Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
Сегодня мы поговорим про политический аппарат, дадим определение понятию, разберем виды, признаки, причины и все что ним связано. Я постаралась раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбила её на темы:
Если политический режим выражает содержание государственной власти, средства и способы властвования (демократические, авторитарные, тоталитарные), то само «тело», «вещество», из которого состоит государство, – это аппарат власти, государственные органы, учреждения и организации.
Аппарат государства (или государственный аппарат) – это целостная, иерархическая система (комплекс) государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих практическую работу по реализации управленческо-обеспечительной и охранительной функций государства.
Понятия «аппарат государства» и «механизм государства» по своей основе совпадают. Термин «механизм» лишь оттеняет целостность аппарата, его нацеленность на деятельность, на достижение известного результата. Аппарат государства представляет собой единый организм; в то же время для него характерна расчлененность на органы, блоки, подсистемы и даже на самостоятельные «власти» (законодательную, исполнительную, судебную). В этой расчлененности есть своя иерархия: различные государственные органы, их блоки, подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных взаимоотношениях, связаны началами субординации и координации.
Специфически государственные органы в государственном аппарате обладают властными правомочиями.
Среди организаций и учреждений, относящихся к числу «государственных», есть и неспецифическая часть – организации и учреждения, которые выполняют хозяйственные, научные, социально-культурные задачи, но не имеют властных правомочий. Такую функцию в немалой степени выполняют существующие федеральные агентства.
Особо велик неспецифический блок учреждений и организаций в обществах, где государство выполняет непосредственно хозяйственную и социально-культурную деятельность, обладает большим объемом государственных (казенных) имуществ.
Формы деятельности государственного аппарата во многом зависят от того, в какой мере используются в управлении законы, правовые механизмы.
Различаются следующие формы деятельности государственного аппарата:
а) непосредственно властно-управленческие – те, которые не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передаче опыта и т.д.;
б) правовые формы – те, которые призваны обеспечивать управленческую деятельность и имеют правовой, юридический характер, т.е. являются общеобязательными для всех субъектов и вызывают государственно-обязательные последствия.
К основным правовым формам деятельности аппарата государства относятся:
• правотворческая – деятельность по подготовке проектов нормативных юридических актов, их принятию и изданию (или по санкционированию, приданию юридической силы другим актам, нормам), когда появляются, изменяются или теряют силу юридические нормы – правовая основа деятельности людей, организаций;
• правоисполнительная – деятельность по реализации юридических норм, в том числе и такая, когда государственные органы совершают индивидуально-регулятивные действия, т.е. на основе юридических норм в индивидуальном порядке решают тот или иной вопрос, относящийся к данному конкретному случаю: например, решают вопрос об опеке в отношении тех или иных лиц, назначают пенсию, определяют порядок использования данного казенного имущества;
• правоохранительная – деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению юридических дел в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению решений юрисдикционных органов, проведению в жизнь карательных мер и мер по восстановлению нарушенного положения.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти. Сущность данного института заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. В этом смысле следует признать весьма точным утверждение Ф. Энгельса о том, что «существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа».
Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления, обладает публичным характером — властные предписания, принятые от имени государства, одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).
Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.
Государственный и политический аппарат
Государство как социальный институт представлено в форме государственного аппарата.
Государственный аппарат — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции.
Различные органы государственного аппарата в рамках своих функций призваны распоряжаться ресурсами общества для защиты интересов всех граждан:
• конституционность, законность любых действий и инициатив;
• оптимальность структуры, численности и распределения функций органов государственного аппарата;
• ответственность государственного аппарата за результаты собственной работы;
• политическая лояльность, деидеологизация функционирования государственных учреждений и их сотрудников;
• профессионализм, компетентность должностных лиц;
• органы законодательной власти (прежде всего парламент, законодательные органы субъектов федерации);
• органы исполнительной власти (правительство, исполнительные органы власти субъектов федерации);
• система судебных органов;
• система надзорных и других контролирующих органов.
В государственный аппарат, помимо лиц, принимающих политические решения, входят административные образования (департаменты, управления, комитеты, отделы и т. п.), осуществляющие квалифицированную подготовку решений.
Работа государственного аппарата в связи с особой значимостью и важностью для общества предполагает установление статуса неприкосновенности для лиц, принимающих политические решения (президент, глава правительства, генеральный прокурор, судьи, депутаты и другие категории политической элиты). Работникам государственного аппарата устанавливается статус государственных служащих, предполагающий, с одной стороны, некоторые ограничения их прав и полномочий в связи со спецификой их функций, с другой — наличие определенных льгот и системы зашиты. В учреждениях государственного аппарата существует институт отставки. Здесь имеется в виду создание специального порядка и процедур замещения и отстранения от должностей конкретных специалистов в интересах государства и его политики на основе законодательства.
Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
Представим структуру государственного аппарата на примере Российской Федерации.
Управление внутренней политики Администрации области является подразделением Аппарата Администрации области, осуществляющим функции:
• по мониторингу общественно-политической ситуации в Псковской области и подготовке информационно-аналитических материалов по вопросам внутренней политики, в том числе на основании проводимых социологических исследований;
• по обеспечению взаимодействия Губернатора области, заместителей Губернатора области, Руководителя Аппарата Администрации области, Администрации области и органов местного самоуправления муниципальных образований с общественными объединениями, в том числе политическими партиями, профессиональными союзами, национальными объединениями и религиозными организациями, а также инициативными группами граждан;
• по обеспечению проведения выборов в органы государственной власти области, референдумов на территории области.
Аппарат современного государства является историческим феноменом, возникшим с появлением национального государства и прошедшим сложный и длительный путь становления и развития вместе с процессами трансформации основных институтов, роли и функций самого национального государства. Большое значение с этой точки зрения имело возникновение политической демократии и правового государства, при которых государственный аппарат создавался в соответствии с комплексом общих для такой формы государственного устройства конституционно-правовых норм и принципов.
Постепенно, по мере разграничения политической, социальной и экономической сфер, шел процесс вертикального и горизонтального разделения труда между различными звеньями и органами государственного аппарата. В разных странах, прежде всего Запада, в специфически национальных формах складывалась соответствующая иерархия государственных учреждений и должностей по государственно-административной вертикали с главой государства или правительства на вершине властной структуры.
В современном государстве, независимо от формы правления, государственный аппарат представляет собой мощную разветвленную систему разнообразных органов, министерств, ведомств, служб управления, разного рода систем специализированных комитетов и комиссий и т.д. Они различаются по целому ряду критериев: по способу формирования, организационной структуре, функциям, задачам, компетенциям, сферам деятельности, кругу обязанностей и ответственности и т.д.
Ключевую роль в системе государственно-административного управления играют исполнительные органы государственной власти, которые включают в себя исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами. Именно исполнительная власть в лице правительства и создаваемых им государственных органов реализует на практике законы, подзаконные акты и решения, принимаемые высшими органами государственной власти, в первую очередь законодательным собранием и главой государства.
В настоящее время во всех индустриально развитых странах исполнительная власть во главе с правительством представляет собой наиболее сложную и разветвленную часть механизма государства, комплекс разнообразных органов, министерств, и ведомств, служб управления государственными предприятиями, разного рода систем специализированных комитетов и комиссий и т.д. и т.п. Выделяются также специализированные аппараты государственной службы: внешнеэкономический, налоговый, таможенный, контрольно-надзорный, антимонопольный, нотариальный и др. В совокупности органы исполнительной власти составляют своего рода становой хребет современного государства, органически соединяющий в единое целое все составные части государства по горизонтали и вертикали.
Для реализации поставленных перед ней задач и целей система управления должна обладать соответствующими ресурсами: материальными, финансовыми, людскими и т.д. Среди них ключевое место занимает ресурс власти. Без власти не может быть ни эффективной политики, ни эффективного управления. Можно сказать, что государственное управление выполняет властные функции. Власть обеспечивает подчинение управляемых воле, приказам и указаниям управляющих, поэтому неслучайно неотъемлемой составной частью государственного аппарата являются обеспечивающие и поддерживающие социальную и политическую стабильность в обществе правоохранительные органы, в комплексе которых центральное место занимают прокуратура, полиция, пенитенциарная система. Их главная задача состоит в гарантии соблюдения всеми без исключения гражданами конституции и общеобязательных правовых норм и законов. Безопасность государства от внешних угроз обеспечивается вооруженными силами, разведывательными службами, внешнеполитическим аппаратом и т.д.
Система государственного управления в разных странах характеризуется своими специфическими особенностями, обусловленными уровнем социально-экономического развития, национально-историческими традициями, типом государственного устройства, социокультурными и политико-культурными составляющими и т.д. Она различается в президентской и парламентской формах правления, а также в унитарном и федеративном типах государственно-административного устройства, при демократическом, авторитарном и тоталитарном режимах.
При демократической системе, как правило, управление осуществляется с соблюдением общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а при авторитарной и тоталитарной имеет место прямо противоположная ситуация, когда эти права и свободы на каждом шагу могут произвольно нарушаться. В любом диктаторском типе государства жизненно важные для общества решения принимаются в узком кругу власть имущих, часто не спрашивающих мнение народа. Здесь нередко действует принцип, согласно которому цель оправдывает средства.
