Эффективность управления, ее взаимосвязь с эффективностью производства
Важнейшая хозяйственно-политическая задача нынешнего этапа коммунистического строительства — всемерное повышение эффективности производства — неразрывно связана с совершенствованием управления. На XXVI съезде КПСС отмечалось, что «партия рассматривает дальнейшее улучшение управления и хозяйственного механизма как необходимое условие роста общественного производства, повышения его эффективности» (управленческий труд как специфический вид общественного труда обеспечивает согласованную работу различных взаимосвязанных частей производства, координирует трудовые усилия, повышает организованность и слаженность работы больших коллективов людей).
Известно, что эффективность — понятие комплексное. Эффективным обычно называют успешное действие, обеспечивающее достижение желаемого или заданного результата; в понятие эффективность» входит и оценка результативности труда в сопоставлении с его затратами.
Классики марксизма ленинизма, определяя специфический характер экономической эффективности общественного производства, указывали на зависимость между удовлетворением общественных потребностей и затратами, связанными с производством продукции; «Только там, где производство находится под действительным, предопределяющим это производство контролем общества, общество создает связь между количеством общественного рабочего времени, затрачиваемым на производство определенного предмета, и размерами общественной потребности, подлежащей удовлетворению при помощи этого предмета» . Здесь четко сформулирована связь эффективности с законом, «...по которому издержки производства постоянно падают, а живой труд постоянно становится производительнее...»
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Эффективность управления как экономическая категория отражает роль управления в повышении эффективности общественного производства, целью которого является наиболее полное и всестороннее удовлетворение материальных и духовных потребностей всех членов реалистического общества, а средствами — внедрение в практику достижений науки и техники, а также интенсификация всех производственных процессов.
Методология исследования эффективности базируется на предпосылке о том, что эффективность управления определяется путем сопоставления эффекта, т. е. результата, полученного в системе, с затратами, связанными с достижением данного результата, определение эффекта управления, который в самом общем виде выражается в том воздействии, которое субъект управления оказывает на управляемый объект и социально-экономическую систему в целом. В конечном счете, можно говорить об эффекте управления, выраженном системой параметров, характеризующих новое состояние производства, достигнутое в результате управленческих воздействий. Эффект управления проявляется в том, что все элементы производственной системы (и управляемой, и управляющей подсистемы, и их составляющих) приведены в действие и используются в соответствии с их назначением наиболее рациональным способом, т. е. в конечном счете, это системный эффект, отражающий как качественные и количественные характеристики каждого элемента системы, так и принципиально новое качество, возникшее в результате реализации системных связей и отношений?
В последнее время среди советских ученых и специалистов по управлению все более широкое признание получает так называемое «целевое» понимание эффекта, базирующееся на комплексной оценке всех аспектов деятельности системы управления. Суть этой концепции состоит в том, что результаты управленческой деятельности должны оцениваться по тому, как она выполняет поставленные перед системой задачи, носящие экономический, организационный, социальный характер и выражающие потребности, и интересы социалистического производства. Наиболее эффективной является система, обеспечивающая наивысшую степень удовлетворения целей.
Для получения системного эффекта субъект управления осуществляет действия, направленные на достижение целей и задач, стоящих перед общественным производством. Эти действия выполняются в соответствии с функциями управления и выделенными на их основе комплексами работ, работами, процедурами. Эффект воздействия системы управления в значительной мере предопределяется научной обоснованностью состава этих работ, качеством и сроками их выполнения на всех уровнях и во всех звеньях управления. Другими словами, характер действий системы управления зависит от глубины и степени познания законов управления в их взаимной увязке.
Следовательно, при прочих равных условиях важнейшими факторами, оказывающими влияние на величину системного эффекта управления, являются обоснованность, характер и объем действий, выполняемых управляющей системой. Еще один не менее важный фактор — это взаимодействие в системе управления. Его значение вытекает из того, что действия по управлению производством осуществляются в определенных организационных формах, предполагающих расчленение единой системы управления на уровни и звенья. В каждом звене и на каждом уровне в соответствии с разделением и специализацией управленческого труда выполняется определенный набор действий, необходимых для оказания запланированного воздействия на объект управления. Эти действия должны быть согласованы по направлениям, характеру, срокам, т. е. они должны быть взаимоувязаны. Отражая необходимые связи и отношения в системе управления, взаимодействие должно обеспечивать и усиливать результативность действий, предпринимаемых в отдельных звеньях и на разных уровнях управления.
