Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
Сегодня мы поговорим про прогресс общества, дадим определение, разберем виды, признаки, причины и все что ним связано. Я постаралась раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбила её на темы:
В широком смысле прогресс - это планомерное развитие от низшего к высшему. То есть постоянное стремление расти ввысь, улучшаться и модернизироваться. Прогресс не бывает быстрым или медленным, он определяется степенью движения. При прогрессе увеличивается количество внутренних организационный связей, усложняется их уровень. Противоположностью прогресса выступает регресс.
Существует и социальный прогресс, он обуславливается критериями общественного прогресса и показывает то, насколько человечество развито в научно-техническом, морально-нравственном и других направлениях. Наш вид прогрессировал от дикой человекоподобной обезьяны до человека разумного.
В Стэнфордской философской энциклопедии, поддерживаемой одноименным университетом, имеющейся в свободном доступе онлайн и постоянно обновляющейся сотнями статей от ведущих мировых специалистов, определено три важных вопроса, которые касаются прогресса:
1. Приводит ли прогресс человечество к благополучию? Если да, то почему?
2. Откуда происходит прогресс и каковы его исторические законы?
3. Какие эмпирические доказательства теории прогресса?
Проблема общественного прогресса состоит в невозможности определить его однозначно как положительное или отрицательное явление в жизни человека. Исследователи прогресса понимают благополучие общества по-разному. Одна часть теоретиков придерживается мнения, что измерение уровня жизни происходит в материальном выражении. А другие напрочь отрицают вышесказанное, заявляя о духовной основе. Главными ценностями выступают: свобода, самореализация, актуализация личности, счастье, общественная поддержка. В другом случае ценности человека могут быть не связаны между собой.
Понятие общественного прогресса возникает с развитием истории. В период эпохи Просвещения формулировались основные тезисы развития человека и его роли во всемирной истории. Исследователи пытались найти закономерности в историческом процессе, и по их результатам они планировали предсказывать будущее.
В то время мнения ключевых философов разделились. Гегель и его последователи рассматривали идеи, которые будут способствовать всеобщему развитию и улучшению. А знаменитый социалист Карл Маркс считал, что надо увеличивать рост капитала и, как следствие, материального благосостояния человечества.
На данный момент нет единого мнения касательно оценки прогресса. Как и отмечалось, философы выделяют три ключевых вопроса к развитию.
И поскольку рассматривать прогресс как негативное или позитивное явление нереально, то можно выделить критерии прогресса:
• Увеличение производственных мощностей.
• Научное и техническое развитие, которое поддерживается государством.
• Расширение свободы выражения, свободы слова и соблюдение прав человека.
• Развитие нравственности.
• Постепенный прогресс в области человеческого разума.
Описанные критерии в совокупности нередко противоречат друг другу в плане оценки какого-либо прогресса (социального, экономического). Например, техническое развитие способствует загрязнению окружающей среды. Однако оно крайне полезно для развития общества и также вредно для самого человека, поскольку ухудшает его здоровье, падает нравственное общественное развитие. Прогресс может негативно сказываться на развитии другой сферы деятельности человека.
Еще один яркий пример - это создание атомной бомбы. Первые исследования в области ядерного синтеза показали человечеству, что ядерная энергия может преобразовываться в электричество. С прогрессом в данном направлении как побочный продукт появилась ядерная бомба. И если углубляться, то боеголовка с ядерной начинкой не так плоха. Она обеспечивает относительную стабильность в мировой политике, и планета не видит глобальных войн уже больше 70 лет.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Современную цивилизацию не без оснований называют техногенной. Масштабы технической деятельности, возможностей техники несопоставимы ни с чем в истории человечества. Информационные технологии плотно вошли в нашу повседневную жизнь, трансформируя социальное пространство и время. Возникают и развиваются новые научные дисциплины, такие как биоинженерия, нано-технологии, материаловедение, широко применяются системы искусственного интеллекта и т. д. Но с другой стороны, глобальные проблемы всё больше заявляют о себе: это и тревожная экологическая ситуация в мире, невозобновляемые источники природных ресурсов исчерпываются, углубляется биологическая деградация человека, всё больше становится эпидемий новых заболеваний и вирусов, и возникают мутации уже известных вирусов. Уже общим местом стало представление о том, что технологии, вошедшие в нашу жизнь, приносят не только пользу, но и вред, создавая необратимые негативные последствия для цивилизации.
Взаимозависимое развитие науки и техники обусловило возникновение в XX в. новой социальной закономерности — научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс — это единый процесс, взаимовлияющее развитие науки и техники. Он является важнейшим фактором, определяющим развитие общества. На сегодняшний день роль техники и технологий в материальном производстве неуклонно растет. Достижения НТП направлены на удовлетворение разнообразных потребностей людей. Научно-технический прогресс также обеспечивает функционирование практически всех сфер жизни современного общества.
Исторически люди относились к технике неоднозначно. Можно выделить следующие основные позиции. Первая — нейтральная. Существует взгляд, значительно преувеличивающий роль и значение техники. Он выражается в том, что наука и техника являются чуть ли не единственным фактором общественного прогресса. Теории, абсолютизирующие роль науки и техники в развитии общества, получили название технократических (термин «технократия» происходит от греческого techne — искусство, ремесло, мастерство и kratos — власть, господство). Они составляют целое направление не только в философии техники, но и в социальной философии, и получили название технологического детерминизма.
Идея «технократического общества» впервые были высказана в 20 годы ХХ века в трудах американского социолога Т. Веблена. Смысл этой идеи состоял в том, что руководящую и определяющую роль в функционировании общества «всеобщего благоденствия» играют технические специалисты — «технократы», которые способны рационально управлять им. К теоретическим построениям подобного рода можно отнести, например, теории: постиндустриального общества (Д. Белл), сверхиндустриального общества (Э. Тоффлер). Эти концепции интерпретируют научно-технический прогресс как самодовлеющий фактор, действующий абсолютно независимо от других социальных обстоятельств.
Так, например, Д. Белл считает, что становление «постиндустриального общества» может быть охарактеризовано тем, что существенно улучшается качество жизни за счет резкого повышения производительности автоматизированного производства, интенсивно развивается интеллектуальная сфера, уменьшается рождаемость и фактически прекращается рост народонаселения, растет класс носителей знаний, женщины получают надежную экономическую основу, чтобы стать независимыми. В таком обществе возникает приоритет знания в области высоких технологий и услуг. Это и позволяет достигнуть нового уровня и качества жизни.
Ступень развития общества, которая следует за индустриальной стадией, Э. Тоффлер называет «сверхиндустриальным» обществом. Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, Э. Тоффлер анализирует особенности будущего мира, экономической особенностью которого, по его мнению, могут стать электроника и компьютеры, космическое производство, использование океанских глубин и биоиндустрия. Технической основой станет полная автоматизация производства, которая приведет к повышению уровня потребления и расширению сферы услуг.
Существует и противоположная точка зрения в оценке техники и ее роли в развитии общества. Она выражает пессимистическую оценку роли техники в обществе. Сторонники данной точки зрения указывают на то, что техника все более становится несоразмерной с самим человеком. Люди постепенно теряют над ней контроль.
Это приводит к возникновению глобальных проблем современности. Наука в этом вопросе играет первостепенную роль, т. к. именно учёные разрабатывают теоретические основы подобного знания и технологий. Однако, некоторые ученые, осознав всю опасность своих изобретений, прекращали свои исследования. Так поступил, например, физик А. Д. Сахаров, отец водородной бомбы, когда понял, насколько опасно его детище.
