Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
Сегодня мы поговорим про этическое общение, дадим определение понятию, разберем виды, признаки, причины и все что ней связано. Я постаралась раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбила её на темы:
Общение, как важнейшая характеристика бытия человека, неразрывно связана с моралью. Мораль включена во все сферы деятельности человека, и в принципе невозможно представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в том числе и сферу общения, вне действия морали: любой феномен общения несет то или иное нравственное содержание.
В чем проявляется взаимосвязь общения и морали? Какую роль играет мораль в процессе общения:
• Во-первых, общение является сферой непосредственной реализации нравственных ценностей и норм, в которой человек постоянно стоит перед моральным выбором, определяющим его нравственные или безнравственные поступки.
• Во-вторых, сам процесс общения оценивается с нравственной точки зрения.
• В-третьих, нравственные ценности, идеалы, принципы и нормы, наряду с другими социальными нормами, регулируют процесс общения.
Современные исследователи в области этики полагают, что особая теоретическая и практическая значимость этических вопросов общения требует создания специализированного раздела этического знания под названием "этика общения", статус которого может быть подобен, например, статусам таких разделов как: "прикладная этика", "профессиональная этика", "биоэтика".
Что должно входить в компетенцию этики общения? Чему она должна учить? Каков ее предмет?
Предметом этики общения должен быть анализ нравственных аспектов общения на теоретическом и практическом уровнях. Она включает в себя анализ проблем общения как на уровне сущего, так и на уровне должного.
На теоретическом уровне этика общения должна изучать нравственные проблемы ценностных ориентацией в общении, содержания и сущности нравственных качеств субъектов общения, а также проблемы нравственного выбора способов, средств, правил, форм общения.
На практическом уровне предметом изучения этики общения является совокупность конкретных практических приемов, норм (прежде всего моральных), правил общения.
Помимо исследования процессов общения с нравственных позиций этика общения призвана воздействовать на реальные процессы общения, учить тому, как должно и как не должно общаться.
Этика общения тесно связана с культурой общения. К. Маркс определял культуру как меру человечности в человеке. Развивая эту мысль можно сказать, что культура общения определяет меру человеческого в общении.
Культура общения как неотъемлемая часть культуры личности определяет качество и степень совершенства общения. Понятие "этика общения" выражает нравственное содержание более широкого понятия "культура общения". Культура поведения, культура речи, культура невербальных средств общения (мимики, жестов, вокальных характеристик голоса, и т.д.), культура этикета, речевой этикет, психологическая культура партнеров по общению, все это входит в культуру общения.
Как связаны между собой этика и культура общения? Можно сказать так: то, что не культурно, не этично.
Представьте, что женщина в маршрутном такси громко обсуждает по мобильному телефону с подругой свои дела. Это некультурно, согласно этикету громкий разговор в присутствии посторонних лиц не допустим. Но это и неэтично, поскольку, во-первых, демонстрируется неуважение к другим пассажирам, которые воспринимаются в качестве неодушевленных предметов, а, во-вторых, чужие дела становятся достоянием посторонних. Другой пример. Человек с безупречными манерами начинает иронизировать над промахом собеседника. Иронический подтекст понятен, он больно ранит, тем более, что защититься от иронии сложно. Неэтично? Да. Можно ли назвать такого человека культурным? Очевидно, пет, поскольку культура включает в себя духовный компонент. Недаром А. П. Чехов писан: "Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой". Таким образом, нравственные характеристики личности, к которым относятся дружелюбие, внимательность, великодушие, благородство, альтруизм и т.д., наряду с техникой и стилем общения определяют саму культуру общения.
