Публичный договор – договор, заключенный коммерческой организацией, устанавливающей ее обязанности по продаже товаров, работ или оказанию услуг каждому, кто к ней обратится.
К числу субъектов публичного договора относятся не все коммерческие организации, а только те, которые выполняют определенные (публичные) виды деятельности.
Частичный перечень этих видов приводится п.1 ст.426 ГК РФ.
К ним относятся розничная торговля, услуги связи, электроснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание.
Перечень публичных видов деятельности дополняется другими нормами кодекса, законами и нормативными актами. Например, п.2 ст.730 ГК относит к таким видам бытовой подряд.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора не допускается. Исключением является только один случай: организация не имеет возможности предоставить потребителю товары и услуги.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе предъявить в суд требование о понуждении заключить договор. Такой договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления решения в силу (п.4 ст.445 ГК).
Публичный договор заключается коммерческой организацией с потребителем.
Закон о защите прав потребителей называет таковыми только граждан, приобретающих товары и заказывающих работы и услуги для личных нужд.
В статье 426 ГК, определяющей основные положения о публичных договорах, вопрос о том, может ли быть потребителем и юридическое лицо, остается открытым.
Нормы статьи 426 ГК, являясь общими нормами о публичном договоре, конкретизируются в отдельных видах (типах) договоров, в которых вопрос том, кто является потребителем, решается не однозначно.
Так, нормы о договорах бытового подряда и банковского вклада называют потребителями только граждан.
В других номах кодекса о публичных договорах прямых указаний в отношении субъектов этих договоров не имеется. Поэтому можно сделать вывод, что в таких договорах потребителем может быть не только гражданин, но и юридическое лицо.
Подобным образом закон решает вопрос об отнесении того или иного договора к публичному. Часть статей раздела IY ГК прямо называет ряд договоров публичным. Это уже упоминавшиеся договоры бытового подряда, розничной купли - продажи, перевозки общественным транспортом и другие.
Между тем статья 539 ГК, регулирующая договор энергоснабжения, к публичному этот договор не относит. Возможно, и потому, что в качестве такового он назван в статье 426 ГК.
Но и без этого указания имеются все основания отнести договор электроснабжения к публичным договорам, поскольку он удовлетворяет совокупности признаков таких договоров.
Какие это признаки:
Во-первых, строго ограниченный состав субъектов договора: коммерческая организация и потребитель.
Во - вторых, коммерческая организация должна осуществлять свою деятельность в отношении каждого обратившегося к ней потребителя.
Третьим признаком можно назвать единые цены для каждого потребителя.
Определение публичности договора не по формальным (прямого указания о публичности в законе), а по материальным признакам в практической деятельности очень важно, поскольку закон позволяет сторонам заключать договоры как им предусмотренные, так и не предусмотренные.
В последнем случае, придя к выводу о публичности договора по содержащимся в нем признакам, потребитель получает немало преимуществ, которых бы он не имел при заключении обычного договора.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Преимущества заключаются в следующем.
Как уже упоминалось, потребителю не могут отказать в заключении договора.
Цены на товары, работы и услуги в публичном договоре устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из пункта 2 ст.426 ГК следует, что цена может быть снижена (предоставлены льготы) для отдельных категории потребителей (участники войны, многодетные матери). Нарушение требования о цене договора закон признает недействительным (ничтожным) условием публичного договора.
Необоснованно уклоняющаяся от заключения договора коммерческая организация обязана возместить потребителю убытки, возникшие у него при необоснованном отказе от заключения договора. Не исключается и возмещение морального вреда.
Возбуждение преддоговорного спора по отдельным условиям договора потребителем не требует согласия на это коммерческой организации, как это было бы при разрешении в суде разногласий по обычному договору.
Как видите, публичный договор является прямой противоположностью принципу свободы договора. Ограничивает он и другой основополагающий принцип гражданского права – невмешательство в частные дела. Целью таких ограничений является обеспечение правопорядка в наиболее важных областях жизни общества. Отсюда происходит и название договора: в переводе с латинского прилагательное «публичный» означает «общественный».
Договор публичной оферты
Любой договор заключается в следующем порядке: одна из сторон направляет другой стороне свое предложение о заключении договора (оферту), а другая сторона, получив оферту, принимает предложение заключить договор (п. 2 ст. 432 ГК РФ). Иногда эти действия одновременны, когда Стороны, собравшись вместе подписывают текст договора, тем самым выражая свое согласие на его заключение.
Но не всегда будущие Стороны договора могут находиться одновременно в одном и том же месте. В связи с этим появляется временной разрыв между предложением одной стороны и ответом другой и договор может быть выражен не только в виде единого документа, но и путем согласования воли сторон. Путем акцепта оферты.
По форме оферта может представлять собой любой документ, содержащий существенные условия будущего договора, ясно выражающий намерение сделавшего предложение лица заключить договор с адресатом, которым будет принято это предложение, например офертой является проект договора, направленный будущему контрагенту.
В оферте выражается воля лишь одной стороны, направившей проект договора, а договор заключается по волеизъявлению обеих сторон. Поэтому решающее значение имеет ответ лица, получившего оферту, о согласии заключить договор. Акцептом может быть признаны определенные действия контрагента (Заказчика) по договору (осуществления платежа, иных действий, указанных в оферте).
Данные действия, чтобы являться акцептом, должны быть совершены в установленный для акцепта срок. Для того чтобы договор был признан заключенным, необходим полный и безоговорочный акцепт, то есть согласие лица, получившего оферту, на заключение договора на предложенных в оферте (проекте Договора) условиях. Совершение действий, признаваемых в проекте Договора акцептом и является достаточным для признания договора заключенным.
Таким образом, оплаченный счет/документальное подтверждение совершенных действий (например, переноса домена на договор) + текст Договора оферты являются юридически заключенным договором. Никаких печатей и подписей на оферте (если этого не требует одна из сторон для своих целей, например, для ведения бухгалтерского учета) быть не должно.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.
Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Современное понятие «оферта» образовано от латинского слова «offero», которое означает «предлагать». Согласно Гражданскому кодексу РФ, части 1, статьи 435, оферта — это предложение одной стороны — оферанта — совершить покупку товара у другой стороны — акцептанта. Инициатива со стороны оферанта может быть как устной, так и письменной (в виде договора), но формально оферта считается принятой только после письменного подтверждения второй стороны.
Все оферты объединяет ряд общих черт:
1. Наличие намерения заключить договор о покупке продукции.
2. Наличие всех основных условий будущего договора.
3. Недвусмысленность и понятность любой из сторон сведений, указанных в оферте.
Предложение заключить сделку включает в себя множество моментов, это:
• наименование товаров, выставленных на продажу;
• качество и цена товаров;
• время, которое даётся акцептанту на принятие решения о покупке.