Также глобальной проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Деятельность человека постоянно влияет на изменения в динамике биосферы, а на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческого вмешательства таковы, что начинают разрушать биосферу как целостную экосистему.
Такого взгляда придерживается сообщество под названием «Римский клуб». Их взгляды сводятся к следующему: в недалеком будущем технические изобретения приведут человечество к катастрофе, которая погубит всю цивилизацию и самого человека. Ученые «Римского клуба» масштабно осмыслили проблему последствий НТП. На рубеже ХХI века человечество оказалось перед необходимостью решения проблем мирового порядка: глобального загрязнения окружающей среды отходами промышленного производства; исчерпания невозобновляемых природных ресурсов; экспоненциального роста численности населения планеты; опасности термоядерной катастрофы и т. д. Эти проблемы заставляет задуматься о целях и перспективах технического развития современной цивилизации.
В работе, написанной под руководством Д. Медоуза, «Пределы роста» показано, что человечество уверенно идет навстречу глобальной катастрофе, которую можно предотвратить, только приняв соответствующие меры, направленные, прежде всего, на ограничение технического воздействия на биосферу и регулирование роста промышленного производства. Все традиционные представления о тенденциях мирового развития, стабильности и благоденствии, целях и перспективах человеческого существования, способствуют приближению гибели человечества. Экономический рост не может продолжаться до бесконечности. Настало время, когда общество должно отказаться от количества в пользу качества.
Это означает, что необходимо пересмотреть приоритеты и основные критерии социального прогресса, а значит, переосмыслить роль и место техники развитии социума.
Продолжением поиска новых ценностных ориентаций в отношении роли и значения техники для обеспечения перспектив человечества стала концепция «устойчивого развития». В ней обосновывается мысль о том, что в настоящее время важнейшим приоритетом социального прогресса должен стать человек, сохраняющий природу и качество окружающей среды. Основной целью этой концепции является создание базовых условий для согласованного и взаимоподдерживающего развития социума (техносферы) и природного окружения (биосферы). Это позволит создать условия для более полного и всестороннего удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.
Проанализировав разные точки зрения, мы пришли к выводу, что достижения научно-технического прогресса влияют отрицательно на экологическое состояние нашей планеты. Что касается природных ресурсов и невозобновляемых источников энергии, таких как нефть, газ, уголь и т. п., ситуация также неблагоприятная, люди настолько активно потребляют ресурсы Земли, что планета уже не в силах полностью восстановить свои запасы. Так, Джеймс Лавлок утверждает, что человечество уже прошло через точку невозврата, и что резервов будущим поколениям уже не хватит.
Однако и без дальнейшего прогресса, существование человечества невозможно, потому как нельзя запретить людям думать, мыслить, развиваться. Люди всегда будут стремиться создавать нечто новое.
Несомненно, множество людей знает о важности стоящих перед человечеством проблем. Но далеко не всегда это знание воспринимается в качестве руководства к действию. У этого парадокса есть несколько источников. Во-первых, до сих пор многие придерживаются старой позиции, свойственной обществу прежнего типа, образно выраженной русской поговоркой «моя хата с краю…». Пока техногенные катастрофы обходят стороной, касаясь других, они кажутся чем-то абстрактным, чем-то, что может и не затронуть, если повезет. Это порождает недопустимую для эпохи глобализации безответственность. Растущие масштабы разрушений и жертв, расходящиеся из эпицентра катастрофы кругами взаимосвязанных процессов, исключают иные способы разрешения этих ситуаций, кроме как глобальные усилия всех стран и всех сообществ. Невозможно, например, бороться с выбросами в атмосферу промышленных отходов, пока есть страны, в числе которых и Россия, которые отказываются присоединиться к Киотскому протоколу.
Другой разновидностью того, о чем было сказано, является снижение ощущения опасности катастроф в связи с привычностью жизни в обществе риска. Как утверждает К. В. Храмова, общество в массе своей еще не до конца сформировало самосознание, соответствующее новым обстоятельствам.
К тому же, действительно, чувство опасности притупляется, когда ежедневно приходится сталкиваться с рискогенными факторами. Они уже перестают восприниматься как отклонение от нормы, поскольку сами становятся нормой, что и препятствует адекватной оценке далеко идущих последствий.
Еще одной причиной парадоксального равнодушия к таким последствиям можно назвать доминирование в западной техногенной культуре креативности экстенсивного типа, для которого свойственны стремление к «расширению… влияния на эмпирическую реальность путем ее анализа, выявления законов взаимодействия и создания новых вещей», а также «редуцированный онтологический и этический компоненты».
Бурный научно-технический рост сформировал дисгармоничное общество, стремящееся к достижениям практически любой ценой, ставящее во главу угла целеполагающую деятельность и антропоцентризм. Этот тип креативности вытесняет креативность интенсивного типа, которая направлена на духовное совершенствование человека и освоение экзистенциального пространства личности.
Наконец, серьезным препятствием для разрешения глобальных вопросов является усиливающееся противостояние фундаментализма в широком смысле этого слова, подразумевающего стремление любой ценой сохранить прежний образ жизни, невзирая на изменения в мире, и сообщества, пытающегося искать выход из сложившегося кризиса путем формирования нового отношения между человеком и средой его обитания, опирающегося на идеи глубокой экологии, одним из разработчиков которой можно назвать Ф. Капру.
В связи с этим становится понятно, что само по себе обращение к техническим способам борьбы с негативными последствиями техногенности, разработки в области альтернативных источников энергии, экологическая составляющая новых технологий и т. п., что предлагается идеологами неотехнократии, будут малоэффективны без отказа от антропоцентричного отношения к природе, без формирования нового типа личности, чьим основанием является творчество, но направленное, не вне, а внутрь человека. Только в этом случае у человечества есть шансы на сохранение и развитие.
Социальный прогресс общества
Социальные изменения отличаются не только по своей форме, но и своей направленностью: они трансформируют общественную жизнь от низшего уровня к высшему или, наоборот, от высшего к низшему.
В глубокой древности наиболее широко было распространено представление о том, что изменения в мире происходят только в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, т.е. в обществе идет только поступательное развитие, обозначаемое как прогресс.
Однако уже ряд древних мыслителей (например, Гесиод и Сенека) высказывали иные мнения о развитии общества. Они говорили о нисходящей линии развития, так как, с их точки зрения, общество в своем развитии уходит все дальше от якобы некогда существовавшего «золотого века». А такие древнегреческие мыслители, как Платон и Аристотель, придерживались теорий циклического круговорота, при котором общество в своем развитии повторяет одни и те же стадии.
Таким образом, еще в древности предполагалось, что прогресс — лишь одно из возможных направлений развития общества; его противоположностью является регресс — социальные изменения, которые ведут к возвращению в общественную жизнь элементов прошлого.
Но как определить, где низшее, а где высшее состояние социальной системы? Что можно считать критериями прогресса? Относительно социальной жизни эти вопросы крайне спорны.
В социологической науке выдвигаются следующие критерии прогресса:
1. Структурный: чем сложнее структура общества и чем больше в нем социальных институтов, социальных ролей, тем оно прогрессивнее. Спорность данного критерия заключается в том, что усложнение структуры общества часто ухудшает жизнь людей. В силу разделения труда индивид становится исполнителем узкой, специализированной функции. Наконец, сложность общественной жизни может подавлять волю человека.
