Управление финансами Получите консультацию:
8 (800) 600-76-83

Бесплатный звонок по России

документы

1. Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
2. Как использовать материнский капитал на инвестиции
3. Налоговый вычет по НДФЛ онлайн с 2021 года
4. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
5. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
6. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
7. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
8. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
9. Банкротство пенсионной системы неизбежно
10. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
11. Семейный бюджет россиян в 2021 году

О проекте О проекте    Контакты Контакты    Загадки Загадки    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Полезные статьи » Региональная социология

Региональная социология

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Региональная социология

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:
Не забываем поделиться:


  • Предметная область региональной социологии
  • Формы пространственной организации социума
  • Социальные интересы региона
  • Субъекты региональных социально-экономических отношений и региональная политика
  • Основные направления и проблематика исследований региональной социологии

    Предметная область региональной социологии

    Жизнь общества организована во времени и пространстве. Пространственная форма организации социальной жизни людей является важнейшим основанием структурирования общества, социальных процессов и связей. На основе единых социально-экономических условий проживания у жителей конкретного поселения, территорий формируются группообразующие социальные признаки, складываются общие интересы, существование которых и фиксирует факт социально-территориальных различий. В силу этого население конкретной локализованной территории наряду с общностью демографического характера превращается в социальную общность.

    Совокупность устойчивых социальных связей и отношений между людьми, возникающих в процессе их совместного проживания на определенной локальной территории, совместного использования ее природно-экономических, социальных ресурсов и условий порождает особую общность людей — социально-территориальную.

    Социально-территориальная общность является устойчивой совокупностью людей, объединенных единством пространственных условий жизни, хозяйственного уклада, социально-экономических интересов, истории и культуры.

    Социально-территориальная общность отличается:

    1) относительной пространственной обособленностью;

    2) целостностью и внутренней содержательностью социальных связей и отношений (преобладание «силовых полей» внутренних социальных связей над внешними);

    3) самодостаточностью внутренней жизни в рамках локальной территории, природно-ресурсный и хозяйственный потенциал которой обеспечивает социальное воспроизводство населения.

    Понятие территории как части природного тела, ограниченного какими-то рамками пространства, относится к категории географии.

    Поэтому для выражения социально-экономических форм организации территории, придающей ей черты целостности, относительной обособленности и самодостаточности, в социологии и экономике стало употребляться понятие «регион».

    Регион — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязью составляющих ее элементов.

    Слово «регион» — латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает — страна, край, область.

    Конкретизация и содержательная интерпретация понятия «регион» осуществляется в рамках предмета той или иной науки — географии, экономики, социологии. То есть регионы выделяются из территории в соответствии с предметом, целями и задачами той или иной науки.

    Например, в Основных положениях региональной политики в РФ, утвержденных Президентом страны, содержится следующее определение региона; «это... часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национальных, культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации».

    Очевидно, что в разных науках и областях практической деятельности используются свои принципы выделения регионов. Для экономики, например наибольшее значение, имеет выделение регионов с позиции их места в территориальном разделении труда, сложившихся рынков и т.п.

    Для социологии регион, прежде всего, выступает как форма территориальной организации социальной структуры общества, социальных связей и отношений, социальных институтов и процессов, социальных общностей и групп в их развитии.

    Подход к региону как к социуму, то есть общности людей, проживающих на локализованной территории, выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни — населения, трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, охраны окружающей среды, развитие системы расселения и т.п.

    Данный подход шире экономического, он включает культурные, этно-социальные, образовательные, медицинские, политические, социально-психологические и другие аспекты жизни регионального социума, синтез которых и составляет главное внимание региональной социологии.

    Таким образом, регион — это социально-экономическая характеристика определенной локализованной территории, и это понятие выражает внутреннюю социальную структурированность общества.