Этические нормы общения
К числу собственно этических принципов общения относятся:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• альтруизм (бескорыстие, готовность пожертвовать своим интересом в пользу другого человека); добродетельность (способность строить отношения с другими людьми с позиции добра и блага); эгоизм (предпочтение в общении с людьми собственных личных интересов);
• аскетизм (самоотречение, отказ от жизненных наслаждений ради достижения какого-либо идеала); героизм (поведение, связанное с решением исключительных по масштабам и сложности общественных проблем или преодолением экстремальных ситуаций);
• стоицизм (самоотречение, строгое выполнение моральных требований как основного долга в отношениях с людьми);
• квиетизм (пассивно-созерцательное и безразличное отношение ко всему происходящему); утилитаризм (достижение наибольшей выгоды и пользы, потребительство);
• подвижничество (стойкое перенесение трудностей и препятствий, самопожертвование); конформизм (приспособленчество, некритическое следование стандартам и стереотипам поведения, отказ от личностной позиции);
• пробабилизм (моральная беспринципность, оправдание антигуманистических действий); самоотверженность (добровольный отказ от собственных интересов ради интересов других людей, самопожертвование);
• требовательность (предъявление высоких требовании к выполнению морального долга, признание ответственности за его выполнение) и др.
Общение обычно рассматривается как одна из наиболее значимых форм взаимодействий между людьми, основанная на потребности в другом человеке. Общение отличается от коммуникации (предполагает не только обмен информацией, но и более глубинные личностные контакты) и объединяет разнообразные способы сотворчества различного уровня и интенсивности (совместные действия, переживания, обмен мыслями и т.д.).
Проблема общения анализируется в различных ракурсах (психологический, правовой и т.д.). Этический аспект общения связан с исследованием его в качестве нравственной ценности, что предполагает рассмотрение его проявлений через призму добра и зла, в соотнесении со смыслом морали. Полифункциональность общения (самовыражение, подтверждения бытия Я с помощью другого, нравственное развитие и др.).
В многочисленных классификациях форм общения (прямое — косвенное, межличностное — межгрупповое и др.) для этики наибольшее значение имеет прямое и межличностное общение. Выявление нравственного статуса общения связано с его количественными и качественными параметрами, которые предопределяют восприятие общения в качестве положительно или отрицательной моральной ценности (например, избыточность контактов — «бегство от других»; неполноценность общения — отказ от него). Наиболее важные нравственные основания общения: духовное «родство» — взаимопонимание — возможность диалога; бескорыстность (признание самоценности другого) — терпимость; значимость другого (интерес, уважение, любовь) — стремление сохранить контакт; моральная совместимость (созвучие основных ценностных ориентации). Серьезная дисгармония в количественных и качественных проявлениях общения актуализирует проблему одиночества.
Самые значимые формы общения, в которых наиболее определенно обнаруживается его нравственный смысл, — дружба и любовь.
Таким образом, общение — это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке. Это не только (и не столько) роскошь (А. де Сент-Экзюпери), сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение осуществляется с помощью диалога, цель которого — установление понимания между людьми.
Этические принципы общения
Согласно сложившейся веками традиции, в любом обществе считаются неприемлемыми притворство, обман, неискренность, грубость, озлобленность, зависть и т. п. Важно помнить, что несоблюдение этических норм может обидеть собеседника, уязвить его самолюбие, а это вызывает чувство неудовлетворенности и у самого говорящего, поскольку нравственный человек всегда (даже в случае невольного нарушения норм) чувствует себя неловко и даже может испытывать угрызения совести.
Таким образом, именно этика определяет мотивы, цели речи, средства ее реализации, оценку результата речи и пр. И в своих отношениях с людьми и в совершаемых нами поступках мы должны руководствоваться общим этическим принципом: Поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой.
В отличие от этических, коммуникативные нормы ориентируют нас на сам процесс общения, на его результативность. Они регулируют общение, позволяя его участникам грамотно выстраивать стратегию и тактику речи.
Что же означают эти термины?
К стратегическим элементам относится выбор предмета речи, цели и задач, ситуации общения, адресата и пр. А реализуется та или иная стратегия с помощью тактических компонентов: это проектирование процесса речевого взаимодействия, воплощение плана в речи, использование тех или иных вербальных и невербальных приемов и пр.
Очень важным свойством коммуникативных норм является то, что, опираясь на них, мы не только действуем в реально существующих обстоятельствах, но и имеем возможность мысленно «проигрывать ситуацию», моделировать взаимодействие заранее, выбирая нужные сценарии общения. Если, например, нам нужно позвонить по служебному вопросу коллеге, то прежде чем сделать звонок, мы продумываем, что именно скажем, какие слова и фразы будем использовать, представляем себе ответную реакцию собеседника и пр.
