Управление финансами

документы

1. Компенсации приобретателям жилья 2020 г.
2. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
3. Льготы на имущество для многодетных семей в 2020 г.
4. Повышение пенсий сверх прожиточного минимума с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2020 году
6. Увеличение социальной поддержки семей с 2020 года
7. Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 г.
8. Ипотечные каникулы с 2020 года
9. Новое в пенсионном законодательстве в 2020 году
10. Продление дачной амнистии в 2020 году


Управление финансами
О проекте О проекте   Контакты Контакты   Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Полезные статьи » Ответственность иностранцев

Ответственность иностранцев

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Ответственность иностранцев

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:



  • Что такое депортация? Кто подлежит депортации и в каком порядке она осуществляется?
  • Что такое административное выдворение?
  • Какие категории иностранцев обладают иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации?
  • Какие действия рассматриваются как шпионаж, и какое наказание за них предусмотрено?

    Что такое депортация? Кто подлежит депортации и в каком порядке она осуществляется?

    Депортация — принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания). Высылка осуществляется в государство гражданской принадлежности иностранного гражданина (государство обычного проживания лица без гражданства) либо в государство, из которого прибыл депортируемый, либо в иностранное государство, которое обязано принять такое лицо, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Депортации подлежит не выехавший из Российской Федерации в установленные законом сроки иностранный гражданин или лицо без гражданства:

    - срок проживания или временного пребывания, которого в Российской Федерации сокращен;

    - у которого аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство (ст. 31 Закона о правовом положении иностранцев в России);

    - в отношении, которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 25.10 Закона о въезде и выезде).

    Кроме того, в соответствии со статьей 13 Закона о беженцах в Российской Федерации депортации подлежат:

    —        лица, получившие уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и отказывающиеся от добровольного выезда, если у них отсутствуют иные законные основания для нахождения на территории России;

    —        лица, лишенные статуса беженца или временного убежища в связи с осуждением за совершение преступления на территории России (депортируются после отбытия наказания);

    —        лица, утратившие временное убежище или лишенные временного убежища и не имеющие иных законных оснований для дальнейшего пребывания на территории Российской Федерации и отказывающиеся от добровольного выезда;

    —        члены семьи указанных выше лиц, если у них отсутствуют иные законные основания для нахождения на территории страны, но они отказываются от добровольного выезда.

    Порядок вынесения решения о депортации и порядок его исполнения утвержден приказом МВД России  № 533.

    Решение о депортации иностранного гражданина или лица без гражданства принимает ФМС России по мотивированному представлению руководителя регионального подразделения по делам миграции (в рамках Закона о беженцах) или начальника регионального подразделения паспортно-визовой службы (в остальных случаях).

    При подготовке представления о необходимости депортации региональное подразделение паспортно-визовой службы либо региональное подразделение по делам миграции проводит проверки по централизованным учетам Главного информационного центра МВД России и учетам соответствующих информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Цель этих проверок — выявление обстоятельств, по которым выезд иностранца с территории Российской Федерации недопустим.

    В случае наличия препятствующих выезду обстоятельств депортация иностранца может быть отложена до устранения препятствий либо установления факта невозможности их устранения. Например, при привлечении иностранного гражданина к административной ответственности и назначения в качестве наказания денежного штрафа депортация может быть отложена до момента добровольной выплаты либо принудительного взыскания штрафа, либо установления факта невозможности его взыскания.

    Депортация может быть отложена также, если:

    - иностранец задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда, а если вынесен обвинительный приговор, предполагающий реальное исполнение наказания, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

    - иностранец уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом (выплатить денежную компенсацию, возвратить имущество и т.п.) — до момента добровольного либо принудительного исполнения обязательств, либо до достижения согласия сторонами по этому вопросу, либо до установления факта невозможности исполнения иностранцем этих обязательств;

    - иностранец не выполнил обязательства по уплате налогов — до момента добровольного или принудительного выполнения этих обязательств либо до установления факта невозможности исполнения иностранцем этих обязательств.

    На иностранца, в отношении которого вынесено решение о депортации, заводится учетное дело, в которое включаются:



    - мотивированное представление о депортации;

    - копии документов, удостоверяющих личность и гражданство (подданство) депортируемого иностранного гражданина или лица без гражданства;

    - копия визы.

    При необходимости, копии других документов, связанных с въездом, пребыванием и выездом иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

    О принятом решении, о депортации ФМС России незамедлительно письменно информирует региональные подразделения, представившие материалы. Такое решение объявляется сотрудником соответствующего регионального подразделения иностранному гражданину или лицу без гражданства на личном приеме под роспись, с одновременным вручением копии заключения о депортации. Если иностранный гражданин не владеет русским языком, то решение о депортации объявляется ему при участии переводчика.

    Одновременно с объявлением решения о депортации сотрудник МВД России проставляет в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, штамп, свидетельствующий о запрете депортируемому иностранцу въезда в Россию в течение 5 лет со дня депортации.

    Отметка содержит слова «Въезд не разрешен» и следующие сведения:

    - основание запрещения въезда; наименование органа, проставившего отметку;

    -  подпись и фамилия должностного лица;

    -  дата проставления.

    Записи в отметке вносятся на русском языке. Указанный штамп проставляется также в графе «Отметки о регистрации по месту временного пребывания» выездной части миграционной карты депортируемого иностранного гражданина.

    Депортацию за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства осуществляют органы МВД России. Способы исполнения решения о депортации зависят от конкретных обстоятельств, связанных с исполнением решения о депортации (приобретение проездных документов, оформление в дипломатических представительствах или консульских учреждениях иностранных государств виз, необходимых для транзита и въезда в государство конечного назначения).

