Миграция - неотъемлемая составная часть современного общества. Огромные потоки дешевой рабочей силы перемещаются с одного региона в другой. По информации отделения народонаселения ООН, в миграционный оборот втянуто 218 стран мирового сообщества. Согласно прогноза Международной организации по миграции (МОМ), к 2030г. показатель миграционной активности населения земного шара составит 300 млн. человек. Значительную часть этих потоков составляет нелегальная, то есть незаконная миграция.
Что же такое миграция и кто такие мигранты? Существует множество определений миграции. Согласно одним, миграция – это постоянное перемещение отдельных лиц либо групп из одного места в другое. На наш взгляд более удачным является следующее определение, согласно которому миграция населения – это перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на длительное время.
Согласно Е.П. Будалину, который считает, что в основе понятия «мигрант» лежит изменяющееся правовое состояние лица, осуществляющего миграцию на территории Российской Федерации и за ее пределами, под мигрантами следует понимать всех лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев), осуществляющих миграцию.
Кроме законной миграции существует и незаконная миграция. Незаконная миграция – это перемещение в РФ с нарушением законодательства РФ, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории РФ и (или) осуществление ими трудовой деятельности. Другими словами, незаконная миграция – это въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства РФ, устанавливающего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства.
В науке различают три составляющие нелегальной миграции: незаконный въезд, незаконное пребывание и незаконную занятость.
Под незаконным въездом понимается нарушение установленных Федеральным законом N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» правил въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства. Под незаконным выездом понимается нарушение установленных Федеральным законом N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» правил выезда из Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Незаконная занятость охватывает трудовую деятельность иностранцев, осуществляемую ими в нарушение Федерального закона N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Кто же такие незаконные мигранты? Практика показывает, что в основном в эту категорию входят люди молодого и среднего возраста, которые приезжают в нашу страну в основном с двумя целями – либо попытаться натурализоваться или хотя бы приобрести право на легальное пребывание в стране, обретя постоянное место жительства, либо с целью продолжительной или непродолжительной временной трудовой деятельности. Согласно статистике, почти 90% незаконных мигрантов прибывает к нам из стран СНГ, в первую очередь, из Украины, Азербайджана, Таджикистана. Остальные - из стран дальнего зарубежья, в основном, из Юго-Восточной Азии.
Незаконная миграция способствует возникновению и развитию определенных негативных явлений. К ним можно отнести следующие.
Во-первых, в значительных объемах утечка из России финансовых, в первую очередь, валютных средств, в основном за счет ухода от уплаты налогов и приобретения иностранной валюты для ее последующего перевода в страну гражданства. Так, по сведениям Федеральной миграционной службы России миграционный учет встали 8393658 трудовых мигрантов, а въехало в страну 17782394 иностранцев, то есть в два раза больше. Согласно сведениям, полученным из разных источников (банки, Таможенная служба, ФМС и др.), объем финансовых средств, вывезенных из РФ мигрантами отдельных республик СНГ, в ряде случаев превысил объем годовых инвестиций в их национальные экономики. Следует отметить, что наибольшая часть иностранной рабочей силы осуществляет свою трудовую деятельность, как законную, так и незаконную, в сфере торговли и услуг.
Во-вторых, существование и развитие этнических сообществ иностранцев в тех регионах России, в которых нет недостатка в трудовых ресурсах (в основном это района Южного федерального округа). Из-за резкого увеличения трудовых мигрантов в них происходит осложнение ситуации на рынке труда. Национальные диаспоры имеют закрытый характер, чаще всего не следуют российским законам и не считаются с обычаями местного населения, что в совокупности приводит к возникновению межнациональных конфликтов и, в целом, к дестабилизации социально-политической ситуации.
Помимо этого, у местных диаспор существует тесная связь с соплеменниками, проживающими в зарубежных странах, с многими из которых нет визового режима, а значит, вопрос перемещения из одного государства в другое значительно упрощен. Здесь следует особо отметить, что возникает определенная угроза для безопасности России, так как некоторые республики СНГ активно сотрудничают со странами блока НАТО, в закавказские государства имеют договоры о безвизовом режиме с такими странами, как Турция, Иран, Пакистан, в которых немало антироссийски настроенных граждан. Уже можно говорить о том, что в связи с данным явлением существует опасность для наших границ и безопасности всего государства, так как в приграничных районах количество мигрантов начинает быть сопоставимым с количеством местного населения.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
К примеру, в одном из своих выступлений один из руководителей администрации Краснодарского края сказал, что за последние десять на Кубань прибыло свыше миллиона человек и в настоящее время каждый пятый житель края – мигрант. Состав мигрантов многонационален, что приводит в местах их компактного заселения к увеличению многих этнических групп и изменению сложившегося в регионах этно-демографического баланса. При этом большинство мигрантов пытается осесть в наиболее важных в стратегическом отношении районах. В том числе на Черноморском побережье, то есть вблизи государственной границы, где уже отмечено появление компактных поселений этнических мигрантов.
