Управление финансами

документы

1. Будут ли ещё разовые выплаты на детей в 2020-2021 годах
2. Новое пособие для домохозяек с 2020 года
3. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
4. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
6. Банки с 2020 года начали забирать пособия на детей
7. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
8. Выплаты на детей от 3 до 7 лет с 2020 года

О проекте О проекте   Контакты Контакты   Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Полезные статьи » Региональная социология

Региональная социология

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Региональная социология

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Не забываем поделиться:

  • Предметная область региональной социологии
  • Формы пространственной организации социума
  • Социальные интересы региона
  • Субъекты региональных социально-экономических отношений и региональная политика
  • Основные направления и проблематика исследований региональной социологии

    Предметная область региональной социологии

    Жизнь общества организована во времени и пространстве. Пространственная форма организации социальной жизни людей является важнейшим основанием структурирования общества, социальных процессов и связей. На основе единых социально-экономических условий проживания у жителей конкретного поселения, территорий формируются группообразующие социальные признаки, складываются общие интересы, существование которых и фиксирует факт социально-территориальных различий. В силу этого население конкретной локализованной территории наряду с общностью демографического характера превращается в социальную общность.

    Совокупность устойчивых социальных связей и отношений между людьми, возникающих в процессе их совместного проживания на определенной локальной территории, совместного использования ее природно-экономических, социальных ресурсов и условий порождает особую общность людей — социально-территориальную.

    Социально-территориальная общность является устойчивой совокупностью людей, объединенных единством пространственных условий жизни, хозяйственного уклада, социально-экономических интересов, истории и культуры.

    Социально-территориальная общность отличается:

    1) относительной пространственной обособленностью;

    2) целостностью и внутренней содержательностью социальных связей и отношений (преобладание «силовых полей» внутренних социальных связей над внешними);

    3) самодостаточностью внутренней жизни в рамках локальной территории, природно-ресурсный и хозяйственный потенциал которой обеспечивает социальное воспроизводство населения.

    Понятие территории как части природного тела, ограниченного какими-то рамками пространства, относится к категории географии.

    Поэтому для выражения социально-экономических форм организации территории, придающей ей черты целостности, относительной обособленности и самодостаточности, в социологии и экономике стало употребляться понятие «регион».

    Регион — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязью составляющих ее элементов.

    Слово «регион» — латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает — страна, край, область.

    Конкретизация и содержательная интерпретация понятия «регион» осуществляется в рамках предмета той или иной науки — географии, экономики, социологии. То есть регионы выделяются из территории в соответствии с предметом, целями и задачами той или иной науки.

    Например, в Основных положениях региональной политики в РФ, утвержденных Президентом страны, содержится следующее определение региона; «это... часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национальных, культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации».

    Очевидно, что в разных науках и областях практической деятельности используются свои принципы выделения регионов. Для экономики, например наибольшее значение, имеет выделение регионов с позиции их места в территориальном разделении труда, сложившихся рынков и т.п.

    Для социологии регион, прежде всего, выступает как форма территориальной организации социальной структуры общества, социальных связей и отношений, социальных институтов и процессов, социальных общностей и групп в их развитии.

    Подход к региону как к социуму, то есть общности людей, проживающих на локализованной территории, выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни — населения, трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, охраны окружающей среды, развитие системы расселения и т.п.

    Данный подход шире экономического, он включает культурные, этно-социальные, образовательные, медицинские, политические, социально-психологические и другие аспекты жизни регионального социума, синтез которых и составляет главное внимание региональной социологии.

    Таким образом, регион — это социально-экономическая характеристика определенной локализованной территории, и это понятие выражает внутреннюю социальную структурированность общества.

    Регионализм исторически всегда выступал в качестве фактора дифференциации и структурирования общества. Региональные условия и особенности жизни людей — хозяйственный уклад, тип расселения, образ жизни, повседневный быт и культура — выражают различия между отдельными социально-территориальными общностями, формируют социальную структуру общества «по горизонтали».

    Этнические и конфессионные черты больших групп населения первоначально формируются в результате относительно длительного существования в определенной пространственной среде. «Социальность» территории, поэтому во все эпохи и времена «кодировалась» проживающим на этой территории этносом, его конфессией, политическим устройством, образом жизни, культурой.