    Кроме того, по решению суда иностранный гражданин или лицо без гражданства до исполнения решения о депортации может быть помещен в специальные закрытые учреждения. Для депортации организуется сопровождение иностранного гражданина или лица без гражданства сотрудниками МВД России до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, а в пункте пропуска — сотрудниками МВД России и/или сотрудниками пограничных органов.

    В случае если Российской Федерацией с. государством выезда депортируемого иностранного гражданина или лица без гражданства заключен международный договор о возврате, приеме незаконно находящихся на территории государств лиц, орган МВД России, ответственный за исполнение решения о депортации, направляет компетентным органам иностранного государства, на территорию или через территорию которого иностранный гражданин депортируется, ходатайство о его приеме, и согласовывает место и время передачи представителю властей иностранного государства депорт тируемого лица.

    Если передача депортируемого лица представителю власти иностранного государства международным договором Российской федерации с указанным государством не предусмотрена, депортация осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.

    При этом в соответствии со статьей 13 Закона о беженцах в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства не может быть депортирован в государство гражданской принадлежности (подданства) или государство постоянного проживания против его воли и без согласования с МИД России.

    Кроме того, допускается исполнение решения о депортации в добровольном порядке путем самостоятельного выезда лица из России в срок, установленный решением о депортации (если отсутствуют подозрения в уклонении лица от выезда с российской территории).

    Факт выезда в этом случае контролируется путем:

    - определения иностранцу пункта пропуска, через который он должен покинуть территорию Российской Федерации;

    - сообщений в пограничные органы и пост иммиграционного контроля о планируемом выезде депортируемого и сроках выезда;

    - последующего отслеживания органами МВД России факта исполнения решения о депортации.

    Выезд депортируемого подтверждается сдачей им выездной частей Миграционной карты пограничному органу в пункте пропуска! После чего информация заносится в центральную базу данных, через которую й осуществляется контроль за исполнением решения о депортации.

    Если иностранец не выедет самостоятельно в установленные сроки, он подлежит принудительному перемещению за пределы страны.

    Информация о депортации вносится в центральный банк данных МВД России. Одновременно с этим МВД России по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи направляет информацию о депортации в МИД России. Министерство иностранных дел уведомляет о депортации дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания депортированного иностранного гражданина или лица без гражданства.

    Депортация осуществляется за счет средств депортируемого. В случае отсутствия у него средств расходы несут физическое или юридическое лицо, государственный орган, учреждение или организация, которые ходатайствовали о выдаче иностранцу приглашения на въезд в Россию.

    В случае если иностранный работник был принят на работу с нарушением установленного порядка привлечения и использования  иностранных работников, депортация осуществляется за счет средств работодателя.

    Если установить приглашающую сторону невозможно, мероприятия по депортации оплачиваются государством.

    Что такое административное выдворение?

    Кто подлежит административному выдворению и в каком порядке оно осуществляется?

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации — один из видов административного наказания; который может применяться только к иностранцам. Выдворение иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу Российской Федерации за ее пределы, или в их самостоятельном выезде в установленные сроки (ст. 3.10 КоАП РФ). Выдворение осуществляется в государство гражданской принадлежности иностранного гражданина (государство обычного проживания лица без гражданства) либо в государство, из которого прибыл выдворяемый, либо в иностранное государство, которое обязано принять такое лицо, исходя из международных договоров российской Федерации.           ,

    Административное выдворение может повлечь за собой совершение следующих административных правонарушений, ответственность за которые установлена Кодексом об административных правонарушениях:

     - нарушение режима государственной границы Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.1);

    - нарушение режима в пунктах пропуска через госграницу (ч. 2 ст.: 18.4);              

    - нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8);

    - осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу (ч. 2 ст. 18.19);      

    - нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11).        

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания назначается судьей. За административные правонарушения, предусмотренные частью 2 ст. 18.1 и частью 2 ст. 18.2 КоАП РФ, в случае их совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства при въезде в Российскую Федерацию, административное выдворение может быть назначено должностными лицами пограничных органов.

    Следует иметь в виду следующие особенности производства, но делам об административных правонарушениях, повлекшим административное выдворение за пределы России иностранного гражданина либо лица без гражданства (по сравнению с общим порядком административного производства):

    - при рассмотрении дела об административном правонарушении обязательно присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.1);

    - протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (ст. 28.8);

    - дело об административном правонарушении рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6);

    - жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы (ст. 30.2);

    - жалоба на постановление об административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если привлеченное к административной ответственности лицо подлежит административному выдворению (ст. 30.5);

    - решение по жалобе об административном выдворении доводится до сведения исполняющих постановление органа, должностного лица, а также лица, в отношении которого вынесено решение, в день его вынесения (ст. 30.8).

    Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации исполняется:

    -           пограничными органами — при совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 ст. 18.1 («Нарушение режима государственной границы») и частью 2. ст. 18.4 («Нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу»);

    -           органами МВД России — при совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.8 («Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации»), частью 2 ст. 18.19  («Осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности без разрешения на работу») и статьей 18.11 («Нарушение иммиграционных правил»).

    Постановление об административном выдворении за пределы России исполняется путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого лица. Исполнение постановления об административном выдворении оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта.

    Кодекс об административных правонарушениях предусматривает возможность содержания выдворяемого в специальных помещениях для задержанных органов МВД или пограничных органов (ч. 5 ст. 32.10) до исполнения решения об административном выдворении за пределы страны по решению суда.

    Порядок подготовки материалов органами МВД для направления в суд с целью назначения наказания в виде выдворения и исполнения решений о выдворении определен приказом МВД России № 533.

