Управление финансами

документы

1. Выплата 10 000 рублей семьям с детьми к новому году
2. Будут ли ещё разовые выплаты на детей в 2021 году
3. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
4. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
5. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
6. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
7. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
8. Банкротство пенсионной системы неизбежно
9. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после

О проекте О проекте   Контакты Контакты   Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Полезные статьи » Аспекты безопасности

Аспекты безопасности

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Аспекты безопасности

Сегодня мы поговорим про аспекты безопасности, дадим определение, разберем виды, признаки, причины и все что ними связано. Я постаралась раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбила её на темы:

Не забываем поделиться:

1. Аспекты безопасности
2. Аспекты экономической безопасности
3. Аспекты информационной безопасности
4. Правовые аспекты безопасности
5. Аспекты национальной безопасности
6. Основные аспекты безопасности
7. Социальные аспекты безопасности
8. Аспекты международной безопасности
9. Теоретические аспекты безопасности
10. Аспекты безопасности жизнедеятельности

Аспекты безопасности

Вообще безопасность - это философская категория. Она не является чём-то предметным, материальным. Она выступает в виде некой абстрактной формы выражения жизнеспособности объектов конкретного мира. Представления о безопасности развивались от поверхностного к более глубокому, построенному на научной основе. На сегодня существует множество определений безопасности. Каждое из них по-своему раскрывает природу этого явления.

Результаты анализа существующей терминологии в области безопасности позволяют вполне оправданно рассматривать понятие «безопасность» как главным образом защищенность систем, объектов, существ, изделий, товаров и т.п. от какого-либо «поражающего фактора» или их совокупности). Однако, несомненно, данное определение - это лишь один из вариантов (хотя и наиболее частый) реагирования на какую-либо угрозу, опасность, которые можно избежать, предотвратить, или локализовать, сохраняя при этом способность защищаться в активной или пассивной формах. Так, безопасность может выступать и как свойство любой системы, условие ее существования и развития, и как процесс, и как результат самой деятельности. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «безопасность» носит конкретно-исторический характер, то есть имеет прошлое, настоящее и будущее, рассматривается в пространстве и во времени, имеет духовную и материальную составляющие. Кроме того, безопасность можно охарактеризовать как сложное, системное, многоаспектное явление, как сама жизнь, с признаками «общего», «особенного» и «единичного».

Как известно, в глобальной системе «природа и человек» можно выделить пять взаимодействующих подсистем: природа, объединяющая гео -, гидро -, атмо- и биосферу; человек (этносфера), техносфера и социосфера, выступающие как плоды его деятельности, и ноосфера, представляющая собой всеобщее информационное пространство, объективно складывающееся благодаря еще не до конца осознанному человеком всеобщему обмену информацией. Все эти подсистемы являются объектами и субъектами безо-пасности. Они испытывают на себе взаимодействие друг друга, которое может быть как положительным, так и отрицательным, и в своем развитии создают предпосылки для успешного функционирования или разрушения, как самих себя, так и других подсистем, входящих в глобальную систему «природа - человек».

Важнейшим объектом безопасности, на сохранность которого ориентирована безопасность всех остальных объектов и субъектов, каждого из нас, безусловно, является биосфера. Последняя представляет собой комплексную и специфическую оболочку планеты, наличие, функционирование и сохранность которой и делает возможным существование на Земле современных форм жизни, включая человека и любую его деятельность. Тем не менее, главным объектом и субъектом безопасности сегодня провозглашен человек. Именно он считается сегодня самым ценным и уязвимым, но и наиболее опасным как для себя, так и среды обитания на Земле. Человек по сути представляет собой исходную начальную категорию для всех структур безопасности. Непосредственно близки к нему семья и этнос. Семья является основным социальным узлом, связывающим человека с этносом. Этнос - это четкая устойчивая категория, определяющая для нас язык, культуру, жизненный уклад. Человек и этнос вместе с биосферой определяют и характеризуют конкретный населенный пункт или его часть.

Среди более крупных категорий объектов и субъектов рассматриваются общество, народ, нация (в устоявшихся представлениях, как страна), государство. В связи с тем, что они непостоянны и приходящие даже в непродолжительной исторической ретроспективе, а потому аморфны и менее устойчивы, к базисным общественным категориям относят только три - человек, семья и этнос.

Рассмотрение видов и аспектов безопасности позволяет выделить главные структурные элементы, в том числе человек (личность), семья (социальная группа), общество (нация) в целом, государство (группы государств, мировое сообщество), природа, а также уточнить соответствующую терминологию - безопасность личная; групповая; государственная, национальная (для страны); коллективная (для групп стран); всеобщая коллективная (для планеты). При этом нельзя не отметить, что человек (личность), будучи сам объектом и субъектом системы безопасности, присутствует во всех других подсистемах безопасности, играя системообразующую роль.

То есть обеспечение его безопасности рассматривается как условие обеспечения всех других форм и уровней безопасности. При этом необходимо заметить, что, в свою очередь, положение личности определяется состоянием общества, государства и природы. Она находится в зоне влияния всех угроз и опасностей, ибо именно и в первую очередь в результате действия различного рода деструктивных социально - экономических, политических, экологических и технических событий страдает человек. Кроме того, личность, представляющая собой биосоциальную систему, выступает одновременно в роли человека, как члена общества и как живого организма, существующего в ограниченных параметрах окружающей среды. Если в первом случае речь идет о правовой, материальной и бытовой безопасности, то во втором случае безопасность обеспечивается в зависимости от среды обитания (физическая, химическая, биологическая, радиационная и др.), характера воздействия (соматическая или защищенность тела от травм и прочих поражений, психическая, физиологическая, энергетическая).

Основным и наиболее комплексным универсальным инструментом обеспечения безопасности следует считать государство. Оно призвано дополнять усилия граждан и общественных организаций защищать всех индивидуумов, все социальные группы, все общество (нацию) в целом. Это и есть его основное предназначение.

Объективная необходимость удовлетворения жизненно важных потребностей и интересов, преодоления опасностей и угроз обусловливает стремление к созданию, функционированию и развитию системы обеспечения безопасности страны, национальной безопасности.

Под термином «безопасность страны» понимается такой уровень и состояние общественных (в том числе и международных) отношений, материальных и духовных возможностей, способностей ее народов, которые обеспечивают процесс устойчивого, независимого, самостоятельного и свободного развития общества, реализацию им выбранного пути. Система безопасности страны включает управляющую и управляемую подсистемы, субъекты и объекты, цели и задачи, методы, способы и средства, механизмы и технологии обеспечения безопасности личности (человека), семьи, этноса, общества, государства и природной среды. Она определяет национальный вид безопасности, непосредственно связана с другими видами безопасности (политической, экономической, социальной, продовольственной, военной, экологической, демографической, региональной, информационной), различными аспектами безопасности, включает сложный механизм сохранения и развития ценностей и интересов населения данной страны, является организационной основой для принятия нормативных правовых актов и мер по применению соответствующих сил и средств.

В качестве предметов безопасности страны выступают жизнь и здоровье людей, их политические, социальные, экономические, социокультурные и иные права и свободы, политическая организация, ресурсы, условия функционирования и развития общества, пространственные границы.

Основой государственной политики в области безопасности страны является концепция национальной безопасности). Под концепцией национальной безопасности Российской Федерации понимается система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней формулируются основные понятия и важнейшие направления государственной политики страны в области национальной безопасности.

Национальная безопасность Российской Федерации – безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальные интересы России представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующим на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями. Система обеспечения национальной безопасности страны создается и развивается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, федеральными программами в этой области.
Самое читаемое за неделю

документ Продление новогодних каникул до 25 января 2021 года
документ Выплата 10 000 рублей семьям с детьми к новому году
документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
документ 35 банков обанкротятся в 2021 году
документ Новый акциз на газировку, чипсы, пельмени и консервы с 2021 года
документ Рост процентов по вкладам в 2021 году

Ее основу составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества, государства. В формировании политики в области обеспечения национальной безопасности РФ принимают участие: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. Совет Безопасности РФ проводит работу по упреждающему влиянию и оценке угроз национальной безопасности РФ, оперативно готовит для Президента РФ проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности РФ, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности РФ, координирует деятельность сил и органов обеспечения ее, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ решений в этой области.

Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической деятельности являются приоритетными направлениями политики государства, в том числе: во внешнеэкономической к ним относятся создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики, расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого экономического пространства с государствами – участницами СНГ; во внутриэкономической – правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства РФ, усиление государственного регулирования в экономике, принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно – технического, технологического и производственного потенциалов, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.

Концепция национальной безопасности основывается на целостной системе знаний в области теории и практики безопасности. Она является по сути выражением официальных взглядов по вопросам ее обеспечения. В настоящее время наиболее распространенной методологией в области безопасности остается материалистическая диалектика, то есть понимание безопасности как процесса борьбы противоположностей, который развивается по спирали, через отрицание отрицания, через переход количественных изменений в новое качество. Наиболее полно систему безопасности характеризуют принципы ее построения и функционирования ее.

Функционирование системы безопасности предполагает следующие этапы: получение информации об опасности или угрозе; оценка и анализ ее; выработка решений и мер по реагированию; определение исполнителей на применение соответствующих сил и средств; конкретные действия исполнителей по устранению, нейтрализации или минимизации опасностей и угроз; извлечение уроков и формулирование выводов из полученного опыта; учет их в повседневной жизнедеятельности.

Изучение истории человеческой жизнедеятельности показывает, что с точки зрения характера проявления опасностей и угроз довольно четко просматривается два периода – до- и комфортный. Они тесно связаны с природной средой, с использованием ее в процессе жизнедеятельности человека, но на различных уровнях их общения и взаимодействия. Если в докомфортный период человек полностью зависел от окружающей природы, боялся ее, а потому относился к ней с почтением, обожествлял ее, то с появлением у него первых комфортных технологий, с переходом к домашнему образу жизни и ведению сельского хозяйства (а это всего лишь 7-10 тыс. лет тому назад) человек стал активно отгораживаться от природы, приспосабливать ее к своим нуждам. По мере объединения людей в сообщества и создания государственных образований, которые становились своего рода формой выживания и вместе с тем средством покорения окружающей среды, возможности у человека в плане адаптации к природе неизмеримо возрастали. Благодаря научно – техническому прогрессу человек соорудил массу защитных оболочек (одежда, щит, дом, огород и т. п.), создал искусственное окружение, которое в определенной степени гарантировало ему некоторую безопасность и комфортное существование. Однако благие пожелания, связанные со стремлением к лучшей, безопасной и комфортной жизни, обернулись сегодня для людей обратной стороной. Пытаясь защититься от опасностей и угроз, человек неизменно создавал для себя новые, порою еще большие. Объединившись в сообщества, создав государства, у людей появились возможности организации систем, способных выполнять защитные функции жизнеобеспечения людей. Вместе с тем человек попал в среду, где опасности и угрозы исходили уже со стороны их членов, самого государства, других сообществ, государств. Несомненно, общий процесс приводил к определенному росту комфорта, совершенствованию систем жизнеобеспечения (качества жилищ, обогрев, водопровод, канализация, дороги, транспорт и т. п.). Но одновременно утрачивались приобретенные навыки и способности общения человека с природой. При этом человек все более отдалялся как от природы, так и от человека. Все это сопровождалось деградацией врожденного чувства опасности, инстинкта самосохранения, закреплением самоуспокоенности, беспечности, ощущения превосходства над силами природы.

Казалось бы, что при развитии цивилизации опасности и угрозы существованию человечества, странам и народам, каждой личности будут ослабевать. Однако произошло обратное. В силу своего легкомыслия, беспечности, отсутствия соответствующей информации и других обстоятельств, человек, оставаясь существом разумным, а человечество, обладая коллективным разумом, оказались по сути неспособными правильно осознавать складывающиеся реальности, адекватно реагировать на новые опасности и угрозы. Именно собственным поведением людей и можно объяснить катастрофичность нынешней ситуации в мире, подошедшей к роковой черте, когда перед цивилизацией встает выбор – либо погибнуть, либо, используя накопленный потенциал, выйти на принципиально иные решения своего существования и развития. За беспечность надо отвечать. И в этом плане катастрофы являются проявлением закономерностей, не только предостережением, но и возмездием за неразумное, безнравственное поведение.

Конфликт выражается в различных формах – от индивидуального поведения на почве вражды, нетерпимости и откровенной дискриминации на межличностном уровне до общественно – политических выступлений, выплескивающихся в мятежи, бунты, резню, терроризм и гражданские и локальные войны. При этом опасности традиционно персонифицировались и выступали в виде врага (противника) внутреннего и внешнего. Им объявлялись страны, народы, классы, социальные группы, отдельные лица. Образ врага формировался путем инверсии (перенесении) собственных страхов и негативных черт, свойственных как человеку, так и его сообществу. Сейчас в мире проявляются определенные попытки строить безопасность, отталкиваясь не от понятия врага, а от опасности, угрожающих действий в любых их проявлениях. Такой подход следует считать перспективным.

Опасности и угрозы по своему характеру и масштабам могут быть глобальными, региональными, для стран, этноса, социальной группы, человека (личности); по источникам возникновения – внутренние и внешние; в зависимости от вероятности и времени наступления негативных последствий – реальные, потенциальные и мнимые.

Аспекты экономической безопасности

Решение задач обеспечения экономической безопасности региона зависит от географического положения, климатических и демографических условий, степени социально-экономического развития и других характеристик, свойственных отдельным территориальным образованиям в рамках одного государства.

На уровне региона стратегия и тактика поведения государства в вопросах обеспечения экономической безопасности, соответствуют задачам, характерным для государства в целом. При этом учитывается уровень промышленного развития региона, его населенность, природные условия и другие параметры, которые определяют именно ему присущие особенности.

При обеспечении экономической безопасности региона, принимают во внимание критерии, относящиеся как к государству в целом, так и к специфике экономической безопасности отдельных организации и предприятий, функционирующих в этом регионе.

На региональном уровне учитывают возможности взаимодействия с федеральными органами власти и их организациями, которые расположены в регионах, возможность гармонично сочетать интересы государства в целом и самого региона, а также расположенных в нем организаций (в том числе и федерального подчинения).

Обеспечение экономической безопасности региона рассматривается посредством анализа следующих основных аспектов, которые составляют её содержание:

- Во-первых, сущность обеспечения экономической безопасности региона. Экономическая безопасность региона включает сочетание таких элементов, как состояние показателей, определяющих уровень стабильности и динамики развития экономики региона, степень ее самостоятельности и устойчивости к негативным изменениям в экономике всего государства.
- Во-вторых, объекты обеспечения экономической безопасности региона. Под объектом обеспечения экономической безопасности региона понимаются территория региона и все элементы его экономики в пределах этой территории.
- В-третьих, угрозы экономической безопасности региона. В их состав включают:
– снижение темпов производства и утрата позиции, занимаемых на внутреннем рынке;
– ослабление научно-технической базы;
– индустриальную деградацию экономики;
– ухудшение функционирования системы производства и снабжения товарами первой необходимости;
– рост числа безработных;
– коррумпированность и криминализацию экономической сферы;
– ухудшение экологической обстановки;
– сбои в финансировании региона;
– утрату позиций на внешнем рынке.
- В-четвертых, правовое регулирование экономической безопасности региона. Государственная власть региона в лице ее законодательной и исполнительной ветвей осуществляет проведение следующих мероприятий:
– обнаружение и исследование причин нестабильного экономического положения в регионе и этапов его развития;
– разработка плана экономических и других комплексных преобразований в соответствии с положениями государственной стратегии экономической безопасности;
– защита территорий региона от попыток дискриминации со стороны федеральных органов.
- В-пятых, федеральные органы государственной власти участвуют в укреплении экономической безопасности региона, осуществляя:
– помощь в реализации федеральных программ регионального развития;
– обеспечение региона федеральными заказами;
– контроль за участием региона в различных инвестиционных проектах и предоставление разнообразных видов льготных услуг;
– обеспечение равенства во взаимодействии бюджетных систем федерального и регионального уровней;
– формирование наиболее подходящих условий для развития экономической деятельности в регионе;
– определение путей установления благоприятных экономических взаимоотношений с субъектом федерации.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности региона предполагает разработку и реализацию комплекса мер, которые осуществляются в рамках региональной программы обеспечения социально-экономической безопасности и устойчивого развития региона.