2. Информационно-технологический: чем более развиты наука и техника, чем выше производительность труда, тем прогрессивнее общество. Однако, как утверждают критики подобного подхода, развитие науки и техники вызывает много отрицательных последствий, а именно: подчинение человека принудительному, изматывающему своей монотонностью и быстротой ритма общественному труду, загрязнение окружающей среды, угроза существованию человечества в силу появления новых видов оружия (в частности, ядерного) и др. То есть данный критерий также нельзя признать как абсолютный.
3. Экономический: прогресс общества отождествляется с ростом благосостояния людей и государства в целом. Но опыт человечества показал, что благосостояние не всегда приводит к удовлетворенности человека своей жизнью. Например, удельный вес самоубийств в настоящее время в таких развитых странах, как Швеция, Дания и т.п., выше, чем в тех странах, где уровень материального благосостояния ниже (страны Азии, Африки). При высоком уровне благосостояния человеческие потребности не уменьшаются, а возрастают, и это, главным образом, потребности, согласно А. Маслоу, уважения и самовыражения, которые невозможно удовлетворить только через материальные блага. Поэтому и данный критерий не выражает всей полноты категории социального прогресса.
4. Гуманистический критерий прогресса. На сегодняшний день он выглядит более убедительным и является более распространенным. Согласно ему социальный прогресс определяется уровнем возможностей для удовлетворения потребностей людей и развития их способностей. Остается при этом открытым вопрос о приоритетности потребностей и способностей индивида, т.е. о том, на какие потребности и способности человека общество должно обращать внимание в первую очередь. В силу этого на основании гуманистического критерия прогресса одни и те же социальные изменения могут быть оценены по-разному в зависимости от ценностной ориентации исследователя. Иными словами, данный критерий социального прогресса является в значительной мере субъективным.
В целом можно отметить, что любой прогресс противоречив. Наряду с прогрессом в обществе всегда наблюдается и регресс. Рост благосостояния сопровождается снижением экологической безопасности, загрязнением окружающей среды; рост свободы в обществе связан с усилением конфликтности в нем и т.д. Поэтому, характеризуя развитие общества как регрессивное или как прогрессивное, можно говорить лишь о преобладающей тенденции.
В силу неопределенности понятия прогресс и его критериев многие исследователи предлагают отказаться от его использования в научном анализе и ограничиться более нейтральным понятием социальные изменения.
Итак, социальный прогресс — одна из форм развития общества, основанная на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального производства и благосостояния людей, а также развивается человеческая личность. Но его следует рассматривать как многомерный и нелинейный процесс, не всегда означающий равномерное восходящее поступательное движение от простых форм социальной жизни к более сложным.
Нужен ли обществу быстрый технический прогресс?
Сегодня человечество в первую очередь вкладывается в технологический прогресс. Создаются новые гаджеты, пишутся сайты, переводятся в электронный вид документы. В общем, вся наша жизнь уходит в виртуальный мир.
Плюсы, конечно, от этого есть. Благодаря интернету люди могут пользоваться различными ресурсами, читать книги, делиться мнением, обсуждать различные вопросы и организовываться. Но делают это немногие. Большинство людей тратит время в интернете абсолютно бесполезно: играют в игры, смотрят бестолковые шоу, основанные на эмоциях, пересматривают приколы или исправляют грамматические ошибки комментаторов.
Но жизнь наша невероятно коротка и становится она ещё короче, когда мы пренебрегаем прогулками, правильным питанием и насыщением своей нервной системы позитивными эмоциями.
Тем не менее, изобретения, излечивающие нас от болезней, развиваются с «черепашьей» скоростью и по сей день недоступны для многих. Но хорошее развитие получает всё то, что помогает нам деградировать, а также и то, что создано для убийств и войны. Начинаешь задумывается, а нужен ли нам такой прогресс?
Вся наука разделилась на гуманитарную и естественную. Естественная делает постоянные шаги вперёд, но гуманитарная находится на низшей ступени своего развития по сей день. Не идёт развитие моральных ценностей в обществе. Даже на лекциях в университете, кроме чужих и зачастую тупиковых научных теорий и гипотез гуманитарных дисциплин, вам никто не расскажет, какие взаимоотношения должны быть в здоровом обществе, как должен относиться к друг другу человек, как он связан с природой и какие мысли влияют на нас положительно. То, что важнее всего, что нас окружает каждый день, игнорируется из года в год.
Отсюда появляется невежественная толпа. Нет, совсем неважно есть у них высшее образование или нет. Это не говорит ни о чём, потому что и образованный человек может быть агрессивным, высокомерным, несдержанным и апатичным к проблемам.
Предположим, что в космосе существуют уже тысячи цивилизаций, в том числе и нам подобные. Наверняка среди них немалое количество тех, кто обладает невероятными технологиями. Вряд ли они также невежественны и бездуховны, как и мы. Но, получается, есть ли смысл нам создавать что-то, когда эти технологии давно изобретены? Ведь никто с нами ими не поделиться пока мы не станем действительно разумными.
Ни одна разумная цивилизация не прилетит к нам, не выйдет с нами на контакт, пока мы не научимся разрешать конфликты, пока мы действительно не создадим гармонию в нашем обществе и пока не поспособствуем его разумному развитию.
Формы прогресса общества
Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась ещё в древности и оставалась достаточно дискуссионной.
Различные взгляды на направленность общественного развития:
• Французские просветители (история – непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества);
• Религиозные течения (преобладание регресса во многих сферах жизни общества);
• Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби (движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е., теория исторического круговорота;
• Современные исследователи (положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса).
Постепенное совершенствование общества, переход на более высокую ступень развития, который отражается во всех сферах общественной жизни, называется прогрессом.
Не смотря на то, что весь материальный мир динамичен, постоянно изменяется, не все изменения являются прогрессом. Как таковой прогресс свойственен только обществу и отражается в деятельности и условиях жизни людей.
История показывает, что процесс развития обществ не всегда идет по направлению к прогрессу, зачастую рост и процветание может обернуться распадом и деградацией (упадком), вследствие каких-либо событий (например, военные действия или революция, природные катаклизмы и др.). Такой «откат» назад называется регрессом.
Регресс - упадок в развитии, переход от более высоких форм развития к низшим, менее совершенным, движение назад.
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперёд могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (от лат.— стоячая вода).
Стагнация - это застой в развитии общественной жизни, остановка.
Стагнация - явление характерное, в первую очередь, для экономической сферы общества. Так, стагнация может характеризоваться и как длительное состояние застоя экономики. При стагнации, экономическая ситуация в стране, а также в мировой экономике, практически не изменяется. Зачастую стагнация возникает в период перехода от одного вида экономики к другому и может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Понятие прогресса в современных условиях всё более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерениях, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества.
В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества:
• средняя продолжительность жизни человека,
• детская и материнская смертность,
• состояние здоровья,
• уровень образования,
• развитие различных сфер культуры,
• чувство удовлетворённости жизнью,
• степень соблюдения прав человека,
• отношение к природе и др.
Общество - это динамичная система, в которой постоянно происходит большое количество изменений. Различают две основные формы развития: эволюционную и революционную.
Эволюция - это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств.
Так, например, появление новой техники по возделыванию земли, не повлияло на использование лопат.
Изменения в обществе могут носить незначительный (реформа) или радикальный характер (революция).
Реформа (от лат. «reformo» - «преобразовываю») - изменение в какой-либо сфере общественной жизни, преобразования, не затрагивающие фундаментальной основы (системы, явления, структуры).