    Так, сотрудник МВД России, выявивший иностранного гражданина, виновного в совершении действий, за которые в качестве меры административного наказания может быть установлено административное выдворение, подает рапорт начальнику ОВД (УВД) или его заместителю, где излагаются обстоятельства, связанные с пребыванием иностранца в Российской Федерации, и правовые основания для рассмотрения вопроса об его административном выдворении.

    При выявлении признаков административного правонарушения, а также в целях установления личности иностранец может быть задержан и помещен в изолятор временного содержания задержанных (или аналогичное помещение) ОВД (УВД).

    Если в отношении лица ведется административное производство за нарушение режима государственной границы Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.1), нарушение режима в пунктах пропуска через госграницу (ч. 2 ст. 18.4), нарушение режима пребывания (проживания) в России (ст. 18.8) или нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11) срок административного задержания нарушителя может составлять до 48 часов.

    При разбирательстве по факту работы иностранца в Российской Федерации без получения разрешения на нее (ч. 2 ст. 18.19) срок административного задержания не может быть более 3 часов.

    В случае административного задержания иностранного гражданина или лица без гражданства уточняются данные о его личности путем направления соответствующих запросов в центральный банк данных.

    В предусмотренных международными договорами случаях информация об административном задержании иностранного гражданина направляется в консульское учреждение или дипломатическое представительство иностранного государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания данного лица. По требованию задержанного указанная информация должна быть направлена безотлагательно. При отсутствии у задержанного лица удостоверяющих личность документов, такая информация сопровождается обращением об оказании содействия в установлении его личности и документировании задержанного.

    С целью установления оснований, ограничивающих выезд иностранного гражданина из Российской Федерации, ведутся проверки по централизованным учетам главного информационного центра МВД России и учетам соответствующих информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

    При отсутствии препятствующих выезду оснований после оформления всех необходимых материалов начальник ОВД (УВД) или его заместитель направляет их в суд, где при личном присутствии иностранного гражданина или лица без гражданства рассматривается вопрос об административном выдворении.

    Оформленные материалы дела об административном правонарушении (рапорт сотрудника органов МВД России, протоколы об административных задержании и правонарушении, результаты проведенных проверок и иные необходимые документы) направляются в суд в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.

    Копии документов, направляемых в суд, копии удостоверяющих личность и гражданство (подданство) иностранного гражданина документов, визы, а при необходимости — и иные связанные с въездом, пребыванием и выездом иностранца из Российской Федерации документы формируются в одно учетное дело лица, совершившего административное правонарушение.

    Направленное в суд дело об административном правонарушении рассматривается в предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях порядке.

    При вынесении решения об административном выдворении суд также может постановить, что до выдворения иностранный гражданин, или лицо без гражданства будет содержаться в изоляторе временного содержания в ОВД (УВД). Ответственный за исполнение решения сотрудник ОВД (УВД) определяет (при необходимости по согласованию с МИД России) государство выезда выдворяемого лица и принимает меры для его выезда.

    В удостоверяющем личность документе выдворяемого проставляется штамп установленного образца, свидетельствующий о запрете въезда ему в Россию в течение 5 лет.

    Отметка содержит слова «Въезд не разрешен» и следующие сведения:

    •          основание запрещения въезда;

    •          наименование органа, проставившего отметку;

    •          подпись и фамилию должностного лица;

    •          дату проставления.

    Записи в отметке производятся на русском языке.

    Одновременно указанный штамп проставляется в графе «Отметки о регистрации по месту временного пребывания» выездной части миграционной карты выдворяемого иностранного гражданина.

    При отсутствии у выдворяемого удостоверяющих личность документов ОВД направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания выдворяемого иностранного гражданина обращение о его документировании в возможно короткие сроки. Копия такого обращения направляется по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи в соответствующий территориальный департамент МИД России для оказания по дипломатическим каналам содействия в документировании.

    В случае задержки документирования выдворяемого лица либо отсутствия финансовых средств на его отправку, а также иных обстоятельств, препятствующих исполнению постановления об административном выдворении, начальник ОВД (УВД) направляет материалы вынесшему постановление судье для рассмотрения вопроса о продлении срока содержания иностранного гражданина в специальных помещениях для задержанных.

    Постановление о выдворении может исполняться лицом самостоятельно в добровольном порядке (самостоятельный контролируемый выезд).

    Факт самостоятельного выезда выдворяемого иностранца контролируется органами МВД в порядке, аналогичном контролю за самостоятельным выездом депортируемого лица.

    Если выдворяемый иностранец не выедет из России в установленный срок, то до пункта пропуска через государственную границу он будет доставлен под сопровождением сотрудников МВД.

    В случае если Российской Федерацией с государством выезда выдворяемого иностранного гражданина или лица без гражданства заключен международный договор о возврате, приеме лиц, незаконно находящихся на территории государств, то действия органов МВД по исполнению решения о выдворении иностранца аналогичны действиям по депортации.

    Информация о выдворении также вносится в центральный банк данных МВД России и одновременно по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи направляется в МИД России, откуда она поступает в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания депортированного иностранного гражданина или лица без гражданства.

    Постановление об административном выдворении с отметкой об исполнении административного наказания возвращается судье, а копия постановления об административном выдворении с отметкой о выезде выдворяемого иностранца из страны подшивается в его учетное дело.

    Пограничные органы при исполнении решений о выдворении руководствуются Кодексом, об административных правонарушениях и ведомственными документами. Порядок исполнения решений о выдворении пограничными органами существенно не отличается от рассмотренного порядка выдворения, осуществляемого органами МВД России.

