Управление финансами Получите консультацию:
8 (800) 600-76-83

Бесплатный звонок по России

документы

1. Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
2. Как использовать материнский капитал на инвестиции
3. Налоговый вычет по НДФЛ онлайн с 2021 года
4. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
5. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
6. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
7. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
8. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
9. Банкротство пенсионной системы неизбежно
10. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
11. Семейный бюджет россиян в 2021 году

О проекте О проекте    Контакты Контакты    Загадки Загадки    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Недвижимость » Способы приватизации

Способы приватизации

Статью подготовил специалист по сопровождению сделок с недвижимостью Рожков Вадим Алексеевич. Связаться с автором

Способы приватизации

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:
Не забываем поделиться:


  • Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
  • Подготовка к проведению аукциона
  • Выкуп арендованного государственного или муниципального имущества
  • План приватизации
  • Завершение преобразования

    Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе

    Закон о приватизации устанавливал четыре способа приватизации государственных и муниципальных предприятий:

    - купля-продажа предприятия по конкурсу;

    - купля-продажа предприятия на аукционе;

    - выкуп сданного в аренду имущества предприятия;

    - купля продажа долей (акций) в капитале предприятия.

    С принятием Закона о приватизации количество способов приватизации расширено.

    В частности, в соответствии с новым приватизационным законодательством государственное и муниципальное имущество могут быть приватизированы следующими способами:

    -        продажа на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

    -        продажа на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

    -        продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;

    -        выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;

    -        преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности;

    -        внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

    -        отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

    Принципиальным является положение, как старого, так и нового приватизационного законодательства о том, что приватизация может быть осуществлена только способами, установленными законом. В противном случае сделки по отчуждению государственного (муниципального) имущества являются недействительными и не влекут перехода права собственности к частным собственникам.

    Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе является одним из способов приватизации, предусмотренных Законом о приватизации.

    Законом о приватизации был предусмотрен такой способ приватизации, как приобретение предприятий на аукционе (статья 21), под которым подразумевалась продажа государственных и муниципальных предприятий, активов ликвидированных предприятиях в случаях, когда от покупателей не требовалось выполнение каких-либо условий. При этом право собственности на проданное имущество переходило к покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

    В целом подобная юридическая модель такого способа приватизации, как продажа на аукционе, сохранена и в Законе о приватизации, за исключением того, что, в соответствии с концепцией нового Закона, более корректно употребляющего понятия и терминологию, объектом приватизации избрано не предприятие, а имущество,

    В соответствии со статьей 22 Закона о приватизации на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнять какие-либо условия в отношении объектов приватизации. При этом право собственности на объект приватизации переходит к покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену за такой объект.

    Аукцион является одной из двух форм торгов. Общие положения, регламентирующие порядок проведения торгов и, соответственно, аукциона сформулированы в статьях 447449 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, аукцион  генетически цивилистический институт и является одним из способов заключения договора купли-продажи (совершения сделки приватизации), направленного на переход права собственности.

    С учетом всех норм, регламентирующих данный институт, аукциону можно дать следующее определение: это продажа с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену.

    Тем не менее, аукцион нельзя свести исключительно к договору; по сути, это предшествующая заключению договора стадия, являющаяся элементом сложного юридического состава по переходу права собственности на приватизируемое имущество.

    Порядок проведения аукциона по продаже находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества, условия участия в нем, порядок определения победителя аукциона и расчетов за имущество, приобретенное по результатам аукциона, определяются Постановлением Правительства Российской Федерации № 356 «Об утверждении Положения о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества».

    Подготовка к проведению аукциона

    Подготовку к проведению аукциона по продаже государственного или муниципального имущества осуществляют два органа:

    -        в случае продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, — 1) продавец в лице РФФИ, его отделения, назначенные им представители и 2) комиссия по проведению аукциона, образованная продавцом;

    -        в случае продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Федерации, — 1) юридические лица, которым в порядке, определенном органами власти субъектов Федерации, предоставлены полномочия по организации и осуществлению продажи такого имущества и 2) образованная продавцом комиссия по проведению аукциона;

    -        в случае продажи муниципального имущества — 1) продавец, назначенный органом местного самоуправления и 2) образованная им комиссия.

    При подготовке к проведению аукциона продавец, помимо образования комиссии по проведению аукциона, осуществляет следующие мероприятия:


    Самое читаемое за неделю

    документ Введение ковидных паспортов в 2021 году
    документ Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
    документ Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
    документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
    документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
    документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
    документ 35 банков обанкротятся в 2021 году


    Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!

    Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

    -        принимает решение об установлении на основе определенной планом приватизации начальной цены приватизируемого имущества начальной цены его продажи на аукционе, а также шага аукциона в случае предоставления предложений по цене имущества в открытой форме;

    -        определяет срок и условия внесения задатка лицами, заявившими о своем участии в аукционе, а также иные условия договора о задатке, и заключает с ними этот договор;

    -        организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении аукциона;

    -        принимает заявки от претендентов и ведет их учет по мере поступления в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, время в часах и в минутах);

    -        проверяет правильность оформления документов, представленных претендентом;

    -        передает в комиссию по окончании срока приема поступившие заявки с прилагаемыми к ним документами;

    -        представляет в комиссию информацию о поступивших на его счета задатках с указанием наименования претендента, внесшего задаток, суммы задатка и даты его поступления;

    -        утверждает протокол комиссии об итогах аукциона;

    -        заключает с победителем аукциона договор купли-продажи имущества;

    -        производит расчеты с претендентами, участниками и победителем аукциона;

    -        организует подготовку и публикацию информационного сообщения об итогах аукциона;

    -        обеспечивает передачу имущества покупателю (победителю аукциона) и совершает необходимые действия, связанные с переходом права собственности на него.

    Информационное сообщение о проведении аукциона должно быть опубликовано не позднее, чем за 45 дней до объявленной в нем даты проведения аукциона. При продаже на аукционе государственного имущества, начальная цена продажи которого превышает пять миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, соответствующий орган по управлению государственным имуществом может принять решение об увеличении срока опубликования информационного сообщения о проведении такого аукциона.

    При приватизации муниципального имущества органы местного самоуправления могут устанавливать более короткий срок опубликования информационного сообщения, который, однако, не может быть менее тридцати дней.

    Информационное сообщение о проведении аукциона должно включать:

    а)      форму подачи предложения по цене имущества, продаваемого на аукционе;

    б)      начальную цену продажи имущества;

    в)      форму и сроки платежа;

    г)       даты начала и окончания приема заявок с прилагаемыми к ним документами;

    д)      адрес места приема заявок и документов (с указанием в случае необходимости этажа, комнаты, номера телефона, времени приема);

    е)       перечень документов, подаваемых претендентами для участия в аукционе, и требования к их оформлению;

    ж)      срок (дата, час, минуты) окончания приема комиссией предложений по цене имущества, продаваемого на аукционе (при закрытой форме подачи предложений);

    з)       размер задатка и срок его внесения, необходимые реквизиты счетов продавца, иные условия договора о задатке, определенные продавцом в качестве условий договора присоединения;

    и)      дату, время и место проведения аукциона;

    к)      номера телефонов и местонахождение продавца и комиссии;

    л)      шаг аукциона (при открытой форме подачи предложения по цене имущества);

    м)      адрес, по которому претенденты могут ознакомиться с иными сведениями;

    н)      срок, предоставляемый для заключения договора купли продажи;

    о)      порядок определения победителя;

    п)      способ уведомления победителя об итогах аукциона;

    р)      иные положения, содержащие требования к претендентам, предусмотренные законодательством;

    с)       наименование, основные характеристики и местонахождение имущества;


    интересное на портале
    документ Тест "На сколько вы активны"
    документ Тест "Подходит ли Вам ваше место работы"
    документ Тест "На сколько важны деньги в Вашей жизни"
    документ Тест "Есть ли у вас задатки лидера"
    документ Тест "Способны ли Вы решать проблемы"
    документ Тест "Для начинающего миллионера"
    документ Тест который вас удивит
    документ Семейный тест "Какие вы родители"
    документ Тест "Определяем свой творческий потенциал"
    документ Психологический тест "Вы терпеливый человек?"


