Инструктаж по антитеррористической безопасности на рабочем месте — процедура, к проведению которой фирме-работодателю следует подойти с особой серьезностью как по причине того, что его проведение необходимо в силу требований закона, так и потому, что это крайне важно в нынешней непростой ситуации. Каким образом эта процедура может быть проведена, вы узнаете из нашей статьи.
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ российские ИП и юрлица обязаны выполнять требования по антитеррористической защищенности объектов, используемых в коммерческой деятельности. В соответствии с п. «и» ст. 14 закона «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» № 68-ФЗ руководители организаций обязаны проводить работы, направленные на предотвращение подобных ситуаций (далее — ЧС) на территории своих организаций. Поскольку террористический акт может быть фактором возникновения ЧС, то данную норму закона правомерно трактовать как устанавливающую для частных фирм обязанность по предотвращению террористической угрозы.
Но есть один нюанс. С одной стороны, частным фирмам нужно работать над антитеррористической безопасностью, с другой — понятие «инструктаж» в контексте антитеррористической безопасности в законодательстве РФ не закреплено. Таким образом, схему проведения антитеррористического инструктажа организация, пока алгоритм решения соответствующей задачи не утвержден на уровне законодательства РФ, утверждает на уровне локальных нормативных актов.
Какие этапы инструктажа она может предусматривать?
Исходя из правовой аналогии с нормами регулирования иных сфер безопасности, таких как противопожарная безопасность, под антитеррористическим инструктажем может пониматься обучение работников мерам антитеррористической безопасности, которые направлены на:
• доведение до сотрудников ключевых требований к антитеррористической защищенности предприятия;
• информирование сотрудников об источниках террористической угрозы;
• разъяснение сотрудникам последовательности действий в рамках реагирования на террористическую угрозу.
Если рассматривать антитеррористический инструктаж в рамках правовой аналогии с пожарным инструктажем, то его проведение должно быть инициировано руководством организации в соответствии со специальной программой. Кроме того, руководство фирмы должно назначить ответственного за проведение инструктажа. Каждый инструктаж имеет смысл регистрировать в специальном журнале.
Можно выделить следующие этапы проведения инструктажа по антитеррористической безопасности:
1. Назначение ответственных сотрудников.
2. Составление программы инструктажа.
3. Проведение инструктажа с каждым из сотрудников фирмы (действующими и новыми).
4. Отражение результатов инструктажа в журнале.
Рассмотрим особенности данных этапов подробнее.
Назначение сотрудника, который будет отвечать за инструктаж, должно производиться на основании приказа руководителя организации. При этом может потребоваться подписание заново должностной инструкции данного специалиста, а в некоторых случаях — заключение дополнительных соглашений к трудовому договору между ним и организацией. Главные задачи руководства фирмы в данном случае — определить сотрудника, чья компетенция в наибольшей степени соответствует специфике антитеррористического инструктажа, а также корректно отразить в его должностных обязанностях соответствующую функцию.
Безусловно, главный компонент инструктажа по антитеррористической безопасности — программа, в соответствии с которой это мероприятие и должно проводиться. Рассмотрим, в какой структуре она может быть представлена.
Программа антитеррористического инструктажа может содержать разделы, отражающие порядок предоставления инструктором сотруднику:
1. общих сведений о деятельности фирмы, которые имеют значение с точки зрения террористической угрозы;
2. сведений о факторах террористической угрозы применительно к конкретному рабочему месту, территории фирмы, близлежащим территориям, городу, региону;
3. сведений о законах и подзаконных актах различных уровней, а также действующих на предприятии локальных нормативных актах, которые направлены на обеспечение антитеррористической защищенности работников;
4. сведений о доступных для сотрудников информационных ресурсах, которые могут быть использованы в целях повышения уровня знаний об антитеррористической безопасности;
5. сведений о ресурсах, которые могут использоваться сотрудниками в целях мониторинга факторов террористической угрозы, а также отслеживания реализуемых мер реагирования на нее силами предприятия либо внешними субъектами в случае возникновения такой угрозы;
6. сведений об используемых предприятием инструментов для пресечения террористической угрозы, а также информации о возможностях задействования данных инструментов работниками;
7. рекомендаций и предписаний:
• в отношении действий работников, направленных на предотвращение террористической угрозы, а также тех, которые необходимо производить в случае возникновения террористической угрозы;
• по способам взаимодействия работников предприятия между собой, с руководством, госорганами в рамках предотвращения террористической угрозы, реагирования на нее;
• о поведении в ситуации возникновения террористической угрозы, мерах оказания помощи другим сотрудникам и гражданам в подобных ситуациях — на территории фирмы либо за ее пределами.
Рассмотрим теперь специфику каждого из отмеченных пунктов подробнее:
Раздел 1: общие сведения о фирме.
В данном разделе программы следует определить, что сотрудник, отвечающий за антитеррористический инструктаж, должен рассказать инструктируемому лицу о том:
• какие участки производства (зданий, территорий) подвергаются наибольшему риску разрушений при террористической угрозе;
• что должен делать работодатель при террористической угрозе (например, если в фирме есть достаточные по площади помещения, они могут быть задействованы сотрудниками для временного размещения пострадавших граждан);
• какова вероятность стать объектом террористической угрозы (например, если компания является разработчиком секретных военных технологий, то такая вероятность, определенно, будет выше, чем если бы она занималась гражданскими разработками).
