Закон РФ «Об образовании» в ст. 12 определяет положение, согласно которому образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и/или обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения имеют несколько организационно-правовых форм: государственные, муниципальные и негосударственные (частные, общественные или религиозные). При реализации образовательных программ они широко используют возможности учреждений культуры и социальной сферы.
Все образовательные учреждения являются юридическими лицами. Как все юридические лица в России, они проходят государственную регистрацию, имеют собственную печать, многие из них имеют самостоятельный баланс и смету (ст. 48 ГК РФ), но это внешние признаки их юридического статуса.
Существенными признаками статуса образовательного учреждения как юридического лица являются:
• его организационное единство, проявляющееся в с подчиненности органов управления, составляющих его структуру, наличие четкой регламентации отношений между всеми работниками учреждения, закрепленных Уставом образовательного учреждения и Типовыми положениями об образовательных учреждениях разного типа;
• обособленность имущественного комплекса (предметы техники, денежные средства, здания, теоретические и методические научные разработки, оригинальные авторские методики и т. п.);
• самостоятельная гражданско-правовая ответственность по своим обязательствам;
• участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени (возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, нести ответственность и выполнять обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде).
По своей организационно-правовой форме юридического лица образовательное учреждение относится к разряду некоммерческих организаций, поскольку оно создается собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично.
По общему правилу, образовательное учреждение отличается крайне ограниченной хозяйственной самостоятельностью. Как некоммерческая организация, образовательное учреждение может заниматься предпринимательской деятельностью лишь в случае необходимости достижения его уставных целей. При этом оно не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учредителем государственного образовательного учреждения является федеральный орган государственной власти и орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Учредителем муниципального образовательного учреждения является орган местного самоуправления.
Правоспособность образовательного учреждения возникает с момента его создания и государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК РФ), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Образовательное учреждение обладает специальной правоспособностью. Это означает наличие у него прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах (Устав, учредительный договор и др.). Основное назначение образовательных учреждений — это реализация образовательных программ.
Объем правоспособности образовательного учреждения определяется специальным разрешением (лицензией, ст. 49 ГК РФ). Предметом уставной деятельности образовательного учреждения является непосредственно образовательная деятельность. Однако учреждение может иметь установленные законодательством и другие правомочия (купля-продажа, аренда и др.) если это необходимо для ведения его основной деятельности.
Согласно п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
Лицензию образовательные учреждения получают в органах управления образованием. Она дает не только право на ведение образовательной деятельности и на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, но и на последующие аттестацию и государственную аккредитацию учреждения.
Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях.
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов.
Необходимым условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.
Положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.
Государственная аккредитация образовательного учреждения — это процедура признания государством статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).
Государственная аккредитация образовательного учреждения в свою очередь дает ему право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, а также на включение в схему централизованного государственного финансирования.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.
Помимо государственной аккредитации у образовательного учреждения есть право получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах. Такая аккредитация не влечет дополнительных финансовых обязательств со стороны государства.
Образовательное учреждение при отсутствии статуса юридического лица не может претендовать на получение лицензии, на право ведения образовательной деятельности и последующие аттестацию и государственную аккредитацию.
Дееспособность образовательного учреждения возникает и прекращается одновременно с правоспособностью. Наличие дееспособности означает, что образовательное учреждение своими действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять права и обязанности.
Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом (п. 9 ст. 39 Закон РФ «Об образовании»).
По отношению к обязательствам образовательного учреждения субсидиарная ответственность (абз. 2 п. 1 ст. 399 ГК РФ) наступает в случаях: когда государственное или муниципальное образовательное учреждение либо отказалось удовлетворить требования кредитора, либо не ответило на это требование в разумный срок; когда государственное или муниципальное образовательное учреждение не имеет денежных средств для погашения обязательств; когда для погашения обязательств определена недостаточность находящихся в распоряжении образовательного учреждения денежных средств.
При подтверждении условия, когда образовательное учреждение не может нести имущественную ответственность из-за недостатка имущества, на которое по закону можно обратить взыскание, ответчиком становится учредитель — собственник. Учредитель обязан привлечь основного должника — образовательное учреждение — к участию в деле (п. 3 ст. 399 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 214 и п. 1 ст. 215 ГК РФ иск предъявляется к такому собственнику (т. е. к соответствующим органам управления образованием — как самой РФ, так и ее субъектов и муниципальных образований), а не к образовательному учреждению.