Таким образом, окончательный эффект воздействия управления может быть представлен как функция от двух переменных: действий и взаимодействий в системе управления.
В системах со сравнительно невысоким уровнем специализации и разделения управленческого труда эффект воздействия предопределяется характером и качеством работ (действий), выполняемых субъектом. При растущей специализации управленческого труда роль взаимодействия повышается и может стать определяющей по влиянию на то воздействие, которое управляющая система оказывает на управляемую.
Рассматривая методологические основы определения эффективности управления, необходимо остановиться на второй составной части формулы эффективности — расходах, в сопоставлении с которыми оценивается общий результат деятельности. Известно, что они составляют необходимую и относительно обособленную часть всех издержек производства и поэтому должны полностью удовлетворять требованиям эффективного использования ресурсов. В документах КПСС неоднократно подчеркивалась необходимость «...при данных материальных средствах, на основе большей экономии, лучшего использования производственных возможностей, лучшей мобилизации сил и лучшего практического руководства дать стране больше продукции и лучшего качества»
На управление общественным производством общество затрачивает значительные средства, так как в системах управления занято большое количество трудящихся преимущественно высокой квалификации, использующих дорогостоящую и высокопроизводительную технику. Анализ тенденций развития хозяйственных систем показывает, что рост масштабов и номенклатуры производства, усложнение хозяйственных связей, развитие кооперации и специализации, углубление интеграции и прочие факторы научно-технического прогресса способствуют увеличению затрат общества на управление производством. Это объясняется тем, что происходит большое увеличение масштабов производства, изменяется его размещение, повышается его интенсивность, а, следовательно, увеличиваются объемы и сложность управления.
Все это предопределяет значение, которое приобретает методология измерения затрат, планирования их структуры и путей рационального использования ресурсов системы управления.
Измерение затрат, связанных с управлением, является необходимостью, отражающей общественный и планомерный характер социалистического производства. Рассматривая производство, основанное на общественной собственности, Ф. Энгельс писал, что «...общество должно будет знать, сколько труда требуется для производства каждого предмета потребления. Оно должно будет сообразовать свой производственный план со средствами производства, к которым в особенности принадлежат также и рабочие
В затратах каждого уровня управления должны учитываться расходы на оплату управленческого труда, а также на предметы и средства труда, необходимые для осуществления процесса управления. Поэтому главными составляющими каждого уровня являются: заработная плата работников аппарата управления с начислениями на социальное страхование и эксплуатационные расходы, связанные с использованием предметов и средств труда (здания, технические средства, средства связи и пр.) и с содержанием аппарата управления (расходы на служебные командировки, подготовку управленческих кадров, на приобретение канцелярских принадлежностей и т. п. В настоящее время, как никогда ранее, ощущается необходимость в планомерной регламентации издержек управления, величина и структура которых предопределяются объективно необходимыми функциями управления и условиями их выполнения. Отсутствие на производстве единой и действенной системы учета расходов на управление, их распыленность по многим статьям общезаводских и цеховых затрат — серьезное препятствие не только для разработки проблем эффективности управления, но и для рационального использования труда в управляющей системе.
Методы измерения эффективности управления
Совершенствование управления в значительной мере зависит от обоснованных методов измерения и оценки эффективности управления как постоянно растущей сферы применения общественного труда. Измерение эффективности управления позволяет анализировать и сопоставлять различные варианты систем управления, выявлять резервы их совершенствования, оказывать влияние на заинтересованность и повышать ответственность управленческих работников за количество и качество их труда.
Сложность оценки эффективности системы управления вызывается также обязательным требованием учета социальных факторов, т. е. соответствия всей целевой направленности управленческой деятельности интересам трудящихся, выражаемым экономической политикой партии. Результативность системы управления не может оцениваться только числом принятых решений или количеством выданных заданий, а должна учитывать социально-экономические последствия управленческих воздействий.
Методы измерения эффективности управления по конечным результатам
Характерная особенность этой группы методов — ориентация на методологию, критерии и показатели оценки эффективности общественного производства, органической частью которого является управление. При их разработке главное внимание уделяется общим проблемам измерения эффективности общественного производства, представляемой в форме соотношения результатов н затрат производства. Результаты общественного производства отражают степень достижения социальных и экономических задач. В самом общем виде они представляются как сумма экономического и социального эффекта. Общая эффективность общественного производства складывается под воздействием соотношения обоих видов эффекта я того значения, которое придается каждому из них. Огромный экономический и научно-технической потенциал развитого социализма создал все возможности для заметного поворота экономики ко все более полному удовлетворению материальных и культурных потребностей членов общества. Это значительно повысило роль социальных аспектов эффективности общественного производства.
