Уголовное законодательство на основе общих принципов права дифференцирует уголовное наказание в зависимости от субъекта, к которому оно применяется. Одним из таких субъектов является военнослужащий, применение уголовного наказания к которому обладает определенной спецификой.
Указанная специфика определяется социальной ролью, которую выполняют военнослужащие в структуре общества и государства. Так, Конституция устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59). Для обороны страны с применением средств вооруженной борьбы создаются вооруженные Силы РФ, и устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации. Вооруженные Силы и их кадровый.
Элемент - военнослужащие - предназначаются для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. Повышенные требования к выполнению своих обязанностей предопределяют наделение военнослужащих особым правовым статусом, в число элементов которого входят особенности уголовно-правовой ответственности военнослужащих. Они проявляются, одной стороны, в установлении ответственности военнослужащих за воинские преступления, посягающие на основы военной службы.
С другой стороны, - в закреплении особенностей применения уголовной ответственности и наказания к военнослужащим, позволяющим, в случаях совершения преступлений, не представляющих большой общественной опасности, не прерывать военную службу, а наоборот, привлечь элементы воинского воспитания и Дисциплин для достижения поставленных перед наказанием целей.
Кроме того, это позволяет сохранить кадровый потенциал Вооруженных Сил, передачу опыта и воинских традиций, особенно применительно к лицам, проходящим службу по призыву, и в первую очередь - прапорщикам и офицерам.
Прежде чем раскрыть отмеченные особенности применения наказаний, необходимо очертить круг лиц, относящихся к военнослужащим. Военнослужащие признаются лица, проходящие военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках (пограничных, внутренних, железнодорожных и др.).
К военнослужащим приравниваются лица создаваемых для выполнения отдельных задач по обороне страны инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной Власти, а также сотрудники Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, федеральных органов обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.
Кроме указанных категорий Военнослужащих к субъектам воинских правоотношений в соответствии с военным законодательством приравниваются военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных министерств и ведомств России. На военных строителей распространяются общевоинские уставы, ответственность за воинские преступления (гл. 33 УК РФ) приравниваются к военнослужащим, проходящие воинскую службу по призыву.
На основании федерального законодательства РФ военнослужащим признаются также граждане, прибывающие в запасе, во время прохождения ими военных Сборов.
В соответствии СО СТ. 82 Женевской конвенции Об обращение с в. Ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащего» к уголовной ответственности по некоторым статьям УК о воинских преступлениях могут привлекаться военнопленные, также признаваемые субъектами воинских отношений.
Все перечисленные категории лиц признаются военнослужащими проходящие службу по призыву либо контракту, или приравниваются по своему ответственности к ним. На этом основании на них распространяют свое действие соответствующие общие и специальные нормы уголовного и Уголовного-исполнительного законодательства России.
В то же время не признаются военнослужащими и не приговариваются к специальным наказаниям (ограничению по военной службе и содержанию в дисциплинарной воинской части) сотрудники органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, гражданский персонал воинских частей и учреждений, служащие государственных военизированных организаций и сторожевых подразделений (таможенная, налоговая службы, вневедомственная охрана и другие представители военизированных формирований), члены казачьих обществ и др.
В соответствии с уголовным законодательством военнослужащим за совершение преступлений могут назначаться все виды уголовных наказаний, перечисленные в ст. 44 УК, за исключением исправительных работ. Вместо исправительных работ, согласно ч. 1 ст. 51 УК, назначается ограничение по военной службе.
Закон также исключает назначение обязательных работ и ограничения свободы к военнослужащим, проходящим службу по призыву.
Назначение военнослужащим отдельных наказаний влечет прекращение статуса военнослужащего и исключает сочетание военных и уголовно-исполнительных отношений. Это такие наказания, как ограничение свободы (может быть назначено военнослужащим, проходящим службу по контракту), лишение свободы и смертная казнь. Аналогичные последствия может повлечь назначение такого дополнительного наказания, как лишение осужденного военнослужащего воинского звания.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Назначение иных уголовных наказаний не влечет безусловного увольнения осужденного военнослужащего с военной службы. Военнослужащий проходит военную службу в соответствии с военным законодательством и отбывает уголовное наказание согласно нормам уголовно-исполнительного законодательства.
С принятием УИК правовое регулирование исполнения уголовных наказаний осужденными военнослужащими претерпело существенные изменения.
Во-первых, законодатель изменил подход к регулированию порядка и условий исполнения (отбывания) воинских наказаний. Если ранее они регламентировались отдельным нормативным правовым актом - Положением о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах, то теперь порядок и условия исполнения (отбывания) наказания осужденными военнослужащими регламентируются в едином федеральном законодательном акте - Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.
Это позволяло не только урегулировать конкретные вопросы исполнения наказания осужденными военнослужащими в главах Особенной части УИК, но распространить в полном объеме положения Общей части УИК на эту специфическую сферу уголовно-исполнительной деятельности.
Кроме Уголовно-исполнительного кодекса РФ, исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих регламентируется рядом подзаконных нормативных правовых актов, принятых на основе и в развитие норм кодекса.
Так, в соответствии со ст. 5 УИК РФ такая регламентация осуществляется Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденным приказом Министра обороны РФ № 302, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ.
Во-вторых, наряду с действием норм Общей части УИК, законодатель установил специальное регулирование исполнения (отбывания) уголовных наказаний в отношении военнослужащих. Оно касается трех наказаний - ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части.
Причем, если арест может применяться и к гражданским лицам, и к военнослужащим, то два остальных наказания являются специализированными, согласно ст. 51 II 55 УК они могут применяться лишь в отношении военнослужащих.
Таким образом, можно констатировать, что уголовно-исполнительным законодательством предусмотрено отдельное регулирование двух специализированных (специально предназначенных) для осужденных военнослужащих наказания - ограничение по военной службе (ст. 18 УИК) о содержание в дисциплинарной воинской части (гл. 20 УИК). К этим наказаниям примыкает арест (гл.19), который может применяться не только к военнослужащим, но и к иным лицам.
Все другое наказания (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, (штраф, конфискация имущества) исполняются в отношении военнослужащих соответствии с общими нормами уголовно исполнительного законодательства (см. главы 4, 5, 6, 9 УИК).