Еще с глубокой древности проблемы преступности, ее детерминации, личности преступников, эффективности защиты от преступности привлекали внимание философов, юристов и представителей других отраслей знания. Первоначально эти идеи излагались в контексте более общих суждений о норме и патологии поведения, о личности и ее формировании, о способах регулирования жизнедеятельности людей.
Постепенно в процессе развития науки преступность выделялась в качестве предмета анализа. Это обязывает хотя бы кратко рассмотреть взгляды мыслителей, которые прямо или опосредованно сформулировали краеугольную идею криминологии — о социальной природе преступности.
Ведущая роль концепции социальной обусловленности преступности и ее причин предполагает рассмотрение и личностного подхода, связанного с так называемыми внутренними причинами преступлений (мотивация деяний, механизм влияния на них особенностей личности — приобретенных и врожденных и т. д.). Но этот аспект характеристики преступности неразрывно связан с Социальной детерминацией.
Возникновение криминологии как науки формально связано с публикацией в 1885 г. книги итальянского исследователя Р. Гарофало «Криминология». Однако криминологические идеи, суждения о сущности преступности, ее причинах, методах противодействия уходят корнями в глубь веков. Первые попытки выявить связь преступности с социальными условиями общества можно найти в работах мыслителей античности.
Уже Демокрит (V—IV вв. до н. э.) проводит параллели между причинами преступлений и отсутствием побуждений к добродетели в силу нравственных и умственных пороков; указывает на роль воспитания для предупреждения противоправных деяний, так как неправильное поведение — результат незнания более правильного. Угроза наказания хотя и оказывает на человека сдерживающее воздействие, но не всегда удерживает его от соблазна грешить втайне.
Протагор (V в. до н. э.), который близко подошел к идее специальной и общей превенции, существенную роль отводил предупредительному воздействию наказания. По его мнению, наказание осуществляется во имя будущего, чтобы не совершал преступлений ни наказываемый, ни другой человек, которому становится известно о примененном наказании. Сходные взгляды на роль наказания в сдерживании преступности высказывали Платон (V—IV вв. до н. э.), а позднее Эпикур (IV—III вв. до н. э.).
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Платон сформулировал и ряд положений о способах охраны общества от опасных и неисправимых преступников путем их изоляции. Заслуживает внимания и анализ мотивов человеческого поведения, приводящих к преступлениям. По мнению Платона, это, прежде всего страсть к наслаждениям, ревность и др. Кроме прочих мотивов он выделял и совершение деяний по неведению. В модели идеального государства Платон не допускает частной собственности, порождающей корысть и конфликты в высших слоях, управляющих обществом.
Антисфен, Диоген и другие представители философской школы киников (V—IV вв. до н. э.) связывали совершение преступлений с неумеренными или искаженными потребностями. А именно: алчность, разврат, эгоистическое честолюбие как следствие пороков воспитания.
Мысль о социальной, а не только о личностно-мотивационной природе преступлений обосновывал Аристотель (IV в. до н. э.). Основной причиной он назвал отсутствие в обществе равенства и справедливости. Все это порождает испорченность нравов, проявляющуюся в социальных отклонениях.
В дальнейшем римские мыслители и юристы учли основные положения древнегреческой философии. Речь идет о возможности регулирования поведения людей разумом и чувством справедливости. Вместе с тем Цицерон и другие римские авторы с развитием юриспруденции в Риме значительно продвинулись в разработке роли нормативного регулирования поведения людей. При этом был сделан серьезный шаг в направлении комплексной оценки социальной, нравственной и правовой природы преступления.
Период раннего средневековья был далеко не лучшим временем для развития научных идей. Господствовала теологическая модель личности преступника, связанная со злой волей или завладением душой человека дьяволом. Вместе с тем нельзя не отметить своеобразие взглядов Ф. Ливийского (1225—1274). По его мнению, добродетельные люди в состоянии регулировать свое поведение без угроз со стороны человеческого закона, ориентируясь на закон естественный. Угроза же и реализация наказания необходимы для людей порочных и не поддающихся убеждению.
Значительный прорыв в данной сфере сделали ранние буржуазные идеологи. Так, Т. Мор (1478—1539) в «Утопии» связывает существование преступности с нищетой и бедностью широких слоев населения, с паразитическим образом жизни дворян. Ключ к успешной борьбе с преступностью, по его мнению, не жестокие наказания, а установление справедливых порядков в обществе.
Проблема, связанная с возможностью криминогенного влияния самих законов и практики их применения, нашла выражение в идеях Ф. Бэкона (1561—1626). Он рассматривал справедливость как одно из основных качеств правового регулирования.
Нарушение этого требования неизбежно провоцирует преступления. В этой связи он классифицировал виды насилия на открытое; злонамеренность, прикрывающуюся законом, и жестокость самого закона.
Т. Гоббс (1588—1679) считал, что «война всех против всех» как результат природного состояния людей, связанного с тремя основными человеческими качествами — соперничеством, недоверием, любовью к славе, — может быть прекращена только страхом перед сильной властью. В этом случае законы направляют людей к благу, гарантируют безопасность и спокойствие. Т. Гоббс дал своему главному труду название «Левиафан» (1651), сравнивая государство и его законы с вызывающим всеобщий страх библейским чудовищем.
Д. Локк (1632— 1704) считал, что решающее влияние на формирование личности и поведения оказывает среда обитания. Поэтому обосновывал необходимость установить постоянные для всех правила жизнедеятельности и обеспечить при помощи правосудия пресечение посягательств на общественную и личную безопасность людей.
В процессе становления и развития криминологических исследований сложилось множество теорий и школ, по-разному объяснявших природу и истоки преступности, предлагавших различные способы и средства ее предупреждения.
В развитии криминологии можно выделить три периода: первый (классический) длился со второй половины XVIII в. до последней трети XIX в.; второй (позитивистский) — с последней трети XIX в. по 20-е годы XX в.; третий (современный или плюралистический) — с 30-х годов XX в. по настоящее время.