    В ряде случаев применить административное выдворение невозможно в силу особых международных обязательств Российской Федерации. Так, в соответствии с международными договорами Российской Федерации с рядом стран — участниц СНГ не могут быть выдворены граждане этих государств, постоянно проживающие на территории России. В частности, договором между Российской Федерацией и Туркменистаном «О правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» установлено, что на граждан обоих государств, постоянно проживающих на территории другой договаривающейся стороны, «не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, которые установлены или могут быть установлены для иностранных граждан в Стороне проживания, включая условия и порядок въезда, пребывания, выдворения и выезда». Подобные договоры заключены также с Арменией    и Грузией.

    Таким образом, к гражданам Туркменистана, Армении и Грузии, постоянно проживающим и России на основании вида на жительство, не может быть применено административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федераций.

    Следует учитывать положения Соглашения о порядке выезда граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в государства, не входящие в Содружество Независимых Государств и выезда из них. В соответствии со статьей 10 указанного Соглашения граждане сторон, прибывшие в пункт пропуска без необходимых документов из государств, не входящих в Содружество, не могут быть выдворены обратно или переданы властям государств, не входящих в Содружество, без согласия на это стороны, гражданами которой они являются. Например, если гражданин Республики Молдова прибыл самолетом из Германии в международный аэропорт в России и не имеет при себе необходимых документов для въезда в Россию, то пограничные органы не вправе его выдворить обратно в Германию. Такие лица должны быть переданы в государство своей гражданской принадлежности.

    В каких случаях иностранный гражданин или лицо без гражданства может быть привлечен к уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации?

    Уголовная ответственность — самый строгий вид юридической ответственности за совершение наиболее серьезных правонарушений — преступлений. В России преступность и наказуемость деяний, а также условия, при которых наступает ответственность за их совершение, определены в едином кодифицированном акте — Уголовном кодексе РФ.

    Иностранцы могут привлекаться к уголовной ответственности в соответствии с нормами Уголовного кодекса в следующих случаях:

    1.         При совершении иностранными гражданами или лицами без гражданства преступлений на территории России — так называемый территориальный принцип привлечения к уголовной ответственности.

    Действие территориального принципа относится также и к случаям совершения преступлений:

    - в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации;

    - на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

    - на кораблях, приписанных к российскому порту, находящихся в открытом водном пространстве вне пределов России;

    - на воздушном судне (самолете, вертолете и др.), приписанном к аэропорту Российской Федерации, при нахождении в открытом воздушном пространстве вне пределов страны;

    - на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации (независимо от местонахождения).

     Однако в части 4 ст. 11 УК РФ есть исключение из принципа наказуемости по российскому уголовному закону всех иностранцев, совершивших преступления на территории Российской Федерации. Оно касается уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, пользующихся иммунитетом, то есть изъятием из-под юрисдикции государства пребывания.

    В случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации вопрос о привлечении их к ответственности разрешается в соответствии с нормами международного права. По общему правилу, закрепленному во многих международных документах, лицо, обладающее иммунитетом, может быть привлечено к уголовной ответственности судебным органом страны пребывания только в том случае, если государство, интересы которого это лицо выражает, определенно выразит свое согласие на его привлечение к уголовной ответственности. Такое правило закреплено, в частности, в Венской конвенции о дипломатических сношениях.

    2.         При совершении постоянно проживающими на территории Российской Федерации (имеющими вид на жительство) лицами без гражданства преступления вне пределов России и признания совершенного ими деяния преступлением в государстве, где оно было совершено, а эти лица не понесли ответственности в иностранном государстве. Например, если постоянно проживающее в России на основании вида на жительство лицо без гражданства совершит убийство либо разбойное нападение на территории Испании, то оно будет привлечено к уголовной ответственности в России соответственно по статье 105 или 162 УК РФ, если такое лицо без гражданства не было осуждено за совершение указанных преступлений испанским судом по законодательству Испании.

    Уголовным кодексом РФ установлено, что при осуждении таких лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление. Таким образом, в вышеназванном примере российский суд при вынесении приговора не может назначить лицу без гражданства наказание более строгое, чем предусмотренное за убийство или разбойное нападение в Испании.

    3.         Лица без гражданства, не имеющие российского вида на жительство, а также иностранные граждане, в случае совершения ими преступлений за пределами России, если совершенное ими преступление направлено против интересов Российской Федерации и если они не были осуждены в иностранном государстве. Например, при совершении иностранным гражданином покушения на жизнь российского посла в иностранном государстве, он должен быть привлечен к уголовной ответственности в России по статье 277 УК РФ, если за это деяние преступник не будет привлечен в государстве, на территории которого он совершил покушение.

    Преступления, направленные против Российской Федерации, — это, прежде всего, преступления, предусмотренные разделом X УК РФ (преступления против государственной власти). Однако в качестве таковых могут быть расценены и иные преступления (например, убийство выдающегося российского ученого).

    4.         Если это вытекает из международных договоров Российской Федерации. Российской Федерацией заключен целый ряд договоров, в соответствии с которыми Российское государство должно осуществлять уголовное преследование лиц за совершение ими определенных видов преступлений (терроризм, фальшивомонетничество, угон воздушных судов, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков и др.) вне зависимости от их гражданства, места совершения преступления и факта направленности преступного деяния против интересов Российской Федерации. Это правило служит целям борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера.

    В частности, статья 7 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. При Отказе в выдаче преступника устанавливает обязанность государства, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования без каких-либо исключений и зависимости от места совершения преступления. Аналогичные положения содержатся также и в ряде других договоров, участницей которых является Российская Федерация. 

