Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем. Это одна из основных функций менеджмента.
Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
1. Постановка целей и задач;
2. Составление программы действий;
3. Выявление необходимых ресурсов и их источников;
4. Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.
Большинство менеджеров с неохотой занимаются систематическим планированием. Они более склонны действовать, чем сидеть и размышлять о поведении. Нехватка времени и загруженность работой также затрудняют для менеджеров тщательное планирование. Для многих, планирование – это скучная и утомительная работа, которую можно легко и быстро заменить непосредственными действиями.
Одна из проблем, актуальных для предпринимателей, менеджеров, консультантов и всех тех, кто на практике занимается совершенствованием систем управления, это проблема несоответствия стратегии компании и механизма ее реализации, то есть стратегического разрыва. Сегодня разработано достаточно большое количество технологий преодоления данного разрыва. Так, Майкл Ковени в своей книге «Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь» описывает многоэтапный процесс эффективной реализации стратегии путем интеграции лучших приемов управления эффективностью бизнеса (BPM) с новейшими информационными технологиями. Технология BSC (The Balanced Scorecard) подразумевает создание такого механизма управления предприятием, при котором стратегические показатели эффективности его деятельности будут соединены через систему причинно-следственных связей со стратегическими инициативами и конкретными мероприятиями по выполнению этой стратегии.
Число программных продуктов для поддержки всего цикла корпоративного управления, включая планирование, на российском рынке быстро растет. То и дело появляются новые системы отечественных разработчиков, локализуются зарубежные продукты. На решение этих же задач претендуют и так называемые КИС, (корпоративные информационные системы), «бум» которых начался несколько раньше.
Организация в процессе планирования определяет свои действия на некоторый временной промежуток, характер действий и их последовательность. Между процессом управления и планированием существует жесткая взаимосвязь и взаимозависимость. Управление призвано добиваться целей, поставленных планированием, и держать данный процесс под постоянным контролем.
В общих чертах планированием обеспечивается:
• Точная формулировка целей организации, учреждения, предприятия;
• Ранжирование задач и составление последовательности действий по их разрешению.
Планирование в организации имеет несколько обязательных уровней:
• Первый уровень. Его задача: сформировать долгосрочные цели, нарисовать перспективы, к которым организации следует стремиться. Этого невозможно достичь без определения организацией собственной миссии. Когда организация говорит о миссии, ей приходится дать себе отчет о смысле ее существования, насколько она необходима в данном обществе, и какую пользу может принести ее деятельность. Обычно формулирование миссии производится в терминах бизнес-достижений, положения на локальном специфическом рынке, либо отношений с основными потребителями, клиентурой. Соответственно, стратегические цели указывают, чего именно организация стремится достичь в глобальном масштабе. Стратегическое планирование не слишком подробно останавливается на деталях. Его основная задача – в общих чертах наметить путь к желаемому результату. Организация, понимая динамический характер происходящих в обществе процессов, должна иметь некоторой набор стратегий, из которых одна будет базовой, другие же реализуются в случае конкретных, не всегда желательных, ситуаций. Стратегическое планирование призвано задать границы вероятного пространства реализации основной деятельности, пространства конкретного бизнес-планирования, и базу для планирования повседневного (оперативного).
• Второй уровень. Оно связывает деятельность по достижению конкретных результатов с подключаемыми ресурсами. В первую очередь упор делается на грамотное использование финансовых ресурсов, но одновременно дается оценка и планируется использование ресурсов человеческих, информационных, интеллектуальных, статусных. Бизнес-планирование показывает, насколько реально достижим намеченный уровень результатов. Позитивная роль бизнес-планирования заключается также в придании планам организации систематического вида, преобразовании общих идей в четкие показатели определенного вида.
• Третий уровень. Здесь осуществляется переход от обобщенного видения миссии и заданных перспектив на уровень решения повседневных задач. Оперативное планирование полностью основывается на конкретике: действия, их объем, процедуры, нормирование, определение сроков, объем реальных затрат.
• Показатели данного уровня планирования полностью измеримы, поэтому легче всего поддаются контролю. Оперативное планирование активно включает человеческий фактор в процедуру управления деятельности организации. Повседневное планирование ориентируется на кратковременные сроки. Предусматриваются опорные точки для анализа текущих результатов следования оперативному плану. На основании результатов анализа при необходимости производится корректировка планов, внесение дополнений либо изменений. Сравнение оперативных планов организации, анализов их выполнения за некоторый временной период, может дать реальную картину процесса управления ее деятельностью.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. В эту систему, в зависимости от основной дидактической цели, могут войти как уроки различного типа и вида, так и другие формы организации внеклассной и внеурочной работы учащихся. Успех тематического планирования зависит главным образом от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся твердо усвоить, с чем познакомиться, что уметь, что знать и т.д. Поэтому тематическое планирование начинается с тщательного изучения учителем учебной программы по предмету, образовательных стандартов, выделения основных воспитательных целей и целей развития учащихся в рамках изучения предмета в целом и в ракурсе решения дидактических задач по данной теме. «Поскольку результаты воспитания и развития учащихся проявляются не сразу после проведения того или иного урока, планировать эти задачи надо на более длительный период, т.е. по курсу в целом (что определено программой), и по целой теме или разделу (что намечает сам учитель, исходя из знания им особенностей учащихся того или иного класса». Только в результате такой предварительной работы можно увидеть и понять значение каждого «рождающегося» в тематическом плане урока. В противном случае вместо системы взаимосвязанных уроков получится случайный «набор» уроков.
В основу схемы тематического планирования положил дидактическую структуру урока, компоненты которой содержат элементы знаний (понятия) и способов действий, типы самостоятельных работ, т.е. содержание и способы обучения. Оговоримся, однако, что данная схема тематического плана не является педагогической догмой, а дает только направления для творческого поиска приемов и способов реализации основных его требований. Приступая к планированию системы уроков по очередной теме, учитель должен ясно представлять, какими опорными знаниями, навыками и умениями уже овладели учащиеся, какие виды преемственных связей (внутрипредметные, межпредметные) могут и должны на их основе актуализироваться. И только после такого диагноза можно разрабатывать конкретные программы работы учащихся по данной теме. В этих программах учитель четко намечает, какими основными знаниями, а также навыками и умениями по их применению должны овладеть учащиеся при изучении материала данной темы. В программе перечисляются основные понятия и закономерности, которые вводятся по данной теме (или изучаются неизвестные признаки ранее введенных понятий), важнейшие сведения об изучаемых явлениях, процессах, событиях и т.д.; характеризуются типы задач, которые учащиеся должны научиться решать, а также предлагаемые приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, которые должны произойти в результате изучения темы. Одновременно учитель планирует формирование у учащихся умений учебно-исследовательской деятельности, намечает основные задачи воспитания ответственного отношения учащихся к изучаемому содержанию темы, к тем видам деятельности, которые предстоит школьникам выполнять в ходе изучения данной темы.
Вот такая целеустремленность учителя в тематическом планировании, конкретизация им ближайших задач обучения и есть, по сути дела, управление процессом учебно-познавательной деятельности учащихся в системе уроков, основа его творческого подхода к поурочному планированию структуры и содержания предстоящей деятельности на уроке, к определению системы и последовательности собственных действий и действий учащихся на каждом уроке. Только после того как дидактические задачи определены при изучении темы в целом, можно приступать к подготовке конкретного урока.
