Самореализация личности является ее высшей потребностью в соответствии с теорией классика менеджмента Абрахама Маслоу и представляет собой итог самопознания человеком самого себя. Но, главным образом, она является результатом его практической деятельности. Рассматривая философский и социологический аспекты данного феномена, самореализацию можно определить как сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной социальной деятельности. Отечественный социолог Л.Н. Коган считал, что самореализация есть практическое осуществление «самомодели» личности и одновременно источник ее последующего изменения, поскольку в этом процессе человек открывает в себе новые способности и таланты.
В процессе самопознания формируется самосознание, т.е. представление человека о самом себе. Самореализация как сознательный процесс происходит в том случае, если личность осознает свои интересы, потребности и способности, которые она воплощает в своей практической деятельности. В этой связи личность в процессе самореализации раскрывает и реализует свои возможности и способности.
Как отмечает один из ведущих отечественных социологов И.С. Кон, «...стабилизация основных психических структур, ценностных ориентации и уровня притязаний сопровождается повышением стабильности и внутренней последовательности “образа Я”. Однако соотношение и степень значимости его компонентов (их три: когнитивный, т.е. образ своих качеств и способностей; эмоциональный, представляющий определенный уровень самоуважения; оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение у других людей) зависят прежде всего от ценностной иерархии деятельностей, в которой индивид усматривает преимущественную сферу самореализации...». Так, для одного главной сферой самореализации может быть профессиональный труд, для другого — семья, для третьего — общественно-политическая активность, для четвертого — творчество, любимое занятие (хобби) и др.
Уровень трудовой самореализации работника в организации определяют три группы факторов: внешней (рыночной) среды, внутренней среды организации и личностные. К факторам внешней среды относятся: конъюнктура рынка (соотношение спроса и предложения на конкретную группу товаров и др.), характер социальных требований к фирме и персоналу (уровень конкуренции, стабильности рыночной ситуации, требования к деловым и личностным качествам персонала и др.). К факторам внутренней среды относятся: создание условий для трудовой самореализации работника (прежде всего условия, определяющие качество трудовой жизни), степень использования трудового потенциала работника (т.е. уровень развития профессиональных знаний, умений, навыков). Личностные факторы определяют уровни использования психофизиологического и творческого потенциалов, а также систему работы по самосовершенствованию сотрудников фирмы.
Показателями трудовой самореализации работников являются:
1) трудовая активность;
2) использование способностей;
3) формирование предпринимательских качеств и мотивов трудовой деятельности;
4) идентификация работника с коллективом организации;
5) удовлетворенность трудом;
6) самосовершенствование работника.
Например, социологические исследования в торговых фирмах показали, что примерно у 20% продавцов происходит формирование предпринимательских деловых качеств и трудовых мотивов. У них формируются умения, связанные с инициативным отношением к труду (такие продавцы пытаются заинтересовать покупателя в своем товаре, убедить его в целесообразности покупки, они умеют найти с ним общий язык и т.д.). Высокое качество торгового обслуживания покупателей, как правило, способствует удовлетворенности их своей покупкой и превращению в постоянных клиентов. Такие продавцы имеют предпринимательскую мотивацию — они стремятся к работе с полной отдачей сил и способностей и в перспективе хотят «создать собственное дело». У этой категории продавцов высокие уровни удовлетворенности трудом и идентификации с коллективом, при этом они систематически и с охотой занимаются самосовершенствованием (читают специальную литературу, перенимают у коллег прогрессивные приемы и методы работы с покупателями, стараются познать свои сильные и слабые черты характера и мобилизовать свои внутренние резервы и возможности). В интервью торговые работники отмечали, что испытывают необходимость в получении информации об эффективных способах работы с покупателями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время назрела необходимость разработки научной системы работы с персоналом, направленной на реализацию личностного потенциала работников и эффективное достижение целей фирмы. Основными элементами такой системы должна быть работа руководителя по созданию в коммерческой фирме условий для трудовой самореализации работников, а также условий для самосовершенствования каждого сотрудника.