Из самой природы минерального сырья возникает необходимость комплексной его переработки. Поэтому максимально полное использование сырья возможно только при объединении в единую структуру нескольких перерабатывающих предприятий. Следовательно, для рационального использования сырьевых ресурсов необходимо создание территориальных межотраслевых производственных объединений, состоящих из предприятий разных отраслей.
При этом происходит соединение в единый комплекс производств разных отраслей промышленности, представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья (например, выплавка чугуна из руды и переделка чугуна в сталь, а далее, может быть, производство тех или иных готовых продуктов из стали), либо играющих вспомогательную роль по отношению друг к другу (например, обработка побочных продуктов, производство предметов упаковки и т.д.).
Вопрос о необходимости комбинирования в рамках группы предприятий поднимали многие исследователи. В 40-50-е годы Н.Н.Колосовский, работая над проблемой формирования Прибайкальского комплекса, сделал ряд выводов и предложений по использованию природных ресурсов, которые связаны с комбинированием производств.
Кратко их можно охарактеризовать следующим образом:
1. Географическая группировка предприятий в родственные технологические сочетания в пределах территории промышленной зоны.
2. Расположение промышленных предприятий с учетом направлений движения сырья, отходов и побочных продуктов производства.
3. Технологическое комбинирование производственных процессов (энергетическое, сырьевое и др.).
4. Экономическое сочетание производств путем взаимного дополнения продуктов производства.
5. Организация в необходимых случаях общих энергетических, транспортных, сортировочных и распределительных станций.
6. Создание общей для всех производств инфраструктуры.
Комплексное использование имеющихся ресурсов путем комбинирования различных производств позволяет использовать отходы одного производства в качестве исходного сырья для другого.
Региональный подход к переработке материальных и энергетических ресурсов способствует сокращению потерь сырья, материалов, энергии, снижает транспортные расходы и трудозатраты, расширяет ассортимент продукции, изготавливаемой из используемого сырья.
Создание в регионе комбинированных производственно-хозяйственных систем, включающих в себя группу предприятий различных отраслей промышленности, вызывает необходимость формирования общей технологической цепи. В этом случае возможна разработка региональной технологии, которая представляет собой совокупность технологий отдельных производств, размещенных на данной территории и связанных между собой задачей максимального использования исходного сырья с наименьшими затратами.
Современная политическая ситуация, при которой регионам предоставлена большая самостоятельность, создает благоприятные предпосылки для реализации такой технической политики.
Зарубежный опыт рационального использования вторичных материальных ресурсов
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Понимая грозящую человеческому сообществу опасность от накопления отходов и нерационального использования сырьевых ресурсов, многие страны уделяют этой проблеме значительное внимание, используя все возможные средства — экономические, юридические, воспитательные. Это позволило многим странам уже к середине 80-х годов достичь значительных успехов в деле переработки основных видов отходов.
В США государственное регулирование как на федеральном, так и на штатном уровнях играет все более заметную роль в стимулировании производства вторичного сырья из отходов. Ежегодные расходы правительства и предприятий США на очистку от загрязнения уже превысили 90 млрд. долларов, причем 60 % этой суммы расходуется самими предпринимателями. Это объясняется не столько их высоким чувством долга перед обществом и грядущими поколениями, сколько реальной необходимостью, вытекающей из действующего в стране законодательства. Принятый в США в 1976 г. закон о борьбе с твердыми отходами (с поправками 1980 и 1984 гг.) ориентирует на производство из них вторичных материалов. В стране действуют стандарты по обязательному минимальному содержанию вторичного сырья в товарной продукции. В настоящее время изучается рыночная конъюнктура вторичных материалов, экономические и технологические барьеры, препятствующие их применению, новые области их использования и т.д. Федеральное правительство отменило ранее существовавшие дискриминационные тарифные ставки на транспортировку вторичного сырья, изменило систему сортности материалов, чтобы поощрять использование вторичных ресурсов, приняло решение об определенной доле вторичного сырья при закупке металлов в государственные запасы, приняло закон о запрете на захоронение отходов, произведенных не на территории данного штата.
Еще более активно действуют правительства некоторых штатов. В ряде штатов установлена плата за захоронение отходов, н результате чего увеличилось потребление вторичного сырья. В штате Нью-Джерси принят законопроект о 50%-ной налоговой скидке на производственное оборудование, на котором производится продукция, содержащая не менее 50 % вторичных материалов.
Наиболее важным экономическим стимулом переработки отходов во вторичное сырье является то обстоятельство, что утилизация становится в американских городах самым дешевым способом борьбы с отходами. В США запрещена организация новых открытых свалок, а захоронение и сжигание отходов с учетом соблюдения всех экологических норм оказывается в 3 раза дороже, чем переработка этих отходов во вторичное сырье.
Большое внимание уделяется проблеме отходов в странах ЕЭС.
Стратегия стран ЕЭС заключается:
- в предотвращении образования отходов;
- в рециклировании отходов и вторичном использовании материалов;
- в оптимизации конечной обработки отходов;
- в регламентации транспортировки отходов;
- в проведении мероприятий по реабилитации окружающей среды.
Эта стратегия нашла отражение в ряде директив Совета Содружества, принятых в начале 90-х годов.