Закон РФ «Об образовании» определяет название типов образовательных учреждений (ст. 12). Характер деятельности образовательных учреждений и их видовые наименования определяются типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений.
Образовательные учреждения вправе создавать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений).
Образовательное учреждение может иметь филиалы, которые проходят регистрацию по фактическому адресу. Решение о создании, реорганизации и ликвидации филиала принимает учредитель образовательного учреждения.
Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация этих филиалов осуществляются в таком же порядке, какой установлен для образовательного учреждения.
Создаваемые образовательным учреждением филиалы не являются юридическими лицами. Филиал может осуществлять по доверенности образовательного учреждения полностью или частично правомочия юридического лица. В соответствии с законодательством Российской Федерации они наделяются имуществом создавшего их образовательного учреждения и действуют на основании утвержденного им положения.
Руководители филиалов назначаются образовательным учреждением, создавшим их, и действуют на основании доверенности.
В настоящее время получило широкое распространение создание различного рода комплексов, объединений как единых юридических лиц, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и имеющих наименования «колледж», «академия», «учебно-педагогический комплекс», «детский сад — школа», «инновационный центр», «учебно-производственный комплекс», «школа — колледж», «коррекционно-образовательный комплекс», «учебно-воспитательный комплекс» и др., что не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и/или обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В целях создания единого подхода к решению вопросов о наименовании образовательных учреждений Министерством образования в соответствии с Типовыми положениями об образовательных учреждениях составлен Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений. Он приводится в редакции Письма Минобразования РФ № 22061388 «О приведении наименований образовательных учреждений в соответствие с типовыми положениями».
Правовые основы управления образовательным учреждением
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» компетенция образовательного учреждения определяется его самостоятельностью в осуществлении любых, не запрещенных законодательством видов деятельности, предусмотренные его учредительными документами (лицензией и уставом, свидетельством о государственной аккредитации и типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида). К таким видам деятельности относят: осуществление образовательной деятельности, подбор и расстановку кадров, комплектование контингента обучающихся, научную, финансовую, хозяйственную и иную деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Приобретение и отчасти осуществление прав и обязанностей образовательным учреждением — это компетенция органов образовательного учреждения, лиц, представляющих его в отношениях с другими субъектами. В соответствии со ст. 53 ГК РФ именно через свои органы (руководитель, совет образовательного учреждения, попечительский совет и др.) образовательное учреждение приобретает права и принимает на себя обязанности. Поэтому действия органа управления рассматриваются как действия самого юридического лица.
Управление (руководство) общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель (директор). Прием на работу руководителя государственного общеобразовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения.
Руководитель муниципального общеобразовательного учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.
Руководитель образовательного учреждения может быть также нанят Советом образовательного учреждения по контракту; избран коллективом образовательного учреждения, в том числе с предварительным согласованием кандидатуры с учредителем или последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлением Совету права вето; назначен учредителем или нанят учредителем по контракту.
Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется его Уставом.
Руководители образовательных учреждений в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и Уставом образовательного учреждения: несут ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за результаты своей деятельности; представляют образовательное учреждение во всех органах, учреждениях, предприятиях РФ и за рубежом; распоряжаются имуществом образовательного учреждения, заключают договоры, выдают доверенности, открывают в банке счета образовательного учреждения; издают приказы, обязательные для всех работников и обучающихся; осуществляют кадровую политику образовательного учреждения: привлекают для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов, заключают трудовые договоры (контракты) с работниками, утверждают их функциональные обязанности, устанавливают учебную нагрузку работникам, ведущим преподавательскую работу; устанавливают работникам ставки заработной платы (должностные оклады), размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника; принимают решения о проведении аттестации работников, структурных подразделений образовательного учреждения; решают другие вопросы в пределах своей компетенции.
Компетенция совета образовательного учреждения определяется Уставом и Типовым положением об образовательном учреждении. Совет управляет образовательным учреждением. Его решения носят обязательный характер для всех подразделений, администрации, а также всех работников и обучающихся.