В соответствии с этим наряду с проблемами установления экономического эффекта активно разрабатываются методы количественного измерения и качественной оценки социального эффекта производства и управления. Однако социальные аспекты эффективности разработаны пока еще недостаточно. Количественные оценки социальной эффективности носят преимущественно сравнительный характер и касаются отдельных частных направлений социальной деятельности, например обеспеченности трудящихся жильем, уровня образования, улучшения медицинского обслуживания и т. п. Исследование прямого и даже косвенного влияния социальных мероприятий на повышение уровня технико-экономических показателей производства находится в начальной стадии, хотя в этой области получены определенные результаты (влияние общеобразовательного уровня н повышения квалификации на производительность труда, влияние улучшения жилищно-бытовых условий и культурно-просветительной работы на текучесть кадров и т. п.).
Значительно большее развитие получила к настоящему времени теория экономического эффекта и экономической эффективности общественного производства.
В соответствии с принятой в настоящее время методикой экономическая эффективность производства измеряется системой показателей, которые подразделяются на обобщающие и отражающие использование важнейших производственных ресурсов — трудовых, материальных, финансовых. Наиболее четко эта система показателей отработана для народного хозяйства в целом. Обобщающим показателем эффективности общественного производства является темп роста дохода, наиболее полно характеризующий результаты труда. Объем национального дохода соизмеряется с ресурсами, примененными в сфере материального производства и состоящими из основных фондов, нормируемых оборотных фондов и фондов оплаты труда. Эффективность использования дополнительных ресурсов измеряется приростными стоимостными показателями, определяемыми как отношение прироста национального дохода к приросту ресурсов. Кроме того, используется система показателей, характеризующих относительную экономию основных и оборотных фондов, материальных затрат и фонда оплаты труда.
Аналогичная система применяется для измерения эффективности производства и на всех других уровнях управления (в отраслях, объединениях и на предприятиях).
Система стоимостных, показателей дополняется натуральными, что позволяет ориентировать ее на оценку как степени удовлетворения материальных и духовных потребностей советского народа, так и экономии натуральных затрат ресурсов на производство отдельных видов продукции.
В соответствии с этими методологическими предпосылками в практике оценки управления по конечным результатам производства используют различные измерители результатов производства и затрат на управление.
Институтом экономики АН УССР рекомендована формула расчета эффективности управления в целом по предприятию как отношение суммы балансовой прибыли к затратам живого и овеществленного труда в сфере управления. Некоторые авторы предлагают интегрирующий показатель, представляющий собой отношение результатов управления, выраженных различным сочетанием показателей производственно-хозяйственной деятельности системы, к удельным затратам на управление.
Для определения эффективности систем управления используются и эмпирические формулы, отражающие зависимость между параметрами систем управления и итоговыми показателями производств, а такие зависимости устанавливаются путем обработки представительных статистических данных, характеризующих динамику соответствующих показателей (прибыли, рентабельности, производительности труда и т. п.).
Методы измерения эффективности управления по непосредственным результатам деятельности
Характерная особенность этой группы методов — попытки расчета непосредственного эффекта систем управления, учитывающего специфику управления как слон<ной системы связей и отношений работников по поводу управления?" Авторы данного направления исходят из того, что системы управления, имеющие свои особые цели, задачи, функции, методы, должны оцениваться по непосредственным результатам их деятельности. Непосредственный результат управленческой деятельности оценивают степенью или уровнем достижения определенных целей, стоящих перед звеном или аппаратом управления.
Для этого используют формулу, в которой степень достижения целей отдельного подразделения аппарата управления (степень удовлетворения потребности в данной функции управления) сопоставляется с величиной затрат на их достижение.
Одновременно предлагается определять степень влияния эффективности труда каждого подразделения системы управления на величину суммарного эффекта деятельности предприятия.
В качестве измерителей эффективности управления предлагается также использовать показатели, отражающие уровень выполнения плановых заданий в системе управления. Для этого разрабатываются довольно сложные формулы (базирующиеся в основном на положениях теории вероятностей), с помощью которых определяется мера реализации возможностей достижения целей подразделения или аппарата управления предприятия в целом. Чем больше реализованы эти возможности, тем эффективнее функционирует управляющая система.