Соответственно и виды реформ классифицируются по сферам жизни общества:
• Экономические (Преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)).
• Социальные (Преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)).
• Политические (Изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)).
• Духовные (реформа образования, попытка создать национальную идею, интегрирующую россиян, возрождение исторических традиций, пропаганда гражданственности, патриотизма и т. д.).
Реформы не подразумевают коренных и резких изменений, они направлены на улучшение жизни общества. Любая реформа является способом введения инноваций в сферы общественной жизни и модернизации общества в целом. Реформы могут стимулировать развитие общества (прогрессивные) или вызывать застои и упадок (регрессивные, реакционные).
Более радикальные перемены в общественной жизни вызывают революции.
Революция - это резкие и глубокие изменения, затрагивающие все сферы жизни общества и основы существующего социального строя.
В исторической науке под революцией понимается насильственная смена власти, так как именно это влечет собой дальнейшее переустройство общественной жизни, вызывая такие последствия как гражданские войны, репрессии, смуту.
В отличие от реформ революции осуществляются народом, а не правящей элитой, те. проводятся «снизу». Революция бывает буржуазной, социалистической или национально-освободительной, в зависимости от целей, которые преследует общество.
Признаки революции:
• это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
• носят общий, фундаментальный характер;
• как правило, опираются на насилие;
• организуются сознательно;
• вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.
Виды революции:
• Кратковременные (например, Февральская революция в России);
• Долговременные (например, неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.).
И реформы, и революции являются неотъемлемой частью эволюционного процесса. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от лат. — обновление) понимается введение научных и технических новшеств, которые способствуют усилению прогресса и разностороннего развития общества.
Другими словами, инновации - это создание и внедрение новой техники, технологии, разработка новых материалов, развитие новых отраслей производства и т д.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. — новейший, современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» («органическую») модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют её через понятия «вторичная» («неорганическая», «догоняющая») модернизация. Она имеет место в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели. Часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
Критерии прогресса общества
Прогресс — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.
Регресс — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Критерии прогресса:
— развитие человеческого разума;
— совершенствование нравственности людей;
— прогресс науки и техники;
— развитие производительных сил, включая самого человека;
— возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;
— гуманистические критерии прогресса (средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.).
Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
Существует два основных пути развития общества: эволюционный и революционный:
• Эволюция — это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств.
Эволюционные изменения могут осуществляться как сознательно, в таком случае они обретают форму реформ, так и стихийно.
• Реформа — изменения в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые правительством, в виде постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
Виды реформ:
— Прогрессивные (например, реформы 60–70 х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II);
— Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80 х — начала 90 х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III).
Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Признаки революции:
— это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
— носят общий, фундаментальный характер;
— как правило, опираются на насилие;
— организуются сознательно;
— вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.
Революция — захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование её для крупномасштабного реформирования всех сфер общественной жизни.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Основные подходы к изучению развития общества:
— линейный (формационный и стадиально-цивилизационный) —
развитие общества рассматривается как закономерный поступательный процесс перехода от низших форм к высшим, от простых к сложным;
— нелинейный (локально-цивилизационный) — развитие общества не имеет однонаправленного характера, в истории человечества есть периоды подъёмов, падений и стагнации.
Формационный подход (основоположники — немецкие философы-экономисты К. Маркс и Ф. Энгельс). Развитие общества осуществляется в результате закономерной смены общественно-экономических формаций.
Критерием выделения общественно-экономических формаций является производственная деятельность людей, характер труда и способы включения в производственный процесс (природная необходимость, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, труд становится потребностью личности).
Движущей силой развития общества является классовая борьба. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальных революций.
Стадиально-цивилизационный подход (У. Ростоу, Тоффлер). В основе данного подхода лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизации.
Проблема прогресса общества
Постепенный переход к более совершенному, высшему, лучшему, называется прогрессом.
Противоположное понятие - это регресс, что означает упадок, движение вниз:
1. Кто-то считает, что человечество идет по пути регресса. Например, философ Гесиод, живший в 8-7 веках до н.э.
2. Другие же (и таких мыслителей большинство), что происходит постепенный прогресс:
а) Некоторые считают, что прогресс циклический, с повторяемостью определенных этапов (Платон, Аристотель).
б) Кто-то видит прогресс в виде беспрерывных изменений в разуме человеческого рода (А.Р.Тюрго, Ж.А.Кондорсе).
3. А третьи, что прогресс - это изменение мировых событий, большее овладение природой и производством (Г.Гегель, К.Маркс).
В 19-20 веках наступило ускорение прогресса, но вместе с этим пришел и пессимистический взгляд на прогресс, например, как на возможный конец истории в виде глобальной катастрофы.
Видение прогресса зависит от времени, в котором живет мыслитель. Ведь прогресс - это не всегда путь усеянный цветами, скорее это приливы и отливы, смена хаоса и порядка, ситуация, когда всё улучшается или приходит к резкому ухудшению, часто в формате революций и даже войн.
Если смотреть на прогресс в рамках государства, то все может выглядеть еще сложнее, ведь какие-то части единого механизма не развиваются одновременно: какие-то улучшаются быстрее, а какие-то медленнее. Или даже так: какие-то части прогрессируют, а какие-то наоборот регрессируют. Например, развитие техники и технологий зачастую ведет к разрушению среды обитания. Открытия в науке могут приводить к разработке более серьезного оружия.
От прогресса страдает и сам человек, так как увеличивается количество информации, количество людей вокруг, видов технологий, что ведет к стрессам и болезням. И т.д.
В связи с этим, критерии прогресса трудно установить. Нет единого показателя, который бы указал на прогресс. Господствующим мнением считается, что общественный прогресс = развитие производительности техники и человека. Действительно, улучшаются технологии, упрощается овладение силами природы.
Другой вариант - это посмотреть на меру свободы и выделить её, как критерий социального прогресса. Свобода - это степень гарантированной индивидуальной свободы человека, что означает возможность раскрытия им своих человеческих качеств.
Похоже, что это две стороны одной медали и развитие условий жизни влечет развитие человечности: морали, творчества, разума.
Человек в любом случае оказывается в центре, становится высшей ценностью - это называют «гуманизм». А значит, возвышение гуманизма и есть критерий социального прогресса.
Прогресс и регресс в обществе
Прогресс и регресс общества – (от лат. progressus – движение вперед), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Понятие прогресс противоположно понятию регресс. Вера в прогресс относится к базовым ценностям индустриального общества. Прогресс непосредственно связан со свободой и может рассматриваться как ее неуклонная историческая реализация. Прогресс можно определить как поступательное развитие, при котором все изменения, в особенности же качественные, идут по восходящей линии, раскрываемой как переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. На культурно-ценностном горизонте человечества идея прогресса появилась сравнительно поздно. Античность ее не знала. Не знали ее и Средние века. По-настоящему вера в прогресс начала утверждаться в борьбе против религиозной веры за духовную эмансипацию человека. Триумф идеи прогресса, соответствующих настроений и ожиданий пришелся на XVIII в., век просвещения, разума, веры в великую освободительную миссию науки, объективно-истинного знания. Вера в прогресс становится чем-то само собой разумеющимся, а по глубине, внутренней убежденности, готовности служить, следовать и подчиняться – даже сродни вере в Бога. За прогрессом закрепляется атрибут исторической непреложности.
Прогресс и регресс – диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. В эволюции живых организмов и развитии общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Причём взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс общества связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. «…Каждый прогресс в органическом развитии, – отмечал Энгельс, – является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях».
