При возникновении конфликта на работе такой спор может быть разрешен не только обращением в суд, но и благодаря отдельно созданной организации, которая называется трудовой комиссией.
Для сотрудников предприятий, где большая численность работников, создание такой комиссии является весьма полезным, поскольку экономит время и усилия, позволяя решить спор фактически на месте.
В этот орган могут входить работники организации и представители работодателя. Создается он по желанию любой из сторон, причем это не зависит от вида работодателя – юридического лица или ИП.
Представители работников избираются в комиссию на общем собрании, а от работодателя представители назначаются решением самого работодателя. У такой комиссии должна быть своя печать.
Работодатель должен предоставить все необходимое для работы комиссии (компьютеры, бумагу, канцтовары).
Трудовая комиссия создается для того, чтобы рассматривать трудовые споры, которые возникли между работником и работодателем.
Не могут обратиться в трудовую комиссию работники по следующим вопросам:
• если они были уволены не законно и оспаривают это, а также взыскивают заработную плату за вынужденный прогул;
• не согласны с причиной увольнения, указанной в трудовой книжке;
• не согласны с причиной отказа в приеме на работу;
• являются работниками у физического лица.
Работодатели не могут обратиться в трудовую комиссию в случае, если взыскивают с работника причиненный им вред.
Во всех указанных случаях спор решается только через суд.
Если у работника имеются иные разногласия с работодателем, то ему следует обратиться в комиссию в течение трех месяцев со дня возникновения таких разногласий.
Рассматривает такой спор комиссия в течение десяти дней, причем работник, подавший заявление, обязательно должен присутствовать на заседании трудовой комиссии. Работник и работодатель имеют право представить свидетелей в подтверждение своих доводов и документы, которые комиссия изучает для принятия решения.
Если трудовая комиссия посчитает необходимым, она имеет право самостоятельно запрашивать все сведения, необходимые для разрешения спора, у работодателя. После рассмотрения заявления комиссия выносит свое решение по жалобе работника.
Если кто-то не согласен с решением комиссии, то можно обжаловать его в суд. На это дается 10 дней. После этого считается, что оно вступило в силу и работник может потребовать, чтобы решение было исполнено в течение трех дней.
При недобросовестном отношении работодателя и отказе его выполнить решение трудовой комиссии работник обращается в комиссию за удостоверением, с которым впоследствии может обратиться к судебным приставам за принудительным исполнением решения суда.
Трудовая комиссия (инспекция) – это государственный орган, который является гарантом соблюдения прав работников в случае их незаконного ограничения или ущемления со стороны работодателя. Задачей трудовой комиссии является прием и рассмотрение письменных обращений работников, а также принятие мер относительно устранения нарушений, допущенных работодателем.
Если ваши права незаконно ущемлены, вы можете обратиться в трудовую комиссию с жалобой в следующих случаях:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• вас незаконно уволили;
• вам не выплатили зарплату или другую законную выплату, которая предусмотрена законодательством в области трудового права;
• работодатель нарушил ваш рабочий график и время отдыха;
• работодатель не предоставил вам законный отпуск;
• он нарушил другие ваши права, закрепленные за вами трудовым законодательством.
Трудовая комиссия после рассмотрения жалобы может:
1. обязать работодателя устранить допущенные им нарушения;
2. составить протокол нарушения и привлечь работодателя к административной ответственности;
3. приостановить деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения;
4. отстранить от работы весь персонал или отдельных должностных лиц;
5. отправить собранные материалы в правоохранительные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.
Трехсторонняя трудовая комиссия
Под трехсторонней комиссией в большинстве случаев подразумевается коллективный орган, который занимается решением различных споров, возникающих в рамках осуществления трудовой деятельности. Формирование и функционирование таких органов призвано эффективно защищать интересы каждого участника отношений трудового характера и обеспечивать наиболее всестороннее и беспристрастное расследование.
Как можно понять из наименования таких комиссий, в них всегда участвуют три стороны:
• Сторона работодателя. Работодатели в обязательном порядке активно участвуют в деятельности большинстве комиссий и всегда являются одной из сторон трудового спора. При этом участвовать может как работодатель лично, так и его доверенный представитель – в том числе как из числа работников предприятия, так и не являющийся его сотрудником.
