Общественный прогресс – это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному. Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.
Впервые теорию прогресса описал известный французский публицист аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» в 1737 году. По его теории прогресс заложен Богом в каждого человека и этот процесс неизбежен, как природные явления. В дальнейшем исследование прогресса как общественного явления продолжилось и углубилось.
Критерии прогресса – это основные параметры его характеристики:
Социальный критерий – это уровень социального развития. Подразумевает уровень свобод людей, качество жизни, степень разницы между богатыми и бедными, наличие среднего класса и т.д. Основные двигатели социального развития – это революции и реформы. То есть радикальное полное изменение всех слоев общественной жизни и постепенное ее изменение, преобразование. Различные политические школы по-разному оценивают эти двигатели. К примеру, всем известно, что Ленин предпочитал революцию.
Экономический критерий – это рост ВВП, торговли и банковской сферы, и прочие параметры экономического развития. Экономический критерий – самый важный, так как влияет на остальные. Трудно думать о творчестве или духовном самообразовании, когда есть нечего.
Духовный критерий – нравственное развитие – один из самых спорных, так как различные модели общества оценивают по-разному. Например, в отличие от европейских стран, арабские не считают толерантность к сексуальным меньшинствам духовным прогрессом, и даже наоборот – регрессом. Тем не менее, есть общепринятые параметры, по которым можно судить о духовном прогрессе. Например, осуждение убийств и насилия характерно для всех современных государств.
Научно-технический критерий - это наличие новой продукции, научных открытий, изобретений, передовых технологий, короче – инноваций. Чаще всего под прогрессом подразумевают этот критерий в первую очередь.
Понятие прогресса подвергается критике еще с XIX века. Ряд философов, историков отрицает прогресс как общественное явление полностью. Дж. Вико рассматривает историю общества как циклическое развитие со взлетами и падениями. А. Тойнби в качестве примера приводит историю различных цивилизаций, в каждой из которых есть фазы возникновения, роста, упадка и разложения (Майя, Римская империя и т.д.).
На мой взгляд эти споры связаны с различным пониманием самого определения прогресса как такового, а также с различным пониманием его социальной значимости.
Тем не менее, без общественного прогресса у нас не было бы общества в его современном виде с его достижениями и нравами.
Критерии общественного прогресса
Очень важно понять, в каком направлении движется наше общество, непрерывно изменяющееся и развивающееся. Этой цели посвящена данная статья. Попытаемся определить критерии общественного прогресса и ответить на ряд других вопросов. Прежде всего, разберемся, что такое прогресс и регресс.
Общественный прогресс - это такое направление развития, которое характеризуется поступательным движением от простых и низших форм организации общества к более сложным, высшим. Противоположно данному термину понятие "регресс", то есть обратное движение - возврат к отжившим отношениям и структурам, деградация, направление развития от высшего к низшему.
Проблема критериев общественного прогресса издавна волновала мыслителей. Представление о том, что изменения в обществе - это именно прогрессивный процесс, появилось еще во времена древности, но окончательно сложилось в трудах М. Кондорсе, А. Тюрго и др. французских просветителей. Эти мыслители видели критерии общественного прогресса в развитии разума, распространении просвещения. Такой оптимистичный взгляд на исторический процесс в 19 веке сменился другими, более сложными концепциями. Например, марксизм видит прогресс в изменении общественно-экономических формаций от более низких к более высоким. Некоторые мыслители считали, что следствие движения вперед - рост неоднородности социума, усложнение его структуры.
В современной науке исторический прогресс обычно связывается с таким процессом, как модернизация, то есть переход общества от аграрного к индустриальному и далее - к постиндустриальному.
Не все принимают идею прогресса. Некоторые мыслители отвергают ее применительно к общественному развитию - либо предсказывая "конец истории", либо говоря о том, что социумы развиваются независимо друг от друга, многолинейно, параллельно (О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби), либо рассматривая историю в качестве цикла с чередой спадов и подъемов (Дж. Вико).
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Например, Артур Тойнби выделил 21 цивилизацию, в каждой из которых различаются определенные фазы становления: возникновение, рост, надлом, упадок и, наконец, разложение. Таким образом, он отказался от тезиса о единстве исторического процесса.
О. Шпенглер писал о "закате Европы". "Антипрогрессизм" особенно ярок в трудах К. Поппера. В его представлении прогресс - это движение к определенной цели, которое является возможным лишь для конкретного человека, но не в целом для истории. Последнюю можно рассматривать и как движение вперед, и как регресс.
Прогрессивное развитие социума, очевидно, в определенные периоды не исключает и регресса, возвратных движений, цивилизационных тупиков, даже срывов. Да и вряд ли можно говорить об однозначно прямолинейном развитии человечества, ведь наблюдаются отчетливо и рывки вперед, и откаты. Прогресс в определенной сфере, кроме того, может быть причиной спада, регресса в другой. Так, развитие техники, технологий, орудий труда - яркое свидетельство прогресса в экономике, но ведь именно оно поставило наш мир на грань глобальной экологической катастрофы, истощив природные запасы Земли.
Общество сегодня обвиняют также в кризисе семьи, упадке морали, бездуховности. Цена прогресса высока: например, удобства городской жизни сопровождаются различными "урбанизационными болезнями". Иногда отрицательные последствия прогресса настолько очевидны, что возникает закономерный вопрос о том, можно ли вообще говорить, что человечество движется вперед.
Критерии общественного прогресса
Актуален вопрос и о мерилах общественного развития. Здесь также нет согласия в ученом мире. Французские просветители такой критерий видели в развитии разума, в увеличении степени разумности общественной организации. Некоторые другие мыслители и ученые (например, А. Сен-Симон) считали, что высший критерий общественного прогресса - состояние нравственности в социуме, приближение к ранним христианским идеалам.
Иного мнения придерживался Г. Гегель. Он связывал прогресс со свободой - степенью ее осознания людьми. Марксизмом также был предложен свой критерий развития: по мнению сторонников этой концепции, он состоит в росте производительных сил.
К. Маркс, видя сущность развития во все большем подчинении человеком сил природы, сводил прогресс в целом к более частному - в производственной сфере. Способствующими развитию он считал только те социальные отношения, которые на данном этапе соответствуют уровню производительных сил, а также открывают простор для совершенствования самого человека (выступающего в качестве орудия производства).
Критерии общественного развития
Критерии общественного прогресса философия подвергла тщательному анализу и пересмотру. В современном обществознании применимость многих из них оспаривается. Состояние экономической основы отнюдь не определяет характер развития других сфер общественной жизни.
