Как уже отмечалось, приватизационное право направлено на регулирование общественных отношений в сфере приватизации.
Одной из ключевых категорий теории правового регулирования отношений в сфере приватизации является категория приватизационного правоотношения. Это не случайно, поскольку и общая теория права рассматривает понятие правоотношения как одно из наиболее фундаментальных.
В общей теории права под правоотношением понимается урегулированное нормой права реальное конкретное общественное отношение в единстве его формы и содержания. При этом форма реального общественного отношения «рассматривается не как внешняя оболочка, а как структура, модель поведения, пронизывающая данное общественное отношение».
Правоотношения являют собой неразделимую совокупность субъективных прав и юридических обязанностей, которые представляют собой индивидуальные модели поведения соответствующих субъектов права.
Таким образом, приватизационными правоотношениями являются общественные отношения, урегулированные нормами приватизационного законодательства и состоящие в неразрывной связи субъективных прав и обязанностей участников приватизационных отношений. Нормы приватизационного законодательства, будучи абстрактными по своему характеру, реализуются в приватизационных правоотношениях.
Приватизационные правоотношения имеют комплексный характер — это и отношения гражданско-правового характера (например, при заключении договора купли-продажи государственного имущества), и отношения административно-правового характера (примером тому отношения, возникающие в процессе подготовки предприятия к приватизации, составления и утверждения плана приватизации), и отношения, которые находятся в плоскости финансового права (распределение сумм, поступающих от приватизации государственного имущества).
Отношения между субъектами приватизационных правоотношений могут иметь как характер юридического равенства (отношения, возникающие при проведении конкурса и аукциона, заключении и исполнении договора купли-продажи приватизированного имущества), так и отношения властеподчинения (например, в отношениях между различными государственными органами при перечислении средств, полученных от продажи приватизируемого имущества).
В основании возникновения, изменения и прекращения приватизационных правоотношений лежат юридические факты, то есть такие обстоятельства, с которыми закон связывает определенные правовые последствия, в нашем случае лежащие в сфере приватизации.
Особенностью приватизационных правоотношений является то, что, несмотря на генетически разный характер (гражданско-правовой, административно-правовой и пр.), они взаимосвязаны, переплетаются и своей совокупностью составляют сложный юридический состав правового процесса приватизации. Приватизационное правоотношение, будучи переплетением правоотношений различного характера, не может быть разорвано без того, чтобы не потерять своей качественной специфики.
В юридической доктрине принято классифицировать нормы права на регулятивные и охранительные. К регулятивным относятся такие нормы права, которыми устанавливается порядок приобретения прав и обязанностей, а также их содержание, порядок осуществления прав, выполнения обязательств.
Приватизационное право в своей системе имеет и регулятивные и охранительные нормы. Однако подавляющее большинство норм приватизационного права имеют регулятивный характер и направлены на урегулирование порядка приобретения приватизационных прав и установления приватизационных обязанностей, содержание приватизационных прав и обязанностей, порядок осуществления приватизационных прав и выполнения приватизационных обязанностей.
В случае же правонарушения возникают правоохранительные правоотношения, которые приводят в действие меры юридической ответственности, защищают соответствующие субъективные права. Например, при незаконном отказе в заключении договора купли-продажи арендуемого государственного имущества, арендатор вправе в судебном порядке требовать принудительного заключения договора.
По характеру содержащихся в них предписаний нормы приватизационного права бывают императивными и диспозитивными.
Императивными являются такие нормы, которыми субъекту приватизационных правоотношений предписывается действовать в соответствии с установленными правилами, либо воздержаться от совершения определенных действий. Императивные нормы не оставляют участнику приватизационных правоотношений свободы выбора. Например, в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о приватизации при приватизации государственного и муниципального имущества обязательным является представление покупателями — юридическими лицами своих утвержденных в установленном порядке учредительных документов и балансовых отчетов за последние три года деятельности. Данная норма имеет императивный характер и не оставляет покупателю свободы выбора. Ее неисполнение влечет отказ в приватизации соответствующего имущества.