Аспекты информационной безопасности

Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации, ее владельцам или поддерживающей инфраструктуре.

Цель информационной безопасности - обезопасить ценности системы, защитить и гарантировать точность и целостность информации и минимизировать разрушения, которые могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена.

На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

1. Доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
2. Целостность (ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
3. Конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

Основные действия по сбору, хранению, передаче и распространению общественно значимой информации, как известно, осуществляются с помощью специальных технических средств и технологий. С развитием науки и техники эти информационные средства и технологии превращаются в один из важнейших компонентов информационных процессов, наряду с самой информацией и субъектами информационных отношений. А это, в свою очередь, ставит соответствующие требования к уровню безопасности информационных средств и технологий и правового регулирования их функционирования.

Автоматизированные средства обработки информации появились по историческим меркам совсем недавно. И, наоборот, на протяжении нескольких тысячелетий существуют традиционные способы обработки и передачи информации - почтовая связь, курьерская доставка и т.д. Уже в начале XX века к ним постепенно добавились телеграфные, телефонные, радио-, телевизионные и, наконец, компьютерные сети передачи информации.

Но сужение технологического аспекта информационной безопасности только к информационным системам, по нашему мнению, неоправданно. Информационная безопасность является комплексной категорией, обуславливается многими факторами. Информационные системы работают не сами по себе. Любая информационная система, особенно автоматизированная, делится на функциональную часть и часть обеспечения, каждая из которых делится на составные элементы минимально возможной размерности.

Функциональная часть информационной системы направлена на выполнение функций и задач, подлежащих реализации с помощью этой системы. Часть обеспечения представляет собой «наполнение» функциональной части, с помощью которого фактически реализуются функции и задачи системы. Обобщая такой подход, мы можем говорить, что информационная система функционирует по тем же правилам и законам, что и любой другой вид систематизированной деятельности с распределением ролей и функций. Создание любой системы обработки или передачи информации, начиная от почтовой службы и заканчивая компьютерными сетями, включает огромное количество этапов и элементов.

В этот перечень входит: создание физических объектов, на которых эта система находится, создание технического и программного обеспечения, подготовка кадров, обеспечение финансовыми и энергетическими ресурсами и т.д. И угроза информационной безопасности может возникать на любом этапе создания и эксплуатации информационной системы. Это означает, что существует определенная совокупность объектов, субъектов и отношений между ними, что обеспечивает осуществление информационных процессов в государстве в целом. Существует настоятельная необходимость закрепления их определения на законодательном уровне, что даст возможность более эффективной реализации государством своих властно-распорядительных полномочий по регулированию развития и использования объектов информационной инфраструктуры для защиты национальных интересов и безопасности.

Таким образом, мы можем говорить о том, что главным объектом угрозы информационной инфраструктуры являются общественные отношения, складывающиеся по поводу управления и пользования объектами этой инфраструктуры. А непосредственным предметом угрозы - информационные ресурсы и информация, которая обрабатывается. Таким образом, в аспекте безопасности информационная инфраструктура представляет собой определенную оболочку, которая защищает информацию, что находится внутри ее, от негативного влияния внешних факторов.

Правовые аспекты безопасности

Едва ли не в большинстве научных исследований в области теории безопасности, «безопасность» определяется как защищенность (состояние защищенности) жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом, под интересами понимается, как правило, совокупность потребностей того или иного субъекта безопасности (личности, общества, государства и т.д.).

Выделяется несколько десятков видов безопасности, прежде всего, традиционных: военной, биологической, геокосмической, демографической, информационной, промышленной, пожарной, психологической, радиационной, сейсмической, социальной, технологической, химической, экологической, экономической и т. д. и т.п.

Безопасность стала глобальным вызовом для человечества. И ответом на него стало возникновение общества. Наши далекие предки сознательно пошли на ограничение своих свобод и поведения для того, чтобы просто выжить!

Согласно Томасу Гоббсу, которым была выдвинута идея общественного договора - человеческая жизнь была бы «опасной, жестокой и короткой» без наличия власти и закона. Тогда все люди жили бы в естественном состоянии, где каждый имеет неограниченные естественные свободы, включая свободу вредить всем. Без общественного договора была бы бесконечная «война всех против всех».

Теория общественного договора - это концепция происхождения общества, государства и политической власти. Общественный договор - это соглашение между людьми жить по определенным правилам, устраивающим большинство членов общества. Принятие людьми общественного договора означает, что люди согласны отказаться от определенных свобод и согласны на определенные правила, по которым ими будут управлять.

Закономерным продолжением стало появление первых ограничений и запретов, Правил и Законов (первые формулировало Общество, вторые - Государство).

Наиболее древним источником права считается свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.). Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией в Сузах (территория древней Месопотамии) на территории современного Ирана. Современные издатели делят свод на 282 статьи.

Исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»), В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче.

Другим важным памятником этических и моральных норм можно считать Декалог (десять заповедей или Закон Божий) - предписания, содержащие десять основных законов, которые, в которых были сформулированы главные морально-нравственные предписания в религиозно-культовой области и которые, согласно Пятикнижию, были даны Моисею самим Богом, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта.

Таким образом, уже на первых порах формирования человеческого общества, безопасность развивалась как неотъемлемая часть системы правового и социального обеспечения совместной деятельности людей. Все формы обеспечивающего поведения были направленные на создание условий безопасности личности и общества.

С точки зрения Ричарда Коэна, «в основе любой современной системы безопасности - безопасность личности, это ядро, производным от которого являются все остальные формы безопасности».

Мы помним, что с точки зрения пирамиды потребностей личности Абрахама Маслоу - Безопасность понимается как субъективное ощущение защищенности и уверенности.

Понятно, что общество не может базироваться в области обеспечения безопасности на субъективных факторах (ощущениях), поэтому основной формой социального обеспечения закрепления безопасности в социальном пространстве - является право.

К наиболее важным законодательным актам в области государственного обеспечения безопасности граждан в Российской Федерации с полной уверенностью можно отнести Конституцию РФ и Федеральный закон Российской Федерации № 390-ФЗ «О безопасности». Правовая основа обеспечения безопасности в Российской Федерации подробно изложена в статье 5 данного Федерального закона:

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Исторически известно три основных подхода к обеспечению безопасности. Первым возник подход сделавший ставку на социальный эгоизм и возможность любого произвола при его реализации. В сути своей - это навязывание силой своей воли другим, для чего необходимо собственное превосходство («конкурентный подход»).

Второй подход тоже опирается на силу, на способность дать эффективный отпор потенциальному агрессору. При этом признаётся нежелательность или даже недопустимость силового давления, диктата по отношению к тем, кто не является агрессором («Охранительный подход»).

Существо третьего подхода связано со стремлением к обретению безопасности через отказ от насилия вообще, через процесс всеобъемлющего разоружения. На современном этапе утопичность этого подхода очевидна, поэтому в сознании систем национальной безопасности в политической практике используются первые две концепции.

