Жизнь общества организована во времени и пространстве. Пространственная форма организации социальной жизни людей является важнейшим основанием структурирования общества, социальных процессов и связей. На основе единых социально-экономических условий проживания у жителей конкретного поселения, территорий формируются группообразующие социальные признаки, складываются общие интересы, существование которых и фиксирует факт социально-территориальных различий. В силу этого население конкретной локализованной территории наряду с общностью демографического характера превращается в социальную общность.
Совокупность устойчивых социальных связей и отношений между людьми, возникающих в процессе их совместного проживания на определенной локальной территории, совместного использования ее природно-экономических, социальных ресурсов и условий порождает особую общность людей — социально-территориальную.
Социально-территориальная общность является устойчивой совокупностью людей, объединенных единством пространственных условий жизни, хозяйственного уклада, социально-экономических интересов, истории и культуры.
2) целостностью и внутренней содержательностью социальных связей и отношений (преобладание «силовых полей» внутренних социальных связей над внешними);
3) самодостаточностью внутренней жизни в рамках локальной территории, природно-ресурсный и хозяйственный потенциал которой обеспечивает социальное воспроизводство населения.
Понятие территории как части природного тела, ограниченного какими-то рамками пространства, относится к категории географии.
Поэтому для выражения социально-экономических форм организации территории, придающей ей черты целостности, относительной обособленности и самодостаточности, в социологии и экономике стало употребляться понятие «регион».
Регион — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязью составляющих ее элементов.
Слово «регион» — латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает — страна, край, область.
Конкретизация и содержательная интерпретация понятия «регион» осуществляется в рамках предмета той или иной науки — географии, экономики, социологии. То есть регионы выделяются из территории в соответствии с предметом, целями и задачами той или иной науки.
Например, в Основных положениях региональной политики в РФ, утвержденных Президентом страны, содержится следующее определение региона; «это... часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национальных, культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации».
Очевидно, что в разных науках и областях практической деятельности используются свои принципы выделения регионов. Для экономики, например наибольшее значение, имеет выделение регионов с позиции их места в территориальном разделении труда, сложившихся рынков и т.п.
Для социологии регион, прежде всего, выступает как форма территориальной организации социальной структуры общества, социальных связей и отношений, социальных институтов и процессов, социальных общностей и групп в их развитии.
Подход к региону как к социуму, то есть общности людей, проживающих на локализованной территории, выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни — населения, трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, охраны окружающей среды, развитие системы расселения и т.п.
Данный подход шире экономического, он включает культурные, этно-социальные, образовательные, медицинские, политические, социально-психологические и другие аспекты жизни регионального социума, синтез которых и составляет главное внимание региональной социологии.
Таким образом, регион — это социально-экономическая характеристика определенной локализованной территории, и это понятие выражает внутреннюю социальную структурированность общества.
Регионализм исторически всегда выступал в качестве фактора дифференциации и структурирования общества. Региональные условия и особенности жизни людей — хозяйственный уклад, тип расселения, образ жизни, повседневный быт и культура — выражают различия между отдельными социально-территориальными общностями, формируют социальную структуру общества «по горизонтали».
Этнические и конфессионные черты больших групп населения первоначально формируются в результате относительно длительного существования в определенной пространственной среде. «Социальность» территории, поэтому во все эпохи и времена «кодировалась» проживающим на этой территории этносом, его конфессией, политическим устройством, образом жизни, культурой.
Таким образом, региональная социология изучает пространственную форму организации социальной жизни людей, совокупность социально-экономических связей и отношений между ними, которые возникают в процессе совместного проживания их на определенной локализованной территории, совместного использования ее природно-экономических и социально-экономических ресурсов и условий.
Региональная социология делает упор на изучение пространственного аспекта человеческой деятельности и его значения для понимания общественного поведения и общественной формы.
Цель этого изучения — выявление пространственных взаимосвязей между людьми и их деятельностью, между людьми и естественной или преобразованной средой.
Региональная социология изучает как бы территориальную проекцию социальных процессов и структурирования общества.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Объектом региональной социологии выступают различные социально-территориальные общности как особый уровень социальной организации общества, а предметом — закономерности и формы образования внутри региональных социально-экономических связей, отношений, структур, общностей.
Формами пространственной локализации жизни людей выступают различные региональные образования, возникающие на базе:
1) поселенческих структур (город, село, городская агломерация и т.п.);
2) территориально-административного устройства общества (область, губерния, край, муниципальный округ и т.п.);
3) производственно-экономических структур (экономический район, промышленный, транспортный узел, территориально-производственный комплекс, свободная экономическая зона и т.п.).
