Макиавелли отделяет политику от морали; даёт обоснование принципам, что всё, даже самые бессовестные методы, хороши в борьбе за политическую власть.
В результате, он был осуждён как человек, вдохновленный дьяволом, как аморальный писатель, сторонник жестокости и тирании и преднамеренный учитель зла.
Другие не согласны. Они видят в Макиавелли прагматика, который признаёт суровые реалии политической жизни — первый человек, открывающий истинную природу «государственных соображений» и понимающий «необходимость» особого политического поведения.
Доктрина «государственных соображений» интересов и безопасности государства — имеет приоритет над всеми другими соображениями. «Необходимость» не знает законов морали. Такова политическая целесообразность, если следовать учению Макиавелли.
Соотношение политики и морали
Макиавелли не подчиняет политические принципы моральным стандартам. Он выступает за безжалостную стратегию сохранения власти государя, как в личных интересах, так и для поддержания сильного государства. Макиавелли никогда не говорит, что цель оправдывает средства. Эта карикатура на Макиавелли появились на более позднем этапе.
В своей книге Макиавелли показывает на примерах, как благие, морально хорошего свойства действия могут принести худшие результаты. Зато аморальные, но смелые и решительные действия — дают результаты хорошие.
Сила и насилие, жестокость и обман оправданы им как меньшее зло. Макиавелли подразумевает, что нравственность для политика не основа его идеалам. О морали политика судят по хорошим последствиям, продвигающим благо общества.
Учение Макиавелли утверждает, что в политической жизни нереально и наивно думать, будто хороших целей можно достичь, не прибегая к сомнительным средствам.
Политики не держат руки в чистоте — иногда вызывают зло, которое хуже того зла, которое необходимо привести в действие.
В этих обстоятельствах, безответственным и аморальным является потворство собственным слабостям, поступать всегда «правильно», вне зависимости от того, насколько плохими могут быть последствия.
Эти аргументы, в последнее время, переживают новую жизнь. В условиях террористических атак, абсолютное правило против пыток и произвольного задержания, право на справедливое судебное разбирательство, свободу совести, мысли и слова рассматриваются как наивные.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Политики нарушают эти права как меньшее зло, необходимое для защиты национальной безопасности. Но те, кто выступает против такого нарушения, не являются потусторонними идеалистами.
Они с подозрительностью говорят о достоверности заявленных целей политики и цинизме политики. Они ставят под сомнение, действительно ли грязные решения служат общим интересам и общему благу. Слишком часто корпоративные, коммерческие интересы и спорные идеологические амбиции маскируются под общие интересы.
Те, кто с подозрением относится к политическому искусству Макиавелли, считают, что «необходимость» в грязной политике, часто преувеличена, контр продуктивна и является простым мошенничеством. Использование обмана, силы и насилия редко признаются лучшей альтернативой в политике, даже если национальная безопасность действительно находится под угрозой.
Во многих случаях, интересы общественности и правителей расходятся очень. Рассмотрим пример царской России. Её правящий класс был чрезмерно предан поддержанию личных богатств, власти и привилегий — что определённо мешало широким слоям общества развиваться. Возможности для личного развития были заблокированы.
Более открытые общества позволяют тем, кто родился без богатства и власти, возможность получать и оставлять в своих руках произведенные богатства. Это даёт толчок быстрому росту потребления, которые по Смиту являются «невидимой рукой», толкающей экономику, в целом, намного быстрее, чем феодальная система управления.
Макиавелли опирался на методы, посредством которых сохранялся статус-кво власти. Это отражало построение общества его времени. Он отвергает все другие конкурирующие системы ценностей. Его точка зрения объясняет межнациональные модели поведения.
Люди, которые приходят в ужас от понятия «легализация» убийства, будут весело махать флагами, чтобы сделать именно это — легализацию убийства, когда их солдаты блуждают в другой части мира. Потому что «национальное государство» рассматривается ими как конструкция Макиавелли.
Основная цель политики — служить развитию общества.
Следует помнить, что в мире, в котором жил Макиавелли, для большинства населения не могло быть всеобщего образования и других выгод современного общества — это определенный исторический контекст. Но правители многих стран до сих пор живут в парадигме эпохи Макиавелли, не принимая жизненно важной критики на свой счет. Это, скорее, свидетельствует об отсутствии развития в высших кругах общества.
Любой политик, который ведёт себя в соответствии с учением Макиавелли, должен быть отстранён от должности немедленно, и направлен на психолого-социальную экспертизу. Общественность не имеет пользы от таких феодально настроенных политиков. Работу Макиавелли следует рассматривать в современном обществе в качестве основного индикатора работы политика.