Международные экономические отношения, субъектом которых являются в той или степени все страны мира, проявляются в различных формах и с различной интенсивностью. Однако в любом случае возникает необходимость обобщения всей их суммы в некоторых экономических понятиях и, соответственно, показателях.
Одним из таких понятий является, например, внешнеторговый баланс страны, в котором отражается сальдо ее экспорта и импорта. Можно также выделить целый ряд понятий, связанных с движением капитала и т.д. Однако наиболее полно обобщение всей суммы взаимосвязей страны с мировым хозяйством выступает в виде платежного баланса страны. По методологии МВФ платежный баланс есть статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной страны и резидентами других стран (нерезидентами), которые произошли в течение определенного периода времени. Поэтому составляемые и публикуемые балансы на самом деле не являются балансами фактически совершенных платежей, хотя последние и образуют их основу.
В курсе экономической теории доказывается, почему платежный баланс состоит из двух больших разделов, сумма которых теоретически дает нулевое сальдо. Этими разделами являются счет текущих операций и счет операций с капиталом и финансовыми инструментами.
Однако на практике имеется несколько схем изложения данных платежного баланса, что отражает, во-первых, конкретные целевые установки составителей платежных балансов, а во-вторых, сложность получения достоверных данных по всем статьям подразделов платежного баланса. Наиболее известны схемы представления данных, изложенные в соответствующих методических разработках МВФ, в частности в пятом издании Руководства по составлению платежного баланса и применяемые на практике в соответствующих статистических публикациях МВФ. Схема платежного баланса, принятая Центральным банком России, в целом основывается на методиках МВФ, однако в ряде случаев представляется менее наглядной.
Счет текущих операций состоит из нескольких подразделов: внешнеторгового баланса, баланса услуг (иногда они объединяются вместе), баланса доходов от инвестиций и оплаты труда; баланса текущих трансфертов, т.е. безвозмездных односторонних переводов (на практике он не приводится). Эта часть платежного баланса (называемая также текущим платежным балансом) наиболее часто публикуется в печати.
Важной частью счета текущих операций является также баланс факторных доходов, поскольку в этом подразделе учитываются, в частности, доход от заграничных инвестиций или платежи по иностранным инвестициям. Невозможность переводить прибыли, полученные от инвестиций, за пределы страны является мощным тормозом для иностранных инвестиций. В Уставе МВФ есть специальная статья VIII (части 2 (а), 3 и 4), в соответствии с которой страна, принимающая на себя обязательства, указанные в этой статье, не может в дальнейшем, в частности, вводить без получения соответствующего согласия МВФ ограничения по совершению платежей и переводов по текущим операциям, вводить множественность валютных курсов или устанавливать дискриминационные валютные ограничения.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Значительное большинство стран — членов МВФ (152 государства по состоянию на апрель 2002 г.) присоединилось к этой статье. Россия объявила о присоединении к данной статье.
Что касается статьи «Чистые ошибки и пропуски», то в тех странах, где учет имеет прочные традиции, относительная величина этой статьи, как правило, невелика. Там же, где имеют место бегство или нелегальный отток капитала, эта величина может быть существенно больше. С другой стороны, объем неучтенных ресурсов может достигать крупных размеров и в тех странах, куда устремляется нелегальный капитал. Так, в платежном балансе Швейцарии, являющейся традиционным убежищем для многих капиталов, данная статья в отдельные годы последнего десятилетия XX в. составляла 8—9 млрд. долл. (притом, что счет операций с капиталом и финансовыми инструментами колебался в отдельные годы от 13 млрд. до 27 млрд. долл. США).
В счет операций с капиталом и финансовыми инструментами включаются счет операций с капиталом и финансовый счет, в частности прямые и портфельные инвестиции, а также другие инвестиции (торговые кредиты, займы, валюта и депозиты).
