Согласно ст. 4 Федерального закона №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в состав следующего имущества: автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев автотранспортных средств; объекты железнодорожного транспорта; объекты трубопроводного транспорта; морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, предназначенные для создания и (или) реконструкции гидротехнических сооружений портов, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур; морские и речные суда, суда смешанного (река-море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки; аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи; объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов; гидротехнические сооружения; объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения; метрополитен и другой транспорт общего пользования; объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения; объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения.
В вышеперечисленных объектах концессионных соглашений определены отдельные виды недвижимого имущества, которые могут в рамках концессионных соглашений создаваться и (или) реконструироваться, а затем использоваться
концессионером. В отношении таких отдельных объектов концессионных соглашений Правительство РФ утверждает типовые концессионные соглашения. Следует отметить, что закон о концессионных соглашениях обязывает стороны заключать конкретные соглашения в соответствии с разработанными типовыми. По нашему мнению, столь капиталоемкие и своего рода уникальные проекты никак не должны быть типовыми и должны учитывать специфику и особенности каждого отдельно взятого проекта.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Кроме того, считаем необходимым предусмотреть наличие возможности передачи возникающих споров между сторонами соглашения на рассмотрение международного коммерческого арбитража, в том числе за пределами России. Введение данного положения, по нашему мнению, будет способствовать привлечению иностранного капитала, даст больше гарантий и защищенности иностранным инвесторам. К тому же концедент, представляющий государственный орган, имеет все возможности так или иначе оказывать влияние на судопроизводство, в результате чего могут быть ущемлены права концессионера.
Необходимо рассмотреть вопрос о разработке нового федерального закона об отборе претендентов на заключение концессионного соглашения либо путем внесения изменений в Федеральный закон о концессионных соглашениях добиться его гибкости и демократичности. Процедура проведения конкурса слишком сложная, дорогостоящая и длительная. Ее применение ко всем видам проектов ГЧП вне зависимости от их масштаба представляется нецелесообразным.
Концессионное соглашение в свою очередь должно содержать точный перечень и состав передаваемого имущества, порядок возврата, эксплуатации и требований, предъявляемых другой стороной соглашения.
Уже давно ведется работа по внесению изменений в законодательство о ГЧП. Так, например, было предложено ввести возможность заключать концессионные соглашения на сложные объекты, чтобы активизировать использование данного механизма привлечения инвестиций в коммунальном хозяйстве.
Основная идея — упрощение процедуры заключения концессионных соглашений в сфере коммунального комплекса и введение возможности заключать концессионные соглашения на сложные объекты.
Закон о концессионных соглашениях расширяет существующее на сегодняшний день понятие недвижимости, включая в него не только уже давно признававшиеся на практике в качестве недвижимых вещей объекты (автомобильные дороги, тоннели, мосты), но и создавая принципиально новый подход к определению недвижимых вещей.
В частности, новеллами представляется отнесение к недвижимости объектов снабжения коммунальной инфраструктуры, в число которых, на наш взгляд, входит и система коммуникаций, через которые осуществляется такое снабжение (трубопроводы, линии электропередачи и т. п.), а также объектов освещения и благоустройства территорий (в качестве таковых можно рассматривать электрические сети, трансформаторные подстанции, асфальтовое покрытие, игровые и спортивные площадки, ограждения, прочно соединенные с землей парковые скамейки и т.п.).
В настоящее время в государственной и муниципальной собственности находится большое количество объектов недвижимости, таких как объекты жилищно-коммунального хозяйства, государственные и муниципальные предприятия, транспорт, дорожная и придорожная инфраструктура, объекты образования и здравоохранения, социального и бытового назначения, которым необходимы постоянные капитальные вложения.
Именно это имущество в большинстве своем и является объектом концессионных соглашений.
На основании вышеизложенного можем сделать вывод о том, что государство предоставляет частному бизнесу права на пользование (правда, с небольшими ограничениями) объектом концессионного соглашения для выполнения на нем или с помощью его определенных в этом же соглашении действий.