• Сторона работника. Интересы сотрудников в рамках спорных и конфликтных ситуаций могут защищать они сами, а также профсоюзные организации. При этом право работника на защиту своих интересов является неприкасаемым – если он хочет его осуществлять самостоятельно, то профсоюз не может делать это вместо него, сотрудник всегда имеет право быть участником любых касающихся его процессов.
• Сторона государства. Так как и сторона работника, и сторона работодателя в первую очередь стремятся защитить свои собственные интересы, часто вне зависимости от фактических обстоятельств, то присутствие представителей исполнительной власти и контролирующих органов в составе комиссии призвано обеспечить беспристрастное рассмотрение ситуации в соответствии с требованиями законодательства.
Трехсторонние комиссии формируются не в каждом случае. При спорах без значительных последствий, может быть сформирована лишь двухсторонняя комиссия из представителей работодателя и трудящегося, без привлечения государственных органов.
Российское законодательство достаточно глубоко регулирует вопросы формирования рассматриваемых комиссий.
В частности, для понимания правовых механизмов, соответственно которым функционируют подобные органы, нужно обратить внимание на следующие нормативно-правовые документы и их отдельные положения:
• Ст.35 ТК РФ. Её положения являются основополагающими в определении деятельности трехсторонних комиссий в целом, и обеспечивают полноценное регулирование деятельности различных видов подобных органов для реализации социального партнерства.
• ФЗ №92. Данный закон регламентирует деятельность Российской трехсторонней комиссии, как одного из основных органов, обеспечивающих в РФ разработку и имплементацию различных нормативов, связанных с трудовыми взаимоотношениями.
Помимо вышеозначенных нормативов, также существует и ряд других документов, в которых рассматривается деятельность различных трехсторонних комиссий и может потребоваться их формирование или участие.
Трехсторонними комиссиями согласно положениям ст. 35 ТК РФ называются только федеральные, региональные, территориальные или отраслевые органы. Для решения трудовых споров и расследования несчастных случаев на предприятии также формируются трехсторонние комиссии в некоторых ситуациях, однако чаще всего под трехсторонней комиссией понимается именно федеральный орган.
Основным органом, регулирующим социально-трудовые отношения, является Российская трехсторонняя комиссия (РТК). Деятельность этого органа регламентируется отдельным вышеозначенным федеральным законом №92 и предполагает участие его в решении большинства вопросов, касающихся разработки и внедрения нормативов общего трудового права в России на территории всех её субъектов. В РТК входят – Правительство РФ как представитель государства, а также представители объединения профсоюзов и объединения работодателей РФ, для обеспечения фактического участия сторон трудовых взаимоотношений через своих представителей в формировании трудового законодательства.
В сферу деятельности и ответственности РТК входит:
• Разработка минимальных размеров оплаты труда.
• Контроль нормативов отдыха сотрудников.
• Внедрение различных ограничений в трудовой деятельности, например, по возрасту, состоянию здоровья и полу.
• Разработка и контроль средств и механизмов охраны труда.
РТК не является законодательным или исполнительным органом государственной власти. Решающий голос в ней имеет Правительство РФ, которое и принимает все виды документов, регулирующих вышеозначенные сферы деятельности самостоятельно, если в рамках комиссии не удалось достичь приемлемого для всех сторон соглашения.
В региональных, территориальных или отраслевых трехсторонних комиссиях решаются аналогичные вопросы, однако на уровне соответствующих территорий, субъектов РФ или отраслей деятельности. Представители сторон в таких комиссиях также состоят из работодателей и профсоюзных организаций, ведущих свою деятельность на рассматриваемой территории или в рассматриваемой отрасли.
При этом все решения и имплементация региональных или отраслевых проектов также проводятся при решающем значении мнения соответствующих представителей государства – территориальных или региональных властей, либо представителей ведомств, курирующих определенные отрасли хозяйственной деятельности.