Публичная оферта — это предложение о покупке товара для всех, кто отзовётся. Это значит, что, размещая публичную оферту, компания не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим при заключении публичного договора (кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами).
Согласно статье 437 Гражданского кодекса РФ, существует три основных обязательных условия публичной оферты:
1) всем должно быть понятно, что оферта явно выражает намерение указанного в ней лица заключить договор;
2) предложение о заключении договора содержит все его существенные условия;
3) оферент готов заключить такой договор со всяким лицом, которое согласится принять данное предложение без оговорок.
Реклама и иные предложения (выставление товаров на прилавках, в витринах, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах в каталогах и т. п., в месте их продажи) для неопределённого круга лиц считаются офертами, если иное прямо не указано в предложении (согласно п.1 ст. 437 ГК РФ).
Так, публичной офертой считаются выставление витрин с товарами в магазинах, список продукции в интернет-магазинах, список блюд в меню в ресторанах и кафе.
Сопроводительные документы и принадлежности товара (какие именно документы будут приложены к товару):
• Гарантийный срок и гарантийные обязательства.
• Согласие на обработку персональных данных покупателя (с указанием, какие именно данные обрабатываются).
• Порядок доставки товара.
• Порядок оплаты товара.
• Порядок возврата товара.
• Порядок направления и рассмотрения претензий покупателей, а также разрешения споров в судебном порядке.
Договор публичного права
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (ст. 426 ГК РФ).
По предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором (ст. 429 ГК РФ).
Предварительный договор не порождает у сторон прав и обязанностей по передаче имущества, выполнению работ и оказанию услуг. На основании предварительного договора у сторон возникает единственная обязанность – заключить в будущем основной, окончательный договор на условиях, определенных в предварительном договоре.
Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.
В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
При отказе одной из сторон предварительного договора заключить основной договор, такая сторона может быть понуждена к заключению договора в судебном порядке и обязана возместить другой стороне причиненные уклонением от заключения основного договора убытки (ст. 445 ГК РФ).
Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ).
Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие, явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
Если присоединившейся стороной является субъект предпринимательской деятельности, то изменения или расторжения договора он не вправе потребовать, если знал или должен был знать об условиях договора, который он заключал.
Заключение публичного договора
Публичным договором согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Заключение публичного договора является обязательным для коммерческой организации, осуществляющей соответствующую деятельность.
Правила о заключении договора в обязательном порядке регулируются ст. 445 ГК РФ.
С учетом положений указанной статьи существует несколько вариантов заключения публичного договора:
Вариант 1. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от стороны, для которой заключение этого договора является обязательным.
В целях заключения договора по данному варианту коммерческая организация должна направить потребителю проект договора в письменной форме. Если в течение тридцати дней потребитель не направит коммерческой организации протокол разногласий, то договор будет считаться заключенным в том случае, если потребитель совершит конклюдентные действия, подтверждающие его согласие заключить договор (акцепт) в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ. С учетом разъяснений, содержащихся в п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ № 14, договор будет признан заключенным, не только в случае оплаты потребителем товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями проекта договора как это предусмотрено п. 3 ст. 438 ГК РФ, но и в случае фактического потребления (пользования) потребителем товаров (работ, услуг) коммерческой организации, независимо от факта оплаты.
Если же потребитель, получив проект договора, направит протокол разногласий коммерческой организации, то договор может быть заключен путем согласования условий сторонами, либо в случае спора - путем определения спорных условий договора судом (ст. 446 ГК РФ).
Вариант 2. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от потребителя.
В этом случае при несогласии коммерческой организации с условиями проекта договора, направленного потребителем, она вправе направить протокол разногласий. После получения протокола разногласий, если потребитель не обратится в суд в течение тридцати дней, договор будет считаться заключенным на условиях, предложенных коммерческой организацией, при наличии конклюдентных действий со стороны потребителя (п. 3 ст. 438 ГК РФ).
В случае обращения потребителя в суд, договор будет заключен на условиях, определенных решением суда.
Стоит отметить, что закон не лишает коммерческую организацию возможности первой обратиться в суд при наличии разногласий по условиям договора. Суд должен разрешить спор по условиям договора в тех случаях, если обе стороны согласились передать эти разногласия на рассмотрения суда, а также, если потребитель, изначально такого согласия не дававший, заявил в суде свои возражения, относительно условий, предложенных коммерческой организацией. Если потребитель согласия на передачу преддоговорного спора в суд не давал, не выражал свои возражения по условиям договора, то суд должен будет отказать коммерческой организации в рассмотрении преддоговорного спора в виду отсутствия спора. В этом случае вопрос о признании договора заключенным должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе, с учетом того, были ли совершены потребителем конклюдентные действия (п. 3 ст. 438 ГК РФ).
Вариант 3. Заключение договора в упрощенном порядке.
Необходимо отметить, что в определенных законом случаях заключение публичного договора возможно в упрощенном порядке, если потребителем по договору выступает гражданин.
Так, согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети». С учетом ст. 548 ГК РФ приведенное положение п. 1 ст. 540 применяется к отношениям по снабжению тепловой энергией, водой, газом иными товарами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Соответственно, с момента первого фактического подключения гражданина к присоединенной сети договор энергоснабжения с таким гражданином считается заключенным на условиях, установленных коммерческой организацией и применявшихся при заключении договоров с другими потребителями в период фактического подключения этого гражданина.
Положение п. 1 ст. 540 ГК РФ дает основание некоторым авторам полагать, что публичный договор снабжения товарами через присоединенную сеть, заключаемый с гражданином, является договором присоединения. Однако по нашему мнению, такая позиция не бесспорна.
Одним из квалифицирующих признаков договора присоединения является то, что присоединяющаяся сторона не имеет возможности участвовать в определении условий этого договора (п. 1 и п. 2 ст. 428 ГК РФ). Договор присоединения согласно п. 1 ст. 428 ГК РФ может быть заключен не иначе как путем присоединения к договору в целом.
Однако поскольку заключение договора энергоснабжения с любым обратившимся потребителем является обязательным для коммерческой организации, то соответственно на нее и на потребителя распространяются положения ст. 445 ГК РФ, которые, в частности, дают возможность потребителю участвовать в определении условий договора, в том числе, направлять протоколы разногласий и обращаться в суд с иском об урегулировании спорных условий.
С учетом п. 1 ст. 540 ГК РФ с момента первого фактического подключения гражданина к сети считается, что договор с этим гражданином является заключенным. Однако гражданин имеет возможность сначала согласовать условия договора, и лишь потом осуществить фактическое подключение. В связи с этим, договор энергоснабжения, заключаемый с гражданами-потребителями, нельзя признать договором присоединения.
