порядка подготовки документа. Составляют передаточный акт при некоторых видах реорганизации организации.
Он содержит обязанности, которые фирма имеет перед кредиторами и должниками, чтобы новое предприятие снова их учло. Прописывают спорные контракты, даже если они рассматривались в судебной инстанции.
Налоговый орган может отказаться регистрировать изменения, если не представлено передаточный акт, или в нем не содержатся сведения о переходе обязательств и прав от реорганизованного предприятия.
В дополнении к документу нужно указать данные об активах и пассивах на все виды имущественных объектов, о кредиторских и дебиторских задолженностях, если такие есть.
Это нужно для того, чтобы в будущем можно было избежать конфликта относительно прав на собственность или на взыскание задолженности правопреемником. Утверждается акт в унитарном предприятии владельцем имущественных объектов.
В остальных фирмах утверждение осуществляется на основании коллективного решения учредителей или других структур, что назначили проведение процедуры.
Утверждается документ учредителями после того, как он будет включен в повестку дня для рассмотрения на собрании. Участники общества составляют протокол на собрании, которое проводится отдельно.
Желательно его формировать в конце отчетного периода вместе с иными отчетами. Но допускается и оформление в любой момент проведения процесса реорганизации.
Подписывать передаточный акт может руководство компании. Так будет заверена передача активов и пассивов.
Возникающие последствия
Процедура преобразования не будет оправданной, если проводится для того, чтобы можно было уменьшить налоговые затраты.
Ведь обязанности по перечислению налоговых сумм должны исполняться правопреемниками. И не имеет значения, известно до окончания процесса о факте неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.
Но если до начала преобразования не было зафиксировано правовых нарушений, после завершение процедуры штраф не может назначаться новому предприятию.
Но и при этом не будет снято обязательство по уплате налогов и пени.
Если в акционерное общество. Причины такого преобразования:
Решение принимается добровольно
При желании привлечь дополнительные деньги третьего лица при реализации акций вновь созданной фирмы (АО)
Решение может быть принудительным
Когда уполномоченные лица требуют преобразования компании в производственные кооперативы из-за превышения количества учредителей (более 50 человек). Если такая норма не будет исполнена, предприятие ожидают неприятные последствия (пункт 3 ст. 7 Закона об ООО)
Чтобы начать процесс реорганизации, на собрании должны отдать свои голоса «За» все участники общества (п. 2 ст. 33 Закона об ООО).
Обязательный этап – эмиссия акций вновь созданного общества. При этом стоит опираться на Закон о рынке ценных бумаг, Стандарты эмиссии.
Эмиссия состоит из таких стадий:
1. Принимается решение о размещении акций.
2. Утверждают решение выпустить акции.
3. Выпуск акций регистрируется (если размещаются акции между 500 участниками и более, проводят регистрацию проспекта акций).
4. Размещают акции.
5. Осуществляют государственную регистрацию отчетов об итоге выпуска акций.
Созданное акционерное общество должно будет все время обращаться в региональный регистрирующий орган.
Отличительная черта реорганизации в форме преобразования – юридическое лицо не просто меняет наименование.
Оно полностью прекращает вести предпринимательскую деятельность. Вместо него создается новая компания. В итоге реорганизованное и созданное предприятие считаются разными юридическими лицами.
А это способствует возникновению немалого количества ошибок, и не только в представлении отчетности. Именно поэтому стоит подойти ответственно к процедуре, и изучить все тонкости ее проведения.