Однако независимо от типа регионального образования все они имеют общую внутреннюю системную структуру, в которой можно выделить следующие элементы:
• природно-экономическая система (географическая зона — степная, горная, приморская и т.п.);
• производственно-экономическая система (хозяйственная специализация, структура экономики, тип технологического уклада, структура производственных сил, тип и эффективность экономики региона, транспортно-коммуникационная система, производственная инфраструктура и т.п.);
• социальная инфраструктура (уровни и характер различия отраслей обслуживания населения: здравоохранение, образование, наука, информация, культура и т.п.);
• система расселения (тип расселения населения по территории, структура городских и сельских поселений и т.п.);
• социально-демографическая система (тип и уровень воспроизводства населения, половозрастная динамика и т.п.);
• система регионального управления (территориально-административное деление, структура органов власти и управления и т.п.).
Социальное пространство — это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: поселения, социальная инфраструктура, предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети.
Качество социального пространства определяется многими характеристиками и параметрами.
Среди них следует выделить, прежде всего:
• плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал);
• связанность (интенсивность социальных и экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности услуг, капитала, людей, определенные развитием транспортных и коммуникационных связей).
«Социальное расстояние» в отличие от физического, измеряемого километрами, милями и т.п., характеризуется прежде всего экономическими и социальными затратами, необходимыми для преодоления физического расстояния в интересах коммуникаций и обмена деятельностью.
Однако регион, являясь относительно автономным социально-экономическим образованием, это — открытая система, т.е. многочисленными связями и отношениями «вписан», включен в более широкую систему — общество в целом. В этом своем качестве каждый регион включен в целостную национальную систему социально-экономических процессов — демографических (динамика расселения, миграционные процессы, социальная мобильность), экономических (кооперация и разделение труда и производства, национальный рынок, единая энергетическая система, общенациональный бюджет и т.п.), национальную региональную политику (бюджетные отношения в системе «центр — регион», социальные трансферты, государственная поддержка проблемных регионов и т.п.).
Поэтому каждый регион, социально-территориальная общность, обладая безусловными признаками автономии и самодостаточности, одновременно является частью целого, выполняет и представляет интересы и потребности общества в целом, общенациональные функции и задачи.
В этой связи возникает комплекс социально-экономических отношений в системе «регион — регион», «регион — центр» («центр» как представитель целого).
В чем состоит социальный интерес региона? Прежде всего — в создании благоприятных условий для социального воспроизводства населения. Это главная социальная функция региона, любой социально-территориальной общности населения.
В системе централизованно-отраслевого управления и тотального огосударствления региональных ресурсов в советский период в регионах доминировали интересы развития производительных сил отраслей общесоюзной специализации, и регион рассматривался преимущественно как производственный ресурс какой-то отрасли (или суммы отраслей), всего народного хозяйства. Соответственно население региона в данном контексте выступило как «главная производительная сила» этой отрасли или народнохозяйственного комплекса. Социально-экономический статус региона в этой технократической системе организации социального пространства являлся вторичной, «остаточной», так сказать, компонентой в системе отношений «центр — регион».
В демократической системе территориальной организации социума регионы выступают в качестве равноправного субъекта социально-экономических отношений и наделены собственностью, имуществом и правами для реализации социально-экономических интересов населения регионов — создания необходимых условий для его социального воспроизводства.
Одновременно «центру» делегируется выполнение общих социальных функций, важных для каждого региона — обеспечение прав и свобод граждан, национальной целостности и безопасности государства, общих правил экономической жизни. Между центром и регионами устанавливаются отношения партнерства и взаимной ответственности. Одновременно регионам для выполнения своих воспроизводственных функций передается часть общенациональных ресурсов, собственности, доходов.
Регионализация социально-экономических процессов, собственности и управления — фундаментальная составляющая демократизации всей общественной жизни. В этом, в частности, состоит одна из тенденций проводимых экономических и социально-политических реформ в нашей стране.
Итак, социально-экономические интересы региона состоят в создании условий для социального воспроизводства населения, включая:
• эффективное использование территориальных природных ресурсов и обеспечение устойчивости экосистемы региона;
• обеспечение занятости, роста доходов и уровня жизни населения;
• развитие социальной инфраструктуры региона, обеспечивающей удовлетворение материальных и духовных потребностей населения;
• создание условий для социокультурного развития проживающих на территории региона этносов и народов;
• обеспечение взаимодействия региона в системе межрегиональных экономических связей и национальных рынков капиталов, товаров, услуг, роста вклада населения региона в экономику страны.