По нашему мнению, порядок заключения договора, предусмотренный п. 1 ст. 540 ГК РФ, является самостоятельным и особым правилом, применяющимся исключительно в рамках отношений по снабжению товарами через присоединенную сеть, участниками которых являются граждане.
Иметь представление о смысле публично-правовых отношений, связанных с ними прав потребителя особенно важно для граждан, чьи права в этой сфере зачастую нарушаются.
Условия публичных договоров
Публичный договор — это правовая конструкция, которая имеет ряд специфических признаков.
Во-первых, одной из сторон соответствующих контрактов выступает коммерческий субъект.
Во-вторых, характер деятельности организации, выступающей в качестве субъекта правоотношений, должен выражаться в осуществлении продаж, оказании услуг или выполнении тех или иных работ.
В-третьих, положения в договоре должны соответствовать следующим основным критериям:
• отражать обязанность фирмы вступать в правоотношения (продавать товары, оказывать услуги) с любыми обратившимися лицами;
• отражать обязанность компании брать одинаковую плату за одни и те же товары или услуги, поставляемые разным клиентам.
Компания, составившая публичный договор, также берет на себя ряд предусмотренных законом обязательств. В частности, касающихся недопустимости отказа в предоставлении услуг или поставке товаров, если на то нет объективных причин.
Также некоторые юристы считают, что в качестве стороны публичного договора следует признавать компании, основная деятельность которых так или иначе связана с систематическим опубликованием соответствующего типа договоров. То есть, фирма должна продавать или оказывать услуги стабильно, быть постоянно действующим игроком рынка.
Можно отметить, что в данном примере договор именуется офертой. Какова специфика употребления данного термина?
В российской юридической среде наблюдается дискуссия по поводу отнесения того или иного типа соглашения к договору или же публичной оферте. Есть точка зрения, согласно которой публично-правовой договор в большинстве случаев можно приравнять к соответствующего типа оферте. Вместе с тем, данный тезис нельзя считать самым распространенным хотя бы в силу того, что две указанные правовые категории — разные. Оферта, согласно законодательству, — это источник, предваряющий сделку, которая впоследствии может стать договором.
В том случае, если ее положения существенным образом не изменятся к моменту заключения контракта тем или иным юридически значимым способом — подписанием, фактом оплаты товара или услуги,— она фактически выступает в качестве договора. Данный сценарий на практике, как отмечают некоторые юристы — самый распространенный. И потому многие эксперты считают, что соответствующего типа контракт должен называться именно «договор публичной оферты», что это наиболее корректное его наименование. Такова сущность правовой дискуссии.
Можно отметить, что конкретные виды публичных договоров не классифицированы в российском законодательстве. То есть это могут быть, в принципе, любые соглашения в рамках гражданского права, соответствующие критериям, обозначенным выше.
Рассмотрим подробнее, какова специфика заключения публичных договоров. Выше мы отметили, что организация не имеет права отказаться от предоставления услуг или продажи товара — действий, которые предполагаются по договору, если возможность выполнить соответствующий пункт контракта есть. Можно отметить интересный факт из судебной практики. Так, например, в указаниях Пленумов ВС РФ присутствуют положения, по которым компания, если клиент или контрагент подаст на нее в суд, сама должна будет доказывать, что оказание услуги или продажа товара были в силу объективных причин затруднены.
Также мы отметили, что отпускная стоимость товара и иные важные условия публичного контракта должны быть одинаковыми для всех контрагентов, клиентов и покупателей. Вместе с тем существует одно интересное исключение из этого правила: компания может предоставлять в отношении отдельных покупателей те или иные льготы или преференции. Правда, в среде юристов присутствует некоторая дискуссия, касающаяся возможных факторов признания за покупателем права на льготу. Есть эксперты, которые полагают, что компания-поставщик вправе ориентироваться только на те критерии, которые указаны в действующих нормативно-правовых актах: например, определяющих тот факт, что многодетным семьям полагаются такие-то скидки.
В свою очередь, другие юристы считают, что фирма вправе самостоятельно определять, кому давать скидки и иные преференции, а кому нет. Многие аналитики полагают, что компании стараются в этом смысле практиковать компромиссные варианты — к примеру, в виде карт скидок. С одной стороны, держатели данных изделий могут, таким образом, получать одинаковую скидку, с другой — имеют возможность покупать товары дешевле, чем те покупатели, которые еще не обзавелись картами.
Схожие интерпретации правовых норм характерны также и для положения, согласно которому компании, заключающие публичные договора, не вправе отдавать каким-то клиентам и контрагентам приоритет в продаже товаров или оказании услуг. То есть некоторые юристы считают, что исключения относительно данной нормы могут быть обусловлены только на уровне официальных источников права, например, федеральных законов о поддержке ветеранов войн, по которым люди, сражавшиеся за свою страну, могут в первоочередном порядке обслуживаться в тех или иных организациях. Другие эксперты полагают, что фирмы вправе посредством, к примеру, тех же клиентских карт, определять, кто может получить приоритет в получении той или иной услуги или покупке товара.
Также интересный нюанс, касающийся заключения публичных договоров — определение сроков, в рамках которых организация должна поставить клиенту товар или оказать услугу. Здесь основной источник — Закон о защите прав потребителей. В соответствии с его положениями сроки должны фиксироваться либо в самом контракте, либо определяться сторонними нормативно-правовыми актами, содержащими правила выполнения тех или иных услуг или же регулирующими процедуры поставки товаров. При этом, если в источниках права, о которых идет речь, указаны одни рекомендуемые сроки, а стороны правоотношений договорились о том, что сервисы или товары будут поставлены раньше — этот факт, как полагают многие юристы, необходимо зафиксировать в договоре.
Публичный договор — это, в первую очередь, инструмент правовой защиты тех субъектов, которые, в силу своего статуса, подлежат ей в первоочередном порядке. Это могут быть, к примеру, покупатели в магазине, которые, в частности, должны чувствовать за собой подкрепленное законом право на приобретение товара по той же цене, что и другие посетители торговой точки.
Публичный договор — это инструмент упрощения юридического взаимодействия между поставщиком товаров или услуг и их потребителем. Купля-продажа — это разновидность правоотношений. Юридически закреплять их можно разными способами, и, по мнению многих экспертов, публичный договор выступает одним из оптимальных инструментов в таких случаях.
По мнению ряда юристов, публичного типа соглашения, о которых идет речь, призваны, прежде всего, защищать права потребителей. Однако в какой степени данный приоритет находит подтверждение в правоприменительной практике? Относительно данного вопроса в экспертной среде присутствует несколько полярных точек зрения. Есть тезис, в соответствии с которым правовые нормы, предписывающие поставщикам товаров и сервисов те или иные модели поведения, сопровождаются дефицитом правоохранительных процедур, характеризующихся быстрым срабатыванием.