Особой частью баланса являются так называемые «балансирующие статьи». Выделение балансирующих статей имеет определенный смысл, поскольку при ухудшении состояния платежного баланса необходимо изыскивать средства для покрытия пассивного сальдо. В этом подразделе помимо собственно валютных резервов указываются и такие источники финансовых ресурсов, как кредиты и займы, полученные страной от МВФ.
Центральный банк России публикует на своем сайте два варианта платежного баланса России: в аналитическом и нейтральном представлениях. В первом случае «чистые ошибки и пропуски», а также изменение «валютных резервов» не включаются в счет операций с капиталом и финансовыми инструментами. Поэтому итоговое сальдо баланса отсутствует, и как итог показывается только изменение валютных резервов. Во втором — «резервные активы» учитываются в счете операций с капиталом и финансовыми инструментами, поэтому при добавлении статьи «Чистые ошибки и пропуски» общее сальдо баланса равняется нулю. Таким образом, с формальной стороны соблюдается равенство кредитовых и дебетовых статей.
Сведение счета текущих операций с активным сальдо означает, что данная страна фактически является чистым кредитором по отношению к остальному миру, поскольку страна, в частности, накапливает у себя иностранную валюту, не предъявляя требований к другим странам обеспечить соответствующее товарное покрытие. Напротив, отрицательное сальдо свидетельствует, что страна должна либо расходовать свои валютные резервы, либо брать в долг для устранения дефицита текущего платежного баланса.
Следовательно, оба раздела баланса являются зеркальным отражением друг друга, и поэтому суммарное сальдо обоих разделов платежных балансов всех стран мира, как выше указывалось, должно равняться нулю. Этого, однако, не наблюдается: начиная с 1997 г. отмечен возрастающий дефицит счета текущих операций. По оценкам, в 2001 г. он составил примерно 2% мирового импорта.
Исследователи отмечают различные причины этого явления, в том числе несовпадение дата регистрации экспорта и импорта, неодинаковость учетных цен (экспорт учитывается в ценах РОВ, а импорт — в CIF, «очистить» же цены CIF от страховых и транспортных расходов не всегда удается), качество собираемых данных. Однако всеми признается, что одной из главных причин является занижение данных о доходах с целью уменьшения налогооблагаемой базы, а также быстрый рост офшорных центров. Возможно, к этому следовало бы добавить и то, что возросли объемы финансовых ресурсов, получаемых криминальным путем. Это, как известно, стало важным стимулом для усиления борьбы с отмыванием «грязных» денег.
В публикациях МВФ резервные активы исключаются из счета операций с капиталом и финансовыми инструментами и учитываются в особом подразделе платежного баланса «Резервные активы».
Величина вышеуказанного подраздела определяется достаточно просто, поскольку его составляющие поддаются точному учету со стороны центрального банка. Если сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом и финансовыми инструментами не равно величине балансирующих статей (с обратным знаком), то разница (с соответствующим знаком) учитывается в особой статье «Чистые ошибки и пропуски». Таким образом, суммарное сальдо вышеуказанных разделов и балансирующих статей оказывается равным нулю.
Это, однако, не дает ответа на вопрос: с каким сальдо — положительным или отрицательным — сведен платежный баланс конкретной страны за определенный год. Ответ можно найти, исследуя сумму сальдо счета текущих операций, сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами и статьи «Чистые ошибки и пропуски». Поэтому в упомянутых публикациях МВФ сумма двух вышеуказанных счетов и статьи «Чистые ошибки и пропуски» считается итоговым балансом.
Если платежный баланс положительный, то это означает уменьшение внешних обязательств. И поэтому величина балансирующих статей приводится со знаком «минус». Напротив, если платежный баланс отрицателен, то балансирующие статьи положительны и приводимые данные свидетельствуют о росте внешних обязательств. Таким образом, подраздел «Резервные активы» играет важную роль, ибо фактически через него определяется конечное состояние баланса.