Национальная безопасность зависит не только от вооружённых сил, но и от ряда таких факторов как экономика страны и её конкурентоспособность, благосостояния граждан и их умонастроения и т.д. Среди источников реальной угрозы для многих стран можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические конфликты, загрязнение окружающей среды, замедление или остановку экономического роста. Следует принимать во внимание: загрязнение окружающей среды, численность населения, энергоресурсы и множество других проблем, усиливающихся растущей взаимозависимостью.

Концепция национальной безопасности долгое время имела внешнюю направленность, и в этом смысле главными её несущими конструкциями были внешнеполитическая стратегия, дипломатическая практика, военно-политическая платформа и военно-силовое обеспечение. Сегодня, в рамках формирования гражданского общества, усиливается внутренняя направленность национальной безопасности (все больше перенося акценты на различные аспекты безопасности личности).

Вместе с тем, в зону внимания включаются все новые риски.

В XXI веке потепление в России, в основном, коснется Сибири и субарктических регионов. Таяние вечной мерзлоты грозит серьезными экономическими последствиями, наводнениями, риском для хранилищ с радиоактивными отходами. Это потребует определенных навыков работы и компетенций от сотрудников МЧС.

Уже не слишком фантастическими выглядят и угрозы из космоса. Любой астероид, имеющий поперечник размером один-два километра, в случае столкновения с Землей может привести к глобальной катастрофе. «Полнота информации о таких астероидах оценивается менее чем в 80%», - сообщил в среду на конференции Владислав Болов. Спасатели считают, что только случай спас от большой катастрофы при падении метеорита «Челябинск».

Понимание масштабов и последствий грядущих природных и техногенных угроз привело к тому, что Россия первой в мировой практике создала систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, позволяющую оперативно реагировать на любые угрозы и вызовы современного мира.

Важнейшей частью правового обеспечения системы национальной безопасности является Концепция развития системы управления МЧС России до 2030 года, которая формирует новую систему взглядов на развитие управления.

Необходимо отметить, что при разработке Концепции учитывался опыт, полученный при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций последнего десятилетия (в том числе таких, как нарушение энергоснабжения в г. Москве, ликвидация последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, ликвидация последствий наводнения в г. Крымске, участие в обеспечении безопасности при проведении Универсиады в городе Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр в городе Сочи).

Концепция предполагает и дальнейшее совершенствование законодательной базы:

• Совершенствование нормативно-правового обеспечения порядка функционирования Единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
• Разработка нормативных и методических документов, регламентирующих вопросы радиационной, химической и биологической защиты населения и сил РСЧС;
• Внесение изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты, направленные на актуализацию задач гражданской обороны, создание системы требований и развитие сил гражданской обороны с учетом современных социально-экономических условий.

Аспекты национальной безопасности

Понятие «безопасность» до сих пор имеет сложный, широкий и дифференцированный смысл.

Все множество определений безопасности, представленных мыслителями разных научных школ и направлений, можно объединить в группы, в рамках которых безопасность рассматривается:

- как защищенность или состояние защищенности;
- как отсутствие опасности;
- как свойство (атрибут) системы;
- как состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию.

Потребность четкой дифференциации представлений о безопасности, выработка определений ее конкретных видов и составляющих, а также развитие таких направлений исследований, которые могли бы способствовать продвижению вперед в конкретных областях правовых знаний, предлагая свои выводы для их прикладного применения, обусловливает необходимость интегративного подхода, где ключевую роль должно сыграть понятие «национальная безопасность».

Термин «национальная безопасность» появился совсем недавно в США после Второй мировой войны и окончательно утвердился с принятием в США закона о национальной безопасности.

Характеризуя феномен национальной безопасности, официальные документы, являющиеся основой концепции национальной безопасности Соединенных Штатов, в качестве важнейшей цели национальной безопасности называли самосохранение нации как особой культурно-исторической, политической общности, что подразумевало защиту государственного строя, национальных идеалов, традиций, стиля жизни.

В послевоенной России национальная безопасность отождествлялась с безопасностью государственной власти («политическая безопасность») и международной безопасностью («внешняя безопасность» и «военная безопасность»). В условиях перестройки, в понятие национальной безопасности кроме традиционных (военных и политических) аспектов стали включать и иные, в частности, гуманитарные, экономические, экологические.

В современных условиях национальные и государственные интересы не воспринимаются как тождественные, а приоритет интересов личности и общества по отношению к интересам государства получил конституционное закрепление. Принят Закон Российской Федерации «О безопасности», а понятие «государственная безопасность» утратило свое значение.

Основа формирования правовой базы системы обеспечения национальной безопасности в стране - Совет Безопасности Российской Федерации с четко обозначенными функциями. Указом Президента России была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

Понятие национальной безопасности впервые было закреплено в ст. 1 Закона РФ «О безопасности», в котором безопасность предстает как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В такой постановке вопроса «безопасность» выступает как некая философская категория, абстрактная форма выражения состояния жизнеспособности и жизнестойкости объектов.

Это определение не носит конкретного исторического характера и не несет в себе прямого действия ни при постановке задач по данной проблеме, ни по основным направлениям их реализации.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации «национальная безопасность» рассматривается как состояние защищенности личности, общества и государства от возможных внутренних и внешних угроз, которое достигается совокупностью действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и человека на основе законов и иных правовых актов в обеспечение суверенитета, единства и неделимости территории России, стабилизации и последующего социально-экономического и духовно-нравственного развития. Это определение носит конкретно-исторический характер и характеризует национальную безопасность как целостную, относительно самостоятельную и устойчивую систему.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Глобализация оказывает значительное влияние на происходящие в мире процессы. Эти процессы имеют отношение и к происходящему в нашей стране. Россия - уникальная многонациональная и многоконфессиональная страна. Несовпадение интересов государств, конкуренция, направленная на усиление влияния на мировую политику, создает прямую угрозу национальной безопасности нашей страны.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

Положение России на мировой арене в настоящий момент можно расценивать как двойственное. С одной стороны, Российская Федерация интегрируется в мировую экономику, включается в проблемы международной безопасности, расширяет сотрудничество с многими странами. С другой стороны, определенные иностранные государства активизируются для ослабления положения России, игнорируют ее интересы, провоцируют конфликтные ситуации с другими странами.

В современных условиях национальная безопасность рассматривается как социальное явление, которое включает в себя множество аспектов, закрепленных правом, как состояние, которое аккумулирует множество видов ущерба, а также возможных представлений об угрозах и их последствиях.

Основные аспекты безопасности

Современная промышленность отвергла концепцию абсолютной безопасности и пришла к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные, политические аспекты и представляет некоторый компромисс между безопасностью и возможностями ее достижения. В некоторых странах, например в Голландии, приемлемые риски установлены в законодательном порядке. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска обычно считается МО"6 в год, пренебрежимо малым - индивидуальный риск поражающих воздействий М О-8 в год.

Для снижения величины риска, связанного с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом производственного оборудования, эффективным средством является повышение надежности технического объекта. Основой для этого служит комплекс мер, применяемых на стадиях проектирования, монтажа и эксплуатации.

Технологическая безопасность в нормальных условиях эксплуатации оборудования. Безопасность оборудования определяется вероятностью возникновения поражающих факторов и уровнем существующих вредных факторов. Уровень опасности и принципы обеспечения технологический и экологической безопасности оборудования химических и нефтехимических производств связаны со свойствами перерабатываемых ими веществ. Так, оборудование для получения или переработки нейтральных и безопасных по химическому воздействию пожаро- или взрывоопасности веществ может не обеспечивать санитарно-гигиенических требований к показателям микроклимата в рабочей зоне. При переработке горючих веществ должно быть исключено образование взрывоопасных смесей или условия их переработки должны быть такими, при которых возникновение и распространение пламени было невозможно.