Немаловажное значение в этом отношении имеет разное отношение представителей различных социально-политических сил к роли и функциям государственного управления и масштабам государственного вмешательства в социальную и экономическую сферы: различия варьируются от полного отрицания за государством какой бы то ни было роли в общественных процессах анархистами и либертаристами разного толка, до признания активной роли государства в регулировании этих процессов у левого спектра социально-политических сил.
Аппарат политической партии
Политическая партия (от лат. pars (partis) — часть, группа) — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоев и стремящаяся с достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении).
Отличительные признаки политической партии:
1) Нацеленность на завоевание и осуществление власти.
2) Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии.
3) Наличие организации (руководящие органы, членство, устав партии).
4) Наличие разветвлённой сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.
5) Носитель определённой идеологии или особого видения мира и человека.
Реальное многообразие партий, участвующих в политической жизни общества, огромно. Отчасти оно связано с тем, что различные партии исповедуют разные идеологии, которые реализуются не только на словах, т. е. в политических программах, но и на деле, в том числе и в том, как партии организованы, какие цели они ставят и какие пути достижения выбирают. Здесь необходимо учитывать и личностные особенности лидеров, и руководящий состав партии, а также специфику политического режима страны и т. д.
Чтобы охватить всё многообразие партий с точки зрения их идеологии и внутреннего устройства, невозможно ограничиться каким-то одним принципом классификации. Поэтому в политологии существуют многочисленные классификации, при помощи которых в конечном итоге можно описать любую партию.
Функции политической партии:
1) Борьба за власть в государстве и влияние на политику государства.
2) Участие в осуществлении власти.
3) Участие в формировании власти.
4) Формирование общественного мнения.
5) Выражение интересов социальных групп.
6) Политическое воспитание.
7) Подготовка кадров политиков.
Партийная система — совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
Политическое (социально-политическое, общественно-политическое) движение — добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.
Отличительные признаки политического движения:
1) Стремится не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении.
2) Имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством.
3) Не имеет строгой иерархии, т. е. четкого распределения между центром и периферией в нём не обнаруживается.
4) Ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей.
5) В большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от чёткости программных установок.
Политическая партия (от лат. partis — часть) — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоев и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в её осуществлении.
Партии и движения являются самой продуктивной формой объединения людей для решения политических проблем.
Отличительные признаки политических партий:
1) Стремится не только к участию в политической жизни, но и к завоеванию власти или участию в её осуществлении.
2) Имеет центральные и местные организации, т. е. чёткую организационную структуру, закреплённую партийным уставом.
3) Объединяет людей, имеющих близкие взгляды на социальные проблемы, охваченных единой мыслью о государственном и общественном устройстве, что обычно излагается в партийной программе.
4) Ставит перед собой долговременные задачи и существует достаточно протяжённый период времени.
5) Стремится создать для себя массовую опору, т. е. распространить своё влияние на большое число людей и добиться, как правило, поддержки избирателей на выборах (электорат).
Реальное многообразие партий, участвующих в политической жизни общества, огромно. Отчасти оно связано с тем, что различные партии исповедуют разные идеологии, которые реализуются не только на словах, т. е. в политических программах, но и на деле, в том числе и в том, как партии организованы, какие цели они ставят и какие пути достижения выбирают. Здесь необходимо учитывать и личностные особенности лидеров, и руководящий состав партии, а также специфику политического режима страны и т. д.
Чтобы охватить всё многообразие партий с точки зрения их идеологии и внутреннего устройства, невозможно ограничиться каким-то одним принципом классификации. Поэтому в политологии существуют многочисленные классификации, при помощи которых в конечном итоге можно описать любую партию.
Политическое движение — общественное движение, преследующее политические цели, поддерживаемые его участниками.
Наряду с партиями в политической жизни общества активно участвуют и различные политические движения.
1) Стремится не к завоеванию власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении.
2) Не имеет строгой организационной структуры, т. е. отсутствует четкое распределение между центральными и местными организациями.
3) Не требует обязательного идеологического единения своих участников.
4) Ориентировано на выражение частных интересов той или иной социальной группы.
5) Имеет широкую, достаточно пеструю социальную базу.
6) В большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от четкости программных установок.
Реальное многообразие движений, участвующих в современной политической жизни, огромно. Общественно-политические движения могут быть:
1) Демократические – за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека.
2) Антивоенные (антиядерные).
3) За землю и социальные права крестьян.
4) За новый экономический порядок (антиглобализм).
5) Движения неприсоединения.
6) Против расовой и национальной дискриминации.
7) Женские, мужские.
8) Молодежные, студенческие.
9) Экологические.
Активность политических движений нередко приводит к их преобразованию в политическую партию.
Многопартийность — деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за голоса избирателей.
Многопартийность — это не только существование в стране нескольких партий, но прежде всего возможность чередования у власти различных партий в результате выборов.