Делаются попытки оценить и результативность труда управленческих работников по уровню его организованности, используя различный набор показателей, характеризующих разделение труда, рациональность систем и методов работы, организацию рабочих мест, нормирование труда, подготовку и повышение квалификации кадров, трудовую дисциплину, условия труда. На их основе определяется уровень организации управленческого труда, который в соответствии с разработками НИИ труда рекомендуется рассчитывать как среднегеометрическую величину произведения частных показателей.
В ряде работ оценка деятельности систем управления производится по результатам труда отдельных работников. Такой подход вызывает необходимость четкого разграничения сфер деятельности, учета сложности выполняемых работ, характера и степени ответственности и т. п. Трудность заключается в выборе критериев оценки труда работников разных категорий и в невозможности количественного выражения результатов многих работ (например, работ по руководству коллективами).
Таким образом, краткий обзор методов второй группы показывает, что они ориентированы в первую очередь на оценку действий, выполняемых в системе управления, и, как правило, не рассматривают такой важный аспект эффективности, как взаимодействие уровней и звеньев системы управления. Кроме того, они не позволяют решить основную проблему оценки эффективности управленческого труда — определение его доли в общей эффективности производственно-экономической системы.
Задача измерения эффективности управления требует более глубоких решений в теоретическом и в практическом плане. Поэтому усилия ученых и практиков в области управления направлены на выработку системы показателей, которая должна отражать многоцелевой и многоаспектный характер деятельности в управлении. Эта система измерителей должна быть сквозной по всем уровням управления, что обеспечит возможность сравнения и интеграции показателей эффективности управления в масштабе предприятий, объединений, отраслей и народного хозяйства в целом. Существенным моментом является также информационное обеспечение, дающее возможность производить расчеты показателей на основе планов и действующей отчетности.
Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию управления
Важным аспектом оценки эффективности управления является определение эффективности мер, направленных на совершенствование систем н процессов управления. Решение о внедрении любого" рационализаторского предложения требует обязательного ответа на вопрос о том, что даст его реализация с точки зрения социально-экономического эффекта и затрат на его достижение комплексный характер мероприятий но совершенствованию управления проявляется в том, что, как правило, они направлены не только на улучшение экономических параметров производства (выполнение и перевыполнение планов по росту производительности труда и прибыли, по снижению себестоимости, экономии важнейших видов материальных ресурсов), но и оказывают прямое и косвенное влияние на состояние других подсистем—организационной, социальной и т. д.
Например, проведение мероприятий, направленных па улучшение организации управления и мобилизацию всех его ресурсов, обеспечивает четкое распределение обязанностей, прав и ответственности между работниками системы управления, повышение трудовой дисциплины, сокращение сроков принятия управленческих решений, улучшение социального климата, взаимоотношений. В результате повышается общий уровень организованности и эффективности управления.
Реализация мероприятий, носящих социальный характер (например, повышение квалификации кадров управления, улучшение всей системы их подготовки, создание благоприятных условий для труда и отдыха), т. е. ориентированных на все более полное удовлетворение потребностей работников аппарата управления, па всестороннее развитие их творческих способностей, обеспечивает непосредственный эффект в самой системе управления и косвенный — в социально-экономической системе в целом..
Между социальной и экономической эффективностью рационализации управления существует самая тесная, хотя и не прямая, связь, проявляющаяся сложно и противоречиво отчёт все мероприятия, обеспечивающие улучшение экономических параметров, в той или иной мере решают многообразные социальные задачи нашего общественного производства. В то же время мероприятия, результатом которых на поверхности выступает только социальный выигрыш (например, от расширения участия трудящихся в управлении), оказывают заметное влияние на повышение экономической эффективности управления.
В то же время ряд мероприятий социальной направленности требует единовременных (в виде капитальных вложений) и текущих затрат (отражающихся в себестоимость продукции), а их экономическая отдача зачастую не может быть измерена количественно, в том числе и потому, что появляется не сразу, а с определенным отставанием во времени, з
Сложность и противоречивость данной связи явились причиной того, что до сих пор в оценке эффективности мероприятий по совершенствованию управления много нерешенных вопросов>
При оценке эффективности мероприятий по совершенствованию управления практически используются все общепринятые методы оценки экономической эффективности капиталовложений и новой техники. Общая схема анализа и оценки может быть следующей.
