Планирование и координация логистических операций требуют возможно более точной оценки будущего спроса на отдельные продукты на конкретных рынках. Хотя прогнозирование не является точной наукой, все большее число деловых предприятий внедряет у себя интегрированный процесс прогнозирования, который строится на использовании многообразных источников информации, изощренных математических и статистических методов, систем поддержки управленческих решений, а также квалифицированных специалистов.
Горизонт прогноза в логистике обычно не простирается более чем на один год. В зависимости от предназначения конкретного логистического плана для него может потребоваться прогноз на день, на неделю, месяц, квартал, полугодие или год. На практике чаще всего используют месячные прогнозы. Самое главное, чтобы временной горизонт прогнозирования соответствовал характеру логистических операций.
Во-первых, фундамент процесса прогнозирования составляет база данных, содержащая информацию о текущих заказах, о заказах за прошлые периоды и о приемах привлечения этих заказов (к которым относятся рекламные скидки, особые скидки или другие меры по стимулированию продаж). Необходимы и данные общего характера — о состоянии экономики и условиях конкуренции. Для того чтобы такая база данных способствовала эффективному прогнозированию, она должна своевременно пополняться статистической и плановой информацией в виде, облегчающем ее обработку, обобщение, анализ и применение. Среди особых требований к информации, содержащейся в базе данных для прогнозирования, особенно важны гибкость, точность, непрерывность обновления и своевременность.
Во-вторых, эффективный процесс прогнозирования должен порождать интегрированные, внутренне согласованные прогнозы, отвечающие запросам пользователей (финансовых, маркетинговых, сбытовых, производственных и логистических служб). Если говорить конкретно, пользователям нужна точная, полная, подробная и своевременная информация.
Наконец, для получения эффективных прогнозов нужно выбрать верную процедуру прогнозирования, которая, в свою очередь, состоит из трех компонентов: техники прогнозирования, системы информационного обеспечения и системы управления.
Техника прогнозирования — это тот математический или статистический аппарат, посреди которого исходные количественные параметры преобразуются в прогнозные оценки. Основными инструментами прогнозирования являются динамическое моделирование, которое сводится к экстраполяции на будущее прошлых показателей, и корреляционное моделирование, устанавливающее соотношения между независимыми переменными. Ниже мы детально рассмотрим каждый из этих инструментов. Но никакая техника сама по себе не в состоянии справиться со всем многообразием задач, которые ставит перед прогнозированием современный бизнес. Сегодня все более очевидно, что точный и достоверный прогноз — это продукт интеграции техники прогнозирования, соответствующего информационного обеспечения и адекватного управления всем процессом.
Система информационного обеспечения прогнозирования представляет собой механизм сбора и анализа данных, составления прогноза и передачи пользователям результатов прогнозирования. Система информационного обеспечения облегчает накопление и обработку данных и дает возможность учитывать такие внешние факторы, как стимулирование продаж, изменение цен и обновление ассортимента производимой продукции, характер конкуренции и общие экономические условия. Внутреннее устройство системы информационного обеспечения должно позволять не только выявлять эти изменения, но и реально использовать их. Например, менеджер по маркетингу может прекрасно знать, что запланированная на следующий месяц кампания по стимулированию сбыта с большой вероятностью увеличит объем продаж на 15%. Но если «конструкция» информационной системы не предусматривает простых способов корректировки данных, на которых строится месячный прогноз, то никаких поправок в окончательном прогнозе может не оказаться. Точно так же, когда объявлено об изменении габаритов упаковки, это новшество найдет отражение в прогнозе на будущее, только если вводные данные будут своевременно изменены.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Если же в существующей системе информационного обеспечения эта операция затруднена, очень вероятно, что сами прогнозисты не смогут внести нужные корректировки. Поэтому очень важно, чтобы процесс прогнозирования опирался на систему информационного обеспечения, облегчающую ведение, обновление и преобразование базы статистических и прогнозных данных.
Легко понять, почему нужна эта способность вносить своевременные поправки, но реально осуществить корректировку состояния запасов во множестве распределительных центров зачастую довольно трудно, ибо это требует регулярного и эффективного контроля за многими тысячами единиц хранения. Для этого система информационного обеспечения прогнозирования должна быть в значительной степени автоматизирована, иметь отлаженный механизм выявления изменений.