Если отток финансовых ресурсов из страны превышает их приток в течение длительного времени, тогда возникает хронический дефицит платежного баланса и требуются экстренные меры (т.е. чрезвычайные финансовые ресурсы) для устранения сложившихся диспропорций.
Основные принципы составления платежного баланса
Основным принципом при составлении платежных балансов является принцип двойной записи. Тем самым каждая операция должна быть занесена (но с разными знаками) в двух разных разделах баланса. Так, экспорт товаров означает перемещение материальных ценностей за границу (что учитывается в первом разделе баланса), а оплата за экспорт в денежной форме должна быть помещена во второй раздел баланса.
Однако, как выше указывалось, формы составления и представления платежного баланса могут отличаться друг от друга. В ряде публикаций МВФ, а вслед за ним и в публикациях статистических служб различных стран с положительным знаком приводятся те позиции, которые свидетельствуют о поступлении финансовых ресурсов в страну (например, экспорт товаров, экспорт услуг, прямые иностранные инвестиции в страну и т.п.), а с отрицательным — позиции, означающие отток финансовых ресурсов из страны (импорт товаров, импорт услуг, прямые иностранные инвестиции за границей и т.п.). Исключением из правила является раздел балансирующих статей.
Особенностью платежного баланса является наличие активного или пассивного сальдо по каждому разделу и подразделу.
При составлении платежных балансов рекомендуется использовать понятия, принятые в Системе национальных счетов, разработанной ООН и рядом международных организаций, в том числе и МВФ.
Так, в качестве территории, относительно которой составляется платежный баланс, выступает экономическая территория страны, т.е. географическая территория, на которую распространяется юрисдикция правительства данного государства (в том числе и территориальные анклавы в других странах, в частности посольства, консульства, военные базы и т.п.).
При определении резидентов и нерезидентов главным критерием является установление центра экономического интереса участника операции Центр экономического интереса хозяйствующего субъекта расположен там, где он осуществляет в значительных масштабах экономическую деятельность и операции в течение года и более или намеревается делать это, хотя период длиной в год не является достаточно четким критерием.
Резиденты подразделяются на:
1) домашние хозяйства и
2) юридических лиц.
Домашнее хозяйство характеризуется тем, что принадлежащие к нему физические лица должны быть резидентами данной страны. Если физическое лицо уезжает на работу в другую страну на период от года и более, то оно может утратить связь с первоначальным домашним хозяйством и тем самым перестает быть резидентом. Это, однако, не распространяется на военный персонал и гражданских служащих (включая дипломатов), которые находятся на государственной службе за пределами своей страны, а также студентов (независимо от продолжительности периода обучения за границей).
Не утрачивают статус резидента своей страны и лица, которые покидают пределы своей страны на ограниченный период времени и возвращаются обратно по окончании этого периода, например туристы.
При определении статуса юридических лиц (предприятий) в Системе национальных счетов (и соответственно в Руководстве МВФ) предлагается подход, основанный на:
1) величине объема производимых товаров и услуг и
2) собственности на земельные участки или здания. Считается, что предприятие является резидентом, если оно производит на экономической территории страны значительный объем товарной продукции и/или услуг либо владеет там землей или зданиями.
Операции (сделки) за некоторыми исключениями совершаются с товарами, услугами и доходом. Сюда также относятся финансовые требования и обязательства в отношении других стран, а также односторонние операции, такие как, например, переводы (дары).
Операция определяется как экономический поток, который отражает создание, преобразование, обмен, передачу или уничтожение экономической ценности и включает изменения в собственности на товары и/или финансовые активы, в предоставлении услуг или предоставлении рабочей силы и капитала.
Поскольку цены реальных сделок являются коммерческой тайной, то специалисты МВФ предлагают использовать при составлении платежных балансов рыночную цену. Это цена, которую покупатели, желающие купить, уплачивают продавцам, желающим продать, при каждой конкретной сделке. Понимаемая таким образом рыночная цена отличается от цены мирового рынка, справедливой мировой цены, фактически существующей цены и от любой другой цены, которая выражает обобщенно цены на определенный класс товаров.