    Регионализм исторически всегда выступал в качестве фактора дифференциации и структурирования общества. Региональные условия и особенности жизни людей — хозяйственный уклад, тип расселения, образ жизни, повседневный быт и культура — выражают различия между отдельными социально-территориальными общностями, формируют социальную структуру общества «по горизонтали».

    Этнические и конфессионные черты больших групп населения первоначально формируются в результате относительно длительного существования в определенной пространственной среде. «Социальность» территории, поэтому во все эпохи и времена «кодировалась» проживающим на этой территории этносом, его конфессией, политическим устройством, образом жизни, культурой.

    Таким образом, региональная социология изучает пространственную форму организации социальной жизни людей, совокупность социально-экономических связей и отношений между ними, которые возникают в процессе совместного проживания их на определенной локализованной территории, совместного использования ее природно-экономических и социально-экономических ресурсов и условий.

    Региональная социология делает упор на изучение пространственного аспекта человеческой деятельности и его значения для понимания общественного поведения и общественной формы.

    Цель этого изучения — выявление пространственных взаимосвязей между людьми и их деятельностью, между людьми и естественной или преобразованной средой.

    Региональная социология изучает как бы территориальную проекцию социальных процессов и структурирования общества.

    Формы пространственной организации социума


    Самое читаемое за неделю

    документ Введение ковидных паспортов в 2021 году
    документ Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
    документ Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
    документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
    документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
    документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
    документ 35 банков обанкротятся в 2021 году


    Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!

    Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

    Объектом региональной социологии выступают различные социально-территориальные общности как особый уровень социальной организации общества, а предметом — закономерности и формы образования внутри региональных социально-экономических связей, отношений, структур, общностей.

    Формами пространственной локализации жизни людей выступают различные региональные образования, возникающие на базе:

    1)         поселенческих структур (город, село, городская агломерация и т.п.);

    2)         территориально-административного устройства общества (область, губерния, край, муниципальный округ и т.п.);

    3)         производственно-экономических структур (экономический район, промышленный, транспортный узел, территориально-производственный комплекс, свободная экономическая зона и т.п.).

    Однако независимо от типа регионального образования все они имеют общую внутреннюю системную структуру, в которой можно выделить следующие элементы:

    •           природно-экономическая система (географическая зона — степная, горная, приморская и т.п.);

    •           производственно-экономическая система (хозяйственная специализация, структура экономики, тип технологического уклада, структура производственных сил, тип и эффективность экономики региона, транспортно-коммуникационная система, производственная инфраструктура и т.п.);

    •           социальная инфраструктура (уровни и характер различия отраслей обслуживания населения: здравоохранение, образование, наука, информация, культура и т.п.);

    •           система расселения (тип расселения населения по территории, структура городских и сельских поселений и т.п.);

    •           социально-демографическая система (тип и уровень воспроизводства населения, половозрастная динамика и т.п.);

    •           система регионального управления (территориально-административное деление, структура органов власти и управления и т.п.).

    Социальное пространство — это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: поселения, социальная инфраструктура, предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети.

    Качество социального пространства определяется многими характеристиками и параметрами.

    Среди них следует выделить, прежде всего:

    •           плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал);

    •           размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения);

    •           связанность (интенсивность социальных и экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности услуг, капитала, людей, определенные развитием транспортных и коммуникационных связей).

    «Социальное расстояние» в отличие от физического, измеряемого километрами, милями и т.п., характеризуется прежде всего экономическими и социальными затратами, необходимыми для преодоления физического расстояния в интересах коммуникаций и обмена деятельностью.

    Однако регион, являясь относительно автономным социально-экономическим образованием, это — открытая система, т.е. многочисленными связями и отношениями «вписан», включен в более широкую систему — общество в целом. В этом своем качестве каждый регион включен в целостную национальную систему социально-экономических процессов — демографических (динамика расселения, миграционные процессы, социальная мобильность), экономических (кооперация и разделение труда и производства, национальный рынок, единая энергетическая система, общенациональный бюджет и т.п.), национальную региональную политику (бюджетные отношения в системе «центр — регион», социальные трансферты, государственная поддержка проблемных регионов и т.п.).