На первом этапе выясняются причины, обусловившие необходимость рационализации, и ее направления. Для этого используют диагностический анализ состояния систем и процессов управления.
Совершенствование системы управления осуществляется с учетом таких направлений: организационная структура аппарата управления; информационная система и документооборот; механизм и методы управления; планирование и организация процесса выработки и реализации решений; планирование, организация и нормирование управленческого труда; механизация и автоматизация процессов управления; работа с кадрами управления, и в том числе подбор, расстановка, подготовка и повышение их квалификации; коллегиальные формы управления и привлечение трудящихся к управлению производством. Для каждого из этих направлений определяются типичные формы и особенности проявления эффективности: снижение затрат на управление; повышение общей эффективности функционирования объекта; улучшение качества работ и т. д.
Диагностический анализ позволяет зафиксировать исходные данные, характеризующие состояние системы или процессов управления до внедрения мероприятий по их совершенствованию.
Выделяются типовые варианты последствий внедрения мероприятий по рационализации, характерные для каждого из указанных направлений. К числу таких вариантов относят: мероприятия, снижающие затраты на управление при неизменном объеме работ и качестве их выполнения; мероприятия, обеспечивающие увеличение объема работ и повышение качества их выполнения при стабильных затратах на управление; мероприятия, обеспечивающие повышение качества выполнения работ при увеличении их объема и одновременном росте затрат на управление; мероприятия, направленные на повышение социальной эффективности, требующие увеличения затрат на управление; мероприятия, направленные на повышение социальной эффективности, но не требующие увеличения затрат на управление.
На первом этапе фиксируются формы проявления эффективности и исходные данные, необходимые для предварительной и последующей ее оценки.
Второй этап начинается после разработки проекта мероприятий по совершенствованию управления. На этом этапе производится предварительная оценка эффективности на основе данных, полученных на первом этапе, и ожидаемых их изменений после реализации мероприятий. Это относится как к экономическим показателям, так и к тем данным, которые используются при оценке социальных последствий, не поддающихся точному измерению.
На третьем этапе (после внедрения мероприятий) оценивают реальную эффективность, производят ее анализ и определяют путь дальнейшего ее повышения. На этом же этапе в силу специфики реализации мероприятий по совершенствованию управления устанавливают необходимость и целесообразность повторных оценок реальной эффективности, сроки и методы их проведения.
Пути повышения эффективности управления производством
Выделяют два главных пути повышения эффективности управления социалистическим производством. Первый обеспечивается за счет экстенсивного расширения ресурсов, которые общество выделяет на управление. Увеличивая количество управленческих работников, затрачивая все больше средств на оснащение их труда средствами вычислительной и организационной техники для содержания и нормального функционирования системы управления, можно в определенных пределах поднять ее эффективность. Второй путь повышения эффективности управления основан на качественных преобразованиях всех элементов систем управления, на базе лучшего использования имеющихся ресурсов и достижений научно-технического прогресса, т. е. на всемерной интенсификации.
Роль и значение каждого из этих путей существенно менялись на всем протяжении исторического развития социалистической экономики, отражая состояние производства, уровень производительных сил и производственных отношений, масштабы экономического и научно-технического потенциала, сложное влияние политических, экономических, социальных факторов. Однако по мере продвижения вперед по пути коммунистического строительства тенденция к росту факторов интенсификации становилась все более явной, превратившись на этапе зрелого социалистического общества в важнейшую его закономерность.
На современном этапе интенсификация рассматривается как важнейший путь повышения эффективности управления, основу которого составляет качественное преобразование всех основных элементов системы управления—кадров, методов, организации и технологии, процессов, технических средств. По этому рассмотрение важнейшей экономической и управленческой проблемы повышения эффективности управления требует, прежде всего, выделения основных направлений и выявления факторов интенсификации. Решение этой задачи позволит разработать стратегию и тактику, а также плановый механизм интенсивного преобразования управления и повышения его эффективности.
Факторы интенсификации управления характеризуются большим разнообразием, различны по характеру и времени их проявления, направленности действия, типу и силе влияния, источникам формирования. Поэтому, определяя пути интенсификации, среди множества факторов необходимо выделить наиболее существенные, действующие в течение достаточно длинного периода времени или постоянно, оказывающие наибольшее влияние на эффективность управленческого труда и управления в целом в данной главе было показано, что основными направлениями интенсификации управления являются два: внедрение достижений научно-технического прогресса во все элементы систем управления производством и всемерное улучшение использования ресурсов. Именно по этим направлениям и необходимо выявить те факторы, которые способствуют интенсификации и тем самым обеспечивают рост эффективности управления.