При бартерных сделках, а также сделках между филиалами одного предприятия отсутствуют необходимые условия для определения рыночной цены. По мнению МВФ, в таких случаях возможно построение цены по аналогии с известными рыночными ценами, которые установлены для сделок, совершенных в примерно одинаковых условиях.
Как известно, в мирохозяйственных связях значительное распространение получило трансфертное ценообразование, используемое для занижения прибыли в целях уменьшения налогооблагаемой базы. Специалисты МВФ считают желательным применять метод определения рыночной цены только в тех случаях, когда учет по балансовой стоимости приводит к значительным искажениям. При этом в соответствии с принципом двойной записи необходимо отражать замену балансовой стоимости рыночной ценой в соответствующих разделах платежного баланса.
Принцип двойной записи также предполагает одновременную фиксацию момента осуществления операции. В ряде случаев точное время установить достаточно сложно, однако общим положением является то, что операции (сделки) фиксируются при создании, преобразовании, обмене, передаче и уничтожении экономической ценности. Как отмечается в Руководстве МВФ, время фиксации указывается в соответствии с принципом учета доходов и издержек в момент завершения операции. Требования и обязательства, как правило, возникают при смене права собственности, хотя под это определение не подпадает ряд операций, например лизинговые. Специалисты МВФ считают, что в этом случае экономическая природа операции (сделки) должна иметь приоритет над ее правовой природой.
Кроме платежного баланса возможно составление баланса на определенную дату. В этом случае говорят о расчетном балансе. В международной практике также публикуются данные о международной инвестиционной позиции отдельных стран. Эта величина рассчитывается в категориях запаса и отражает соотношение активов и обязательств страны на определенный момент времени.
Регулирование платежного баланса
В рыночной экономике состояние платежного баланса страны определяется в значительной, а зачастую в решающей степени действиями большого числа субъектов внешнеэкономической деятельности. Поэтому применительно к одной, отдельной взятой стране на практике имеет место нарушение пропорций между его отдельными разделами. Так, в ряде государств (Германия, Китай, Россия, Саудовская Аравия, Япония и др.) экспорт товаров, как правило, превышает их импорт, в других, напротив, ввозится больше товаров, чем вывозится (Египет, Марокко, США и др.). В отдельных случаях отрицательное сальдо торгового баланса является устойчивой тенденцией. Так, за последние два десятилетия был постоянно дефицитным внешнеторговый баланс США.
Когда наблюдается устойчивое активное сальдо платежного баланса, это не является предметом особой озабоченности правительства данной страны. Проблемы возникают тогда, когда баланс сводится с пассивным сальдо. В этом случае возникает необходимость дополнительных усилий для устранения диспропорций в платежном балансе путем стимулирования национального экспорта товаров и услуг или напротив ограничения импорта товаров и услуг, а также привлечения иностранных капиталов. Если принятых мер оказывается недостаточно, тогда требуются срочные меры для чрезвычайного финансирования дефицита платежного баланса.
Формы и методы регулирования платежного баланса достаточно разнообразны и в зависимости от причин и факторов, порождающих его нестабильность, могут иметь кратко и долгосрочный характер.
Важнейшим методом краткосрочного воздействия на платежный баланс является девальвация национальной валюты, которая удешевляет национальный экспорт и удорожает импорт. Снижение курса национальной валюты (по отношению ко всем иностранным валютам или только некоторым из них) открывает дополнительные возможности для национальных экспортеров.
Если, например, до девальвации национальная валюта обменивалась на доллар в соотношении 100 к 1, а после девальвации установился валютный курс 120 к 1, то за каждый доллар экспортной выручки экспортер получит уже не 100 единиц национальной валюты, а 120. Следовательно, норма (и масса) прибыли в национальной валюте будет выше. Однако если значительное число государств будет одновременно прибегать к девальвации, то это будет означать угрозу для стабильности мировой валютной системы.