Комиссия по регулированию трудовых отношений
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
Решение трудовой комиссии
Изложим основные особенности данной процедуры:
• Срок — максимум 10 календарных дней с момента принятия заявления от сотрудника (абз. 2 ст. 387 Трудового кодекса РФ).
• Рассмотрение спора проводится только в присутствии сотрудника или его представителя, обладающего соответствующими полномочиями, либо в его отсутствие — при наличии письменного заявления такого сотрудника.
• Приглашение специалистов, свидетелей, иных сотрудников, чьи разъяснения необходимы для объективного и справедливого рассмотрения спора, разрешается.
• Для квалификации заседания комиссии по трудовым спорам (далее — КТС) как правомочного необходимо присутствие на нем не менее 50% от числа представителей каждой стороны, входящих в состав членов КТС.
• Решение принимается на основе результатов тайного голосования. Для этого необходимо простое большинство голосов (абз. 1 ст. 388 ТК РФ). Надлежит учесть, что решение принимается, если за него отдали свои голоса более 1/2 присутствовавших участников заседания — членов комиссии. При этом не играет роли, представители какой стороны оказались в большинстве. Например, работодатель ссылался на то, что из 5 представителей с его стороны только 4 смогли участвовать в заседании (против 5 членов КТС со стороны работника), однако суд отклонил данный довод (решение Нижнеилимского райсуда Иркутской обл. по делу № 2-498).
Законом установлены определенные требования к содержанию решения КТС, которое должно включать следующие данные (ст. 388 ТК РФ):
• наименование работодателя;
• Ф. И. О., должность, профессию или специальность сотрудника, представившего заявление;
• дату принятия заявления;
• дату рассмотрения спора КТС;
• содержание возникшего спора;
• Ф. И. О. присутствовавших на заседании лиц из состава КТС, а также иных приглашенных лиц;
• содержание принятого КТС решения, а также его правовое обоснование;
• результаты голосования.
Включение перечисленной выше информации в решение обязательно. В противном случае, если решение будет обжаловано, судебный орган может признать его не соответствующим закону. Например, в решении были перечислены не все участвующие в заседании КТС и в обосновании принятого решения не было ссылки на соответствующую норму закона, поэтому суд признал решение не отвечающим требованиям закона (см. решение Железнодорожного райсуда г. Хабаровска по делу № 2-5246).
В решении проставляется подпись председателя КТС или его заместителя, а также оттиск печати КТС. В дальнейшем его копия выдается представителям со стороны работодателя и сотрудника. Срок выдачи — максимум 3 дня с даты принятия решения КТС.
Унифицированного/типового образца решения КТС в настоящий момент на законодательном уровне не утверждено, поэтому он может быть разработан, например, на основе предлагаемого нами шаблона.
Не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде решение КТС об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление (п. 5 постановления Пленума ВС РФ № 2, далее — ППВС № 2).
После того как КТС приняла свое решение в отношении трудового спора, сторонам отводится 10 дней на его оспаривание. Если оно так и не было обжаловано, в течение 3 дней после истечения названного срока решение КТС подлежит исполнению (абз. 1 ст. 389 ТК РФ).
Если же решение не было исполнено в регламентированный срок и при этом никто из сторон не перенес рассмотрение спора в суд, работник правомочен обратиться в КТС за специальным удостоверением (абз. 2 вышеназванной нормы). Данный документ по своей правовой природе является исполнительным, и, основываясь на нем, судебный пристав правомочен осуществить исполнение решения КТС. Срок представления упомянутого удостоверения приставу — не более 3 месяцев с момента его получения.
Однако если сотрудником были пропущены сроки обращения за удостоверением (в течение 1 месяца со дня принятия решения КТС) и/или представления приставу для исполнения, КТС при наличии объективных оснований может восстановить названные сроки.
ТК РФ не содержит предписаний об обязательности досудебного урегулирования споров, потому сотрудник, чьи права были нарушены, может сразу обратиться за их защитой в суд, минуя КТС. Кроме того, в случае несогласия с этим решением сотрудник может в течение 10 дней с даты вручения ему копии решения обратиться в суд за его обжалованием (п. 2 ППВС № 2).