Целью, а не просто средством общественного прогресса считается создание необходимых условий для гармоничного и всестороннего развития личности. Следовательно, критерием общественного прогресса является именно мера свободы, которую в состоянии предоставить человеку общество для максимального раскрытия его потенциальных возможностей. По созданным в социуме условиям для удовлетворения всей совокупности потребностей личности и его свободного развития следует оценивать степень прогрессивности данного строя, критерии общественного прогресса.
Революция - это комплексное или полное изменение большинства или всех сторон жизни общества, затрагивающее основы существующего строя. Еще совсем недавно она расценивалась как всеобщий универсальный "закон перехода" от одной общественно-экономической формации к другой. Однако ученые никак не могли обнаружить те или иные признаки социальной революции при переходе к классовому строю от первобытнообщинного. Поэтому потребовалось расширить понятие настолько, чтобы оно могло быть применено для любого перехода между формациями, но это приводило к разрушению первоначального смыслового наполнения термина. А механизм реальной революции можно было обнаружить лишь в явлениях, относящихся к эпохе Нового времени (то есть при переходе к капитализму от феодализма).
Следуя марксистской методологии, можно сказать, что под социальной революцией подразумевается коренной общественный переворот, меняющий структуру социума и означающий качественный скачок в прогрессивном развитии. Самой глубинной и общей причиной возникновения социальной революции является неразрешимый другими способами конфликт между производительными силами, которые растут, и системой социальных учреждений и отношений, которые остаются неизменными. Обострение на этом фоне политических, экономических и других противоречий в социуме, в конце концов, приводит к революции.
Последняя всегда является активным политическим действием со стороны народа, своей главной целью она ставит переход управления обществом в руки нового социального класса. Отличие революции от эволюции в том, что первая считается концентрированной во времени, то есть происходит быстро, и непосредственными ее участниками становятся народные массы.
Очень сложной представляется диалектика таких понятий, как революция и реформа. Первая, как более глубокое действие, чаще всего вбирает в себя последнюю, таким образом, действие "снизу" дополняется активностью "сверху".
Многие современные ученые призывают нас отказаться от чрезмерного преувеличения в истории значения социальной революции, от мысли о том, что она является неизбежной закономерностью в решении исторических задач, ведь она отнюдь не всегда была главенствующей формой, определяющей общественный прогресс. Намного чаще изменения в жизни социума происходили в результате действия "сверху", то есть реформ.
Это переустройство, преобразование, изменение некоторой стороны общественной жизни, которое не уничтожает существующих основ социальной структуры, сохраняет власть в руках правящего класса. Таким образом, понимаемый путь ступенчатого преобразования отношений противопоставляется революции, до основания сметающей старый строй и порядки. Марксизм расценивал эволюционный процесс, на долгое время консервировавший пережитки прошлого, как слишком мучительный и неприемлемый для народа. Приверженцы данной концепции считали, что поскольку реформы проводятся исключительно "сверху" силами, обладающими властью и не желающими расставаться с ней, результат их всегда будет ниже ожидаемого: для преобразований характерна непоследовательность и половинчатость.
Она объяснялась знаменитым положением, сформулированным В.И. Лениным, - о том, что реформы являются "побочным продуктом революции". Отметим: уже К. Маркс считал, что реформы никогда не являются следствием слабости сильных, поскольку они вызываются к жизни именно силой слабых.
Его российский последователь усилил отрицание возможности присутствия у "верхов" собственных стимулов при начале преобразований. В.И. Ленин считал, что реформы - побочный продукт революции, потому что они представляют собой неудачные попытки притушить, ослабить революционную борьбу. Даже в случаях, когда реформы с очевидностью не были результатом выступлений народных масс, советские историки все равно объясняли их стремлением власти не допустить посягательств на существующий строй.
Со временем российские ученые постепенно освободились от существовавшего нигилизма в отношении к преобразованиям путем эволюции, вначале признав равнозначность революций и реформ, а затем обрушившись с критикой уже на революции как кровавый, крайне неэффективный, изобилующий издержками и приводящий к неизбежной диктатуре путь.
Сейчас великие реформы (то есть революции "сверху") считаются такими же общественными аномалиями, что и великие революции. Их объединяет то, что эти способы решения противоречий противопоставляются здоровой, нормальной практике постепенного, непрерывного реформирования в саморегулирующемся социуме.
Дилемма "революция-реформа" заменяется выяснением соотношения между реформой и перманентным регулированием. В данном контексте и революция, и изменения "сверху" "лечат" запущенную болезнь (первая - "хирургическим вмешательством", вторые - "терапевтическими методами"), тогда как необходима, возможно, ранняя и постоянная профилактика для того, чтобы обеспечивать общественный прогресс.
Поэтому в обществознании сегодня акцент смещается с антиномии "революция-реформа" на "инновация-реформа". Под инновацией подразумевается однократное рядовое улучшение, связанное с увеличением адаптационных возможностей социума в конкретных условиях. Именно она может обеспечить в перспективе наибольший социальный прогресс.
Критерии общественного прогресса, рассмотренные выше, не являются безусловными. Современная наука признает приоритет гуманитарных над другими. Однако общий критерий общественного прогресса до сих пор не установлен.
Общественное развитие и общественный прогресс
Общественный прогресс – это восхождение, поступательное развитие человечества.
Сама идея прогресса появилась лишь в XVII веке с развитием науки и техники. Развиваясь, она привлекала внимание к различным сторонам общественного бытия. Философы XVIII века, который вошёл в историю как век Просвещения, поверили в неограниченное могущество науки и техники. Сегодня прогресс понимается как развитие всех сторон человеческой жизни.
Как определить, прогрессивно ли развитие общества на том или ином историческом отрезке? Каковы критерии общественного прогресса? Всегда ли общество развивается по пути прогресса или существует регресс, т.е. движение назад, в обратном направлении? Эти вопросы сложны и ответы на них неоднозначны.
В древнем обществе идея развития понималась как простая последовательность событий или как циклический круговорот повторяемых событий. В средние века в религии появляется иная версия развития, которую упрощённо можно представить так: «От царства земного к царству небесному». В идеологии марксизма, господствовавшей в нашей стране, идея прогресса рассматривалась как рост производительности труда, повышение материального уровня жизни людей, всестороннее развитие человеческой личности. В конце XX века с появлением глобальных проблем общества, с нарастающим кризисом культуры, с ростом нестабильности в мире, меняются критерии прогресса. Возникает вопрос: по мере развития науки и техники развивается ли человек? Становится ли он добрее, нравственнее, счастливее? В настоящее время понятие прогресса связано с развитием человека, с созданием достойных условий его жизни.