То есть, например, если гражданин приехал в гостиницу, а его отказались заселить, сославшись на отсутствие свободных номеров (хотя они, по всем признакам, были), то единственный механизм реализации законных интересов гражданина — обращение в суд, который, конечно, может встать на сторону истца, но только через значительное время. Человеку же нужно заселяться в гостиницу как можно быстрее — и таких механизмов, как отмечают российские юристы, правоприменительная практика, имеющая отношение к такой юридической категории, как публично-правовой договор, не предполагает.
Вместе с тем есть и иная точка зрения, в соответствии с которой общая совокупность обязательств, которую законодатель возлагает на поставщиков товаров и услуг, так или иначе компенсирует возможные недоработки в аспекте правоприменительного механизма, о котором мы сказали выше.
Речь идет, в частности, об обязательствах в сфере защиты прав потребителей, касающихся качества продаваемых товаров и предоставляемых услуг. В этом смысле, полагают аналитики, клиент имеет большое количество возможностей быть управомоченной стороной в правовых отношениях. То есть, считают юристы, законодатель, не предусмотрев оперативных механизмов правоприменительной практики в отношении публичных договоров, соблюдает баланс интересов в условиях, когда предполагается преимущественное положение клиента магазина или сервиса в аспекте защиты прав потребителя. Бизнесы, таким образом, получают некий инструмент, позволяющий, когда это возможно, произвести подстройку баланса интересов в свою пользу.
Публичный договор — это правовая категория, которая достаточно близка к некоторым другим типам контрактов. Каким, например? Прежде всего юристы в числе таковых отмечают договора присоединения.
За счет каких признаков они становятся близкими публичным договорам:
Во-первых, в договорах присоединения условия сделки инициируются и предлагаются одной стороной, то есть поставщиком товаров или сервисов. Условия публичного договора аналогично формируются в одностороннем порядке поставщиками.
Во-вторых, другая сторона правоотношений может участвовать в заключении сделки исключительно методом присоединения к предлагаемому контракту.
В-третьих, в рамках рассматриваемого типа контрактов предполагается, что условия должны фиксироваться посредством стандартных документальных форм. То есть имеется в виду, что корректировка существенных условий в общем случае не требуется, хотя и возможна.
Правовые отношения, которые возникают в рамках договоров присоединения, вместе с тем предполагают наличие у контрагента той стороны, которая предложила заключить соответствующий контракт, права на то, чтобы расторгнуть договор.
Вместе с тем, как отмечают многие юристы, в законах РФ не прописано четких условий, в соответствии с которыми должно происходить расторжение соответствующего типа контракта. Также в правовых актах, регулирующих правоотношения в рамках договоров присоединения, как отмечают юристы, нет положений, которые бы предусматривали ответственность компании, предложившей договор, по возможным убыткам контрагента, который присоединился к контракту.
Рассмотрев некоторые аспекты сходства между публичным договором и контрактом присоединения, изучим факты, которые свидетельствуют об ощутимых различиях между двумя рассматриваемыми типами документов. В частности, в публичных договорах, как правило, не предусмотрены сценарии, предполагающие значительную корректировку условий. В контрактах присоединения, в свою очередь, возможен вариант, когда потребитель услуг вправе предложить поставщику существенно изменить те или иные положения в документе.
Вместе с тем, возможен вариант, при котором публичным договором является именно контракт присоединения. Это возможно, если, например, договор купли-продажи, составленный в формате формуляра (то есть обладающий признаками контракта присоединения) предполагает заключение сделок с неопределенным или неограниченным кругом лиц. То есть в этом случае корректировка его пунктов невозможна или нецелесообразна - и это признак документа, для которого характерны правила заключения публичных договоров. Вопрос только в том, к какой правовой категории отнести документ в первую очередь. Некоторые эксперты считают, что первичен признак, характеризующий принадлежность контракта именно к публичным. Другие полагают, что данного типа соглашение в большей степени соответствует критериям, свойственным для договоров присоединения.
Не имеет значения, полагают юристы, как именно фирма-поставщик назовет документ, в котором будут излагаться условия поставок. Самое главное — соответствие его фактического содержания критериям, которые свойственны для публичного договора или же для контракта присоединения. Хотя, как отмечают многие эксперты, компании все-таки стараются формулировать названия документов так, чтобы контрагенту или покупателю было понятно, какого типа соглашение предстоит заключать.
Так или иначе, но очень многие эксперты предпочитают не отождествлять два рассматриваемых типа соглашения (хотя признают возможность составления контрактов, обладающих признаками и того и другого). Тем самым организация, собираясь издать некий контракт, обладающий общими для обоих типов рассматриваемых соглашений свойствами, например, односторонним происхождением условий, может встать перед выбором: выпустить документ с акцентом на критерии, характерные для контрактов присоединения, или же составить его по тем принципам, что свойственны для публичных договоров?
Выше мы отметили, что один из ключевых критериев отличия контракта присоединения — возможность корректировки существенных пунктов со стороны клиента. Заключение публичного договора, в свою очередь, такой возможности в общем случае не предполагает. Определяющий фактор расстановки приоритетов в данном аспекте, полагают эксперты, — особенности рынка, на котором работает компания, специфика сегмента ее деятельности, характеристики целевой группы клиентов.
Дело в том, что для некоторых типов контрагентов (покупателей, клиентов) отсутствие возможности корректировать условия договора может быть критичным, для других — нет. Очевидно, если речь идет о предпринимательской деятельности в сегменте B2B, когда одни юрлица оказывает услуги или продают товары другим, публичные контракты — менее желательный способ оформления отношений. И это логично: контрагент может не согласиться с теми или иными пунктами контракта, который предлагается фирмой-поставщиком. И потому, если договор поставки — публичный в аспекте всех свойственных для него критериев, то контрагенты могут попросту отказаться от взаимодействия с фирмой. Поэтому в таких случаях компании чаще предлагают свои условия в рамках контрактов присоединения.
По мнению некоторых юристов, самостоятельным публичным договором является отдельно взятый товарный ценник (или, по крайней мере, он выступает существенной частью контракта). Покупатель магазина, быть может, хотел бы его изменить, чтобы приобрести товар подешевле. Однако маловероятно, что интересы продавца с подобными пожеланиями совпадут. Обсуждать с каждым покупателем отпускную стоимость товара может позволить себе не каждый магазин. И в этом случае для продавца оптимален публичный договор, а не контракт присоединения.
Есть интересное мнение касательно такого вида документа, как договор публичной оферты: что это — один из примеров соглашений, посредством которых тот или иной бизнес однозначно дает понять контрагенту, что предлагаемые условия, связанные с реализацией товаров или услуг, обсуждению не подлежат.