    Какие категории иностранцев обладают иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации?

    Иммунитет от уголовной юрисдикции — это специальный статус иностранца, означающий не привлечение его к уголовной ответственности за совершение преступлений на территории Российской Федерации без согласия государства, интересы которого это лицо выражает.

    Круг лиц, обладающих иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации, определяется международно-правовыми нормами, и он достаточно широк.

    При этом следует разделять лиц, обладающих общим и относительным (функциональным) иммунитетом. Функциональный иммунитет в отличие от общего распространяется только на действия, связанные с выполнением лицом служебных обязанностей (функций). Таким образом, при совершении действий иностранцем, обладающим функциональным иммунитетом, не входящих в круг его служебных обязанностей, которые в соответствии с Уголовным кодексом РФ будут считаться преступными, он будет привлечен к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Если же преступные, с точки зрения Уголовного кодекса, действия будут входить в круг его должностных обязанностей, то иностранец не сможет быть привлечен к уголовной ответственности в России, если только государство, гражданином которого Он является или в котором он постоянно проживает (для лица без гражданства), не выдаст разрешение на его привлечение к уголовной ответственности.

    Например, водитель посольства иностранного государства, нарушив правила дорожного движения, совершил наезд на пешехода, что влечет за собой смерть пешехода.

    С точки зрения Уголовного кодекса РФ, его действия можно считать преступлением. В соответствии со статьей 264 УК РФ нарушение лицом, управляющим автомобилем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет, а то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет.

    Статья 13 УК РФ    также установила, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Это принципиальное положение было также подтверждено при подписании Россией Европейской конвенции о выдаче. Путем соответствующей оговорки. В иных международных соглашениях Российская Федерация также не взяла на себя обязательств по выдаче российских граждан иностранным государствам.

    В отличие от российских граждан иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской федерации, если они совершили преступление вне пределов ее территории.

    Россией заключен ряд договоров об экстрадиции иностранных граждан и лиц без гражданства. Это уже упомянутая Европейская Конвенция о выдаче. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, двусторонние межгосударственные соглашения по вопросам правовой помощи в целом (например, Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам,  или специальные договоры по вопросам выдачи Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией «О выдаче».

    Кроме того, уголовно-процессуальным кодексом РФ допускается экстрадиция на основании принципа взаимности: в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет также произведена выдача. Решение об экстрадиции в России принимается Генеральным прокуроров или его заместителем.

    Статьей 462 УПК РФ установлены следующие условия выдачи:

    - деяние, совершенное лицом, в отношении которого поступил запрос об экстрадиции, должно признаваться уголовно наказуемым как по российскому законодательству, так и по законодательству иностранного государства (так называемый принцип «двойной криминальности»);

    - уголовный закон за совершение этих деяний должен предусматривать наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание (лишение свободы на более длительный срок, пожизненное заключение либо смертную казнь), когда выдача лица производится для уголовного преследования;

    - лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, должно быть осуждено к лишению свободы на срок не менее б месяцев или к более тяжкому наказанию, если выдача производится для исполнения наказания;

    - иностранное государство, направившее запрос, должно гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

    Статьей 464 УПК РФ установлены также обстоятельства, при которых выдача не производится. Среди них есть группа безусловных оснований отказа в выдаче лица и основания, по которым в экстрадиции лишь может быть отказано.

    К первой группе, кроме наличия у лица гражданства Российской Федерации, относятся также случаи, когда:

    —        лицо, в отношении которого поступил запрос в экстрадиции, признано беженцем или ему предоставлено политическое убежище (см. главу 6);

    —        в отношении указанного в запросе лица на российской территории за то же самое преступление вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу.

    —        в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности.

    В соответствии со статьей 78 УК РФ лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

    -           2 года после совершения преступления небольшой тяжести;

    -           6 лет после совершения преступления средней тяжести;

    -           10 лет после совершения тяжкого преступления;

    -           15 лет после совершения особо тяжкого преступления.

    Сроки давности привлечения к уголовной ответственности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

    Например, если гражданин Болгарии совершил квартирную кражу (без иных отягчающих обстоятельств) в Республике Болгария 11 лет назад, он не может быть экстрадирован. За квартирную кражу частью 3 ст. 157 УК РФ предусмотрено в качестве самого строгого наказания лишение свободы на срок до 6 лет. Это преступление относится к категории тяжких, а привлечение к ответственности за тяжкие преступления возможно, если с момента совершения преступления не прошло более 10 лет.

    Правда, необходимо иметь в виду, что течение сроков давности приостанавливается, если совершившее преступление лицо уклоняется от следствия или суда (скрывается от правоохранительных органов, меняет место жительства, изменяет внешность). В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной.

    Например, если гражданин Польши, совершив в своем государстве мошенничество, сразу переехал для проживания в Россию с целью скрыться от польских правоохранительных органов, он считается уклонившимся от следствия и суда. При поступлении запроса на такого иностранца Россия не вправе отказать иностранному государству в экстрадиции, так как в данном случае сроки привлечения к ответственности не истекут.

    Кроме того, в соответствии со статьей 83 УК РФ приговор в отношении лица не может быть приведен в исполнение, если со дня вступления его в законную силу истекли предельные сроки.

    Например, если в отношении гражданина Чехии вынесен обвинительный приговор за совершение грабежа без отягчающих обстоятельств, что в России рассматривается как преступление средней тяжести (ч. 1 ст. 161 УК РФ предусмотрено максимальное наказание до 4 лет лишения свободы), но приговор по каким-либо причинам не был приведен в исполнение (например, лицу была предоставлена отсрочка), то по истечении 6 лет со дня его вынесения он уже не сможет быть приведен в исполнение. Такой иностранец, находящийся на территории Российской Федерации, не может быть выдан в Чехию для отбытия наказания.