Реализация этих региональных интересов предполагает наличие субъектов социально-экономических отношений, действующих на уровне региона, и соответствующей активной региональной политики.
Субъекты региональных социально-экономических отношений и региональная политика
Основными субъектами социально-экономических отношений на уровне региона являются:
• население;
• органы власти и управления;
• хозяйственные субъекты (предприятия, организации, фирмы и т.п.);
• федеральное правительство.
Построение определенной системы поведения и форм взаимодействия между всеми субъектами региональных социально-экономических отношений является основной функцией региональной политики.
Под региональной политикой понимается система целей и задач, совокупность экономических и организационно-правовых механизмов, согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению условий социального воспроизводства населения региона и его эффективного функционирования как составной части социально экономической системы государства.
Основной задачей региональных органов государственной власти и управления, выполнение которой относится исключительно к прерогативе регионов, является обеспечение эффективного функционирования и развития социальной сферы на территории. Выполнение этой задачи во многом определяется наличием солидарной ответственности региональной, федеральной власти и бизнеса, функционирующего на соответствующей территории. Хотя поддержка и развитие социальной сферы является функцией региональных органов власти и управления, именно федеральная власть ответственна за достижение и воспроизводство в каждом регионе некоторых общих стандартов уровня и качества жизни. Аналогично этому бизнес, функционирующий в регионах, несет ответственность за сохранение социальной стабильности на соответствующей территории и заинтересован в этом как в важнейшем элементе предпринимательского и инвестиционного климата.
Важнейшей задачей государственного и муниципального управления на уровне субъектов Федерации является также организация воспроизводства трудовых, капитальных, природных, организационных, информационных (научно-технических) ресурсов и процессов взаимодействия между ними. Бизнес-корпоративные структуры разделяют с региональными и муниципальными органами власти и управления ответственность за состояние и развитие социальной сферы на территории.
Деятельность региональных и местных органов власти охватывает социальный институциональный и воспроизводственный аспект функционирования региона как социально-территориальной общности. Это значит, что региональная социальная политика направлена на воспроизводство и взаимодействие ресурсов на территории и на институциональное обеспечение преимуществ региона в сфере предпринимательского климата.
К задачам совместной ответственности федерального центра и региональных органов власти и управления относятся: экономические вызовы, обеспечение экономической безопасности регионов, решение энергетических и продовольственных проблем, инновационные прорывы и перестройка структуры производства, развитие магистральной инфраструктуры.
Жизнедеятельность региона — постоянный фактор, она не может быть прекращена. Региональное хозяйство (в т. ч. все отрасли социального обслуживания населения) в отличие, например, от отдельного предприятия или отрасли производства не может быть механически ликвидировано.
Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств является нарушение пропорций социального воспроизводства, демографических процессов и т.п., что превращает регион в депрессивную социальную структуру. Поэтому региональная политика направлена, прежде всего, на реализацию интересов и потребностей населения региона.
К наиболее значимым индикаторам, отражающим в региональной политике социально-экономические интересы населения, относятся:
• соответствие уровня и образа жизни населения среднероссийским стандартам;
• наращивание региональной собственности и финансовых источников, обеспечивающих реализацию региональной социальной политики;
• формирование концептуальных возможностей региона для эффективного использования имеющихся ресурсов, рабочих мест, научного и образовательного уровня населения;
• развитие социальной инфраструктуры для формирования внутри и межрегиональных связей населения;
• состояние природо-ресурсного и экологического потенциала региона;
• уровень стабильности общественно-политической и национально-этнической ситуации в регионе.
Наряду с социальными интересами населения важное значение имеют цели и стратегия социально-экономического развития региона в контексте всей страны. Эти цели могут не совсем совпадать с региональными интересами, однако, их определенная мера соответствия — важнейшее условие поступательного развития региона.
Выделяются следующие основные стратегии регионального социального развития:
• адаптивные (основная задача — приспособление к новым требованиям быстроменяющейся внешней среды социально-экономического развития);
• стабилизационные (основная задача — преодоление тенденций к снижению темпов роста, прекращение падения производства и уровня жизни);
• опережающие (основная задача — стимулирование инновационного типа развития);
• антикризисные (основная задача — восстановление воспроизводственных пропорций и блокирование кризисных явлений).
В настоящее время для большинства регионов России актуальными являются именно антикризисные и стабилизационные стратегии социально-экономического развития.