Можно отметить тот факт, что выбор в пользу того или иного контракта может быть обусловлен особенностями формулирования его положений. Есть сферы, в которых составить проект публичного договора проблематично в силу дефицита вводных данных. И потому фирма вынуждена так или иначе адаптироваться к данной специфике, составляя контракты присоединения как единственно возможные. Например, публичный договор страхования — это юридическая категория, которая встречается, как отмечают некоторые эксперты, достаточно редко. Для того чтобы определить основную часть его условий, компании необходимо исследовать индивидуальный профиль клиента, и только после этого предлагать ему те или иные условия контракта.
Таким образом, один из факторов выбора конкретного типа контракта — приоритеты поставщика в аспекте реализации взаимодействия с клиентом. Публичный договор - это соглашение с некоторым уклоном в область интересов заказчика. Другой важный фактор — специфика сегмента, в котором фирма осуществляет деятельность, особенности тех типов услуг, которые она оказывает, или товаров, которые продает. То есть если характеристики того или иного сегмента рынка предполагают лояльность к контрагенту, выражаемую в готовности обсуждать условия соглашения — составляется контракт присоединения. Если нет, то предприятие может работать, взаимодействуя с покупателями в рамках публичных договоров.
Суть публичного договора
«Публичный договор» представляет собой конструкцию, оформляющую сложное правовое явление, которое может рассматриваться как система трех различных правоотношений. Термин «публичный» в данной конструкции, указывает на открытый для публики характер деятельности коммерческой организации – контрагента в договорных отношениях, но при этом не меняет общей частноправовой природы данного договора. В этой связи важно четко отличать понятие «публичный договор» в смысле ст. 426 ГК РФ от получающего все более широкое освещение в современной юридической литературе понятия «публичные услуги», под которыми понимаются услуги, оказываемые органами государственной власти, и в силу этого обладающие особой спецификой.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным признается договор, подлежащий заключению коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем в силу характера их деятельности с каждым, кто обратится за получением отчуждаемых ими товаров, производимых работ или указываемых услуг.
С учетом динамики развития правового явления публичного договора разграничиваются три стадии взаимоотношений сторон, складывающихся в данной области. Первая стадия протекает с начала осуществления коммерческой организацией публичной деятельности и до предъявления конкретным потребителем требования о заключении конкретного публичного договора. Вторая стадия протекает с момента предъявления конкретным потребителем требования о заключении конкретного публичного договора и до заключения такого договора (либо до отказа потребителя от предъявленного требования или до признания судом отказа коммерческой организации от заключения публичного договора обоснованным). Третья стадия охватывает правоотношение, вытекающее из конкретного договорного обязательства: от возникновения до прекращения (в связи с полным исполнением сторонами обязательств по договору или в связи с наступлением иных предусмотренных законом обстоятельств).
Механизм создания обязательства по заключению конкретного публичного договора аналогичен действию публичной оферты: публичная деятельность коммерческой организации предоставляет неопределенному кругу лиц право, осуществление которого влечет возникновение обязательства по вступлению в конкретное договорное отношение. Такое обязательство по своей природе аналогично предварительному договору, заключенному в результате акцепта потребителем публичной оферты на вступление в обязательство по заключению основного договора.
При заключении публичного договора посредством публичной оферты на первой стадии имеет место абсолютное правоотношение, в котором правам неопределенного круга потребителей противостоит состояние связанности коммерческой организации. Реализация данного права с необходимостью влечет возникновение конкретного договорного обязательства.
ГК РФ прямо относит ряд договоров к категории публичных, как-то: договор розничной купли-продажи (ст. 492); договор проката (ст. 626); договор бытового подряда (ст. 730); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789); договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834); договор складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования (ст. 908); договор хранения в ломбарде принадлежащих гражданину вещей (ст. 919); договор хранения принадлежащих гражданину вещей в камерах хранения транспортных организаций общего пользования (ст. 923); договор личного страхования (ст. 927). Кроме того, указания на публичный характер отдельных договоров содержатся в ряде специальных законов. В то же время ст. 426 ГК РФ при определении публичного договора в силу широты указанных критериев использует несколько необычный для юридического текста прием, поясняя суть изложенного определения на конкретных примерах. Причем в отношении отдельных из указанных в ст. 426 ГК РФ примеров (например, медицинского и гостиничного обслуживания) указания на их публичный характер в специальных нормах ГК РФ или других законов отсутствуют. Как следствие, возникает неясность относительно перечня публичных договоров и целей указания на публичный характер отдельных из них в специальных статьях.
Критерии публичного характера договора в ст. 426 ГК РФ определены достаточно четко, чтобы в условиях цивилизованного рынка сглаживать неравенство вступающих в договорные отношения контрагентов. В тексте статьи 426 ГК РФ не содержится ссылки на то, что для признания договора публичным необходимо указание на такой его характер в специальной норме закона. Более того, приведенный законодателем в качестве иллюстрации перечень публичных договоров является открытым и включает договоры, как указанные публичными в специальных нормах, так и не указанные. Наконец, учитывая тот факт, что в российском гражданском праве допускается заключение договоров как предусмотренных, так и не предусмотренных гражданским законодательством (ст. 421 ГК РФ), установление требования об обязательном указании на публичный характер договора в специальной норме, поставило бы защиту слабой стороны в гражданском обороте в зависимость от сугубо формального критерия подведения сложившихся отношений под шаблон того или иного договорного вида.
Относительно целей особого указания в ГК РФ и специальных законах на публичный характер целого ряда договоров следует отметить, что такое указание в целом является полезным как способствующее большей ясности в правоприменении, поскольку в случае возникновения судебного спора для применения всего комплекса гарантий ст. 426 ГК РФ достаточно констатации наличия договорных отношений определенного вида. При этом не требуется специального установления публичного характера договора через самостоятельное доказывание ряда критериев.
Главным отличием данного института является определенное его отступление от общего принципа свободы договора. Правовой режим публичных договоров направлен, в первую очередь, на защиту интересов лиц, вступающих или желающих вступить в правоотношения с коммерческой организацией, которая по характеру своей деятельности должна на равных условиях заключать договоры с каждым лицом, которое к ней обратится. Субъектный состав данного вида договора, таким образом, является ключевым для квалификации публичных правоотношений: коммерческая организация с видом деятельности, ориентированным на широкое потребление его результатов, с одной стороны и потребитель, в большинстве своем гражданин, или юридическое лицо, с другой стороны. Отказ от заключения публичного договора со стороны коммерческой организации не допускается. Порядок заключения публичного договора, условия его исполнения для сторон могут определяться Правилами, утвержденными Правительством РФ.
Нормы публичного договора призваны обеспечить, в первую очередь, защиту интересов традиционно признанной более слабой стороны в правоотношении — гражданина-потребителя. Однако в практическом их применении возникают многочисленные споры о силе данных обеспечительных мер государства, осуществляющего свое вмешательство в общие принципы частного права.