Совет образовательного учреждения: нанимает или избирает, дает свое согласие на утверждение руководителя образовательного учреждения в соответствии с порядком установленным законодательством; заслушивает ежегодные отчеты о работе подразделений образовательного учреждения и утверждает основные направления их деятельности; принимает решения по вопросам содержания и организации учебного процесса, научно-исследовательской деятельности и по основным вопросам финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; дает согласие на участие государственного или муниципального образовательного учреждения в договорах аренды закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков без права выкупа с другими физическими или юридическими лицами; создает комиссии для решения спорных вопросов организации и содержания учебно-воспитательного процессов; утверждает планы научных исследований и отчеты об их выполнении; решает вопросы о создании (упразднении, реорганизации) подразделений образовательного учреждения; решает другие вопросы, входящие в его компетенцию.
Попечительский совет образовательного учреждения является в соответствии с п. 2 ст. 35 Закона «Об образовании» формой самоуправления этого учреждения. Порядок выборов и компетенция попечительского совета определяются Уставом образовательного учреждения.
Попечительский совет содействует: привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения; организации и улучшению условий труда работников образовательного учреждения; организации различных массовых (конкурсов, соревнований) мероприятий образовательного учреждения; совершенствованию материально-технической базы образовательного учреждения, благоустройству его помещений и территории; рассмотрению других вопросов, отнесенных к компетенции попечительского совета Уставом образовательного учреждения.
Платные образовательные услуги образовательного учреждения
Финансовые ресурсы образовательных учреждений формируются из: собственных средств учредителя; бюджетных и внебюджетных средств; имущества, переданного общеобразовательному учреждению собственником (уполномоченным им органом); средств, полученных от родителей (законных представителей), за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольных пожертвований других физических и юридических лиц; дохода, полученного от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности образовательного учреждения, осуществляемой им самостоятельно; других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В условиях формирования рыночной экономики рынок платных образовательных услуг активно развивается и становится важным элементом социальной инфраструктуры общества.
Дополнительные образовательные услуги образовательного учреждения рассматриваются российским законодательством как способ привлечения дополнительных финансовых средств.
В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 45) государственные и муниципальные образовательные учреждения могут оказывать населению страны платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
Организация платных дополнительных образовательных услуг осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования № 52М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг», Уставом образовательного учреждения. Данная деятельность не является предпринимательской и не ставит перед собой такую цель, как получение прибыли.
Платные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся. Осуществляются они за счет средств, формируемых образовательным учреждением и только с согласия обучающихся и/или их родителей (законных представителей).
Оказание платных дополнительных образовательных услуг населению возможно при соблюдении нескольких условий. Так, вид оказываемых образовательных услуг определяется спросом на них. В связи с этим образовательное учреждение, прежде чем осуществлять деятельность по их предоставлению, должно: изучить спрос на них и определить предполагаемый контингент обучающихся; провести оценку возможностей образовательного учреждения на их организацию; принять решение об оказании этих услуг на основе Устава образовательного учреждения; получить лицензию на те виды образовательной деятельности, которые будут оказаны в качестве дополнительных образовательных услуг; заключить договоры с заказчиками на подготовку лиц по данным образовательным программам; издать приказ об организации работы учреждения по оказанию образовательных услуг; разработать и утвердить штатное расписание, ставки оплаты труда (заработной платы) сотрудников, графики работы, учебные планы по каждой образовательной программе, смету затрат на их реализацию и т. д.; заключить трудовые соглашения со специалистами (или договоры подряда с временными трудовыми коллективами) на выполнение услуг.
К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, прием на обучение по договорам; подготовка, переподготовка и повышение квалификации по договорам; обучение на подготовительных курсах для поступления в образовательное учреждение и другие услуги.
Эти услуги не могут быть оказаны образовательными учреждениями взамен или в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
К платным образовательным услугам негосударственных образовательных организаций относят платную образовательную деятельность, в том числе и обучение в пределах государственных образовательных стандартов.
Государственные, муниципальные образовательные учреждения и негосударственные образовательные организации в своих Уставах обязаны указывать перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления.
К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся:
• снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;
• реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;
• факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.
Привлечение на эти цели средств потребителей образовательных услуг (обучающихся) не допускается.
Госкомвуз России распространил письмо о дополнительных образовательных услугах в сфере профессионального обучения, в котором разъяснил, какие учебные мероприятия не могут входить в число дополнительных платных образовательных услуг обучающимся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов.