    Поэтому каждый регион, социально-территориальная общность, обладая безусловными признаками автономии и самодостаточности, одновременно является частью целого, выполняет и представляет интересы и потребности общества в целом, общенациональные функции и задачи.

    В этой связи возникает комплекс социально-экономических отношений в системе «регион — регион», «регион — центр» («центр» как представитель целого).

    Социальные интересы региона


    интересное на портале
    документ Тест "На сколько вы активны"
    документ Тест "Подходит ли Вам ваше место работы"
    документ Тест "На сколько важны деньги в Вашей жизни"
    документ Тест "Есть ли у вас задатки лидера"
    документ Тест "Способны ли Вы решать проблемы"
    документ Тест "Для начинающего миллионера"
    документ Тест который вас удивит
    документ Семейный тест "Какие вы родители"
    документ Тест "Определяем свой творческий потенциал"
    документ Психологический тест "Вы терпеливый человек?"


    В чем состоит социальный интерес региона? Прежде всего — в создании благоприятных условий для социального воспроизводства населения. Это главная социальная функция региона, любой социально-территориальной общности населения.

    В системе централизованно-отраслевого управления и тотального огосударствления региональных ресурсов в советский период в регионах доминировали интересы развития производительных сил отраслей общесоюзной специализации, и регион рассматривался преимущественно как производственный ресурс какой-то отрасли (или суммы отраслей), всего народного хозяйства. Соответственно население региона в данном контексте выступило как «главная производительная сила» этой отрасли или народнохозяйственного комплекса. Социально-экономический статус региона в этой технократической системе организации социального пространства являлся вторичной, «остаточной», так сказать, компонентой в системе отношений «центр — регион».

    В демократической системе территориальной организации социума регионы выступают в качестве равноправного субъекта социально-экономических отношений и наделены собственностью, имуществом и правами для реализации социально-экономических интересов населения регионов — создания необходимых условий для его социального воспроизводства.

    Одновременно «центру» делегируется выполнение общих социальных функций, важных для каждого региона — обеспечение прав и свобод граждан, национальной целостности и безопасности государства, общих правил экономической жизни. Между центром и регионами устанавливаются отношения партнерства и взаимной ответственности. Одновременно регионам для выполнения своих воспроизводственных функций передается часть общенациональных ресурсов, собственности, доходов.

    Регионализация социально-экономических процессов, собственности и управления — фундаментальная составляющая демократизации всей общественной жизни. В этом, в частности, состоит одна из тенденций проводимых экономических и социально-политических реформ в нашей стране.

    Итак, социально-экономические интересы региона состоят в создании условий для социального воспроизводства населения, включая:

    •           эффективное использование территориальных природных ресурсов и обеспечение устойчивости экосистемы региона;

    •           обеспечение занятости, роста доходов и уровня жизни населения;

    •           развитие социальной инфраструктуры региона, обеспечивающей удовлетворение материальных и духовных потребностей населения;

    •           создание условий для социокультурного развития проживающих на территории региона этносов и народов;

    •           обеспечение взаимодействия региона в системе межрегиональных экономических связей и национальных рынков капиталов, товаров, услуг, роста вклада населения региона в экономику страны.

    Реализация этих региональных интересов предполагает наличие субъектов социально-экономических отношений, действующих на уровне региона, и соответствующей активной региональной политики.

    Субъекты региональных социально-экономических отношений и региональная политика

    Основными субъектами социально-экономических отношений на уровне региона являются:

    •           население;

    •           органы власти и управления;

    •           хозяйственные субъекты (предприятия, организации, фирмы и т.п.);

    •           федеральное правительство.

    Построение определенной системы поведения и форм взаимодействия между всеми субъектами региональных социально-экономических отношений является основной функцией региональной политики.