Характерные черты многопартийности:
1) Партия изменяет своё положение в зависимости от результатов выборов: например, становится либо правящей, либо оппозиционной.
2) Между партиями существует конкуренция, которая предполагает выдвижение альтерна-тивных вариантов развития страны.
3) Равное право всех партий в борьбе за власть.
В современном мире в различных странах существует большое количество политических партий. Среди партий в США особенно влиятельны две — Республиканская и Демократическая; также две ведущие партии и в Великобритании: Консервативная и Лейбористская — наиболее крупная рабочая партия страны.
Многопартийность формируется в развитых демократических обществах, в которых соблюдается большинство прав и свобод граждан, высок уровень экономического развития.
Поскольку в условиях многопартийности ни одна из партий не имеет преимуществ перед другой, возникает необходимость поиска компромисса (от лат. compromissum— соглашение, достигнутое путем уступок) и объединений. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и многопартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии).
При многопартийности вырабатывается такая форма общественного управления, которая наиболее полно учитывает интересы различных социальных групп.
Государственный аппарат и политический режим
Политический режим — это способ властвования, который представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти и характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения.
Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответы на вопросы о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества, в том числе к правотворчеству.
На протяжении многовековой истории существования государства как социального явления находили применение семь видов политического режима:
1. Деспотический режим (греч. despoteia — неограниченная власть) характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции.
Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве — повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это — религия, она является обязательной и для государя.
Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем, чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение.
Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных, отсутствием даже элементарных прав и свобод. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.
Деспотия — это в основном уже историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет.
2. Тиранический режим (греч. tyrannos — мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.
Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.
Тираническое правление воспринимается народом как гнет, а тиран как угнетатель. Такой режим также существовал на ранних этапах развития человечества (Древний мир, раннее Средневековье). По сравнению с деспотией тирания представляется все же чуть менее суровым режимом. «Смягчающим обстоятельством» служит здесь факт угнетения не своего, а чужого народа.
3. Тоталитарный режим (поздне лат. totalis — полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная «историческая» идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в СССР: нынешнее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает «самые правильные установки», ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.
Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется «силовой кулак» (милиция, органы безопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора — физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., — а посему жизнь в таком государстве становится, как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться.
Одна из основных характеристик тоталитаризма — милитаризация. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочь поживиться за счет других стран и народов (Ирак). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей: отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обогатиться, удовлетворить тщеславие вождя.
Тоталитарный режим (религиозный тоталитаризм) Западная Европа испытала на себе в Средние века. В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом — в СССР и странах Восточной Европы.
4. Фашистский (расистский) режим (лат. fascio — пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование других наций допускается, но на подсобных ролях.
Фашизм, будучи «озабочен» судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги сначала выражают лишь желание «облагородить» этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществлению своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата.
Таковы основные отличительные признаки фашизма. В остальном он сходен с тоталитаризмом, поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде. Однако в тоталитарном государстве он осуществляется в отношении собственного народа, а в фашистском — в большей мере против некоренных наций или наций других государств.
В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.
5. Авторитарный режим (лат. autoritaire — властный), хотя по сравнению с рассмотренными выше видами режима и является более мягким, все же нельзя отнести к режимам, при которых людям дышится свободно.
При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность.
В авторитарном государстве управление чрезмерно централизовано. Инициатива с мест не допускается, если на то не получено разрешение из центра.
Решения центральной власти, не учитывающие экономические, национальные, географические и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно, поэтому приходится в немалой дозе применять принуждение. Вот почему авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппараты (Испания периода правления Франко, Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве — вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные методы расправы (психиатрические больницы, выдворение за границу).
Оппозиция при авторитарном режиме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но они должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они будут разогнаны.
Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она лишена также гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными.
На фоне абсолютного контроля авторитарного государства в политической сфере наблюдается относительная свобода в иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитарное государство в отличие от тоталитарного уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.
История показывает, что зачастую авторитарное государство демонстрирует лучшую по сравнению с демократическими государствами способность к преодолению трудностей (экономических, социальных). Это вызвало неоднозначность в оценке таких государств. Более того, многие считают такой режим наиболее приемлемым для государств, осуществляющих реформы, находящихся в процессе политической модернизации.
В настоящее время авторитарный режим отнюдь не является редкостью (Китай, Вьетнам). К примеру, он существовал в СССР на момент провозглашения перехода страны к рыночным отношениям.
6. Либеральный режим (лат. liber — свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию, основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства государства в частную жизнь граждан.
Рыночные отношения, характерные для развитого буржуазного государства, могут существовать только между равными и самостоятельными субъектами. Либеральное государство как раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства в условиях невмешательства государства в социальную сферу пока нет и быть не может. Провозглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит часто как вольнодумство и даже как попустительство (отношение к сексуальным меньшинствам, к роли женщины в обществе).
Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от опеки, не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. Либеральный режим допускает существование оппозиции. Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность — необходимый атрибут либерального общества.
Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов уменьшает возможность злоупотребления властью. Государственные решения принимаются в основном большинством голосов.
Государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и граждане.
Либеральный режим существует в развитых странах Европы, США, Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.
7. Демократический режим (греч. demokratia — народовластие) — это во многом режим будущего. Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами.
В демократическом государстве источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в государстве здесь также избираются, но критерием избрания являются не политические, а их профессиональные качества. Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, секции, клубы, общества и т. п.) способствует превращению государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду с государственными органами создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества (советы, общественные комитеты и др.). При принятии решений учитываются и интересы меньшинства.
Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер: наряду с правом как главным социальным регулятором жизни либерального общества все большее значение приобретает мораль. Гуманизм и нравственность — отличительные признаки демократического государства.
Демократия — это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из которых — собственники; высокий уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их значительный культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.
Рассмотрение видов политического режима позволяет сделать следующие выводы:
1. политические режимы отличаются друг от друга уровнем свободы, предоставляемой людям, и могут быть схематично представлены в виде ступеней лестницы, по которой поднимается человечество;
2. разные страны и народы переходят от одного вида политического режима к другому разновременно, по мере того как складываются соответствующие социально-экономические условия;
3. смена основных видов политического режима (деспотии, тоталитаризма, авторитаризма, либерализма и демократии) происходит, как правило, постепенно и последовательно; опыт нашей страны показывает, что «перескакивание» через отдельные их виды чревато катастрофическими последствиями.
Аппарат публичной политической власти
Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти. Сущность данного института заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. В этом смысле следует признать весьма точным утверждение Ф. Энгельса о том, что «существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа».
Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления, обладает публичным характером — властные предписания, принятые от имени государства, одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).
Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.
Аппарат государства и политическая система
Механизм государства - весьма сложная по своей сути и содержанию категория. В научной литературе нет единства мнений относительно данного понятия.
Тем не менее большинство исследователей не возражают против того, что:
а) без механизма государства нет и государства;
б) механизм государства есть и сущностное проявление, и форма выражения такого определяющего признака государства, как наличие публичной власти;
в) механизм государства и его структура определяются сущностью государства;
г) механизм государства складывается из различных частей, соответствующих своему социальному назначению: законодательные, исполнительные и правоохранительные.
Все вместе они образуют определенную систему, которая функционирует на основе общих и специальных принципов.
Понятие «механизм государства» употребляется в широком и узком смысле слова. В широком смысле государственный механизм - это система государственных организаций, базирующихся на единых принципах функционирования, наделенных властными полномочиями с целью решения задач и реализации функций на определенных этапах его исторического развития.
Названный подход основывается на понимании государственной организации в ее следующем значении:
а) государственное предприятие (организация);
б) государственное учреждение;
в) государственный орган.
Именно с позиции последнего структурного элемента механизм государства и рассматривается в узком смысле слова как государственный аппарат: это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями с целью решения задач и осуществления функций на определенных этапах его исторического развития.
Государственный аппарат или механизм государства в узком смысле слова осуществляет свою деятельность в двух формах: неправовой и правовой. К неправовым формам относятся организационная, технико-исполнительная, информационная деятельность, к правовым - правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная и правозащитная деятельность.
Понятие «механизм государства» раскрывается через его черты, признаки. В научной литературе называют от 3 до 7 и более его свойств:
- во-первых, это коллектив людей, обладающих профессиональными навыками управления. Имеется в виду управление государственными делами (внутренними и внешними) в формах, предусмотренных Конституцией;
- во-вторых, механизм государства есть система государственных органов, которая основывается на единстве общих принципов его формирования и деятельности (например, разделение властей, уважение прав человека, гласность, законность);
- в-третьих, наличие властных, обязательных для всех полномочий, с одной стороны, и наличие правовых связей и отношений внутри системы государственных органов, с другой стороны;
- в-четвертых, наличие материальных и организационных орудий принуждения и др.
Механизм государства имеет свою структуру, под которой понимается его внутреннее строение:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации - такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиция, налоговая полиция и т.п.);
3) государственные учреждения - такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
4) государственные предприятия - такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
5) государственные служащие (чиновники), специально занимающиеся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства;
6) организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Механизм государства функционирует на основе определенных принципов, под которыми понимаются основополагающие идеи, начала организации и деятельности государственных органов. В них проявляются объективные закономерности и динамика развития той части государства, которая связана с государственным управлением общества.
