Контроль за взаиморасчетами с контрагентами - основа стабильной финансовой деятельности организации. Поэтому так важно иметь отлаженную систему работы с поставщиками, покупателями, кредиторами и другими организациями, связанными с вашей компанией финансово.
Контрагенты - это все организации и физические лица (поставщики, подрядчики, покупатели, посредники, собственные сотрудники, банки и т.п.), имеющие с данной компанией какие-либо финансовые связи. Фактически каждая компания в бизнесе является кому-нибудь контрагентом.
Взаимоотношения с контрагентами зачастую осложняются тем, что отгрузка товаров или выполнение услуг, как и поставка коммунальными службами электричества и воды, производятся до поступления оплаты, или на основе предоплаты, или в кредит (рассрочку).
И нередко случаются ситуации, когда в следствие просрочек и ненадлежащего исполнения договора стороны несут денежные и материальные потери.
Чтобы предприятие не несло убытков, средства его не оказывались «замороженными» из-за невыплат со стороны партнёров, не начислялись штрафы и пени за несвоевременные обязательные платежи, необходимо иметь четко отлаженную систему контроля:
• за движением средств по дебиторской и кредиторской задолженностям,
• за оформлением документов,
• за сроками поставок,
• за качеством и количеством доставленной продукции, за соответствием оказанных услуг,
• за состоянием резервов товаров,
• за обязательными выплатами по налогам, зарплате, коммунальным услугам и т.д.
Взаиморасчеты на предприятии контролируются с помощью тесно связанных бухгалтерского и управленческого учетов. Фиксация всех операций в книгах учета, документах и карточках клиента менеджерами дублируется регистрацией прихода/расхода средств на соответствующих счетах бухгалтерией.
В данной статье речь пойдет об управленческом учете.
Учет взаиморасчетов с клиентами эффективнее всего вести с помощью современных программ автоматизации.
Монотонность и трудоёмкость ручного учета вкупе с несогласованностью действий и отсутствием общей базы данных рождают множество проблем, грозящих организации серьёзными убытками. Внедрение автоматизированных сервисов учета позволяет исключить большинство ошибок и упущений, возникающих, как правило, именно под влиянием человеческого фактора.
Программные продукты для автоматизации могут быть двух типов:
1. «Коробочные» – продукт продаётся пакетом, все операции по его запуску, использованию и системному обслуживанию вы проводите сами;
2. «Облачные» – продукт «берется в аренду»: всё программное обеспечение хранится на дата-серверах компании, у которой вы приобрели автоматизированный сервис; вы платите за установку сервиса, выбирая подходящий тариф с нужным набором опций, заводите в этой системе свой аккаунт и работаете в нём в режиме реального времени, не заботясь об обслуживании системы, а все возникающие при её работе вопросы решаете при помощи технической поддержки компании-продавца.
Как правило, малому и среднему бизнесу ближе «облачные» программные продукты, так как они дешевле «коробочных», проще устанавливаются и обслуживаются, а их функционал содержит в себе все необходимое для успешного управления торговой деятельностью.
Выбрать подходящий программный продукт для управления взаимозачетами несложно, поскольку сегодня на рынке подобных автоматизированных сервисов достаточно. В этом случае выбор определяется необходимым инструментарием и оптимальным соотношением его стоимости и возможностей.
Главная задача автоматизации взаиморасчетов - организовать контроль за всеми товарными и финансовыми операциями, которые осуществляются между предприятием и его контрагентами.
В советские времена у телефонисток на коммутаторе висел лозунг, из которого следовало, что они все ратуют за свободные сексуальные отношения. Что это был за лозунг?