При работе с нейтральными твердыми и жидкими веществами, парами и газами технические решения, принимаемые при создании оборудования, должны обеспечивать:

• Санитарно-гигиенические нормы в рабочей зоне по температуре, относительной влажности воздуха, скорости его движения, интенсивности теплового излучения, запыленности за счет герметизации при загрузке (разгрузке) веществ и при проведении технологического процесса, в том числе за счет отвода пыли и паров общеобменной или местной вентиляцией;
• Защиту от термических ожогов (при положительных и отрицательных температурах) теплоизоляцией, компоновкой и размещением оборудования и вспомогательных средств, необходимых при выполнении технологических операций;
• Защиту от поражения электрическим током соответствующим исполнением электро-оборудования и принятием защитных мер по заземлению, занулению и т. п.;
• Защиту от недопустимых уровней шума, вибрации, полей электромагнитных излучений;
• Защиту от разрушения под давлением сжатых нейтральных паров или газов (воздуха, азота, аргона) или при внезапном нерегламентированном повышении давления в процессе технологической операции (например, в результате перегрева и вскипания жидкости) или от внешних источников (сжатого воздуха, азота, водяного пара).

Более высокий уровень опасности представляет эксплуатация оборудования с горючими жидкостями (маслами, дистиллятами, диэтиленгликолем), легковоспламеняющимися жидкостями (спиртами, бензинами, гексаном), горючими газами, в том числе сжиженными (этаном, этиленом, пропаном), и другими веществами, классификация которых установлена ГОСТ 12.1.007. Опасность повышается за счет возможного пожара или взрыва этих веществ при достижении взрывоопасных концентраций их смесей с воздухом от источника зажигания, а также вследствие самовоспламенения при перегреве или разложении при повышенной температуре.

Технические решения создаваемого оборудования (в дополнение к указанным) должны быть направлены на исключение возможностей:

• Образования пожаро- и взрывоопасных концентраций веществ назначением соответствующих технологических режимов работы, вентиляции, продувки, а при необходимости, подачей флегматизаторов;
• Появления источников зажигания, которое может быть обеспечено соответствующим уровнем и видом взрывозащиты электрооборудования, исключения искр при трении или ударе;
• Самовоспламенения окружающей взрывоопасной смеси от нагретых поверхностей;
• Нерегламентированного подъема температуры при нарушении условий проведения экзотермических реакций;
• Разрушения оборудования под давлением при выполнении технологических операции или при нарушении правил эксплуатации.

Повышенной является опасность использования вредных веществ первого и второго классов опасности, чрезвычайно - и высокоопасных, а также веществ остро направленного действия третьего класса опасности (умеренно опасных) в виду их токсичности. При переработке таких веществ оборудование дополнительно должно обеспечивать исключение химических ожогов и токсического поражения (респираторного или при попадании на кожный покров) при загрузке, разгрузке, пробоотборе, выполнении очистительных работ по окончании технологических операций соответствующей герметизацией, созданием безопасных конструкций загрузочных (разгрузочных) устройств, введением узлов, нейтрализующих и улавливающих пары вредных веществ и обеспечивающих удобство очистки.

Опасные свойства веществ стандартизированы системой стандартов по безопасности труда (ССБТ).

Экологическая безопасность в нормальных условиях эксплуатации оборудования. Экологическая безопасность обеспечивается конструированием оборудования таким образом, чтобы вредные и химически опасные вещества были заключены в герметичные закрытые системы. Герметичность систем и оборудования должна исключать загрязнение окружающей среды вредными и взрывоопасными веществами в соответствии с общими санитарно-гигиеническими требованиями к воздуху рабочей зоны по ГОСТ 12.1.005 и показателями опасности вредных веществ по ГОСТ 12.1.007, а их теплоизоляция - недопустимое тепловыделение или теплопоглощение.

Зоной влияния производства на атмосферный воздух считается территория, на которой суммарное загрязнение атмосферы от всей совокупности источников выброса предприятия, в том числе низких и неорганизованных, превышает 0,05 ПДК загрязняющих веществ. Характеристика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу включает: класс опасности вещества, валовой выброс загрязняющих веществ (тыс. т/год), в том числе количество уловленных и обезвреженных и выбрасываемых в воздух вредных веществ.

Воздействие химического и нефтехимического производства на окружающую среду оценивают с учетом рельефа местности и планировки территории предприятия. Общий уровень воздействия на состояние территории находят по картосхемам участка размещения объекта с анализом размеров сооружений. Размер предполагаемой зоны загрязнения объекта определяют по состоянию территории объекта-аналога, находившегося в эксплуатации не менее 10... 15 лет.

Для оценки воздействия проектируемого производства на поверхностные воды определяют режим водопотребления и водоотведения. Пригодность воды для нужд производства оценивают по химическим и биохимическим показателям, привязанным к конкретной его технологии. При оценке качества вод водных производств выявляют их фоновое загрязнение и определяют количество загрязняющих веществ, которое будет поступать в водную среду после ввода его в эксплуатацию.

Риск аварии. Возможность возникновения аварийной ситуации, ее вероятность, масштаб и продолжительность должны быть определены для всех химических и нефтехимических производств, связанных с повышенной опасностью для окружающей среды и людей.

Аварийность на объектах-аналогах оценивают по показателям риска их неблагоприятного воздействия на окружающую среду, объекты инфраструктуры, животного мира и людей. Риск аварии - мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на опасном производственном объекте и тяжесть ее последствий.

Основными количественными показателями риска аварии являются:

• технический риск - вероятность отказа технических устройств с последствиями определенного уровня (класса) за определенный период функционирования опасного производственного объекта;
• Индивидуальный риск - частота поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий;
• Потенциальный территориальный риск (или потенциальный риск) - частота реализации поражающих факторов аварии в рассматриваемой точке территории;
• Коллективный риск - ожидаемое количество пораженных в результате возможных аварий за определенное время;
• Социальный риск - зависимость частоты возникновения событий, в которых пострадало на определенном уровне не менее определенного числа человек, что характеризует тяжесть последствий (катастрофичность) реализации опасностей;
• Ожидаемый ущерб - математическое ожидание величины ущерба от возможной аварии, за определенное время.

Общие требования, связанные с безопасностью оборудования. Технологическое и вспомогательное общеинженерное оборудование должно соответствовать условиям технологического процесса. Эксплуатационные технические параметры, особенности конструкции, используемые конструкционные (в том числе уплотняющие, прокладочные) и смазочные материалы, герметичность, средства взрывопредупреждения и взрывозащиты, приспособленность к диагностированию технического состояния, помехоустойчивость, коррозионная стойкость и другие характерные особенности оборудования выбирают с учетом конкретных условий эксплуатации. К ним относятся: физико-химические свойства обращающихся веществ (в том числе моющих средств), параметры технологического процесса, влажность, запыленность, температура воздуха рабочей зоны, режим работы (сменность, длительность процесса между регламентными остановками и др.) и принятая в отрасли система обслуживания и ремонта.

Конструкция, ее прочность, материальное исполнение, использование комплектующих изделий, смазочных материалов и многое другое должны обеспечивать надежную и безопасную работу оборудования в диапазоне заданных параметров.

В нашей стране принята предупредительная система обеспечения безопасности производственного оборудования, когда производитель работ, связанных с созданием, разработкой и эксплуатацией потенциально опасных производств, обязан доказать и поддерживать свою организационно-техническую готовность для их выполнения.

Технические доказательства сопровождаются доказательством организационно-технической готовности предприятия выполнять потенциально опасные виды работ и включают получение:

• Лицензии (Госгортехнадзора России) на проектирование технического средства;
• Лицензии (Госгортехнадзора России) на экспертизу промышленной безопасности;
• Сертификата об утверждении типа средств измерений (Госстандарта России);
• Сертификата соответствия (Госстандарта России);
• Разрешения на применение технического средства (Госгортехнадзора России) и др.

В подавляющем большинстве случаев перед принятием решения федеральным органом исполнительной власти проводится экспертиза представляемой документации независимой экспертной организацией.