В современном обществе главным критерием прогресса становится гуманизм. Гуманизм – (лат человечный) философский, нравственно-социологический, принцип отношения к человеку как к высшей ценности. Представление о гуманизме менялось в различные эпохи.
Изначально представления о гуманизме выражались в понимании ценности человеческой жизни как таковой, в её историческом смысле.
Уже в первобытном обществе существовали запреты, касающиеся различных посягательств на жизнь и достоинство человека. В средние века, помимо законов, отношения людей регулировала религия. Новый Завет как памятник христианства отражает главную идею – любовь к ближнему, причем круг ближних очень широк, вплоть до раскаявшихся врагов.
Концепции социального развития
Существует множество взглядов (концепций) на развитие общества, которые объединены в три большие группы:
Концепция однолинейного развития. Представители этой группы считают, что история едина и все народы идут к одной цели, только в разное время. Каждый человек, преследуя свои личные интересы, тем самым, работает на общество, поскольку из результатов каждого слагается общий результат. Развиваясь линейно, общество не стоит на месте. Рост потребностей человека – материальных, социальных и духовных приводит к развитию науки и техники, усложнению производства, улучшению жизненного уровня, развитию социальных связей и самого человека.
В настоящее время наиболее приемлемой считается теория, согласно которой каждое общество проходит следующие стадии однолинейного прогрессивного развития:
Традиционное общество – доиндустриальная ступень исторического развития, охватывает период от зарождения человечества до капитализма. В таком обществе господствует сельское натуральное хозяйство, сословные отношения. Решающую роль в таком обществе играют традиции. Решающую роль в социальной жизни такого общества играют церковь и армия.
Индустриальное общество. Для индустриальной стадии развития общества характерны следующие черты:
– высокий уровень промышленного развития;
– автоматизация производства;
– значительное повышение жизненного уровня.
Постиндустриальное (информационное) общество. Постиндустриальное общество – особая социальная форма, которая рождается в ходе эволюции и преобразования индустриального общества.
Оно характеризуется следующими признаками:
– создание экономики услуг;
– преобладание технических специалистов и лиц свободных профессий;
– огромная роль теоретических знаний как источника нововведений;
– создание новой, интеллектуальной техники.
Концепция многолинейного развития. Сторонники этого направления считают, что общество развивается по своим законам, и у каждого народа есть свой путь развития. Каждый народ имеет свои культурные особенности, и вовсе не обязательно всем народам искать единый путь развития.
Концепция циклического развития. Цикл – это совокупность явлений, процессов, составляющих круговорот в течение определённого промежутка времени.
Сторонники этого направления считают, что единой истории у человечества нет, народы развиваются из самих себя по законам, присущим природе людей. После прохождения цикла цивилизация приходит в упадок, а затем, через несколько столетий, возрождается снова без какой-либо преемственности с предыдущей.
Социальный общественный прогресс
Прогресс не может локализоваться в одной сфере общественной жизни и неминуемо затрагивает разные стороны социального бытия, хотя историки и социологи иногда выделяют экономический, политический, культурный прогресс.
Результатом прогресса являются позитивные изменения в жизни общества, однако развитие в одной из сфер жизни может нанести ущерб в другой сфере. Так, например, развитие производственных технологий, научно-техническая революция — результаты экономического и культурного прогресса, но они истощают природные ресурсы и создают угрозу глобальных экологических катастроф.
На современном этапе развития общества главными критериями прогресса становятся его гуманистические параметры и характеристики: средняя продолжительность жизни, уровень смертности, состояние здоровья населения, соблюдение прав и свобод личности, развитие культуры и образования, создание условий для реализации способностей человека, степень его материального и морального комфорта.
Понятию прогресса противоположно понятие «регресс». Регресс — это деградация социальной жизни, возврат к устаревшим структурам и отношениям, который влечет за собой негативные изменения в обществе.
Социальное развитие может приостанавливаться, задерживаться. Это состояние общества называют стагнацией.
Виды и формы социального прогресса
Социальный прогресс может быть постепенным (эволюционным, реформистским) или скачкообразным (революционным).
Революция — это полное изменение значимых сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя, переход общества в качественно иное состояние.
Реформа — это изменение в какой-либо сфере общественной жизни, частичное усовершенствование, не уничтожающее основ существующей социальной структуры и оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Реформирование — эволюционный путь развития общества. Эволюция, в отличие от революции, подразумевает медленные, постепенные изменения предшествовавшего состояния. Реформы по своей сути могут быть прогрессивными и регрессивными и не всегда ведут к позитивным переменам в обществе.
Рядовое, однократное улучшение в какой-либо стороне общественной жизни, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма, называется инновацией.
Общество как динамичная система
Общество — динамичная саморазвивающаяся система. В ходе истории меняются социальные институты, технологии производства, ценностные установки, стандарты поведения и образ жизни людей.
В центре общественного развития стоит человек (в отличие от природы, в которой действуют стихийные бессознательные силы). Однако сложная структура социума, наличие в нем разнообразных подсистем и компонентов, противоположных интересов и целей различных людей и групп обусловливают непредсказуемость, нелинейность социальных изменений. Поэтому на каждом историческом этапе существуют различные варианты развития и модели будущего для данной человеческой общности.
Если считать уровень развития производства и совершенствование технологий главным критерием развития общества, то следует отметить, что в истории человечества отчетливо проявляется тенденция к ускорению социальных изменений. Каждый последующий этап исторического развития короче предыдущего.
Вместе с тем многие стороны общественной жизни, фундаментальные социальные институты, сохраняют свое значение, хотя их формы существенно меняются. На протяжении тысячелетий существуют такие институты, как производство, семья, государство, религия. В стремительно меняющемся современном мире они сохраняют свое значение.
Основные концепции общественного развития
Поступательные изменения в человеческом обществе не могут локализоваться в одной сфере общественной жизни, они неминуемо затрагивают и материальную, и духовную жизнь людей. Развитие производительных сил, нравственной культуры, науки, права – все это критерии общественного развития.
Это развитие идет неравномерно на протяжении всей истории человечества и может быть результатом как революционных, так и эволюционных изменений в разных сферах.
Существует несколько способов классификации обществ. Можно типологизировать общества по таким признакам, как язык, наличие или отсутствие письменности, хозяйство и образ жизни. Можно принимать в качестве критериев развития общества усложнение социальной структуры, рост производительности труда, тип хозяйственно-экономических отношений, систему ценностных установок.