Планирование закупок на 2019 год
Напомним, согласно п. 2 правил формирования планов закупок для федеральных нужд (постановление правительства № 552) в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ обязаны утвердить планы закупок. В этот же срок автономные учреждения после заключения соглашений о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства госсобственности или приобретение объектов недвижимого имущества в госсобственность, обязаны разместить документы планирования.
В план закупок автономных учреждений попадают только закупки за счет субсидий.
Подготовку и утверждение плана закупок нужно проводить в модуле формирования и ведения планов закупок подсистемы управления закупками системы «Электронный бюджет».
Порядок подготовки планов графиков не изменился. Он также заполняется в личном кабинете в ЕИС.
Кроме системы «Электронный бюджет» разместить план закупок на 2019 год и плановый период 2020-2021 нигде нельзя. Возможность заполнить форму в личном кабинете в ЕИС или в других информационных системах, которые связаны с ЕИС, будет прекращена.
Те, кто уже сформировал проект плана закупок на 2019 в личном кабинете ЕИС, обязаны отправить проект в архив. Это нужно сделать, чтобы получить из системы «Электронный бюджет» в ЕИС закупочный план. Затем уже понадобится опубликовать его в открытой части в ЕИС.
Если план закупок на следующий год уже размещен в открытой части, то нужно сформировать такой же план в электронном бюджете.
Те, кто раньше формировал и вел планы финансово-хозяйственной деятельности? автоматически получат полномочия по формированию и утверждению планов закупок в Электронном бюджете.
Для регистрации других сотрудников заказчикам нужно отправить заявку в электронной форме в системе «Электронный бюджет», а в ней указать полномочия работников.
Когда не руководитель и не замруководителя получает полномочие «Утверждение», то к электронным заявкам нужно приложить организационно распорядительный документ, который подтверждает право работника действовать от имени госзаказчика главного распорядителя.
Бюджетное планирование на 2019 год
Бюджетное планирование - это процесс включающий в себя обоснование и прогнозирование объемов доходов и расходов, которые будут получены в следующем бюджетном периоде. На практике оно реализуется путём разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга.
К планированию относятся:
• общественно-политический надзор над экономикой и контроль через различные политические учреждения (правительство, парламент, администрация президента, политические партии и так далее);
• оценка состояния экономики на конкретный момент времени;
• оценка спонтанных тенденций развития;
• проецирование на будущее желаемого экономического уровня, а также использование всех необходимых средств, для достижения намеченных целей.
Основной функцией планирования является формулирование курса действий над управляемой системой, с последующим формулированием комплекса мер по их реализации, что находит свое отражение в содержании плана.
Бюджетное планирование на государственном уровне базируется на существующей в РФ методике и многолетнем опыте сбора и распределения финансовых средств, в целях выполнения своих функций перед обществом. Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря бюджетному планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных и межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Бюджетное планирование на федеральном уровне и уровнях территориальных образований обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Исходя из бюджета (федерального, территориального), каждый финансовый план решает задачи организации и управления бюджетными средствами в конкретном звене управления. В систему бюджетно-финансовых планов входят перспективные и сводные финансовые балансы, составляемые на государственном и территориальных уровнях управления с учетом их возможностей по формированию бюджетов и их исполнению.
Целями такого планирования на всех уровнях власти являются:
- обеспечение координации социального и экономического развития государства и его территорий на основе бюджетной политики;
- прогнозирование объектов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;
- прогнозирование финансовых последствий проведения реформ и выполнения программ;
- определение возможностей по реализации различных мер в области финансово-бюджетной системы.
Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований.
В целях качественного и своевременного составления проектов бюджетов необходимы сведения о:
- налоговом законодательстве;
- предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой нижестоящим уровням бюджетной системы;
- видах и объемах расходов всех уровней бюджетной системы (иногда передаваемых с одного уровня на другой);
- нормативах финансовых затрат и др.
Проект бюджета основывается на:
- бюджетном послании Президента РФ;
- прогнозе социально-экономического развития соответствующего территориального образования;
- направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующего территориального образования;
- плане развития сектора экономики соответствующего территориального образования.
Перспективный финансовый план разрабатывается на основе данных и показателей прогноза социально-экономического развития государства. В плане содержатся данные о возможностях бюджетов по мобилизации доходов и финансированию расходов по статьям бюджета. План составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируется с учетом реального и прогнозного социально-экономического развития государства. Перспективный финансовый план как документ составляется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе данных прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ или муниципального образования и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и заимствований.
Перспективный финансовый план законодательно не утверждается и разрабатывается в целях информирования законодательных и представительных органов власти о предполагаемых направлениях социально-экономического развития, выявления возможностей в перспективе реализации мер в области финансовой политики, отслеживания долгосрочных целевых программ и своевременного контроля мер в определенных ситуациях. План разрабатывается на три года и ежегодно корректируется со сдвигом на один год вперед с учетом социально-экономического развития.
План состоит из отдельных разделов, в этих разделах обосновываются пути решения задач, стоящих перед государством в области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики. Определенные показатели должны быть обоснованы, а в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные меры и уделено особое внимание разделам по социальной политике государства.
Все вышеизложенное относится к макроэкономическому планированию, которое можно определить как сознательное действие. Цель макроэкономического планирования - привести по истечению определенного срока к желаемому результату национальную экономику в целом. Экономической наукой и практикой разработаны различные формы планирования, бюджетное планирование, финансовое прогнозирование.
Планирование в рыночной экономике осуществляется преимущественно экономическими методами, а основными экономическими регуляторами являются налоги, таможенная и финансовая политики.
Прогнозирование и планирование осуществляется с соблюдением конкретных принципов. Основными из них являются: альтернативность, научность, социальная направленность, повышение эффективности производства, пропорциональность и сбалансированность, приоритетность, согласование кратко-, средне- и долгосрочных целей.
Принцип альтернативности требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив).
Принцип научности реализуется в том, что плановые документы должны разрабатываться с использованием законов общественного развития, анализа тенденций и прогнозов социально-экономического функционирования общества, НТП.
Принцип социальной направленности планирования подразумевает первоочередной учет интересов человека и общества, направленность планов на удовлетворение их потребностей.
Принцип повышения эффективности производства требует, чтобы результаты выполнения планов достигались максимальной экономией труда и ресурсов на единицу продукции. Важны при планировании такие показатели эффективности, как рост производительности труда, снижение материало- и энергоемкости, повышение фондоотдачи, рентабельности и так далее.
Принцип пропорциональности и сбалансированности заключается в том, что рост производства должен сопровождаться улучшением структуры хозяйства, уменьшением доли отсталых производств, расширением применения высоких технологий и другое. При этом должны увеличиваться объемы продукции, имеющей максимальный спрос на мировом рынке, главным образом, товаров с большей долей добавленной стоимости, и сокращаться сырьевые поставки другим странам.
Приоритет общественного развития должен господствовать при составлении планов. В связи с тем, что в государстве всегда есть ограниченность в каких-либо ресурсах (трудовых, материальных, природных и других), правительство должно определять такие направления в развитии страны, которые имеют первоочередное значение для общества в данный период. Принцип согласования краткосрочных и долгосрочных целей по существу является продолжением принципа пропорциональности, но здесь главное внимание уделено учету целей при планировании на временных отрезках. Задаваемые результаты планов при этом должны согласовываться со стратегическими целями общества.
Развитие экономики характеризует система показателей, которая состоит из блоков, соответствующих различным аспектам расширенного воспроизводства. Все показатели подразделяются на натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, количественные и качественные, утверждаемые, индикативные и расчётные. Утверждаемые показатели включают государственный заказ, лимиты и нормативы.
