Управление финансами
документы

1. Акт выполненных работ
2. Акт скрытых работ
3. Бизнес-план примеры
4. Дефектная ведомость
5. Договор аренды
6. Договор дарения
7. Договор займа
8. Договор комиссии
9. Договор контрактации
10. Договор купли продажи
11. Договор лицензированный
12. Договор мены
13. Договор поставки
14. Договор ренты
15. Договор строительного подряда
16. Договор цессии
17. Коммерческое предложение
Управление финансами
егэ ЕГЭ 2017    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2016 Изменения 2016
папка Главная » Полезные статьи » Политическая сфера

Политическая сфера

Политическая сфера

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Внимание!

Если Вам полезен
этот материал, то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.

добавить в закладки

1. Политическая сфера
2. Политическая сфера общества
3. Сферы политической жизни
4. Политическая сфера государства
5. Сфера политических отношений
6. Сферы политической деятельности
7. Управление политической сферой
8. Административно-политическая сфера
9. Политическая сфера организации
10. Институт политической сферы
11. Структура политической сферы
12. Проблемы политической сферы
13. Политическая сфера жизнедеятельности
14. Функции политической сферы
15. Социально-политическая сфера управления

Политическая сфера

Политическая сфера жизни общества представляет собой совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

Основными компонентами политической системы являются: институциональная, коммуникативная, нормативная, культурно-идеологическая и функциональная подсистемы:

1. Институциональная подсистема - включает политические партии, общественно-политические движения и иные политические институты, центральным институтом политической системы является государство.
2. Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными слоями, группами и личностями.
3. Нормативная подсистема - политические принципы, правовые и моральные нормы, традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.
4. Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идеологий, учений, ценностей, взглядов и чувств, которые влияют на политическую деятельность людей.
5. Функциональная подсистема - охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления политической власти.

Политическая сфера общества

Политическая сфера общества - деятельность индивидов и социальных групп в связи с их отношением к государственной власти, политическим организациям и политическому режиму. Общество нуждается в управлении, управление требует власти. Власть означает способность социальных общностей или личностей навязать свою волю другим. В первобытном обществе власть опиралась на авторитет, традицию. При разделении общества на классы, с возникновением социальных общностей с противоположными интересами власть становится политической, она помимо авторитета, убеждения опирается на принуждение, насилие. Политика есть борьба за власть, её захват, удержание и использование в определенных целях. С возникновением политики возникает политическая система (организация) общества - это совокупность государственных и политических учреждений, политических отношений, политических и правовых норм.

Основным элементом политической системы общества является государство. Признаки государства:


- особая система органов и учреждений, которым принадлежит власть;
- наличие определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства;
- наличие права, закрепляющего систему норм, санкционированных этим государством;
- взимание налогов и сборов.

Государство выполняет целый ряд функций, важнейшие из них следующие:

• регулирование экономических и социальных отношений;
• правовое регулирование;
• охрана общественного порядка;
• оборона страны;
• защита интересов страны на международной арене.

Государство использует принуждение.

Государства различаются по формам правления. К настоящему времени сложились две формы правления:

- республиканская,
- монархическая.

Государства различаются также по формам государственного устройства. Государство может быть:

- унитарным,
- федерацией,
- конфедерацией.

Государства различаются и по типам политических режимов. Политический режим - это система методов осуществления государственной власти, а также отношение органов государственной власти к правовым основам их деятельности. Политический режим может быть демократическим или тоталитарным (диктаторским).

Признаки демократии:

- разделение трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной;
- наличие представительных органов, избираемых населением;
- верховенство закона, которому подчиняются все граждане без исключения;
- многопартийность;
- соблюдение прав человека, личной неприкосновенности;
- идеологический, мировоззренческий плюрализм;
- независимость средств массовой информации;
- подчинение государства обществу.

Признаки тоталитарного (диктаторского) режима:

- монополия на власть, власть в одних руках;
- однопартийность;
- одна обязательная для всех идеология;
- несоблюдение прав человека, полицейский террор;
- монополия государства на средства массовой информации;
- централизованное управление экономикой;
- государство стоит над обществом и неподконтрольно ему.

Несколько смягченный тоталитарный режим, который стремится приобрести видимость демократии, называют авторитарным.

Важным элементом политической системы являются политические партии. Партия - это организация политических единомышленников. Целью партии является участие в органах власти и осуществление своей политической программы через органы власти. Партии приходят к власти через выборы, но иногда и насильственным путем, совершая государственный переворот.

В состав политической системы входят также общественные организации и движения, если они занимаются политикой. Особую роль в политике играют СМИ, нередко называемые "четвёртой властью" за их влияние на общественное мнение, способность мобилизовать массы на политические действия.

Сферы политической жизни

Политическая сфера – область общественной жизни, включающая в себя политические отношения данного общества. Политическую сферу составляют взаимоотношения классов, социальных слоев и групп, наций и государств по поводу завоевания и использования власти, а также деятельность по осуществлению государственной власти.

Структуру политической сферы составляют:

- политические институты (государство, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации);
- политические отношения (внутри государства – между государством и личностью, между политическими партиями и т.д., и международные);
- политическая деятельность;
- политическое сознание (политическая идеология и политическая психология).

Основным звеном политической сферы является государство как механизм политического управления обществом.

Для государства свойственны такие характеристики, как:

- форма правления (монархия, республика);
- форма государственного устройства (унитарное, федеративное);
- политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).

Государство выполняет множество функций.