Основные теории общественного развития: концепция трех волн (Э. Тоффлер), концепция постиндустриального общества (Д. Белл), формационный подход (К. Маркс) и цивилизационный подход (А. Тойнби, О. Шпенглер, У. Ростоу).
Концепция трех волн Элвина Тоффлера
Э. Тоффлер сформулировал идею сменяющих друг друга волн — стадий общественного развития. Первая стадия — аграрное общество, основа его существования — земледелие и собственность на землю. Вторая стадия — индустриальное общество, сложившееся в результате научно-технической революции, урбанизации и утверждения рыночной экономики. Третья волна — постиндустриальное общество, сформированное интеллектуальной революцией. В постиндустриальном обществе наука превращается в непосредственную производительную силу, производство товаров и услуг становится массовым, а на первый план выдвигается накопление и распространение знаний.
Концепция постиндустриального общества Дэниела Белла
Дэниел Белл предложил считать критерием классификации обществ развитие технологии и знания.
Ученый выделял три этапа развития общества:
1) доиндустриальное (традиционное) общество, основанное на использовании примитивных орудий труда);
2) индустриальное общество с развитой промышленностью;
3) постиндустриальное общество, в котором производственным ресурсом становятся знания (эту стадию развития также можно охарактеризовать как информационное общество, сущностная черта которого — возникновение глобального информационного пространства).
Традиционное общество
Согласно концепции Д. Белла, стадия традиционного общества включает себя историю человечества от древних цивилизаций до 17 века.
В экономике традиционного общества господствует сельское натуральное хозяйство и примитивное ремесло. Человек приспосабливался к условиям окружающей среды, используя экстенсивную технологию и ручные орудия труда. Для традиционного общества характерны общинная, корпоративная, условная, государственная формы собственности.
Структура социальной сфера традиционного общества стабильна и неподвижна, социальная мобильность практически отсутствует, на протяжении жизни человек остается в пределах одной и той же социальной группы. Община и семья — наиболее значимые ячейки общества. Социальное поведение человека подчинено устойчивым корпоративным нормам, традициям, обычаям и верованиям.
В политическом отношении традиционное общество консервативно, изменения в нем происходят медленно, общество диктует личности нормы поведения.
Большое значение имеет устная традиция, грамотность — редкое явление.
Индустриальное общество
Индустриальное общество существовало и развивалось на протяжении 17–20 веков.
Экономика индустриального общества базируется на использовании машинной техники в производстве. Также для экономической сферы на этом этапе развития характерны увеличение объема основного капитала, разрушение натуральной замкнутости и повышение производительности труда в сельском хозяйстве, замена простого воспроизводства расширенным, появление и развитие рыночной экономики. Человек становится все более независимым от природы и активно использует в производстве достижения научно-технического прогресса.
Для общественной жизни характерны значительная социальная мобильность населения, урбанизация, сокращение численности крестьянства, появление буржуазии и постепенное упрочение ее позиций на фоне упадка аристократии.
В политической сфере возрастает роль государства, права и закона, человек все больше вовлекается в политическую жизнь в качестве активного субъекта, постепенно формируется демократический режим.
Происходит существенная трансформация системы ценностей: возрастает роль личности, самостоятельность индивида внутри социальной группы. Сознание человека становится светским, рациональным, частично освобождается от влияния религии.
Информационное (постиндустриальное) общество
Информационное, или постиндустриальное общество формируется на рубеже 20–21 веков как результат революции в организации и обработке накопленных человечеством знаний.
В экономике возрастает значение сферы услуг, происходит индивидуализация производства и потребления, развивается мелкосерийное производство. В промышленности увеличивается роль ресурсосберегающих, энергосберегающих, наукоемких технологий. Развивается система коммуникаций, происходит компьютеризация и информатизация разных сфер общества.
В результате этих изменений возникает глобальное информационное пространство, которое обеспечивает эффективное и согласованное взаимодействие людей во всем мире, их доступ к накопленным знаниям и общечеловеческому опыту. Наука и информация играют все большую роль в духовной сфере общественной жизни.
В социальной структуре происходит сближение разных слоев и групп населения, стираются классовые различия, сокращается разрыв в размерах доходов, растет удельный вес среднего класса.
Формационный подход
Карл Маркс и Фридрих Энгельс — авторы формационного подхода, который господствовал в советской науке в течение всего периода ее существования. Формационный подход отводит решающую роль в развитии общества материальному производству и господствующему типу производственных отношений.
Теория общественно-экономических формаций
Согласно теории общественно-экономических формаций, развитие общества определяется его экономической сферой, отношениями в процессе материального производства. Социальное развитие подчиняется объективным законам, которые носят всеобщий характер: по мере совершенствования производственных отношений общество движется к высшим формам своего существования. История в свете формационного подхода предстает как закономерный, внутренне обусловленный, прогрессивно-поступательный процесс. Законы социального развития едины для всех стран и народов, национальная специфика и своеобразие исторических процессов не имеют существенного значения.
Основное понятие формационного подхода — общественно-экономическая формация. Этот термин обозначает определенную стадию исторического развития с присущим ей способом производства, типом экономики и социально-политическим строем.
Формационный подход выделяет пять общественно-экономических формаций человеческого общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
Формационный подход к истории общества обосновывает неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Движущая сила общественного развития — постепенное совершенствование производительных сил, которое влечет за собой необходимость изменения производственных отношений.
Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производительным опытом, навыками к труду.
Производственные отношения — отношения, в которые люди вступают в процессе материального производства.
Экономика — базис, основа общества, которая представляет собой совокупность производительных сил и производственных отношений. Экономический базис определяет характер социально-политической надстройки, которая включает в себя властные и идеологические отношения и взгляды (государство, право, политика, философия, религия, мораль, культура).
В общественном развитии решающую роль играют народные массы, которые способствуют установлению нового социально-экономического строя в ходе революций.
Цивилизационный подход
Авторы цивилизационного подхода (А. Тойнби, О. Шпенглер, У. Ростоу) исходили из идеи о том, что исторический путь каждой цивилизации неповторим, а прогресс относителен и зависит не только от материальных факторов, но и от системы ценностей и мировоззрения, которые господствуют в конкретном обществе.
Авторы понимали цивилизацию как определенную ступень исторического развития, характер которой определяется не только материальным производством, но и духовной, культурной, социальной жизнью. Неповторимый облик каждой цивилизации формируется специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, культурными традициями, способами взаимосвязи с окружающим миром.