    Под региональной политикой понимается система целей и задач, совокупность экономических и организационно-правовых механизмов, согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению условий социального воспроизводства населения региона и его эффективного функционирования как составной части социально экономической системы государства.

    Основной задачей региональных органов государственной власти и управления, выполнение которой относится исключительно к прерогативе регионов, является обеспечение эффективного функционирования и развития социальной сферы на территории. Выполнение этой задачи во многом определяется наличием солидарной ответственности региональной, федеральной власти и бизнеса, функционирующего на соответствующей территории. Хотя поддержка и развитие социальной сферы является функцией региональных органов власти и управления, именно федеральная власть ответственна за достижение и воспроизводство в каждом регионе некоторых общих стандартов уровня и качества жизни. Аналогично этому бизнес, функционирующий в регионах, несет ответственность за сохранение социальной стабильности на соответствующей территории и заинтересован в этом как в важнейшем элементе предпринимательского и инвестиционного климата.

    Важнейшей задачей государственного и муниципального управления на уровне субъектов Федерации является также организация воспроизводства трудовых, капитальных, природных, организационных, информационных (научно-технических) ресурсов и процессов взаимодействия между ними. Бизнес-корпоративные структуры разделяют с региональными и муниципальными органами власти и управления ответственность за состояние и развитие социальной сферы на территории.

    Деятельность региональных и местных органов власти охватывает социальный институциональный и воспроизводственный аспект функционирования региона как социально-территориальной общности. Это значит, что региональная социальная политика направлена на воспроизводство и взаимодействие ресурсов на территории и на институциональное обеспечение преимуществ региона в сфере предпринимательского климата.

    К задачам совместной ответственности федерального центра и региональных органов власти и управления относятся: экономические вызовы, обеспечение экономической безопасности регионов, решение энергетических и продовольственных проблем, инновационные прорывы и перестройка структуры производства, развитие магистральной инфраструктуры.

    Жизнедеятельность региона — постоянный фактор, она не может быть прекращена. Региональное хозяйство (в т. ч. все отрасли социального обслуживания населения) в отличие, например, от отдельного предприятия или отрасли производства не может быть механически ликвидировано.

    Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств является нарушение пропорций социального воспроизводства, демографических процессов и т.п., что превращает регион в депрессивную социальную структуру. Поэтому региональная политика направлена, прежде всего, на реализацию интересов и потребностей населения региона.

    К наиболее значимым индикаторам, отражающим в региональной политике социально-экономические интересы населения, относятся:

    •           соответствие уровня и образа жизни населения среднероссийским стандартам;

    •           наращивание региональной собственности и финансовых источников, обеспечивающих реализацию региональной социальной политики;

    •           формирование концептуальных возможностей региона для эффективного использования имеющихся ресурсов, рабочих мест, научного и образовательного уровня населения;

    •           развитие социальной инфраструктуры для формирования внутри и межрегиональных связей населения;

    •           состояние природо-ресурсного и экологического потенциала региона;

    •           уровень стабильности общественно-политической и национально-этнической ситуации в регионе.

    Наряду с социальными интересами населения важное значение имеют цели и стратегия социально-экономического развития региона в контексте всей страны. Эти цели могут не совсем совпадать с региональными интересами, однако, их определенная мера соответствия — важнейшее условие поступательного развития региона.

    Выделяются следующие основные стратегии регионального социального развития:

    •           адаптивные (основная задача — приспособление к новым требованиям быстроменяющейся внешней среды социально-экономического развития);

    •           стабилизационные (основная задача — преодоление тенденций к снижению темпов роста, прекращение падения производства и уровня жизни);

    •           опережающие (основная задача — стимулирование инновационного типа развития);

    •           антикризисные (основная задача — восстановление воспроизводственных пропорций и блокирование кризисных явлений).

    В настоящее время для большинства регионов России актуальными являются именно антикризисные и стабилизационные стратегии социально-экономического развития.

