Политическая система социализма — социальный механизм, посредством которого трудящиеся, возглавляемые рабочим классом и его партией, осуществляют свою власть в обществе. Она охватывает и регулирует все отношения, складывающиеся между классами, социальными слоями, нациями и народностями, обществом, коллективом и личностью по поводу власти, в связи с выработкой и проведением в жизнь политики, которая определяет направление, содержание и цели развития социалистического общества. «Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения» (Конституция СССР, ст. 9).
П. с. с. создается под руководством марксистско-ленинской партии еще в ходе социалистической революции и утверждается сразу же после ее победы. Основу ее с самого начала составляет механизм диктатуры пролетариата. Для развития П. с. с. в целом типично укрепление и расширение ее социалистического характера. Вместе с тем в ее состав на начальном этапе социалистического строительства, и даже когда основы социализма уже заложены, могут входить и такие общественно-политические институты, которые связаны с прошлым как в социально-политическом и идеологическом, так и в экономическом отношениях. Эти институты, отдельные элементы и отношения устраняются со вступлением в этап развитого социалистического общества. С перерастанием диктатуры пролетариата во власть всего народа, возглавляемого рабочим классом, П. с. с. становится в социальном плане однородной и монолитной, отражающей зрелость социалистических общественных отношений.
Политическая власть при социализме — это, прежде всего власть общенародного государства, являющегося носителем и выразителем народного суверенитета, основным инструментом общественных преобразований. «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР» (Конституция СССР, ст. 2). С повышением роли Советов тесно связано совершенствование организации и деятельности аппарата государственного управления, развитие его демократических основ.
Особенность социализма состоит в том, что, осуществляя власть, трудящиеся широко используют негосударственные общественно-политические институты, организации. В СССР «профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов» (Конституция СССР, ст. 7). В ряде стран социализма существуют широкие общественно-политические объединения и движения типа национального фронта. В П. с. с., однако, входят не все имеющиеся в стране общественные организации и движения, а только те из них, для которых участие в политической жизни — одна из основных целей и сторон деятельности. За последние годы значение негосударственных общественно-политических институтов в странах социализма заметно возросло.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Отношения между государственными органами и общественными организациями и движениями — это отношения сотрудничества, взаимодействия, помощи и поддержки. В некоторых странах социализма существуют общественно-государственные органы, которые создаются общественностью и в значительной мере действуют на общественных началах, но вместе с тем наделены полномочиями государственных органов. Постепенно по мере созревания социальных предпосылок к общественным организациям будут переходить отдельные функции, выполнявшиеся ранее государственными органами.
Составной частью механизма руководства развитием экономики и всего общества являются трудовые коллективы. Функции советских трудовых коллективов всесторонне отражены в Конституции СССР (см. ст. 8), а также в Законе о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, принятом в 1983 году. За последние годы в странах социализма сложились многообразные формы вовлечения трудящихся в управление делами предприятий и их объединений. Это постоянно действующие производственные совещания, общие собрания, хозяйственные комитеты и т. п. Опыт мирового социализма показывает несостоятельность анархо-синдикалистских лозунгов «производственной демократии», ибо, вырванная из единого механизма социалистической демократии, демократия в сфере производства становится неспособной решать задачи управления хозяйством в интересах как отдельных коллективов и отраслей, так и всего общества.
В ряде социалистических страд в П. с. с. входят некоммунистические политические партии, которые представляют интересы определенных непролетарских слоев населения, принявших программу построения и развития социализма, руководство обществом со стороны рабочего класса и его партии. Многопартийность в условиях социализма — результат традиций, специфики исторического развития. Некоммунистические партии представлены в государственных органах, активно участвуют во всей общественно-политической жизни страны.
Руководящим ядром П. с. с. выступает коммунистическая партия. При социализме она стоит у власти, является правящей партией. «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу», — записано в ст. 6 Конституции СССР. Без партии как направляющей силы П. с. с. борьба за социализм не может быть успешной. Партия координирует деятельность всех других институтов П. с. с., обеспечивает комплексность в управлении общественными делами. Она определяет политический курс всего общества, направленный на достижение главных целей его развития, основные задачи общественного развития. Она способствует повышению самостоятельности и ответственности в деятельности всех институтов П. с. с. В условиях, когда существенно повышается значение каждого из общественно-политических институтов, входящих в П. с. с., расширяются рамки их самостоятельности, повышается их инициатива и активность, особенно важно усиление координирующих и направляющих начал, носителем которых является партия. Благодаря этому обеспечивается внутренняя согласованность и гармоничность в развитии П. с. с., усиливается ее единый характер. П. с. с. — это не механическая сумма различных общественно-политических институтов, а целостный комплекс, характеризующийся своими, только ему присущими чертами.
Взаимосвязь и взаимообусловленность институтов П. с. с., ее единство и целостность обеспечиваются связями и отношениями, существующими внутри нее. Это отношения политического руководства — между партией и государственными, общественными организациями, сотрудничества и взаимодействия — между государственными органами и общественными организациями и т. п. Они определяются нормами и традициями общественно-политической жизни. Важную роль в развитии П. с. с. играет политическая культура широких масс, укрепление социалистической демократии.
П. с. с. отличается стабильностью, устойчивостью своих основ, что определяется однотипностью социалистического общества на всех этапах его развития, научной обоснованностью марксистско-ленинской теории управления обществом. Вместе с тем П. со свойствен и динамизм, что особенно наглядно проявляется в условиях развитого социализма. Она непрерывно совершенствуется, отражая изменения, происходящие в жизни общества, достижения марксистско-ленинской теории. Ее развитие — закономерное следствие возрастания объема и усложнения задач общественных преобразований, все более активного и сознательного приобщения трудящихся к выработке и проведению внутренней и внешней политики.