Ниже приведены следующие общие наиболее характерные требования по обеспечению безопасности в зависимости от типа оборудования.

Оборудование для переработки пожаро- и взрывоопасных и токсичных веществ.

Условия взрывоопасности технологического процесса (операции) обеспечивают предупреждением образования взрывоопасных концентраций веществ и их смесей следующим образом:

• Использованием дозирующих устройств, реализующих подачу компонентов со скоростью и точностью, не допускающих отклонения их соотношений от регламентированных значений и образования взрывоопасных концентраций в оборудовании;
• Выбором гидродинамических (способов и режима перемещения среды и смешения компонентов, напора и скорости потока), теплообменных (теплового напора, площади поверхности теплообмена и др.) характеристик процесса и геометрических характеристик аппаратов.

Оборудование, в котором при регламентном режиме или при отклонении от регламентного режима невозможно избежать вероятности образования взрывоопасных сред или возникновения источников энергии, величина которой превышает минимальную энергию зажигания обращающихся в процессе веществ, оснащают системами подачи инертных газов, флегматизирующих добавок и других продуктов, локализующих или предотвращающих образование взрывоопасных концентраций. Одновременно применяют стандартизированные системы взрывопредупреждения и взрывоподавления.

При использовании инертного газа для подготовки оборудования, проведения операций по обработке твердых горючих материалов с возможным образованием взрывоопасных концентраций технологической среды в оборудовании и трубопроводах предусматривают автоматизированный контроль за содержанием кислорода и автоматическую остановку операции при достижении значений концентрационных пределов взрываемости. Количество инертного газа выбирают с учетом особенностей работы всей технологической установки и системы транспортирования.

Оборудование, в котором обрабатываются вещества, способные к разложению, самовоспламенению при длительном пребывании в аппаратуре, а также коммуникации для транспортировки таких веществ не должны иметь мест их возможного застоя, залеживания, скопления, коркообразования. При этом поверхность оборудования должна быть гладкой и легко очищаемой.

Редукторы представляют собой механизмы, являющиеся частью приводов разных машин. Они необходимы для уменьшения угловой скорости ведомого вала, а также для увеличения крутящего момента.

Для измерения длины с древних времен применяли разные способы:

- веревкой;
- локтем или кистью;
- ровной палкой. Рулетка - самый простой, но точный и незаменимый измерительный инструмент на стройке.

Социальные аспекты безопасности

Обеспечение социальной безопасности является одной из ключевых задач национальной социальной политики, важным фактором успешного развития нашей страны.

Социальная безопасность как результат социальной политики - это не столько предотвращение опасности общества в целом, сколько такое его состояние, которое позволяет каждому человеку, семье, различным социальным группам в полной мере реализовывать и наращивать свой созидательный потенциал, обеспечивать себе и своей семье, ныне живущим и будущим поколениям высокий уровень и качество жизни. Поэтому понимание уровня социальной безопасности может прийти только после анализа социальной политики государства.

Социальную политику (англ. social policy) необходимо рассматривать с нескольких сторон. Во-первых, как систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Во-вторых, как составную часть общей стратегии государства, относящуюся к социальной сфере: целенаправленную деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учётом особенностей различных групп населения страны. Проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективности осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Определяющей целью социальной политики были и остаются активизация факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения.

В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Говоря о социальной политике государства, подразумевается, прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы. Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости.

Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ.

Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы.

Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т. д.). Задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.

Социальная защита - совокупность практических мероприятий, проводимых государством для поддержания материального благополучия тех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни, например, инвалиды, многодетные матери, сироты, безработные, малоимущие.

Последние называются социально незащищёнными слоями. Социальная защита - важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества; система мер, осуществляемых государством, объединениями предпринимателей и работников, общественными организациями и движениями с целью гарантировать определённый уровень и качество жизни населения, соблюдение соответствующих прав и привилегий граждан, страхование их от риска оказаться в затруднительном материальном положении, социальная помощь особенно нуждающимся в поддержке. В качестве всеобщей нормы признается право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам.

Гарантия конституционных прав граждан в области социальной защиты - приоритетное направление социальной политики государства. Система социальной защиты, в свою очередь, складывается из двух основных форм - социального страхования и социальной помощи. Различия между ними определяются регулирующей ролью государства и источниками финансирования.

Социальное страхование распространяется на экономически активное, занятое население и обеспечивается за счет его доходов при ограниченных дотациях из национального бюджета.

Основной предпосылкой появления социального страхования являются риски, присущие самой природе человеческого существования: физиологический (болезнь и преждевременная смерть), экономический (разорение) и социальный (уничтожение больших групп людей и целых народов, например, в результате стихийных бедствий, войн). В современных условиях один из главных социальных рисков - это потеря трудового дохода. В масштабах страны (макроэкономика) такой риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам.

Формы социального страхования со временем меняются по мере изменения структуры социальных рисков. В большинстве стран сохраняются три основные его отрасти: пенсионное, медицинское (больничное), от несчастных случаев.

Социальная помощь - одна из основных форм социальной защиты, ориентированная по преимуществу на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети. Такая помощь, как правило, имеет компенсационный характер и финансируется за счёт бюджетов разного уровня и благотворительности. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, предусмотренных законом. Система социальной помощи включает: пенсии, устанавливаемые нетрудоспособным членам семьи в случае потери кормильца; инвалидам, в том числе инвалидам с детства; пожилым людям; пособия и другие выплаты многодетным, неполным и малообеспеченным семьям; социальное обслуживание через стационарные учреждения для престарелых, инвалидов и детей-сирот; центры социального обслуживания на дому и службы срочной социальной помощи; протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов.

Мировая история показала, что формы и масштабы социального развития могут быть неадекватны политическому развитию. В мире было немало примеров, когда политические и социальные процессы развивались неоднозначно. К примеру, Веймарская республика, достигнув прогрессивной политической системы, пала в результате неподготовленной социальной почвы для ее функционирования. Аналогичная ситуация была в Ираке, когда была предпринята попытка осуществить крупные социально-экономические преобразования в рамках консервативной политической системы. Эти примеры свидетельствуют об опасности непродуманного и неравномерного, несбалансированного протекания политического развития страны.

Поэтому важнейшей задачей социально-культурной политики любого демократического государства является достижение уровня равновесия в общественной жизни через:

• предоставление государственных гарантий для предотвращения или амортизации последствий стихии, голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического «взрыва» и т.д.;
• перераспределение материальных средств и организационных усилий, направленных на обеспечение определенного уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность;
• регулирование образа жизни (налогами, средствами, благотворительностью).

Основными факторами (условиями), обеспечивающими социальное равновесие между слоями общества, являются:

• природно-климатические условия территории;
• государственное устройство и отношения субъектов в системе государственного управления;
• степень и характер (в системе законодательных отношений) экономической свободы субъектов регионального управления;
• степень развития внутреннего рынка и внешнеэкономических связей;
• состояние межрегиональных экономических и этнокультурных связей;
• степень выражения интересов регионов в представительных и исполнительных центральных и региональных органах власти;
• наличие научных основ (моделирование, прогнозирование, альтернативность решений) социального управления в масштабах государства;
• наличие самостоятельной региональной социальной политики;
• степень развитости регионального маркетинга потребностей и возможностей их удовлетворения с помощью всех источников социального обеспечения в регионе и в государстве.

Аспекты международной безопасности

С целью обеспечения и укрепления внешней безопасности членов мирового сообщества создана система международной безопасности.

Ее можно рассматривать как:

1) политику, способствующую созданию эффективных гарантий мира как для отдельной страны, так и всего мирового сообщества;
2) состояние экономических, политических, социальных, военных, международных отношений, гарантирующих защиту от внешних угроз, делают невозможным войны, конфликты и столкновения;
3) условия, необходимые для существования и функционирования государств, обеспечение их полного суверенитета и равноправных отношений с другими странами;
4) метод защиты безопасности граждан, общества и национальных интересов государств.