    Таким образом, региональная социология изучает пространственную форму организации социальной жизни людей, совокупность социально-экономических связей и отношений между ними, которые возникают в процессе совместного проживания их на определенной локализованной территории, совместного использования ее природно-экономических и социально-экономических ресурсов и условий.

    Региональная социология делает упор на изучение пространственного аспекта человеческой деятельности и его значения для понимания общественного поведения и общественной формы.

    Цель этого изучения — выявление пространственных взаимосвязей между людьми и их деятельностью, между людьми и естественной или преобразованной средой.

    Региональная социология изучает как бы территориальную проекцию социальных процессов и структурирования общества.

    Формы пространственной организации социума



    Объектом региональной социологии выступают различные социально-территориальные общности как особый уровень социальной организации общества, а предметом — закономерности и формы образования внутри региональных социально-экономических связей, отношений, структур, общностей.

    Формами пространственной локализации жизни людей выступают различные региональные образования, возникающие на базе:

    1)         поселенческих структур (город, село, городская агломерация и т.п.);

    2)         территориально-административного устройства общества (область, губерния, край, муниципальный округ и т.п.);

    3)         производственно-экономических структур (экономический район, промышленный, транспортный узел, территориально-производственный комплекс, свободная экономическая зона и т.п.).

    Однако независимо от типа регионального образования все они имеют общую внутреннюю системную структуру, в которой можно выделить следующие элементы:

    •           природно-экономическая система (географическая зона — степная, горная, приморская и т.п.);

    •           производственно-экономическая система (хозяйственная специализация, структура экономики, тип технологического уклада, структура производственных сил, тип и эффективность экономики региона, транспортно-коммуникационная система, производственная инфраструктура и т.п.);

    •           социальная инфраструктура (уровни и характер различия отраслей обслуживания населения: здравоохранение, образование, наука, информация, культура и т.п.);

    •           система расселения (тип расселения населения по территории, структура городских и сельских поселений и т.п.);

    •           социально-демографическая система (тип и уровень воспроизводства населения, половозрастная динамика и т.п.);

    •           система регионального управления (территориально-административное деление, структура органов власти и управления и т.п.).

    Социальное пространство — это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: поселения, социальная инфраструктура, предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети.

    Качество социального пространства определяется многими характеристиками и параметрами.

    Среди них следует выделить, прежде всего:

    •           плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал);

    •           размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения);

    •           связанность (интенсивность социальных и экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности услуг, капитала, людей, определенные развитием транспортных и коммуникационных связей).

    «Социальное расстояние» в отличие от физического, измеряемого километрами, милями и т.п., характеризуется прежде всего экономическими и социальными затратами, необходимыми для преодоления физического расстояния в интересах коммуникаций и обмена деятельностью.

    Однако регион, являясь относительно автономным социально-экономическим образованием, это — открытая система, т.е. многочисленными связями и отношениями «вписан», включен в более широкую систему — общество в целом. В этом своем качестве каждый регион включен в целостную национальную систему социально-экономических процессов — демографических (динамика расселения, миграционные процессы, социальная мобильность), экономических (кооперация и разделение труда и производства, национальный рынок, единая энергетическая система, общенациональный бюджет и т.п.), национальную региональную политику (бюджетные отношения в системе «центр — регион», социальные трансферты, государственная поддержка проблемных регионов и т.п.).

    Поэтому каждый регион, социально-территориальная общность, обладая безусловными признаками автономии и самодостаточности, одновременно является частью целого, выполняет и представляет интересы и потребности общества в целом, общенациональные функции и задачи.

    В этой связи возникает комплекс социально-экономических отношений в системе «регион — регион», «регион — центр» («центр» как представитель целого).

    Социальные интересы региона



    В чем состоит социальный интерес региона? Прежде всего — в создании благоприятных условий для социального воспроизводства населения. Это главная социальная функция региона, любой социально-территориальной общности населения.