В ХХ веке прогресс осуществлялся неоднозначно. Ощутимый удар по гарантированному прогрессу нанесла первая мировая война. Она показала тщетность надежд на значительное совершенствование природы человека. Последующие события эту тенденцию разочарования в прогрессе только укрепили. В условиях постиндустриального общества пришло осознание того, что ни автоматизма, ни гарантированности в прогрессе самом по себе нет, что за него надо бороться. И что прогресс неоднозначен, что он несет с собой отрицательные социальные последствия. Применительно к отдельному человеку прогресс означает веру в успех, одобрение и поощрение продуктивной деятельности. Успех, личные достижения определяют социальный статус человека, его собственный прогресс. Образ жизни, ориентированный на успех, на редкость креативен и динамичен. Он позволяет человеку быть оптимистом, не падать духом в случае неудачи, стремиться к новому и неустанно творить его, легко расставаться с прошлым и быть открытым будущему.
Экономический прогресс общества
Экономический прогресс — поступательное развитие экономической системы, каждого её элемента. Он — основа общественного прогресса, составными элементами которого являются экономическая, социальная, правовая, политическая, национальная и другие стороны прогресса.
Результат экономического прогресса — реальные достижения в процессе экономического развития.
Критерии экономического прогресса:
• уровень развития производительных сил;
• соотношение между массой применяемых средств производства и численностью занятых в производстве работников (техническое строение производства);
• развитие человека, его потребностей, интересов, целей.
Критерии социально-экономического прогресса:
• расширенное воспроизводство отношений собственности;
• степень экономической свободы производителей;
• самостоятельность (относительная) предприятий;
• доля непосредственных исполнителей в национальном доходе, национальном богатстве страны;
• развитие умственных и творческих способностей человека, его потребностей, интересов и др.
К критериям общественного прогресса, отражающим развитие всей системы общественных отношений, относятся степень социальной, политической, юридической свободы производителей.
Главным источником прогресса является развитие противоречий.
Наиболее важной движущей силой экономического прогресса в пределах общественного способа производства является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, или отношениями экономической собственности.
К методам разрешения экономических противоречий относятся:
• создание качественно новых форм движения предыдущих противоречий, что обеспечивает приспособление производственных отношений, отношений собственности к уровню развития производительных сил;
• экономические кризисы;
• хозяйственный механизм (механизм сознательного использования экономических законов, механизм разрешения противоречий и согласования экономических интересов), прежде всего деятельность государства, исполняемые им функции;
• количественный метод, т.е. накопление денежных средств, средств производства и т.п., что создает предпосылки для развития производительных сил;
• смена устаревших форм собственности новыми, более прогрессивными в пределах общественного способа производства.
Экономическая система — целостная совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно — правовых норм.
Основными ее чертами являются:
— взаимодействие материально-вещественных и социальных сторон хозяйствования;
— способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;
— конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.
Выделяют четыре основных типа экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная и смешанная экономика.
Нравственный прогресс в обществе
Одной из самых актуальных проблем философии ХIХ века стала проблема общественного прогресса, исследованием которой активно занимались многие мыслители. Особая роль в разработке концепции социально-нравственного прогресса принадлежит одному из ярких представителей школы Чернышевского Николаю Васильевичу Шелгунову.
Шелгунов создал оригинальную концепцию нравственного прогресса, противостоящую господствующим религиозно-идеалистическим и иррационалистическим идеям той эпохи. В основе его концепции лежит идея поступательного исторического развития человечества, в котором социальная и нравственная стороны жизни тесно взаимосвязаны. Основным тезисом Шелгунова является его утверждение о том, что история есть борьба за прогресс, борьба нового со старым, борьба за то лучшее, к чему стремиться человечество. В его понимании история представляет собой движение от низших форм общественной организации к высшим, где движущей причиной, пружиной поступательного развития человечества является борьба классов и сословий за свои права и интересы.
Важным моментом в воззрениях Шелгунова является то, что он не только пытается вскрыть причины общественного развития, которые прежде всего выражены в социальном неравенстве людей, в резком расслоении общества, но акцентирует внимание на диалектическом характере этого развития, где полосы регресса и застоя чередуются с прогрессивным развитием, где человечество, двигаясь вперед, содержит в себе и "силы ретроградные, парализующие социально-экономический прогресс".
В концепции нравственного прогресса Шелгунова важное место занимает вопрос о значении цивилизации и культуры в социальном и нравственном прогрессе, о влиянии религии на нравственное развитие человечества. Его теория нравственного прогресса была направлена против религиозно-идеалистических представлений, господствовавших в тот период, однако, анализируя роль христианства, Шелгунов не скатывался к его очернению и однозначному отрицанию, а пытался определить социальные корни раннего христианства, выявить общественную роль, которую оно играло в различные исторические эпохи европейских народов.
В качестве альтернативы официальной религиозно-идеалистической точке зрения, которую в то время активно отстаивали Гогоцкий, Юркевич, славянофилы и другие, Шелгунов утверждал просветительскую мысль о том, что преодоление религиозного мировоззрения было огромным шагом вперед в развитии человечества и четко формулировал свой вывод о том, что религия не только "мешает частному и общему прогрессу", но нравственный прогресс просто несовместим с религиозным мировоззрением. Этот вывод имеет огромное значение для понимания и трактовки им проблемы нравственного прогресса, а также основных принципов этики. Именно этот вывод послужил основой четкого разделения религии и морали и поставил перед ним задачу разработать альтернативную теорию морали, базирующуюся на принципах материалистической философии и атеизма.
Прежде всего, важнейшим фактором, влияющим на нравственное развитие человечества, Шелгунов считает достижения цивилизации и культуры, которые несут новые научные знания, гуманитарные идеи, что способствует освобождению морального сознания от религиозных догм. В понятие цивилизации он вкладывает самое широкое содержание: не только достижения духовной культуры, но и результаты материальной деятельности человечества в его историческом развитии. Причем понятие цивилизации у Шелгунова не просто связано с социально-экономическим прогрессом, а является его достижением и результатом.
Особое внимание мыслитель уделяет научному познанию, человеческому интеллекту, развитию науки и техники, которые в конце концов и обусловили социально-экономический прогресс человечества, причем Шелгунов не только положительно оценивает значение научных открытий, но нередко рассматривает человеческие знания в качестве самодовлеющей величины, считает их особой силой, способной решительным образом преобразовать общество.
В своей концепции Шелгунов неразрывно связывает нравственный прогресс с прогрессом общественным. Более того, сопоставляя понятия общество - мораль, он отстаивает идею о зависимом характере морали, о ее детерминированности социально-экономическим и политическим устройством общества. Это позволяет Шелгунову сделать вывод большой теоретической важности, суть которого сводится к тому, что невозможно посредством морального совершенствования личности изменить существующие общественные отношения, что определенному уровню экономики и "общественного порядка" соответствует определенный уровень морали, культуры и цивилизации.
Таким образом, Шелгунов, как и другие представители школы Чернышевского, не миновал понимания классового характера нравственности. Содержание нравственного прогресса он видит в развитии двух неразрывно связанных между собой тенденций - в движении общества к справедливому строю, где будет достигнуто материальное и нравственное равенство людей, а также в развитии высоконравственного духовного внутреннего мира человека.
Материальный прогресс общества
Представьте, сороковые годы, небольшую деревеньку – в одной избе появился патефон. Сколько интереса, удивления и восторга могло это вызвать? Но было и обратное – консерваторы или глубоко религиозные люди отвергали или откровенно противодействовали всему новому.