Первое направление — использование достижений научно-технического прогресса в управлении — лучше всего рассмотреть с позиций составляющих и ГП — науки и техники.
Углубление, расширение сферы, повышение комплексности, теоретической и практической значимости научных исследований в области управления. Важнейшим фактором повышения эффективности является, в частности, разработка проблем теории управления. Круг этих проблем хорошо известен, однако среди них следует выделить: совершенствование теории и методологии построения систем управления; развитие теории решений, особенно в части количественной оценки их качества, учета влияния факторов времени, определения степени допустимости риска при принятии решений; совершенствование механизма и методов управления. Особое место среди теоретических проблем занимает оценка эффективности управления. С этим направлением теснейшим образом связаны проблемы объективной оценки деятельности управленческого персонала, и особенно руководителей, моделирования процессов управления, теории эксперимента в области управления.
Разработка проблем теории управления связана с углублением познания его законов, закономерностей и принципов, что создает необходимые предпосылки для позитивных качественных изменений в организации, информационно-технологическом, методическом и кадровом обеспечении решения все более сложных проблем управления, для превращения управления в научно-технической процесс. Это усиливает роль науки в практике управления и в процессах интенсификации его развития.
Научный прогресс в управлении выражается и в улучшении его организации, достигаемом под воздействием таких факторов интенсификации, как:
- научное обоснование состава функций управления с учетом специфики управляемых объектов;
- внедрение прогрессивных организационных форм и структур управления в соответствии с качественными преобразованиями в структуре производства;
- внедрение научной организации труда в управлении;
- развитие форм организации участия трудящихся в управлении;
- применение прогрессивных организационных форм использования технических средств, информационного обеспечения и т. д.
Приведение в действие этих факторов способствует экономии живого и овеществленного труда в сфере управления, ведет к повышению организационного уровня управленческой деятельности, обогащает ее содержание за счет обеспечения четкости, конкретности в работе управленческих звеньев и отдельных должностных лиц, способствует повышению устойчивости и надежности системы управления. Например, внедрение научной организации груда способствует созданию таких организационных отношений, которые обеспечивают наиболее целесообразное взаимодействие всех звеньев управления, повышение результативности труда и снижение его излишних, не вызываемых объективной необходимостью затрат. Развитие организационных форм участия трудящихся в управлении производством не только повышает их творческую активность, но и увеличивает ответственность хозяйственных звеньев и руководителей производства за результаты их труда. Как следствие, на новый уровень поднимаются качество, оперативность и экономичность управленческих воздействий.
Влияние углубления научных исследований в области управления проявляется и в улучшении его технологического и информационного обеспечения.
Здесь важнейшими факторами интенсификации, оказывающими непосредственное влияние на эффективность управления, являются:
- внедрение прогрессивных типовых решений и процедур управления;
- проектирование и научное обоснование технологии процесса управления;
- внедрение прогрессивных методов разработки и организации выполнения решений;
- повышение качества информационного обеспечения процесса управления.
Результатом действия этих факторов являются повышение качества принимаемых управленческих решений, а также снижение затрат труда и времени на их своевременную разработку и реализацию.
Проведение научных исследований в области совершенствования системы методов управления также способствует росту эффективности управления, прежде всего за счет более высокой обоснованности, оперативности и экономичности управленческих воздействий. Здесь большое значение имеют совершенствование планирования, стимулирования и хозяйственного расчета, регламентирование полномочий, прав и обязанностей управленческих работников, улучшение инструктивного и нормативного обеспечения, четкое определение меры и видов ответственности должностных лиц и органов управления. Улучшению социальных условий в трудовых коллективах, усилению творческого характера управленческого труда, а, следовательно, и росту его эффективности способствует дальнейшее развитие социально психологических методов управления.
Внедрение достижений науки управления стимулирует и качественные преобразования такого важнейшего элемента системы управления, как кадры.
Основными факторами интенсификации в этом направлении являются:
- повышение качества подготовки управленческих кадров;
- повышение квалификации работников и улучшение квалификационной и профессиональной структуры аппарата управления; улучшение подбора и расстановки кадров;
- повышение ответственности работников системы управления за порученное дело, выполнение задач и функций управления; совершенствование стиля руководства;
- повышение культуры управленческого труда и управления.