Итак, решение КТС принимается посредством тайного голосования членов комиссии простым большинством голосов. Хотя унифицированного/типового образца такого документа не утверждено, в законе имеются требования к составу включаемых в него сведений, при отсутствии которых решение может быть признано незаконным.
Срок комиссии по трудовым спорам
Создание и функционирование комиссии по трудовым спорам (далее — КТС) предусмотрено Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) и регламентировано главой 60 ТК РФ.
Согласно ст. 382 ТК РФ КТС — орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. При этом КТС выполняет эту функцию до передачи дела в суд.
В таблице 1 представим отличия КТС от суда.
Коллектив или руководство предприятия должны высказать инициативу создания КТС.
Важные нюансы этого этапа:
• инициативу нужно оформить в виде письменного предложения;
• отдельный работник не обладает правом выражения такой инициативы. КТС не может быть создана по желанию/предложению одного или нескольких работников;
• отказ работодателя в создании КТС может быть расценен как уклонение от участия в переговорах по созданию КТС;
• последствия дальнейших событий во многом зависят от того, кто именно проявил инициативу в создании КТС.
Достигнув согласия в создании КТС, представители работников и руководство работодателя приступают к определению количественного и поименного состава КТС, а также к решению организационно-технических вопросов создания этого органа (где будет заседать КТС, режим ее работы, порядок обеспечения мебелью и канцтоварами и т. п.).
Порядок образования КТС урегулирован ст. 384 ТК РФ. Но в законе нет никаких критериев и временных рамок деятельности КТС, поэтому при создании КТС нужно определить срочность или бессрочность ее существования.
При определении состава КТС необходимо учитывать следующее:
• требования к количественному составу КТС законодательно не урегулированы. Но из нижеприведенных требований следует, что количество должно быть четным;
• в КТС должно быть равное количество членов от имени работников и от имени работодателя;
• КТС избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.
Положение о КТС разрабатывает и принимает уже избранный состав комиссии. При этом пункты Положения о КТС должны соответствовать требованиям, установленным ст. 387–390 ТК РФ.
В Положении о КТС обязательно нужно предусмотреть следующие моменты:
• порядок действия КТС, режим ее работы;
• порядок созыва заседания КТС;
• правомочность заседаний КТС при отсутствии кого-либо из ее членов;
• разработку положений о председателе и секретаре КТС;
• кворум;
• порядок ликвидации КТС и т. д.
КТС рассматривает трудовые споры между работниками и работодателем в рамках одного конкретного предприятия, в котором образована КТС.
Не входят в компетенцию КТС споры:
• с работниками религиозных организаций. Споры между религиозной организацией и ее работниками сразу передаются на рассмотрение суда;
• работниками государственной службы. Споры с госслужащими рассматриваются в судах;
• работниками государственной противопожарной службы. Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем в течение одного месяца, а его решение потом может быть обжаловано в суд.
Важные моменты работы КТС:
• КТС рассматривает не все споры и не во всех организациях (см. вышеуказанные ограничения);
• срок для обращения в КТС укороченный — 3 месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Для обращения в суд сроки для некоторых споров больше. Конечно, при пропуске срока теоретически возможно его восстановление, но на практике это почти никогда не случается;
• исходя из совокупного анализа норм главы 60 ТК РФ, можно сделать вывод, что правом и возможностью обращаться в КТС обладает только работник. Работодатель в споре с работником должен обращаться в суд;
• срок рассмотрения спора тоже укороченный — 10 дней с даты подачи работником заявления;
• заседание КТС правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя;
• решение принимается простым большинством голосов. Голосование тайное;
• порядок рассмотрения спора в КТС во многом схож с судебным процессом. Так, процедура рассмотрения спора в КТС предъявляет практически такие же требования к присутствию сторон. Спор может быть рассмотрен в их отсутствие. Работник-истец может направить вместо себя представителя или написать письменное заявление о рассмотрении спора в отсутствие. Последствия неявки работника-истца (при отсутствии заявления о рассмотрении в отсутствие, отсутствии представителя) аналогичны процедуре, установленной для судебного порядка рассмотрения. Первый раз не явился — заседание КТС откладывается на другой день, второй — спор снимается с рассмотрения. Обратите внимание, что это не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного Трудовым кодексом РФ, или обратиться в суд;
• на заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.