Наше поколение в своем детстве не было лишено радости познания плодов научно-технического прогресса и новинок, связанных с этим. Попробуем нарисовать картину событий того времени. Пожалуй, в нашей стране одно из наиболее диковинных устройств первой половины XX века – это патефон.
Наиболее яркий, заметный и весьма востребованный аппарат на вечеринках и даже на танцах. Хотя баян и гитара не конкуренты патефону, но все равно это устройство очень своеобразное и позволившее соприкоснуться с миром неведомого и прекрасного. Он был не в каждой семье, но встретить можно было достаточно часто, все понимали его назначение. Конечно, в наших краях массово такое знакомство со всем новым происходило с большим опозданием. Избирательно, не у многих, но стали появляться (питающиеся от батареек) ламповые радиоприемники. И более массовые блага: в дома стали приходить – электрическое освещение и радио, транслируемое по проводам из конторы связи. Постепенно население познакомилось с телефонной связью, о развитии которой тоже можно очень долго рассказывать. И это была вовсе не точка в поступи технического прогресса. В скором времени горожан ожидало пришествие электрических плиток, утюгов и далее поток невиданных доселе стиральных машин, кипятильников, радиоприемников, проигрывателей виниловых пластинок, холодильников, магнитофонов и затем телевизоров. Мы свидетели целой эпохи.
Современной молодежи практически невозможно объяснить, что технический прогресс – это не достояние их поколения, а естественный процесс, присущий человечеству. Как показывает время, процесс не безобидный, несущий серьезные побочные явления, серьезно влияющие на состояние общества, его здоровье и в физическом и духовном смысле.
Если покупать всё более новые мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, мини и микро компьютеры через каждые полгода, то бюджет вашей семьи может потерпеть крах, не говоря уже о действующем бизнесе. Вспомним курс экономики, изучаемый нами независимо от избранного учебного заведения.
Речь не о высшей математике, скорее просто обыкновенной арифметике. Любое оборудование имеет цену и срок использования. Ни один иностранный владелец фирмы не станет перевооружать свое производство, не просчитав экономическую выгоду от такого действия. Только воровское дело может позволить жить в подобном стиле. Настоящий честный бизнес в сегодняшнем времени не даст вам такие возможности, если вы хоть сколько-нибудь испытываете сострадание к своим работникам и вам чужды законы дикого-чиновничьего капитализма. Лишь безответственный административный ресурс, полное отсутствие профессионалов позволяют безнаказанно пилить бешенные деньги и использовать их не по назначению. Рабский труд за копеечную плату, отсутствие учета и контроля – вот основания описываемого образа поведения. Поневоле начинаешь думать, ну зачем бесконечно менять как перчатки Вольво на Мерседес или айфон на смартфон. В случае, когда речь идет о людях которые с жиру бесятся, всё понятно, но остальным-то это зачем? Показать, что тоже не лыком шиты, почти как Дерипаска, совершенно рядом с его яхтами, самолетами с футбольными командами… И все же в основе здравого подхода всегда лежит принцип: машина должна ездить, телефон позволяет получить связь, любой аппарат имеет свое назначение. До тех пор пока они не выйдут из строя или устареют, вряд ли следует их менять. Всему свое время и срок. Здесь бы следовало попытаться провести черту и понять: одно дело – удобство, эргономичность, технологическое усовершенствование и эффективность. И другое дело – самоутверждение, состязание в самости и просто для интерьера. Мы, конечно, исключим варианты, когда речь идет о подарках, новых производствах и иных подобных случаях. Так в основе всегда должен лежать здоровый рационализм.
Наши друзья, заморские производители товаров, научились тонко прорабатывать политику проектирования и выпуска микроэлектронной техники и программного обеспечения, совершенствуя по сути одно и то же, они создали неиссякаемый источник прибыли для себя и безвылазное болото для нас. Например, если вы занимаетесь созданием текстов с использованием компьютера, то Word версии 13 (365) вряд ли поможет вам быстрее и качественнее создавать тексты по сравнению с прошлой версией. И это не шутка. Задействованы лобби в госдуме, льются реки взяток, которые выдумывают все новые виды отчетов, непрерывно меняют требования бухучета, налоговой отчетности, по сути на корню губя всякое здоровое предпринимательство. Невозможно существование нормального бизнеса, если менять правила каждый месяц. Отсюда следует, производитель программного продукта и любого другого в условиях страны заботится не о нас, а о себе, своей прибыли и кормлении своей группы поддержки. Известна история с лампочками освещения в послевоенном СССР: в 50 годах по ошибке или нарушению технологии изготовлена большая партия несгораемых – практически вечных ламп накаливания. Тогда руководители страны быстро поняли неизбежность перепроизводства, скорой остановки производств за ненадобностью и быстро произвели переналадку. Теперь наши лампочки накаливания не работают даже неделю, если месяц отработают, так и это хорошо. Производятся светодиодные лампы, по цене в 100 раз дороже, но и они не вечны. Возможно, если бы зарплаты пропорционально соотносились с товарами и цены воспринимались как копеечные, то наше отношение было бы иным, а экономика начинала выздоравливать.
Тенденция налицо, халява производителям нравится независимо от национальности и прописки, для неподготовленного покупателя лишь ленивый не наладит выпуск яркого, блестящего и вызывающего. В нашей потребительской среде, не имеющей действующего механизма реализации права, при отсутствии действенного контроля и при слабой информированности о качестве товаров обман неизбежен подавно.
На наших глазах произошёл поистине умопомрачительный прорыв: плоские экраны телевизоров, мобильная связь, видеосвязь – всё, о чем мы читали лишь у фантастов, вошло в нашу повседневность. Мы стали свидетелями смены нескольких эпох в развитии электронной техники.
Вот некоторые из них: эволюция систем передачи сообщений от пэйджера до месенджеров. Предоставляемые услуги автоматизируются, доступны удаленно. Нет необходимости выходить из дому для выполнения множества операций по записи в очередь на прием к врачу, для регистрации собственности, получению справок и сдаче налоговой отчетности. Существует возможность оплатить товар и получить его, также не перемещаясь в пространстве и не тратя на это драгоценное время.
Процессор модели 8080 и 286 изменились до невообразимых пределов, имеет множество ядер и немыслимую производительность, при этом легко размещается в небольшом телефоне. Программные продукты превратили компьютер в универсальный инструмент. При его помощи инженер создает проекты, производит расчеты, художник рисует, осваивает новые стили, музыкант создает совершенно новое звучание, экономист планирует бизнес. В любой сфере нашлось применение компьютерной технике.
Но в какую сторону при этом меняемся мы сами? Становимся ли мы лучше с появлением в нашем распоряжении множества гаджетов? Есть ли предел этой неумолимой гонке? Как ограничить себя и определить разумные границы, достаточные для достойной жизни и обеспечивающие возможность сохранить ресурсы бесценной природы? Вокруг себя, порой приостановившись, мы видим горы упаковки от товаров. Выброшенную лишь чуть устаревшую мебель. Может, еще работающие телевизоры, холодильники, стиральные машины. Просто много мусора. Происходит захламление огромных пространств. И это все побочные продукты общества потребления. Многих это не трогает вообще. И не может трогать человека, который в XXI веке лишь только что переселился из халупы в благоустроенный дом.