Под влиянием этих факторов повышается качество трудовых процессов в сфере управления за счет более высокой компетентности управленческого персонала и выполнения им функций, соответствующих профессиональной и квалификационной подготовке, Одновременно достигается и экономия времени на выполнение задач управления, так как сокращаются его потери из-за уменьшения ошибок и просчетов.
Реализация этих факторов в интенсификации требует создания постоянного совершенствования сети подготовки и переподготовки кадров, повышения уровня организационного и методического руководства всей работой с управленческим составом.
Внедрение в сферу управления прогрессивных технических достижений, расширяющих возможности управленческих работников и сферу управленческих воздействий, является важнейшим управлением повышения эффективности на интенсивных основах.
Этому способствует реализация следующих основных факторов:
- внедрение высокоэффективных технических средств, обеспечивающих механизацию и автоматизацию управленческого труда;
- расширение технико-эксплуатационных возможностей использования машин и оборудования в системах управления;
- создание и совершенствование автоматизированных систем управления;
- повышение количества и удельного значения оптимизационных задач, решаемых с помощью технических средств.
В результате механизации и автоматизации управленческого руда существенно меняется его характер и содержание: в нем сокращается доля рутинных, нетворческих операций и усиливается созидательное начало. Своевременное получение качественной информации, необходимой для принятия управленческих решений, повышает оперативность управления, предотвращает нежелательные изменения в процессе производства. Автоматизация многих функций управления позволяет более последовательно провести централизацию управленческой деятельности, в частности вывести из цехов функциональный аппарат управления и сконцентрировать его в крупных производственных заводоуправлениях. Это привода к прямой экономии расходов на содержание аппарата управления.
Второе направление — улучшение использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов управления—самым тесным образом связано с первым направлением интенсификации. Дело в ом, что создаваемые наукой и техникой объективные предпосылки для повышения эффективности определяют не только возможности качественного преобразования всех элементов системы управления, но и экономичность, т. е. возможность снижения затрат ресурсов на осуществление управленческой деятельности в результате улучшения их использования. Экономию всех видов ресурсов в управлении можно рассматривать как экономию труда. Ведь данное направление работ также обеспечивает повышение эффективности управления на интенсивных основах.
Главными факторами данного направления, обеспечивающими прямое воздействие на эффективность, являются:
- рациональное использование фондов экономического стимулирования.
Значение и характер взаимодействия факторов не являются постоянными, а меняются в конкретных условиях развития систем управления. Поэтому выявление, анализ и комплексное использование факторов представляют собой важный этап работы, нацеленной на планомерное повышение эффективности управления. Примером системного, комплексного подхода к анализу факторов и разработке путей совершенствования управления производством являются решения, разрабатываемые нашей партией. Глубокий, всесторонний анализ всех факторов и условий развития советской экономики, проведенный на XXIV, XXV и XXVI съездах партии и Пленумах ЦК КПСС, позволил разработать комплексную программу повышения эффективности управления социалистическим производством, базирующуюся на преимущественном использовании интенсивных факторов.
На июньском Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что обеспечение хорошо отлаженной бесперебойной работы всего хозяйственного механизма — это и потребность сегодняшнего дня, и программная задача на будущее. Ее решение обеспечивается не только дальнейшим развитием теории, но и широкой экспериментальной проверкой разработанных наукой положений. Ряд экспериментов, охватывающих широкую сферу экономических связей и отношений и оказывающих воздействие на всю систему управления производством, осуществляется по постановлениям партии и правительства. С 1 января 1984 г. по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР проводится широкий эксперимент по расширению прав производственных объединений (предприятий) ряда министерств в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы. В процессе эксперимента меняется действующий порядок и сроки разработки планов, ограничивается число утверждаемых показателей, усиливается роль экономических нормативов, повышается взаимная ответственность предприятий за выполнение обязательств.
При этом реализуется задача, поставленная на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС: разработать такую систему экономических, организационных и моральных мер, которая заинтересовала бы в обновлении техники, сделала бы невыгодной работу по старинке. Таким образом, проведение хозяйственных экспериментов— это одно из главных направлений улучшения руководства экономикой, совершенствования стиля и методов хозяйствования, повышения эффективности на интенсивной основе.