Создание трудовой комиссии
Трактовка норм ТК РФ работниками и работодателями может различаться. Так возникает трудовой спор. Создание трудовой комиссии (комиссии по трудовым спорам, КТС) позволяет рассматривать и решать подобные проблемы внутри организации, не прибегая к помощи третьих лиц. Исключение составляют лишь случаи, рассматриваемые, согласно законодательству, в судебном порядке.
КТС может создаваться по инициативе работников, профсоюзной организации, работодателя либо по их обоюдному решению (ст. 384 абз. 1 ТК РФ). Законодателем установлен 10-дневный срок на ее создание с момента поступления такого предложения.
В компетенцию комиссии входят вопросы:
• своевременной выплаты заработной платы;
• выплаты заработной платы не в полном объеме, без учета сверхурочных, выходных и праздничных дней;
• отказа в возмещении командировочных расходов;
• несоблюдения условий трудового договора, одностороннего изменения этих условий;
• касающиеся материальной ответственности;
• урегулирования графика отпусков, предоставления отгулов;
• наложения дисциплинарного взыскания, если работник с ним не согласен, и др.
В компетенцию комиссии не входят споры, касающиеся увольнения, восстановления в должности, перевода на низшую должность по результатам аттестации, компенсационных выплат от работодателя после незаконного увольнения или перевода, отказа в приеме на работу, нарушения закона о персональных данных, истребования компенсации морального вреда. Они решаются только судом.
В трудовую комиссию может обратиться любой работник, считающий, что его права нарушены, в течение 3 месяцев после обнаружения нарушения (ст. 386 ТК РФ). На рассмотрение вопроса у комиссии есть 10 дней (ст. 387 ТК РФ).
Создание комиссии – необязательная процедура. Законодательство никак не регламентирует сроки ее создания, количество членов комиссии. Статья 384 ТК РФ говорит лишь о равном количестве представителей со стороны работников и работодателей и о необходимости избрать председателя, секретаря из их числа. Работники своих представителей избирают на общем собрании, а работодатель назначает приказом.
Трудовая комиссия может создаваться для решения определенного спора или работать постоянно, создаваться по организации в целом или в каждом отдельном структурном подразделении. Обязательно наличие у трудовой комиссии своей печати. Организовывать работу комиссии обязана администрация.
Если решение комиссии не исполнено, на руки сотруднику выдается ее удостоверение (исполнительный лист). По этому документу ФССП может исполнить решение принудительно (ст. 389 ТК РФ).
Закон не запрещает работнику обращаться сразу в суд для решения спора с администрацией, минуя трудовую комиссию (Пост. Пленума ВС №2 17/03/04 п. 2).
Особенности функционирования комиссии по урегулированию трудовых споров организации прописываются в ЛНА – Положении о комиссии по трудовым спорам. Создание комиссии утверждается приказом руководителя организации.
Приказ о создании комиссии по трудовым спорам разрабатывается организацией самостоятельно. Его форма может быть закреплена в Положении о трудовой комиссии, в инструкции по ведению делопроизводства, иных ЛНА.
Документ должен содержать следующие необходимые сведения:
• место и дату образования КТС;
• причину, основание создания;
• список представителей работников и администрации в КТС;
• время работы КТС и порядок его оплаты членам комиссии;
• о месте и техническом обеспечении работы КТС;
• требование о предоставлении необходимых документов членам КТС;
• контроль исполнения приказа.
Если представители работников еще не выбраны к моменту издания приказа (в письменном обращении кандидаты не поименованы), в тексте прописывается, кого руководитель направляет своим решением в комиссию от администрации. Не указывается в этом случае и точная дата начала работы комиссии.
Все указанные в приказе лица должны быть с ним ознакомлены под подпись.
Протокол трудовой комиссии
Этот официальный документ должен включать в себя все сведения о ходе и порядке проведения заседания комиссии по трудовым спорам.