    В системе централизованно-отраслевого управления и тотального огосударствления региональных ресурсов в советский период в регионах доминировали интересы развития производительных сил отраслей общесоюзной специализации, и регион рассматривался преимущественно как производственный ресурс какой-то отрасли (или суммы отраслей), всего народного хозяйства. Соответственно население региона в данном контексте выступило как «главная производительная сила» этой отрасли или народнохозяйственного комплекса. Социально-экономический статус региона в этой технократической системе организации социального пространства являлся вторичной, «остаточной», так сказать, компонентой в системе отношений «центр — регион».

    В демократической системе территориальной организации социума регионы выступают в качестве равноправного субъекта социально-экономических отношений и наделены собственностью, имуществом и правами для реализации социально-экономических интересов населения регионов — создания необходимых условий для его социального воспроизводства.

    Одновременно «центру» делегируется выполнение общих социальных функций, важных для каждого региона — обеспечение прав и свобод граждан, национальной целостности и безопасности государства, общих правил экономической жизни. Между центром и регионами устанавливаются отношения партнерства и взаимной ответственности. Одновременно регионам для выполнения своих воспроизводственных функций передается часть общенациональных ресурсов, собственности, доходов.

    Регионализация социально-экономических процессов, собственности и управления — фундаментальная составляющая демократизации всей общественной жизни. В этом, в частности, состоит одна из тенденций проводимых экономических и социально-политических реформ в нашей стране.

    Итак, социально-экономические интересы региона состоят в создании условий для социального воспроизводства населения, включая:

    •           эффективное использование территориальных природных ресурсов и обеспечение устойчивости экосистемы региона;

    •           обеспечение занятости, роста доходов и уровня жизни населения;

    •           развитие социальной инфраструктуры региона, обеспечивающей удовлетворение материальных и духовных потребностей населения;

    •           создание условий для социокультурного развития проживающих на территории региона этносов и народов;

    •           обеспечение взаимодействия региона в системе межрегиональных экономических связей и национальных рынков капиталов, товаров, услуг, роста вклада населения региона в экономику страны.

    Реализация этих региональных интересов предполагает наличие субъектов социально-экономических отношений, действующих на уровне региона, и соответствующей активной региональной политики.

    Субъекты региональных социально-экономических отношений и региональная политика

    Основными субъектами социально-экономических отношений на уровне региона являются:

    •           население;

    •           органы власти и управления;

    •           хозяйственные субъекты (предприятия, организации, фирмы и т.п.);

    •           федеральное правительство.

    Построение определенной системы поведения и форм взаимодействия между всеми субъектами региональных социально-экономических отношений является основной функцией региональной политики.

    Под региональной политикой понимается система целей и задач, совокупность экономических и организационно-правовых механизмов, согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению условий социального воспроизводства населения региона и его эффективного функционирования как составной части социально экономической системы государства.

    Основной задачей региональных органов государственной власти и управления, выполнение которой относится исключительно к прерогативе регионов, является обеспечение эффективного функционирования и развития социальной сферы на территории. Выполнение этой задачи во многом определяется наличием солидарной ответственности региональной, федеральной власти и бизнеса, функционирующего на соответствующей территории. Хотя поддержка и развитие социальной сферы является функцией региональных органов власти и управления, именно федеральная власть ответственна за достижение и воспроизводство в каждом регионе некоторых общих стандартов уровня и качества жизни. Аналогично этому бизнес, функционирующий в регионах, несет ответственность за сохранение социальной стабильности на соответствующей территории и заинтересован в этом как в важнейшем элементе предпринимательского и инвестиционного климата.

    Важнейшей задачей государственного и муниципального управления на уровне субъектов Федерации является также организация воспроизводства трудовых, капитальных, природных, организационных, информационных (научно-технических) ресурсов и процессов взаимодействия между ними. Бизнес-корпоративные структуры разделяют с региональными и муниципальными органами власти и управления ответственность за состояние и развитие социальной сферы на территории.

    Деятельность региональных и местных органов власти охватывает социальный институциональный и воспроизводственный аспект функционирования региона как социально-территориальной общности. Это значит, что региональная социальная политика направлена на воспроизводство и взаимодействие ресурсов на территории и на институциональное обеспечение преимуществ региона в сфере предпринимательского климата.