    т)       площадь и наличие обременений земельного участка, занимаемого недвижимым имуществом;

    у)      начальную цену имущества, установленную в плане приватизации;

    ф)      сведения об обременениях имущества правами иных лиц.

    При продаже на аукционе акций открытого акционерного общества информационное сообщение о нем должно включать следующие сведения:

    - полное наименование, юридический адрес и местонахождение открытого акционерного общества;

    - величина уставного капитала открытого акционерного общества;

    - общее количество и типы выпущенных акций;

    - номинальная стоимость одной акции, общее количество и тип продаваемых на аукционе акций.

    В соответствии с представлениями федерального антимонопольного органа и его территориальных органов в информационное сообщение включаются сведения о доле продукции (работ, услуг) открытого акционерного общества, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

    С момента начала приема заявок продавец предоставляет каждому претенденту возможность предварительного ознакомления с планом приватизации, условиями договора купли-продажи, договора о задатке, а также с иной имеющейся у него информацией о продаваемом имуществе.

    Для участия в аукционе претендент вносит задаток в счет обеспечения оплаты приобретаемого на аукционе имущества на объявленные в информационном сообщении счета продавца. Размер задатка устанавливается в зависимости от размера начальной цены продажи имущества.

    Задаток устанавливается в размере:

    -        30 процентов начальной цены продажи, если она не превышает ста тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

    -        20 процентов начальной цены продажи, если она составляет сто тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, но не более четырех с половиной миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

    Договор о задатке заключается в порядке, предусмотренном статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть в форме договора присоединения, условия которого определены продавцом в стандартных формах и могут быть приняты покупателем не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

    Договор о задатке должен предусматривать размер задатка, порядок и сроки его внесения, банковские реквизиты сторон, а также порядок возврата задатка в случаях, когда претендент не допущен к участию в аукционе, не признан победителем аукциона, отзывает заявку до признания его участником аукциона.

    Документом, подтверждающим поступление задатка на счета продавца, является выписка из счетов, которую продавец или его представитель обязаны представить в комиссию до момента признания претендентов участниками аукциона.

    Продавец обязан также направить претендентам уведомления о поступлении на свои счета задатков одновременно с представлением в комиссию указанной выписки.

    Условия участия в аукционе

    К участию в аукционе допускаются физические и юридические лица, удовлетворяющие требованиям гражданского и приватизационного законодательства о правосубъектности, своевременно подавшие заявку и представившие надлежащим образом оформленные документы в соответствии с перечнем, объявленным в информационном сообщении, задатки, которых поступили на счета продавца в установленный в информационном сообщении срок.

    Обязанность доказать свое право на участие в аукционе лежит на претенденте.

    Для участия в аукционе претенденты представляют продавцу в установленный срок заявку по форме согласно приложению, платежное поручение с отметкой банка об исполнении, подтверждающее внесение претендентом установленной суммы задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого на аукционе имущества, а также иные документы по перечню, объявленному в информационном сообщении. В установленных законодательством случаях претенденты представляют продавцу согласие федерального антимонопольного органа (территориального органа) на приобретение претендентом имущества, продаваемого на аукционе.

    Юридические лица дополнительно представляют:

    - заверенные в установленном порядке копии учредительных документов;

    - балансовые отчеты за последние 3 года деятельности (в случаях, когда юридическое лицо существует менее 3 лет, — за время его существования);

    - справку налоговой инспекции, подтверждающую отсутствие у претендента просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней по состоянию на последний квартал;

    - письменное решение соответствующего органа управления претендента, разрешающее приобретение имущества, если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством страны, в которой зарегистрирован претендент;

    - документы, подтверждающие наличие или отсутствие в уставном капитале претендента доли Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    Предложение по цене продаваемого на аукционе имущества (в запечатанном конверте — при закрытой форме подачи предложений) подается участником аукциона в комиссию вдень подведения итогов аукциона. При закрытой форме подачи предложений по желанию претендента запечатанный конверт с предложением по цене продаваемого имущества может быть передан продавцу при подаче заявки при соответствующих гарантиях продавца о его сохранности и неприкосновенности.

    К заявке прилагается подписанная претендентом опись представленных документов (в 2 экземплярах), на одном из которых, остающемся у претендента, продавец указывает номер заявки.

    В случае подачи заявки с прилагаемыми к ней документами представителем претендента он должен предъявить надлежащим образом оформленный документ, удостоверяющий его право действовать от имени претендента.

    Заявки, поступившие после истечения срока приема заявок, указанного в информационном сообщении, либо представленные без необходимых документов, либо поданные лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий, продавцом не принимаются. Отметка об отказе в принятии заявки с указанием его причины делается лицом, осуществляющим прием документов, на описи представленных претендентом документов.

    Заявка и документы претендента, не принятые продавцом, возвращаются претенденту в тот же день вместе с описью документов (с отметкой об отказе в приеме) путем вручения их претенденту или его уполномоченному представителю под расписку либо путем отправления указанных документов по почте (заказным письмом).

    Претендент не допускается к участию в аукционе в случае, если:

    а)      представленные документы не подтверждают права претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    б)      представлены не все документы по перечню, указанному в информационном сообщении (за исключением предложения по цене продаваемого на аукционе имущества), либо они оформлены ненадлежащим образом;

    в)      не представлена справка налоговой инспекции, подтверждающая отсутствие у претендента просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней по состоянию на последний квартал;

    г)       не подтверждено поступление в установленный срок на счета продавца задатка.

    Данный перечень оснований для отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

    До признания претендента участником аукциона он имеет право отозвать зарегистрированную заявку путем письменного уведомления продавца с направлением копии этого уведомления в комиссию. В этом случае поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее 5 дней с момента поступления продавцу уведомления об отзыве заявки.

    Прием заявок и других документов начинается с даты, объявленной в информационном сообщении, и заканчивается не позднее, чем за один день до даты рассмотрения комиссией заявок и документов претендентов. Общая продолжительность приема заявок должна быть не менее 25 дней.

    Продавец принимает меры по обеспечению сохранности представленных претендентами заявок с прилагаемыми к ним документами, а также конфиденциальности сведений о лицах, подавших заявки, и содержании представленных ими документов до момента их оглашения на заседании комиссии.

    Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений  только одно предложение по цене имущества, продаваемого на аукционе.

    Порядок проведения аукциона и расчеты с претендентами, участниками и победителем аукциона

    Заявки и документы претендентов рассматриваются комиссией в день подведения итогов аукциона, указанный в информационном сообщении. Комиссией определяется факт поступления на счета продавца установленных задатков на основании представленных продавцом выписок из соответствующих счетов. В предусмотренных случаях комиссия принимает решение об отказе претенденту в участии в аукционе. По результатам рассмотрения документов претендентов комиссия принимает решение о допуске претендентов к участию в аукционе.

    Решение комиссии о признании претендентов участниками аукциона оформляется протоколом приема заявок, в котором приводятся перечень всех принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками аукциона, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в аукционе с указанием оснований такого отказа.