Этические правила общения
Надежным способом предотвращения конфликтов в коллективе является использование этических правил делового общения:
• Правило 1. Человек, который заходит в комнату, должен, независимо от его должности, первому поздороваться с присутствующими там коллегами. Если руководитель не отвечает на приветствия подчиненных, это ухудшает отношение к нему.
• Правило 2. В деловом общении следует отдавать предпочтение местоимению «вы» чем местоимению «ты». Оно не только демонстрирует культуру общения, но и служит инструментом для поддержания служебной дистанции и дисциплины.
• Правило 3. В любых условиях нужно быть приветливым, вежливым, улыбаться людям, поддерживая хорошее настроение у себя и всех вокруг.
• Правило 4. Необходимо уметь терпеливо слушать собеседника и не перебивать его своими репликами.
• Правило 5. Спокойно реагировать на критику, не мстить за нее. Для того, чтобы произвести хорошее впечатление на других и избежать ненужных конфликтов, не следует забывать о собственной внешности и манере поведения. Нескромная одежда и плохие манеры могут раздражать собеседника. Во время коммерческих переговоров не рекомендуется снимать пиджак, не спросив разрешения у окружающих. Эта рекомендация касается и курения.
Общение как необходимый инструмент для разрешения конфликтов зачастую само по себе может стать причиной ссор, споров, конфронтации. Это происходит в случае нарушения правил общения: невнимательно слушает, человек выражается недостаточно ясно, либо враждебно.
Знание основных постулатов общения во многом помогает облегчить процесс общения и предотвратить возникновение конфликтных ситуаций.
Тактика общения - реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техникой и знанием правил общения.
Исходный постулат тактики общения заключается в том, что необходимо иметь несколько вариантов поведения в однотипной ситуации и уметь ими оперативно пользоваться.
Нужно уметь просчитывать, какие модели поведения целесообразно использовать в каждом конкретном случае. Например, реакция на клевету может быть неоднозначной: от эмоционального дисбаланса до спокойного логического раскрытия причин, злословия, предвзятого отношения организаторов данной провокации. Последняя модель поведения позволит достойно выйти из неприятной ситуации.
Вторым постулатом тактики общения есть такая рекомендация: в процессе любого общения, а тем более делового, следует избегать конфронтации и конфликтов, потому что при этом всегда неизбежны психологические потери.
Умение ладить с людьми - это особое искусство. Формированию этого умения способствует знание механизмов взаимного притяжения, которыми являются:
• благосклонность (хороший коллектив трудно покидать);
• симпатия;
• доверие, то есть вера в конкретного человека или какие-то ее добродетели;
• доверие во многом определяет надежность общения;
• уважение.
Этические ценности общения
В самом общем смысле понятие ценности означает качество объекта, определяющее его важность, полезность, стоимость, значимость для субъекта.
В философии проблему ценностей изучает аксиология (от др. - греч. axia – ценность, logos — слово, учение), занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивы человеческой жизни, деятельности и конкретных деяний и поступков. Философское понятие ценности используется для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.
Ценности общения — это те эталоны должного, которые реализуются процессе общения и определяют его нравственную сторону.
Ранее говорилось, что понятие культуры общения шире понятия этики общения. Общекультурные ценности, такие как добро, красота, справедливость, любовь и т.д. проявляются в процессе общения как этические ценности общения: вежливость, деликатность, учтивость, отзывчивость, снисходительность, предупредительность и т.д. Можно еще долго перечислять ценности общения, но неизбежно возникает вопрос, какова их иерархия, «а основе каких факторов они интегрируются в систему?
Согласно принципам гуманизма, интегрирующим фактором ценностной структуры этики общения является ориентация на человека, на признание ценности его личности, уважения чести и достоинства каждого человека. Поэтому основополагающим принципом этики общения нужно признать принцип презумпции сохранения достоинства партнера по общению.
Это означает изначальное и безусловное уважение достоинства партнера по общению, вне зависимости от того, какую должность тот занимает и каков его социальный статус, уровень образования и т.д.