За десятилетия своего развития региональная политика прошла через три методологические парадигмы. Исторически первая — парадигма неотложной помощи кризисным регионам, которая сводилась к эмпирическим попыткам обоснования действий центрального правительства обеспечить положение отдельных регионов, оказавшихся по тем или иным причинам в глубоком экономическом и социальном кризисе. Ей на смену пришла парадигма межрегионального перераспределения экономического роста, с которой до сих пор ассоциируется золотой век региональной политики в большинстве европейских стран. Ядро ее составляет теория несбалансированного роста, концепция «полюсов роста».
В условиях кризисного развития стала доминировать парадигма реструктуризации регионов, ориентирующаяся на усиление конкурентоспособности регионов в новом международном разделении труда и максимальное использование внутреннего потенциала каждого региона, развития инновационной инфраструктуры, образования и науки.
Стала складываться парадигма регионализма, более отвечающая принципам постиндустриального информационного общества — концепция регионального саморазвития, ориентированная на более полный учет технологического и ресурсного потенциала регионов, интересов региональных сообществ и экономических элит, использование человеческого капитала, опору на региональные инициативы,
В настоящее время в социологии и экономике формируются новые направления исследований проблем регионализма на основе установок социальной его переориентации, экологической философии, общей теории систем, синергетики, прогностики.
В российском обществе процессы социально-экономической трансформации выявили глубокую дифференциацию регионов по уровню их социально-экономического развития. По отдельным социальным характеристикам (уровню доходов, занятости населения и др.) регионы отличались друг от друга в 10—15 раз. Региональные социально-экономические различия оказались не менее важными для стратегии реформ, нежели классовые или социально-политические.
Вместе с тем игнорирование в начальный период реформ уникального в мире колоссального разнообразия стартовых условий перехода регионов к рынку во многом определило глубину социально-экономического кризиса российского общества.
В условиях острого экономического и политического кризиса действия центрального правительства, пытавшегося всеми доступными средствами (от социальных трансфертов до принятия специальных указов, дающих отдельным регионам те или иные преференции) сохранить «включенность» регионов в традиционные межрегионные связи, тушить наиболее опасные очаги региональной напряженности, вполне соответствовали острому дефициту идей в области региональной экономики и социологии.
Вместе с усилением «давления» регионов на центр появились признаки перехода к более осознанной и активной федеральной региональной политике, направленной на поддержку проблемных территорий разных типов (депрессивные регионы, слаборазвитые, регионы нового освоения, зоны экономического бедствия и т.д.), формирование полюсов роста и реформирования, стимулирование процессов реструктуризации регионов на основе их собственного потенциала.
Издание указов и постановлений об основах государственной региональной политики, о разработке прогнозов и программ социально-экономического развития регионов, развитие законодательства о местном самоуправлении, накопленный отдельными регионами опыт создания собственных «моделей» антикризисного развития (Кемерово, Волгоград, Ростов-на-Дону, Калининград и др.) позволяет говорить о новой фазе в становлении регионализма, построении моделей реформ, более адекватно отражающих региональный «ландшафт» социума России.
Социально-экономическая несбалансированность в региональном развитии России, по некоторым оценкам, более чем в 29 раз превысила норму, что не имеет прецедентов в истории мирового сообщества и свидетельствует о глубоком кризисе всей территориальной организации социальных процессов.
Как показывает мировая практика, в единый социально-политический и экономический союз могут эффективно объединяться страны с высоким уровнем развития экономики и качества жизни населения. Так, среди европейских участников ЕЭС производство ВВП на душу населения различается не более чем в 2 раза. Резкие различия в душевом производстве ВВП, подобно сложившимся в России, затрудняют межрегиональную социально-экономическую интеграцию, необходимость в которой декларируют и центр, и регионы.
По-видимому, неравномерность развития регионов остается крупнейшей социально-экономической проблемой России в новом столетии, стимулируя тем самым всплеск регионализма в социологических исследованиях.
Дифференциация регионов по тем или иным критериям, деление их на «лидеров» и «аутсайдеров», «сильных» и «слабых», производящих и потребляющих, усиливая неравенство их перед центром, порождая сильную тягу к монополизации отношений между регионами и центром, «борьбу» за влияние на центр, все же не должна подталкивать их к экономической войне всех со всеми. Напротив, глубина региональной стратифицированной России доказывает «от противного» преимущества единого социально-экономического пространства с едиными «правилами игры», значение координирующей роли центра.
В соответствии с Основными положениями региональной политики в Российской Федерации целями государственной региональной политики являются:
• обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных принципов федерализма на территории Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
• обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от возможностей регионов;
• выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
• предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
• приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
• максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
• становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Инструментами государственной региональной политики служат федеральный и местные (региональные) бюджеты, социальные трансферты, региональные преференции в области налогообложения, тарифов, ценообразования, субсидий и дотаций и т.п.