Действенность системы международной безопасности зависит от системы обязательств, гарантий и возможностей ее субъектов и ее структуры, в частности от наличия следующих составляющих:

а) научная теория (философия), определенная доктрина (концепция) и политика обеспечения международной безопасности;
б) совокупность международных, государственных и общественных институтов и организаций, обеспечивающих безопасность личности и общества;
в) средства, способы и методы обеспечения международной безопасности.

Международная безопасность определяется по определенным критериям, в частности следующие:

• масштаб (глобальная, региональная, субрегиональная, локальная, двусторонние договоренности);
• характер субъектов (личная, общественная);
• сферы общественной жизни (политическая, экономическая, социальная, гуманитарная, психологическая, военная, культурная).

Таким образом, международная безопасность становится более ризносубьектной и неделимой и может касаться различных географических территорий, включать различных субъектов, действующих в различных сферах. Обеспечение безопасности предусматривает комплексный подход, нераздельность безопасности и устойчивого развития; непрерывность действий, включая организацию постоянного мониторинга и контроля за состоянием социальной и природной среды и потенциально опасных объектов и тому подобное.

Объектами международной безопасности считаются народы и государства, граждане разных стран, соответствующие институты, объединения, организации, человечество в целом. Субъектами обеспечения международной безопасности выступают государства и все другие участники международных отношений (общественные движения и международные межправительственные и неправительственные организации). Именно они участвуют в выработке норм и принципов международного права, регулирующих деятельность в этой сфере.

Становление системы международной безопасности формируется в зависимости от характера реальных опасностей и угроз и с учетом мер по их преодолению. Непременным условием надежности международной безопасности является система сдерживающих факторов, в частности наличие необходимых оборонных возможностей. Важное значение для предотвращения угрозы войны имеют меры укрепления доверия, осуществляемых с целью снижения военной опасности.

В общем эффективность любой международной системы безопасности зависит от нескольких факторов:

1) от состояния и тенденций развития современной геостратегической ситуации, международных реалий на региональном и субрегиональном уровнях;
2) от внутреннего положения государств и их реальных возможностей на дальнюю перспективу;
3) от характера угроз, наиболее существенно влияют на стабильность государств на региональном и субрегиональном уровнях;
4) от эффективности уже созданных систем безопасности и их способности изменяться с учетом новых задач;
5) от реальных возможностей создания новых систем безопасности и характера их взаимодействия с уже действующими.

Современная система международной безопасности регулируется принципами:

• общего и равного уровня безопасности для всех стран;
• международного сотрудничества в решении проблем безопасности;
• коллективных действий для устранения агрессии и предотвращения причин ее возникновения;
• использование широкого арсенала средств поддержания мира;
• доверия в международных отношениях и прозрачности мировой политики и системности безопасности.

Теоретические аспекты безопасности

Безопасность — многоаспектное понятие. Вопросы безопасности изучаются с различных позиций. Это связано с тем, что опасности могут иметь различную природу и возникать в социуме, в природе, в информационной сфере, в военной области и т.д. Опасные факторы могут угрожать государству, обществу и личности, т.е. нации.

Наличие различных опасностей и угроз должно обязательно учитываться при управлении государством. В соответствии с иерархией А. Маслоу пренебрежение безопасностью замедляет развитие общества.

Человек всегда заботился о своей безопасности. Когда-то человека интересовала только физическая безопасность, которая обеспечивалась с помощью примитивных орудий. В наше время появились проблемы компьютерной безопасности.

Сегодня на первое место в иерархии целей человечества выходит обеспечение безопасности существования.

Необходимость обеспечения безопасности лежит в основе документов, на которых базируется современная демократия: «Билля о правах», принятого в Англии, «Декларации независимости», появившейся в США, французской «Декларации прав человека и гражданина».

В английском Билле безопасность рассматривается как одна из основ наряду с единством, спокойствием и миром, существующими в обществе. В Декларации независимости обеспечение безопасности является правом и обязанностью общества, которые гарантируются государством. Декларация прав человека и гражданина провозглашала право людей на обеспечение безопасности как одно из важнейших, таких как права на свободу и обладание собственностью.

В России документальное оформление проблем безопасности началось с XIX в. В частности, государственная безопасность упоминалась в вышедшем «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». О безопасности нации в XIX в. не говорилось.

Исторические корни изучения проблем национальной безопасности находятся в СССР. В СССР вместо ОГПУ было образовано Главное управление государственной безопасности НКВД.

В Советском Союзе безопасность государства понималась как реализация диктатуры пролетариата. При этом интересы государства имели безусловный приоритет перед интересами личности.

В Конституции СССР о государственной безопасности говорилось в гл. 2, ст. 14, п. «и». С этого же времени данное понятие вошло в употребление и в научных изданиях. Однако до XX в. термин «государственная безопасность» упоминался, но не описывался в правовой литературе.

И только в середине XX в. начинаются систематические исследования вопросов государственной безопасности.

До начала перестройки в нашей стране безопасность рассматривалась:

1) как состояние защищенности;
2) способность противостоять враждебным силам;
3) система общественных отношений;
4) совокупность мер по защите интересов субъектов безопасности, в первую очередь правящей партии, правительства, государства, в конечном счете, рабочего класса и общества в целом.

Были предложения рассматривать обеспечение государственной безопасности в смысле противодействия противнику с целью поддержания состояния защищенности строя государства.

Зарубежные авторы также утверждали, что государственная безопасность состоит в противодействии для защиты интересов нации или народа.

В советской литературе прежде всего рассматривались проблемы защиты интересов советского государства. Понятие «государственная безопасность» определялось с точки зрения обеспечения прочности общественного строя, незыблемости границ государства и его независимости в определении политических приоритетов.

В соответствии с определением, данным в БСЭ, государственная безопасность обеспечивается защищенностью общественного и государственного строя, границ страны и ее независимости от внешних враждебных посягательств.

В «Советском энциклопедическом словаре» данный термин определяется как система мероприятий в СССР, направленных на охрану политической и экономической основ советского социалистического государства и его государственных границ.

М. Карпушин отмечал, что государственная безопасность представляет собой регулятор взаимодействия сил ее охраны и обеспечения, источников угроз и среды. П. Коршиков сделал вывод, что государственная безопасность — это определенная система противоборства государства и противника, для которой характерна сравнительно высокая степень локализации действий противника и иных источников опасности. Ю. Долгополов считал, что эта система общественных отношений регулируется социальными нормами и обеспечивает незыблемость государственного и общественного строя, военного потенциала и суверенитета страны.

Итак, большинство советских ученых рассматривали государственную безопасность как безопасность социалистического строя, а, следовательно, это была «правильная» политика, проводившаяся государственными органами власти.

Назревавшие и совершавшиеся глубокие качественные преобразования в политике и экономике как в СССР, так и в мире, вызвали необходимость новых исследований проблем безопасности. Начался новый этап в изучении вопросов безопасности страны.

В частности, был создан Фонд национальной и международной безопасности, президентом которого стал Л. Шершнев, участвовавший в изучении научных и практических вопросов безопасности. В РАЕН появилась секция «Геополитика и безопасность», работавшая под руководством В.С. Пирумова, ставшая впоследствии базой для создания Центра исследований геополитики и безопасности академии естественных наук.

В тот же период начала разрабатываться Концепция безопасности России. Руководил ее разработкой академик Ю. Рыжков, возглавлявший инициативную группу в составе Верховного Совета СССР по науке и народному образованию.

Механизм государственно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации был представлен и был сформулирован в Законе РФ № 2446-1 «О безопасности».

В соответствии с данным законом безопасность определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Созданная, как стало ясно позднее, с позиций «политического романтизма», она являлась скорее инструментом давления на тогдашнее руководство СССР и не выдержала испытания временем. Эта работа породила тенденцию, характерную для последующего периода работы над концепцией: подготовка каждого варианта концепции все время отставала от динамики развития событий.