    К задачам совместной ответственности федерального центра и региональных органов власти и управления относятся: экономические вызовы, обеспечение экономической безопасности регионов, решение энергетических и продовольственных проблем, инновационные прорывы и перестройка структуры производства, развитие магистральной инфраструктуры.

    Жизнедеятельность региона — постоянный фактор, она не может быть прекращена. Региональное хозяйство (в т. ч. все отрасли социального обслуживания населения) в отличие, например, от отдельного предприятия или отрасли производства не может быть механически ликвидировано.

    Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств является нарушение пропорций социального воспроизводства, демографических процессов и т.п., что превращает регион в депрессивную социальную структуру. Поэтому региональная политика направлена, прежде всего, на реализацию интересов и потребностей населения региона.

    К наиболее значимым индикаторам, отражающим в региональной политике социально-экономические интересы населения, относятся:

    •           соответствие уровня и образа жизни населения среднероссийским стандартам;

    •           наращивание региональной собственности и финансовых источников, обеспечивающих реализацию региональной социальной политики;

    •           формирование концептуальных возможностей региона для эффективного использования имеющихся ресурсов, рабочих мест, научного и образовательного уровня населения;

    •           развитие социальной инфраструктуры для формирования внутри и межрегиональных связей населения;

    •           состояние природо-ресурсного и экологического потенциала региона;

    •           уровень стабильности общественно-политической и национально-этнической ситуации в регионе.

    Наряду с социальными интересами населения важное значение имеют цели и стратегия социально-экономического развития региона в контексте всей страны. Эти цели могут не совсем совпадать с региональными интересами, однако, их определенная мера соответствия — важнейшее условие поступательного развития региона.

    Выделяются следующие основные стратегии регионального социального развития:

    •           адаптивные (основная задача — приспособление к новым требованиям быстроменяющейся внешней среды социально-экономического развития);

    •           стабилизационные (основная задача — преодоление тенденций к снижению темпов роста, прекращение падения производства и уровня жизни);

    •           опережающие (основная задача — стимулирование инновационного типа развития);

    •           антикризисные (основная задача — восстановление воспроизводственных пропорций и блокирование кризисных явлений).

    В настоящее время для большинства регионов России актуальными являются именно антикризисные и стабилизационные стратегии социально-экономического развития.

    За десятилетия своего развития региональная политика прошла через три методологические парадигмы. Исторически первая — парадигма неотложной помощи кризисным регионам, которая сводилась к эмпирическим попыткам обоснования действий центрального правительства обеспечить положение отдельных регионов, оказавшихся по тем или иным причинам в глубоком экономическом и социальном кризисе. Ей на смену пришла парадигма межрегионального перераспределения экономического роста, с которой до сих пор ассоциируется золотой век региональной политики в большинстве европейских стран. Ядро ее составляет теория несбалансированного роста, концепция «полюсов роста».

    В условиях кризисного развития стала доминировать парадигма реструктуризации регионов, ориентирующаяся на усиление конкурентоспособности регионов в новом международном разделении труда и максимальное использование внутреннего потенциала каждого региона, развития инновационной инфраструктуры, образования и науки.

    Стала складываться парадигма регионализма, более отвечающая принципам постиндустриального информационного общества — концепция регионального саморазвития, ориентированная на более полный учет технологического и ресурсного потенциала регионов, интересов региональных сообществ и экономических элит, использование человеческого капитала, опору на региональные инициативы,

    В настоящее время в социологии и экономике формируются новые направления исследований проблем регионализма на основе установок социальной его переориентации, экологической философии, общей теории систем, синергетики, прогностики.

    В российском обществе процессы социально-экономической трансформации выявили глубокую дифференциацию регионов по уровню их социально-экономического развития. По отдельным социальным характеристикам (уровню доходов, занятости населения и др.) регионы отличались друг от друга в 10—15 раз. Региональные социально-экономические различия оказались не менее важными для стратегии реформ, нежели классовые или социально-политические.

    Вместе с тем игнорирование в начальный период реформ уникального в мире колоссального разнообразия стартовых условий перехода регионов к рынку во многом определило глубину социально-экономического кризиса российского общества.