Президент РФ не позднее марта, предшествующего очередному финансовому году, выступает перед Федеральным Собранием РФ. В своем послании Президент РФ определяет бюджетную политику государства на очередной финансовый год.
Законодательные и представительные органы государственной власти и органы власти местного самоуправления рассматривают, корректируют и утверждают, разработанные и представленные соответствующими исполнительными органами проекты бюджетов и проекты бюджетов внебюджетных фондов.
Исполнительные органы власти государства, субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют разработку проектов бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, рассматривают их на своих заседаниях, вносят их на рассмотрение и утверждение законодательных и представительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Основная роль в составлении проектов бюджетов и их исполнении принадлежит Минфину России, финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований.
Минфин России в области бюджетов выполняет следующие функции:
- разрабатывает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
- разрабатывает проекты федерального бюджета, внебюджетных фондов и прогноз консолидированного бюджета РФ, исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета, внебюджетных фондов и консолидированного бюджета РФ, осуществляет контроль за целевым использованием средств федеральных бюджетов;
- готовит предложения и реализует меры, направленные на совершенствование структуры государственных бюджетных расходов;
- совершенствует методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования, осуществляет руководство в сфере составления и исполнения федеральных бюджетов;
- разрабатывает и реализует единую политику формирования структуры государственных заимствований для покрытия дефицита федерального бюджета;
- готовит предложения по формированию и использованию средств государственных внебюджетных фондов, целевых бюджетных фондов по установленным размерам отчислений в эти фонды;
- разрабатывает совместно с Минэкономразвития России проекты программ государственных внешних заимствований с целью покрытия бюджетного дефицита и организует работу по привлечению в экономику РФ иностранных инвестиций и кредитов;
- разрабатывает условия выпуска и размещения государственных займов.
Финансовый орган субъекта РФ в сфере бюджетов выполняет функции:
- составляет проекты бюджета субъекта РФ, бюджета внебюджетных фондов и консолидированного бюджета субъекта РФ на основе данных муниципальных бюджетов;
- разрабатывает проекты нормативов отчислений от налогов и других платежей в местные бюджеты, размеры дотаций и субвенций из бюджета субъекта РФ в местные бюджеты;
- выполняет иные функции в соответствии с законодательными актами субъекта РФ.
Таким образом, планирование - это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. Оно осуществляется на основании целого ряда принципов специальными субъектами бюджетных отношений: Минфином России, финансовым органом субъекта РФ. Законодательные и представительные органы государственной власти и органы власти местного самоуправления рассматривают, корректируют и утверждают, разработанные и представленные соответствующими исполнительными органами проекты бюджетов и проекты бюджетов внебюджетных фондов.
Бюджетное планирование как часть социально-экономического планирования направлено на реализацию задач устойчивого развития, а как вид финансового планирования - на укрепление финансовой устойчивости экономики на разных уровнях. Бюджетное планирование при научно-обоснованном подходе может стать действенным инструментом обеспечения устойчивости, сбалансированности и развития на всех уровнях бюджетной системы.
Планирование бюджета на 2019 год
Годовой финансовый план будет нуждаться в регулярной корректировке и по расходам, и по доходам, поэтому все столбцы в нём нужно создать в двойном экземпляре: прогноз и фактический показатель.
При фиксированном размере заработка вы просто вписываете в раздел доходов зарплату и прочие стабильные поступления. Единственное, что прервёт привычный ход вещей, — отпускные. Обычно перед отпуском выдают деньги за дни, в течение которых вы будете отдыхать, но потом вы недосчитаетесь некоторой суммы в зарплате. Но в целом на этапе прогноза, особенно если составляете бюджет в первый раз, достаточно будет для всех месяцев использовать только размер зарплаты.
При нерегулярных поступлениях есть три пути прогнозирования доходов:
1. Вы уверены, что ежемесячно будете получать достаточную для жизни сумму, хотя и не знаете её точного размера. Вычислите свой средний доход и используйте его для расчёта. Если заработаете в каком-то месяце больше прогнозируемой суммы, перемещайте излишек в копилку. В неё вы залезете, если заработаете меньше среднего.
2. У вас нет постоянного дохода, и вы не уверены, что будет. За основу для расчётов лучше взять минимальный доход. В этом случае планирование бюджета станет задачкой со звёздочкой, зато и финансовых неожиданностей не будет.
3. Часть вашего дохода стабильна, но точный размер заработка прогнозировать сложно.
Например, вы получаете фиксированный оклад, а наличие премии зависит от многих факторов. Тогда стоит распланировать бюджет так, чтобы стабильный заработок покрывал все первостепенные нужды, а на остальное будете тратить по ситуации.
Не забудьте учесть доходы, которые вы получаете нерегулярно: квартальную премию (раз в три месяца), возвращение налогового вычета (раз в год) и так далее.
Для примера возьмём ситуацию, когда большая часть дохода стабильна — это оклад. Минимальная премия составляет 3 000 рублей, этой цифрой и будем оперировать в прогнозе. Также отметим, что на юбилей в августе должны подарить не менее 20 000 рублей: родители обещали 15 000, друзья наверняка подарят не меньше 5 000.
При планировании расходов запишите в столбцы месяцев обязательные траты: на еду, коммунальные услуги, проезд, мобильную связь, бытовую химию и так далее. Учтите, что зимой коммунальные платежи больше из-за отопления, а на мобильную связь, например, в мае вы потратите больше, так как собираетесь в отпуск. Эти изменения должны быть вписаны в бюджет.
Так, в примере видно, что в марте отопительный сезон закончился, поэтому последний увеличенный платёж за ЖКУ запланирован на апрель. Также отражён отпуск в мае. Составитель бюджета планирует поехать на три недели в гости к бабушке. Билеты уже куплены, поэтому эту трату учитывать нет смысла. ЖКУ считается по нормативам и не изменится.
При этом наш герой в течение трёх недель не будет тратиться на проезд. А расходы на еду он сократил в два раза: неделю он будет есть дома, а также возьмёт на себя часть расходов на продукты у бабушки.
Следующий шаг — фиксация обязательных, но нерегулярных трат. Допустим, в мае вам надо переоформить ОСАГО, в ноябре — заплатить налог за квартиру и машину, в мае у вас отпуск, в августе — юбилей, а в декабре заканчивается абонемент в спортзал. Отдельно учтите необходимость купить подарки на праздники.
Крупные расходы можно планировать двумя способами:
1. Изыскать из месячного бюджета всю сумму целиком.
2. Разделить её на несколько месяцев.
Герой примера воспользовался первым способом для планирования расходов на юбилей и вторым — для ОСАГО.
Осталось учесть в бюджете накопления и вычислить остаток. В примере на развлечения, по прогнозу, остаётся 8 020 рублей (258,7 рублей в день).
Ежемесячно после получения дохода из всех источников бюджет придётся корректировать, чтобы определиться с суммой, которая действительно есть на руках. По мере появления информации стоит также учитывать изменение расходов.
Человек из примера получил премию больше, чем рассчитывал.
Он также потратил чуть меньше на еду и мобильную связь, чуть больше — на ЖКУ. В итоге после всех обязательных вычетов у него на руках остаётся 12 535 рублей (404,3 рубля в день), что почти в два раза больше предыдущего результата.
Стоит помнить, что даже если вы крайне дисциплинированно придерживались финансового плана, составленного с учётом всех мелочей, обстоятельства могут серьёзно скорректировать бюджет. Потеря работы, повышение и прибавка к зарплате, рождение ребёнка — всё это потребует внесения серьёзных изменений в финансовую стратегию. Но даже плохо составленный бюджет лучше, чем вообще никакого.