Мы уже давно наблюдаем вокруг себя молодых людей, не выпускающих из рук смартфоны. Стало невозможно несколько минут просто по-человечески пообщаться. Объяснить близким важность свободы от чуждых влияния и интересов. Нереально остановиться, призадуматься, поразмышлять об особенностях текущего времени, понять ценность настоящего живого общения. Свободное время стало роскошью. Что за продукция, что производится сотнями миллионов людей на земле, занятых общением посредством месенджеров, соцсетей и подобных систем? Так ли важно это беспрерывное создание записочек, просмотр бесконечного потока чужих постов, отправленных друг другу? Велика ли ценность всего этого? Наверняка однозначной оценки нет. Конечно, ускоряющийся процесс развития общества требует соответствующих средств коммуникаций. Однако и велика опасность и тонка грань, где можно пересечь допустимые пределы такого роста. Да и так ли уже и ценна сама по себе эта цель совершенствования машин, а не собственно самого человека! Многие из нашего молодого, в чем-то отличающегося от нас, не вполне понятного, неведомого грядущего поколения на полном серьезе заявляют о скором уходе надобности портить зрение на небольших экранах и трудиться, нажимая кнопочки на сенсорном экране. Система будет подключена к головному мозгу и отпадет всё лишнее, мешающее компьютеру. Наши дети готовы испытать на себе этот эксперимент! Мы с вами присутствуем во время, когда происходит состязание между двумя разными системами, традиционными социальными уже сложившимися и мобильными. И это путь как раз к созданию систем, позволяющих полностью контролировать и управлять сознанием человека.
Мы разучились радоваться мелочам. Мир рукоплескал Эдисону, когда он продемонстрировал свое звукозаписывающее и воспроизводящее устройство. Всего лишь запись, хранение и воспроизведение звуков на цилиндр из алюминиевой фольги на изобретенном им фонографе. Прошло немногим более столетия, и мы получаем фотографии отдаленных планет галактики, детально рассматриваем предметы на Марсе. Строим планы колонизации Луны. Узнаем о новинках и достижениях микроэлектроники – создании процессоров размером десять – пятнадцать миллиметров; Увеличении количества транзисторов на единицу площади кремниевого кристалла. Производительности компьютеров, исчисляющейся миллиардами операций в секунду. Электронные информационные системы переполнены всевозможными данными. При этом нам скучно, нам грустно без общения посредством обмена быстрыми сообщениями. Слово имеет всё меньшее значение и заменяется, смайликами, картинками. Реальная жизнь – клипами.
Заметьте весьма простые вещи. При регистрации в любой социальной сети, рано или поздно, так или иначе вытянут все ваши данные, кстати, которые являются персональными и вроде как защищены законодательством РФ. Если внимательно присмотреться, вы обнаружите: насколько сложно или невозможно выгрузить из мобильного телефона ваши контакты, переписку, а иногда и просто фотографии себе на флэшку или компьютер для хранения. Вам будет предложено всё, даже облачное хранилище, но не будет обеспечено право сохранить данные на собственных носителях. Сервисы создаются так, чтобы невозможно было легко мигрировать в другую систему, нарушается ваше право выбора. Возвращаясь снова к социальным сетям, приведу интересное наблюдение. Ни в одной сети по теме с очевидным человеческим к ней отношением, например, о зарплате, пенсии или разбазаривании общенародного достояния, вы не найдете голосование или хотя бы набранные “лайки”, количественно исчисляющиеся миллионами. Почему, хотелось бы узнать? И ответ находится на поверхности.
Даже при беглом изучении мы с вами всегда найдем в этих системах интерес и заранее заложенные, возможно, не всегда положительные, и даже откровенно агрессивные цели той самой пресловутой третьей стороны. В социальной сети, если проанализировать её устройство, легко найдутся признаки свойств, направленных на привыкание и зависимость. Для множества людей “сеть” уже стала смыслом жизни. Но реальная жизнь ведь много богаче и многограннее. Задача просвещенного сообщества указать на опасность происходящего и найти пути устранения этого.
Технический прогресс требует разумного подхода, соблюдения принципа достаточности, тонкого знания новинок и умения ими пользоваться. Необходимо помнить общеизвестный принцип – “Не навреди”.
Типы прогресса общества
Понятие общественного, социального пространства и времени.
Прогресс и регресс как характеристики направления социального времени, возможные тенденции ритмов истории. Рождение идеи социального прогресса в ХVIII веке (А.Р.Ж. Тюрго, Ж.А. Кондорсе), ее связь с идеей священной истории. Идея прогресса и представления об идеальном обществе (утопия, царство Божие на земле, коммунизм и др.). Социальный прогресс как движение к более высокоорганизованным совершенным этапам культуры, истории, социума, человека.
Различные философские трактовки прогресса:
• Рационалистическая - исторический прогресс как утверждение разума.
• Идеалистическая - исторический прогресс как развертывание целей мирового духа.
• Материалистическая - исторический прогресс как закономерная смена общественно-экономических формаций.
• Историко-культурная - исторический прогресс как смена самостоятельных и локальных культур и цивилизаций.
• Культурно-критическая - отрицание позитивности и даже возможности прогресса.
Общая тенденция прогрессивного развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации. Применительно к последним социальный прогресс - процесс снятия социального отчуждения. Прогресс как результат творчества культуры и творчества истории.
Три важнейших фактора, определяющих прогрессивное историческое развитие:
1) производство и техника;
2) система общественных отношений;
3) специфика и закономерности духовной жизни людей.
Параметры социального прогресса: тип, цель, направление, способ соотнесения необходимого и случайного, индивидуального и общественного, власти и ответственности и т.п. Развитие культуры и истории как противоречивый процесс.
Типы прогрессивного развития: линейный, циклический, линейно-циклический. Факторы, определяемые характером, типом и степенью реализации социального прогресса: причины и движущие силы общественного развития, перспективы человечества, судьбы различных социально-экономических систем и культур и т.д.
Понятия "движущие силы истории", "творческие силы истории", "субъект исторического процесса". Человечество как субъект истории. Человеческое измерение прогресса. Общественный прогресс и гуманизм. Сознание и интересы отдельных людей и общеисторическое развитие.
Проблема объективного критерия прогресса. Степень овладения обществом стихийными силами природы, устранение социально-политического отчуждения и духовной неразвитости как важнейшие объективные критерии прогресса. Общественный прогресс и цивилизация. Цивилизационный критерий прогресса - увеличение общего блага как увеличение разумности, способности договориться для обеспечения защиты своих интересов и реализации своей свободы и уровня материального благополучия.
Прогресс информационного общества
Двадцать первый век характеризуется процессом информатизации общества, что представляет собой социальное действие, в основе которого лежит сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации. Информатизация общества предполагает, во-первых, широкое использование интеллектуального потенциала, который содержится в печатном фонде, включая научную, производственную и другие виды деятельности. Во-вторых, речь идет о внедрении информационных технологий в различные виды деятельности, которые способствуют развитию общественного производства и её интеллектуализации. К этому перечню можно отнести и достойный уровень информационного сервиса, т. е. возможность получить доступ к источникам проверенной информации и визуализировать её.