Права концессионера сопоставимы и с правами арендатора в договоре аренды, и с правом хозяйственного ведения, однако имеют самостоятельную правовую природу, существенным признаком которой является сочетание публичного интереса в использовании объекта концессионного соглашения и реализации субъективных прав концессионера, т.е. определенный баланс публичных и частных интересов. Этот баланс и определяет сложное содержание и структуру прав концессионера.
Для государства такая постановка вопроса означает наличие определенных выгод. Так, например, помимо развития собственной промышленности, страна получает квалифицированный кадровый состав, активно развитую социальную инфраструктуру, модернизированные помещения и технически совершенную аппаратуру, высокоразвитую дорожную сеть, качественно оказываемые коммунальные услуги и т.д.
Ярким примером появления и реализации концессионных соглашений в реалиях современной действительности является проект скоростной автомагистрали «Москва — Санкт- Петербург». Так, в Париже. Внешэкономбанк (ВЭБ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк, Французское агентство по страхованию экспортных кредитов, ООО «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК) подписали меморандум о взаимопонимании по проекту скоростной автомагистрали «Москва — Санкт-Петербург».
Начало проекту было положено когда Росавтодор и компания Vinci подписали концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации платной скоростной автодороги «Москва — Санкт-Петербург» (на участке 15-58-й км). Общая стоимость строительства участка автодороги составляет порядка 60 млрд. руб., 23 млрд. руб. из которых будет выделено Правительством РФ, остальные привлекаются консорциумом.
В районе прохождения трассы будет осуществляться мониторинг окружающей среды, включающий систему автоматического контроля загрязнения атмосферного воздуха в составе 6 постов и наблюдения средствами мобильной специализированной лаборатории, предусматриваются компенсационные действия по озеленению, установка защитных экранов. Появление новой скоростной трассы позволит снизить количество выбросов токсичных газов в атмосферу в 2-3 раза на существующей трассе «Москва — Санкт-Петербург».
Новая магистраль станет основным маршрутом для транзитных потоков, частью международного транспортного коридора «Север — Юг», частью панъевропейской сети дорог, в составе которых в настоящее время используется автодорога М-10 «Россия», технические параметры которой не обеспечивают достаточный пропуск существующего и тем более перспективного транспортного потока и не соответствуют ее статусу международной и федеральной автомагистрали.
Привлечение частных инвестиционных ресурсов в транспортную отрасль, где преобладает государственная собственность, с использованием механизма концессии представляет собой наиболее оптимальный и взаимовыгодный способ решения проблемы неразвитости инфраструктуры.
Новая дорога, построенная частным инвестором в рамках концессионного соглашения, это создание 8000 новых рабочих мест, внедрение передовых технологий дорожного строительства, развитие социальной инфраструктуры региона, снижение транспортных издержек и затрат времени владельцев транспортных средств, снижение уровня дорожно-транспортных происшествий за счет лучшего качества дороги и повышения ее безопасности, улучшение транспортной доступности территорий, повышение качества транспортных услуг.
Реализация данного проекта позволит оптимизировать бюджетные расходы на этапе строительства и эксплуатации объекта за счет привлечения внебюджетных инвестиций, создаст дополнительную базу налоговых поступлений в бюджеты всех уровней Российской Федерации, будет содействовать формированию нового рынка концессионных проектов в дорожном хозяйстве и формированию финансовых механизмов финансирования и кредитования долгосрочных инвестиционных проектов, Подписание данного соглашения и строительство трассы будет содействовать привлечению иностранных инвестиций в инфраструктуру Российской Федерации, что особенно актуально в условиях мирового финансового кризиса.
Таким образом, несмотря на все возрастающий интерес государства к привлечению частных денежных потоков в концессионных соглашениях, существуют некоторые проблемы системного характера. Для того чтобы успешно начать применять этот механизм ГЧП, требуется доработка вопросов концессии на законодательном уровне, требуется адаптировать установленные Законом о концессионном соглашении нормы по реалии современной действительности, с тем чтобы и государству, и частному бизнесу, а самое главное, населению эта форма ГЧП приносила бы максимально возможную пользу.
В ресторане за один столом сидела две мамы и столько-же дочерей. Официант подал к столу три кофе, и при этом всем досталось по чашке. Как это возможно?