Планирование электронного бюджета в 2019 году
Электронный бюджет — это государственная интегрированная информационная система, созданная Министерством финансов РФ. Разбираемся, что представляет собой программа для бюджетного планирования, какие организации должны использовать в своей работе подсистему Минфина «Электронный бюджет», и как к ней подключиться.
Эта программа разработана с целью увеличения прозрачности и открытости основной деятельности государственных органов и ответственна за управление общественными финансами.
При помощи программы планирования ГИС «Электронный бюджет» повышается качество менеджмента госорганов посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий и создания единого информационного пространства в среде управления государственными, муниципальными, общественными финансами.
Концепция разработки создания ГИИС «Электронный бюджет» была подтверждена в РП № 1275-р. Регулирует порядок работы системы Постановление Правительства № 658.
Система состоит из нескольких подсистем, направленных на осуществление тех или иных целей в финансовой сфере:
• управление закупками;
• управление кадрами;
• бюджетное планирование;
• управление денежными средствами;
• управление доходами и расходами;
• управление нормативной справочной информацией и проч.
В программе должны зарегистрироваться и работать следующие пользователи:
• органы государственной власти и местного самоуправления, а также государственные внебюджетные фонды;
• организации, являющиеся участниками бюджетного процесса и финансируемые посредством госбюджета, а также юридические лица, получающие денежные средства из бюджета РФ;
• физические и иные лица — участники бюджетного процесса;
• организации, осуществляющие закупочную деятельность по нормам 223-ФЗ.
Размещение планов-графиков производится при помощи подсистемы «Управление финансами», в том случае если заказчиком выступает РФ. БУ, АУ на федеральном и муниципальном уровне, а также прочие организации-заказчики могут формировать и публиковать планы-графики непосредственно в Единой информационной системе. Всю закупочную документацию учреждения должны дублировать в ЭБ (приказ Минфина № 173н), а затем передавать ее в ТОФК.
С помощью подсистем, расположенных на сайте Минфина, можно осуществить следующие действия:
• изучить информацию по заполнению прогнозных форм;
• формировать государственное задание и бюджетные сметы;
• осуществить процедуры ведения бухучета и бюджетного учета для учреждений;
• просмотреть различные реестры и справочную информацию;
• заполнить сведения и документацию по процедурам государственного заказа и закупочной деятельности;
• обеспечить информационное взаимодействие;
• создать, сохранить и направить в уполномоченный орган документацию по планированию и исполнению бюджета, а также о проведении контрольных мероприятий и проч.
В системе «Электронный бюджет» Федерального казначейства следующий функционал:
• ведение сводного реестра УБП и НУБП;
• взаимодействие с официальным сайтом;
• разработка и ведение различных отраслевых перечней;
• работа с Единым порталом бюджетной системы РФ;
• управление закупочной деятельностью;
• ведение учета и составление отчетности;
• управление расходами.
Регламент для подключения, входа в «Электронный бюджет» (личный кабинет) и начала работы в нем закреплен в письме Минфина РФ № 21-03-04/35490. В первую очередь, в организации должны выпустить приказ о назначении ответственных за работу в ЭБ лиц, определении сотрудников, уполномоченных на подготовку документации, размещаемой в подсистемы. В приказе необходимо утвердить обязанности каждого ответственного работника. Под распоряжением в обязательном порядке должны стоять подписи об ознакомлении каждого сотрудника с содержанием внутриорганизационного документа.
Для того чтобы начать работать, пользователю необходимо:
1. Произвести полную диагностику и подготовку автоматизированных рабочих мест к работе с ГИИС «ЭБ» в соответствии с требованиями, установленными в Приложении 1 к Порядку подключения.
2. Подготовить для каждого исполнителя квалифицированные ключи ЭЦП. Новые ключи получаются только для тех, кто ранее не работал в ЕИС. Остальные же могут использовать свои ЭЦП, действующие в Единой информационной системе.
3. Установить ПО Windows Installer, все необходимые драйвера носителя информации сертификата пользователя, программы «Континент TLS Клиент» и Jinn-Client.
4. Оформить и отправить в ТОФК заявку на подключение по специальной унифицированной форме (письмо Минфина № 21-03-04/61291). К заявке необходимо приложить приказ о назначении ответственных лиц, файлы сертификатов ЭЦП, подписанное каждым ответственным сотрудником согласие на обработку персональных данных, заявку и доверенность на получение СКЗИ по форме, утвержденной Минфином (письмо № 21-03-04/35490).
5. Дождаться результатов проверки переданного в ТОФК пакета документов с заявкой на подключение, и, при необходимости, внести все исправления и дополнения.
6. По факту успешной проверки установить на рабочем месте СКЗИ, зарегистрировать новых исполнителей в ЕИС, установить новые сертификаты ключей ЭЦП и ввести данные по ответственным сотрудникам в систему «ЭБ» с одновременным определением ролей каждого исполнителя.
7. Подключиться к системе «Электронный бюджет», войти в личный кабинет и начать работу в нем.
Налоговое планирование в 2019 году
В последнее время всё более распространенным способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится оптимизация налоговых платежей, налоговое планирование.
Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому.
Налоговая минимизация включает в себя в зависимости от правомерности конкретных способов уменьшения размеров налоговой обязанности незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную (налоговую оптимизацию, налоговое планирование) деятельность.
Налоговое планирование — организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства.
Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.
Для российских предпринимателей налоговое планирование — еще недостаточно освоенная область. В экономически же развитых странах налоговому планированию уделяется чрезвычайно большое внимание. Уплата фирмой налога по стандартной, установленной законом ставке является свидетельством неэффективного налогового менеджмента.
Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.
Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.
Налоговый Кодекс РФ указывает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах».
В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства:
• учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;
• разработку учетной политики предприятия;
• правильное и полное использования всех установленных законом льгот;
• оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов.
Виды налогового планирования:
1. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое (долговременный курс предприятий и решение крупномасштабных задач) и тактическое (текущий, повседневный характер) налоговое планирование.
2. В зависимости от размера территории, на которой налогоплательщик осуществляет свою деятельность, налоговое планирование может быть международным, национальным, местным.
3. В зависимости от типа налогоплательщика может быть корпоративным или индивидуальным.
Долгосрочное налоговое планирование — использование налогоплательщиком таких приёмов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.
Стратегическое (долгосрочное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Элементы данного вида планирования:
• выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения места расположения организации, её структурных подразделений и руководящих органов;
• выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры.
Текущее налоговое планирование — совокупность методов, дающих налогоплательщику возможность уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации.
Элементы текущего планирования:
• использование налоговых льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства;
• использование оптимальных форм договоров;
• разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.
Элементами налогового планирования являются:
1. Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности в целях недопущения нарушений сроков отчетности, влекущих штрафные санкции;
2. Стратегия оптимизации налоговых обязательств, в соответствии с которой разрабатывается четкий план реализации;
3. Контроль дебиторской задолженности: недопущение на срок более 4 месяцев дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию или оказанные услуги;
4. Контроль состояния бухгалтерского учета и отчетности для получения оперативной, объективной информации о хозяйственной деятельности в целях адекватного налогового планирования;
5. Налоговые льготы и организация сделок;
6. Рациональное размещение активов и прибыли организации.
Способы налогового планирования:
• использование пробелов законодательства;
• применение налоговых льгот;
• выбор формы деятельности;
• правильное формирование учетной политики;
• применение офшоров;
• изменение срока уплаты налогов;
• правильная организация сделок;
• лоббирование;
• прогнозирование изменений налогового законодательства.