    Течение сроков давности исполнения приговора также приостанавливается, если осужденный уклоняется от отбывания наказания; в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение или по иному законному основанию.

    По российскому законодательству уголовное дело не может быть возбуждено, если отсутствуют законные поводы и основание возбуждения уголовного дела.

    В соответствии со статьей 140 поводами для возбуждения уголовного дела служат:

    - заявление о преступлении;

    - явка с повинной;

    - сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (сообщения СМИ, рапорт сотрудника полиции и т.п.).

    Отсутствие в запросе об экстрадиции данных о поводе, по которому возбуждено уголовное дело, должно являться основанием к отказу в выдаче иностранца.

    Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных (доказательств), указывающих на признаки преступления. Отсутствие оснований к возбуждению уголовного дела должно влечь за собой отказ в его возбуждении (ст. 24 УПК РФ), а, следовательно, и отказ в экстрадиции.

    Например, не может быть выдан 18летний иностранец, обвиняемый в совершении убийства 5 лет назад, так как с точки зрения Уголовного кодекса РФ это причинение смерти человеку лицом, не достигшим возраста 14 лет, что не образует состава преступления. В России привлечение к уголовной ответственности возможно только с 14 лет. В этом случае отсутствуют основания для возбуждения уголовного дела; имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица. Такое решение может быть вынесено при обжаловании иностранным гражданином или лицом без гражданства в суд решения Генерального прокурора о выдаче на основании статьи 463 УПК РФ.

    В ряде случаев возможность экстрадиции зависит от усмотрения Генерального прокурора РФ.

    Генеральный прокурор может принять решение о выдаче либо об отказе в выдаче в следующих случаях:

    •          деяние, послужившее основанием для запроса в выдаче, совершено на территории Российской Федерации или за ее пределами, но против интересов России. В этом случае лицо, как правило, подлежит привлечению к ответственности в России по российскому законодательству;

    •          осуществляется уголовное преследование в Российской Федерации лица за то же самое деяние, в отношении которого направлен запрос об экстрадиции, то есть по факту преступления, явившегося основанием запроса, российскими правоохранительными органами в отношении запрашиваемого лица возбуждено уголовное дело либо он привлечен по нему в качестве обвиняемого;

    •          уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в частном порядке. В законодательстве каждого государства определяются деяния, за совершение которых уголовное преследование возможно только в частном порядке. В Российской Федерации уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьей 115 УК РФ (причинение легкого вреда здоровью), 116 УК РФ (побои), частью 1 ст..129 УК РФ (клевета) и статьей 130 УК РФ (оскорбление), считаются уголовными делами частного обвинения и возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (ч. 2 ст. 20 УПК РФ). По таким делам, а также делам, отнесенным к делам частного обвинения законодательством государства, запрашивающего экстрадицию, выдача иностранца не будет осуществлена.

    Также необходимо учитывать, что Российская Федерация отказывает в экстрадиции в следующих случаях:

    - если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства ему не были или не будут обеспечены минимальные процессуальные гарантии (право на адвоката, право на представление доказательств и т.д.). В данном случае имеются в виду суды по типу трибуналов военного времени, «троек» сталинской эпохи и т.п.;

    - имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения;

    - имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.

    Эти утверждения основываются на оговорках, сделанных Россией при ратификации Европейской конвенции о выдаче федеральный закон от 25 октября 1999 г. № 190ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней».

    Кроме того, Российская Федерация оставляет за собой право не выдавать лиц, выдача которых может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам. Например, скорее всего, будет отказано в выдаче иностранца, который ознакомлен с государственной тайной. Оценка всех этих обстоятельств находится на усмотрении Генерального прокурора.

    Уголовно-процессуальным кодексом РФ установлен следующий порядок экстрадиции иностранцев.

    Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации, принимается генеральным прокурором или его заместителем, о чем письменно уведомляется лицо, в отношении которого оно принято. Решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента получения им уведомления. В случае обжалования решения выдача иностранного гражданина не производится вплоть до вступления в законную силу судебного решения.

    Если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения судом Российской Федерации. Если к запросу о выдаче лица не приложено решение судебного органа об избрании в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор направляет в районный суд ходатайство об избрании меры пресечения.

    В соответствии со статьей 463 УПК РФ решение о выдаче может быть обжаловано в суд субъекта Российской Федерации по местонахождению лица, в отношении которого принято это решение, или его защитником в течение 10 суток с момента получения уведомления. Для этого достаточно направить в суд письменную жалобу в свободной форме. При этом необязательно изложение мотивов и оснований, по которым экстрадируемый считает решение о выдаче незаконным. Бремя доказывания законности и обоснованности решения о выдаче лежит на принявших его должностных лицах, Проверка законности и обоснованности решения’ о выдаче лица производится в течение 1 месяца со дня получения жалобы судом.

    Если лицо, в отношении которого принято решение об экстрадиции, находится под стражей, то администрация места его содержания под стражей, получив адресованную суду жалобу, немедленно направляет ее в соответствующий суд и уведомляет об этом прокурора.

    Прокурор в течение 10 суток со дня поступления в суд жалобы направляет туда материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица.

    Проверка законности и обоснованности решения о выдаче лица производится в течение 1 месяца со дня получения жалобы судом, состоящим из трех судей, в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче, и его защитника, если он участвует в уголовном деле.

    В ходе судебного рассмотрения суд не обсуждает вопросы виновности лица, принесшего жалобу, ограничиваясь проверкой соответствия решения о выдаче данного лица законодательству и международным договорам Российской Федерации.