Цивилизационный подход основан на идее многовариантности общественного развития, которое принимает разнообразные формы в зависимости от конкретных условий существования разных стран и народов.
В рамках этой теории существуют два подхода.
Стадиальный подход предполагает, что разные народы и культуры в своем развитии проходят определенные стадии цивилизации.
С точки зрения локального подхода цивилизация — это устойчивая социокультурная общность, которая существует в течение длительного времени в определенных пространственных границах и реализует специфический, неповторимый путь исторического развития.
Противоречивость общественного прогресса
Противоречивость общественного прогресса:
Позитивные и негативные последствия прогресса
Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других.
Яркий пример - период сталинизма в СССР. В 30-годы был взят курс на индустриализацию, резко повысились темпы развития промышленности. Однако социальная сфера развивалась слабо, лёгкая промышленность работала по остаточному принципу. В итоге — значительное ухудшение качества жизни людей.
Плоды научного прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред людям.
Развитие информационных систем, Интернет - это величайшее достижение человечества, открывающее пред ним широкие возможности. Однако одновременно появляется компьютерная зависимость, уход человека в виртуальный мир, появилась новая болезнь - «игровая компьютерная зависимость».
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.
Примером может служить освоение целинных земель в правление Н.Хрущёва. Сначала был действительно получен богатый урожай, но спустя время появилась эрозия почв.
Прогресс водной стране не всегда ведёт к прогрессу в другой.
Вспомним государство Золотая Орда. Это в начале 13 века была огромная империя, с многочисленным войском, передовой военной техникой. Однако прогрессивные явления в данном государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом орды.
Подводя итог, хочется отметить, что человечеству свойственно стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения, не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать до минимума отрицательные последствия прогресса.
Регресс
Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс (от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад) - движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.
Признаки регресса в обществе:
• Ухудшение качества жизни людей.
• Упадок в экономике, кризисные явления.
• Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни.
• Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости.
• Рост заболеваемости людей, эпидемии, большой процент населения, имеющего.
Хронические заболевания:
• Падение нравственности, образованности, культуры общества в целом.
• Решение вопросов силовыми, декларативными методами и способами.
• Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.
• Ослабление страны в целом и её международного положения.
Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, — одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым является Россия, большое значение имею общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща - власти и народу.
Проблема общественного прогресса
Одним из центральных в социальной философии является вопрос об общественном прогрессе. Он тесно связан с такими основными вопросами истории, жизни общества, как причины и движущие силы общественного развития, перспективы человечества, судьбы различных социально-экономических систем, государств, классов, партий. Приступая к рассмотрению этого вопроса, необходимо уяснить, прежде всего, понятие «прогресс», отличив его от понятий «движение» и «развитие».
Как известно, понятие «движение» означает в философии всякое изменение, включая обратимые и хаотические, т.е. не имеющие определенной направленности. Развитие - это процесс необратимых изменений, идущий по спирали. Направлением таких изменений выступает восходящая или нисходящая линия. Прогресс – это поступательное движение по восходящей линии спирали, от простого к сложному. Само слово «прогресс» латинского происхождения, оно означает движение вперед, успех. Противоположным по содержанию форме является понятие регресса, означающее движение по нисходящей линии от высшего к низшему, упадок, деградацию.
Если сопоставить два понятия «развитие» и «прогресс», то первое окажется гораздо более широким. Как писал Гегель, - развитие есть борьба противоположностей. Этими противоположностями являются в данном случае прогресс и регресс. Общественное бытие – это материальная сторона общества: производство, распределение и те отношения, в которые вступают люди в процессе производства помимо их воли и желания.
Идея исторического прогресса появилась во второй половине XVIII в. в связи с объективными процессами становления и развития капитализма. Творцами его первоначальных концепций были А.Р.Ж. Тюрго и Ж.А. Кондорсэ, предложившие его рационалистическую теорию. Впоследствии глубокую трактовку прогресса дал Г. Гегель. Он пытался показать историю как единый закономерный процесс развития от низшего к высшему, в котором каждая историческая эпоха выступает как обязательная ступень в восходящем движении человечества. Его концепция была идеалистической, трактовавшей всемирную историю как прогресс в сознании свободы, движение от одной духовной формации к другой.
К. Маркс и его последователи, исходя из материалистического понимания истории, связали общественный прогресс с развитием материального производства, с движением общества от одной общественно-экономической формации к другой. В соответствии с этой позицией общественный прогресс определяется как такое изменение и развитие социально-экономических структур общества, при котором создаются условия для успешного развития производительных сил и на их основе для все более полного развития человека, для повышения благосостояния народа.
Исходя из такого понимания прогресса, решается вопрос и об его критериях. Это, прежде всего уровень развития производительных сил, производительность общественного труда. А поскольку основной предпосылкой, условием проявления этого критерия выступают производственные отношения, то они также становятся важным показателем прогресса. И то, и другое, в свою очередь, получает итоговое выражение в степени, мере развития человека как личности.
Однако при оценке прогрессивности или регрессивности того или иного общественного строя далеко не достаточно трактовать его с узкой, технократической точки зрения. Здесь нужно учитывать целый ряд обстоятельств. Во-первых, уровень развития производительных сил может быть сколь угодно высоким, но при этом возможна ситуация, когда продукта едва - едва хватает на покрытие расходов по его производству. То есть избыток продуктов над издержками их производства – это действительная основа всякого производства – может быть нищенским, скудным при самой высокой материально - технической базе. Во-вторых, избыток может быть и достаточно большим. Но из него нужно уметь образовать и накопить общественный, производственный и резервный фонд, а не растранжирить его, не "пропить - прогулять", не разбазарить без всякой общественной пользы, не превратить в чудовищное оружие самоуничтожения.
Отсюда следует, что при оценке степени прогрессивности того или иного общественного строя далеко не достаточно ссылаться только на развитие производительных сил. Необходимо учитывать социальные последствия их развития: во имя чего они развиваются, как это отражается на жизни человека – важнейшего элемента производительных сил. Вот почему «развитие производительных сил человечества» должно означать прежде всего «развитие богатства человеческой природы как самоцель» (К. Маркс). Прогрессивна та общественно-экономическая формация, которая больше отвечает целям гуманизма, способствует возвышению подлинно человеческого в человеке. Истинный критерий достижений, успеха любого общества - не столько производство товаров, сколько нравственный облик и образ жизни людей, их духовный мир. Прогрессивна та общественно - экономическая формация, которая способствует возвышению человека.