    Участники, а также претенденты, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются об этом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо путем направления такого уведомления по почте (заказным письмом) в срок не более 3 дней с момента подписания протокола приема заявок.

    Претендент приобретает статус участника аукциона с момента подписания членами комиссии протокола приема заявок.

    Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

    Аукцион, открытый по форме подачи предложения по цене имущества, проводится в следующем порядке:

    а)      аукцион ведет в присутствии комиссии аукционист, нанимаемый продавцом. Шаг аукциона устанавливается продавцом в пределах от 1 до 5 процентов начальной цены продажи имущества и остается единым в течение всего аукциона. Участникам аукциона выдаются пронумерованные билеты, которые участники поднимают после оглашения аукционистом очередной цены в случае, если они готовы купить имущество по этой цене;

    б)      аукцион начинается с оглашения аукционистом наименования имущества, основных его характеристик, начальной цены продажи и шага аукциона. Каждую последующую цену аукционист назначает путем увеличения текущей цены на шаг аукциона. После объявления очередной цены аукционист называет номер билета участника аукциона, который первым поднял билет. Затем аукционист объявляет следующую цену в соответствии с шагом аукциона. При отсутствии участников аукциона, готовых купить имущество по названной аукционистом цене, последний повторяет эту цену три раза;

    в)      если после троекратного объявления очередной цены ни один из участников аукциона не поднял билет, аукцион завершается. Победителем аукциона признается участник, номер билета которого был назван аукционистом последним;

    г)       по завершении аукциона аукционист объявляет о продаже имущества, называет его продажную цену и номер билета победителя аукциона;

    д)      цена имущества, предложенная участником, выигравшим торги, фиксируется в протоколе об итогах аукциона, подтверждается его подписью и подписью аукциониста.

    Если после троекратного объявления начальной цены продажи имущества ни один из участников аукциона не поднял билет, аукцион признается несостоявшимся и объект возвращается продавцу.

    Отказ победителя аукциона от подписания протокола об итогах аукциона считается отказом от заключения договора купли продажи и влечет последствия в соответствии с пунктом 31 настоящего Положения.

    Аукцион, закрытый по форме подачи предложения по цене имущества, проводится в следующем порядке:

    а)      участники аукциона представляют в комиссию в запечатанном конверте предложения по цене имущества, продаваемого на аукционе. Продавец представляет в комиссию предложения по цене имущества, поданные участниками аукциона продавцу при подаче заявки;

    б)      перед вскрытием конвертов комиссия проверяет их целость, что фиксируется в протоколе об итогах аукциона;

    в)      комиссия рассматривает предложения участников аукциона по цене продаваемого имущества. Указанные предложения должны быть изложены на русском языке, подписаны участником (его полномочным представителем). Цена указывается числом и прописью. В случае если числом и прописью указываются разные цены, комиссия принимает во внимание цену, указанную прописью. Предложения, содержащие цену ниже начальной цены продажи, не рассматриваются;

    г)       при оглашении предложений помимо участника, предложение которого рассматривается, могут присутствовать остальные участники аукциона или их представители, имеющие надлежавшим образом оформленную доверенность, а также с разрешения комиссии представители средств массовой информации;

    д)      победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за выставленное на аукцион имущество;

    е)       при равенстве двух или более предложений по цене имущества победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше.

    Протокол об итогах аукциона составляется в 2 экземплярах, подписывается присутствующими на заседании членами комиссии вдень проведения аукциона и передается на утверждение продавцу.

    Протокол об итогах аукциона с момента его утверждения продавцом приобретает юридическую силу и является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества при условии предоставления документов в соответствии с установленными требованиями. Уведомление о признании участника аукциона победителем и копия протокола об итогах аукциона выдаются победителю или его полномочному представителю под расписку либо высылаются ему по почте (заказным письмом) не позднее 3 дней с даты утверждения протокола продавцом.

    При уклонении (отказе) победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора купли-продажи. Выставленное для продажи на аукционе имущество остается в государственной или муниципальной собственности и может быть приватизировано в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. Продавец информирует об этом государственный орган или орган местного самоуправления, принявший решение о способе приватизации имущества.

    Суммы задатков возвращаются участникам аукциона (кроме победителя) в течение 3 дней с даты утверждения продавцом протокола об итогах аукциона.

    Заключение договора купли-продажи и порядок опубликования информации об итогах аукциона

    Договор купли-продажи заключается между продавцом и победителем аукциона (далее именуется — покупатель) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» не позднее 5 дней после утверждения протокола об итогах аукциона с представлением в установленных законодательством случаях справки налоговой инспекции о декларировании источников денежных средств, используемых покупателем для оплаты имущества.

    Справка налоговой инспекции представляется покупателями  юридическими лицами в случае совершения сделок купли-продажи на сумму более 10 тыс. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и покупателями — физическими лицами в случае совершения сделок купли-продажи на сумму более 2 тыс. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

    Покупателям-резидентам Российской Федерации соответствующая справка предоставляется налоговыми инспекциями по месту их налогового учета по форме, установленной Государственной налоговой службой Российской Федерации.

    Покупатели-нерезиденты Российской Федерации представляют справку об открытии счета «И» в банке-резиденте Российской Федерации, имеющем лицензию на осуществление соответствующих операций, а также оригинал и нотариально заверенный перевод справки из налогового органа по месту регистрации нерезидента об источнике средств, направляемых для приобретения имущества.

    Покупателю, не представившему в установленных случаях и в установленные сроки указанные документы, задаток не возвращается. Выставленное для продажи на аукционе имущество остается в государственной или муниципальной собственности и может быть приватизировано в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. Продавец информирует об этом государственный орган или орган местного самоуправления, принявший решение о способе приватизации имущества.

    Оплата государственного имущества производится единовременно в течение 10 дней после заключения договора купли-продажи. Оплата имущества в рассрочку осуществляется в порядке, установленном законодательством.

    Задаток, внесенный покупателем на счета продавца, засчитывается в счет оплаты приобретаемого имущества.

    Порядок оплаты муниципального имущества устанавливается органами местного самоуправления.

    Передача имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи после полной оплаты имущества.

    Факт оплаты подтверждается выпиской со счета продавца о поступлении средств в размере и в сроки, указанные в договоре купли-продажи.

    В случае если предметом аукциона являлись акции, продавец в течение 3 дней после полной оплаты покупателем стоимости акций направляет реестродержателю эмитента (соответствующему депозитарию) передаточное распоряжение на регистрацию покупателя в реестре владельцев акций эмитента (на учет перехода прав). Покупатель вправе получить от продавца заверенную им копию указанного передаточного распоряжения.

    Продавец публикует сообщение об итогах аукциона в тех же изданиях, в которых было опубликовано информационное сообщение о его проведении, в срок не позднее 30 дней после заключения договора купли-продажи имущества.

    В сообщении об итогах аукциона в обязательном порядке указываются следующие сведения:

    а)      в случае продажи акций:

    - полное официальное наименование, юридический адрес и местонахождение открытого акционерного общества;

    - общее количество и типы выпущенных акций;

    - государственный регистрационный номер эмиссии акций;

    - номинальная стоимость акций, общее количество и типы проданных акций;

    - начальная и продажная цены акций;

    - имя (наименование) победителя аукциона;

    б)      в случае продажи иного имущества:

    - наименование, основные характеристики и местонахождение проданного имущества;

    - начальная и продажная цены имущества;

    - имя (наименование) победителя аукциона.

    В случае если победителем аукциона является юридическое лицо, указываются сведения о его регистрации.

    Специализированный аукцион

    Порядок проведения специализированного аукциона по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, условия участия в нем, форма подачи заявок на участие в специализированном аукционе, порядок определения победителей, а также порядок расчетов за приобретаемые акции определяются Постановлением Правительства Российской Федерации № 487 «Об утверждении Положения о продаже на специализированном аукционе находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации».