Налоговое планирование — сложный многофакторный процесс. С некоторой долей условности принято считать, что этот процесс проходит четыре этапа.
На первом этапе, решается вопрос о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п.
На втором этапе производится выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица.
Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. Производится анализ форм сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия, правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и т. п.
На четвертом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.
Следует отметить, что 1 и 2 этапы планирования до регистрации предприятия имеют место лишь один раз, в то время как текущее налоговое планирование (3, 4 этапы) предполагает контроль обоснованности применения налоговых льгот к каждой сделке.
Налоговое планирование для предпринимателей предполагает выбор оптимальных при данных налоговых правилах форм и методов инвестирования капиталов и осуществления деятельности.
При некотором упрощении налоговое планирование можно представить как следование основным правилам:
• Первое: следует избегать статуса резидента в стране получения наибольших доходов, если при налогообложении доходов от зарубежной деятельности применяется принцип резидентства.
• Второе: активы предпочтительнее перемещать в форме движения капиталов, а не прибылей.
• Третье: при сравнении налоговых режимов разных стран больше внимания следует уделять правилам расчета облагаемого дохода, а не налоговым ставкам.
• Четвертое: не следует спешить с инкассацией доходов и регистрацией прибылей, так как отсрочка налога часто равносильна освобождению от него.
Перечисленные правила обеспечивают минимизацию налоговых обязательств законным путем и посредством полного раскрытия всей информации налоговым органам. Подобную минимизацию налоговых обязательств, как правило, называют избежанием налогов. Помимо законных способов минимизация налогов может осуществляться и незаконными методами, что определяется как уклонение от налогов (tax evasion). Уклонение от налогов происходит путем сокрытия своих налоговых обязательств либо предоставления в налоговые органы ложной информации.
Любое налоговое планирование связано с определенными предпринимательскими рисками. Налоговые органы не поощряют действия налогоплательщиков, преследующие снижение налоговой нагрузки, даже если такие действия формально не противоречат законодательству. И это вполне понятно, поскольку цель государственного бюджета состоит в максимальном увеличении налоговых поступлений.
Острота обозначенной проблемы определяется также тем, что в действующем законодательстве не всегда можно найти четкие критерии, позволяющие в конкретной ситуации разграничить правомерную минимизацию налогообложения и незаконное уклонение от уплаты налогов. Противоречива и судебная практика, относящая одни и те же действия налогоплательщиков в одних случаях к правомерной деятельности, а в других — к разряду правонарушений.
Отсутствие законодательно установленных пределов налоговой минимизации влечет целый ряд негативных последствий:
• Отсутствие четких критериев законной налоговой минимизации является фактором, сдерживающим деловую активность хозяйствующих субъектов.
• В условиях неопределенности правовой основы минимизации налоговых платежей утрачивается доверие хозяйствующих субъектов к государственным органам, снижается авторитет государственной власти в глазах налогоплательщиков.
• С точки зрения макроэкономических процессов отсутствие пределов законной налоговой минимизации значительно снижает инвестиционную привлекательность российской экономики.
В то же время грамотное применение положений действующего законодательства, использование всех возможных льгот, прав и гарантий позволяют значительно снизить риски налогового планирования до минимального уровня. В результате достигаемый с помощью налогового планирования положительный результат оправдывает возможные налоговые риски.
Планирование бюджетных ассигнований на 2019 год
Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом. Планирование осуществляется раздельно по ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.
Ассигнования на исполнение действующих расходных обязательств – это ассигнования, состав и объем которых обусловлены законами, нормативными актами (муниципальными актами), договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем году, в очередном году или в плановом периоде, к признанию утратившими силу либо к изменению с увеличением объема ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем году, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных актов (муниципальных актов).
Ассигнования на исполнение принимаемых обязательств – это ассигнования, состав и объем которых обусловлены законами, нормативными актами (муниципальными актами), договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем году, в очередном году или в плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных актов (муниципальных актов).
Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной год (очередной год и плановый период), а также его выполнения в отчетном году и текущем году.
При планировании бюджетных ассигнований используются следующие методы:
1. Нормативный метод расчета бюджетных ассигнований предполагает расчет объема бюджетных ассигнований на основе нормативов, утвержденных в соответствующих нормативных правовых актах (федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации). Нормы устанавливаются законодательными и подзаконными актами. Нормы расходов - это установленный компетентным органом размер затрат на расчетную единицу (койка в больнице, студент в университете). Такими нормами являются:
- денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение населения медикаментами, мягким инвентарем и т. д.);
- нормы индивидуальных выплат (ставка ЗП, размеры пособий, стипендий и т. д.);
- нормы, в которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.). Нормы бюджетных расходов классифицируются по разным признакам. По содержанию: материальные и денежные (стоимостное выражение натуральных); по юридическим свойствам: обязательные (устанавливаемые актами органов государственной власти и не подлежащие изменению - ставки ЗП, нормы расходов на питание) и расчетные (средние затраты на расчетную величину). Нормы могут быть обязательными (устанавливаемые правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаемые ведомствами). Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) или укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом). Нормы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственного или муниципального заказа, выполняемого государственными, муниципальными предприятиями или другими юридическими лицами. К расходным обязательствам, объем которых определяется нормативным методом, относятся публичные нормативные обязательства - пенсии, пособия, компенсации, иные социальные выплаты определенной категории населения, а также расходные обязательства, предусматривающие определение объема расходов на основе нормативов.
2. Метод индексации расчета бюджетных ассигнований предполагает расчет объема бюджетных ассигнований путем индексации на уровень инфляции (иной коэффициент) объема бюджетного ассигнования текущего (предыдущего) финансового года. К расходным обязательствам, объем которых определяется методом индексации, относятся расходные обязательства по оплате транспортных, коммунальных услуг, приобретению услуг связи, а также расходные обязательства, подразумевающие определение объема расходов на основе коэффициентов увеличения (индексации) объемов расходных обязательств (частей расходных обязательств).
3. Плановый метод расчета бюджетных ассигнований предполагает установление объема бюджетных ассигнований в соответствии с показателями, указанными в нормативном правовом акте (долгосрочной (федеральной) целевой программе, договоре, условиях займа), актах Правительства Российской Федерации или главного распорядителя средств федерального бюджета, предусматривающих осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенным в долгосрочные (федеральные) целевые программы, принятых в установленном порядке. К расходным обязательствам, объем которых определяется плановым методом, относятся расходные обязательства, установленные межгосударственными (международными) договорами и соглашениями, предусматривающими взносы и иные платежи Российской Федерации субъектам международного права; расходные обязательства в части бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу; расходные обязательства по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.
4. Иные методы расчета бюджетных ассигнований предполагают расчет объема бюджетных ассигнований методом, отличным от нормативного метода, метода индексации и планового метода.
Планирование бюджетных ассигнований осуществляется субъектами бюджетного планирования по главным распорядителям средств федерального бюджета. При этом планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по действующим и принимаемым расходным обязательствам.
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к признанию утратившими силу либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, осуществляется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и другое) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.
Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.
На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения, учреждения охраны здоровья и физической культуры, учреждения культуры.
Смета - это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций, а также план финансирования учреждений и расходования бюджетных средств.
Правовое назначение сметы состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по отпуску этих средств и права данных органов на контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов.