Диспозитивные нормы — это такие нормы приватизационного права, которыми субъекту правоотношений предоставляется право выбрать одно из юридически значимых действий, предусмотренных в соответствующей норме, либо воздержаться от возможности использования своего права. К примеру, в пункте 1 статьи 19 Закона о приватизации установлено, что оплата приобретаемого покупателями государственного имущества может производиться единовременно или в рассрочку. Если соответствующей программой приватизации установлен альтернативный порядок оплаты приобретенного имущества, то покупатель вправе избрать тот способ оплаты, который устраивает его больше.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Обладая особой взаимосвязью элементов, приватизационное право структурировано как система.
В общей теории права структура правового отношения рассматривается как совокупность четырех элементов: субъектов, объекта, прав и обязанностей.
Под объектом правоотношений понимается все то, по поводу чего вступают в юридическую связь между собой различные субъекты права.
Объектами приватизационных правоотношений, как правило, являются вещи. Например, при приватизации нежилого помещения объектом, по поводу которого складываются правоотношения продавца в лице фонда имущества и покупателя, каковым, например, является акционерное общество, является само выкупаемое нежилое помещение.
В тоже время объектами приватизационных правоотношений могут быть не только материальные ценности. Скажем, при приватизации предприятия объектом правоотношений становятся долги предприятия.
Поскольку содержанием правоотношений выступают субъективные права и обязанности их участников, то, следовательно, и объектом как субъективного права, так и субъективной обязанности является объект данного конкретного правоотношения.
Субъекты приватизационных правоотношений — это участники отношений, возникающих в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с разработанной в теории гражданского права доктриной под субъектами правоотношений принято подразумевать три категории участников — физические лица, юридические лица, а также публичные образования.
В свою очередь каждую из указанных категорий участников приватизационных правоотношений можно разделить на виды в зависимости от статуса субъекта.
Так, физические лица, участвующие в приватизации, могут быть гражданами Российской Федерации, иностранцами и лицами без гражданства.
Помимо граждан, в приватизации участвуют и юридические лица, которые могут быть как российскими (зарегистрированными по российскому законодательству), так и иностранными (зарегистрированными по иностранному законодательству). Выделение иностранного элемента, как среди физических, так и юридических лиц имеет большой практический смысл, поскольку в российском законодательстве установлены ограничения на участие в приватизации иностранных лиц.
Публичные образования, участвующие в процессе приватизации, — это Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, которые в лице уполномоченных ими органов осуществляют отчуждение принадлежащего им имущества.
Помимо принятой в теории права классификации субъектов права приватизационное право разделяет всех участников правоотношений на две группы — продавцы и покупатели.
Права и обязанности участников приватизационных правоотношений
Под субъективным правом субъекта приватизационного отношения понимается мера дозволенного ему поведения. В свою очередь субъективное право комбинируется из трех правомочий — правомочия требования, правомочия действия или воздержания от действия и правомочия на защиту. Например, субъективное право арендатора государственного или муниципального имущества включает в себя правомочие требования заключения с ним уполномоченным органом договора купли продажи арендуемого имущества, правомочие воздержания от совершения действий, направленных на приватизацию арендуемого имущества и правомочие на защиту от незаконного отказа в приватизации арендуемого имущества.
Обязанность субъекта приватизационного правоотношения — это мера его должного поведения. При этом обязанности могут быть двух типов — пассивный, подразумевающий обязанность субъекта воздерживаться от совершения определенных действий, и активный — то есть предписывающий субъекту совершить определенные действия.
Например, в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона о приватизации при приватизации государственного или муниципального имущества в договоре купли-продажи должны быть предусмотрены сведения о продавце имущества и покупателе; наименование объекта приватизации, его местонахождение и пр. Это означает, что при заключении договора участники приватизации должны внести соответствующие сведения в текст договора под угрозой в противном случае его ничтожности. Это и есть реализация участниками приватизационных отношений обязанности активного типа.
Примером обязанности пассивного типа может служить Закон Российской Федерации № 74-ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию». Этим Законом введен мораторий на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов. Это означает, что продавцы обязаны воздерживаться от продажи, а покупатели — от приобретения государственных и муниципальных образовательных учреждений. Нарушение установленной нормы влечет недействительность совершенных сделок как несоответствующих требованиям законодательства.
Как сдвинуть с места бетонную плиту размером 50 метров в высоту, 100 метров в длину и весом 202 тонны, не применяя никаких механизмов и приспособлений?