    Во исполнение указанного положения Мингосимущество Российской Федерации издало распоряжение № 1615р «Об утверждении формы заявки на участие в специализированном аукционе».

    Коммерческий конкурс с инвестиционными и (или) социальными условиями

    В соответствии с Законом о приватизации государственное или муниципальное имущество продается на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями в случае, если в отношении объекта приватизации его покупателю необходимо выполнить определенные инвестиционные и (или) социальные условия (пункт 1 статьи 21). При этом право приобретения объекта приватизации принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе коммерческого конкурса наиболее высокую цену за указанный объект, при условии выполнения таким покупателем инвестиционных и (или) социальных условий.

    Конкурс, так же как и аукцион, является одним из гражданско-правовых способов отчуждения имущества, разновидностью договора, заключаемого на торгах.

    Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим по конкурсу признается лицо, которое, по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

    Конкурс, в котором участвовал только один участник, признается не состоявшимся.

    Общие нормы о конкурсе, сформулированные гражданским законодательством, более детализированы в приватизационном законодательстве применительно к сделкам, заключаемым в отношении приватизируемого по конкурсу имущества.

    Общие принципы продажи государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями сформулированы в статье 21 Закона о приватизации.

    В частности определено, что право собственности на государственное или муниципальное имущество, которое приватизируется на коммерческом конкурсе, переходит к победителю такого конкурса после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта приватизации. При этом победитель коммерческого конкурса не вправе до перехода к нему права собственности на объект приватизации отчуждать его или иным образом распоряжаться им. В то же время в том случае, если объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества, установлен особый порядок осуществления и гарантии прав победителя конкурса до перехода к нему права собственности на акции, приобретенные по конкурсу. В частности, победителю коммерческого конкурса до перехода к нему права собственности на приобретенные акции предоставлено право голосования по ним (за исключением голосования по вопросам внесения изменений и дополнений в учредительные документы открытого акционерного общества; залога, сдачи в аренду, отчуждения имущества открытого акционерного общества, если стоимость такого имущества превышает 10 процентов уставного капитала общества; залога и отчуждения недвижимого имущества общества; получения кредита в размере более чем 10 процентов стоимости чистых активов общества; учреждения хозяйственных обществ, товариществ; эмиссии ценных бумаг, не конвертируемых в акции открытого акционерного общества; утверждения годового отчета, бухгалтерского баланса, счетов при

    были и убытков общества, а также распределения его прибыли и убытков. Голосование по указанным вопросам осуществляется после согласования такого голосования с органами по управлению государственным имуществом в письменной форме). Кроме того, установлен законодательный запрет победителю коммерческого конкурса осуществлять голосование за реорганизацию или ликвидацию общества.

    Закон о приватизации выделяет два типа условий, которые могут устанавливаться при приватизации имущества на коммерческом конкурсе — социальные и инвестиционные.

    Социальные условия могут устанавливаться, если объектом приватизации является предприятие как имущественный комплекс или если объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества, составляющие более 50 процентов его уставного капитала.

    Законом установлен исчерпывающий и не подлежащий изменению перечень социальных условий, который может быть установлен в отношении объекта приватизации:

    -        сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест;

    -        переподготовка или повышение квалификации работников;

    -        ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо на прекращение их использования;

    -        реализация мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.

    Социальные условия коммерческого конкурса должны иметь соответствующее экономическое обоснование, стоимостное выражение, сроки их выполнения и порядок подтверждения победителем коммерческого конкурса их выполнения. Кроме того, социальные условия подлежат согласованию с соответствующими федеральными органами, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также с работниками открытого акционерного общества, акции которого являются объектом приватизации.

    Инвестиционные условия могут предусматривать осуществление в отношении объекта приватизации мероприятий по его реконструкции, приобретению оборудования определенных видов, модернизации и расширения производства. Так же как и социальные условия, инвестиционные условия должны иметь экономическое обоснование, стоимостное выражение, сроки их выполнения и порядок подтверждения победителем коммерческого конкурса их выполнения.

    Инвестиционные условия коммерческого конкурса должны быть согласованы с соответствующими федеральными органами, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления.

    В отличие от установленного закрытого перечня социальных условий, закон не предусматривает исчерпывающего перечня инвестиционных условий, оговаривая примерные инвестиционные условия, к каковым относит обязательство победителя конкурса осуществить установленные меры тарифного и нетарифного протекционизма в отношении российских товаропроизводителей, в том числе использовать российские сырье, материалы и полуфабрикаты в случаях, если их качественные характеристики соответствуют зарубежным аналогам или превосходят характеристики указанных аналогов, либо если цены указанных сырья, материалов и полуфабрикатов соответствуют ценам зарубежных аналогов или ниже таких цен. Также в качестве инвестиционного условия коммерческого конкурса может служить обязательство победителя конкурса погасить в установленный срок задолженность перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации, местными бюджетами и государственными бюджетными фондами.

    В соответствии с Законом о приватизации порядок проведения коммерческих конкурсов, порядок осуществления победителем коммерческого конкурса права владения и права пользования объектом приватизации, за исключением случая, если объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества, а также формы и условия договоров об использовании инвестиционных средств определяются Правительством Российской Федерации.

    До утверждения Правительством Российской Федерации порядка проведения коммерческих конкурсов действовал порядок, определенный нормативными актами, принятыми на основании Закона о приватизации.

    В частности, общий порядок организации конкурсов, условия участия в них покупателей, порядок рассмотрения их предложений, а также процедуры утверждения принятого решения и оформления прав собственности на приватизируемый объект определялись «Временным положением о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации по конкурсу».

    Определенные ограничения состава участников при продаже по коммерческому конкурсу были установлены «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации. Такие ограничения допускались в соответствии с местными программами приватизации только при приватизации расположенных в сельской местности, поселках городского типа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, предприятий, осуществляющих первичную переработку сельскохозяйственной продукции, производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственного производства. К участию в таком конкурсе допускались только работники приватизируемого предприятия, жители данной местности и лица, депортированные из данной местности (в том числе за пределы Российской Федерации) в периоды массовых репрессий.

    Особый порядок регулирования проведения конкурсов установлен при приватизации земельных участков. В частности установлено, что обязательным условием проведения коммерческого, инвестиционного конкурса по продаже приватизированного предприятия и заключения договора купли-продажи на это предприятие является право приобретения земельного участка собственником приватизированного предприятия. При этом собственники приватизированного на конкурсе предприятия вправе по собственному желанию приобретать земельный участок этого предприятия в собственность или брать в аренду с правом приобретения в собственность.

    Указом Президента Российской Федерации № 1263 «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды»  установлено, что расположенные на территориях городских и сельских поселений земельные участки, предназначенные в соответствии с градостроительной и землеустроительной документацией под застройку, либо право аренды этих земельных участков подлежат продаже гражданам и юридическим лицам на торгах (аукционах, конкурсах), если иное не предусмотрено законодательством. Во исполнение данного Указа Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 2, которым был утвержден «Порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды».

    Госкомимуществом России был принят ряд нормативных актов, направленных на регулирование значимых вопросов проведения конкурсов по продаже объектов приватизации. К таковым нормативным актам следует отнести «Примерное положение об инвестиционных конкурсах (инвестиционных торгах) по продаже объектов приватизации, находящихся в государственной и муниципальной собственности», утвержденное распоряжением Госкомимущества РФ № 770 р  и «Положение об инвестиционном конкурсе по продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий», утвержденное распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом № 342рш.