Уважение достоинства партнера по общению предполагает толерантность (от лат. tolerantia –терпение, терпеливость), т.е. терпимости по отношению к нему. Уважение достоинства партнера по общению распространяется на все, что для того имеет ценность: идеи, вкусы, друзья, литературные пристрастия, интересы. Никогда нельзя критиковать вкус человека (даже если очевидна безвкусица, но это его выбор), приверженность к тем или иным идеям (он верит в них, и они имеют для него ценность), его близких друзей (верность в дружбе – одна из этических добродетелей, как считали еще древние греки) и т.д. В любом случае такие действия вызовут обиду и могут расстроить отношения, поскольку покушаются на чужое психологическое пространство (мысли, вкусы, друзья, привычки и т.п.), а у человека, как у любого живого существа, развит рефлекс обороны своей территории.
При этом нужно иметь в виду, что и наши вкусы, манера поведено и т.д. могут не восприниматься другим человеком. Попробуем представить общение без толерантности. Каким оно будет? Ответ очевиден: конфликтным, причем конфликт будет носить не конструктивный, а деструктивный характер, поскольку в нем будут затронуты наиболее болевые точки общающихся. Толерантность лежит в основе проявления гуманистических ценностей общения: доверия между партнерами, доброжелательных отношений, снисходительности и отзывчивости.
Гуманистическое общение неотделимо от таких универсальных ценностей как свобода, равенство, доверие: именно общение, ориентированное на эти ценности, приближается к идеалу и может позволить человеку реализовать свои возможности и удовлетворит: потребность в подлинном общении.
Остановимся на характеристике этих ценностей.
Ценность свободы выражается в том, что признание своей свободы в той же мере должно сопровождаться и признанием свободы другого человека, который свободен в своем выборе, вправе иметь свое мнение, свободен в своих оценках и поведении.
Как понимать ценность равенства в общении? Люди, вступающие в общение, различны по полу и возрасту, по психологическим характеристикам, по уму и образованию, по социальному статусу. Какое может быть равенство между руководителем и подчиненным, когда один имеет право отдавать приказы, а другой обязан их выполнять? Или другой пример: возможно ли равенство между преподавателем и студентом? Преподаватель учит, контролирует процесс обучения и оценивает знания студента. Студент, конечно, может учить преподавателя, контролировать процесс обучения и оценивать уровень его знаний, однако такое его поведение создает конфликтную ситуацию, в которой в большинстве случаев студент проигрывает. Представим ситуацию: студент опоздал на лекцию, преподаватель делает ему замечание, находит его объяснение причин опоздания неуважительным и не допускает к занятиям. И, наоборот, преподаватель опоздал на занятие, студент делает ему замечание и не допускает к чтению лекции.
При поверхностном взгляде на ценность равенства, кажется, что в общении нет и не может быть равенства, так как сами субъекты не равны по всем параметрам. Проблема равенства в общении напоминает понимание равенства в христианстве: в земной жизни люди не равны, но все они равны перед Боком в том, что на каждом "лежит печать греха как сказано в Писании: «Несть человек иже жив будет и не согрешит». Так и в нравственной сфере – должно признаваться равенство всех людей на моральное достоинство вне зависимости от их социального статуса и других параметров.
Меру нравственности общения характеризует степень доверия людей друг к другу. Слово «доверие» являясь однокоренным с такими словами как «вера» и «верность», характеризует открытые взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности того человека. О значимости доверия как нравственной основы общения писал еще древнекитайский мудрец Конфуций: «Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?».
Доверие с психологической точки зрения – сложный феномен. Оно включает уважение и интерес к партнеру по общению, позитивную оценку его личности, симпатию и положительные эмоции по отношению к нему, готовность к поддержанию отношений. Что означает отсутствие доверия? При отсутствии доверия неявно предполагается, что другой человек способен на неблаговидный поступок. Недоверие характеризуется настороженностью и напряженностью в общении, негативными оценками партнера по общению, готовностью прекратить общение и даже проявить опережающую агрессивность по отношению к партнеру по общению.
Доверие тяжело завоевывается, но легко теряется. По словам римского поэта эпохи Цезаря Публилия Сира, утраченное доверие подобно утраченной жизни, оно невозвратно. С утратой доверия общение становится формальной процедурой.