В юридической литературе к общим принципам государственного аппарата в России относят:
• принцип народовластия, суть которого четко выражена в ст. 3 Конституции Российской Федерации: «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»;
• принцип разделения властей, согласно которому «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»;
• гласность. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации. В ст. 24 Конституции России записано: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы»;
• уважение достоинства личности. Согласно ст. 21 Основного закона страны «ничто не может быть основанием для его умаления; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам»;
• законность, сущность которой заключается в соблюдении всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15);
• гуманизм, который в соответствии со ст. 2 Конституции России означает признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
В научной литературе называются и другие принципы: федерализм, централизм, национальное равноправие, профессионализм, равный доступ к государственной службе, сочетание коллегиальности и единоначалия и т.д.
Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.
От устройства государственного механизма во многом зависит эффективность государственного воздействия на самые разные стороны жизни общества, все происходящие в нем процессы.
Это обеспечивается в том числе едиными принципами функционирования государственного аппарата. Главными среди них являются законность, компетентность, профессионализм, правовая культура и гуманизм. Забота о человеке, обеспечение прав личности являются важнейшим принципом социальной политики современного демократического государства.
Аппарат современных государств, как правило, очень сложен в организационном отношении. Объясняется это тем, что государственный аппарат приспособлен для осуществления усложнившихся многообразных функций государства в современных условиях. Данное обстоятельство ставит перед государством двоякую задачу: с одной стороны, деятельность разных звеньев государственного аппарата должна быть хорошо скоординирована; с другой - государство должно укреплять демократические методы управления обществом и, соответственно, совершенствовать стиль работы государственного аппарата. Важной задачей современного демократического государства является борьба с бюрократическими барьерами, с коррумпированностью чиновничества. Эти негативные явления препятствуют нормальному развитию общества, порождая так называемый правовой нигилизм граждан, их отчуждение от власти, тем самым сужая социальную базу власти, ослабляя ее.
Характеристика механизма государства будет не полной без анализа его ядра - государственного органа. Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого. Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.
Государственный орган - это создаваемый в установленном законом порядке и наделенный властными полномочиями организованный коллектив людей, призванных решать установленные законом задачи и осуществлять функции государства в определенной сфере жизни общества. Орган государственной власти отличается от государственных предприятий и учреждений наличием внешних государственно-властных полномочий.
Ему присущи следующие признаки:
1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма;
2) действует от имени государства и по его поручению;
3) имеет физическое воплощение, т.е. коллектив людей - государственных служащих, на которых возлагается осуществление соответствующих задач и функций;
4) обладает властно-управленческими функциями, содержащими возможность оказывать организующее, волевое и целенаправленное воздействие на определенные сферы общественной жизни;
5) создается и функционирует в установленном законом порядке и на основе общих принципов организации (см.: ч. 3 ст. 77 Конституции России и др.);
6) имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа;
7) обладает внутренней структурированностью. Например, в системе органов исполнительной власти выделяют такие структурные подразделения, как министерства, управления, ведомства, комитеты, отделы, отделения и т.д.;
8) отличается организационно-правовой самостоятельностью, обеспечивающей эффективное и качественное выполнение работы в рамках полномочий;
9) осуществляет свою компетенцию тремя способами:
• принятием нормативных актов (предписаний общего характера);
• принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
• конкретно-организационной деятельностью;
10) имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;
11) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;
12) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
13) действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).
В научной литературе органы государственной власти классифицируются по различным основаниям.
В соответствии с федеральным государственным устройством различаются федеральные органы и органы субъектов федерации. Федеративное устройство РФ основывается на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции); в соответствии с принципом разделения властей - законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные органы.
В Российской Федерации органом законодательной власти является Федеральное Собрание - парламент РФ. Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие «представительные органы» и «законодательные органы» не совпадают по объему. Соотношение между ними таково: всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).
Исполнительно-распорядительные органы (правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.
Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.
Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.
Кроме того, выделяют следующие виды государственных органов:
• по способу принятия решений - коллегиальные органы (Федеральное Собрание РФ) и единоначальные органы (президент РФ, прокуратура РФ);
• по характеру подчиненности - органы «вертикального» подчинения (например, прокуратура) и органы «двойного» подчинения (например, органы отраслевого управления - министерства, управления);
• по характеру компетенции - органы общей компетенции (например, правительство РФ) и специальной компетенции (например, органы внутренних дел);
• по порядку образования органы - избираемые непосредственно народом (президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) и формируемые другими государственными органами (правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);
• по иерархии - центральные, республиканские, местные;
• по правовым формам деятельности - правотворческие, правоприменительные, правоохранительные;
• по времени функционирования - органы постоянные и временные. Последние создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач (например, для проведения XXII зимних Олимпийских игр в Сочи в феврале).
Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов.
