Основными функциями социально-экономического прогнозирования есть:
1. Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций.
2. Исследование объективных связей социально-экономических и политических явлений и процессов.
3. Оценка объекта прогнозирования.
4. Выявление альтернатив развитию экономики и социального развития.
5. Накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений.
Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций осуществляется за тремя стадиями:
- ретроспекция;
- диагноз;
- проспекция.
Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На стадии ретроспекции происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.
Диагноз является таким этапом прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденций его развития и выбора моделей и методов прогнозирования.
На стадии диагноза проводится анализ объекта прогнозирования, который лежит в основе прогнозной модели. В общем виде эти вопросы рассматриваются в процессе передпрогноированой подготовки при первичном описании объекта и постановке задачи прогнозирования, формирование задачи прогноза, подготовки стадии ретроспекции.
На стадии диагноза анализ объекта прогнозирования, как правило, заканчивается не только разработкой модели прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования.
Проспекция является этапом прогнозирования, на котором, по данным диагноза, разрабатываются прогнозы объекта прогнозирования, проводится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез).
На стадии проспекции оказывается, какой информации об объекте прогнозирования не хватает, уточняется раньше полученная информация, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта согласно информации, которая поступила.
При беспрерывном характере прогнозирования анализ его объекта происходит беспрерывно, сопровождая все стадии формирования прогнозов, таким образом осуществляется обратная связь между реальным объектом и его прогностической моделью. Аналитическая работа состоит в выявлении тенденций экономического развития факторов, которые влияют на изменение объекта на основе глубокого анализа национального и мирового опыта, нахождении начального уровня и важнейших проблем, которые определяют дальнейшее развитие народного хозяйства.
В результате научного анализа хозяйственных процессов и тенденций развития экономики определяется, насколько принятые плановые решения отвечают будущему развитию, оказываются несоответствия в экономике, достигнутый в стране уровень сравнивается с мировым уровнем.
Научный анализ позволяет установить те факторы, активное влияние на которые приводит к изменению существующих тенденций и обстановки, которая сложилась.
Оценка объекта прогнозирования базируется на объединении аспектов детерминированности и неопределенности. При отсутствии одного из них прогнозирование теряет смысл. При абсолютном детерминизме исчезает возможность альтернативного выбора решений.
При абсолютной неопределенности конкретное представление будущего невозможное.
Одной из условий формирования экономических, социальных и научно-технических прогнозов есть его периодизация, то есть согласование с народно-хозяйственными планами. Каждый прогноз опирается на те процессы, которые происходят в народном хозяйстве, которые за своей продолжительностью заключаются в его временной горизонт.
Прогнозирование за своей сутью является беспрерывным процессом. Это выражается в необходимости уточнения прогнозов с учетом уточнения научных данных и новых экономических явлений, которые возникают в ходе выполнения народнохозяйственного плана.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1. Выявление действующего плана, результаты которых позволяют вносить у него определенные коррективы и дают начальную базу для планирования на следующий плановый период.
2. Будущего планового порядка, результаты, которых служат научно-аналитическим материалом для разработки очередного плана.
3. На срок, который превышает очередной плановый период, которые дают оценку следствий принятых плановых решений и выявляют новые условия и проблемы развития в долгосрочной перспективе.
На основе социологии, достижений естественных и технических наук оказываются объективные альтернативы исследуемого процесса и тенденций его развития на перспективу. Разработка прогнозов, их целенаправленное использование позволяет ставить под контроль экономические и социальные процессы, определять согласно поставленным перспективным целям необходимые оптимальные пропорции на продолжительный период.
1. Нормативные функции:
- в прогнозе всегда соблюдаются определенных показателей и норм;
- дают возможность реализовать прогностическую модель;
- предостерегают орган управления от субъективизма в его деятельности.
2. Ориентационные функции:
- выражаются в определении субъектом управления целей развития общества;
- более реалистическом направлении и выборочном подходе к информации.
3. Предупредительные функции:
- информируют орган управления о возможных и реальных отклонениях объекта от прогностической модели;
- дают возможность анализировать факторы и причины, которые обусловливают действие руководящей системы, и своевременно принимать меры к ним стабилизации.
Реализовывая те или другие функции прогнозирования, необходимо определить подходы, которые составляют научную основу экономического и социального прогнозирования.
В данное время используются два подхода.
При поисковому (или исследовательскому) подходе конечной целью является определения возможных состояний объекта прогнозирования в перспективе, учитывая, что хранятся существующие тенденции развития этого объекта. При этом не принимаются во внимание условия, которые могут изменить эти тенденции.
При нормативном подходе имеется в виду, что определение путей и сроков достижения возможного состояния объекта в будущему понимается как цель. Например, при исследовательском подходе на базе имеющейся информации о росте потребления мы предусматриваем, насколько оно возрастает за период к уровню рациональных норм.
При таком подходе исследуются и прогнозируются возможные пути изменения тенденций за счет интенсификации производства, улучшение его структуры, повышение производительности работы и др.
При исследовательском подходе определяется в качестве базы достигнутый уровень. Например, в нашей стране оптимальный трудоспособный возраст составляет 16 лет, итак, трудовые ресурсы на 15-16 лет вперед будут определяться сегодняшней структурой населения.
Любое предвиденное явление или процесс имеет свои истоки в настоящем и прошлому. Будущее состояние объекта прогнозирования формируется из уже известных элементов, хотя и в новых соотношениях, других связях. С увеличением периода прогнозирования эта зависимость прослеживается все слабее.
Рассмотренные выше два научных подхода, которые реализуют функции прогнозирования, связанные между собой, они взаимно дополняют друг друга. Связь находит свое выражение в ряде общих черт. В обеих случаях необходимо проследить взаимосвязь между прошлым и будущим.
При исследовательском и нормативном подходах хранятся наследственность между прошлым и настоящим, поскольку описать и определить достигнутое состояние можно только на основе изучения современного состояния, а с другой стороны, полученные результаты или прогнозируемые цели необходимо соотнести с реальными возможностями науки, техники, экономики.
Критерии поступательного развития общества:
1. Увеличение свободы личности и ответственности.
2. Утверждение справедливости в социальной жизни.
3. Увеличение открытости общества.
4. Создание системы социальной и моральной безопасности лица.