Еще раз повторим: этические ценности общения связаны друг с другом на основе признания ценности человека как субъекта общения.
Этические формы общения
Мораль (от латинского moralis - нравственный; mores - нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.
Мораль представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.
Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением.
Термин "этика" происходит от древнегреческого слова "этос" - местопребывание, совместное жилище. В IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным "этический" класс человеческих добродетелей - добродетелей характера в отличие от добродетелей разума - дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели.
В современном понимании этика - философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.
Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов. В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.
Категории этики - это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.
В этике тесно взаимодействуют моральные нормы и моральные принципы: норма предписывает какие поступки совершать, а принципы в общей форме раскрывают содержание нравственности, дают человеку общее направление деятельности.
Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом. В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.
В основу формулирования моральных норм как одобряемых правил поведения положены реальные принципы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.
Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Они имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений.
Таким образом, нормы морали получают свое идейное выражение в принципах о том, как должно себя вести.
Общепринятым моральным принципом является центральное положение так называемого «золотого правила»: «Никогда не допускать по отношению к другому человеку таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».
Кроме того, важнейшим принципом, которым должен руководствоваться каждый человек является принцип гуманизма, который включает в себя милосердие к людям, цивилизацию любви, предполагающую любовь к человеку, народам, культуре.
Моральные принципы должны служить основанием для выработки каждым человеком собственной личной этической системы. При этом человеку сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое.
Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного». В этом противоречии между должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой, - ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм. Этот внутренний конфликт между идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни.
Поэтому общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него.
Аспекты этического общения
Этикет в широком понимании – система принятых в обществе правил, определяющих порядок и формы какой либо деятельности. Например, в дипломатической (дипломатический протокол) или в деловой. Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Благодаря речевому этикету устанавливается контакт между собеседниками, нужная тональность этого общения, соответствующая социальным ролям, той или иной ситуации общения.
На речевой этикет значительное влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников, их социальный статус, характер отношений между ними (официальный – неофициальный; дружеский, интимный), время и место общения. Речевой этикет имеет характерную национальную специфику.
Совокупность такого рода правил языковых поведения предполагает использование соответствующих формул приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления, выражения сочувствия или соболезнования и т.п.
Этический компонент накладывает строгий запрет на сквернословие, осуждает разговор на повышенных тонах.
Из сочетания этих трех составляющих – лингвистической, коммуникативной и этической – и складывается современное понимание.
КР – владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи, соблюдая при этом этические требования.
Определение КР как единства нормативного, коммуникативного и этического аспектов недостаточно. Сам по себе язык во всей совокупности своих норм и правил ничего не выражает. В языке, речи резонирует вся культура, все разнообразные формы ее существования. Поэтому недостаточно просто овладеть нормами и правилами речевого поведения. Формы языка человек наполняет личностным содержанием, своей духовной культурой.
В современной культуре чрезвычайно усилились хаотические процессы, наметились тенденции разрыва устойчивых связей. Детонатором этого «взрыва», в первую очередь, стала так называемая перестройка, призванная произвести своеобразную революцию в социальной сфере.
Одним из проявлений хаотических тенденций в языке стало интенсивное вторжение стихии общенационального языка.
В первую очередь пострадали «бастионы» коммуникативных аспектов языка:
а) ситуации общения стали чрезвычайно разнообразны;
б) возросла диалогичность общения;
в) расширилась сфера спонтанного общения;
г) активизировались поиски новых средств выражения, новых форм образности.
Эти коммуникативные процессы сопровождаются размыванием этических норм языка.
Естественно, что лингвистические параметры языка тоже вынуждены реагировать на эту меняющуюся ситуацию: в ЛЯ хлынули жаргонизмы, блатная «феня», просторечие, заимствования. Они сформировали многочисленные варианты норм.
Современный человек вынужден существовать во всех этих речевых пластах, владея сразу несколькими языковыми нормами (на некоем условном пересечении самых разных слоев культуры, пронизанных языком). В этой связи уместно говорить о языковой культуре личности современного человека, владеющего вариантами нормы, чутко ощущающего речевую ситуацию, часто небрегающего этическими нормами языка. Существование на пересечении множества границ культуры и языка формирует у современного человека ощущение языка как некоего «единства в многообразии».