Внутренние функции:

- сохранение общественного порядка и существующей системы социальных отношений,
- экономические (регулирование производственных, имущественных отношений, планирование народного хозяйства и т.д.),
- социальные (поддержка социально незащищенных слоев, организация здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.) и др.

Внешние функции: оборона страны, защита ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами и др.

Политическая сфера государства

Политика — греческое слово (politika), означающее «государственное дело». Политическая сфера общества связана с государством, органами государственной власти и управления. О государстве судят не только по тому, какова численность его населения и насколько велика его территория. В первую очередь оценка зависит от благополучия граждан страны; насколько они чувствуют заботу о себе со стороны того государства, которому вверили свою судьбу.

Политическая сфера общества охватывает деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров.

Политика — сфера жизни общества, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Политика отвечает за безопасность и порядок в обществе.

Политика — это искусство управления государством.

Политика разделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика связана с решением внутригосударственных проблем: организацией хозяйственной деятельности, охраной общественного порядка, помощью пенсионерам, сиротам, инвалидам. Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами. Осуществляя внешнюю политику, государство защищает своих граждан, свою территорию от нападений, заключает договоры с другими государствами, участвует в решении международных проблем.

Какую политику (внешнюю или внутреннюю) иллюстрирует государственный визит Президента РФ В.В. Путина в Китай?

Политика направлена на завоевание, использование и удержание государственной власти.

Государственная власть

Стержнем политической сферы общества выступает государственная власть.

Государственную власть осуществляет система государственных органов и учреждений, управляющих обществом (президент, правительство, парламент, министерства, губернаторы, полиция, суды и др.). Министерства занимаются управлением отдельными областями государственной и общественной жизни (например, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и др.), парламент принимает законы, суды решают правовые конфликты, полиция контролирует порядок на улицах.

Государственная власть — организованное руководство жизнью общества и государства.

Вспомним, например, Средние века. Феодал в своей вотчине, а король в своём государстве часто был судьёй и законодателем в одном лице. Произвола, пристрастности и сведения счётов в подобном случае было не избежать. Для искоренения этого в XVIII веке французский философ Шарль Монтескьё сформулировал принцип разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Одна ветвь создаёт законы, другая их выполняет, третья проверяет.

Законы (юридические нормы) принимает высший законодательный орган страны (парламент). Разработкой законов занимаются профессионально подготовленные люди. Законы исполняет высший исполнительный орган — правительство, в котором работают министры. Судьи входят в состав судебных органов власти. Таковы три главные ветви современной власти.

Смысл разделения властей состоит в том, чтобы не допускать сосредоточений всей власти в руках какого-то одного органа. Это означает, что каждая власть независима от другой и может контролировать остальные ветви власти.

Объясните на конкретном примере, почему средства массовой информации (телевидение, газеты и журналы, Интернет) называют «четвёртой властью»?

Все ветви государственной власти в стране упорядочивают жизнь общества. Законодательная — издавая законы, исполнительная — следя за их исполнением. Исполнять закон должны все — от президента до рабочего. Перед законом все равны. Принцип разделения властей можно представить в виде треугольника.

Принцип разделения властей, являющийся важным принципом демократии, был использован в конституциях многих государств, в том числе и в Конституции Российской Федерации.

Государственная власть и общественная жизнь

Государственная власть влияет на жизнь общества. Государство обеспечивает гражданам возможность выражать свою волю, создавать политические партии и профсоюзы, выбирать по своему усмотрению местные органы власти, проводить митинги и демонстрации. Через центральные каналы телевидения, радио и газеты государство влияет на наши умы и поведение.

Но и общество, граждане могут влиять на государство, например, участвуя в выборах (голосуя за тех или иных кандидатов) или в политических собраниях, поддерживая ту или иную партию денежными пожертвованиями, организуя новую политическую партию, предлагая политические реформы, выходя на улицу для участия в демонстрации. Простые граждане могут влиять на политику государства через средства массовой информации, выражая на страницах газет и журналов, в Интернете своё мнение по различным проблемам.

Таким образом, взаимовлияние государства и граждан составляет политическую жизнь общества.

Политическая жизнь — отношения, возникающие в связи с управлением обществом и государством, решением различных проблем.

Выборы

Важнейший способ участия граждан в политической жизни страны — выборы.

Выборы — это участие граждан в формировании органов государственной власти (например, Государственной Думы) и местного самоуправления путём тайного голосования.

Выборы — важная форма взаимодействия между гражданами и властью. На выборах граждане имеют право выбирать того, кто достоин исполнять те или иные государственные функции.

Граждане выбирают государственные (федеральные) органы власти (парламент, президент), региональные органы власти (депутаты краевых, областных и других территориальных органов власти), местные (муниципальные) органы власти (мэры, главы администраций, депутаты собраний, дум, советов и т.д.), органы местного самоуправления.

Одна из форм участия граждан в политической жизни страны — голосование.

Политика отвечает за безопасность и порядок в обществе. Политика всегда направлена на завоевание, использование и удержание государственной власти. В большинстве современных стран государственная власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Политическая сфера общественной жизни касается не только политиков, но и всего населения страны. Существуют различные способы участия граждан в политической жизни: митинги и демонстрации, голосование на выборах, членство в политических партиях, выступления в средствах массовой информации и др.