    За десятилетия своего развития региональная политика прошла через три методологические парадигмы. Исторически первая — парадигма неотложной помощи кризисным регионам, которая сводилась к эмпирическим попыткам обоснования действий центрального правительства обеспечить положение отдельных регионов, оказавшихся по тем или иным причинам в глубоком экономическом и социальном кризисе. Ей на смену пришла парадигма межрегионального перераспределения экономического роста, с которой до сих пор ассоциируется золотой век региональной политики в большинстве европейских стран. Ядро ее составляет теория несбалансированного роста, концепция «полюсов роста».

    В условиях кризисного развития стала доминировать парадигма реструктуризации регионов, ориентирующаяся на усиление конкурентоспособности регионов в новом международном разделении труда и максимальное использование внутреннего потенциала каждого региона, развития инновационной инфраструктуры, образования и науки.

    Стала складываться парадигма регионализма, более отвечающая принципам постиндустриального информационного общества — концепция регионального саморазвития, ориентированная на более полный учет технологического и ресурсного потенциала регионов, интересов региональных сообществ и экономических элит, использование человеческого капитала, опору на региональные инициативы,

    В настоящее время в социологии и экономике формируются новые направления исследований проблем регионализма на основе установок социальной его переориентации, экологической философии, общей теории систем, синергетики, прогностики.

    В российском обществе процессы социально-экономической трансформации выявили глубокую дифференциацию регионов по уровню их социально-экономического развития. По отдельным социальным характеристикам (уровню доходов, занятости населения и др.) регионы отличались друг от друга в 10—15 раз. Региональные социально-экономические различия оказались не менее важными для стратегии реформ, нежели классовые или социально-политические.

    Вместе с тем игнорирование в начальный период реформ уникального в мире колоссального разнообразия стартовых условий перехода регионов к рынку во многом определило глубину социально-экономического кризиса российского общества.

    В условиях острого экономического и политического кризиса действия центрального правительства, пытавшегося всеми доступными средствами (от социальных трансфертов до принятия специальных указов, дающих отдельным регионам те или  иные преференции) сохранить «включенность» регионов в традиционные межрегионные связи, тушить наиболее опасные очаги региональной напряженности, вполне соответствовали острому дефициту идей в области региональной экономики и социологии.

    Вместе с усилением «давления» регионов на центр появились признаки перехода к более осознанной и активной федеральной региональной политике, направленной на поддержку проблемных территорий разных типов (депрессивные регионы, слаборазвитые, регионы нового освоения, зоны экономического бедствия и т.д.), формирование полюсов роста и реформирования, стимулирование процессов реструктуризации регионов на основе их собственного потенциала.

    Издание указов и постановлений об основах государственной региональной политики, о разработке прогнозов и программ социально-экономического развития регионов, развитие законодательства о местном самоуправлении, накопленный отдельными регионами опыт создания собственных «моделей» антикризисного развития (Кемерово, Волгоград, Ростов-на-Дону, Калининград и др.) позволяет говорить о новой фазе в становлении регионализма, построении моделей реформ, более адекватно отражающих региональный «ландшафт» социума России.

    Социально-экономическая несбалансированность в региональном развитии России, по некоторым оценкам, более чем в 29 раз превысила норму, что не имеет прецедентов в истории мирового сообщества и свидетельствует о глубоком кризисе всей территориальной организации социальных процессов.

    Как показывает мировая практика, в единый социально-политический и экономический союз могут эффективно объединяться страны с высоким уровнем развития экономики и качества жизни населения. Так, среди европейских участников ЕЭС производство ВВП на душу населения различается не более чем в 2 раза. Резкие различия в душевом производстве ВВП, подобно сложившимся в России, затрудняют межрегиональную социально-экономическую интеграцию, необходимость в которой декларируют и центр, и регионы.

    По-видимому, неравномерность развития регионов остается крупнейшей социально-экономической проблемой России в новом столетии, стимулируя тем самым всплеск регионализма в социологических исследованиях.