Использование открытых информационных систем, которые включают в себя весь объём информации, доступной в определённый момент обществу в необходимой сфере, по предположению большинства исследователей, «позволяет улучшить способы и пути управления общественным устройством, что способствует гуманизации и демократизации общества», повышает материальный уровень его членов. Информатизация общества ведет не только к ускорению темпов научно-технического прогресса, интеллектуализации всех жизненных сфер, но и к созданию новой информационной среды общества, которое способствует обеспечению развития творческого потенциала человека. Как предполагают исследователи, «к ряду наиболее критичных с позиций обеспечения информационной безопасности в условиях информационного противоборства сфер общественной жизни относят: политическую (все элементы политической структуры общества и государства, структуры подготовки и принятия политических решений, органы проведения выборов и референдумов, структуры регионального и местного управления, информационные системы специального назначения для органов государственной власти); общественного сознания (структуры формирования общественного мнения, в том числе СМИ и политические партии); экономическую (структуры управления в экономической сфере, включая системы сбора и обработки информации в интересах управления производственными структурами, системы общеэкономического анализа и прогнозирования хозяйственного развития)».
Действительно информатизация коснулась всех сфер жизни общества. Появление новых информационных технологий в значительной мере увеличивает возможность применения информационных ресурсов где бы то ни было. На наш взгляд, особенно значимо ее влияние в сфере экономики и политики. Поэтому в целях нашего исследования необходимо рассмотреть, как понимается термин информационная технология в наше время. Большинством ученых информационная технология понимается как «комплекс научных и инженерных знаний, которые имеют применение в наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, методах их объединения для создания конечного продукта или услуги, соответствующих определенным ожиданиям. Вот почему технология имеет тесную связь с инженерными науками, машинизацией производственного, непроизводственного и управленческого процесса. Базис управленческих технологий основывается на использовании компьютеров и другой телекоммуникационной техники. Тем не менее, информационная технология — это не только связь научных, технологических, инженерных дисциплин, направленная на изучение способов успешной организации труда людей, в обязанность которых входит обработка и хранение информации. Создание информационных технологий подразумевает сложную подготовку, проведение научных исследований, большой объем вложений, так как часто необходимо создание математического обеспечения, конструирования, направления и перенаправления информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Не стоит пренебрегать и манипулятивным характером современных информационных процессов, в частности, политической пропагандой, которая стала в современном коммуникативном процессе иметь следующие характеристики: растущее влияние на сознание человека, его предпочтения и вкусы; рост количества недобросовестно сработанной информации и пропаганды, основанных на политически некорректной и объективной информации; рост возможности манипулировать как сознанием отдельного индивида, так и целых социальных групп, классов; трансформация видов манипулирования, субъектов и объектов и т. д.
Информационные процессы — это один из многих факторов, участвующих в складывании и формировании определенного сознания у индивидов, причем массовая коммуникация не является единственной причиной перемен в аудитории. При этом надо признать, что социально-психологическая функция коммуникации оказывается достаточно влиятельной. Существует функция закрепления, «выборочного восприятия», «самоотбора», «выборочного запоминания», групповые нормы, лидеры мнений, личный авторитет и т. д. Поэтому необходимо отметить, что информатизация общества является более обширным термином, чем компьютеризация общества.
Дополнительно появление информационных и коммуникативных технологий в политической сфере изменили устаревшие представления, модели поведения между людьми в социуме, политическими институтами и структурами. Таким образом, телекоммуникационные технологии стали опорой в создании нового демократического общества, в котором политические решения принимаются, исходя из мнений народа. Так, А. Этциони предложил концепцию «теледемократии» как средство достижения общественного блага при помощи коммуникативных технологий. Н. Негропонте заявил, что существует риск исчезновения национального государства, поскольку с развитием информационных технологий усиливается глобализация, а Э. Коррадо и Ч. Фаерстон акцентируют внимание на том, что Интернет может обеспечить прямое общение между гражданами и властью, таким образом, минимизируя потребность общества от избираемых представителей, партийных организаций и организованных групп интересов. На наш взгляд, глобальная сеть изменит все традиционные политические институты, которые, вероятно, впоследствии станут более динамичными. Будут играть свою роль такие аспекты информатизации общества, как участие субъектов не только потребителями, информации, но и ее автономными источниками (генераторами). Кроме того, Интернетдает возможность увеличения аудитории, поскольку не ограничен географическими рамками.
К примеру, наиболее наглядно влияние внедрения информационных технологий на жизнь российского общества можно проследить на основании данных, представленных Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций в информационно-статистическом обзоре рассмотренных во II квартале обращений граждан, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту Российской Федерации, а также результатов рассмотрения принятых мер (далее — обзор). В соответствии с данным обзором обращений в форме электронного документа было подано практически в два раза больше, чем обращений в письменной и устной форме в совокупности. Кроме того, сведения данного обзора позволяют сделать вывод о том, что информационные технологи обеспечили доступность связи соотечественников, оказавшихся по различным причинам за пределами Российской Федерации, с представителями государственной власти.
С возникновением Интернета сбор и интерпретация информации не являются исключительной прерогативой государственной власти. Традиционные средства коммуникации зависят от пропускной способности «критических узлов», что дает государству право отслеживать информацию и каким-то образом изменять ее. В противоположность этому Интернет предполагает исключение зависимости от контроля со стороны государства, а также обеспечение функционирования информационного потока даже в ситуации целенаправленных внешних атак и искусственно созданных трудностей. Интернет устраняет проблему временных рамок: пользователи могут в любое время связаться с депутатами или сотрудниками муниципальных органов власти, чтобы задать свой вопрос. Таким образом, функционирование таких виртуальных форумов снижает традиционные издержки общения элитарных и неэлитарных кругов. Однако в сети зачастую можно увидеть компрометирующие данные о кандидатах в депутаты или всякого рода непроверенную, либо неточную информацию, которая способна снизить поддержку конкурентов и дезорганизовать работу их штабов.
Непосредственное использование информационных технологий позволяет устранить конфликт еще на стадии его появления — на его латентной стадии. Необходимо вовремя устранить лишнюю, либо искажённую информацию, чтобы снять напряжённость. Таким образом, коммуникативные технологии направлены на создание благоприятных условий для оппонентов, на поиск истины. Тем не менее, неконтролируемое распространение информации может стать причиной острых форм проявления конфликта.
Более того, ученые отмечают, что политический процесс в целом имеет информационно-пространственно-временную обусловленность. Любое событие разворачивается в определенное время и в определенном месте физического пространства под влиянием конкретной информации, что накладывает определенные ограничения на действия людей, вовлеченных в то или иное событие. С развитием информационных технологий возрастает взаимодействие между элементами общества, увеличивается скорость и объемы передачи информации между субъектами мировой системы. Таким образом, информационные технологии выступают в качестве фактора развития интеграции, их функционирование приводит к размыванию региональных и культурно-исторических особенностей.
Таким образом, роль информации в современном мире только растет, увеличиваются и эффекты воздействия СМИ и СМК на аудитории. Возникают все новые электронные медиа, формирующие принципиально иной тип социальных связей и массовой коммуникации, приобретающей диалоговый характер с точки зрения изменения индивидуального опыта и восприятия новых медиа как процесса изменения традиционных аудиторий. Эти проблемы вызывают особый исследовательский интерес в силу того, что вопрос о реальном воздействии медиа на аудиторию, особенно в условиях экспоненциального роста сетевых СМИ, остается открытым.
В заключение отметим, что современное общество окутано большим количеством информации, которая нуждается в обработке. Наряду с развитыми энергетическими, транспортными и химическими технологиями, общество не может рационально функционировать без информационных технологий. Информационные процессы и технологии занимают весомое место в жизни современного общества и открывают новые горизонты в жизнедеятельности человека.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
В советские времена у телефонисток на коммутаторе висел лозунг, из которого следовало, что они все ратуют за свободные сексуальные отношения. Что это был за лозунг?