Сфера политических отношений

Данное понятие подчеркивает объективность, естественно - исторический характер развития политических событий. Оно показывает реальное взаимодействие субъектов политики, которое, разумеется, включает в себя субъективные намерения политических лидеров, групп, элит и т.д., но результатом имеет, как правило, нечто весьма далекое от сознательно провозглашаемых целей. Политический процесс включает в себя механизмы становления и функционирования политических отношений и институтов, формы взаимодействия многочисленных субъектов политики, технологию осуществления политической власти и т.д. Итак, политический процесс — это ход развития политических явлений, совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих ролей и функций в сфере власти, обеспечивающих формирование и функционирование политической системы общества.

В структуре политического процесса можно выделить следующие компоненты:

• субъекты политического процесса;
• политические отношения, складывающиеся в результате деятельности субъектов политического процесса.

Охарактеризуем эти компоненты подробнее. Начнем с выяснения сущности и значения политических отношений, представляющих исходные основания любого политического процесса. Чтобы понять фундаментальность категории «политические отношения», нужно вспомнить утверждение знаменитого немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770—1831): «истина существования» любого предмета (в том числе и в сфере политики) находится именно в отношении.

Истина существования "политических предметов" находится в отношениях. Под «отношением» вообще с античных времен принято понимать «взаимную определенность, по меньшей мере, двух предметов» (Аристотель). Эта определенность появляется как - бы результат сравнения предметов по тому или иному признаку. Если, например, отношения между социальными группами складываются по поводу производства и распределения материальных благ, то мы имеем дело с отношениями экономическими. Если в качестве основания отношения взять моральные нормы, то мы получим соответственно нравственные отношения и т.д. Основанием политических отношений между различными социальными группами выступают политическая, т.е. прежде всего государственная, власть, а также политические права и свободы. Завоевание, удержание и использование государственной власти составляют основное содержание политических отношений.

Таким образом, политические отношения — это отношения социальных групп и индивидов по поводу завоевания и использования политической, главным образом государственной власти, а также политических прав и свобод. Разница позиций в сфере политической власти (близость или удаленность от рычагов управления, распределения ресурсов, обладание правом или лишение права на легальное применение силы и пр.) конституирует, «взаимно определяет» различные социальные общности или даже отдельных индивидов в качестве субъектов политических отношений.

Некоторые из общественных отношений имеют тенденцию переходить в устойчивые, стабильные состояния, в которых они могут пребывать достаточно долго. Если в том есть общественная потребность (разделения управленческого и исполнительского труда, например), то эти отношения будут самовоспроизводиться как бы автоматически, объективно и неизбежно. Такие устойчивые самовоспроизводящиеся формы общественных отношений называются социальными институтами. В общем массиве общественных отношений они начинают играть роль своеобразного «скелета», жесткого каркаса всей разнородной конструкции, именуемой обществом в целом.

Политические институты. Политические институты — это устойчивые, стабильные, как бы «застывшие», формы политических отношений, придающие необходимую жесткость и четкость всей политической системе. К их числу относят государство в целом, институты законодательной, исполнительной судебной властей, институты политического лидерства, лоббирования и т.д.

Оформившиеся в политические институты отношения осуществляются в виде комплексов различных организаций и учреждений, выполняющих конкретные политические функции, а также располагающих определенными ресурсами и возможностью применения санкций. Существование подобных организаций и учреждений есть способ организации политической деятельности (через разделение политических функций, ролей, позиций), который подразумевает наличие определенных стандартов, привычных форм поведения всех участников политического процесса.

Таким образом, политические институты — это объективированные, овеществленные политические отношения, порождающие соответствующие учреждения и организации и требующие строго определенных форм политического поведения. Их общее назначение — регулирование основ общественной жизни, обеспечение таких форм поведения, которые укрепляли бы или, по крайней мере, не разрушали общественную систему.

При этом с политическими институтами происходит любопытная метаморфоза. Во-первых, из средства, инструмента политического регулирования отношений они превращаются в цель, желанный итог всех политических усилий. (Как деньги: вроде бы чисто рабочий инструмент обмена товаров, тем не менее, становятся и средством накопления богатств, а значит и влияния, силы, могущества). Во-вторых, сформировавшись и обретя самодовлеющую ценность, политические институты становятся относительно самостоятельной политической величиной — они конституируются в качестве полноправных субъектов политического процесса.

Политический процесс — всегда результат активности (борьбы) различных политических сил, преследующих свои специфические интересы. Однако вопрос о том, кто конкретно может выступать субъектом политики, при всей своей тривиальности содержит до сих пор не разрешенную политологами проблему.

Решение проблемы субъектов политического процесса должно быть компромиссным: реальными участниками следует признать как социальные группы, так и политические институты. Социальные группы имеет смысл назвать первичными субъектами политического процесса. Политические же учреждения и институты, творящие политику всегда от имени и (не всегда) на благо народа, следует признать вторичными, или производными, субъектами политического действия.

Сферы политической деятельности

Греческое слово «политике» переводится как искусство управления государством. В более широком смысле слова политика – это сфера жизни и деятельности людей, связанная с отношениями людей, объединенных в социальные группы, классы, нации, страны. Эти отношения регулируются особыми институтами, учреждениями, организациями, которые в своей совокупности составляют политическую систему общества. Ее элементы – государство, политические партии, общественные организации, принимающие участие в политической жизни общества. Политические отношения складываются и проявляются в деятельности этих элементов политической системы общества.

Политические учреждения и организации в своей деятельности стремятся реализовать определенные политические идеи и концепции.

Структура политической деятельности включает в себя:

• остановку ближайших (тактических) и перспективных (стратегических) задач;
• выработку методов, средств организации социальных сил для достижения поставленных задач;
• подбор и расстановку кадров.