Конкретный гражданско-правовой договор для того, чтобы он мог быть отнесен к разряду публичных, должен обладать следующими характерными признаками. Во-первых, в качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество либо производственный кооператив. Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно производимых или осуществляемых коммерческой организацией. Во-вторых, далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Важное значение имеет характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается. Хорошим ориентиром в определении таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п. 1 ст. 426 ГК. Действительно, все эти совершенно разнородные виды деятельности, опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая черта, а именно: коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.
И наконец, в-третьих, предметом договора, определяемого как публичный, должны выступать обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, по сути своей составляющие содержание именно той деятельности, которая по своему характеру должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратится. К примеру, если энергоснабжающая организация заключает договор энергоснабжения с абонентом, такой договор безусловно является публичным. Однако если та же коммерческая организация выступает продавцом в договоре купли-продажи своего имущества, такой договор, естественно, не относится к категории публичных.
Основной вопрос в определении гражданско-правового договора как публичного заключается в выяснении правовых последствий такой квалификации. Из анализа текста ст. 426 ГК, а также иных норм материального и процессуального законодательства можно сделать вывод о наличии четырех видов последствий для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора.
К их числу относятся следующие:
1) для такой коммерческой организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий;
2) коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора потребителей. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами (к примеру, сегодня такого рода исключения имеются в законодательстве применительно к ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим категориям потребителей);
3) условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;
4) в отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.
В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора, такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора.
При заключении публичного договора стороны руководствуются, прежде всего, требованиями, закрепленными в ст. 426 ГК РФ. Условия публичного договора определяют его вид. Публичные договоры, направленные на выполнение работ и услуг не ограничиваются тем перечнем, который определен в ст. 426 ГК РФ, а также в четвертом разделе ГК РФ («Отдельные виды обязательств»).
Заключая публичный договор, коммерческая организация, по общему правилу, не вправе признавать чьего-нибудь преимущества перед кем-нибудь. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом и иными правовыми актами. Сходного содержания правило содержится в ст. 789 ГК применительно к отношениям по перевозке. Согласно этой статье перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Одна из особенностей публичного договора состоит в том, что цена товаров, работ и услуг, а также иные его условия устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, т.е. граждан и юридических лиц.
Вместе с тем в сфере бытового обслуживания действуют Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ № 490. В них содержится указание на перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами.
Если у коммерческой организации имеется возможность предоставления потребителю определенных товаров, услуг, выполнения для него соответствующих работ, закон не допускает ее отказа от заключения договора. Необоснованное уклонение коммерческой организации от заключения публичного договора должно повлечь за собой определенные отрицательные последствия — применение правила п. 4 ст. 445 ГК. Оно предоставляет другой стороне возможность обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении причиненных отказом убытков.
В связи с содержанием п. 4 статьи 426 ГК РФ следует учитывать, что еще до принятия ГК Закон о защите прав потребителей предоставил Правительству РФ право только в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, регулировать отношения по защите прав этой категории граждан. Более того, в этом Законе закреплено правило, по которому исполнитель обязан возместить потребителю убытки, причиненные в результате необоснованного отказа в заключении договора на выполнение работ или оказание услуг. Тем самым ГК фактически не только воспринял данное положение, но и подтвердил правомерность ранее сложившейся нормотворческой практики, когда Правительством издаются постановления, утверждающие Правила, которые регламентируют отношения в отдельных отраслях сферы обслуживания. Вместе с тем в качестве подлежащих принятию обязательных правил в ГК названы «типовые договоры, положения и т.п.».
Типовые договоры могут регулировать также имущественные отношения, выходящие за пределы сферы обслуживания.
Таким образом, порядок заключения публичного договора носит диспозитивный характер, когда договор со стороны акцептанта заключается без какого-либо понуждения, т.е. на усмотрение акцептанта. Но при этом со стороны оферента не может быть никому отказано вы заключении договора, в чем и выражается публичность оферты.
Виды публичных договоров
Виды договоров:
1) публичный. Это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (сюда относятся розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи и т. п.). Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующую работу не допускается. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением тех, которым законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот. Условия публичного договора определяются «Примерными условиями», разработанными для соответствующих договоров и опубликованными в печати или изложенными в форме примерного договора;
2) присоединения. Это договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида; исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие, явно обременительные для присоединившейся стороны условия;
3) предварительный. Это договор, в котором стороны обязуются заключить договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, и должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В нем указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора;
4) в пользу третьего лица. Это договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. С момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица. Должник в договоре вправе выдвигать против требования третьего лица возражения, которые он мог бы выдвинуть против кредитора. В случае, когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, этим правом может воспользоваться кредитор.
Публичный договор страхования
Стороны в соответствии с ГК РФ имеют право заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В то же время свобода договора не является абсолютной. Об этом говорится, например, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 1-П, в котором указано, что свобода договора имеет объективные пределы, которые определяются основами конституционного строя и публичного правопорядка. Следует учитывать также положение п. 1 ст. 422 ГК РФ о том, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Варианты установленных законом ограничений в отношении договоров различны. Одним из видов ограничений является понуждение к заключению договора путем возложения законом обязанности заключить договор.
В отношении страхования установление законом понуждения к заключению договора называется обязательным страхованием. В соответствии с п. 2 ст. 927 ГК РФ в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами главы 48 «Страхование» ГК РФ. При этом в данной норме говорится, что для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным.
«Универсальные» последствия невыполнения лицом, на которое законом возложена обязанность по страхованию, предусмотрены ст. 937 ГК РФ. Данная норма предоставляет право лицу, в пользу которого по закону должно быть осуществлено обязательное страхование (если ему известно, что страхование не осуществлено), потребовать в судебном порядке его осуществления лицом, на которое возложена обязанность страхования.
Суммы, неосновательно сбереженные лицом, на которое возложена обязанность страхования, благодаря тому, что оно не выполнило эту обязанность либо выполнило ее ненадлежащим образом, взыскиваются по иску органов государственного страхового надзора в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
Можно признать, что пп. 1 и 3 ст. 937 ГК РФ имеют, скорее, декларативный характер. В то же время реальные негативные последствия, которые возникают при неисполнении требования закона заключить договор страхования, определяются, как правило, в соответствующем законе об обязательном страховании. Это чаще всего выражается в виде невозможности для лица осуществлять соответствующую деятельность без договора страхования. По нашему мнению, эффективность законов, возлагающих обязанность по страхованию, прямо зависит от объема и «строгости» тех негативных последствий, которые предусмотрены законом об обязательном страховании для случаев невыполнения обязанности по заключению договора страхования. Если возникновение указанных негативных последствий в таких законах отдельно не предусмотрено либо эти последствия не создают серьезных проблем для «уклонистов» от обязательного страхования, то действенность этих законов может быть нулевой, а соответствующий закон об обязательном страховании скорее всего будет носить декларативный характер.