Человек, и общество стремятся вернуть себе контроль и власть над языком (автоцензура, образование, попытки «заговорить» язык с помощью языка и науки). В современной культуре власть над языком связывается с представлением о власти духа, мысли.
Одной из таких попыток обуздать стихию языка стало учение о дискурсах. Дискурс в самом приблизительном и общем плане можно определить как своеобразную гибкую языковую форму, способную выражать определенное направление мысли.
Одним из проявлений дискурсивных практик в современном обществе можно считать теорию стилей – важнейшую составляющую курса «Русский язык и КР».
Стиль в языке – это закрепленный культурой способ соединения мысли (ее протекания) с языком, его устоявшимися формами, которые наиболее соответствуют именно данному способу разворачивания мысли. То есть стиль – это способ соединения мысли с языковыми способами ее выражения. Поэтому стиль можно рассматривать как одно из проявлений власти мышления над языком. Стиль, его собственно языковая составляющая – явление достаточно широкое и гибкое, что позволяет мысли беспрепятственно и естественно течь по предложенному руслу, управляя собственным движением
Итак, функциональный стиль – исторически сложившаяся разновидность ЛЯ, представляющая собой относительно замкнутую систему языковых средств, призванных выражать культурные формы мышления.
Этические нормы речевого общения
Этические нормы регулируют обязательное соответствие речи как моральным законам общества, так и духовному миру человека, осознанию своего места в жизни и в обществе.
Задача этических законов — сплочение, объединение членов данного общества. Это основа культуры общения. Речь выполняет в этом плане важную социальную функцию.
Критериями оценки этичности речи и речевого поведения являются истина, добро, красота. Доверие к говорящему, без которого невозможно общение, возникает благодаря истинности, правдивости, желанию добра другим, поэтому все этические правила содержат доброжелательность как норму общения, норму речевой культуры.
Основные моральные качества личности, которые проявляются в общении, это честность, правдивость, уважительность к другим, справедливость, доброта, забота о других, доброжелательность, одобрение других, искренность в проявлении своих чувств и оценок, высокий общий уровень знаний, культура, вежливость как проявление этой культуры.
В соответствии с этими качествами личности основными этическими достоинствами и этическими нормами речевой культуры являются: правдивость, понятность (речь должна быть доступна адресату, не должна заставлять его прилагать излишние усилия на её расшифровку), содержательность, целесообразность, краткость в меру необходимости, логичность, вежливость.
Этические нормы речевой культуры способствуют правильному общению, предупреждают этические ошибки. В современном обществе этической нормой являются доброжелательность, уважение к людям, к их мнению, терпимость. Неприемлемы притворство, неискренность, обман, грубость и т.п.
Выделяется различная степень обязательности соблюдения этических норм. К обязательным для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения является запрет на причинение ущерба другому человеку. Причем, принцип: «Не навреди!» в этом плане касается в первую очередь морального ущерба. В эти нормы входят предписания сдерживать негативные эмоции и смягчать негативную информацию, не допускать унижения и оскорбления человеческого достоинства, грубости, зависти. Кроме того, обязательная для исполнения норма — это требование всемерно проявлять уважение к людям.
Другие этические нормы можно отнести к рекомендуемым. В первую очередь, это касается позиции говорящего относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим, не восхвалять себя. Из этого следует и уважительное отношение к другим: уважение чувства собственного достоинства других, умение видеть в людях прежде всего их достоинства.
Несоблюдение этических норм приводит к моральному ущербу не только для адресата (тот, кто говорит), но и для адресанта (тот, кому адресована речь), поскольку нравственный человек всегда, даже в случае невольного нарушения норм этики, испытывает стыд и угрызения совести. Кроме того, нарушение этических норм общения часто приводит к коммуникативным помехам и неудачам.
Специфика этических норм в том, что они действуют на всём протяжении речевой деятельности, а не только для оценки готового высказывания, а именно: этика определяет в речи мотивы, с которыми человек вступает в общение, далее цели, которые он ставит, средства для достижения этих целей и оценку результата речи, то есть этичность действий слушателя, предпринятых под влиянием данной речи.