    В настоящее время продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями урегулирована Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1311  . Данным Постановлением определен порядок проведения коммерческого конкурса, условия участия в нем, порядок определения победителя конкурса, условия участия в нем, порядок определения победителя конкурса и расчетов за имущество, приобретенное по результатам конкурса.

    Продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением:

    а)      образует комиссию по проведению конкурса (далее именуется — комиссия) и утверждает ее состав;

    б)      в установленном порядке принимает решение об изменении определенной планом приватизации цены приватизируемого имущества и установлении на ее основе начальной цены продажи на конкурсе (далее именуется — начальная цена продажи);

    в)      определяет срок и условия внесения задатка лицами, заявившими о своем участии в конкурсе (далее именуются претенденты), а также иные условия договора о задатке и заключает с ними этот договор;

    г)       организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении конкурса;

    д)      принимает заявки от претендентов и ведет их учет по мере поступления в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера с указанием даты и времени ее поступления (месяц, число, время в часах и минутах);

    е)       проверяет правильность оформления заявок и прилагаемых к ним документов;

    ж)      передает в комиссию по окончании срока приема поступившие заявки с прилагаемыми к ним документами, а также журнал приема заявок с описями представленных претендентами документов;

    з)       представляет в комиссию информацию о поступивших на его счета задатках с указанием наименования претендента, внесшего задаток, суммы задатка и даты его поступления;

    и)      утверждает протокол комиссии об итогах конкурса;

    к)      заключает с победителем конкурса договор купли-продажи имущества и договор о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий;

    л)      производит расчеты с претендентами, участниками и победителем конкурса;

    м)      организует подготовку и публикацию информационного сообщения об итогах конкурса;

    н)      обеспечивает передачу имущества покупателю (победителю конкурса) и совершает необходимые действия, связанные с переходом права собственности на него;

    о)      в случае если объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества, заключает с этим акционерным обществом договор об использовании инвестиционных средств;

    п)      в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением покупателем условий конкурса.

    При продаже имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации, состав комиссии определяется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    При продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности, состав комиссии определяется органом местного самоуправления.

    Компетенция комиссии:

    а)      рассматривает заявки с прилагаемыми к ним документами, принятые продавцом от претендентов, и определяет их соответствие требованиям законодательства и условиям конкурса;

    б)      принимает решение о допуске или об отказе в допуске претендентов к участию в конкурсе;

    в)      уведомляет претендентов о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурсе в порядке и сроки, установленные в пункте 27 Положения;

    г)       определяет победителя конкурса.

    Для установления соответствия представленных документов требованиям законодательства и условиям конкурса комиссия вправе при необходимости запросить дополнительные сведения, а также направить представленные документы на экспертизу.

    Комиссия самостоятельно определяет регламент своей работы.

    Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов с правом решающего голоса.

    Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса. При голосовании каждый член комиссии е правом решающего голоса имеет один голос. При равенстве голосов принимается решение, за которое голосовал председатель.

    Информационное сообщение о проведении конкурса должно быть опубликовано не позднее, чем за 45 дней до объявленной в нем даты проведения конкурса.

    При приватизации муниципального имущества органы местного самоуправления могут устанавливать более короткий срок опубликования информационного сообщения, который, однако, не может быть менее 30 дней.

    С момента начала приема заявок продавец предоставляет каждому претенденту возможность ознакомления с планом приватизации, условиями договора купли-продажи, договора о задатке, договора о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий, а также с иной имеющейся у него информацией о продаваемом имуществе.

    Для участия в конкурсе претендент вносит на объявленные в информационном сообщении счета продавца задаток в счет обеспечения оплаты приобретаемого на конкурсе имущества. В случае, когда начальная цена продажи имущества не превышает ста тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, задаток устанавливается в размере 30 процентов начальной цены продажи. В иных случаях задаток устанавливается в размере 20 процентов начальной цены продажи. Договор о задатке заключается в порядке, предусмотренном статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    К участию в конкурсе допускаются физические и юридические лица, признаваемые в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» покупателями, своевременно подавшие заявку и представившие надлежащим образом оформленные документы в соответствии с перечнем, объявленным в информационном сообщении, задатки, которых поступили на счета продавца в установленный в информационном сообщении срок.

    Необходимо учитывать, что обязанность доказать свое право на участие в конкурсе лежит на претенденте.

    Для участия в конкурсе претенденты представляют продавцу в установленный срок следующие документы:

    а)      заявка по форме согласно приложению;

    б)      платежное поручение с отметкой банка об исполнении, подтверждающее внесение задатка;

    в)      в установленных законодательством случаях согласие федерального антимонопольного органа (его территориального органа) на приобретение имущества;

    г)       иные документы по перечню, объявленному в информационном сообщении.

    Юридические лица, кроме документов, дополнительно представляют:

    а)      заверенные в установленном порядке копии учредительных документов;

    б)      балансовые отчеты за последние 3 года деятельности (в случае, когда юридическое лицо существует менее 3 лет, — за время его существования);

    в)      справку налоговой инспекции, подтверждающую отсутствие у претендента просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней по состоянию на последний квартал, предшествующий дате подачи заявки;

    г)       письменное решение соответствующего органа управления претендента, разрешающее приобретение имущества, если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством страны, в которой зарегистрирован претендент;

    д)      документы, подтверждающие наличие и размер или отсутствие в уставном капитале претендента доли Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    Предложение по цене продаваемого на конкурсе имущества подается участником конкурса в комиссию вдень подведения итогов конкурса. По желанию претендента запечатанный конверт с предложением по цене продаваемого имущества может быть передан продавцу при подаче заявки при соответствующих гарантиях продавца о его сохранности и неприкосновенности.

    Претендент не допускается к участию в конкурсе в случае, если:

    а)      представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    б)      представлены не все документы по перечню, указанному в информационном сообщении (за исключением предложения по цене продаваемого на конкурсе имущества), либо они оформлены ненадлежащим образом, либо не соответствуют условиям конкурса или требованиям законодательства;

    в)      не подтверждено поступление в установленный срок на счета продавца задатка;

    Указанный перечень оснований для отказа претенденту в участии в конкурсе является исчерпывающим.

    Порядок проведения конкурса и расчеты с претендентами, участниками и победителем конкурса.

    Заявки и документы претендентов рассматриваются комиссией в день и час начала работы комиссии, указанные в информационном сообщении. Комиссией определяется факт поступления на счета продавца установленных задатков на основании представленных выписок из соответствующих счетов.

    По результатам рассмотрения документов претендентов комиссия принимает решение о допуске их к участию в конкурсе.

    Решение комиссии о признании претендентов участниками конкурса оформляется протоколом приема заявок, в котором приводятся перечень всех принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень заявок, в приеме которых продавцом было отказано, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками конкурса, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в конкурсе, с указанием оснований отказа.

    Участники, а также претенденты, не допущенные к участию в конкурсе, уведомляются об этом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо путем направления такого уведомления по почте (заказным письмом) в срок не более 3 дней с момента подписания протокола приема заявок.

    Претендент приобретает статус участника конкурса с момента подписания членами комиссии протокола приема заявок.

    Конкурс, на участие в котором не было подано заявок, либо участие в котором принял только один участник, либо ни один из претендентов не признан участником, признается несостоявшимся.