    В условиях острого экономического и политического кризиса действия центрального правительства, пытавшегося всеми доступными средствами (от социальных трансфертов до принятия специальных указов, дающих отдельным регионам те или  иные преференции) сохранить «включенность» регионов в традиционные межрегионные связи, тушить наиболее опасные очаги региональной напряженности, вполне соответствовали острому дефициту идей в области региональной экономики и социологии.

    Вместе с усилением «давления» регионов на центр появились признаки перехода к более осознанной и активной федеральной региональной политике, направленной на поддержку проблемных территорий разных типов (депрессивные регионы, слаборазвитые, регионы нового освоения, зоны экономического бедствия и т.д.), формирование полюсов роста и реформирования, стимулирование процессов реструктуризации регионов на основе их собственного потенциала.

    Издание указов и постановлений об основах государственной региональной политики, о разработке прогнозов и программ социально-экономического развития регионов, развитие законодательства о местном самоуправлении, накопленный отдельными регионами опыт создания собственных «моделей» антикризисного развития (Кемерово, Волгоград, Ростов-на-Дону, Калининград и др.) позволяет говорить о новой фазе в становлении регионализма, построении моделей реформ, более адекватно отражающих региональный «ландшафт» социума России.

    Социально-экономическая несбалансированность в региональном развитии России, по некоторым оценкам, более чем в 29 раз превысила норму, что не имеет прецедентов в истории мирового сообщества и свидетельствует о глубоком кризисе всей территориальной организации социальных процессов.

    Как показывает мировая практика, в единый социально-политический и экономический союз могут эффективно объединяться страны с высоким уровнем развития экономики и качества жизни населения. Так, среди европейских участников ЕЭС производство ВВП на душу населения различается не более чем в 2 раза. Резкие различия в душевом производстве ВВП, подобно сложившимся в России, затрудняют межрегиональную социально-экономическую интеграцию, необходимость в которой декларируют и центр, и регионы.

    По-видимому, неравномерность развития регионов остается крупнейшей социально-экономической проблемой России в новом столетии, стимулируя тем самым всплеск регионализма в социологических исследованиях.

    Дифференциация регионов по тем или иным критериям, деление их на «лидеров» и «аутсайдеров», «сильных» и «слабых», производящих и потребляющих, усиливая неравенство их перед центром, порождая сильную тягу к монополизации отношений между регионами и центром, «борьбу» за влияние на центр, все же не должна подталкивать их к экономической войне всех со всеми. Напротив, глубина региональной стратифицированной России доказывает «от противного» преимущества единого социально-экономического пространства с едиными «правилами игры», значение координирующей роли центра.

    В соответствии с Основными положениями региональной политики в Российской Федерации целями государственной региональной политики являются:

    •           обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных принципов федерализма на территории Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

    •           обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от возможностей регионов;

    •           выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

    •           предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

    •           приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

    •           максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

    •           становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

    Инструментами государственной региональной политики служат федеральный и местные (региональные) бюджеты, социальные трансферты, региональные преференции в области налогообложения, тарифов, ценообразования, субсидий и дотаций и т.п.

    Особое значение в области регулирования социального развития регионов имеют два принятых в годы реформ Федеральных закона: Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», в соответствии с которым впервые определена экономическая основа и функции местного самоуправления, ответственность его перед населением в вопросах занятости, уровня жизни, экологической безопасности, соблюдения прав и свобод граждан и т.п., и Закон РФ «О государственном прогнозировании и программировании социально-экономического развития РФ», которым предусмотрена разработка региональных программ и прогнозов социального развития каждого субъекта Федерации, а также крупных экономических регионов.

    Социально-экономические параметры и модели социального развития регионов отражаются также в разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях Генеральной схеме развития и размещения производительных сил РФ, Генеральной схеме расселения населения, схем развития отдельных отраслей производства в регионах, федеральных и региональных программах решения отдельных межотраслевых экономических и социальных проблем (экологическая программа, программа «Народы Севера», программа социально-экономического развития Северного Кавказа и др.)

    Основные направления и проблематика исследований региональной социологии

    Исследования в области региональной социологии, социального программирования и прогнозирования региональных сообществ опираются на эти проектные социально-экономические разработки, которые служат эмпирической базой для социологического анализа региональных процессов.