    Дифференциация регионов по тем или иным критериям, деление их на «лидеров» и «аутсайдеров», «сильных» и «слабых», производящих и потребляющих, усиливая неравенство их перед центром, порождая сильную тягу к монополизации отношений между регионами и центром, «борьбу» за влияние на центр, все же не должна подталкивать их к экономической войне всех со всеми. Напротив, глубина региональной стратифицированной России доказывает «от противного» преимущества единого социально-экономического пространства с едиными «правилами игры», значение координирующей роли центра.

    В соответствии с Основными положениями региональной политики в Российской Федерации целями государственной региональной политики являются:

    •           обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных принципов федерализма на территории Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

    •           обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от возможностей регионов;

    •           выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

    •           предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

    •           приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

    •           максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

    •           становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

    Инструментами государственной региональной политики служат федеральный и местные (региональные) бюджеты, социальные трансферты, региональные преференции в области налогообложения, тарифов, ценообразования, субсидий и дотаций и т.п.

    Особое значение в области регулирования социального развития регионов имеют два принятых в годы реформ Федеральных закона: Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», в соответствии с которым впервые определена экономическая основа и функции местного самоуправления, ответственность его перед населением в вопросах занятости, уровня жизни, экологической безопасности, соблюдения прав и свобод граждан и т.п., и Закон РФ «О государственном прогнозировании и программировании социально-экономического развития РФ», которым предусмотрена разработка региональных программ и прогнозов социального развития каждого субъекта Федерации, а также крупных экономических регионов.

    Социально-экономические параметры и модели социального развития регионов отражаются также в разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях Генеральной схеме развития и размещения производительных сил РФ, Генеральной схеме расселения населения, схем развития отдельных отраслей производства в регионах, федеральных и региональных программах решения отдельных межотраслевых экономических и социальных проблем (экологическая программа, программа «Народы Севера», программа социально-экономического развития Северного Кавказа и др.)

    Основные направления и проблематика исследований региональной социологии

    Исследования в области региональной социологии, социального программирования и прогнозирования региональных сообществ опираются на эти проектные социально-экономические разработки, которые служат эмпирической базой для социологического анализа региональных процессов.

    В сфере влияния региональной социологии находятся социально-территориальные общности и социальные процессы, развивающиеся на микро и макроуровнях социума. Общности, функционирующие на микроуровне, — это соседские сообщества, сельские общины, различные формы городских сообществ (улица, микрорайон и т.п.), на макроуровне — это крупнейшие поселенческие и меж-поселенческие образования (город, сельский район, область, ТПК, главные формы сообществ, например, этнические диаспоры, и др.)

    К социальным проблемам, составляющим исследовательское «поле» региональной социологии, относятся:

    •           структуризация социально-территориальной общности и социальная динамика населения региона;

    •           формирование и динамика систем расселения;

    •           процессы урбанизации;

    •           миграционные процессы;

    •           формирование рынков труда и занятости населения;

    •           социально-демографические процессы;

    •           формирование социальной среды и качества жизни населения;

    •           этнокультурные процессы;

    •           развитие социальной инфраструктуры, социо-экологических систем, систем социального управления.

    В западной и отечественной социологии проблематика региональной социологии первоначально развивалась в основном в рамках социологии города и села, теории урбанистки и размещения производительных сил.

    В рамках западной социологической традиции в начале XX века работами М. Вебера и Г. Зиммеля были заложены традиции исследования социологии города и села, а книги Р. Парка, Э. Берджеса, Л. Вирта, А. Андерсона и С. Бруннера, Д. Харви существенно расширили предмет и проблематику региональной социологии (влияние экологии, технологических факторов на систему расселения и городской образ жизни, процессы урбанизации, изучение миграций, маргинальных процессов и др.). Весьма ценным для региональной социологии оказалось учение о многомерном коммуникативном пространстве И. Канта, развитое в трудах представителей социологического крыла философской науки М. Бахтина и В. Дергачева.