Именно поэтому в Уставе МВФ имеется специальная (четвертая) статья, в которой, в частности, зафиксировано требование к членам МВФ избегать манипулирования обменными курсами или международной валютной системой для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами членами.
Регулирование внешней торговли страны, в частности стимулирование экспорта (а в ряде случаев и ограничение импорта), является также и важным методом регулирования ее платежного баланса. В принципе, все меры, направленные на стимулирование национального экспорта и ограничение импорта, так или иначе, выполняют эту задачу.
Существует также ряд специфических методов воздействия на так называемые «невидимые» операции счета текущих операций (услуги, факторные доходы). Среди них можно назвать валютные ограничения (например, ограничение объема вывоза иностранной валюты, разрешенного к вывозу физическими лицами — резидентами данной страны, а также регулирование миграции рабочей силы). Вместе с тем страна может обеспечить более благоприятные условия для иностранных туристов, тем самым увеличивая поступления от туризма.
В средне и долгосрочном плане регулирование платежного баланса предполагает проведение экономической политики, направленной на сокращение внутреннего спроса путем уменьшения дефицита государственного бюджета, изменения процентных ставок, регулирования объема денежной массы в обращении. Сюда же можно отнести и меры, принимаемые государством, с одной стороны, для привлечения иностранного капитала, а с другой — для ограничения вывоза капитала из страны. Однако, как показывает международный опыт, административные усилия государства по ограничению вывоза капитала из страны далеко не всегда приносят желаемые результаты. В ряде случаев для покрытия дефицита платежного баланса возможно заимствование финансовых ресурсов, например, в МВФ.
В условиях глобализации возросло значение межгосударственного регулирования платежных балансов, которое появилось еще в середине 70х гг., когда вследствие энергетического кризиса и роста цен на нефть в платежных балансах ряда ведущих капиталистических стран стала ощущаться напряженность.
Эффективность мер по регулированию платежного баланса зависит от конкретной экономической ситуации в той или иной стране. Мировой опыт свидетельствует, что более успешно с трудностями, вызванными нарушениями в платежном балансе, справлялись те страны, которые осуществляли структурные преобразования, результатом которых было улучшение конкурентоспособности национальной экономики. Эта же задача стоит и перед народным хозяйством России.
Платежные балансы стран с развитой рыночной экономикой и России
Состояние платежных балансов отражает положение дел в экономике конкретной страны и во многом является результатом проводимой экономической политики. Рассмотрим с этой целью платежные балансы ряда стран с развитой рыночной экономикой.
Счет текущих операций США был сведен с большим дефицитом, прежде всего за счет огромного пассивного сальдо во внешнеторговом балансе, что не смогло быть компенсировано положительным сальдо по статьям услуг и факторных доходов. Однако итоговый баланс оказался положительным за счет притока иностранного капитала в форме портфельных инвестиций. В то же время прямые американские инвестиции за границей и прямые инвестиции других государств в США оказались примерно равными.
В отличие от США Япония имела положительное сальдо по счету текущих операций, в основе которого лежит активный внешнеторговый баланс. По статье услуг она имеет отрицательное сальдо, в частности, по причине активного выезда значительного числа японцев за границу в качестве туристов (в отличие от других услуг приезд иностранных туристов считается экспортом). Поскольку Япония активно вывозила капитал в последние десятилетия XX в., а ввозила в гораздо меньших объемах, то имеет значительные нетто поступления по статье «Факторные доходы». И в 2001 г. заграничные прямые инвестиции японских компаний, несмотря на сложное положение в экономике (рост реального ВВП оказался на уровне 0,4%), также существенно превысили прямые инвестиции иностранных компаний в стране восходящего солнца.