    Участники конкурса представляют в комиссию в запечатанном конверте предложения по цене имущества, выставленного на конкурс. Продавец представляет в комиссию предложения по цене имущества, поданные претендентами продавцу при подаче заявки. Перед вскрытием конвертов комиссия проверяет их целость, что фиксируется в протоколе об итогах конкурса. Комиссия рассматривает предложения участников конкурса по цене продаваемого имущества. Указанные предложения должны быть изложены на русском языке подписаны участником (его полномочным представителем). Цена указывается числом и прописью. В случае если числом и прописью указываются разные цены, комиссия принимает во внимание цену, указанную прописью. Предложения, содержащие цену ниже начальной цены продажи, не рассматриваются.

    При оглашении предложений помимо участника, предложение которого рассматривается, могут присутствовать остальные участники конкурса или их представители, имеющие надлежащим образом оформленные доверенности, а также с разрешения комиссии представители средств массовой информации.

    Победителем конкурса признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за выставленное на конкурс имущество.

    При равенстве двух или более предложений по цене имущества победителем признается тот участник, чья заявка была по цене раньше.

    Протокол об итогах конкурса составляется в 3 экземплярах, подписывается присутствующими на заседании членами комиссии с правом решающего голоса в день проведения конкурса и передается на утверждение продавцу.

    Протокол об итогах конкурса с момента его утверждения продавцом приобретает юридическую силу и является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества. Уведомление о признании участника конкурса победителем и один экземпляр протокола об итогах конкурса выдаются победителю или его полномочному представителю под расписку либо высылаются по почте (заказным письмом) не позднее 3 дней с даты утверждения протокола продавцом.

    В указанный срок копии протокола об итогах конкурса выдаются под расписку либо высылаются по почте (заказным письмом) остальным участникам конкурса или их полномочным представителям.

    При уклонении (отказе) победителя конкурса от заключения договора купли-продажи имущества и договора о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий задаток ему не возвращается. В этом случае выставленное для продажи имущество сохраняется в государственной или муниципальной собственности и может быть приватизировано любым из способов, предусмотренным законодательством Российской Федерации о приватизации. Продавец информирует об этом государственный орган или орган местного самоуправления, принявший решение о способе приватизации имущества.

    Суммы задатков, внесенные претендентами (кроме победителя), возвращаются им в течение 3 дней с даты утверждения продавцом протокола об итогах конкурса.

    Заключение договоров и порядок опубликования информации об итогах конкурса

    Договор купли-продажи заключается между продавцом и победителем конкурса (далее именуется — покупатель) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» не позднее 10 дней с даты утверждения протокола об итогах конкурса после представления покупателем справки налоговой инспекции о декларировании источников денежных средств, используемых покупателем для оплаты имущества.

    Справка налоговой инспекции представляется покупателями  юридическими лицами в случае совершения сделок купли-продажи на сумму более 10 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и покупателями — физическими лицами в случае совершения сделок купли-продажи на сумму более 2 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

    Покупателям-резидентам Российской Федерации соответствующая справка по установленной форме предоставляется налоговыми инспекциями по месту их налогового учета.

    Покупатели-нерезиденты Российской Федерации представляют справку об открытии счета «И» в банке-резиденте Российской Федерации, имеющем лицензию на осуществление соответствующих операций, а также оригинал и нотариально заверенный перевод справки из налогового органа по месту регистрации нерезидента об источнике средств, направляемых для приобретения имущества.

    Покупателям, не представившим в установленных случаях и в установленные сроки указанные документы, задаток не возвращается.

    Одновременно с договором купли-продажи имущества продавец и покупатель должны заключить договор о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий.

    Договор о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий заключается в простой письменной форме путем составления одного документа, который подписывается сторонами.

    Условиями договора о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий являются:

    а)      цели и содержание инвестиционных и (или) социальных условий, их стоимостное выражение, форма внесения инвестиций или выполнения социальных условий, сроки выполнения инвестиционных и (или) социальных условий;

    б)      порядок предоставления покупателем продавцу подтверждения выполнения инвестиционных и (или) социальных условий;

    в)      порядок осуществления контроля за выполнением покупателем инвестиционных и (или) социальных условий;

    г)       ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору;

    д)      иные условия, определяемые по соглашению сторон.

    В случае если объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества, общество одновременно с договором о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий заключает с продавцом в простой письменной форме путем составления одного документа, который подписывается сторонами, договор об использовании инвестиционных средств.

    Условиями договора об использовании инвестиционных средств являются:

    а)      цели и содержание инвестиционных условий, их стоимостное выражение, форма внесения инвестиций, сроки внесения инвестиционных средств либо начала выполнения инвестиционных условий;

    б)      сроки использования (освоения) инвестиционных средств;

    в)      обязанность открытого акционерного общества принимать инвестиции на специальный счет;

    г)       порядок, форма и сроки представления открытым акционерным обществом продавцу отчетов и документов, подтверждающих использование инвестиций;

    д)      порядок осуществления контроля за использованием инвестиционных средств;

    е)       ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору об использовании инвестиционных средств;

    ж)      иные условия, определяемые по соглашению сторон.

    Оплата государственного имущества производится единовременно в течение 10 дней после заключения договора купли-продажи либо в рассрочку.

    Задаток, внесенный покупателем на счета продавца, засчитывается в счет оплаты приобретаемого имущества.

    Порядок оплаты муниципального имущества устанавливается органами местного самоуправления.

    Передача имущества победителю конкурса и оформление права собственности на него осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи, после полной оплаты имущества и надлежащего выполнения инвестиционных и (или) социальных условий конкурса.

    Факт оплаты имущества подтверждается выпиской со счета продавца о поступлении средств в размере и в сроки, указанные в договоре купли-продажи.

    Выполнение инвестиционных и (или) социальных условий конкурса должно быть установлено формируемой продавцом специальной комиссией по контролю за выполнением инвестиционных и (или) социальных условий коммерческого конкурса и подтверждается ее актом (актами) о выполнении инвестиционных и (или) социальных условий, утверждаемым продавцом. Сроки и порядок работы комиссии указываются в договоре о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий.

    В случае если объектом приватизации являлись акции, продавец в течение 3 дней после выполнения условий, установленных пунктом 41 настоящего Положения, направляет реестродержателю эмитента (соответствующему депозитарию) передаточное распоряжение на регистрацию покупателя в реестре владельцев акций эмитента (на учет перехода прав). Покупатель вправе получить от продавца заверенную им копию указанного передаточного распоряжения.

    Продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам

    Особенности продажи государственного имущества членам трудового коллектива существовали в старом приватизационном законодательстве; они же сохранились и в новом законе.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о приватизации акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, могут продаваться работникам таких обществ.

    Порядок продажи акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, их работникам должен быть определен федеральным законом.

    Количество акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которые могут быть проданы его  работникам, категория (тип) таких акций, порядок определения их цены, а также порядок и сроки оплаты таких акций должны устанавливаться программой приватизации.

    Стоимость акций, продаваемых работникам приватизируемого предприятия и приравненным к ним лицам и составляющих в совокупности более 10 процентов всех обыкновенных акций открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации, определяется в соответствии с законодательством о приватизации и Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

    Выкуп арендованного государственного или муниципального имущества

    Приватизация путем выкупа арендованного государственного (муниципального) имущества  традиционный институт российского приватизационного законодательства.

    Первым опытом приватизации была именно приватизация арендованного государственного имущества. Законодательными предпосылками к тому были Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, согласно статье 10 которых арендатору было предоставлено право выкупать арендованное имущество. При этом в качестве одного из способов выкупа законодатель назвал приобретение арендованного имущества путем внесения арендатором арендодателю всей причитающейся ему арендной платы со стоимости сданного на полный амортизационный срок имущества, а также путем возмещения ему арендных платежей с остаточной стоимости имущества, аренда которого согласно договору прекращена до завершения амортизационного срока.