    В сфере влияния региональной социологии находятся социально-территориальные общности и социальные процессы, развивающиеся на микро и макроуровнях социума. Общности, функционирующие на микроуровне, — это соседские сообщества, сельские общины, различные формы городских сообществ (улица, микрорайон и т.п.), на макроуровне — это крупнейшие поселенческие и меж-поселенческие образования (город, сельский район, область, ТПК, главные формы сообществ, например, этнические диаспоры, и др.)

    К социальным проблемам, составляющим исследовательское «поле» региональной социологии, относятся:

    •           структуризация социально-территориальной общности и социальная динамика населения региона;

    •           формирование и динамика систем расселения;

    •           процессы урбанизации;

    •           миграционные процессы;

    •           формирование рынков труда и занятости населения;

    •           социально-демографические процессы;

    •           формирование социальной среды и качества жизни населения;

    •           этнокультурные процессы;

    •           развитие социальной инфраструктуры, социо-экологических систем, систем социального управления.

    В западной и отечественной социологии проблематика региональной социологии первоначально развивалась в основном в рамках социологии города и села, теории урбанистки и размещения производительных сил.

    В рамках западной социологической традиции в начале XX века работами М. Вебера и Г. Зиммеля были заложены традиции исследования социологии города и села, а книги Р. Парка, Э. Берджеса, Л. Вирта, А. Андерсона и С. Бруннера, Д. Харви существенно расширили предмет и проблематику региональной социологии (влияние экологии, технологических факторов на систему расселения и городской образ жизни, процессы урбанизации, изучение миграций, маргинальных процессов и др.). Весьма ценным для региональной социологии оказалось учение о многомерном коммуникативном пространстве И. Канта, развитое в трудах представителей социологического крыла философской науки М. Бахтина и В. Дергачева.

    Регионализм стал одной из важных моделей социологического подхода к изучению социальных процессов в российском постсоветском обществе.

    Усилиями большой группы социологов, экономистов — Н.А. Айтова, О.И. Шкаратана, В.И. Староверова, П.И. Симуша, Ю.В. Арутюняна, Э.Б. Алаева, А.Г. Аганбегяна, Т.И. Заславской, Р.В. РЫБКИНОЙ, Ж.Т. Тощенко и позже — Ф.С. Файзулина, А.А. Адамеску, В.И. Шамшурина, А.Г. Гранберга, Р.Р. Галямова, Ю.Н. Гладкого, А.И. Чистобаева, Б.Г. Хорева и др. — были созданы основы региональной социологии, по сути, определившие ее содержание, проблематику и методы.

    Основные понятия

    Социально-территориальная общность — устойчивая совокупность людей, объединенных единством пространственных условий жизни, хозяйственного уклада, социально-экономических интересов.

    Регион — часть территории страны, обладающая общностью природных, социально-экономических, исторических, национальных, культурных и иных условий.

    Социальное пространство — насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: поселения, социальные инфраструктуры, предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети.

    Региональная политика — система целей и задач, совокупность экономических и организационно-правовых механизмов, согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению условий социального воспроизводства населения региона и его эффективного функционирования как основной части социально-экономической системы государства.

    Региональная социология — область социологического знания, изучающая формы территориальной организации социальной структуры общества, социальных связей и отношений, институтов и процессов, социальных общностей и групп в их развитии.



    тема

    документ Предпринимательство в социальной сфере
    документ Социальная деятельность
    документ Социальная дифференциация
    документ Социальная организация
    документ Социальная ответственность

    Не забываем поделиться:



    назад Назад | форум | вверх Вверх

  • важное

    Кого следующего затронет прогрессивная шкала НДФЛ
    Новые пенсионные удостоверения с 2021 года
    Дефолт в России в 2020 году
    Предоставление кредитных каникул в 2020 году
    Девальвация рубля в 2020 году
    Как получить квартиру от государства в 2020 году
    Не стоит покупать доллары в 2020 г.
    Как жить после отмены ЕНВД в 2021
    Изменения ПДД с 2020 года
    Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
    Право на ипотечные каникулы в 2020
    Электронные трудовые книжки с 2020 года
    Новые налоги с 2020 года
    Изменения в продажах через интернет с 2020 года
    Изменения в 2020 году


    ©2009-2020 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.