Наряду с концепциями, признающими общественный прогресс есть немало противоположных, связанных с его отрицанием. Среди «нигилистов» – Ф. Ницше, О. Шпенглер, К. Поппер, Ф. Фукуяма и др. Они исходят из того, что количество зла в мире не уменьшается, жизнь людей в итоге не улучшается, в обществе происходят только «изменения», существуют лишь вечные круговороты и т. д. Утверждение и развитие идеи прогресса идет поэтому в постоянной борьбе с «нигилистическими» и другими взглядами, связано с отстаиванием такого диалектического понимания истории, которое предполагает ее противоречивость, отсутствие прямой, исключающей зигзаги и регрессивные, попятные движения, линии восхождения к лучшему и совершенному, учет новых социально-экономических реалий.
Примеры общественного прогресса
Общественный прогресс - это развитие общества от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному) .
1. Переход от первобытно-общинного строя (родовая община) к классовому обществу и создание на этой базе государства.
Конкретно - практически у всех народов. Наиболее ранние государства в истории человечества. - Шумер, Вавилон, Египет.
2. Приход на смену феодализму буржуазных отношений.
Конкретно - Великая Французская революция, реформы в России 60-70-ых годов 19 века, в том числе и отмена крепостного права.
3. Общественный прогресс сейчас - это развитие обществ к смешанной (социалистически-капиталистической) формации, солидаристической цивилизации, к постиндустриальному типу.
Прогрессивное развитие общества очевидно: вспомним примитивные представления о гигиене у средневекового общества, сколько тысяч человек должно было умереть, прежде чем общество осознало необходимость гигиены. Вспомним, как низка была производительность труда из-за примитивных орудий, как малоценна была человеческая жизнь и свобода. Все эти примеры, безусловно, подтверждают прогрессивное развитие общества.
Человек и общественный прогресс
Прогресс в общем смысле – это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к сложному.
Общественный прогресс – это постепенное культурное и социальное развитие человечества.
Идея прогресса человеческого общества стала формироваться в философии с древнейших времен и опиралась на факты умственного движения человека вперед, что выражалось в постоянном приобретении и накоплении человеком новых знаний, позволяющих ему всё более понижать свою зависимость от природы.
Таким образом, идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.
Поскольку философия рассматривает мир как целое, то, присовокупляя к объективным фактам социально-культурного прогресса этические аспекты, она пришла к выводу, что развитие и совершенствование нравственности человека не является таким же однозначным и неоспоримым фактом, как развитие знаний, общей культуры, науки, медицины, социальных гарантий общества и т.д.
Однако, принимая, в общем, и целом, идею общественного прогресса, то есть идею о том, что человечество, всё-таки, идёт вперед в своём развитии во всех главных составляющих своего бытия, и в нравственном смысле тоже, философия, тем самым, выражает свою позицию исторического оптимизма и веры в человека.
Однако при этом в философии нет единой теории общественного прогресса, поскольку различные философские течения по-разному понимают и содержание прогресса, и его причинный механизм, и вообще критерии прогресса, как факта истории.
Основные группы теорий общественного прогресса можно классифицировать следующим образом:
1. Теории естественного прогресса. Эта группа теорий заявляет о естественном прогрессе человечества, который происходит сам собой по естественным обстоятельствам.
Главным фактором прогресса здесь считается естественная способность человеческого разума увеличивать и накапливать сумму знаний о природе и обществе. В этих учениях человеческий разум наделяется неограниченным могуществом и, соответственно этому, прогресс считается явлением исторически бесконечным и безостановочным.
2. Диалектические концепции общественного прогресса. Эти учения полагают прогресс явлением внутренне закономерным для общества, присущим ему органически.
В них прогресс выступает формой и целью самого существования человеческого общества, а сами диалектические концепции подразделяются на идеалистические и на материалистические:
– идеалистические диалектические концепции общественного прогресса сближаются с теориями о естественном ходе прогресса в том, что связывают принцип прогресса с принципом мышления (Абсолюта, Высшего Разума, Абсолютной Идеи и т.д.);
– материалистические концепции общественного прогресса (марксизм) связывают прогресс с внутренними закономерностями общественно-экономических процессов в обществе.
3. Эволюционные теории общественного прогресса.
Эти теории сложились в попытках подвести под идею прогресса строго научную опору. Исходным принципом этих теорий является идея об эволюционном характере прогресса, то есть о наличии в человеческой истории неких постоянных фактов усложнения культурно-социальной действительности, которые следует рассматривать строго как научные факты – лишь с внешней стороны их неоспоримо наблюдаемых явлений, не давая никаких положительных или отрицательных оценок.
Идеалом эволюционного подхода является система естественнонаучных знаний, где научные факты собираются, но для них не предусматривается никаких этических или эмоциональных оценок.
В итоге вот такого естественнонаучного метода анализа общественного прогресса, эволюционные теории выделяют в качестве научных фактов две стороны исторического развития общества:
– постепенность;
– наличие естественной причинно-следственной закономерности в процессах.
Таким образом, эволюционный подход к идее прогресса признает наличие неких законов развития общества, которые, однако, не определяют собой ничего, кроме процесса спонтанного и неумолимого усложнения форм социальных отношений, что сопровождается эффектами интенсификации, дифференциации, интеграции, расширения набора функций и т.д.
Всё многообразие философских учений о прогрессе порождено их расхождениями в объяснении главного вопроса – почему развитие общества совершается именно в прогрессивном направлении, а не во всех иных возможностях: круговое движение, отсутствие развития, циклическое «прогресс-регресс» развитие, плоскостное развитие без качественного роста, регрессивное движение и т.д.
Все эти варианты развития одинаково возможны для человеческого общества наряду с прогрессивным видом развития, и пока единых причин, объясняющих наличие в человеческой истории именно прогрессивного развития, философией не выдвинуто.
Кроме того, само понятие прогресса, если применить его не к внешним показателям человеческого общества, а к внутреннему состоянию человека, становится еще более спорным, поскольку невозможно утверждать с исторической достоверностью, что человек на более развитых социально-культурных этапах общества становится счастливее в личном плане. В этом смысле говорить о прогрессе, как о факторе, генерально улучшающем жизнь человека, нельзя. Это относится и к прошедшей истории (нельзя утверждать, что древние эллины были менее счастливы, чем жители Европы в Новое Время, или, что население Шумера было менее удовлетворено ходом личной жизни, чем нынешние американцы и т.д.), и с особенной силой присуще современному этапу развития человеческого общества.