Бизнес планирование в 2019 году
Бизнес-планирование – это комплекс мер, направленных на исследование прошлого, текущего и будущего состояния компании. Суть бизнес-планирования - определение целей, задач, перспектив развития, анализа способов реализации новых проектов, оценки потенциальной прибыли и рисков компании. Часто бизнес-планирование находит отображение в специальном документе – бизнес-плане.
Бизнес-план – расширенный план, в котором расписаны основные этапы развития компании на рынке, размеры необходимых инвестиций, сроки реализации проектов, кадровые решения, потенциальные риски, сроки окупаемости проекта, потенциальные доходы и так далее.
При планировании деятельности компания может ставить пред собой несколько целей оформления бизнес-плана:
1. Для себя. В этом случае основная цель предприятия – самоконтроль. К примеру, компания решила попробовать свои силы в смежной сфере деятельности. Чтобы убедиться в перспективах проекта и исключить вероятные риски, проводится подробное бизнес-планирование.
2. Для получения займа. Еще недавно для оформления кредита нужно было принести всего лишь ТЭО, состоящее из двух страниц. Кредитор получал технико-экономическое обоснование, и это могло стать основанием для предоставления определенной суммы. Но это был не единственный критерий оценки. Банк рассматривал личные связи заемщика, его состояние, рекомендации и так далее. В последние годы все чаще для выдачи кредита нужен полноценный бизнес-план.
3. Для привлечения денег инвесторов. В качестве «спонсоров» могут выступать частные инвесторы и компании (к примеру, инвестиционный фонд). Если капитал привлекается за счет публичного впуска акций, то наличие бизнес-плана позволит много выгоднее продать компанию. Это легко объяснить. Инвестор видит всю необходимую информации – уровень продаж, данные о предприятии, уровень производства, финансовые перспективы и так далее. Есть мнение, что в скором времени бизнес-планирование станет основной для эмиссии ценных бумаг. Но пока такая практика только в перспективе и работает исключительно в качестве вспомогательного инструмента.
4. Для совместного бизнеса (компании, альянса) с партнером из другой страны. Инвесторы из-за рубежа все активнее выводят капитал из России. Те же, что возвращаются, стараются быть крайне осторожными и всесторонне оценивать потенциального партнера. Наличие качественного бизнес-плана со всеми необходимыми цифрами дает уверенность потенциальному партнеру и повышает шансы дальнейшего сотрудничества.
5. Для заключения крупного договора. Если в будущей сделке речь идет о крупной сумме и существенных преобразованиях в работе компании, то бизнес-планирование – обязательная ступень при оформлении сделки.
6. Для привлечения лучших сотрудников. В последние годы найти квалифицированного и опытного работника становится все сложнее. Лучших кадров, как правило, переманивают конкуренты. Даже высокий оклад не всегда помогает заманить нужного человека в свой коллектив. Наличие бизнес-плана на руках может решить проблему. После изучения целей компании, ее перспектив роста, потенциальной прибыли и собственной роли в развитии специалист может и изменить свое решение.
7. При слиянии с другой компанией. Часто бизнес-планирование является одним из ключевых этапов при слиянии двух различных структур. В этом случае можно увидеть перспективы подобных решений, оценить риски, рассчитать возможные убытки и прибыль.
8. Для оптимизации и реорганизации. По мере роста небольшие фирмы меняют концепцию развития и расширяют сферу своей деятельности. Составление бизнес-плана в сотрудничестве с партнерами позволит выделить правильную концепцию, четко определиться с целями будущих изменений, поставить задачи и своевременно реализовать замыслы.
Как и любое другое действие в работе компании, бизнес-планирование имеет свои задачи. К ним можно отнести:
- определиться в дальнейшим направлением деятельности структуры, ее места на рынке, потенциала роста, перспектив развития;
- определиться с долгосрочными и краткосрочными целями компании, путями их достижения, тактикой и стратегией, а также поставить лиц, которые будут нести ответственность за реализацию выбранного направления;
- принять решение о соответствии персонала компании и условий мотивации труда тем целям, которые ставит перед собой компания;
- сделать выбор в пользу тех или иных товаров (услуг), которые будет предлагать компания своим клиентам;
- провести оценку потенциальных затрат, связанных с изготовлением и реализацией новой продукции;
- просчитать реальное финансовое положение бизнеса в целом, а также соответствие текущих финансовых (моральных) ресурсов тем планам, которые ставит перед собой компания;
- определиться с перечнем мероприятий в маркетинговой сфере, которые необходимы для подробного изучения рынка, необходимостью в рекламе, стимулировании продаж и так далее;
- заглянуть немного вперед и предусмотреть возможные сложности при реализации тех или иных задач. Чем больше форс-мажорных обстоятельств учтено в процессе бизнес планирования, тем лучше.
Весь процесс бизнес-планирования является сложным и состоит из нескольких этапов:
1. Подготовительный. Здесь производится подготовка к оформлению документов, собирается необходимая информация (общая, финансовая, техническая, организационная) в объемах, необходимых для составления плана.
2. Определение целей (внешних и внутренних). При бизнес-планировании важно понимать, какие преследуются цели, какие проблемы решаются путем оформления документа. При этом план должен содержать качественное и хорошо продуманное предложение, как для инвесторов, так и для рынка услуг (выпускаемой продукции).
3. Выявление необходимых инвесторов, к которым можно отнести:
- финансовые институты (государственного или негосударственного характера);
- кредитные организации (банки и прочие);
- инвестиционные институты международного уровня – ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), МФК ВБ (международную финансовую корпорацию Всемирного банка), Всемирный банк, МБРР (Международный банк реконструкции и развития) и прочие;
- финансовые структуры международного уровня, которые берут на себя задачу финансирования;
- покупатели акций или будущие партнеры компании. К таковым можно отнести бизнесменов или компании, которые работают в регионе или области. При этом стоит помнить, что предприятие имеет внутренние источники – доход, амортизационный фонд, накопления персонала и так далее.
4. Принятие решения по поводу будущей структуры бизнес-плана, который может состоять из следующих разделов – введения, описания компании и ее продукции (услуг, товаров), анализа и оценки рынка сбыта, анализа конкуренции в выбранной сфере деятельности, плана маркетинга и производства. Кроме этого, в плане рассматриваются вопросы организационного и финансового планирования, проводится оценка риска и расчеты.
5. Собирается информация, которая необходима для написания каждого из разделов плана. На данном этапе к работе подключаются все специалисты компании, эксперты, консультанты.
6. Проводится непосредственно разработка бизнес-плана. При этом написание и расчеты проходят при контроле руководителя компании или ответственного лица, назначенного для этих целей.
7. Экспертиза бизнес-плана и его передача кредиторам (инвесторам) для рассмотрения и принятия решений. После составления бизнес-плана производится анализ его эффективности.
Данный процесс включает в себя несколько основных этапов:
1. Предварительная экспертная оценка. На данном этапе производится оценка реального состояния отрасли, в которой работает компания, рассматривается положение компании в выбранной сфере деятельности. После анализа экономику отрасли относят к одному из направлений – зародышевому, развивающемуся, зрелому или состарившемуся. Второй параметр (положение компании в отрасли) приравнивается к следующим состояниям – доминантному, сильному, нестабильном, благоприятному, слабому или нежизнеспособному. После этого результаты заносятся в специальную матрицу и делаются определенные выводы. Те проекты, которые найдут себе место в верхней части матрицы и с левой стороны, можно отнести к успешным. Те, что находятся в нижней части и с правой стороны – являются провальными.