Первичным, определяющим моментом политики являются отношения между социальными группами по поводу власти:

• В чьих руках находится власть в обществе?
• Чьи интересы эта власть защищает?
• Как осуществляется управление обществом?

Сама по себе власть – это способность влиять на людей и контролировать их действия. Цель политической деятельности, прежде всего – овладение и удержание власти. Но политическая деятельность не сводится только к завоеванию и удержанию власти. Она направлена на удовлетворение потребностей общества, сохранение и совершенствование социальной структуры, сочетание интересов различных социальных групп, защиту и реализацию интересов данного общества по отношению к другим обществам (например, защита интересов населения страны на международной арене). Для поддержания общественного порядка используются специальные институты, которые упорядочивают общественные отношения с помощью материальной силы и на основе определенных правил. Рассмотрим элементы политической системы общества.

Управление политической сферой

Административно-политическая сфера управления является особо значимой для государства. Управление в этой сфере обеспечивает устойчивость государства, целостность его территории и границ, стабильность власти.

Среди административно-правовых инструментов в этой сфере необходимо назвать:

– установленную законом возможность введения специальных государственных состояний (чрезвычайное положение, состояние войны, мобилизация);
– организацию единой централизованной системы управления в сфере безопасности;
– наличие специальных органов и формирований (вооруженные силы, различные «силовые структуры»);
– институт государственной службы;
– режим государственной тайны;
– таможенный режим;
– режим государственной границы.

Система органов обеспечивающих внешнюю безопасность непосредственно возглавляется Президентом Российской Федерации, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Его полномочия установлены Конституцией РФ. При Президенте действует Совет обороны.

Важную роль играет и Совет Безопасности Российской Федерации, образуемый в соответствии с Конституцией РФ.

Особенностью правового регулирования так называемых «силовых структур» является то, что их деятельность в публичных интересах (например, оперативно-розыскная) может нарушать конституционные права и свободы граждан. В качестве предупреждения и минимизации таких нарушений деятельность этих органов строго регламентируется и контролируется.

Административно-политическая сфера

К отраслям административно-политической сферы традиционно относятся оборона, безопасность, иностранные дела, внутренние дела, юстиция.

Государственное управление в области обороны. Понятие «оборона» закреплено в части 1 статьи 1 Федерального закона «Об обороне»: «система политических, военных, специальных правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории».

Одним из основных документов стратегического планирования в России, представляющим собой систему взглядов государства на оборону, является Военная доктрина РФ, утвержденная Президентом РФ № 146 (Пр-2976) . Это уже четвертая военная доктрина Российской Федерации после распада СССР. На основе Военной доктрины вырабатывается военное законодательство и строится система управления обороной.

В соответствии с частью 1 ст. 87 Конституции РФ Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ является Президент РФ. Он осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, издает в пределах своих полномочий обязательные для исполнения приказы. В случае агрессии против Российской Федерации или ее непосредственной угрозы, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против России, Президент объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Государственной Думе и Совету Федерации, может вводить военное положение.

В соответствии с Федеральным конституционным законом № 1 «О военном положении» под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии. В Указе Президента РФ о введении военного положения должны быть определены обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которого начинает действовать военное положение; границы территории, на которой оно вводится. В период действия военного положения могут применяться меры, ограничивающие права граждан: приостановление деятельности политических партий и других общественных объединений, изъятие для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества, запрещение или ограничение выбора места пребывания, проведения публичных мероприятий и другие.

Правительство РФ организует оснащение Вооруженных Сил РФ вооружением и военной техникой, обеспечивает их материальными средствами, ресурсами и услугами; обеспечивает выполнение планов и государственных программ развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; в соответствии с Федеральным законом № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации» разрабатывает и выполняет мобилизационные планы.

Отраслевым органом управления обороной является Министерство обороны РФ, а центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ – Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ. Полномочия Генштаба обширны и многообразны: разрабатывает предложения по военной доктрине РФ и план строительства Вооруженных Сил РФ; осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности; устанавливает нормы приема граждан РФ на военную службу и военные сборы и т.д.

Для организации управления в области обороны имеет значение дислокация Вооруженных Сил РФ. Указом Президента РФ № 1144 в Российской Федерации образованы 4 военных округа (Центральный, Западный, Восточный и Южный). В состав военного округа входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, расположенные на его территории. Военным округам придан статус оперативно-стратегических командований Вооруженных Сил РФ.

Низовым звеном в системе органов управления в области обороны являются военные комиссариаты, которые имеют статус территориальных органов Министерства обороны РФ в субъектах Российской Федерации, а также в районах, городах и других административно-территориальных образованиях. Организацию деятельности военных комиссариатов осуществляет Генштаб через управления военных округов. Среди основных задач военных комиссариатов можно выделить следующие: разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных средств; организация и проведение мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет. Военные комиссары наделены полномочиями по привлечению к административной ответственности за правонарушения в области воинского учета.

Составной частью оборонных мероприятий является организация и ведение гражданской обороны. Правовую основу их проведения составляет Федеральный закон № 28 «О гражданской обороне». Основные задачи гражданской обороны – эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; борьба с пожарами, возникшими при проведении военных действий; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время. Федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ).

Государственное управление в сфере безопасности. Многовековая история международных отношений, практика современного государственного строительства в России убедительно показывают, что отказ от системы специальных органов обеспечения безопасности, в т.ч. спецслужб, или их серьезное ослабление неизбежно приводит к негативным последствиям и для гражданина, и в целом для общества.