Нынешний общественный прогресс породил много факторов, которые, наоборот, усложняют жизнь человека, подавляют его психически и даже создают угрозу его существованию. Многие достижения современной цивилизации начинают всё хуже и хуже вписываться в психофизиологические возможности человека. Отсюда возникают такие факторы современной человеческой жизни, как переизбыток стрессовых ситуаций, нервно-психический травматизм, страх перед жизнью, одиночество, апатия к духовности, перенасыщение ненужной информацией, сдвиг жизненных ценностей на примитивизм, пессимизм, нравственное равнодушие, общий надрыв физико-психологического состояния, невиданный в истории уровень алкоголизма, наркомании и духовной угнетенности людей.
Возник парадокс современной цивилизации: в повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить какой-то общественный прогресс, они просто пытались удовлетворить свои насущные потребности как физиологического, так и социального свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой целью. Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределен биологической и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы. Но вместо этого наступил момент, когда уровень развития общества выявил психофизическую недоразвитость человека для жизни в тех обстоятельствах, которые он сам же для себя и создавал.
Человек перестал по своим психофизическим возможностям соответствовать требованиям современной жизни, и человеческий прогресс, на его нынешнем этапе, уже нанес глобальную психофизическую травму человечеству и продолжает развиваться по тем же магистральным направлениям.
Кроме того, нынешний научно-технический прогресс породил экологически кризисную ситуацию современного мира, характер которой позволяет говорить об угрозе самому существованию человека на планете. При сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим ресурсам планеты, уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической планки, за которой наступит крах человеческой цивилизации.
Сложившаяся ситуация с экологией и с нервно-психическим травматизмом человека стимулировала обсуждение проблемы как самого прогресса, так и проблемы его критериев. В настоящее время, по итогам осмысления этих проблем, возникает концепция нового осмысления культуры, которая требует понимать её не как простую сумму достижений человечества во всех областях жизни, а как явление, призванное целенаправленно служить человеку и благоприятствовать всем аспектам его жизни.
Таким образом, решается вопрос о необходимости гуманизации культуры, то есть о приоритете человека и его жизни во всех оценках культурного состояния общества.
В канве этих обсуждений естественным образом возникает проблема критериев общественного прогресса, поскольку, как показала историческая практика, рассмотрение общественного прогресса просто по факту усовершенствования и усложнения социально-культурных обстоятельств жизни ничего не дает для решения главного вопроса – положителен или нет по своему итогу для человечества нынешний процесс его общественного развития?
Положительными критериями общественного прогресса на сегодняшний день признаны:
1. Экономический критерий.
Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т.д.
2. Уровень гуманизации общества.
В обществе должны расти:
- степень различных свобод, общая защищенность человека, уровень доступа к образованию, к материальным благам, возможность удовлетворения духовных потребностей, соблюдение его прав, возможности для отдыха и т.д., и понижаться;
- влияние обстоятельств жизни на психофизическое здоровье человека, степень подчиненности человека ритму производственной жизни.
Обобщающим показателем этих социальных факторов берется средняя продолжительность жизни человека.
3. Прогресс в нравственном и духовном развитии личности.
Общество должно становиться всё более нравственным, моральные нормы должны укрепляться и совершенствоваться, а каждый человек должен получать всё больше и больше времени и возможностей для развития своих способностей, для самообразования, для творческой деятельности и духовной работы.
Таким образом, основные критерии прогресса сместились в настоящее время с производственно-экономических, научно-технических, социально-политических факторов в сторону гуманизма, то есть в сторону приоритета человека и его социальной судьбы.
Следовательно, главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов общественного развития.
Формы общественного прогресса
В процессе познания ученые не только констатируют данные факты, но и пытаются дать им научное объяснение.
При изучении таких фактов следует помнить о том, что:
а) любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими ее элементами. Поэтому все исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии, выявлять не только место конкретного факта в историческом процессе, но и его влияние на последующее развитие общества;
б) содержание исторического факта зависит от уровня развития конкретного общества и является результатом деятельности субъектов исторического процесса.
Под субъектами исторического процесса обычно понимаются те индивиды и их общности, которые принимают в нем непосредственное участие. Такими субъектами могут быть народные массы, социальные группы и общественные объединения, отдельные исторические личности.
Народными массами в самом общем смысле можно назвать социальные общности, сложившиеся на определенной территории (обычно таковой является территория какой-либо страны), члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности. Народные массы являются наиболее значимым субъектом исторического процесса. Большинство ученых считают, что именно народные массы играют в нем определяющую, а подчас и решающую роль. Однако ряд философов указывают на необходимость разделения понятий «народ» и «масса». Они подчеркивают, что, в отличие от народа, масса представляет собой группу людей, не связанных друг с другом. Подобные группы, говорят они, возникают время от времени и в своей деятельности руководствуются не разумом, а эмоциями, причем стремление к разрушению у них бывает сильнее стремления к созиданию.
Еще одним субъектом исторического процесса являются социальные группы и общественные объединения. Социальные группы могут выделяться по различным признакам - возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т.д. Наиболее распространенными социальными группами, сыгравшими огромную роль в историческом процессе, являются классы, сословия и нации. Каждая из социальных групп имеет некоторые общие черты, составляющие в совокупности социальный характер данной группы. У каждой из групп есть свои интересы, которые они пытаются отстаивать в историческом процессе и для защиты которых создают общественные объединения. Общественными объединениями называются добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов. К ним относятся политические партии, профсоюзные организации, общественные движения.
Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности, которые ученые называют историческими деятелями. Прежде всего, таковыми традиционно считают тех, кто осуществляет власть (монархов, президентов и т.д.). Однако кроме них большое влияние на развитие общества и его самосознания оказывают великие ученые и деятели культуры и искусства. Поэтому, в зависимости от конкретной исторической ситуации и их вклада в исторический процесс, они также могут быть отнесены к историческим личностям.
Таким образом, исторический процесс складывается из поступков как отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.
Помимо решения вопроса об участниках исторического процесса и их роли в общественном развитии, необходимо выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение - от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю либо как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.
Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции - яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос, а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед.
В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса - развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной производительной силы). Применимость подобного критерия оспаривается в современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.
Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).
Различают две формы социального прогресса: революция и реформа.
Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. «Механизм» же реальной революции удавалось обнаружить только в социальных революциях Нового времени (при переходе от феодализма к капитализму).
Согласно марксистской методологии под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.
Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.
Диалектика понятий «реформа-революция» весьма сложна. Революция как действие более глубокое обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху».
Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения роли в истории того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.
Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.