2. Маркетинговый анализ. На данном этапе рассматриваются следующие вопросы:
- насколько бизнес-планирование предприятия совмещается с политикой страны (внешней или внутренней);
- сможет ли предприятие получить необходимый объем дохода;
- будет ли компания в состоянии продать продукт, который подлежит анализу в бизнес-плане.
3. Оценка технической эффективности документа. Здесь внимание уделяется корректности ряда выводов, которые сделаны в проекте:
- касающихся вопросов использования технологий при реализации замыслов;
- касающихся анализа условий работы в регионе относительно доступности материалов, актуальности ценовой политики, доступа к трудовым и энергетическим ресурсам.
4. Проведение финансовой оценки бизнеса. Здесь производится оценка окупаемости бизнеса, также нескольких последних лет работы (обычно берется небольшой период 3-5 лет).
5. Проведение институционального анализа. На данном этапе оценивается вероятность реализации проекта в будущем с учетом основных факторов – политического, юридического, организационного и административного. Проверка проводится в рамках возможностей менеджмента, трудовых ресурсов и организационной структуры.
6. Оценка рисков компании. Особое внимание уделяется следующим видам риска:
- финансовому (вероятное невыполнение обязательств перед кредитором, инвестором);
- производственному (невыполнение обязательств перед потребителями товара);
- политическому (вероятные убытки от изменений в политическом строе);
- рыночному (связанному с курсами валют, ставками, колебаниями цен и так далее).
После этого производится выбор неопределенных параметров риска. К таковым можно отнести повышение стоимости товара или, наоборот, повышение его цены, уменьшение объема продаж и так далее.
По итогам анализа оформленному бизнес-проекту дается комплексная оценка. При этом рассматриваются возможные сценарии развития бизнеса – оптимистический, стандартный или негативный (пессимистический).
Когда время ограничено, может быть произведена экспресс-оценка бизнес-плана. Внимание уделяется следующим моментам:
1. Дата начала реализации бизнес-проекта должна стоять позже, чем дата его рассмотрения. Часто составители документов попадаются на этом.
2. Для составления бизнес-плана должны использоваться такие программные продукты. В этом случае бизнес-план рассматривается дальше. В случае, если расчеты проведены вручную (на калькуляторе или компьютере) или же для расчетов задействовались неизвестные программы, то проект пересматривается более пристально.
3. Устанавливается тип цен, которые использовались при расчетах. Желательно, чтобы весь плана был просчитан в сопоставимых величинах. К примеру, текущие величины должны просчитываться с учетом НДС и без него, постоянные – с учетом НДС и без него.
4. Определяется связь между ставкой дисконтирования и типологией цен. В случае использования постоянных цен норма дисконтирования должна быть на уровне 35-40 процентов (не больше). При варианте, когда принимаются текущие цены, то должна быть учтена инфляция.
5. Проверяется размер ставки кредитования – она не может быть ниже, чем текущая ставка рефинансирования ЦБ РФ. К примеру, если ставка рефинансирования составляет 12%, то процент, превышающий 24% годовых, говорит о «старости» проекта или неправильном выборе кредитора.
6. Уделяется внимание внутренней норме доходности проекта. В среднем одна должна быть больше процента по кредиту на 12-15%. Если же ВНД превышает параметр 100%, то цены продажи слишком завышены или при расчетах не были учтены затраты.
7. Рассматривается уровень налоговых ставок и тип компании. Если налог на доход предприятия превышает отметку в 35%, то это говорит о «старости» плана и его расчетов.
8. Проводится оценка описания. В хорошем бизнес-проекте обязательно проводится общее описание рынка. При этом особое внимание уделяется обоснованности спроса, структуре и его величине.
9. Пересматриваются переменные, необходимые для анализа чувствительности, проводится расчет безубыточности. Если проект обосновывает только 20%-ную границу безубыточности, а реально в проекте 50%, то деньги на такой бизнес давать опасно.
10. При финансировании бизнеса из различных источников проверяется реальность кредитных договоров – размер процента, сроков и объема.
11. Обращается внимание на наличие расчетов общественной и бюджетной эффективности проекта. Если таковых нет, то бизнес-план идет на доработку.
Финансовое планирование в 2019 году
Финансовое планирование - алгоритм планирования всех доходов организации и их дальнейшее расходование с целью роста усовершенствования функционировании и роста организации.
В условиях рыночной экономики эффективность работы предприятий и фирм напрямую зависит от правильного и чёткого планирования всех финансовых процессов, ликвидности активов, анализа контрагентов, внутренней и внешней среды фирмы.
По временному типу все финансовые планы можно сформировать в три группы:
• Долгосрочные.
• Краткосрочные.
• Текущие.
Долгосрочные финансовые планы составляются на период свыше 12 месяцев, как правило, это планы от года до 5 лет. Долгосрочное планирование финансовой деятельности включает самые основные аспекты, определяющие долгосрочные стратегии и пути развития предприятия, повышение рентабельности и укрепления внешних связей.
Оперативные финансовые планы, а по-другому, краткосрочные – составляются сроком на ближайший год. К понятию оперативных (краткосрочных) планов относят составление финансовых календарей, в том числе налоговых, эффективное планирование поставок поставщиков на текущий год и увеличение ликвидности оборотных средств.
К текущим планам относят планирование финансовых операций в текущем периоде (декада, месяц, квартал), анализ эффективности производства, а так же реализации товаров, услуг и работ.
Финансовое планирование является одной из сторон управления организацией. Планирование финансов тесно переплетается со всей хозяйственной деятельностью организации (предприятия, фирмы). Именно поэтому роль бизнес планирования в современной экономической ситуации лишь возрастает ускоренными темпами.
Бизнес-план – это документ, несущий в себе основное описание всестороннего планирования развития организации и повышения рентабельности. Такой план составляется не только для внутреннего использования, но и для различных кредиторов и инвесторов, с целью получения дополнительных инвестиций на развитие.
Бизнес-план – официальный документ с чёткими расчётами и прогнозированием, включающий основные, общепринятые разделы:
• Резюме (вводная часть и краткое описание фирмы).
• Описание товаров, услуг и работ.
• Анализ рынка, конкурентной среды, поставщиков и иных контрагентов.
• Производственный план.
• Организационный план, административное планирование и штатное расписание.
• План сбыта и маркетинговых стратегий.
• Финансовый план (самая объемная часть документа!).
• Анализ чувствительности проекта и всевозможных рисков.
• Нормативно-законодательная база и сопровождение проекта.
• Заключительная часть, подведение итогов, конечный результат.
• Приложения и документация.
Выявляют несколько основных задач финансового планирования в организации. К таким задачам относят:
• Обеспечение организации финансовыми ресурсами в полном объеме для успешного функционирования и дальнейшего развития.
• Анализ наиболее эффективных вложений финансовых ресурсов и оценка рационального использования капитала.
• Выявление дополнительных резервов, путей увеличения прибыли и поднятия рентабельности.
• Определение стабильных и рациональных отношений с бюджетом, банками, кредиторами и инвесторами, а так же с внебюджетными фондами и иными контрагентами.
• Соблюдение интересов инвесторов и всех акционеров.
• Анализ и контроль финансового состояния организации.
Финансовое планирование - очень значимая часть в управлении организацией, которая проявляется в следующем:
• Осуществление выработанных стратегий в конкретные показатели финансовой деятельности организации.
• Бесперебойное обеспечение финансовыми ресурсами всех сторон хозяйственной деятельности организации.
• Предоставляет наглядное представление жизнеспособности финансовых проектов и полноценно оценивает всю сущность ожидаемых рисков и эффективные пути их обхождения.