Важнейшие направления государственной деятельности в этой сфере сформулированы в Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ № 537, которая определяет понятие национальной безопасности как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

В статье 1 Федерального закона № 390 «О безопасности» к видам безопасности отнесены безопасность государства, общественная, экологическая безопасность, безопасность личности и иные предусмотренные законодательством виды, т.е. безопасность не рассматривается в узком смысле слова как государственная безопасность.

Полномочия общего характера по управлению в области безопасности сосредоточены у Президента РФ. Глава государства возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, утверждает положения о них, принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Полномочия Правительства РФ по обеспечению безопасности в основном закреплены в ФКЗ «О Правительстве РФ». В ст. 20 закона установлено, что российское правительство осуществляет необходимые меры по обеспечению государственной безопасности.

В постсоветский период был создан особый орган по вопросам безопасности, ранее аналогов не имевший – Совет Безопасности. Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции РФ его формирует и возглавляет Президент РФ. Статус Совета Безопасности определяется главой 3 ФЗ «О безопасности». Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. Постоянные члены Совета Безопасности, например, Председатель Правительства РФ, входят в состав Совета Безопасности по должности и назначаются Президентом РФ. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности. Основными задачами Совета Безопасности являются: формирование государственной политики в области обеспечения безопасности, прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, подготовка предложений Президенту РФ по вопросам обеспечения безопасности. Организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Безопасности осуществляет его аппарат, который является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности образуются соответствующие органы. К ним относятся: Федеральная служба безопасности (ФСБ), Федеральная служба охраны (ФСО), Служба внешней разведки (СВР), Государственная фельдъегерская служба. Руководство деятельностью этих органов осуществляет Президент РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 40 «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» органы ФСБ представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

- ФСБ России, возглавляемая Директором. Положение о ФСБ РФ утверждено Указом Президента РФ № 960;
- управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);
- управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, войсках и воинских формированиях (органы безопасности в войсках);
- управления (отряды, отделы ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы);
- другие органы, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ;
- авиационные подразделения, центры специальной подготовки, спецназ, предприятия, образовательные учреждения, НИИ, экспертные учреждения и иные подразделения.

Деятельность органов ФСБ России осуществляется по следующим направлениям: контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом, преступностью, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности. Органы ФСБ также осуществляют во взаимодействии с органами внешней разведки разведывательную деятельность.

Правовую основу деятельности органов государственной охраны составляет Федеральный закон № 57 «О государственной охране». Под объектами охраны, т.е. теми, кому эта охрана предоставляется, понимается Президент РФ и другие лица, указанные в законе. Президенту охрана предоставляется пожизненно. В соответствии со ст. 5 закона охрану осуществляют органы государственной охраны, возглавляемые ФСО России. Основными задачами ФСО являются: прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов охраны; осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; обеспечение безопасности объектов охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; защита зданий, строений и сооружений, в которых размещены федеральные органы государственной власти, обеспечение организации и функционирования президентской связи.

Служба внешней разведки действует на основании Федерального закона № 5 «О внешней разведке» и осуществляет разведывательную деятельность.

Государственная фельдъегерская служба РФ осуществляет специальные функции в сфере обеспечения оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных отправлений Президента РФ, федеральных органов государственной власти, администраций промышленных и военных объектов.

Политическая сфера организации

Политика – сфера отношений между классами, нациями и другими большими общностями людей по поводу власти в обществе. Экономика и политика тесно связаны между собой. Иногда возникают такие ситуации, когда политика починяет себе экономику. К примеру, в Советском Союзе существовал примат политических решений над экономическими, что приводило к нарушению экономических законов и стало причиной застоя. Советская экономика в результате стала неконкурентоспособна. Это одна из важнейших причин последовавших коренных преобразований в нашей стране.

На данном этапе развития важным является вопрос о взаимосвязи частной собственности и демократии. На базе частной собственности могут существовать и существуют различные формы политического правления и политические режимы. Но капитализм имел своей предпосылкой правовое освобождение личности. Труд лично свободного, ответственного и заинтересованного в результатах работника оказался самым эффективным.

В рамках демократического общества происходит взаимодействие гражданского общества и государства. Государство - ??? внешняя сила, стоящая над членами общества и решающая общие проблемы, а также осуществляющая господство одного класса над другим. Гражданское общество - ??? сфера самодеятельности, самоорганизации людей, сфера осуществления особенных частных интересов отдельных индивидов. Между ними существуют отношения взаимодополнения и конфликта. Государство не интересуют отдельные индивиды. Там, где оно перевешивает, подавляет гражданское общество, возникает тоталитаризм. Демократия предполагает контроль гражданского общества над государством.

Что входит в гражданское общество? В экономической сфере это мелкие частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, созданные гражданами по собственной инициативе. В социальной сфере это органы самоуправления, политические и общественные организации, негосударственные институты, выражающие общественное мнение и т.п. В духовной сфере это церковь, средства массовой информации, добровольные научные и творческие объединения.

В развитом гражданском обществе индивид в большинстве случаев встречается с государством не один на один, а в составе соответствующего общественного института. Гражданское общество объединяет индивидов, укрепляет общество в целом.

Что вы можете сказать о степени развития гражданского общества в современной России? Какими причинами обусловлено это состояние?

Демократическая политика тесно связана с правом. В правовом государстве не только граждане, но и само государство подчиняется законам, ограничено ими, в связи с этим права и свободы граждан защищены. Государство призвано примирять и защищать конфликтующие интересы различных социальных сил, слоев, групп. Право – не только средство разрешения возникающих в обществе противоречий, но и воплощение подвижного равновесия разнородных сил и интересов.