Ранее было сказано, что страховщик при оказании страховой услуги теоретически не связан условиями обязательного страхования (учитывая положение ст. 937 ГК РФ). Однако на практике такая возможность имеется лишь в тех пределах, которые устанавливает соответствующий закон об обязательном страховании. Например, Федеральным законом № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» условия и порядок осуществления данного страхования жестко регламентированы, что полностью лишает страховщиков возможности воспользоваться положением ст. 927 ГК РФ о необязательности для него требований к этому страхованию.
В целом договор ОСАГО никак нельзя отнести к условиям, «предложенным страхователем», как это предусматривает для обязательного страхования ст. 927 ГК РФ. В соответствии со ст. 1 Закона № 40-ФЗ договор страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным Федеральным законом. Следовательно, страхователь в данном случае ограничен в отношении выбора условий договора рамками, которые прямо установлены законом.
Лишение возможности определять условия договора ОСАГО не является единственным ограничением свободы договора сторон в отношениях по ОСАГО. Свобода выбора для страховщика ограничена также тем, что при ОСАГО у страхователя есть право требования к страховщику о заключении с ним договора. Данное право вытекает из ст. 1 Закона № 40-ФЗ, в которой предусмотрено, что договор ОСАГО является публичным. Поскольку ОСАГО относится к имущественному страхованию, положение о публичности данного договора установлено законом о данном страховании. В соответствии с п. 1 ст. 927 ГК РФ договор личного страхования является публичным договором, при этом в отношении договоров имущественного страхования такого общего положения не существует. Следовательно, вопрос о публичности отдельных вариантов договоров имущественного страхования решается в индивидуальном порядке, что и было сделано для ОСАГО.
В связи с этим, по нашему мнению, крайне важно уяснить в концептуальном плане вопрос о подходах к публичным договорам имущественного страхования, и прежде всего определить последствия публичности договора страхования. Очевидно, для получения ответа на поставленный вопрос необходимо обширное углубленное исследование, что невозможно сделать в рамках данной статьи. Однако некоторые обобщения сделать можно.
Общие вопросы, связанные с публичным договором, урегулированы ст. 426 ГК РФ, в соответствии с п. 1 которой публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Субъектный состав для публичного договора ограничен: это коммерческая организация, являющаяся обязанной стороной, и ее контрагент.
В публикациях можно встретить мнение, что индивидуальные предприниматели также могут быть субъектами данных отношений. С практической точки зрения это весьма оправданный подход, но в ст. 427 ГК РФ говорится только об организациях, значит, нет оснований считать, что индивидуальные предприниматели могут быть субъектами публичного договора.
Свобода договора коммерческой организации при публичном договоре ограничена не только обязанностью по заключению договоров с заинтересованными лицами. Коммерческая организация также не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ, в соответствии с которой если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. В отношении обязательного страхования положения п. 4 ст. 445 ГК РФ и п. 1 ст. 937 ГК РФ в части понуждения к заключению договора при помощи судебных процедур дублируют друг друга, однако на практике эти нормы не повышают, как сказано ранее, эффективность обязательного страхования.
В соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, которые не соответствуют требованиям, установленным пп. 2 и 4 ст. 426 ГК РФ, ничтожны.
Из сказанного ранее следует, что публичный договор вводит существенные ограничения в свободе действий коммерческой организации. Во что могут вылиться такие ограничения применительно к имущественному страхованию? Если говорить об ОСАГО, то публичность договора здесь вполне уместна. ОСАГО установлено для отношений по эксплуатации транспортных средств, а данная сфера жестко регламентирована, к управлению транспортными средствами допускаются только лица, имеющие на это право, есть требования к состоянию их здоровья, существуют нормы, регулирующие вопросы технического состояния транспорта, а также правила дорожного движения, кроме того, существуют органы, контролирующие безопасность движения, и т.д.
Все это позволяет говорить о том, что отношения по эксплуатации транспортных средств являются давно действующей системой, и страхование в данной области в целом позволяет оценить общие риски для данной сферы, определить тарифы. Однако и в этой работе есть немало сложностей. Тем не менее отношения в сфере эксплуатации транспортных средств позволяют сделать общую оценку рисков ОСАГО, отразить в нормативных актах результаты оценки.
Практически оценка рисков осуществляется на стадии подготовки нормативных актов по ОСАГО, и в данной области это возможно, хотя очень непросто. В результате публичность договора ОСАГО пока не вызывает особых проблем. В то же время, если говорить об иных вариантах имущественного страхования, применительно к которым правомерен вопрос о том, вводить публичность договора или не вводить, то следует учитывать, что публичность договора страхования практически лишает страховщика возможности осуществить основную и важнейшую часть своей работы – оценить риски. Работа по оценке рисков указана в п. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в перечне основных функций страховщика. Оценивая риски, страховщик не только определяет размер страхового тарифа, но также решает вопрос о том, заключать договор или не заключать. Право страховщика на отказ от заключения договора страхования по результатам оценки рисков имеет важнейшее значение прежде всего потому, что это право служит одним из факторов, обеспечивающих финансовую устойчивость страховой организации. Публичность договора практически лишает смысла работу страховщика по оценке рисков, поскольку он не может отказаться от заключения договора. Следовательно, применение института публичного договора в имущественном страховании, по нашему мнению, возможно лишь в исключительных случаях, как, например, ОСАГО. Публичность договора является существенным ограничением свободы договора. Возможно, в законах об обязательном имущественном страховании следует избегать термина «публичный договор», при этом как указывать порядок заключения договора, так и определять права страховщика на отказ от страхования.
Публичный договор аренды
С моментом заключения договора могут быть связаны определенные юридические или иные факты, такие как фактическое право и дееспособности лица, подписавшего договор, факт места подписания договора, факт соответствия подписанного договора с требованиями нормативных документов.
Момент заключения договора аренды — это время его подписания, то есть, когда такой договор вступил в законную силу. Исключение может составить прописанный в договоре пункт о том, что договор имеет силу в отношении действий, происходящих до заключения данного договора (п.1,2 ст.425 ГК РФ).
Многие организации и граждане являются собственниками имущества, сдаваемого в аренду. Договор аренды заключается для регулирования взаимоотношений между сторонами. Согласно подписанному договору аренды, арендодатель обязуется передать имущество арендатору и получить плату за сданное в аренду имущество (ст.606 ГК РФ).
Договор аренды — не публичный договор, поэтому в силу п.1 ст.421 ГК РФ понуждение заключать договора аренды запрещено. Исключение составляют отдельные обязательства предусмотренные законодательством или при принятые обязательства при заключении договора.