• Является гарантом получения дополнительных внешних инвестиционных ресурсов и финансовой поддержки.
• Стоит отметить, что каким бы чёткими не были бы финансовые прогнозы, они теряют всю свою ценность без проработки производственных решений и маркетинговых стратегий.
Очень важно, чтобы финансовое планирование было достаточно качественным и чётким. Оно должно включать реалистичные сроки, верные и безошибочные стратегии, направленные на долгосрочные перспективы. Все критерии платежеспособности в финансовом плане должны обеспечить платежеспособность организации в любое время года, не зависимо от изменения иных критериев и условий внешней среды фирмы.
Обязательным условием качества финансового планирования является правильная сбалансированность всевозможных рисков. Так долгосрочные инвестиции, несущие наибольший риск для организации должны финансироваться из собственных финансовых источников.
В целом весь финансовый план должен быть направлен на обеспечение организации предельной рентабельностью, а именно извлечения максимальной прибыли от всей хозяйственной деятельности организации.
Финансовое планирование очень важный, ответственный и трудоемкий процесс, не допускающий ошибок и не верных направлений, поэтому целесообразно доверить финансовое планирование профессионалам, которые имеют многолетний опыт в сфере эффективного бизнес - планирования.
Планирование работы на 2019 год
До того, как составить план работы на год, будет полезно прочитать о нескольких рекомендациях:
• Вспомните свой предыдущий год. Обдумайте все свершения и неудачи, которые пришлось пережить за последние 365 дней. Это позволит проанализировать ошибки и понять, насколько верной оказалась выбранная стратегия. Если предыдущий период прошел не результативно, стоит поменять тактику и найти новые подходы к решению старых проблем. Возможно, некоторые задачи не выполняются лишь по причине отсутствия мотивации. В таком случае было бы полезно пересмотреть цели и выставить их более корректно.
• Определите главный концепт года. Им должна стать глобальная и очень важная цель, которую человек стремится достичь. Примером такой задачи может стать развитие собственного бизнеса, постижение новых областей науки, освоение искусства и т. д. Очень важно, чтобы концепт совпадал с реальными устремлениями личности, и не являлся результатом общественного давления. В этом случае шансы на достижение успеха увеличиваются в разы. После определения центральной задачи можно будет сформировать ряд более мелких дел, которые позволят продвигаться в направлении заветной мечты.
• Разбивайте каждую цель на несколько небольших и простых задач. Наш мозг намного лучше воспринимает мелкие и понятные поручения. Создайте список из несложных, но довольно важных дел. Чтобы сократить их количество и сконцентрироваться на главном, задайте себе следующие вопросы: «Чем я готов заплатить за выполнение этого?», «Что случится, если я не смогу/не захочу это выполнить?», «К чему приведет выполнение?» и т. д. Самые важные цели стоит размещать вверху списка, тогда как малозначимые можно отложить до появления свободного времени.
• Каждая задача должна соответствовать следующим критериям: измеримость и конкретность (нельзя использовать абстрактные понятия наподобие «заняться спортом», укажите конкретное время, место и вид упражнений), ограниченность во времени (определите часы и минуты, в течение которых выполняется задача), достижимость (ставьте перед собой только исполнимые задания), релевантность (подумайте над тем, поможет ли выполнение конкретного дела улучшить жизнь).
• Используйте технические приспособления. В современном мире существует масса гаджетов, приспособленных для планирования своего дня или года. Скачайте на смартфон соответствующее приложение и впишите в него свои планы. Установите ежедневные напоминания, и со временем выполнение дел станет привычкой. Техническое приспособление поможет контролировать деятельность и четко следовать плану.
• Отмечайте достижение успехов. Даже после выполнения небольших задач указывайте их в календаре галочками или плюсиками. Такой подход способствует повышению самооценки и стимулирует на покорение новых вершин. Человек будет понимать, какой объём работ он выполнил, и сколько предстоит в будущем.
• Не бойтесь корректировать планы. Предусмотреть все нюансы невозможно, поэтому следует проявлять гибкость. Если выполнение некого замысла в конкретный день слишком накладно или невозможно, перенесите этот пункт на следующие сутки. В тех случаях, когда дело потеряло актуальность – смело вычеркивайте его из списка.
• Верьте в собственные силы! Порой случается и так, что ведущая цель кажется нам слишком трудной и даже недостижимой, однако после грамотного изучения области мы приходим к выводу, что исполнение замысла вполне реально. Не торопитесь браться за сверхсложные задания. Продвигайтесь мелкими шагами и постепенно наращивайте обороты. Через месяцы упорного труда окажется, что цель не представляет собой ничего сверхъестественного.
Вышеописанные рекомендации можно использовать в любой сфере деятельности. Человек сможет подстроить советы под нужды своей фирмы и определить, как составить план работы с персоналом на год. Организация сотрудников является весьма трудным процессом, однако скорректировав общие задачи и распределив их между сослуживцами, руководитель достигнет максимальной эффективности труда.
Все мы обладаем целями, однако достижение некоторых желанных высот из года в год остаётся лишь мечтой. Почему так происходит? Почему некоторые индивиды добиваются желаемого, тогда как другие только суетятся? Специалисты заверяют, что важную роль в построении успешной карьеры играет планирование. Составление списка помогает определить самые важные дела и нацелиться на их выполнение. Имея визуализацию своего плана, индивиду намного проще понять методы достижения желаний, и скорректировать действия в нужное русло.
Ниже мы дадим короткое пособие о том, как составить план работы. Год или месяц – период не имеет особого значения, важно лишь соблюдать принципы построения таблички:
1. Составьте список сфер, над которыми хотите поработать в течение года. Рекомендуется уделить особое внимание семье, карьере, самообразованию, духовному развитию, друзьям и самореализации. Каждая область при этом должна возглавлять отдельную колонку. Убедитесь в том, что лично заинтересованы в достижении высоких результатов, и написанное не является результатом общественного влияния.
2. В столбцах запишите конкретные задачи, которые необходимо осуществить для продвижения в выбранной области. Например, в колонке «самообразование» можно записать «ежедневно учить английский язык», «читать книги о бизнесе по 2 раза в неделю» и т. д.
3. Масштабные цели поделите на минимальные шаги. Каждое из действий должно быть продуманным, понятным и простым. В таком случае приступить к исполнению замысла будет проще всего. Именно так убирается прокрастинация, лень и страх перед неизведанным.
4. Расставляйте приоритеты. Напротив каждого дела впишите уровень его важности от A до D. Операции с пометкой A стоит считать наиболее значимыми. B – важно, однако не срочно. Допускается выполнение сразу при появлении свободного времени. C – желательно, но не обязательно к исполнению. D – допускается делегирование или возможность отложить до следующего года.
5. Запишите напротив каждого из своих дел определенное время выполнения. Сделайте примерные предположения о том, сколько часов или минут займёт конкретная задача. Например, «заниматься гимнастикой – 60 минут», «убрать на чердаке – 30 минут» и прочее. Четкая постановка заданий будет способствовать своевременному исполнению замыслов.
Теперь читатель понял, как правильно составить план работы на год. Он может использовать полученные знания в любой сфере своей жизни, в том числе для духовного развития или построения семейного счастья. Понимание приоритетов часто недооценивается, несмотря на то, как много книг было выпущено по теме планирования. Все лучшие издания утверждают, что при отказе от составления плана мы теряем часть своего потенциала. Работа становится более хаотичной, пропадает размеренность и уверенность в себе. Процесс занимает всего несколько минут, однако пользу от него мы наблюдаем в течение всего года.