В случае если гражданское общество представляет собой арену столкновения и взаимодействия частных, противоречащих друг другу и конфликтующих интересов, то правовое государство заключает в себе объединяющее всех членов общества начало.

Институт политической сферы

Политическая сфера — это одна из четырех известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические институты. Они относятся к главным социальным институтам, реализующим основополагающие потребности общества. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.

Каждый из них осуществляет определенный вид политической деятельности и включает в себя группу людей, специализирующихся на ее выполнении; политические нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с другими политическими и неполитическими институтами; средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Основным политическим институтом является государство. (Вспомните существенные признаки государства, изученные в обществоведческом курсе основной школы.) В свою очередь, государство включает в себя институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

К числу важнейших политических институтов относятся и политические партии. История партий в их традиционном виде не столь длительна, как история государства, но и она насчитывает до полутора столетий.

Партийно-политическая деятельность охватывает большое количество людей, имеет устойчивые формы, регулируется традициями, правовыми нормами и политическими принципами. Любая политическая партия — это добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществления поставленных целей через завоевание власти или участие в ее осуществлении. Обычно партия выражает и защищает интересы определенной социальной общности (класса, социального слоя и т. п.). Это определение напоминает вам изученные в основной школе признаки партии: стремление добиться достижения поставленных целей через завоевание власти или участие в осуществлении власти; существование в исторически протяженном периоде времени; наличие четкой организационной структуры, закрепленной партийным уставом; стремление создать для себя массовую опору; общие для членов партии идеи, изложенные в партийной программе.

Существенным признаком любого социального института является комплекс правовых и иных социальных норм, регулирующих определенный вид деятельности. В Российской Федерации партийно-политическая деятельность регулируется Законом «О политических партиях». Закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Каждая политическая партия самостоятельно определяет свои политические цели, ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и уставе.

Однако основными целями политической партии, согласно Закону, являются:

• формирование общественного мнения;
• политическое образование и воспитание граждан;
• выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
• выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Политические партии отличаются от других политических институтов. По сравнению с общественно-политическими движениями они представляют собой большую идейную и организационную общность. Однако они менее организованны, чем государство.

Партия — это организация, принципы построения которой, права и обязанности ее членов отражены в ее уставе. Она, как правило, имеет партийную программу, излагающую не только цели партии, но и пути и средства, которые должны обеспечить их достижение. Члены партии имеют различные статусы в ее структуре: это лидеры партии; партийные чиновники, работающие в центральных и местных органах партии; партийные активисты, возглавляющие партийные группы, местные организации; рядовые члены партии. Все они ведут работу, стремясь завоевать поддержку избирателей на предстоящих выборах. Для этого используются собрания граждан, партийная пресса, выступления в парламенте и в других представительных органах.

Кроме государства и политических партий, существуют и другие политические институты, придающие политической деятельности устойчивые формы, организованность и упорядоченность, благодаря сложившимся структурам, традициям, нормам.

Структура политической сферы

Слово «политика» произошло от греческого слова Politika, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством».

Политическая надстройка существовала не всегда. Среди причин ее возникновения — поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органон власти. Важнейшей предпосылкой политики стало появление политической и государственной власти. Первобытные же общества были неполитическими.

Современная наука предлагает различные определения политики. Среди них следующие:

1. Политика — это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
2. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классы, нации), государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.
3. Политика — это сфера деятельности групп, партий, индивидуумов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение целей, задач, путей развитии общества;
2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;
3) распределение материальных и духовных ресурсов;
4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;
5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;
6) обеспечение стабильности и безопасности общества;
7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;
8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

1) институциональную;
2) коммуникативную;
3) нормативную;
4) культурно идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударстненных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно политические движения.

Все политические институты можно условно разделить на три группы. К первой группе — собственно политическим — относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно политические движения).

Ко второй группе — несобственно политическим — относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Основным институтом политической системы общества является государство.

Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами:

1) государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;
2) государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;
3) государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;
4) государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций;
5) государство располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики;
6) государство выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Коммуникативная подсистема политической системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности.

Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.

Еще одну группу политических норм представляют этико моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны.

В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества, укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентаций, политических представлений. Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

Проблемы политической сферы

Высшими целями государства, всей политической жизни демократически организованного общества являются удовлетворение потребностей и чаяний рядовых граждан, обеспечение мира и процветания.

Политическая жизнь в России еще далека от решения подобной задачи. Но мировая политическая практика не знает иной дороги на пути к оптимальному обществу, которое не было бы основано на началах нравственности, справедливости, духовном прогрессе.

России тоже придется встать на данный путь.

Ключевую роль в этом движении должна сыграть реформа сложившейся системы власти. В ее рамках планируется обеспечить новую модель развития, ориентированную на человека. Не препятствует такому ходу событий и действующая Конституция Российской Федерации, в ст. 7 которой провозглашается: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Но пока эти основы конституционного строя России реализуются слабо. Стране еще предстоит наполнить реальным смыслом социально-политическую и духовную жизнь широких слоев населения.