Основанием для возникновения права аренды является Договор аренды.
При оформлении сделки аренды недвижимости есть Правила заключения договора аренды они состоят в следующем:
1. В договоре должно описываться имущество, передаваемое в соответствии с заключенным договором;
2. При подписании договора с юридическим лицом или физическим лицом – договор должен составляться в письменной форме;
3. При заключении договора аренды на недвижимость, сроком более одного года, необходима государственная регистрация такой сделки;
4. Если арендуемое имуществу в дальнейшем становится собственностью арендатора то, договор составляется на бланках, предусмотренных для купли-продажи имущества (ст.609 ГК).
Для правильного составления договора, к его составлению желательно привлекать юриста. В состав договора должны входить сведения о цене аренды, сроки, права и обязанности обеих сторон, порядок продления или расторжения договора.
У арендатора есть Преимущественное право заключения договора аренды, которое прописано в статье 601 ГК РФ. Такое преимущество, прежде всего, защищает интересы арендатора. Но, заключая очередной договор аренды на следующий срок, арендатор не должен требовать прежние условия владения арендным имуществом. При желании продолжить арендовать имущество у арендодателя, арендатор обязан сообщить об этом арендодателю в письменном виде в определенный срок.
Если арендатор не уведомил о своем намерение заключить договор аренды на новый срок, его преимущественное право будет утеряно.
При наличии письменного уведомлении о продлении срока аренды имущества, преимущественное право для арендатора будет действительно в течение года после окончания срока договора аренды.
Как уже сказано выше, если договор аренды заключается на более чем на год, необходимо пройти государственную регистрацию.
Если договор аренды заключен первого числа какого-либо месяца по 30 или 31 число месяца предыдущего, следующего года, этот срок считается равным году.
При заключении договора аренды сроком менее года (11 месяцев), продление договора, возможно только заключив очередной новый договор аренды.
Цель заключения договора аренды — обеспечение передачи имущества для временного владения. Заинтересованность в такой сделке у обеих сторон. Для арендодателя – это получение дополнительного дохода, а может и основного, для арендатора – наличие имущества для использования его в определенных целях.
Публичный договор и договор присоединения
С точки зрения порядка заключения и формирования содержания особыми разновидностями договоров являются публичный договор и договор присоединения. Правила об этих договорах, по сути, представляют собой ограничения принципа договорной свободы и даже известные отступления от начал юридического равенства субъектов частного права, установленные с целью защиты интересов более слабой стороны. Публичным признается договор, подлежащий заключению коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем в силу характера их деятельности с каждым, кто обратится за получением отчуждаемых ими товаров, производимых работ или оказываемых услуг (п. 1 ст. 426 ГК).
Следовательно, речь идет о договоре, в котором в качестве услугодателя выступает профессиональный предприниматель, занимающийся такими видами деятельности, которые должны им осуществляться в отношении любых обратившихся к нему лиц. В соответствии с этим к числу публичных относятся, в частности, договоры розничной купли-продажи, энергоснабжения, проката и бытового подряда, банковского вклада граждан и др. Предприниматель (услугодатель) как сторона публичного договора, во-первых, обязан заключить его с любым обратившимся к нему для этого лицом и не вправе оказывать кому-либо предпочтение (если только иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами, например для ветеранов войны, инвалидов или других категорий граждан). Во-вторых, цена и иные условия таких договоров тоже должны быть одинаковыми для всех потребителей (за аналогичными исключениями).
Более того, с целью соблюдения этих предписаний федеральному правительству предоставлено право издавать обязательные для сторон правила заключения и исполнения публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), т.е. определять их содержание независимо от воли сторон. Наконец, в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК потребитель может через суд понудить предпринимателя к заключению такого договора или передать на рассмотрение суда разногласия по его отдельным условиям. Следовательно, в отношении выбора контрагента и условий договора для предпринимателя здесь исключается действие принципа свободы договора. Такое законодательное решение призвано служить защите интересов массовых потребителей, прежде всего граждан, обычно находящихся по отношению к профессиональным предпринимателям в заведомо более слабом положении. Указанным целям соответствуют также правила о договоре присоединения.
Договором присоединения признается договор, условия которого определены лишь одной из сторон, причем таким образом (в формуляре, типовом бланке или иной стандартной форме), что другая сторона лишена возможности участвовать в их формировании и может их принять лишь путем присоединения к договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК). Очевидно, что при таком способе заключения договора интересы присоединяющейся стороны могут оказаться ущемленными и потому требуют специальной, дополнительной защиты. Сам по себе способ заключения договора путем предварительного формулирования его условий в определенной стандартной форме может оказаться весьма полезным, упрощая и облегчая процедуру оформления договора.
Такие ситуации встречаются, например, в массовых договорах в сфере бытового обслуживания населения, в отношениях различных клиентов с банками, страховыми и транспортными организациями, традиционно использующими типовые бланки договорной документации (заявление об открытии банковского счета, страховые полисы, товарно-транспортные накладные и т.п.). От них следует отличать ситуации, когда предложение одной из сторон использовать заранее растиражированный образец текста договора отнюдь не исключает согласование и переформулирование изложенных в нем условий.
Сторона, подписавшая предложенный ей контрагентом договор присоединения, вправе требовать его изменения или расторжения по особым основаниям, не допускаемым в отношении иных, обычных договорных обязательств. Такие основания не являются следствием незаконности условий договора - они становятся следствием появления у стороны, разрабатывавшей договор, односторонних льгот и преимуществ либо наличия чрезмерно обременительных для присоединившейся стороны условий. Тем самым они лишают одну из сторон возможности злоупотребить принципом договорной свободы, а для другой как бы восполняют отсутствие этой свободы в отношении формирования условий договора.
Поэтому присоединившаяся сторона получает право требовать изменения или расторжения такого договора даже при формальной законности его содержания в следующих случаях:
- если она при этом лишается прав, обычно предоставляемых по аналогичным договорам;
- если другая сторона исключает или ограничивает свою ответственность по договору;
- если в договоре содержатся иные, явно обременительные для присоединившейся стороны условия (п. 2 ст. 428 ГК).
Данные последствия, однако, практически не применяются в договорах между предпринимателями, поскольку профессиональный предприниматель в качестве присоединившейся стороны обычно осознает (или должен осознавать), на каких условиях он заключает договор (п. 3 ст. 428 ГК), и уже на этой стадии может прибегнуть к квалифицированной защите своих интересов. Будучи по сути особым способом заключения договоров, договор присоединения даже при его использовании в отношениях между предпринимателями и потребителями не сливается с понятием публичного договора. Ведь последний предполагает возможность его принудительного заключения по требованию потребителя, тогда как смысл договора присоединения, напротив, состоит в предоставлении потребителю более широкой, чем обычно, возможности добиваться его изменения или расторжения.