Следует помнить, что структура механизма государства не остается неизменной. Она динамична и зависит от внутренних и внешних факторов, в частности связанных с необходимостью модернизации социально-экономической, политической и правовой систем, процессами глобализации, внешнеполитической обстановкой и иными моментами. Так, был принят пакет конституционных законов, касающихся судебной системы. В частности, произошло объединение Верховного и Высшего арбитражного судов. Создан единый Верховный Суд. По мысли законодателя, это позволит выработать единые правовые подходы к решению дел одной и той же ситуации и послужит укреплению судебной системы. Принят Федеральный закон № 7 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции», в котором определены структура, задачи и функции нового органа, порядок формирования, условия применения специальных средств и т.д. Принят Федеральный закон № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», который регламентирует задачи войск национальной гвардии, правовую основу деятельности войск национальной гвардии, принципы деятельности войск национальной гвардии, общий состав войск национальной гвардии и др.
Государство выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Оно играет особую роль в политической системе, придавая ей целостность и устойчивость. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.
Государство как никакое другое явление общественной жизни связано с политикой. Слово «политика» происходит от греческого polis, что значит «государство». Главный вопрос политики - вопрос об отношении к власти, участие в делах государства, возможность влиять на реализацию его задач и функций.
Для наиболее оптимального определения места и роли государства в политической системе общества обратимся сначала к понятию и особенностям последней.
Политическая система в значительной степени обусловлена социально-политической структурой общества. Любое развитое человеческое общество представляет собой совокупность определенных социальных групп, объединяющих индивидов по самым разным признакам: профессии, возрасту, материальному положению и т.п. Различные социальные общности образуют организации, основная задача которых - выражать и проводить волю членов организации и защищать их политические, экономические, профессиональные и другие интересы.
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Политическая система показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Политическую систему образуют следующие элементы:
1. политическая организация общества (государство, политические партии и движения, общественные организации и т.п.);
2. политическое сознание (идеи, ценности, теории, учения, убеждения и пр.);
3. политические отношения, складывающиеся между субъектами общественной жизни по поводу политической власти;
4. политико-правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.
Следует отметить, что в юридической литературе при раскрытии содержания политической системы называются следующие ее подсистемы:
а) институциональная подсистема (политические партии, профсоюзы, церковь, органы МСУ);
б) нормативная подсистема (обычаи и традиции, нормы морали, нормы права, политические нормы);
в) функциональная подсистема (включает в себя основные направления и формы деятельности политической системы, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны);
г) идеологическая подсистема (взгляды, идеи, концепции);
д) коммуникативная подсистема (отношения между субъектами политической системы по поводу государственной власти, отношения субъектов политической системы с государством).
Из сказанного следует, что политическая система - сложная и динамичная категория, и ведущее положение в ней занимает государство, которое:
1. выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах территориальных границ государства;
2. является единственным носителем суверенитета;
3. обладает специальным аппаратом, предназначенным для управления обществом;
4. обладает монополией на легализованное применение насилия (с помощью соответствующих силовых структур - полиция, армия и т.д.);
5. обладает монополией на правотворчество;
6. обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
7. определяет главные направления развития общества.
Таким образом, государство обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями.
Политические системы отличаются большим разнообразием.
Выделяют три вида политических систем:
а) распределительные;
б) рыночные;
в) смешанные.
Распределительные системы характеризуются гиперболизацией роли государства во всех сферах общественной жизни. Весь процесс создания и распределения созданного национального продукта находится в его ведении. В таких условиях правящая партия фактически сливается с государством. Под ее жестким контролем находятся все общественные организации, признается только государственная идеология.
Рыночные системы основываются на идеологии свободного предпринимательства и товарно-денежном распределении материальных и духовных благ. Государство в таких системах обеспечивает лишь координацию деятельности различных субъектов, не вмешиваясь в производственные действия и личную жизнь.
Законодательно устанавливается приоритет прав и свобод личности над правами коллектива и общества в целом.
Смешанные (конвергенционные) системы объединяют особенности рыночных и распределительных систем. Они возникают в переходные периоды развития государственности и носят временный характер.
Вне зависимости от характера политической системы и особенностей взаимоотношений с политическими партиями, профсоюзами, иными общественными организациями, органами местного самоуправления государство, законодательно закрепляя их правовое положение, остается основной управляющей системой общества.
Политические механизмы функционирования аппарата
Любая политическая система - это множество закономерно связанных друг с другом эле-ментов, представляющее собой определенное целостное образование, единство. Универсальными признаками существования системы являются взаимосвязанность группы элементов, образование ими самостоятельной целостность, способность сохраняться и вступать в отношения со средой и другими системами. Одним из признаков системы является равновесие, баланс. Попытки нарушить процесс формирования баланса сил приводят к нарушению работы всей системы, к дисгармонии, пусть даже временной.