Некоторые моменты:
1. Оформляется он с указанием наименования органа власти, рассматривающего вопрос, места и времени проведения процедуры.
2. Указывается состав заседателей (председатель, секретарь, остальные члены комиссии), вносится повестка дня с указанием оснований для рассмотрения обращения заявителя, сведения о лице, выступающем в этой роли.
3. Вносятся в протокол сведения о присутствии сторон или их представителей (допускаются при наличии доверенности), выступлении или высказывании своего мнения представителей КТС.
4. В резюмирующей части протокола указываются данные о принятом постановлении, заверенные подписью председателя и секретаря, дополненные датой и расшифровкой.
В ситуациях, когда решение КТС не было исполнено или подвергнуто обжалованию в установленный срок, комиссия выдает заявителю, в чью пользу было принято решение, специальный исполнительный лист.
Это удостоверение позволяет обратиться в суд для инициации исполнительного производства в срок до трех месяцев со дня его выдачи.
Как выглядит удостоверение:
1. В документе в обязательном порядке должны содержаться сведения о названии КТС, дате принятия решения по рассматриваемому делу.
2. Также вносятся сведения о выдаче удостоверения (дата, подписи председателя либо секретаря с расшифровкой), излагаются данные гражданина, по претензии которого было инициировано рассмотрение спора и фиксируется информация о вынесенном решении.
3. Заверяется документ печатью комиссии.
При рассмотрении дел по трудовым спорам может использоваться печать организации или отдельный оттиск.
Во втором случае такая вещь изготавливается индивидуально, с учетом положений ст. 384 Трудового кодекса РФ, и включает в себя реквизиты организации и наименованием самого органа – КТС.
Заявление в трудовую комиссию
Пострадавшая сторона в течение трех месяцев с даты обнаружения нарушения своих прав (ч. 1 ст. 392 ТКРФ) (при незаконном увольнении – в течение одного месяца) подает жалобу в форме собственноручно заполненного заявления с описанием сути нарушения.
Обращение может быть рукописным, либо напечатанным и представлено в двух экземплярах, один вариант передается в комиссию по трудовым спорам, другой остается заявителю.
Обязательно должно быть указано:
1. кто, куда и когда обращается;
2. суть проблемы (кто и чьи права нарушил, в каком документе описаны нарушенные права подробно и последовательно);
3. какой вариант решения разногласия предлагает пострадавшая сторона;
4. контактные данные пострадавшей стороны.
Под названием документа начинается описание сути жалобы. Здесь должна быть изложена вся самая важная информация, описывающая причину обращения в КТС. Какие права в каких обстоятельствах были нарушены по мнению заявителя.
Следующим абзацем описываются, выдвигаемые пострадавшей стороной, требования по урегулированию проблемы. Начинается описание по центру листа со слова “прошу”, написанного с заглавной буквы, и за ним ставится знак двоеточия.
По центру располагается написанное с заглавной буквы слово “приложения”. Под ним в качестве списка располагаются пронумерованные документы, обосновывающие и подтверждающие факты, изложенные в заявлении.
Такими документами могут быть:
1. копии договоров о сотрудничестве;
2. копии служебных удостоверений;
3. копии трудовых книжек;
4. копии приказов о наложении дисциплинарных взысканий.
Под списком проставляется дата подачи документа, и ставится подпись заявителя.
Заявление в КТС должно подаваться исключительно в письменном виде (рукописном или же напечатанном и подписанном заявителем).
В случае отсутствия или невозможности создания на фирме комиссии по разрешению трудовых споров, обращения переходят на рассмотрение в суды. Кроме того, существует список вопросов, которые рассматриваются исключительно в судебном порядке.
К ним относятся:
• обращение с просьбой восстановить на рабочее место;
• просьба о корректировке даты и формулировки причин увольнения;
• требование возместить нанесенный материальный ущерб и т.п.
Приходит отец домой, а его ребенок плачет. Отец спрашивает ребенка: - Почему ты плачешь? Отвечает ему ребенок: - Почему ты мне папа, а я не сын тебе? Кто же это плакал?