Система информационного обеспечения прогнозирования представляет собой механизм сбора и анализа данных, составления прогноза и передачи пользователям результатов прогнозирования. Система информационного обеспечения облегчает накопление и обработку данных и дает возможность учитывать такие внешние факторы, как стимулирование продаж, изменение цен и обновление ассортимента производимой продукции, характер конкуренции и общие экономические условия.
Внутреннее устройство системы информационного обеспечения должно позволять не только выявлять эти изменения, но и реально использовать их. Например, менеджер по маркетингу может прекрасно знать, что запланированная на следующий месяц кампания по стимулированию сбыта с большой вероятностью увеличит объем продаж на 15%. Но если «конструкция» информационной системы не предусматривает простых способов корректировки данных, на которых строится месячный прогноз, то никаких поправок в окончательном прогнозе может не оказаться.
Точно так же, когда объявлено об изменении габаритов упаковки, это новшество найдет отражение в прогнозе на будущее, только если вводные данные будут своевременно изменены. Если же в существующей системе информационного обеспечения эта операция затруднена, очень вероятно, что сами прогнозисты не смогут внести нужные корректировки.
Поэтому очень важно, чтобы процесс прогнозирования опирался на систему информационного обеспечения, облегчающую ведение, обновление и преобразование базы статистических и прогнозных данных. Легко понять, почему нужна эта способность вносить своевременные поправки, но реально осуществить корректировку состояния запасов во множестве распределительных центров зачастую довольно трудно, ибо это требует регулярного и эффективного контроля за многими тысячами единиц хранения.
Для этого система информационного обеспечения прогнозирования должна быть в значительной степени автоматизирована, иметь отлаженный механизм выявления изменений.
В управлении процессом прогнозирования можно выделить организационные, процедурные, мотивационные и личностные аспекты, которые объединяют функцию прогнозирования с остальными функциональными областями в фирме. Организационные аспекты связаны с ролью и ответственностью отдельных служащих.
Специфические вопросы здесь таковы:
- кто отвечает за выработку прогноза?
- как оценивают точность и эффективность прогноза?
- как влияет эффективность прогноза на оценку работы и вознаграждение его составителей?
Процедурные аспекты связаны с личным пониманием сотрудниками относительной значимости прогнозирования, информационной системы и техники.
- понимают ли составители и аналитики прогнозов, как их действия влияют на планирование и координацию логистики?
- осознают ли прогнозисты возможности системы прогнозирования и насколько эффективно они эти возможности используют?
- способны ли прогнозисты сознательно выбрать наиболее адекватную технику прогнозирования?
При определении политики управления процессом прогнозирования важно получить детальный ответ на каждый из этих вопросов. Если этого не сделать, обязанности прогнозистов и критерии оценки их работы окажутся «размытыми», что приведет к безответственности. Поскольку единый прогноз необходим, нужно точно определить обязанности каждой группы прогнозистов и оценивать их работу по особым критериям.
Для эффективного управления процессом прогнозирования следует отчетливо сформулировать процедурные и организационные требования. Без этого даже самая совершая техника прогнозирования и наилучшая система информационного обеспечения не дадут оптимальных результатов.
Прежде было принято считать, что усилия по совершенствованию одного из компонентов — скажем, техники прогнозирования — могут помочь преодолению проблем с другими системными компонентами. На самом деле при конструировании системы нужно тщательно учитывать силы и слабости каждой составляющей, чтобы обеспечить оптимальное функционирование целого. Как будто в подтверждение этого многие логистические менеджеры сейчас пересматривают организацию своих систем прогнозирования.
Опрос 234 канадских компаний выявил какого рода усовершенствования претерпевает процесс прогнозирования и сколько компаний встало на этот путь. Данные опроса показывают, что большую часть проблем порождают системы информационного обеспечения и управления процессом прогнозирования, тогда как техника прогнозирования вызывает куда меньше нареканий. Эти результаты подтверждаются сообщениями ряда компаний о том, как они изменяют управление процессом прогнозирования.
Техника прогнозирования — лишь одна из составляющих процесса, но, тем не менее, полезно знать о разнообразии существующих здесь возможностей.