    С принятием Закона о приватизации приватизация сданного в аренду с правом выкупа имущества осуществлялась путем его выкупа в соответствии с договором аренды или путем преобразования арендного предприятия в акционерное общество-открытого типа. При этом арендная плата за  уже не засчитывалась в качестве платы за приобретение имущества в собственность со дня введения в действие названного Закона.

    Необходимо отметить важную особенность приватизации сданного в аренду имущества по Закону о приватизации. В качестве обладающего правом на приватизацию имущества этим способом являлись исключительно арендные предприятия. Если же предприятия не обладали таковым статусом, то продажа имущества в частную собственность путем выкупа арендованного имущества являлась недействительной сделкой.

    Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа по делу Арбитражного суда Смоленской области № 303/2.

    Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

    Комитет по управлению имуществом города Смоленска обратился в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Смоленскому областному совету Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) о признании недействительным договора купли-продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Твардовского, 16.

    Решением в иске отказано.

    В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

    Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от решение отменил. Договор купли-продажи указанного нежилого помещения признал недействительным.

    В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление кассационной инстанции отменить, решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.03.96 оставить в силе.

    Рассмотрев протест, Президиум не находит оснований для его удовлетворения.

    Как видно из материалов дела. Смоленский областной совет ВОИР арендовал нежилое помещение площадью 164 кв. метра в доме № 16 по ул. Твардовского в г. Смоленске на основании договоров аренды, заключаемых с жилищно-коммунальной конторой ТСО «Смоленскстрой».

    Смоленский областной совет ВОИР обратился в ТСО «Смоленскстрой» с просьбой разрешить ему заключить с жилищно-коммунальной конторой ТСО «Смоленскстрой» договор аренды с правом выкупа занимаемого нежилого помещения.

    По распоряжению ТСО «Смоленскстрой» жилищно-коммунальная контора ТСО «Смоленскстрой», на балансе которой находилось указанное помещение, заключила со Смоленским областным советом ВОИР договор аренды с правом выкупа.

    Выкуп арендованного нежилого помещения ответчиком оформлен договором купли-продажи.

    Между тем данная сделка противоречит части 2 статьи 15 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», так как выкупить имущество государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду по договору аренды с правом выкупа, заключенного до вступления в силу вышеназванного Закона, могут только арендные предприятия.

    Поскольку Смоленский областной совет ВОИР таковым не является, вывод кассационной инстанции о неправомерности заключения договора купли-продажи арендованного помещения обоснован и оснований для отмены постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа не имеется.

    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187, 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил: постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа по делу Арбитражного суда Смоленской области № 303/2 оставить без изменения.

    Основным нормативным актом, регулирующим вопросы приватизации арендуемого имущества в этот период времени, стал Указ Президента Российской Федерации № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества, государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду», которым были установлены порядок и условия выкупа арендованного государственного имущества.

    Закон о приватизации также оставил в качестве одного из способов приватизации выкуп государственного или муниципального имущества, сданного в аренду (статья 26).

    В отношении тех договоров аренды с правом выкупа, которые были заключены до вступления в законную силу Закона о приватизации, оставлены два способа приватизации:

    -        в соответствии с договором аренды с правом выкупа, если размер выкупа, сроки и порядок его внесения, а также иные условия установлены соответствующим договором аренды с правом выкупа;

    -        посредством преобразования государственного (муниципального) унитарного предприятия в открытое акционерное общество с предоставлением арендатору такого имущества права первоочередного приобретения акций указанного общества, принадлежащих соответственно Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.

    Порядок осуществления арендатором такого имущества права на первоочередное приобретение акций открытых акционерных обществ, созданных посредством преобразования государственных или муниципальных унитарных предприятий, порядок определения стоимости указанных акций определяются соответственно программой приватизации, программами приватизации субъектов Российской Федерации. Размер выкупа, сроки и порядок его внесения арендатором такого имущества, а также условия первоочередного приобретения указанных акций определяются утвержденным Правительством Российской Федерации положением о порядке приватизации сданного в аренду государственного имущества.

    В иных случаях право приобретения арендатором государственного (муниципального) имущества осуществляется в общем порядке в соответствии с Законом о приватизации и соответствующими программами приватизации, которыми также определяется порядок определения стоимости выкупаемого арендованного имущества.

    Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности

    Акционирование или преобразование государственных (муниципальных) предприятий в открытые акционерные общества как способ приватизации был введен Законом о приватизации. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 указанного Закона приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществляется после преобразования государственных (муниципальных) предприятий в акционерные общества.

    Порядок преобразования был определен Указом Президента Российской Федерации № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» и утвержденным этим Указом «Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа».

    В соответствии с Указом № 721 преобразованию в акционерные общества открытого типа подлежали все государственные предприятия (кроме совхозов), производственные и научно-производственные объединения, а также акционерные общества закрытого типа, более 50 процентов уставного капитала которых находятся в государственной собственности, за исключением предприятий, приватизация которых запрещена, и предприятий, подлежащих приватизации иным способом, а также предприятий с долевым участием иностранных инвесторов.

    При этом было определено, что:

    1)      обязательному преобразованию в акционерные общества открытого типа подлежат все предприятия, производственные и научно-производственные объединения, находящиеся в федеральной собственности, государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, со средней численностью работающих более 1000 человек или с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 года более 50 миллионов рублей, независимо от их вхождения в состав трестов, ассоциаций, концернов, союзов, межотраслевых, региональных и иных объединений предприятий;

    2)      государственные предприятия, имевшие балансовую стоимость основных фондов от 10 до 50 миллионов рублей и среднесписочную численность работающих более 200 человек, а также не являющиеся юридическими лицами подразделения вышеуказанных предприятий (объединений), обладавшие отдельным балансом либо имевшие балансовую стоимость основных фондов более 10 миллионов рублей или среднесписочную численность работающих более 200 человек, могут быть преобразованы в открытые акционерные общества по решению их трудовых коллективов и соответствующих комитетов по управлению имуществом с учетом требований Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

    Особенностью акционирования государственных предприятий в этот период было то обстоятельство, что этот процесс сопровождался их коммерциализацией, то есть реорганизацией путем выделения из состава структурных подразделений. При этом преобразование структурных предприятий в акционерные общества осуществлялось без их предварительного преобразования в самостоятельные государственные предприятия. В результате данный процесс привел к нередким случаям разрыва единой технологической связи между неразрывно связанными звеньями единой внутрипроизводственной цепочки и множественным спорам по поводу акционирования структурных единиц, не являющихся юридическими лицами, то есть субъектами права. В литературе была высказана справедливая критика законоположений, которые не только допускали, но иногда и прямо ориентировали «на выделение из состава приватизируемых государственных и муниципальных предприятий цехов, производств и других подразделений без учета технологического цикла производства, что не могло не привести к разрыву внутрихозяйственных связей и не послужить одной из причин спада производства».

    Закон о приватизации несколько изменил формулу акционирования. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 в открытые акционерные общества, 100 процентов которых находятся в государственной (муниципальной), собственности, могут быть преобразованы государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    Подготовка государственного (муниципального) предприятия к акционированию состоит из следующих этапов:

    1)      инвентаризация имущества данных предприятий;

    2)      проведение аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, балансовая стоимость основных фондов которых на день принятия решения об их преобразовании в открытые акционерные общества превышает пять миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

    3)      реорганизация в случае необходимости указанных предприятий, в том числе выделение их подразделений в качестве юридических лиц.

    В соответствии с решением соответствующего органа по управлению имуществом создается комиссия по приватизации, в состав которой входят представители органов по управлению имуществом, финансовых органов, соответствующих федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Органу местного самоуправления по месту нахождения приватизируемого предприятия, а также работникам приватизируемого предприятия и территориальному органу федерального антимонопольного органа предоставлено право направлять своих представителей в состав комиссии по приватизации.