Состояние дисгармонии является препятствием, которое система должна каким-то образом преодолевать при своем стремлении к состоянию равновесия. Значит должен быть механизм, приводящий систему в это состояние. Например, в живой природе существует такой механизм, который постоянно отслеживает и восстанавливает нарушение. Уже при первых признаках нарушения баланса этот механизм автоматически включается, препятствуя нарастанию противоречий и ликвидируя их до того, как они приобретут катастрофический масштаб.
Такой механизм называется механизмом обратной связи, и он является неотъемлемой частью любой системы, в том числе и политической. Вообще обратная связь - это обратное воздействие результатов процесса на протекание процесса или на его управляющий орган. Если влияние обратной связи усиливает результаты функционирования, то такая обратная связь называется положительной; если ослабляет - отрицательной. Отрицательная обратная связь стабилизирует работу системы на определенном уровне, делает её работу устойчивой. Обратная связь является главным средством образования замкнутых по интересам систем - именно она налаживает взаимосвязи между отдельными элементами в системе и устанавливает равновесие между ними (при отсутствии равновесия система распадается и перестает существовать), обратная связь делает систему гибкой, способной стабильно функционировать в изменяющихся условиях. Изменение условий существования будет влиять на состав системы, на функции отдельных ее элементов и опять обратная связь будет выравнивать все силы, действующие внутри системы, приводя ее в состояние относительного динамического равновесия в соответствии с изменившимися условиями, или даже приводя к созданию новой уравновешенной системы. Наличие обратной связи - объективное условие существования любого саморегулирующегося образования, каким должно являться и человеческое общество. Рассматривая процесс взаимоотношений власти и народа как основных элементов государственной и политической системы, мы можем выделить три необходимых условия:
Со стороны власти:
• Наличие внятных политических целей и умение донести политические послания об этих целях до общества на понятном обществу языке.
• Хорошо налаженный канал обратной связи от общества для распознавания реакции общества на свои декларации и действия.
• Способность корректировать свои цели, декларации и действия, учитывая обратную связь и возможные изменения в системе.
Со стороны общества:
• Умение сформулировать и выразить свои настроения, чаяния и потребности в виде политических посланий на понятном власти языке.
• Хорошо налаженный канал обратной связи от власти для распознавания реакции власти на свои действия.
• Способность адаптировать свои действия применительно к способам политического поведения власти.
Другими словами политической системе, чтобы она нормально функционировала нужно "зеркало", в котором общество могло бы увидеть себя. Данную роль выполняет развитое общественное мнение. Это апробированный канал обратной связи между органами государственного управления и гражданами. Никакая политика правительства не может рассчитывать на серьезный успех, если не отражает интересы и настроения масс.
При этом сущность политической системы и возможность налаженной обратной связи определяется характером политической власти. Она выражается в специфике взаимоотношений ее элементов в процессе выбора путей и средств достижения целей. В современных условиях управление страной не является исключительно прерогативой узкого круга профессионалов. Движение общества по пути социального прогресса возможно только при активном участии населения в политической жизни, когда четко налажен действенный демократический контроль, выработаны процедуры, сводящие на нет элемент случайности в решении важнейших государственных вопросов.
Кроме того, в основе функционирования механизма обратной связи находятся социально-политические принципы и нормы. С их помощью регулируется и корректируется поведение граждан в соответствии с господствующими ценностями, идеалами и взглядами. Как своеобразные образцы политической деятельности, выработанные в процессе социальной практики, политические правила и нормы обеспечивают определенную направленность действий властных структур. Значительная роль в политической системе принадлежит идеологии и морали. Они оказывают огромное воздействие на определение целей политической деятельности и средств их организации, подбор и расстановку кадров, выработку критериев эффективности политической системы, норм государственной и общественной жизни.
Действие механизма обратной связи в определяющей степени зависит от доминирующей в обществе политической культуры. Это духовный компонент политической системы. Уровень политической культуры граждан - показатель их способности или неспособности отстаивать свои права и свободы, защищать демократические принципы на всех уровнях власти.
Высокая политическая и правовая культура народа способствует обеспечению стабильности существующей политической системы. Она прямо или косвенно воздействует на поведение людей, их организации, на восприятие ими событий и явлений в стране и мире, оценку политических лидеров, деятельности государственного аппарата.
Таким образом, учитывая механизм обратной связи, для эффективного функционирования политической системы необходимы узаконенные общественные организации, разного масштаба, оперативности и направлений. Все они должны быть признаны государственной властью и наделены исполнительными полномочиями для давления на власть с целью устранения непорядка. Только в этом случае, возможна эффективная совместная работа государства и общества, позволяющая политической системе развиваться в состоянии динамической стабильности, и реагировать на воздействия различного рода без риска для себя.