В числе концепций, имеющих хождение в стране и предлагающих свой вариант решения социальных проблем, относятся следующие:

1) либеральная концепция. Рассматривает в качестве основного критерия успешного развития общества финансово-экономическую стабилизацию, а в качестве оптимальной системы – свободную рыночную экономику;
2) коммунистическая концепция. В качестве оптимальной рассматривается плановая система развития. Коммунисты придерживаются идеи недопустимости частной собственности на землю. В политической сфере ориентируются на социалистическую демократию;
3) концепция конвергентного социализма. Рассматривает в качестве основного критерия эффективности политических структур уровень и качество жизни людей. Именно качество жизни должно стать целью процесса реформирования и социального возрождения России. Экономической основой общества признается смешанная, двухуровневая, планово-рыночная система хозяйствования. Наиболее желательным было бы утверждение такой системы, которая смогла бы объединить личные интересы с коллективными, материальные ресурсы с духовными, принципы социальной справедливости с нормами рыночной экономики.

По мнению исследователей, России решение данной задачи вполне по силам. Она обладает материально-техническими, финансовыми и духовными ресурсами, чтобы обеспечить народу достойный уровень жизни.

Политическая сфера жизнедеятельности

Политическая сфера жизнедеятельности общества - включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование. Сюда относятся президент, правительство, парламент, местные органы власти, армия, полиция, политические партии. Основная задача государства - обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов, законодательная деятельность.

Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.

Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы. Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего, это племена, народности и нации. Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.

Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции. Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства. С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции.

Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними. Межнациональные отношения — материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:

1) территориальными спорами;
2) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;
3) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов;
4) попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
5) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.

Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:

1) отказа от насилия и принуждения;
2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;
3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
4) готовности к мирном.

Функции политической сферы

Политические сферы осуществляют следующие функции:

• конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
• адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
• мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей;
• охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
• внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
• консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
• распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Социально-политическая сфера управления

В соответствии со всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи; каждый человек имеет право на образование, труд и социальное обеспечение. В связи с этим социальная сфера является важнейшим системным элементом государства и отдельного региона.

Социальная сфера включает организации и учреждения образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта (за исключением профессионального спорта), организации жилищно-коммунального хозяйства, санаторно-курортного, оздоровительного, туристического комплексов и др.

Социальная сфера обеспечивает удовлетворение потребностей общества в важнейших социальных благах (образование, здравоохранение, культура), что оказывает значительное влияние на качество жизни населения - его трудоспособность, благосостояние, уровень образования и пр. Удовлетворение социальных потребностей сегодня решающим образом воздействует на экономическую эффективность производственной деятельности, так как в производственном процессе участвуют более здоровые, высококвалифицированные, мотивированные работники. Количественное измерение социального эффекта сопряжено с большими трудностями. Он может быть косвенно оценен через ущерб, возникающий у общества при слабом развитии отраслей социальной сферы или их отсутствии.

Социальная сфера является важнейшим фактором процесса общего развития экономики государства: производство социальных услуг представляет собой способ удовлетворения конечных потребностей (выражает конечную цель функционирования макроэкономической системы). Кроме того, уровень развития социальной сферы весьма важен в политическом аспекте, что обусловлено его непосредственным влиянием на стабильность общества: объемы производства, качество и доступность ряда социальных услуг (медицинских, жилищно-коммунальных, социального обеспечения и пр.) во многом определяют отношение населения к государственной власти.

Социальная сфера характеризуется весьма значимой спецификой, выделяясь в структуре национальной экономики технико-технологическими особенностями, местом в общественном разделении труда, назначением производимых услуг.

Этот элемент национальной экономики отличается высоким удельным весом трудовых ресурсов, спецификой состава основных и оборотных фондов. Ряд особенностей имеют цены (тарифы) на услуги и ценообразование во многих отраслях этой сферы. Специфичны формы влияния цен на уровень спроса (эластичность спроса по цене), широко распространена ценовая дискриминация. Высоко дифференцированы по цене и по уровню качества услуги, связанные с использованием творческого потенциала.

Услуги социальной сферы имеют двойственный характер: они одновременно являются потреблением благ и инвестициями в человеческий капитал. Социальные услуги принадлежат к чистым и смешанным общественным благам, производство и потребление которых определяется как индивидуальным спросом, так и потребностями общества в целом. С одной стороны, они отличаются от услуг, оказываемых организациями других отраслей непроизводственной сферы, так как создаются и предоставляются в интересах всего общества. С другой стороны, их производство и потребление возможно с применением рыночных методов хозяйствования, а свойства чисто общественных благ присущи очень небольшому количеству социальных услуг. Большинство же услуг социальной сферы этими характеристиками обладают не в полной мере и имеют товарную природу. Выгода, получаемая отдельными лицами от потребления частично общественных благ, выражается в повышении качества их жизни.

Рынок услуг социальной сферы охватывает куплю-продажу многих жизненных благ, имеющих важное социальное значение. Поэтому этот сегмент рынка нуждается в особенно активном использовании селективных мер государственного регулирования. Необходимость государственного участия в деятельности отдельных предприятий сферы услуг определяется также наличием в их числе естественных монополий. В связи с этими обстоятельствами социальная сфера требует регулирования на всех уровнях управления - федеральном, региональном и муниципальном.

В настоящее время и в Российской Федерации, и за рубежом управление социальной сферой все больше становится предметом внимания и ответственности органов власти регионального уровня.