    В результате проверки по жалобе суд выносит определение о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и его отмене либо об оставлении жалобы без удовлетворения.

    В случае отмены решения о выдаче лица суд отменяет и меру пресечения, избранную в отношении подавшего жалобу лица;

    Определение суда об удовлетворении жалобы или отказе в этом может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 7 суток со дня его вынесения.

    После вступления решения об экстрадиции в законную силу Российская Федерация уведомляет иностранное государство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. Если данное лицо не будет принято в течение 15 суток со дня, установленного для передачи, то оно может быть освобождено из под стражи.

    В случае если по не зависящим от него обстоятельствам иностранное государство не может принять подлежащее выдаче лицо, и уведомляет об этом Российскую Федерацию, то дата передачи может быть перенесена. В том же порядке будет перенесена дата передачи, если Российская Федерация по не зависящим от нее обстоятельствам не может передать лицо, подлежащее выдаче. Во всяком случае, лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи.

    Международным правом предусматривается возможность выдачи иностранных граждан и лиц без гражданства не только иностранным государствам, но и международным судебным органам. В настоящее время действуют: Международный трибунал по Руанде, Международный трибунал по Югославии, а также Международный уголовный суд.

    Так, международные трибуналы по Руанде и Югославии учреждены Советом Безопасности ООН. Цель их создания — судебное преследование лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории этих государств (в Руанде и прилегающих к ней государствах в период с 1 января по 31 декабря, а на территории бывшей Югославии). При этом установлено, что юрисдикция международных трибуналов имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов всех государств. На любом этапе судебного разбирательства международные трибуналы могут официально просить компетентные национальные органы, осуществляющие параллельные действия по привлечению виновных лиц к уголовной ответственности, передать им производство по делу, а государства обязаны без каких-либо неоправданных задержек выполнять любые просьбы соответствующего международного трибунала об оказании помощи, включая арест или задержание лиц и выдачу обвиняемых.

    Обязательность указанных норм для всех стран — участниц Организации Объединенных Наций вытекает из статьи 25 Устава ООН, в соответствии с которым члены ООН императивно подчиняются решениям Совета Безопасности ООН и обязаны их выполнять.

    Если, например, от Международного трибунала по Югославии в Россию поступит запрос на экстрадицию какого-либо конкретного лица, подозреваемого в военных преступлениях на территории бывшей Югославии, то российские правоохранительные органы обязаны будут задержать такое лицо и осуществить его экстрадицию в порядке, предусмотренном для выдачи иностранным государствам.

    Международный уголовный суд, в отличие от трибуналов, был учрежден многосторонним открытым для подписания межгосударственным соглашением — Римским статутом Международного уголовного суда. Россия подписала указанный документ, однако он еще не ратифицирован, поэтому Римский статут Международного уголовного суда для России пока не действует. Однако, учитывая скорую ратификацию, следует обратить внимание на следующее.

    Международный уголовный суд является постоянно действующим органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества: геноцид, преступления против человечности, военные преступления, агрессия. Римским статутом Международного уголовного суда установлена обязанность государства-участника реагировать на просьбу о предварительном аресте или об аресте и передаче суду, какого ли. При этом просьба об аресте и экстрадиции должна выполняться, несмотря на наличие иммунитета или специальных процессуальных норм, связанных с должностным положением лица.

    В связи с этим после ратификации Россией Римского статута фи наличии запроса Международного суда об экстрадиции российские правоохранительные органы будут обязаны задерживать и выдавать иностранных граждан и лиц без гражданства, указанных запросе, причем даже тех, которые обладают иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской.

    Какие действия рассматриваются как шпионаж, и какое наказание за них предусмотрено?

    Ответственность за шпионаж предусмотрена статьей 276 УК РФ.

    Шпионаж — это передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности страны, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.

    За совершение этого преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет.

    Из определения шпионажа видно, что он может быть двух видов. Во-первых, это шпионаж, предметом которого являются только сведения, составляющие государственную тайну. Перечень категорий (общих групп) сведений, в соответствии с которыми те иные сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются, определен в статье 5 Закона РФ № 54851 «О государственной тайне»  (с посл., измен, и доп.).

    Второй вид — это шпионаж, предметом которого являются иные сведения, не являющиеся государственной тайной, передаваемые для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. При этом передача или собирание сведений, не содержащих государственной тайны, для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, являются шпионажем лишь в случае, если это делается по заданию иностранной разведки.

    Под передачей сведений понимается их сообщение иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Сообщение это может быть сделано любым способом (устно, письменно, по телефону, через других лиц и т.д.).

    Собирание сведений может осуществляться различными способами (путем личного наблюдения, фотографирования секретных объектов, использования звукозаписи, приобретения за деньги и т.д.).

    Похищение сведений — это изъятие из учреждений, предприятий, организаций, у отдельных лиц определенных документов (планов, чертежей, отчетов и т. д.), содержащих государственную тайну.

    Шпионаж считается совершенным с момента выявления одного из указанных действий независимо от того, удалось ли передать собранные сведения адресату или нет. Указанные действия являются преступлением только при совершении их с прямым умыслом.

    Иностранный гражданин или лицо без гражданства может быть привлечено к ответственности за шпионаж по достижении 16 лет.

    В каких случаях иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности по законодательству Российской Федерации?

    Действия (бездействия), подпадающие под категорию административных правонарушений, установлены Кодексом об административных правонарушениях и законодательством об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации.