ФРГ, как и Япония, имеет активный торговый баланс. При этом она является второй в мире по объему экспорта. Однако размер положительного сальдо счета текущий операций ФРГ значительно меньше, чем у Японии. Основной причиной является отрицательное сальдо по статьям факторных доходов и текущих трансфертов.
Это еще более справедливо в отношении платежного баланса всех стран зоны евро, который стал регулярно публиковать МВФ. В 2001 г. счет текущих операций у всей группы стран зоны евро был сведен с дефицитом. Германия, как и все страны зоны евро в целом, вывозит капитала в форме прямых инвестиций больше, чем ввозит, однако пока это не стало источником нетто поступлений стран зоны евро по статьям факторных доходов.
В 2001 г. Германия и страны зоны евро имели пассивный баланс, как и в 1998—2000 гг., однако в 2002 г. он был сведен с небольшим положительным сальдо (2,55 млрд. долл.).
Источниками сведений о платежном балансе России являются публикации (в том числе электронные) Центрального банка РФ, Госкомстата России и МВФ. Анализ этих публикаций показывает, что имеют место определенные расхождения, как в методике представления данных, так и в значениях статистических показателей. Это относится, в частности, к схеме расположения данных об операциях во втором большом разделе платежного баланса — баланса счета операций с капиталом и финансовыми инструментами.
Следует отметить, что в первый период (в середине 90-х гг.) платежный баланс России был неполным, поскольку не учитывались операции российских резидентов с нерезидентами из стран СНГ и ближнего зарубежья. Впоследствии эти операции стали включаться в платежный баланс РФ.
Анализ платежного баланса России показывает, что, поскольку счет текущих операций в 19992002 гг. был положительным, Россия выступала как чистый кредитор. Однако итоговый баланс в 1999 г. был сведен с дефицитом, и только начиная с 2000 г. он стал активным.
Внешнеторговый баланс РФ за счет экспорта, прежде всего нефти и нефтепродуктов, а также природного газа, имеет большое положительное сальдо. По статьям услуг, а также факторных доходов сальдо пассивное. Не оправдались также предположения о возможности роста текущих трансфертов, которые высказывались в начале 90-х гг. Напротив, в последние годы отток ресурсов по этой статье превышает их приток.
Что касается прямых инвестиций, то общий итог довольно скромный. Несмотря на некоторое улучшение инвестиционного климата, все же суммарное сальдо прямых инвестиций в 2000— 2002 гг. оказалось отрицательным.
В отличие от вышеуказанных стран с развитой рыночной экономикой Россия имеет внушительное сальдо по счету операций с капиталом. Следует отметить, что в публикациях МВФ содержание этого счета трактуется неоднозначно. В пятом издании Руководства по составлению платежных балансов одним из компонентов данного счета является прощение долгов. И этой позиции придерживается Центральный банк России: «Примерами капитальных трансфертов являются безвозмездная передача прав собственности на основные фонды, прощение долгов. Судя по величине этого счета в Платежном балансе РФ в него включено и прощение долгов.
Счет операций с финансовыми инструментами в платежном балансе РФ за весь период с 1994 по 2002 г. сводился с пассивным сальдо.
Обращает на себя внимание значительный размер статьи «Чистые ошибки и пропуски». Несомненно, что в некоторой степени в нем отражается неучтенный вывоз капитала из России.
В рассматриваемом периоде (1999—2002) 1999 г. оказался последним, когда Россия имела пассивный платежный баланс. В 2000—2002 гг. активное сальдо баланса составило внушительную сумму.
Учитывая, что экспорт углеводородов превратился в основу платежного баланса РФ, его состояние во многом зависит от уровня цен на мировом рынке на нефть и природный газ. Поэтому кардинальное улучшение платежного баланса России может быть достигнуто только путем преобразования структуры российской экономики, в частности, путем повышения доли наукоемкой продукции, адекватной потребностям информационного общества. Вполне очевидно, что этого нельзя достичь в короткий период времени.