Общий этический принцип: «Поступай с людьми так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой». Другими словами, этические нормы речевой культуры и правила речи выводятся исходя из принципа взаимного уважения и одобрения, хотя прямо, словесно это в речи может и не проявляться.
Проблема этического выбора возникает уже на этапе формулирования целей речи. Этичные мотивы и цели определяются стремлением сказать что-то интересное и важное. Доставить радость, сделать человеку приятное, утешить, то есть удовлетворить его духовные потребности во внимании, заботе, уважении, любви.
Этичные мотивы могут быть не только эмоционально положительными, но и эмоционально нейтральными (например, сообщить информацию). Этичными могут быть даже отрицательные эмоции в речи (например, возмущение, несправедливость, гнев, порицание за неэтичный поступок), поскольку эти эмоции проявляются на основе более высоких этических побуждений.
В то же время, если кто-то говорит исходя из низких побуждений (например, обмануть, испортить настроение кому-то, отомстить), то это нарушает законы этики, хотя речевая форма, в которую будет спрятано это намерение, может вполне соответствовать всем остальным этическим нормам речевой культуры.
Поведение истинно воспитанного человека основывается на балансе двух основных тенденций, которые характерны для каждой личности. Это, с одной стороны, тенденция к объединению, сплочению, сближению, консолидации, а с другой стороны, тенденция отделения себя от других, к сохранению своей индивидуальности. Эти тенденции по-разному проявляют себя в различных сферах общения, а также в зависимости от ситуации и взаимоотношений партнёров.
Именно на это нацелен принцип вежливости Дж.Лича. Этот принцип предполагает соблюдение шести максим.
Максима (от лат. Maxima regula — основное правило, принцип) — логический или этический принцип, выраженный в краткой формуле, правило, норма поведения:
1. максима такта (Соблюдай интересы другого! Не нарушай границ его личной сферы!);
2. максима великодушия (Не затрудняй других!);
3. максима одобрения (Не хули других!);
4. максима скромности (Отстраняй от себя похвалы!);
5. максима согласия (Избегай возражений!);
6. максима симпатии (Высказывай благожелательность!).
Общение всегда предполагает духовное взаимодействие с другим человеком, а также потребность и необходимость в нем самом как партнере для достижения общей цели. И потребность эта превращается в готовность согласования своего личного поведения с поведением партнера в стремлении к содружеству, сотрудничеству.
Этическая защита в общении
Этическая защита – это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательства на ее достоинства. К сожалению, учащиеся, да и их родители, порой не осознают, что своими словами и поступками они причиняют ущерб и душевную боль педагогу.
Очевидно, специфика педагогической деятельности не позволяет учителю использовать физическую, экономическую, правовую и иные формы защиты или низводит их эффект к нулю.
Реализацию своего назначения этическая защита производит благодаря трем принципам, для осуществления которых необходимы операционные умения:
1) сохранение педагогом собственного достоинства в момент грубости, направленной в его адрес;
2) корректировка поведения партнера с целью демонстрации ему иных, более культурных форм общения;
3) сохранение достоинства ученика, допустившего оскорбительные действия в адрес учителя.
Существует несколько способов этической защиты.
Мягкие способы защиты:
1. Вопрос на воспроизведение.
2. Вопрос об адресате.
3. Окультуренное воспроизведение.
4. Ссылка на личностные особенности.
5. Оправдание поведения.
6. Проявление доброжелательности.
Задание. Выберите оптимальный способ мягкой защиты в ниже перечисленных условных ситуациях:
Ученик дотрагивается до вашей сумочки, говоря: «Что там?..»;
Ученица без разрешения надевает вашу (чужую) шляпу: «Ох ты! Какая!..»;
Вас перебивают: «Это все глупости! Ерунда какая-то!».
Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со старшеклассниками:
1.Великодушное прощение.
2. Сопоставление достоинств партнера с его поведением.
3.Оставить наедине с собой.
Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы педагог не скатывался в нравоучения. Даже защищаясь, педагог призван развивать личность воспитанника.