Кроме этого, специалисты высказывают опасения, что в связи с более высокими показателями рождаемости у переселившихся в Краснодарский край, через не столь уж далекое время могут произойти значительные сдвиги в этнической структуре населения и в перспективе русские могут оказаться национальным меньшинством в этом регионе.
Следует отметить еще один аспект. Указ Президента РФ окончательно открывает иностранцам дорогу к профессиональной военной службе в российских вооруженных силах. В условиях целенаправленно проводимой антироссийской политики во многих странах, откуда к нам приезжают желающие служить контрактниками «варяги», такой шаг, на наш взгляд, может сказаться на военной безопасности нашей страны.
В-третьих, это растущая в связи с увеличением количества жителей нагрузка на социальную инфраструктуру, в частности, на здравоохранение и образование, что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим, увеличивает нагрузку на местные бюджеты и усложняет социально-экономическую ситуацию.
Отдельно следует отметить особую проблему, имеющую опасную тенденцию развития – огромное количество нелегальных иммигрантов из Китая, оседающих, в первую очередь, в приграничных районах Сибири и дальневосточных регионов России, что, в конечном счёте, может привести к «мирной потере» этих территорий. В последнее время между Россией и Китаем установились отношения стратегического партнерства, и, по мнению представителей КНР, они должны развиваться как вглубь, так и вширь. Согласно статистике, население России ежегодно сокращается, причем по разным оценкам эта цифра приближается к 1 млн. человек, а ежегодный приток китайцев составляет около 100 тысяч человек. Значительная часть прибывших к нам китайских мигрантов предпочитает не легализовывать свое пребывание на территории России и, в основном, они заняты в тех отраслях, в которых россияне сами не хотят работать. Следует отметить, что со стороны официального Пекина поддержка эмиграционной экспансии пока носит скрытый характер, но в силу определенных причин она неуклонно увеличивается. Нельзя недооценивать события недавнего прошлого, когда Китай в 60-70-е годы прошлого века так же «мирно» расширял свое легальное присутствие в странах Юго-Восточной Азии (Малайзии, Таиланде, Индонезии) и к каким этническим, социальным, экономическим и политическим конфликтам в этих странах привело такое развитие событий.
Миграционная политика - одно из самых молодых направлений деятельности Российского государства. Никогда прежде нам еще не приходилось сталкиваться со столь глобальными миграционными потоками, направленными в нашу страну. Опыт государств, проводящих активную миграционную политику, наглядно показывает, что без конкретных количественных статистических ориентиров она не может быть эффективной и реалистичной.
Практика показывает, что для выработки оптимальных механизмов регулирования и прогнозирования миграционных процессов требуется постоянный мониторинг количественного состава мигрантов, пребывающих в Российскую Федерацию, включающий в себя всесторонний анализ большого объема различного рода информации. Не случайно один из разделов утвержденной Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года посвящен именно информационно-аналитическому обеспечению реализации миграционной политике.
Говоря о законодательном регулировании миграции в нашей стране, следует отметить недостаточное, на наш взгляд, внимание этому вопросу. Несмотря на принятие федеральных законов «О гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и некоторых других, нормативных актов для правовой регламентации этого процесса их явно недостаточно. Нами уже обращалось внимание на непростую ситуацию с мигрантами в ряде регионов России. Для регулирования этой ситуации субъекты РФ, в пределах своей компетенции, издают различные нормативные правовые акты.
Рассмотрим ситуацию на примере южных регионов России, в которых проблема с нелегальными мигрантами стоит достаточно остро. Как уже было отмечено, на протяжении длительного времени в силу климатического и географического положения наиболее привлекательными для мигрантов остаются Краснодарский край и Ростовская область. Исследователи отмечают, что именно в Краснодарском крае наблюдается крайне сложная миграционная ситуация. Благоприятные климатические условия края и относительно высокий уровень жизни в нем привлекают на территорию региона трудовых мигрантов и переселенцев из различных государств ближнего и дальнего зарубежья. В настоящий период по данным ФМС РФ, Краснодарский край занимает первое место по количеству прибывающих мигрантов среди субъектов Юга России. Среди других субъектов Российской Федерации Краснодарский край – на третьем месте как центр миграционного притяжения после Москвы и Московской области.