Производство дознания основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие. Акты дознания имеют такое же юридическое значение, что и акты предварительного следствия.
Перечень органов дознания дан в части 2 статьи 65 УПК. Это:
• органы внутренних дел;
• органы юстиции по делам о преступлениях, связанных с проявлением неуважения к суду и нарушениями порядка исполнения судебных решений;
• органы налоговой полиции - по делам о преступлениях, связанных с нарушениями налогового, финансового законодательства, а также законодательства о лицензировании; таможенные органы по делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей;
• органы военной полиции - по делам о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях;
• гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов;
• лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений;
• командиры пограничных частей - по делам о нарушении законодательства и Государственной границы, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе;
• командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, в случае отсутствия органа военной полиции, - по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными или военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; по делам о преступлениях, совершенных лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений;
• руководители дипломатических представительств, консульских учреждений и полномочных представительств - по делам о преступлениях, совершенных их работниками в стране пребывания;
• органы государственной противопожарной службы - по делам о всех преступлениях, связанных с пожарами.
Помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на некоторые органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целях выявления и раскрытия преступлений, изобличения лиц, их совершивших.
Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельным функциям органов дознания, предусмотренным Законом об оперативно-розыскной деятельности и другими актами. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания, которые располагают оперативными подразделениями.
Оперативно-розыскной деятельностью принято считать осуществляемые гласно и негласно мероприятия в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия начинается органом дознания и состоит из производства неотложных следственных действий по установлению следов преступления.
К таким следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Данная форма дознания ограничена 10-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. По истечении этого срока дело направляется следователю.
После передачи дела орган дознания вправе производить по нему следственные действия (и розыскные) только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативные меры для его установления и сообщает следователю о результатах.
Другая форма дознания осуществляется при расследовании дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Она представляет собой расследование в полном объеме и завершается не передачей дела следователю или прокурору, а составлением обвинительного заключения или постановления о прекращении производства по делу.
Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности:
• в частности, нормальный срок такого дознания - один месяц;
• по окончании дознания его материалы предъявляются только обвиняемому, а другие участники процесса лишь извещаются об окончании дознания (ст. 287 УПК).