Следующий этап — политический демонтаж СССР и коммунистической системы после событий, когда секретарь недавно созданного Совбеза РФ Ю. Скоков на первом же заседании поставил вопрос о выработке новой концепции безопасности России. Документ опубликован не был.

Для этапа запуска радикальных экономических реформ характерно то, что новый секретарь Совбеза РФ Е. Шапошников обнародовал Основные положения концепции безопасности.

Этап противостояния центра и регионов, который закончился катастрофой, характеризовался тем, что была понята необходимость научного обоснования Концепции. Был создан Научный совет Совбеза РФ под руководством В.С. Пирумова. Вышла книга «Проблема глобальной безопасности», однако концепция представлена не была.

Тогдашний помощник Президента РФ по вопросам национальной безопасности Ю. Батурин выступил с заявлением, из которого следовало, что концепция вряд ли в ближайшее время будет создана из-за отсутствия общенационального консенсуса по ряду принципиальных вопросов. Ожидалось, что очередной шаг в этом направлении может быть предпринят после президентских выборов.

После этого началась интенсивная разработка отдельных аспектов национальной безопасности и были приняты соответствующие концепции, доктрины, стратегии, в частности «Основные положения. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации», одобренные Указом Президента РФ № 608.

К настоящему времени в качестве сводных документов Президентом утверждены Стратегия и Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Это, конечно, не означает, что работа над проблемой и соответствующими документами завершена. В перспективе основным направлением работы в данной сфере явится разработка механизма защиты национальных интересов России.

Синтез основных точек зрения позволяет определить термин «безопасность» как состояние субъекта в качестве системы, выживающей в условиях различных определяемых угроз и неопределяемых неопределенностей, источниками которых служат внешние и внутренние противоречия.

В результате эволюционного осознания проблематики безопасности формировалось представление о понятиях «безопасность» и «национальная безопасность», выстраивалась система национальной безопасности.

Национальная безопасность — это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Основными объектами национальной безопасности являются: личность — ее права и свободы; общество — материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Предмет национальной безопасности представляет собой жизненно важные интересы, т.е. совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

Субъектами национальной безопасности являются государственные органы, общественные структуры, хозяйствующие субъекты и жители страны. Субъекты безопасности действуют на международной арене в соответствии со своими целями и интересами.

Аспекты безопасности жизнедеятельности

В XX в. перед человечеством необратимо встали задачи повышения уровня безопасности своего существования в условиях техносферы. Это привело к необходимости распознавать, оценивать и прогнозировать опасности, действующие на человека в условиях техносферы, а также обеспечивать безопасные условия его жизни и деятельности, создавая малоопасные компоненты техносферы и применяя защитную технику. Важным этапом в обеспечении безопасности людей является научный анализ и синтез мира опасностей (ноксосферы), действующих в условиях техносферы.

Наука о безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы берет свое начало в конце XX в. и интенсивно продолжает развиваться сейчас. Ее формирование является актуальной потребностью человечества, завершающего этап научно-технической революции и вступающего в период устойчивого развития мира. В России достижение стабилизации численности населения во многом связано с уменьшением показателей принудительной смертности населения, достигаемых при решении проблем БЖД.

Основная цель науки о БЖД - защита человека в техносфере от негативных воздействий (опасностей) антропогенного, техногенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Предметом исследований в науке о БЖД являются опасности и их совокупности (поле опасностей), действующие в системах "объект защиты - источник опасности", а объектом защиты от опасностей является человек.

Опасность - центральное понятие науки о безопасности жизнедеятельности.

Исходя из принятого выше определения этого термина, можно сформулировать ряд основополагающих аксиом теории БЖД:

• Первая аксиома гласит: "Материальный мир потенциально опасен". Аксиома предопределяет, что все компоненты материального мира и прежде всего технические устройства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасности. При этом любое новое позитивное действие человека или результат его деятельности неизбежно приводят к возникновению новых опасностей. Опасны не только техника и технология, опасны и действия людей, если они ошибочны.
• Вторая аксиома гласит: "Опасности существуют, если потоки вещества, энергии или информации от источника опасности превышают их предельно допустимые значения для объекта защиты, подверженного воздействию этого источника". Предельно допустимые значения потоков, установленные из условий отсутствия ущерба, являются максимально возможными для объекта защиты, находящегося в условиях безопасности. Превышение предельно допустимых потоков приводит защищаемый объект в качественно новое, опасное состояние.
• Третья аксиома утверждает: "Реализация опасностей возможна, если источник опасностей и объект защиты по координатам пребывания совпадают в пространстве и во времени". В определении понятия "опасность" формально отсутствует указание на необходимость совпадения координат и времени передачи опасных потоков от источника к объекту защиты. Но этого и не требуется, так как опасен весь материальный мир, окружающий человека, сообщества людей и т.п. Иными словами, вероятность проявления опасности по отношению к человеку и другим материальным объектам существует всегда и везде.
• Четвертая аксиома определяет многовариантность воздействия источников опасности: "Опасности источника оказывают негативное воздействие одновременно на все объекты защиты, находящиеся в зоне их действия". Таким образом, опасности не обладают свойством избирательности, которое принадлежит только объектам защиты. Например, если потоки от источника опасны и для человека, и для компонентов биосферы, то им причиняется ущерб одновременно.
• Пятая аксиома гласит: "Действие опасностей сопровождается ущербом для объекта защиты". Воздействие травмоопасных факторов спонтанно приводит к травмам или гибели людей, часто сопровождается очаговыми разрушениями природной среды и техносферы, влекущими за собой значительные материальные потери. Воздействие вредных факторов, как правило, длительное, оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболеваниям. Воздействуя на природную среду, вредные факторы приводят к деградации флоры и фауны, изменяют состав компонентов биосферы. При высоких концентрациях вредных веществ или при высоких потоках энергии вредные факторы по характеру своего воздействия могут приближаться к травмоопасным воздействиям. Так, например, высокие концентрации токсичных веществ в воздухе, воде, пище могут вызывать отравления.
• Шестая аксиома утверждает: "Защита объекта от опасностей технически достижима за счет снижения потоков от их источника, уменьшения времени взаимодействия источника и объекта, увеличения расстояния между ними и применения защитных мер". На ее основе можно сформулировать основные этапы научной деятельности и практических решений в области обеспечения БЖД человека в техносфере.
• Седьмая аксиома гласит: "Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них - необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека". Умелое обращение с опасностями в любой сфере деятельности и успешное использование защитных средств невозможны при отсутствии у людей необходимых знаний и навыков в области БЖД. Достижение всеобщей специализированной подготовки населения и работающих в вопросах БЖД - одна из важнейших научно-практических задач современного общества.

Опираясь на аксиоматику теории БЖД, можно определить основные этапы научно-практической деятельности по созданию жизненного пространства, отвечающего требованиям БЖД.

тема

документ Безопасность человека
документ Беременность: факты и решения
документ Биологическая безопасность
документ Государственная безопасность
документ Информационная безопасность

Не забываем поделиться:



назад Назад | форум | вверх Вверх

важное


Продление новогодних каникул до 25 января 2021 года
Новый акциз на газировку, чипсы, пельмени и консервы с 2021 года
Новые налоги с 2021 года
Доллар по 100 рублей в 2021 году
Рост процентов по вкладам в 2021 году
Прогноз курса доллара на 2021 год
35 банков обанкротятся в 2021 году
Кого следующего затронет прогрессивная шкала НДФЛ
Новые пенсионные удостоверения с 2021 года
Прогноз курса евро на 2021 год
Как получить квартиру от государства в 2021 году
Как жить после отмены ЕНВД в 2021
Изменения ПДД с 2021 года
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Изменения в 2021 году


©2009-2020 Центр управления финансами.