    Ответственность иностранцев за совершение административных правонарушений строится на началах национального режима, то есть на тех же правилах, на основании которых осуществляется привлечение к административной ответственности граждан России, согласно Кодексу об административных правонарушениях иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения (на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации), подлежат административной ответственности на общих основаниях с российскими гражданами (ст. 2.6).

    Исключением, как и в случае привлечения к уголовной ответственности, является наличие у лица правового иммунитета. В соответствии со статьей 2.6 КоАП РФ вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на ее территории административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

    Исходя из общих правил, закрепленных во многих международных документах, обладающее иммунитетом лицо может быть привлечено к административной ответственности в России только в случае, если государство, интересы которого это лицо выражает, определенно выразит свое согласие на его привлечение к уголовной ответственности. Такое правило, закреплено, в частности, в Венской конвенции о дипломатических сношениях.

    По международному праву административно-правовой иммунитет, как правило, предоставляется тому же кругу лиц и на тех же условиях, что и уголовно-правовой.

    В то же время иммунитет от административной юрисдикции, предоставляемый многим категориям лиц, зачастую уже, чем иммунитет от уголовной юрисдикции. Так, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях. Члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства в России пользуются общим (абсолютным) уголовно-правовым иммунитетом (если они не проживают в Российской Федерации на основании вида на жительство). Но в то же время иммунитет от административной юрисдикции России распространяется только на те действия, которые совершаются ими при исполнении своих обязанностей (функциональный административно-правовой иммунитет).

    За какие действия, связанные с въездом в Российскую Федерацию, выездом из России и нахождением на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, установлена административная ответственность? Какое наказание предусмотрено за эти правонарушения?

    Административная ответственность за действия, связанные с въездом в Российскую Федерацию, выездом из России и нахождением на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства, установлена Кодексом об административных правонарушениях.

    Ниже приведены (с указанием статьи КоАП РФ и размера наказания) основные виды административных правонарушений, за совершение которых иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности.

    Статья 18.1 (ч. 2) Нарушение правил пересечения государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами (лицами без гражданства) и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через нее и в обратном направлении влечет наложение административного штрафа в размере до 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

    Статья 18.2 (ч. 1). Нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

    Статья 18.4 (ч. 2). Нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации влечет наложение на иностранного гражданина или лица без гражданства административного штрафа в размере до 1000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

    Статья 18.7 Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

    Статья 18,8 нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся:

    -           в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию;

    -           в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в России;

    -           в утрате таких документов при неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган;

    -           в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства;

    -           в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания;

    -           в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

    Статья 18.9 (ч. 2). Если постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, пригласивший в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства по частным делам и предоставивший ему жилое помещение, не принял мер по обеспечению в установленном порядке их своевременной регистрации и выезда за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации, то это деяние влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей.

    Статья 18.9 (ч. 3). Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, влечет наложение административного штрафа на иностранных граждан и лиц без гражданства в размере от 1000 до 2000 рублей.

    Статья 18.10 (ч. 2). Осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2500 рублей с административным выдворением за пределы страны или без такового.

    Статья 18.11 (ч. 1). Нарушение иммиграционных правиле форме:

    - уклонения иммигранта от прохождения иммиграционного контроля, предусмотренного законодательством Российской Федерации, медицинского освидетельствования, идентификации личности;

    - уклонения иммигранта от проживания в месте временного содержания при посте иммиграционного контроля, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном Федеральной миграционной службой, для временного пребывания;

    - нарушения правил проживания в месте временного содержания при посте иммиграционного контроля, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном Федеральной миграционной службой, для временного пребывания;

    - уклонения от предоставления сведений или предоставление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

    Статья 18.12 Нарушение беженцем (а также лицом, которому предоставлено временное убежище) правил пребывания (проживали) в Российской Федерации, выразившееся в:

    -           неисполнении беженцем или вынужденным переселенцем при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с улета в территориальном подразделении по делам миграции МВД России, к которому он прикреплен;

    -           неисполнении обязанности своевременно встать на учет в территориальном подразделении по делам миграции МВД России по новому месту пребывания или месту жительства;

    -           несообщении беженцем в территориальное подразделение по делам миграции МВД России об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства (подданства) иного государства, — влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2500 рублей.

    Статья 18.14 (ч. 2). Непринятие лицом, пересекающим по частным делам Государственную границу Российской Федерации, мер по предотвращению использования управляемого им транспортного средства другим лицом для незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного ее пересечения одним или несколькими нарушителями в случае, если указанное деяние не являлось пособничеством в преступлении, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2000 рублей.



    тема

    документ Типы собственности за границей
    документ Таможенное дело
    документ Миграционная карта
    документ Миграция
    документ Основы миграционной политики



    назад Назад | форум | вверх Вверх

  • Управление финансами
    важное

    Изменения ПДД с 2020 года
    Рекордное повышение налогов на бизнес с 2020 года
    Закон о плохих родителях в 2020 г.
    Налог на скважину с 2020 года
    Мусорная реформа в 2020 году
    Изменения в трудовом законодательстве в 2020 году
    Запрет коллекторам взыскивать долги по ЖКХ с 2020 года
    Изменения в законодательстве в 2020 году
    Изменения в коммунальном хозяйстве в 2020 году
    Изменения для нотариусов в 2020 г.
    Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
    Запрет хостелов в жилых домах с 2020 года
    Право на ипотечные каникулы в 2020
    Электронные трудовые книжки с 2020 года
    Новые налоги с 2020 года
    Обязательная маркировка лекарств с 2020 года
    Изменения в продажах через интернет с 2020 года
    Изменения в 2020 году
    Недвижимость
    Брокеру


    ©2009-2020 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.