В настоящее время профессиональные учебные заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации и своими Уставами вправе осуществлять сверх установленных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку специалистов соответствующего уровня образования с оплатой стоимости обучения, а также оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, по договорам с юридическими и/или физическими лицами.
Указанные виды деятельности оказываются только за счет оплаты лицами, желающими получать дополнительные образовательные услуги. Стоимость обучения и размер оплаты за такие услуги устанавливает руководитель учебного заведения с учетом утвержденной сметы расходов.
Общеобразовательное учреждение при наличии лицензии (разрешения) может по договорам с организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительной образовательной услуги, в том числе за плату. В этом случае профессиональная подготовка в общеобразовательном учреждении проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).
Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются Уставом образовательного учреждения.
Доход от указанной деятельности распределяется в определенной пропорции между исполнителем и образовательным учреждением.
К платным образовательным услугам граждан, оказывающих их в качестве индивидуальной предпринимательской деятельности, относят образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Требования к оказанию учреждением платных образовательных услуг, в том числе к содержанию образовательных программ, специальных курсов, определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами.
Исполнитель обязан обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг, а при наличии свидетельства о государственной аккредитации — ив соответствии с государственными образовательными стандартами.
Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг.
Одним из документов, регулирующих сферу платных образовательных услуг, является Закон РФ «О защите прав потребителей». Применение его к отношениям, возникающим в этой сфере, позволяет принимать усиленные гражданско-правовые и административные меры ответственности за нарушение прав потребителей образовательных услуг. Данный закон устанавливает возможность компенсации морального вреда, взыскания неустойки (пени) за нарушение сроков оказания услуг, сроков выполнения требований потребителя об устранении недостатков, а также наложения штрафа на исполнителя услуг (образовательное учреждение) за невыполнение предписания уполномоченного органа об устранении нарушения прав потребителя.
Оказание образовательных платных услуг осуществляется на основании гражданско-правового договора, заключаемого между гражданином и образовательным учреждением. Этот договор должен соответствовать положениям Конституции РФ, ГК РФ о возмездных договорах на оказание услуг (ст. 423, 779 ГК РФ). При этом гражданину должна быть гарантирована защита его прав на надлежащую информацию об исполнителе и оказываемых услугах, на надлежащее качество услуг, на соответствие условий договора требованиям законодательства, на восстановление нарушенных прав.
Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей при предоставлении платных образовательных услуг осуществляет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) и его территориальные органы. Надзор за соблюдением законодательства об образовании, в том числе в данной сфере правоотношений (оказание платных образовательных услуг), осуществляют органы прокуратуры.
Предпринимательская деятельность образовательных учреждений
Законом РФ «Об образовании» (ст. 47) образовательному учреждению разрешается ведение предпринимательской деятельности, предусмотренной его Уставом. К такой предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся: учебно-производственная деятельность (производство продукции (работ, услуг) и ее реализация); сдача в аренду основных фондов и имущества; торговля покупными товарами и оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством, предусмотренных Уставом продукции, работ, услуг и их реализацией.
В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение выступает в качестве юридического лица и приравнивается к предприятию. Данная деятельность осуществляется в пределах, определяемых Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными правовыми актами. Образовательное учреждение может использовать закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество для осуществления предпринимательской деятельности. Оно учитывает на отдельном балансе и самостоятельно распоряжается поступающими доходами от осуществляемой им уставной предпринимательской деятельности и имуществом, приобретенным им за счет этих доходов, имуществом, переданным ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию.
При организации предпринимательской деятельности образовательное учреждение учитывает положения нормативных правовых актов, запрещающих привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательными программами, учебным планом, Уставом учреждения без их согласия и согласия родителей (законных представителей).
Одним из самых распространенных видов предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях является сдача помещений в аренду.
В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 47) образовательные учреждения вправе выступать с согласия учредителя в качестве арендодателя. Субъекты Федерации, а также органы местного самоуправления могут устанавливать порядок сдачи помещений в аренду, порядок управления и оценки зданий, сооружений, нежилых помещений, находящихся в государственной (муниципальной и др.) собственности.
Аренда помещений системы образования осуществляется на основании решения комиссии по рассмотрению заявок на аренду помещений, органа по управлению имуществом и приказа органа управления образованием.
В соответствии со ст. 43 Закона «Об образовании» образовательные учреждения вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ и других организаций) только своей собственностью.