Раздел 2: факторы угрозы.
В данном разделе программы можно прописать обязательство инструктора рассказать сотруднику о том:
• в связи с чем может возникнуть террористическая опасность на предприятии (например, в силу проникновения неустановленных лиц, которые могут совершить диверсию);
• каким образом риски террористической угрозы могут повлиять на деятельность предприятия (например, если фирма не имеет автономного электроснабжения, то при теракте высока вероятность обесточивания систем).
Раздел 3: НПА и локальные акты.
В данном разделе программы следует предписать обязанность инструктора ознакомить сотрудника с:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• перечнем государственных НПА, изданных в целях борьбы с терроризмом;
• разъяснениями ключевых положений соответствующих НПА;
• перечнем локальных нормативных актов, направленных на повышение антитеррористической безопасности, а также с разъяснением их основных положений.
Раздел 4: информационные ресурсы.
Здесь следует зафиксировать такую обязанность инструктора, как информирование работника о том, где в компании можно ознакомиться с различными обучающими материалами, инструкциями, схемами по антитеррористической безопасности (например, о том, с какого компьютера или сайта можно загрузить необходимые файлы, или же о том, где найти стенд с нужными схемами).
Раздел 5: ресурсы для мониторинга террористической угрозы.
В данном разделе программы нужно указать, что инструктор должен проинформировать работника о том, каким образом и из каких источников он может получать сведения о текущем уровне террористической угрозы, степени защищенности предприятия от нее, а также о том, как осуществляется противодействие возникшей угрозе (например, это может быть обращение по телефонам горячей линии МЧС или звонок на контактный телефон группы реагирования, нанятой компанией-работодателем).
Раздел 6: инструменты пресечения угрозы.
Здесь следует зафиксировать обязанность инструктора по информированию работника о том, что в его распоряжении имеются определенные средства предупреждения террористической угрозы (например, экстренное включение сигнализации при попытке диверсии, после чего диверсанты могут отказаться от намерения проникновения на объект и скрыться), а также реагирования на нее (например, удаленная блокировка всех дверей в офисах, позволяющая изолировать диверсантов либо не допустить их проникновения в кабинеты сотрудников).
Раздел 7: практические рекомендации.
Один из важнейших блоков инструкции — тот, что содержит разделы, предписывающие инструктору предоставить инструктируемым лицам необходимый перечень практических рекомендаций в отношении:
• предотвращения террористической угрозы и реагирования на нее;
• взаимодействия с другими сотрудниками, руководством, органами;
• собственных действий в случае террористической угрозы.
Примером рекомендаций по первому пункту может быть строжайшее соблюдение установленных в законах РФ и в локальных актах компании-работодателя предписаний (например, о немедленном сообщении в силовые структуры о подозрительных вещах, появлении посторонних лиц в районе предприятия, подозрительных переговоров с сотрудниками и т. д.).
По второму пункту инструктор может посоветовать работникам строго следовать установленным регламентам взаимодействия с коллегами и силовыми структурами — как правило, они прописаны на уровне должностных инструкций. Если же ранее это не было сделано, инструктору, как ответственному за антитеррористическую безопасность, следует прописать данные регламенты в должностных инструкциях и обратиться к руководству с просьбой утвердить обновленные документы.
По третьему пункту можно рекомендовать сотрудникам, прежде всего, не брать лишней инициативы на себя, если того явно не предполагает ситуация, избегать рисков для себя и других коллег, не поддаваться эмоциям и в то же время не игнорировать опасность, если она действительно возникнет.
Инструктаж имеет смысл проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Первый вариант оптимален для сотрудников, которые уже работают в фирме, второй — для тех, которые только приходят в нее. Для проведения обоих видов инструктажа работодатель должен, прежде всего, найти удобное помещение. Таковым может быть конференц-зал, оборудованный проектором и имеющий зоны для размещения стендов или плакатов с полезной информацией.
Антитеррористический инструктаж должен быть проведен в рабочее время сотрудников, но при этом оно не должно приходиться на обед. Поэтому сотруднику, ответственному за проведение инструктажа, предстоит поработать над комплектованием групп работников фирмы (либо составить график индивидуальных инструктажей) так, чтобы каждый из присутствующих смог на период инструктажа оставить свое рабочее место без ущерба для текущих производственных задач.
Как мы отметили выше, результаты антитеррористического инструктажа — по аналогии с пожарным инструктажем или же, например, с тем, что направлен на повышение безопасности труда — могут фиксироваться в отдельном журнале. В графах данного документа желательно указывать даты проведения инструктажей, Ф.И.О., должности и подписи работников и инструкторов.
Несмотря на то, что понятие антитеррористического инструктажа не закреплено в законодательстве РФ, на основе правовой аналогии с иными видами инструктажа, осуществляемыми работодателями в целях соблюдения норм законодательства в сфере охраны труда, можно определить его содержание. Проведение антитеррористического инструктажа предполагает назначение ответственных за него лиц, написание программы, проведение мероприятий в рамках инструктажа, а также отражение сведений о них в специальном журнале.