Особое значение в области регулирования социального развития регионов имеют два принятых в годы реформ Федеральных закона: Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», в соответствии с которым впервые определена экономическая основа и функции местного самоуправления, ответственность его перед населением в вопросах занятости, уровня жизни, экологической безопасности, соблюдения прав и свобод граждан и т.п., и Закон РФ «О государственном прогнозировании и программировании социально-экономического развития РФ», которым предусмотрена разработка региональных программ и прогнозов социального развития каждого субъекта Федерации, а также крупных экономических регионов.
Социально-экономические параметры и модели социального развития регионов отражаются также в разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях Генеральной схеме развития и размещения производительных сил РФ, Генеральной схеме расселения населения, схем развития отдельных отраслей производства в регионах, федеральных и региональных программах решения отдельных межотраслевых экономических и социальных проблем (экологическая программа, программа «Народы Севера», программа социально-экономического развития Северного Кавказа и др.)
Основные направления и проблематика исследований региональной социологии
Исследования в области региональной социологии, социального программирования и прогнозирования региональных сообществ опираются на эти проектные социально-экономические разработки, которые служат эмпирической базой для социологического анализа региональных процессов.
В сфере влияния региональной социологии находятся социально-территориальные общности и социальные процессы, развивающиеся на микро и макроуровнях социума. Общности, функционирующие на микроуровне, — это соседские сообщества, сельские общины, различные формы городских сообществ (улица, микрорайон и т.п.), на макроуровне — это крупнейшие поселенческие и меж-поселенческие образования (город, сельский район, область, ТПК, главные формы сообществ, например, этнические диаспоры, и др.)
К социальным проблемам, составляющим исследовательское «поле» региональной социологии, относятся:
• структуризация социально-территориальной общности и социальная динамика населения региона;
• формирование и динамика систем расселения;
• процессы урбанизации;
• миграционные процессы;
• формирование рынков труда и занятости населения;
• социально-демографические процессы;
• формирование социальной среды и качества жизни населения;
• этнокультурные процессы;
• развитие социальной инфраструктуры, социо-экологических систем, систем социального управления.
В западной и отечественной социологии проблематика региональной социологии первоначально развивалась в основном в рамках социологии города и села, теории урбанистки и размещения производительных сил.
В рамках западной социологической традиции в начале XX века работами М. Вебера и Г. Зиммеля были заложены традиции исследования социологии города и села, а книги Р. Парка, Э. Берджеса, Л. Вирта, А. Андерсона и С. Бруннера, Д. Харви существенно расширили предмет и проблематику региональной социологии (влияние экологии, технологических факторов на систему расселения и городской образ жизни, процессы урбанизации, изучение миграций, маргинальных процессов и др.). Весьма ценным для региональной социологии оказалось учение о многомерном коммуникативном пространстве И. Канта, развитое в трудах представителей социологического крыла философской науки М. Бахтина и В. Дергачева.
Регионализм стал одной из важных моделей социологического подхода к изучению социальных процессов в российском постсоветском обществе.
Усилиями большой группы социологов, экономистов — Н.А. Айтова, О.И. Шкаратана, В.И. Староверова, П.И. Симуша, Ю.В. Арутюняна, Э.Б. Алаева, А.Г. Аганбегяна, Т.И. Заславской, Р.В. РЫБКИНОЙ, Ж.Т. Тощенко и позже — Ф.С. Файзулина, А.А. Адамеску, В.И. Шамшурина, А.Г. Гранберга, Р.Р. Галямова, Ю.Н. Гладкого, А.И. Чистобаева, Б.Г. Хорева и др. — были созданы основы региональной социологии, по сути, определившие ее содержание, проблематику и методы.
Основные понятия
Социально-территориальная общность — устойчивая совокупность людей, объединенных единством пространственных условий жизни, хозяйственного уклада, социально-экономических интересов.
Регион — часть территории страны, обладающая общностью природных, социально-экономических, исторических, национальных, культурных и иных условий.
Социальное пространство — насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: поселения, социальные инфраструктуры, предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети.
Региональная политика — система целей и задач, совокупность экономических и организационно-правовых механизмов, согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению условий социального воспроизводства населения региона и его эффективного функционирования как основной части социально-экономической системы государства.
Региональная социология — область социологического знания, изучающая формы территориальной организации социальной структуры общества, социальных связей и отношений, институтов и процессов, социальных общностей и групп в их развитии.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Приходит отец домой, а его ребенок плачет. Отец спрашивает ребенка: - Почему ты плачешь? Отвечает ему ребенок: - Почему ты мне папа, а я не сын тебе? Кто же это плакал?