В этом случае долевое участие образовательного учреждения также будет относиться к предпринимательской деятельности. Между участниками заключается договор, стороны которого обязуются путем объединения усилий творческого потенциала и, в отдельных случаях, имущества совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательству.
Денежные и иные имущественные взносы участников договора, а также имущество, созданное или приобретенное, является их общей долевой собственностью.
Распределение прибыли, убытков и других результатов совместной деятельности осуществляется по соглашению сторон между ними.
Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием
Современный российский рынок услуг имеет большой выбор различных коммерческих образовательных учреждений.
Кроме того, многие государственные и муниципальные образовательные учреждения также предлагают дополнительные платные образовательные услуги. Контроль за качеством образовательной подготовки должны осуществлять уполномоченные государством органы управления образованием.
В случае некачественной подготовки выпускников аккредитованным образовательным учреждением согласно ст. 49 Закона «Об образовании» органы управления образованием могут предъявить иск к данному образовательному учреждению по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях. Такие споры рассматриваются в соответствии со ст. 20 Арбитражного процессуального кодекса РФ в арбитражном суде.
Основанием для подачи иска является рекламация — документ, фиксирующий низкое качество образовательных услуг соответствующего образовательного учреждения. Согласно п. 1 ст. 38 Закона «Об образовании» решение о направлении рекламации образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, может исходить из государственной аттестационной службы. Основанием рекламации выступают жалобы потребителей образовательных услуг: решение общего собрания родителей (законных представителей) детей, обучающихся в дошкольных общих и начальных профессиональных учебных заведениях; решение общего собрания обучающихся средних и высших профессиональных учебных заведений; официальное представление государственной службы занятости населения.
Повторная в течение двух лет рекламация согласно п. 4 ст. 38 Закона «Об образовании» влечет за собой лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации.
Действующее законодательство об образовании, а также Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривают ответственность образовательных учреждений за ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию образовательных услуг, за непредставление заказчику полной и достоверной информации об услуге и исполнителе, за недостатки услуги, возникшие после заключения с ним договора об оказании образовательных услуг.
В соответствии со ст. 18 и ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатков оказанных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, потребитель вправе по своему выбору потребовать:
• безвозмездного оказания соответствующих услуг, в том числе оказание их в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;
• возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе расторгнуть договор, если недостатки не будут устранены в установленный срок либо имеют существенный характер (т, е. неустранимы или не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени).
Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и/или окончания оказания образовательных услуг и недостатками оказанных образовательных услуг.
Образовательное учреждение освобождается от ответственности за нарушение прав потребителя, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы или, например, по вине самого потребителя.
Прекращение деятельности образовательного учреждения
Прекращение деятельности образовательного учреждения происходит в результате его реорганизации или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер.
При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого государственного образовательного учреждения переходят в ведение органов местного самоуправления (при их согласии).
Реорганизация образовательного учреждения может также осуществляться путем разделения, выделения, слияния нескольких образовательных учреждений (организаций) в одно новое, присоединения одних образовательных учреждений к другим, либо преобразования, т. е. смены организационно-правовой формы учреждения.
В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация образовательного учреждения, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). Гражданский кодекс РФ предусматривает, что в случае выделения, разделения или слияния нескольких образовательных учреждений возникает новое юридическое лицо, поэтому реорганизацией считается его регистрация. При присоединении новые образовательные учреждения не возникают, и реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра и записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Ликвидация образовательного учреждения — это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). Она может носить добровольный либо принудительный характер.
В добровольном порядке образовательное учреждение ликвидируется по решению учредителя либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основанием может служить достижение или недостижимость уставных целей юридического лица.
В принудительном порядке образовательное учреждение ликвидируется по решению суда в случае осуществления образовательной деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законом и не предусмотренной Уставом образовательного учреждения.
Закон РФ «Об образовании» устанавливает особый порядок ликвидации образовательных учреждений в сельской местности. Их ликвидация допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.
Порядок ликвидации образовательного учреждения (юридического лица) урегулирован ст. 61—64 ГК РФ. При ликвидации образовательного учреждения Законом РФ «Об образовании» предусмотрены гарантии социальной защиты обучающихся и работников этих учреждений.
