Интеграционный процесс предполагает устранение торговых барьеров и гармонизацию основных сфер экономической политики. Для достижения этой цели используются методы функциональной и/или институциональной интеграции.
Функциональной интеграцией называется гармонизация через конкуренцию. Конкуренция производств, норм и правил, отдельных регионов и экономических порядков позволяет достичь гармонизации через рынок. Поэтому говорят об гармонизации. Очень пластично описывается эта всеохватывающая конкуренция Гербертом Гиршем:
«Международная конкуренция является также конкуренцией мест расположения про-изводства и рабочих мест в данном регионе. Города конкурируют с городами, деревни — с деревнями, налоговые системы — с налоговыми системами. То же самое относится к системам социального обеспечения с их услугами, с одной стороны, и с их обязательными взносами — с другой, Местность, где в сравнении с требуемыми властями налогами и сборами предлагается больший объем общественных товаров и услуг, будет более привлекательной для международной мобильных ресурсов, для человеческого капитала и реальных инвестиций. Самое важное — соотношение выгод и издержек, Конкуренция местоположений будет воздействовать на общественную сферу прежде
всего как движущая сила для создания новых предприятий».
Итак, экономическая политика сама по себе формируется на почве конкуренции, поскольку от последней зависит, будет ли принята, например, конкретная налоговая политика, политика стабилизации, заработной платы или охраны окружающей среды.
Институциональной интеграцией называется гармонизация, осуществляемая на основе совместно проводимой политики. Здесь прежде всего гармонизируются нормы, правила, политика и институты, и только потом, под воздействием конкуренции, вносятся необходимые коррективы, что позволяет говорить об ехал гармонизации.
В последние годы интеграционная политика ЕС представляет собой комбинацию обоих методов интеграции: создание таможенного союза явилось функциональной интеграцией (посредством конкуренции), концепция же, например, единого аграрного рынка была формой институциональной интеграции (посредством единой политики).
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
В соответствии с господствующим в экономической науке либеральным подходом конкуренция рассматривается как наиболее адекватный для нахождения оптимального уровня гармонизации метод.
Никакое государственное ведомство не может знать заранее, что является оптимумом гармонизации как не определенного во времени динамического процесса интеграции. Но данная точка зрения верна только в принципе.
Конкуренция является «оптимальным методом открытия», но в некоторых важных сферах имеет место так называемое фиаско рынка (несостоятельность рынка).
Имеются в виду сфера производства общественных благ, внешние эффекты, защита интересов работников и потребителей (несовершенная информация), а также защита самой конкуренции. Возникает вопрос о целесообразности дополнения или замены рынка государственным вмешательством. Ответ на него зависит от конкретных обстоятельств.
В ресторане за один столом сидела две мамы и столько-же дочерей. Официант подал к столу три кофе, и при этом всем досталось по чашке. Как это возможно?