Применение системного подхода позволяет определить социальную сферу региона как исторически сложившуюся, имеющую определенную самостоятельность региональную экономическую подсистему, что обусловлено следующими обстоятельствами:

- социальная сфера как система предоставляет услуги населению, проживающему на территории данного региона;
- социальная сфера является составной частью единого регионального экономического комплекса, ее функционирование связано с организациями других видов экономической деятельности, расположенными на данной территории (особенно при наличии градообразующих предприятий);
- как объект регионального управления социальная сфера должна в максимальной степени учитывать местную специфику, определяемую историческими, экономическими, географическими, демографическими, этническими, религиозными и другими условиями. Необходимость этого учета определяется разнообразием развития культуры, природно-климатических, географических и экологических условий, трансформацией социальных и бытовых потребностей в получении образования, освоении культурных ценностей, организации труда и отдыха, сохранении здоровья в условиях конкретного региона.

Изучая сущность социальной сферы региона как экономической категории и объекта управления, следует особо рассмотреть ее среду, т.е. совокупность факторов, оказывающих влияние на ее функционирование и развитие:

- территориальные;
- экономические;
- политико-правовые;
- демографические;
- природно-экологические;
- социально-культурные факторы.

Особо следует отметить воздействие сложившейся институциональной среды, представленной совокупностью формальных и неформальных институтов, которые, с одной стороны, закрепляют сложившуюся систему социально-экономических отношений и определяют поведение экономических агентов, с другой - трансформируются с изменением интересов социальных страт и групп, отражающих их роль в экономической системе.

Усиление воздействия социальных факторов активно влияет на изменение структуры общественных потребностей, расширение направлений коммерческой деятельности в социальной сфере региона. Задача повышения уровня благосостояния российского общества затрагивает процесс формирования основных пропорций развития каждого отдельно взятого региона, в том числе связи и взаимоотношения, складывающиеся между потреблением и накоплением, между производственной сферой и сферой услуг в данном территориальном образовании. В связи с этим одной из приоритетных целей социально-экономической политики в регионе является достижение сбалансированности в социальной сфере, устранение возникающих социальных деформаций и на этой основе - обеспечение социальной стабильности.

На региональном уровне социальная сфера выступает объектом управления для всех органов государственной власти, имеющих социальную направленность (министерств и государственных комитетов, ведающих вопросами социальной защиты, образования, культуры и межнациональных отношений, здравоохранения, физической культуры и спорта, груда и др.), на местном - управления и отделы органов местного самоуправления.

Современное состояние социальной сферы как страны в целом, так и всех регионов в отдельности весьма сложное и не соответствует мировым стандартам развития человеческого потенциала. Непринятие экстренных и кардинальных мер по развитию социальной сферы регионов уже в ближайшей исторической перспективе может привести к дальнейшему сокращению трудовых ресурсов, падению темпов роста отечественной экономики и утрате ею инновационного характера.

Под развитием социальной сферы понимается достижение ею нового качественного состояния, обеспечивающего более широкий спектр и качество услуг, непосредственно удовлетворяющих интеллектуальные и социальные потребности населения, всемерное развитие человеческого потенциала.

Статистика рассматривает следующие основные показатели состояния социальной сферы:

1. Синтетические показатели уровня жизни:
а) показатели, характеризующие уровень удовлетворения потребностей, связанных с поддержанием жизни (рождаемость, смертность, естественный прирост);
б) показатели, характеризующие удовлетворение потребностей по защите здоровья (заболеваемость, число коек в больницах и пр.);
в) показатели удовлетворения потребностей в труде (уровень занятости населения);
г) показатели развития личности (образование, культура);
д) показатели состояния окружающей среды;
е) показатели обеспеченности жильем;
ж) душевые показатели валового национального и внутреннего продукта, национального дохода.

2. Натуральные показатели потребления материальных благ (имущество, питание, прожиточный минимум).

3. Показатели распределения благосостояния:
а) номинальные доходы (часть национального дохода, на которую население имеет права);
б) денежные доходы, облагаемые налогами;
в) натуральные доходы;
г) реальные доходы на душу населения.

4. Индекс стоимости жизни.

5. Численность и удельный вес населения за чертой бедности (с доходами ниже прожиточного минимума).

Коэффициент бедности - доля лиц с низкими доходами.

На достижение целей функционирования социальной сферы направлена реализация приоритетных национальных проектов - "Здоровье", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Образование", "Развитие агропромышленного комплекса". Отметим следующие перспективные средства развития социальной сферы: программы межрегионального сотрудничества, частно-государственное партнерство при производстве общественных благ: франчайзинг, ваучерная форма производства (при которой государство выделяет средства потребителю (ваучеры), действительные для покупки определенного товара); контрактная форма производства, при которой государство заключает договор с организацией о предоставлении последней товара (услуги) потребителю.

тема

документ Политическая система
документ Политическая элита
документ Политические идеологии
документ Политические конфликты
документ Политические режимы



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами

важное

1. ФСС 2016
2. Льготы 2016
3. Налоговый вычет 2016
4. НДФЛ 2016
5. Земельный налог 2016
6. УСН 2016
7. Налоги ИП 2016
8. Налог с продаж 2016
9. ЕНВД 2016
10. Налог на прибыль 2016
11. Налог на имущество 2016
12. Транспортный налог 2016
13. ЕГАИС
14. Материнский капитал в 2016 году
15. Потребительская корзина 2016
16. Российская платежная карта "МИР"
17. Расчет отпускных в 2016 году
18. Расчет больничного в 2016 году
19. Производственный календарь на 2016 год
20. Повышение пенсий в 2016 году
21. Банкротство физ лиц
22. Коды бюджетной классификации на 2016 год
23. Бюджетная классификация КОСГУ на 2016 год
24. Как получить квартиру от государства
25. Как получить земельный участок бесплатно


©2009-2016 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты