Особым видом финансового контроля является банковский контроль, который представляет собой контроль за деятельностью банков с целью обеспечения безопасности вкладов и стабильности банковской системы страны. Банковский контроль имеет статус публично-правовой деятельности. Организация банковского контроля (или банковского надзора) нашла свое законодательное закрепление в законах о центральном банке и банковской системе.
Центральные банки играют значительную роль в проведении банковского контроля. Так в Великобритании, Нидерландах и Италии центральные банки являются единственными органами, уполномоченными осуществлять контроль и надзор за деятельностью финансово-кредитных институтов на территории государства. Однако чаще в мировой практике встречается система смешанного банковского контроля, когда центральный банк выполняет обязанности по надзору совместно с другими государственными органами. Так, во Франции помимо Центрального банка банковский контроль осуществляют Банковская комиссия, Комитет по банковской и финансовой регламентации, Комитет по кредитным учреждениям и инвестиционным компаниям; в Японии – Министерство финансов; в Германии – Федеральное ведомство по надзору за финансовыми организациями; в США – Министерство финансов, Генеральное управление отчетности, Федеральная корпорация страхования депозитов. В Швейцарии, Канаде, Норвегии, Австрии государственные органы банковского контроля и надзора осуществляют функции контроля отдельно от центральных банков.
Главная цель банковского контроля – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Для реализации этих задач контрольные органы наделены широкими полномочиями:
а) запрашивают у проверяемой кредитной организации необходимую информацию о ее деятельности;
б) проводят проверки документации и отчетности; в) издают в рамках своей компетенции акты нормативного и индивидуального характера;
г) принимают на законных основаниях решения по разным аспектам деятельности банков.
Также необходимо отметить, что банковский контроль проводится в трех формах: внешний, административный и внутренний, каждый из которых имеет свои функции.
Внешний банковский контроль осуществляют центральный банк, органы банковского контроля и независимые аудиторы.
Формами внешнего банковского контроля являются лицензирование, регулирование и контроль за экономическими нормативами, инспекции и ревизии деятельности элементов банковской системы.
Непосредственные проверки и ревизии кредитных организаций могут проводиться как центральным банком, так и специальными органами. В Германии такими полномочиями обладает Федеральное ведомство по надзору за финансовыми организациями, во Франции – Банковская комиссия. Основной их задачей является контроль и надзор за точным исполнением кредитными учреждениями банковского законодательства и применение соответствующих санкций в отношении нарушителей с целью обеспечить стабильность банковской системы. Для выполнения надзорных полномочий Банковская комиссия и Федеральное ведомство по надзору за финансовыми организациями имеют право требовать от кредитных учреждений любые сведения и документы, которые они сочтут необходимыми. Банковский контроль в Западной и Центральной Африке по примеру Франции осуществляют наднациональные банковские комиссии, созданные в каждой эмиссионной зоне. Обе банковские комиссии обладают обширными полномочиями в сфере регулирования, лицензирования банковской деятельности и контроля за кредитными учреждениями. Кроме того, они обладают судебными полномочиями, они вправе налагать санкции вплоть до отзыва лицензии или увольнения руководителей. Решения банковских комиссий могут быть обжалованы в Совет министров Западноафриканского валютного союза или в Административный совет Банка центральноафриканских государств.
Кроме того, все кредитные учреждения обязаны представлять в эти органы отчеты о своей деятельности.
Что касается независимых аудиторов, то, как правило, банковское законодательство наделяет их следующими полномочиями:
а) ревизия и сертификация годовых отчетов;
б) проверка надежности публикуемой информации и деятельности банков;
в) принятие мер по повышению квалификации самих аудиторов и др.
Административный банковский контроль осуществляют правление и (или) наблюдательный совет банка. Например, во Франции и Италии действует правило «четырех глаз», в соответствии с которым эффективное управление может быть обеспечено не менее чем двумя руководителями, от которых банковское законодательство требует осуществлять особый надзор за качеством учета и отчетности, финансовой информации, а также за методами внутреннего контроля.
Внутренний контроль, или самоконтроль, осуществляется каждым банком, каждым его подразделением при проведении любых операций. Это так называемый контроль первого уровня, который при необходимости может быть дополнен контролем второго уровня, например, в рамках создаваемых для решения тех или иных проблем комитетов.
Внутренний контроль может принимать различные формы: инспекции, аудиторские проверки, общий контроль. Так, в США был принят Закон о совершенствовании Федеральной корпорации страхования депозитов, предписывавший банкам с определенным размером активов создание аудиторских комитетов и публикацию генеральной дирекцией ежегодного отчета о внутреннем контроле. Персональную ответственность за подготовку и содержание доклада о внутреннем контроле, который публикуется вместе с годовым отчетом, несет президент банка. В докладе содержится также оценка эффективности внутреннего контроля. Декларация президента должна быть удостоверена подписью внешних аудиторов. Во Франции Комитет по банковской регламентации принял специальный Регламент № 90–08 о внутреннем контроле в банках, в соответствии с которым служба внутреннего аудита отвечает за подготовку ежегодного доклада о внутреннем контроле, который представляется внешнему независимому аудитору (по его требованию) и в Банковскую комиссию.
Таким образом, благодаря всестороннему и многоступенчатому банковскому контролю возможны обеспечение и поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не управляет кредитными организациями, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный закон предоставил Банку России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.
Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.
ЦБ РФ осуществляет так называемое пруденциальное регулирование. Его смысл состоит в том, чтобы уменьшить риск банковских операций и предотвратить крах и системный кризис банков. Пруденциальное регулирование - это издание законов, а также нормативных актов и предписаний Банка России, направленных на создание таких условий банковской деятельности, которые снижают риск неликвидности, неплатежеспособности и финансовой надежности кредитной организации. Оно необходимо для предотвращения нестабильности в банковской системе: кризисов, угроз клиентам и вкладчикам кредитных организаций. Поэтому регулирование является средством надзора в широком смысле слова, т. е. за банковской системой в целом. В то же время надзор - средство обеспечения пруденциального регулирования. Это банковский надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает ряд норм пруденциального регулирования, применение которых должно способствовать укреплению финансовой устойчивости и надежности кредитных организаций. В частности Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
При этом Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц - клиентов.
Федеральный закон предусматривает определенный порядок регистрации кредитных организаций, выдачи им соответствующих лицензий, их отзыва, предъявления в соответствии с федеральными законами квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации. В этих же целях установлены антимонопольные требования.
Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.
Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.
В практике зарубежных государств банковский надзор имеет две формы: дистанционный и контактный. В российском законодательстве эти формы банковского надзора не выделены. Инспектирование кредитных организаций, регулируется нормативными актами Банка России.
Дистанционный надзор - наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т. п.). Для этого в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора - Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях - управления (отделы) регулирования банковской деятельности.
Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной организации. Для таких целей в структуре Банка России созданы Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях (управления, отделы).
Общая цель банковского надзора - приведение банковской системы и банковской деятельности каждой в отдельности кредитной организации в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России. Конкретные цели надзора зависят от особенностей его объектов.
Объекты банковского надзора - это та часть банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном ими порядке должна контролироваться Банком России. Правильное определение объектов надзора имеет значение для уяснения компетенции Банка России по проведению проверок деятельности кредитных организаций. Кроме того, оно позволяет оптимизировать расходы Банка России на указанный надзор.
Основные функции банковского надзора:
• изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;
• проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;
• анализ баланса и отчетности банка;
• изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;
• проверка решений органов управления;
• проверка работы ревизионной комиссии;
• анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами;
• анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);
• проверка управления рисками;
• проверка формирования резервов;
• проверка гарантий;
• проверка обоснованности и законности формирования доходов;
• изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности;
• выявление фактов искажения доходов и расходов, обнаружение возможных непроизводительных потерь, в том числе связанных с результатами применения санкций за нарушение и несоблюдение договорных обязательств;
• выявление причин, мотивов и обстоятельств, способствовавших банковским нарушениям;
• выяснение целей нарушения нормативных актов ЦБ РФ, причин искажения отчетных показателей, экономических нормативов;
• выяснение причин и целей проведения банком убыточных, неэффективных банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышенный риск и повлекших нарушение экономических нормативов;
• проверка соблюдения кредитной организацией предписаний Банка России.
Контроль банковской деятельности
По закону Банк России объявлен, как отмечалось, органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Это означает, что Банк России:
• взаимодействует с банками, их союзами и ассоциациями;
• в целях взаимодействия с банками имеет право для изучения отдельных вопросов банковского дела создавать комитеты и рабочие группы;
• проводит с банками консультации перед принятием наиболее важных решений нормативного характера;
• дает разъяснения по вопросам регулирования банковской деятельности;
• осуществляет анализ деятельности банков с целью выявления ситуации, угрожающей интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом.
Будучи контролером, ЦБ РФ:
• не может участвовать в капиталах кредитных учреждений, если иное не установлено федеральным законом;
• не несет ответственности по обязательствам кредитных учреждений (за исключением тех случаев, когда ЦБ РФ принимает на себя такие обязательства), а кредитные учреждения не несут ответственности по обязательствам ЦБ РФ (за исключением случаев принятия кредитным учреждением таких обязательств);
• не имеет права требовать от банков выполнения не свойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц - клиентов.
Закон декларирует, что главная цель банковского регулирования и надзора состоит в обеспечении безопасности банковской системы, поддержании ее стабильности, защите интересов вкладчиков и кредиторов.
Контрольные функции ЦБ РФ осуществляет либо непосредственно, либо через специально создаваемый при нем орган банковского надзора (о чем принимается решение Совета директоров). Сама проверка банков и их филиалов проводится уполномоченными Советом директоров представителями ЦБ РФ либо по его поручению аудиторскими фирмами.
Объектом контроля являются:
• соблюдение федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ;
• полнота и достоверность информации, предоставляемой Банку России.
Порядок проверки кредитного учреждения устанавливается Советом директоров ЦБ РФ.
При выявлении тех или иных нарушений в деятельности коммерческого банка (законов, положений, представления неполной или недостоверной информации) ЦБ РФ вправе:
• потребовать от коммерческого банка устранения выявленных нарушений;
• взыскать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала;
• ограничить проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев.
В случае, если коммерческий банк не устранил в установленные сроки выявленные нарушения, а также если эти нарушения создали реальную опасность для интересов вкладчиков, санкции ЦБ РФ усиливаются.
В этом случае ЦБ РФ дано право:
1) произвести взыскания штрафа с такого банка в размере до 1% от оплаченного уставного фонда, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от коммерческого банка:
а) осуществить мероприятия по своему финансовому оздоровлению, включая коррективы в структуре активов;
б) заменить своего руководителя;
в) провести реорганизацию банка;
3) ввести для данного банка несколько иные обязательные экономические нормативы на срок до 6 месяцев;
4) запретить банку на срок до года открывать филиалы и осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные лицензией;
5) на срок до 18 месяцев назначить временную администрацию по управлению данным банком;
6) отозвать лицензию на проведение банковских операций.
Контроль банковских операций
Цель проверки банковских операций – установление законности, достоверности и целесообразности их осуществления, а также своевременности, правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
Основные задачи:
• определение законности, достоверности и целесообразности совершенных операций по счетам в банках банковских операций;
• контроль своевременности и правильности документального оформления и отражения в учете банковских операций;
• оценка достоверности соответствующих показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основными источниками аудита операций по счетам в банке являются: выписки банков со счетов предприятия; журналы-ордера и ведомости по счетам 51, 52, 55, 57; сведения программы 1С; бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о движении денежных средств (форма №4), другие документы, в которых отражаются банковские операции.
Проверку рекомендуется начинать с установления правильности входящего остатка на 1-е число ревизуемого периода. Для чего остаток средств на проверяемом счете на 1 число по сведениям программы 1С сопоставляют с выпиской банка, балансом.
Приступая к сплошной проверке банковских операций, необходимо убедиться в полноте и достоверности выписок банка.
Если окажется, что часть выписок отсутствует, необходимо получить в банке заверенные копии.
На всех выписках должен стоять штамп банка. Исправления в выписках заверяются подписью главного бухгалтера и печатью банка.
Необходимо проверить соответствие оборотов по ДТ и КТ счета по выпискам банка за каждый проверяемый месяц с оборотами согласно учетным регистрам.
Проверить наличие всех приложений к выпискам, они заверены штампом банка, подписью операциониста с указанием даты. Одновременно проверяется правильность корреспонденции счетов и записей в учетных регистрах.
Проверяется обоснованность перечисления денежных средств за ТМЦ. С этой целью следует сверить суммы, указанные в платежных документах, с записями по счетам 60 и 76. Далее проверяют полноту оприходования ТМЦ. В случае сомнения в подлинности документов или достоверности операций следует провести встречную проверку поставщиков продукции. Выявленные при встречных проверках расхождения оформляются промежуточными актами.
Аналогично проводятся проверки по каждому банковскому счету отдельно.
Основной целью контроля расчетных и кредитных операций является создание условий для проведения расчетных и кредитных операций своевременно и в полном объеме.
Основные задачи:
• проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов;
• проверка соблюдения расчетно-финансовой дисциплины и ее влияния на платежеспособность предприятия;
• установление реальности задолженности.
Источниками проверки являются: приказы и распоряжения по предприятию, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм, отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, программа 1С, баланс предприятия, данные аналитического и синтетического учета по счетам: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», и др.
Задачами контроля расчетов с подотчетными лицами являются:
• установление правильного и целевого использования подотчетных сумм;
• выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов;
• соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов.
Источниками проверки являются:
• приказы и распоряжения по предприятию;
• авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм;
• отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами;
• программа 1С, баланс предприятия, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Расчеты с подотчетными лицами проверяются, как правило, сплошным способом. При этом устанавливается:
• соблюдение правил выдачи авансов;
• своевременность предоставления авансовых отчетов;
• целесообразность и законность использования подотчетных сумм;
• правильность оформления документов, приложенных к авансовым отчетам;
• порядок погашения оправдательных документов с целью предотвращения их повторного использования;
• своевременность возврата неизрасходованных подотчетных сумм.
Особое внимание уделяется проверке «командировок». Устанавливается наличие отметок в командировочных удостоверениях о датах прибытия и выбытия из пунктов назначения, нет ли подчисток, помарок, все ли реквизиты заполнены. Фактическое время в командировке определяется по отметкам прибытия и выбытия, при этом они обязательно сопоставляются с датами билетов, с путевыми листами и табелями рабочего времени. Соблюдение срока нахождения в командировке - определяется приказом организации. Отдельно проверяется правильность оплаты суточных, расходов по найму жилья и на проезд, (рассказать о размерах и порядке оплаты).
В соответствии с действующим законодательством работник должен отчитаться в течении трех дней по возвращении из командировки, составляя авансовый отчет, который утверждается руководителям организации.
Далее проверяется правильность подсчета оборотов и выведения сальдо в регистрах учета.
Внутренний банковский контроль
Внутренний банковский контроль (Bank Internal Control) — совокупность процедур, обеспечивающих соблюдение положений внутренних и внешних нормативных актов при осуществлении операций банка, а также достоверность и полноту информации. Внутренний банковский контроль сочетает в себе бухгалтерский и административный (внутренний) контроль.
Система внутреннего банковского контроля, как и все другие процедуры банка, должна быть четко документирована. Документация по процедурам внутреннего банковского контроля (в бумажной или электронной форме) должна быть доступной для пользования работниками банка.
Бухгалтерский контроль — совокупность процедур, позволяющих обеспечить сохранность активов банка и достоверность отчетности, составляется службой бухгалтерского учета на основе данных, полученных от операционных подразделений.
Бухгалтерский контроль может быть предварительным, текущим и последующим (который осуществляется после отражения операции в учете) и должен предоставить возможность убедиться в том, что:
• операции проведены только по общему или специальному разрешению руководителя банка;
• операции отражены и оценены в соответствии с требованиями учетной политики банка;
• система аналитического учета позволяет отслеживать использование ресурсов и движение активов банка;
• распоряжение активами осуществляется только в пределах установленных полномочий;
• инвентаризация активов и обязательств (балансовых и внебалансовых) проводится с определенной регулярностью, а выявленные недостатки устраняются должным образом.
Порядок проведения предварительного, текущего и последующего контроля определяется банком (службой бухгалтерского учета) самостоятельно.
Административный (внутренний) контроль — совокупность процедур, согласно которым руководитель банка делегирует свои полномочия, в частности такие:
• сохранение ценностей и активов;
• безопасность работников банка;
• эффективность, производительность и безопасность процедур обработки информации;
• наличие процедур, которые четко разграничивают задачи и ответственность служб и работников банка.
Административный контроль включает предварительный, текущий и последующий контроль, предусматривает проверку правильности финансовой операции до и после ее проведения с целью обеспечения ее соответствия установленным правилам. Административный контроль позволяет выявить риски и принять эффективные меры по ним. Структура административного контроля состоит из организационной схемы и всех принятых руководителем принципов и процедур.
Административный контроль предусматривает распределение полномочий между работниками банка таким образом, чтобы ни один работник банка не смог сосредоточить в своих руках все необходимые для осуществления полной операции полномочия (прием, оплата, хранение).
Операционный цикл любой операции должен предусматривать следующие этапы:
• разрешение на операцию;
• учет;
• осуществление платежей;
• контроль операций;
• аудит соблюдения правил и процедур проведения операций и их бухгалтерского учета.
Банковский финансовый контроль
Особым видом финансового контроля является банковский контроль, который представляет собой контроль за деятельностью банков с целью обеспечения безопасности вкладов и стабильности банковской системы страны. Банковский контроль имеет статус публично-правовой деятельности. Организация банковского контроля (или банковского надзора) нашла свое законодательное закрепление в законах о Центральном банке и банковской системе.
Главная цель банковского контроля — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банковский контроль осуществляется в виде лицензирования, регулирования и контроля за экономическими нормативами, инспекции и ревизии деятельности элементов банковской системы.
Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Объектом их контроля может быть деятельность всех экономических субъектов.
Аудиторские фирмы осуществляют:
- финансовые экспертизы;
- проверку ревизий финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности фирм и организаций;
- контроль правильности определения доходов, подлежащих налогообложению;
- консультирование по вопросам организации учета и управления, составление отчетности, проблем налогообложения.
Аудиторский контроль – регулируется Указом Президента «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность, направленная на проверку финансово-хозяйственных документов любого юр. лица.
Аудит бывает двух видов:
- добровольный;
- обязательный.
По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления подразделяется на:
• предварительный;
• текущий;
• последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий.
Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов.
Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода.
Методы проведения финансового контроля:
1. Проверка.
2. Обследование.
3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным.
4. Ревизия. Ревизии бывают:
• комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;
• частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);
• тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);
• плановые и внеплановые;
• сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).
5. Надзор.
6. Наблюдение (мониторинг).
Современная денежная система России, как и большинства других стран, основана на неразменных на золото деньгах. Основные положения денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном законе № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:
• прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;
• создание резервных фондов банкнот и монет;
• определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
• установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;
• утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Банковский валютный контроль
Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.
Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.
В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:
Непосредственный же контроль осуществляют так называемые агенты валютного контроля — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.
Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.
Помимо этого, контроль проходит по направлениям:
• наблюдение за соответствием операций закону;
• проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
• проверка достоверности отчетности по валютным операциям.
Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.
В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.
Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.
ВК базируется на таких принципах:
• исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
• система ВК и валютного регулирования едины;
• права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.
Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:
1. Законность.
2. Обязательность.
3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.
Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.
Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.
К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.
Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:
• предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
• текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
• последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).
А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.
Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.
К их функционалу относится:
• издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
• осуществление надзора за проведением валютных операций;
• проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.
А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.
Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:
• Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.
• Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.
• Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.
Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.
В число агентов валютного контроля входят:
• банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
• структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
• государственная корпорация — Внешэкономбанк.
Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:
• оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
• проверяет все бумаги на соответствие действительности;
• регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
• осуществляют открытие паспорта операции;
• закрывают операцию;
• создают отчет по проведенной сделке.
Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.
На практике весь процесс происходит так:
1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
4. Информацию вносят во все базы данных.
5. Резервируются средства для исполнения сделки.
6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.
Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.
Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.
Чаще всего это:
• паспорта участников сделки;
• документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
• различная таможенная документация (декларации и прочее);
• паспорт сделки;
• контракты, доверенности, счета-фактуры;
• при необходимости — документация на недвижимость.
А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.
Системы банковского контроля
Внешний банковский контроль – процесс отслеживания, наблюдения (мониторинга), проверок и анализа всех параметров деятельности банка, существенных с точки зрения надзорного органа, включая как характеристики самой указанной деятельности, так и ее результаты, с целью контроля соблюдения банком и его сотрудниками норм законодательства, банковских правил, устанавливаемых Банком России и внутренними документами самого поднадзорного банка.
Внешний контроль осуществляют:
• Центральный Банк Российской Федерации;
• Федеральная комиссия по ценным бумагам;
• Министерство налогов и сборов Российской Федерации;
• Федеральная служба налоговой полиции.
Качественный и действенный надзор необходим Центральному банку, который в этом случае представляет интересы общества в целом в условиях, когда добросовестная банковская практика пока не стала нормой деловых операций отнюдь не всех банкиров.
Российские банки допускают множество самых разнообразных нарушений, причины которых следующие:
1) отсутствие в банках единой банковской политики и скоординированного управления рисками;
2) действия банков, направленные на искажение учета и отчетности в целях сокрытия негативных ситуаций и приукрашивания показателей;
3) отсутствие анализа кредитной и иной задолженности;
4) ненадлежащий контроль или его отсутствие за деятельностью филиалов;
5) неоднозначное толкование банками законодательства и нормативных актов, а иногда их незнание или откровенное игнорирование;
6) отсутствие опыта или низкая квалификация персонала;
7) недостаточная работа по организации внутреннего контроля.
Принципы внешнего банковского контроля:
1. Универсальность и обязательность. Под надзор должны попадать все без исключения кредитные организации, работающие на территории страны, причем согласие на контроль и выполнение требований контрольных органов должно быть обязательным условием.
2. Законодательное закрепление за Центральным Банком контрольных функций с предоставлением ему права издавать соответствующие нормативные акты, обязательные для всех банков (кредитных организаций).
3. Единство требований контрольных органов. Ко всем кредитным организациям, выполняющим одинаковые виды деятельности (операции), должны предъявляться одинаковые требования. Там же, где требования могут и/или должны быть дифференцированными, должны использоваться ясные и стабильные правила дифферен-циации. Закон разрешает Банку России дифференцировать, например, экономические нормативы деятельности банков, однако он не пользуется этим правом.
4. Обязательность исполнения законных требований органов контроля.
5. Единство количественного и качественного контроля. Необходимо отслеживать не только формальное соблюдение кредитными организациями тех или иных правил, нормативов, требований, указаний, но и качественных (экономических и финансовых) характеристик их развития, что требует хорошего мониторинга и не менее качественной индивидуальной аналитической работы.
6. Сочетание превентивного (упреждающего) и последующего контроля. Превентивный контроль следует понимать и как предварительный (еще на стадии создания банка), и как профилактический, предупреждающий появление и накопление в деятельности функционирующих банков негативных явлений и тенденций. Если надзор выявляет важные проблемы на ранней стадии их развития, когда «ничего еще не произошло», то основанием для применения к соответствующему банку регулирующих мер воздействия следует при-знать саму рискованную деятельность, а не только фактически состоявшееся нарушение тех формальных соотношений структуры баланса, которые в конечном итоге и отражены в обязательных нормативах банковской деятельности.
7. Сочетание дистанционного (документарного) и «контактного» (проверки на местах) способов контроля. Контроль только в форме документарных проверок (дистанционного анализа документов) совершенно себя не оправдывает.
8. Профессионализм контроля. Чтобы эффективно вести надзор, нужно четко понимать характер бизнеса банков (в целом лучше, чем работники проверяемых банков), свободно ориентироваться в его тенденциях и на этой основе анализировать проводимые банком операции.
9. Адекватность контроля. Небольшие банки с малым количеством операций объективно требуют только технологического надзора, тогда как крупные и средние нуждаются в углубленном анализе.
10. Конструктивный характер контроля. Главная задача надзорных органов — помогать поддерживать работоспособность банка, как можно раньше выявлять причины возможных трудностей и своевременно содействовать их преодолению. Центральный банк не должен выступать в роли надзирателя.
11. Консолидированный характер контроля. Контроль за банком должен вестись на основе учета операций всех его подразделений (филиалов, отделении), а также дочерних и зависимых организаций.
12. Сочетание государственного, независимого аудиторского (внешнего), общественного (со стороны общественных объединений самих банков) и внутреннего контроля.
13. Достоверность данных и полная ответственность за их качество и конфиденциальность.
14. Открытость для широкой общественности.
Банк России в своей деятельности по банковскому регулированию и банковскому надзору руководствуется положениями главы X «Банковское регулирование и банковский надзор» Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также соответствующими положениями Федерального закона «О банках и банковской деятельности и Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее - Закон о страховании вкладов).
При этом Банк России ставит во главу угла достижение целей банковского регулирования и надзора, определенных ст. 56 Закона о Банке России, а именно: поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защиту интересов кредиторов и вкладчиков.
Работа по совершенствованию банковского регулирования и банковского надзора осуществляется также в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
В области лицензирования деятельности кредитных организаций хотелось бы отметить, что за последние годы в сфере регулирования капитализации банков Банк России реализовал комплекс мер, направленных на решение двух задач:
- во-первых, создание благоприятных условий для привлечения капитала в первую очередь с открытых рынков и от добросовестных стратегических инвесторов;
- во-вторых, укрепление контроля за происхождением капитала и финансовым состоянием лиц, оказывающих влияние на деятельность банка.
Банк России предложил деловому сообществу и реализовал в рамках своей компетенции комплекс мер, включая разработку нормативной базы, направленной на содействие капитализации банковского сектора.
В последнее время большое внимание уделяется такому аспекту деятельности Банка России, как вывод с рынка кредитных организаций, нарушающих банковское законодательство и одновременно проводящих операции, имеющие очевидные признаки сомнительности и фиктивности.
Имеющийся у Банка России опыт регулирования и анализа рисков ликвидности, а также изучение международной надзорной практики по данному вопросу свидетельствуют о необходимости совершенствования соответствующих подходов. Основным направлением развития системы регулирования и надзора в сфере ликвидности является ориентация на использование концепции денежных потоков и на оценку состояния систем управления рисками ликвидности в кредитных организациях.
Другим актуальным направлением развития системы регулирования и надзора за кредитными рисками является ориентация на оценку качества управления ими в кредитных организациях.
Стратегия развития банковского сектора показывает, что совершенствование подходов кредитных организаций к построению систем корпоративного управления является одним из решающих факторов роста показателей деятельности банковского сектора, а также важным элементом реформирования банковского дела в России.
Применение Банком России профессионального суждения при осуществлении банковского надзора основывается на положениях части 4 ст. 72 Закона о Банке России, в соответствии с которой Банк России, его территориальные учреждения и уполномоченные представители проводят оценку активов и пассивов кредитной организации на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России.
Во исполнение требований ст. 77 Закона о Банке России и рамках координации профессиональных суждений в последние годы широко используется процедура публичных обсуждений проектов нормативных актов Банка России по вопросам банковского регулирования и надзора.
Контроль прохождения расчетно-кассовых банковских операций
Положение № 383-П определяет порядок, когда распоряжения клиента могут приниматься к исполнению, в том числе с составлением расчетного документа - платежного поручения для осуществления безналичных расчетов.
Прежде чем составить платежное поручение, банку необходимо провести процедуры приема к исполнению распоряжений:
• удостоверение в праве клиента распоряжаться денежными средствами;
• контроль целостности распоряжений;
• структурный контроль распоряжений;
• контроль значений реквизитов распоряжений;
• контроль достаточности денежных средств.
Распоряжение считается принятым банком к исполнению при положительном результате выполнения всех процедур, порядок проведения которых разрабатывается кредитной организацией.
При недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика - юридического лица распоряжения не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) их отправителям не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения либо за днем получения акцепта плательщика, за исключением распоряжений:
• о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ;
• от взыскателей средств;
• принимаемых банком к исполнению в соответствии с договором;
• предъявляемых банком в соответствии с договором.
Эти распоряжения оформляются в виде расчетных документов и помещаются в очередь не исполненных в срок.
Тогда как ранее, в соответствии с Положением № 2-П, расчетные документы принимались банками к исполнению независимо от их суммы.
При недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика - физического лица распоряжения также не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения.
Внешний банковский контроль
Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов.
Банковский контроль вытекает из функций кредита.
Внешний банковский контроль – процесс отслеживания, наблюдения (мониторинга), проверок и анализа всех параметров деятельности банка, существенных с точки зрения надзорного органа, включая как характеристики самой указанной деятельности, так и ее результаты, с целью контроля соблюдения банком и его сотрудниками норм законодательства, банковских правил, устанавливаемых Банком России и внутренними документами самого поднадзорного банка.
Внешний контроль осуществляют:
• Центральный Банк Российской Федерации;
• Федеральная комиссия по ценным бумагам;
• Министерство налогов и сборов Российской Федерации;
• Федеральная служба налоговой полиции.
Качественный и действенный надзор необходим Центральному банку, который в этом случае представляет интересы общества в целом в условиях, когда добросовестная банковская практика пока не стала нормой деловых операций отнюдь не всех банкиров.
Российские банки допускают множество самых разнообразных нарушений, причины которых следующие:
1) отсутствие в банках единой банковской политики и скоординированного управления рисками;
2) действия банков, направленные на искажение учета и отчетности в целях сокрытия негативных ситуаций и приукрашивания показателей;
3) отсутствие анализа кредитной и иной задолженности;
4) ненадлежащий контроль или его отсутствие за деятельностью филиалов;
5) неоднозначное толкование банками законодательства и нормативных актов, а иногда их незнание или откровенное игнорирование;
6) отсутствие опыта или низкая квалификация персонала;
7) недостаточная работа по организации внутреннего контроля.
Принципы внешнего банковского контроля:
1. Универсальность и обязательность. Под надзор должны попадать все без исключения кредитные организации, работающие на территории страны, причем согласие на контроль и выполнение требований контрольных органов должно быть обязательным условием не только получения банковской лицензии, но и последующего выполнения банковских операций.
2. Законодательное закрепление за Центральным Банком контрольных функций с предоставлением ему права издавать соответствующие нормативные акты, обязательные для всех банков (кредитных организаций).
3. Единство требований контрольных органов. Ко всем кредитным организациям, выполняющим одинаковые виды деятельности (операции), должны предъявляться одинаковые требования. Там же, где требования могут и/или должны быть дифференцированными, должны использоваться ясные и стабильные правила дифферен-циации.
4. Обязательность исполнения законных требований органов контроля.
5. Единство количественного и качественного контроля. Необходимо отслеживать не только формальное соблюдение кредитными организациями тех или иных правил, нормативов, требований, указаний, но и качественных (экономических и финансовых) характеристик их развития, что требует хорошего мониторинга и не менее качественной индивидуальной аналитической работы.
6. Сочетание превентивного (упреждающего) и последующего контроля. Превентивный контроль следует понимать и как предварительный (еще на стадии создания банка), и как профилактический, предупреждающий появление и накопление в деятельности функционирующих банков негативных явлений и тенденций.
7. Сочетание дистанционного (документарного) и «контактного» (проверки на местах) способов контроля. Контроль только в форме документарных проверок (дистан-ционного анализа документов) совершенно себя не оправдывает.
8. Профессионализм контроля. Чтобы эффективно вести надзор, нужно четко понимать характер бизнеса банков (в целом лучше, чем работники проверяемых банков), свободно ориентироваться в его тенденциях и на этой основе анализировать проводимые банком операции.
9. Адекватность контроля. Небольшие банки с малым количеством операций объективно требуют только технологического надзора, тогда как крупные и средние нуждаются в углубленном анализе.
10. Конструктивный характер контроля. Главная задача надзорных органов — помогать поддерживать работоспособность банка, как можно раньше выявлять причины возможных трудностей и своевременно содействовать их преодолению. Центральный банк не должен выступать в роли надзирателя.
11. Консолидированный характер контроля. Контроль за банком должен вестись на основе учета операций всех его подразделений (филиалов, отделении), а также дочерних и зависимых организаций.
12. Сочетание государственного, независимого аудиторского (внешнего), общественного (со стороны общественных объединений самих банков) и внутреннего контроля.
13. Достоверность данных и полная ответственность за их качество и конфиденциальность.
14. Открытость для широкой общественности.
По методам проведения выделяют следующие виды внешнего контроля:
Внешний контроль предполагает использование двух главных инструментов — получение от банков отчетной документации и ее дистанционный анализ; проверки банков на местах. Рассмотрим их отдельно.
Документарный надзор за деятельностью банков в России за последние годы получил должное развитие. Контролирующим органам следует от чисто формальных действий перейти к реальной оценке финансового положения банка в целом и его рисков, в том числе на основе документарного надзора и проверок на местах. Имеется в виду переход от соблюдения формальных требований к принципу разумного суждения.
Сейчас надзор Банка России построен на основе единых экономических нормативов, не дифференцированных ни в зависимости от размеров и видов банков, ни в зависимости от их местоположения, что является отрицательным моментом в области внешнего контроля. Для целей надзора Центральный Банк требует представлять громоздкие отчеты, значительная часть которых вообще не может использоваться его надзорными подразделениями. Составление отчетов дорого обходится банкам, причем показатели и объем отчетности не стабильны, в них непрерывно вносятся изменения, зачастую задним числом.
Не менее важной частью контроля являются инспекционные проверки. Специалист надзора, курирующий банк, должен понимать и знать банк изнутри, иметь возможность узнать основных участников банка и выработать свое суждение о них, оценить крупные кредитные риски, которые банк берет на себя. Важно также установить психологический контакт с банками, не отступая от правил профессиональной этики.
Основным документом, регламентирующим процедуры проверок банков на местах в рамках надзора, является Инструкция № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка РФ (Банка России)», наиболее важными пунктами которой выступают следующие:
1. Проверки имеют главной целью определить непосредственно на месте реальное финансовое состояние данного банка и его филиалов, выявить ситуации, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков, проверить соблюдение банком (филиалами) банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России. Проверки не заменяют аудиторских проверок, а также документальных ревизий, назначаемых компетентными органами.
2. Проверки проводятся на основании планов проверок, составляемых на каждый квартал. Могут быть внеплановые проверки по указанию Председателя Банка России или его заместителей. В случаях, предусмотренных законом, проверки ведутся в координации с правоохранительными и финансовыми органами. В планы проверок включаются в первую очередь банки, в отношении которых имеются данные об их неустойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушениях правил деятельности, а также банки (филиалы), которые не проверялись более 2 лет. В планы проверок в необходимых случаях включается проведение ревизий валютных и других ценностей, находящихся в хранилищах и кассах банков (филиалов), а также под ответственностью кассовых работников.
3. Решение о назначении проверки оформляется письменным распоряжением, которое готовит структурное подразделение ЦБ, уполномоченное проводить такие проверки. В распоряжении указываются, в частности, вид проверки, состав рабочей группы, которой поручена проверка, даты начала и окончания проверки. Этим распоряжением утверждается также задание рабочей группы, которое должно предусматривать участки деятельности банка (филиалов), подлежащие обязательной проверке.
4. Проверки проводятся комплексно или по отдельным направлениям деятельности банков (филиалов). Проверки могут включать в себя изучение документов, информации, содержа-щейся в базах данных, собеседования с сотрудниками, контрольные расчеты, тестирование аппаратно-программных средств, используемых банком (филиалом).
5. Комплексные проверки проходят в каждом банке, как правило, не реже 1 раза в 2 года и должны предусматривать проверку: достоверности отчетов; соответствия выполняемых операций законодательству и нормативным актам Банка России; соблюдения обязательных экономических нормативов. Проверки банка, имеющего филиальную сеть, проводятся на консолидированной основе. Комплексные проверки проводятся в срок до 60 дней, проверки отдельных направлений деятельности — в срок до 30 дней. Допускается продление этих сроков руководителем, назначившим проверку, но не более чем на 10 дней.
6. Для проверки уполномоченные подразделения ЦБ формируют рабочие группы из своих сотрудников, а также сотрудников других подразделений ЦБ и его территориальных учреждений. Руководитель группы назначается из числа сотрудников уполномоченного подразделения. Рабочая группа обязана не разглашать сведения, отнесенные законом к банковской, коммерческой и иной тайне, а также обеспечивать сохранность и возврат полученных от банка (филиала) документов, файлов, ознакомить руководителей банка (филиала) с результатами проверки, оформить результаты проверки соответствующим актом.
7. Руководитель группы распределяет обязанности между членами группы (оформляемые отдельным документом), устанавливает порядок и режим их работы, контролирует выполнение порученного им задания, дает им обязательные для исполнения указания по оформлению материалов. Он также вправе принимать на себя проверку любого участка деятельности банка (филиала), приостанавливать проверку в случае противодействия ей со стороны банка (филиала) или иных лиц.
8. Банк в период проверки должен содействовать ее проведению. Невыполнение или ненадлежащее выполнение им обязанностей, предусмотренных Инструкцией, рас-сматривается как противодействие проведению проверки.
9. Проверка может начинаться внезапно или с предварительным уведомлением руководителя банка (филиала). Уведомление может быть письменным или устным (в последнем случае — с последующим письменным подтверждением). Оно может содержать требование заблаговременно подготовить необходимые материалы и документы, а также провести другие подготовительные мероприятия.
10. Проверка должна начинаться с предъявления членами группы своих полномочий. По результатам проверки составляется акт, в котором отражаются все основные выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки. Акт составляется не менее чем в 3 экземплярах в течение 30 дней после завершения проверки банка (всех филиалов) и подписывается всеми членами группы, а акт комплексной (консолидированной) проверки — руководителем группы.
11. Руководитель Банка России или его территориального учреждения, назначивший проверку, обязан не позднее чем в 2-недельный срок, а при комплексной (консолидированной) проверке — в месячный срок после подписания акта рассмотреть его и принять по нему решение.
Среди актуальных практических проблем контроля необходимо отметить также следующие8 - вся работа надзорных (инспекционных) подразделений территориальных учреждений Банка России нуждается в лучшем планировании, включая постановку задач, определение сроков и регламентацию принятия решений. Так, планы проверок нередко формируются без учета реальных возможностей их выполнения.
Сама организация работы состоит из 3 основных этапов:
• Первый этап — подготовительный. Он предполагает получение и обработку обширной информации — от статистики до публикаций в прессе.
• Второй этап — собственно проверки — также далек от совершенства.
• Завершающий, третий этап — принятие решений после проверки.
Таможенно-банковский контроль
В настоящее время в России действует совместная система таможенно-банковского валютного контроля, который осуществляется по трем направлениям:
а) экспортный валютный контроль;
б) импортный валютный контроль;
в) валютный контроль за внешнеторговыми бартерными сделками.
Экспортный валютный контроль направлен на недопущение сокрытия валютной выручки от экспорта товаров и обеспечение своевременного и полного ее поступления в РФ и зачисления на валютный счет экспортера.
При помощи импортного валютного контроля осуществляется контроль за соответствием сумм платежей в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в Россию товаров.
Основная задача валютного контроля за внешнеторговыми бартерными сделками - контроль за соответствием объемов экспортируемых за границу и импортируемых в обмен в Россию товаров, работ и услуг.
Таможенный режим - в широком смысле - регламентация, применяемая к товарам, пересекающим границу государства.
Таможенный кодекс в статье 23 содержит общий перечень видов таможенных режимов:
1. Выпуск для свободного обращения.
2. Реимпорт.
3. Транзит.
4. Таможенный склад.
5. Магазин.
6. Переработка на таможенной территории.
7. Переработка под таможенным контролем.
8. Временный ввоз (вывоз).
9. Свободная таможенная зона.
10. Свободный склад.
11. Переработка вне таможенной территории.
12. Экспорт.
13. Реэкспорт.
14. Уничтожение товаров.
15. Отказ в пользу государства.
16. Вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом.
17. Вывоз отдельных товаров в государства – бывшие республики СССР.
Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных настоящим подразделом, и соблюдать этот таможенный режим. 2. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с настоящим Кодексом.
Помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа. Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
В Таможенном кодексе все таможенные режимы разбиты на четыре группы: основные, экономические, завершающие и специальные. Их общее число - 16, включая режим перемещения припасов.
Экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательства об их ввозе на эту территорию.
Выпуск для внутреннего потребления или импорт — таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Товары получают статус находящихся в свободном обращении при соблюдении следующих условий: уплата таможенных пошлин и налогов; соблюдение ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании ВЭД. при несоблюдении указанных условий товары подлежат условному выпуску.
Международный таможенный транзит — таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации).
Функции банковского контроля
Задачи и функции банковского надзора конкретизируют и обусловлены целями и объектами банковского надзора.
Задачи банковского надзора – это проверка Банком России тех объектов, которые определяются предметом банковского надзора.
Трем основным предметам соответствуют и три задачи банковского надзора:
– проверка соблюдения законов и банковских правил,
– проверка соблюдения экономических нормативов,
– проверка бухгалтерского учета и отчетности.
Функции банковского надзора – это направления проводимой Банком России документальной или непосредственной проверки деятельности кредитной организации.
По мнению банковских специалистов, существует определенный перечень этих функций:
– изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;
– проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;
– анализ баланса и отчетности банка;
– изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;
– проверка решений органов управления;
– проверка работы ревизионной комиссии;
– анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами и кредиторами;
– проверка соблюдения договорных обязательств кредитной организации в ее взаимоотношениях с клиентами и вкладчиками, дебиторами и кредиторами;
– анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);
– проверка управления рисками;
– проверка формирования резервов;
– проверка гарантий;
– проверка обоснованности и законности формирования доходов;
– изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности;
– выявление фактов искажения доходов и расходов, обнаружение возможных непроизводительных потерь, в том числе связанных с результатами применения санкций за нарушение и несоблюдение договорных обязательств;
– выявление причин, мотивов и обстоятельств, способствовавших банковским нарушениям;
– выяснение целей нарушения нормативных актов ЦБ РФ, выяснение причин искажения отчетных показателей, экономических нормативов;
– выяснение причин и целей проведения банком убыточных, неэффективных банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышенный риск и повлекших нарушение экономических нормативов;
– проверка соблюдения кредитной организацией предписаний Банка России.
Организация банковского контроля в кредитной организации
В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона о банках и банковской деятельности кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций.
Правила организации внутреннего контроля на основании ст. 57 Закона о Центральном банке РФ устанавливает Банк России. См.: Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, утв. ЦБ РФ № 242-П. При этом в части организации внутреннего контроля (аудита) Банк России предлагает кредитным организациям руководствоваться Рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору Доведены до сведения кредитных организаций письмами ЦБ РФ № 87-Т и № 59-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору».
Базельский комитет по банковскому надзору является комитетом органов банковского надзора, который был создан управляющими центральных банков стран «большой десятки». Он состоит из представителей высших должностных лиц органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. Как правило, заседания Комитета проходят в Банке Международных Расчетов в Базеле, где расположена штаб-квартира постоянного Секретариата Комитета.
Под внутренним контролем в кредитной организации понимается деятельность органов управления, подразделений и служащих кредитной организации, осуществляемая в целях обеспечения:
• эффективности управления активами и пассивами, а также банковскими рисками;
• достоверности всех видов отчетности;
• соблюдения положений нормативных актов;
• исключения случаев легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
В банковской группе внутренний контроль строится на единстве подходов к организации внутреннего контроля в кредитных организациях, входящих в банковскую группу.
Под системой внутреннего контроля понимается совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля.
Направлениями внутреннего контроля являются:
• контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации;
• контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;
• контроль за распределением полномочий при совершении сделок;
• контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;
• осуществляемое на постоянной основе наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля (мониторинг системы внутреннего контроля).
Составной частью системы внутреннего контроля кредитной организации является так называемый комплекс-контроль Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору по его организации содержатся в приложении к письму ЦБ РФ № 173-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору». Общее значение этого понятия сводится к обеспечению соблюдения кредитной организацией и ее служащими нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации.
Система органов внутреннего контроля - это совокупность органов управления, а также подразделений и служащих (ответственных сотрудников), выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 10 Закона о банках и банковской деятельности в уставе кредитной организации должны содержаться сведения о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях. Организационная структура кредитной организации в части распределения полномочий между членами совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа, определения полномочий единоличного исполнительного органа, полномочий, подотчетности и ответственности всех подразделений кредитной организации, служащих должна соответствовать характеру и масштабам проводимых операций.
Внутренний контроль должны осуществлять:
• органы управления кредитной организации;
• ревизионная комиссия (ревизор);
• главный бухгалтер кредитной организации (его заместители);
• руководитель и главный бухгалтер филиала кредитной организации (их заместители);
• подразделения и служащие.
К таким подразделениям и служащим относятся:
• служба внутреннего контроля (внутреннего аудита) - специальное структурное подразделение кредитной организации. Положение о службе внутреннего контроля утверждается советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации;
• контролер профессионального участника рынка ценных бумаг;
• ответственный сотрудник по правовым вопросам;
• ответственный сотрудник или структурное подразделение, ответственные за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. О квалификационных требованиях к таким сотрудникам см.: Указание ЦБ РФ № 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях».
Налоговый банковский контроль
По действующему Налоговому кодексу такой контроль не признается налоговым контролем, поскольку в п. 1 ст. 82 НК РФ таковым считается деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ, только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Банки не являются ни одним из таких субъектов в отношениях, касающихся уплаты налогов лицами, открывшими в них счета.
На этом основании налоговые органы лишены возможности проводить выездные проверки в банках по вопросам уплаты налогов и сборов их клиентами-налогоплательщиками. Даже если некоторые налоговые инспекции пытались инициировать подобные контрольные мероприятия, банкам удавалось добиваться признания таких решений незаконными в суде (например, постановления ФАС СЗО N А42-6788, N А56-39973, постановление ФАС Московского округа N А40-8850/11-20-34).
Несмотря на это, Минфин и ФНС с давних пор занимают более жесткую позицию, считая законным истребование у банков справок о наличии счетов и остатках денежных средств на них в отношении контрагентов проверяемой организации (Письмо Минфина России N 03-02-07/1-103, Письмо ФНС России N ШТ-22-2/727@). Подобные требования действительно не совсем основаны на правовых нормах налогового законодательства, однако в борьбе с созданием и использованием «однодневок» подобные проверки могли бы дать ощутимую пользу. По-видимому, эти соображения стали поводом к разработке новых налоговых правил.
Точку в долгом споре могут поставить предлагаемые поправки, благодаря которым документальные проверки банков налоговыми инспекциями смогут проводиться значительно глубже, с выяснением неограниченного числа операций любых клиентов этого банка. Регламентация таких проверок предлагается в виде самостоятельной главы об этом особом виде проверок. В предлагаемой редакции привлечение к ответственности банков осуществляется по правилам ст. 101.4 НК РФ. Это означает, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства, инспекторы, проводящие проверки, будут составлять акты. Возражения на акт принимаются в течение 10 дней, после чего в присутствии представителя кредитной организации состоится рассмотрение акта руководителем налогового органа и может быть вынесено решение о привлечении к налоговой и административной ответственности за совершение налогового правонарушения. Обжаловать такие решения банки смогут как по ведомственной линии (через подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган), так и в судебном порядке.
В целом порядок проведения указанных проверок очень напоминает выездные проверки налогоплательщиков. Также ограничены продолжительность, глубина и частота проверок — не дольше двух месяцев, не более чем за три предшествующих проверке года, не чаще одной проверки в три года. Однако при определении количества проверок банка не учитывается количество проведенных самостоятельных проверок его филиалов или представительств. Это означает, что банки с развитой филиальной сетью окажутся под постоянным контролем налоговых органов, проверяющих то один, то другой филиал.
В отличие от привычных проверок ФНС предметом этих проверок является соблюдение банком законодательства о налогах и сборах, правильность и своевременность перечисления им налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов. В ходе проверки банк обязан обеспечить проверяющим возможность ознакомиться с документами, необходимыми для осуществления контроля. Истребование документов производится по общим правилам ст. 93 НК РФ — в ответ на письменное требование налогового органа банк в течение 10 дней представляет документы лично, почтой или по телекоммуникационным каналам связи, в случае необходимости предоставляются для ознакомления подлинники документов. Повторное истребование документов не допускается.
Особенно тревожит налогоплательщиков то, что эти проверки затронут не только деятельность банков по перечислению платежей в бюджет и исполнению требований о блокировании счетов должников. Поскольку в ходе проверки исследуются первичные документы, налоговые органы получают практически неограниченный доступ к выпискам по счетам всех клиентов любого банка. Для перечисления налогов установлены лишь крайние сроки, но не конкретные дни — значит, устанавливая правильность перечисления, будут исследоваться выписки за несколько дней или даже недель. Формально у налоговых инспекторов нет никаких препятствий для того, чтобы впоследствии не использовать сведения из этих документов при проведении выездных проверок клиентов данного банка, особенно в случае обнаружения переводов с участием фирм-«однодневок». Для криминальных лжеорганизаций подобные нововведения действительно могут оказаться серьезным препятствием, но, учитывая предельно краткий срок жизни «однодневок», отвечать им вряд ли придется. А неполученные доходы бюджета налоговые органы будут настойчиво пытаться взыскивать с налогоплательщиков, замеченных в связях с «однодневками», даже если они были введены в заблуждение мошенниками.
Кроме того, в банках даже за один операционный день накапливается не менее нескольких десятков тысяч операций по счетам, из них большинство связаны с уплатой налогов. За три года это будут астрономические количества информации, требующей изучения налоговыми органами. Чтобы только сформировать и отправить массив данных, может потребоваться значительное количество человеко- или машиночасов. Все это накладывает дополнительное бремя на все коммерческие организации, а эффективность подобного контроля вызывает сомнения
Методы банковского контроля
Задача банковского надзора и контроля состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение кредитной организацией федерального законодательства и нормативных актов Банка России в целях обеспечения стабильности банковской сферы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.
Выделяют 3 вида банковского контроля:
1) Предварительный – осуществляется органом банковского надзора до фактического проведения операции:
а) до начала работы кредитной организации, т. е. в процессе государственной регистрации и лицензировании кредитной организации;
б) в ходе финансирования кредитной организации, когда требуется согласование или получение права на совершение отдельных операций.
2) Текущий – необходим для текущей оценки деятельности кредитной организации (в процессе текущего контроля надзорные органы проверяют выполнение кредитной организацией обязательных экономических нормативов, анализируют динамику и тенденцию развития банка и наличие проблемных ситуаций на раннем этапе их возникновения).
3) Заключительный – ставит целью предотвращения ошибок в будущем (данный вид не позволяет отреагировать на проблемы в момент их возникновения, но даёт информацию надзорному подразделению о том, какие недостатки характерны для кредитной организации и какие нарушения могут быть совершены ею при выполнении тех или иных операций).
Основные методы банковского надзора:
I) Пруденциальный (камеральный) надзор – это текущий контроль на регулярной основе, механизмом реализации которого является предоставление кредитной организацией различных видов регулируемой отчётности Банку России.
Основные черты пруденциального надзора:
1) Дистанционный;
2) Документарная основа.
Основные направления пруденциального банковского надзора:
1) Проведение анализа деятельности кредитной организации и выявление проблемных банков;
2) Установление и проверка соблюдения экономических норм;
3) Анализ документов, предоставляемый кредитной организацией для регистрации и получения лицензии;
4) Контроль за качеством руководящего состава кредитной организации;
5) Применение мер воздействия к кредитной организации.
II) Инспектирование на местах – представляет собой комплекс взаимосвязанных, целенаправленных мероприятий, реализацию уполномоченных подразделений ЦБ РФ непосредственно к кредитной организации для определения соответствия выполняемых операций действующему законодательству и нормативно-правовым актам ЦБРФ, а также для проверки достоверности предоставляемой отчётности и оценки реального финансового состояния кредитной организации.