    Решением органа по управлению имуществом устанавливается срок, в течение которого рабочая комиссия должна подготовить план приватизации. Указанный срок не может превышать шести месяцев со дня подачи заявки на приватизацию, но может быть продлен не более чем на один год.

    Комиссии по приватизации вменено в обязанность рассмотреть проект плана приватизации, подготовленный представителями работников приватизируемого предприятия.

    Преобразование в открытые акционерные общества государственных (муниципальных) унитарных предприятий, которые включены в Государственный реестр объединений и предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, осуществляется по согласованию с федеральным антимонопольным органом.

    План приватизации

    В плане приватизации должны быть определены:

    - способ преобразования государственного (муниципального) унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находятся в государственной (муниципальной) собственности;

    - сроки преобразования государственного (муниципального) унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находятся в государственной (муниципальной) собственности;

    - величина уставного капитала открытого акционерного общества;

    - льготы, предоставляемые работникам открытого акционерного общества;

    - категории (типы) акций открытого акционерного общества;

    - номинальная стоимость акций открытого акционерного общества;

    - способы и сроки продажи акций открытого акционерного общества.

    Комиссия по приватизации после рассмотрения плана приватизации обязана направить его общему собранию работников соответствующего предприятия для согласования. Если общее собрание в месячный срок со дня получения плана приватизации не рассмотрело его, план приватизации считается согласованным. План приватизации утверждается соответствующим органом по управлению имуществом по представлению комиссии по приватизации.

    В том случае, если общее собрание работников предприятия не согласовало план приватизации, комиссия по приватизации обязана предложить другой вариант плана приватизации. В случае если общее собрание работников предприятия повторно не согласовало план приватизации, решение о его утверждении принимается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо представительными органами местного самоуправления.

    Завершение преобразования

    После завершения работы комиссии по приватизации соответствующие органы по управлению имуществом осуществляют реорганизацию либо ликвидацию государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждают открытое акционерное общество, утверждают его устав, осуществляют в установленном порядке государственную регистрацию открытого акционерного общества, формируют его органы управления.

    При этом устав созданного в результате преобразования акционерного общества должен соответствовать требованиям Федерального закона «Об акционерных обществах».

    Ограничения в деятельности преобразуемого в акционерное общество предприятия

    На период преобразования государственного (муниципального) унитарного предприятия в открытое акционерное общество установлены определенные ограничения в деятельности. В частности такое предприятие со дня принятия решения о его преобразовании в открытое акционерное общество и до момента его государственной регистрации не вправе без согласования с соответствующими органами по управлению имуществом совершать сделки с движимым имуществом, стоимость которого превышает 10 процентов балансовой стоимости активов на дату утверждения его последнего балансового отчета. Кроме того, не допускается совершение таким предприятием сделок с недвижимым имуществом, а также увольнение более чем 10 процентов численности работников указанного предприятия в течение шести месяцев, предшествующих дню принятия решения о преобразовании в открытое акционерное общество.

    Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ

    До принятия Закона о приватизации общие условия внесения в уставный капитал государственного имущества определялись «Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации», которые регламентировали порядок оценки имущества приватизируемых государственных и муниципальных предприятий при определении начальной цены предприятия, величины уставного капитала акционерного общества. Данными указаниями было предусмотрено, что в состав оцениваемого имущества предприятия включаются основные средства и вложения, в том числе здания и сооружения.

    «Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа»  установило порядок внесения в уставный капитал государственного имущества, ранее переданного на баланс этим предприятиям органами государственного управления.

    Осуществление приватизации имущества путем его внесения в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ возможно при наличии следующих условий:

    -        установление порядка такого способа приватизации государственной программой приватизации государственного имущества в Российской Федерации либо программой приватизации субъекта Федерации;

    -        принятие об этом решения соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Имущество, внесенное учредителем (государством, субъектом Федерации, муниципалитетом) в уставный капитал хозяйственного общества принадлежит последнему на праве собственности.

    Отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких бумаг

    Порядок реализации права владельцев ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ определяется решением Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления (в зависимости от принадлежности ценных бумаг). Кроме того, указанными решениями должно быть определено количество акций открытых акционерных обществ, категория (тип) таких акций, а также наименования открытых акционерных обществ — эмитентов таких акций.

    Правительство Российской Федерации должно установить порядок проведения конкурсов на размещение указанных ценных бумаг, а также ограничения на их обращение.

    Начальная цена продажи акций приватизируемых предприятий определяется на основании «Временной методики определения начальной цены продажи акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации», утвержденной приказом Федеральной комиссии по обеспечению формирования доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации при Правительстве Российской Федерации № П6739182. Данная методика позволяет продавцу учесть сведения о продажах, которые предшествуют моменту объявления конкурса, аукциона, увеличение стоимости основных фондов предприятия, отраслевые и региональные особенности конъюнктуры рынка.



    темы

    документ Приватизация
    документ О приватизации
    документ Дела по спорам, возникающим при приватизации земельных участков
    документ Приватизация государственного и муниципального недвижимого имущества
    документ Собственность, приватизация и человеческий фактор

    Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
    Звонок по России бесплатный!

    Не забываем поделиться:


    Загадки



    посмотреть ответ


    назад Назад | форум | вверх Вверх

  • Загадки

    Что получится если девушке отрезать ноги и перевернуть?

    посмотреть ответ
    важное

    Новая помощь малому бизнесу
    Изменения по вопросам ИП

    Новое в расчетах с персоналом в 2023 г.
    Отчет по сотрудникам в 2023 г.
    НДФЛ в 2023 г
    Увеличение вычетов по НДФЛ
    Что нового в патентной системе налогообложения в 2023
    Что важно учесть предпринимателям при проведении сделок в иностранной валюте в 2023 году
    Особенности работы бухгалтера на маркетплейсах в 2023 году
    Риски бизнеса при работе с самозанятыми в 2023 году
    Что ждет бухгалтера в работе в будущем 2024 году
    Как компаниям МСП работать с китайскими контрагентами в 2023 г
    Как выгодно продавать бухгалтерские услуги в 2023 году
    Индексация заработной платы работодателями в РФ в 2024 г.
    Правила работы компаний с сотрудниками с инвалидностью в 2024 году
    Оплата и стимулирование труда директора в компаниях малого и среднего бизнеса в 2024 году
    Правила увольнения сотрудников коммерческих компаний в 2024 г
    Планирование отпусков сотрудников в небольших компаниях в 2024 году
    Как уменьшить налоги при работе с маркетплейсами
    Как защитить свой товар от потерь на маркетплейсах
    Аудит отчетности за 2023 год
    За что и как можно лишить работника премии
    Как правильно переводить и перемещать работников компании в 2024 году
    Размещение рекламы в интернете в 2024 году
    Компенсации удаленным сотрудникам и налоги с их доходов в 2024 году
    Переход бизнеса из онлайн в офлайн в 2024 г
    Что должен знать бухгалтер о сдельной заработной плате в 2024 году
    Как рассчитать и выплатить аванс в 2024 г
    Как правильно использовать наличные в бизнесе в 2024 г.
    Сложные вопросы работы с удаленными сотрудниками
    Анализ денежных потоков в бизнесе в 2024 г
    Что будет с налогом на прибыль в 2025 году
    Как бизнесу правильно нанимать иностранцев в 2024 г
    Можно ли устанавливать разную заработную плату сотрудникам на одной должности
    Как укрепить трудовую дисциплину в компании в 2024 г



    ©2009-2023 Центр управления финансами.