Пренебрежительное отношение к реформам как форма общественного прогресса объяснялось и знаменитым положением В.И. Ленина о реформах как «побочном продукте революционной борьбы». Собственно уже К. Маркс отмечал, что «…социальные реформы никогда не бывают обусловлены слабостью сильных, они должны быть и будут вызваны к жизни силой «слабых». Отрицание возможности наличия у «верхов» стимулов при начале преобразований усилил его российский последователь: «…действительным двигателем истории является революционная борьба классов; реформы - побочный результат этой борьбы, побочный потому, что они выражают неудачные попытки ослабить, притушить эту борьбу». Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли преобразования стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс.
Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволюционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь.
Сегодня великие реформы (т. е. революции сверху) признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа-революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь (первая - терапевтическим методами, вторая - хирургическим вмешательством), в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа-революция» на «реформа-инновация». Под инновацией же понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
Прогресс в общественной жизни
Изучая историю, мы видим, как с течением времени изменяются разные стороны общественной жизни, один тип общества сменяет другой.
В обществе постоянно происходят различные изменения. Некоторые из них осуществляются на наших глазах (выбирают нового президента, внедряют социальные программы помощи семье или малоимущим, изменяется законодательство).
Общественные изменения характеризуются своей направленностью, они бывают как позитивные (положительные изменения к лучшему), их называют прогрессом, так и негативные (отрицательные изменения к худшему) — регресс.
Общественный прогресс — последовательные позитивные изменения в обществе; процесс его восхождения с одной исторической ступени на другую, развитие общества от простого к сложному, от менее развитых форм к более развитым.
Общественный регресс — движение общества назад, к низшим ступеням развития.
Обратимся к историческому примеру. Римская империя развивалась прогрессивно на протяжении сотен лет. Возводились новые постройки, развивались архитектура, поэзия и театр, совершенствовалось законодательство, завоёвывались новые территории. Но в эпоху Великого переселения народов варварские кочевые племена разрушили Римскую империю. На развалинах античных дворцов пасли скот и птицу, акведуки уже не подавали свежую воду в города. Безграмотность воцарилась там, где прежде процветали искусства и ремёсла. Прогресс сменился регрессом.
Прогресс осуществляется разными способами и путями. Различают постепенный и скачкообразный виды общественного прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным.
Реформа — частичное постепенное усовершенствование в какой-либо области; преобразование, проводимое законодательным путём.
Революция — полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Первой революцией в истории человечества была так называемая неолитическая революция, которая представляла собой качественный скачок, переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Неолитическая революция началась 10 тыс. лет назад. Это была глобальная революция — она охватила весь мир.
Вторым глобальным процессом была промышленная революция XVIII—XIX веков. Она тоже сыграла выдающуюся роль в человеческой истории, привела к распространению машинного производства, смене аграрного общества индустриальным.
Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому приводят к качественным изменениям.
К переустройству во всех сферах жизни людей приводят и революции, происходящие в отдельных странах. Подобное произошло с Россией после Октябрьской революции 1917 года, когда к власти пришли Советы рабочих и крестьянских депутатов. Сменились органы власти, исчезли целые социальные группы (например, дворянское сословие), но зато появились новые — советская интеллигенция, колхозники, партийные работники и др.
Реформы — частичные изменения, затрагивающие не всё общество, а отдельные его сферы.
Реформы, как правило, затрагивают не все страны, а каждую в отдельности, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы проводятся правительством, проходят гласно, заранее планируются, к их обсуждению привлекаются широкие слои населения, а ход реформы освещается прессой.
Одним из величайших в истории реформатов был византийский император Юстиниан I (527—565)- Он учредил комиссию для создания свода римского права (по-латыни — Corpus juris civilis) с целью замены устаревших законов. Необходимо было также устранить противоречия в законодательстве. Когда был создан Кодекс Юстиниана, все не вошедшие в него законы потеряли силу. До сих пор римское право лежит в основе гражданского права большинства современных стран (в том числе и России).
Сегодня в нашей стране проходит реформа образования, которая началась ещё в 1990-е годы и привела к появлению новых учебников, экзаменационной системы ЕГЭ, государственных образовательных стандартов.
Основой развития общества является технический прогресс — совершенствование орудий труда и техники, так как он изменяет производство, качество и производительность труда, оказывает воздействие на человека, на взаимоотношения общества с природой.
Технический прогресс имеет длительную историю становления. Около 2 млн. лет назад появились первые орудия труда (вспомните, что они собой представляли), с которых берёт своё начало технический прогресс. Приблизительно 8—10 тыс. лет назад наши предки перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, а около 6 тыс. лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. Во второй половине XVII века, с началом промышленной революции, открылась эра промышленных фабрик, а в XX веке — компьютеров, Интернета, термоядерной энергии, освоения космоса. Современный персональный компьютер по производительности превосходит вычислительные центры 80—90 годов прошлого столетия.
Что пришло на смену кузнице (1), плугу (2), перу и чернильнице (3)? Можем ли мы в этих случаях говорить об общественном прогрессе?
Возможно, ни в каком другом обществе не ценили нововведения так высоко, как в современном. В XX веке были сделаны уникальные изобретения: электричество, радио, телевидение, автомобили, самолёты, ядерная энергия, ракетостроение, компьютеры, лазерная техника и роботы. Каждое новое изобретение, в свою очередь, приводило к созданию ещё более совершенных поколений техники.
Отразился технический прогресс и на социальной сфере. Технические приспособления значительно облегчают жизнь человеку, помогают людям решать бытовые проблемы (готовить еду, убирать квартиру, стирать и т.д.), приходят на помощь людям с ограниченными возможностями здоровья. Появление автомобиля в корне изменило представления о месте работы и жительства, дало возможность человеку жить за много километров от своего рабочего места. Люди стали более мобильны, в том числе и подростки, которые благодаря Интернету стали общаться со своими сверстниками из географически отдалённых мест.
Технический прогресс изменил жизнь миллионов людей, но вместе с тем породил много проблем. Активное вмешательство человека в природу привело ко многим негативным последствиям: исчезают или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных, вырубаются леса, промышленные предприятия загрязняют воду, воздух и почву. Удобства городской жизни сопровождаются загазованностью воздуха, транспортной усталостью и т.д.
Общественным прогрессом называется движение человечества от низших к высшим ступеням. Он имеет глобальный, охватывающий весь мир, характер. Напротив, регресс является временным отступлением от завоёванных позиций. Революции и реформы — два вида общественного прогресса. Революции бывают глобальными или ограниченными одной либо несколькими странами. Реформы проводятся только в одном обществе и носят постепенный характер.