    Регионализм стал одной из важных моделей социологического подхода к изучению социальных процессов в российском постсоветском обществе.

    Усилиями большой группы социологов, экономистов — Н.А. Айтова, О.И. Шкаратана, В.И. Староверова, П.И. Симуша, Ю.В. Арутюняна, Э.Б. Алаева, А.Г. Аганбегяна, Т.И. Заславской, Р.В. РЫБКИНОЙ, Ж.Т. Тощенко и позже — Ф.С. Файзулина, А.А. Адамеску, В.И. Шамшурина, А.Г. Гранберга, Р.Р. Галямова, Ю.Н. Гладкого, А.И. Чистобаева, Б.Г. Хорева и др. — были созданы основы региональной социологии, по сути, определившие ее содержание, проблематику и методы.

    Основные понятия

    Социально-территориальная общность — устойчивая совокупность людей, объединенных единством пространственных условий жизни, хозяйственного уклада, социально-экономических интересов.

    Регион — часть территории страны, обладающая общностью природных, социально-экономических, исторических, национальных, культурных и иных условий.

    Социальное пространство — насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: поселения, социальные инфраструктуры, предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети.

    Региональная политика — система целей и задач, совокупность экономических и организационно-правовых механизмов, согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению условий социального воспроизводства населения региона и его эффективного функционирования как основной части социально-экономической системы государства.

    Региональная социология — область социологического знания, изучающая формы территориальной организации социальной структуры общества, социальных связей и отношений, институтов и процессов, социальных общностей и групп в их развитии.



    тема

    документ Предпринимательство в социальной сфере
    документ Социальная деятельность
    документ Социальная дифференциация
    документ Социальная организация
    документ Социальная ответственность

    Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
    Звонок по России бесплатный!

    Не забываем поделиться:


    Загадки

    Парень задает вопрос девушке (ей 19 лет),с которой на днях познакомился, и секса с ней у него еще не было:
    Скажи, а у тебя до меня был с кем-нибудь секс?
    Девушка ему ответила:
    Да, был. Первый раз – в семнадцать. Второй в восемнадцать. А третий -…
    После того, как девушка рассказала ему про третий раз, парень разозлился, назвал ее проституткой и ушел вне себя от гнева.
    Вопрос: Что ему сказала девушка насчет третьего раза? Когда он был?

    посмотреть ответ


    назад Назад | форум | вверх Вверх

  • Загадки



    посмотреть ответ
    важное

    Новая помощь малому бизнесу
    Изменения по вопросам ИП

    НДФЛ в 2023 г
    Увеличение вычетов по НДФЛ
    Планирование отпусков сотрудников в небольших компаниях в 2024 году
    Аудит отчетности за 2023 год
    За что и как можно лишить работника премии
    Как правильно переводить и перемещать работников компании в 2024 году
    Что должен знать бухгалтер о сдельной заработной плате в 2024 году
    Как рассчитать и выплатить аванс в 2024 г
    Как правильно использовать наличные в бизнесе в 2024 г.
    Сложные вопросы работы с удаленными сотрудниками
    Анализ денежных потоков в бизнесе в 2024 г
    Что будет с налогом на прибыль в 2025 году
    Как бизнесу правильно нанимать иностранцев в 2024 г
    Можно ли устанавливать разную заработную плату сотрудникам на одной должности
    Как укрепить трудовую дисциплину в компании в 2024 г
    Как выбрать подрядчика по рекламе
    Как небольшому бизнесу решить проблему дефицита кадров в 2024 году
    Профайлинг – полезен ли он для небольшой компании?
    Пени по налогам бизнеса в 2024 и 2025 годах
    Удержания по исполнительным листам в 2025 году
    Что изменится с 2025г. у предпринимателей на УСН



    ©2009-2023 Центр управления финансами.