Все учащиеся ликвидированного образовательного учреждения согласно пп. 17, 18 ст. 50 Закона «Об образовании» переводятся в другое образовательное учреждение подобного типа. При этом согласие родителей (или лиц, заменяющих родителей) обучающихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования на перевод в другое учебное заведение обязательно.
Работникам ликвидируемого образовательного учреждения согласно п. 1 ст. 81, ст. 180, 261, 318 ТК РФ предлагается другая работа по специальности. Трудоустройство высвобождаемых работников осуществляет правопреемник, т. е. юридические или физические лица, которым передаются имущество, финансовые и другие средства ликвидируемого образовательного учреждения. При отсутствии правопреемника обязательное оказание помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве осуществляется службой занятости населения.
При ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности (ст. 39 Закон РФ «Об образовании»), за вычетом платежей по покрытию своих обязательств, направляются на цели развития образования в соответствии с уставом этого образовательного учреждения.
Социальные гарантии реализации прав граждан на образование
Гарантии прав граждан на образование — это социально экономические условия, а также политико-юридические меры, обеспечивающие реальное осуществление прав граждан в области образования. К социально-экономическим условиям реализации прав Закон РФ «Об образовании» относит предоставление социальной защиты обучающихся, воспитанников образовательных учреждений; меры защиты обучающихся и особенно детей от возможных нарушений их прав со стороны педагогов; охрану здоровья обучающихся и воспитанников; повышение ответственности родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников за их воспитание, получение ими основного общего образования; развитие сети образовательных учреждений; условия оплаты труда и предоставления социального обеспечения работникам образовательных учреждений и др.
Право граждан на образование имеет также юридические гарантии. Важнейшей среди них является обеспеченное Конституцией РФ и законодательными актами в области образования равноправие граждан, право на охрану и защиту прав обучающихся и возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием. Так, например, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» предусматривает меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ст. 6 устанавливает ряд дополнительных гарантий права на образование: поступление в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение; получение бесплатно второго начального профессионального образования; зачисление на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения; на увеличение размера стипендии.
Всеобщей декларацией прав человека, ст. 43 Конституцией РФ, федеральным законодательством провозглашена равная доступность получения высшего образования. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 11) устанавливает единственное условие ограничения доступности высшего образования: заключение врачебно-трудовой комиссии о противопоказании обучения в вузе.
К социальным гарантиям студентов относится и обеспечение их общежитиями. При этом законодательство запрещает администрации вузов сдавать общежития в аренду при наличии нуждающихся. Постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи» приняты меры по созданию в каждом учебном заведении фонда социальной защиты студентов и аспирантов, который направляется на оказание помощи нуждающимся, для введения льготного питания, на выплату надбавок к стипендиям, а также на другие цели в установленном порядке.
Закон «Об образовании» (ст. 50) предусматривает обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта и формы участия, обучающихся в управлении образовательным учреждением в соответствии с Уставами данных образовательных учреждений.
Законодательство также предусматривает определенные гарантии для детей и подростков с отклонениями в развитии, для подростков с девиантным поведением, для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях.
21 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» закреплено право граждан на отсрочку от призыва на военную службу обучающихся в образовательных учреждениях, которое регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Это право в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53ФЗ имеют граждане:
1. обучающиеся по очной форме обучения в:
— государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования, — на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;
— государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ. Право на предусмотренную отсрочку от призыва на военную службу для получения профессионального образования сохраняется за гражданами в случае их повторного поступления в образовательное учреждение того же уровня (при условии их обучения не более трех лет в предыдущем образовательном учреждении того же уровня) или однократного перевода в образовательное учреждение того же уровня, а также в случае однократного использования ими академического отпуска. Право на предусмотренную отсрочку от призыва на военную службу не распространяется на граждан, отчисленных из образовательных учреждений за нарушение их уставов или правил внутреннего распорядка. Граждане вправе воспользоваться предусмотренной настоящим подпунктом отсрочкой от призыва на военную службу не более двух раз (для получения образования данного и более высокого уровня).
2. получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, имеющих лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, — на время обучения и защиты квалификационной работы;
3. имеющие высшее педагогическое образование и постоянно работающие на педагогических должностях в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных сельских образовательных учреждениях, — на время этой работы;
Государство использует социальные меры поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности. Образовательные учреждения, специализирующиеся на их подготовке, имеют сверхнормативное финансирование за счет учредителя.