Особое внимание в странах Европейского содружества в самое последнее время уделяется следующим мероприятиям:
- пересмотру номенклатуры сырья и материалов, используемых в производстве той или иной продукции, с предпочтением экологически безопасных заменителей;
- пересмотру технологических процессов в целях разработки безопасных для окружающей среды;
- воспитанию населения в духе рационального потребления;
- разработке новых технологических процессов, позволяющих повторно включать материалы в производственный цикл после их первичного использования;
- включению экологических параметров в стандарты качества продукции.
В Западной Европе переработкой отходов занимаются главным образом малые и средние предприятия. Они утилизируют 37 % твердых отходов, на них работают 3,5 млн. человек. В последние несколько лет наметилась тенденция к укрупнению таких предприятий.
В ближайшее десятилетие в странах Западной Европы ожидается бурное развитие отрасли по переработке отходов и соответствующий рост занятости, что окажет благоприятное воздействие на экономику в целом. В странах ЕЭС стоимость работ по переработке отходов оценивается в 9 % ВВП, однако темпы роста составляют 20 % в год. Это позволит к концу столетия удвоить число работающих на предприятиях по рециклингу отходов.
Больших успехов в деле рационального природопользования добилась Япония. Известно, что эта страна по большинству видов сырья и топлива сильно зависит от импорта. Именно поэтому в Японии уделяют проблеме переработки отходов чрезвычайное внимание. Уже к 1985 г. в японской промышленности утилизировалось до 60 % отходов.
Начальным толчком к более широкой утилизации отходов в Японии явилась необходимость принятия безотлагательных мер для решения проблемы загрязнения окружающей среды, которая со всей остротой встала на рубеже 60-70-х годов. Положение усугублялось тем, что накопление отходов в огромных количествах делало непригодными для жизни и хозяйственной деятельности обширные земельные участки, которые в условиях крайне ограниченной территории Японии являются остродефицитными.
Для улучшения экологической ситуации государством были предприняты огромные усилия: в августе 1967 г. был утвержден Основной закон об охране окружающей среды, в 1971 г. было создано Управление по окружающей среде, в ноябре 1973 г.— специальный правительственный центр "За чистую Японию", вся деятельность которого направлена на повышение эффективности утилизации отходов.
Расширению использования вторичных сырьевых ресурсов в стране содействуют также такие промышленные ассоциации, как японская федерация промышленных отходов (создана в 1978 г.), Японская ассоциация по освоению неиспользуемых ресурсов (создана в 1980 г.) и др.
Для стимулирования работ по переработке отходов государство использует финансовые, законодательные и административные меры. Немалое значение придается и пропаганде необходимости рециклирования ресурсов как среди предпринимателей, так и среди населения.
Под промышленными отходами, согласно японскому законодательству, понимаются отходы, возникающие в процессе производственной деятельности, в том числе зола, шлаки, отстойные вещества, отработанные масла, кислотные, щелочные отходы, пластмассы и др. При этом особо выделяются отходы, образующиеся в обрабатывающей промышленности: бумажные, текстильные, резиновые, древесные, металлические, стеклянные, доменный шлак, лом бетона и др.
В 1976 г. к закону был принят ряд поправок. В качестве основополагающего принципа зафиксировано, что переработка отходов должна осуществляться предприятиями—производителями отходов, п перепоручение ее специализированным предприятиям имеет) лишь вспомогательное значение. По закону производители несут ответственность за переработку отходов, возникших в результате их хозяйственной деятельности. При этом указывается, что перепоручать переработку отходов можно только специализированному предприятию, обладающему соответствующей технологией.
В Японии существуют стандарты переработки и ликвидации вредных промышленных отходов. Например, в целях предотвращения загрязнения морей и океанов стандарты запрещают затопление таких отходов. В случае их захоронения требуется, чтобы они были изолированы от водных ресурсов, поступающих в общественное потребление, и от подземных вод.
В сфере переработки отходов в Японии сложилась весьма активно действующая организационная система. Деятельность той системы опирается на финансовую помощь государства, стимулирующую развитие отраслей по переработке отходов.
Благодаря последовательному проведению экологической политики в настоящее время кризисное состояние окружающей среды в Японии преодолено. Успехи в области рециклирования ресурсов, достигнутые Японией за сравнительно короткий срок (к середине 80-х годов). Среди отраслей промышленности наибольшей степенью использования отходов отличаются деревообрабатывающая, транспортное машиностроение, черная металлургия, мебельная промышленность, в которых утилизируется от 70 до 95 % всех отходов, полиграфия (около 60 %) и электроэнергетика (свыше 50 %).
В целом по обрабатывающей промышленности Японии обработке подвергается более половины всех образующихся отходов (52,3 %).
О том, какую экономию сырья дает утилизация отходов в Японии, можно судить по следующим данным. Использование каждой тонны вторичного алюминия заменяет более 5 т основного сырья и вспомогательных материалов. Производство 1 т бумаги и картона из макулатуры высвобождает 4,7—5,6 м3 древесины и 165— 200 м3 воды. Производство алюминия, стали и бумаги из вторичного сырья позволяет экономить соответственно 96, 74 и 70 % энергии по сравнению с производством из первичного сырья. За счет этого сокращается импорт бокситов, лесоматериалов, металлических руд, нефти и газа.
В Японии считают, что основные направления рециклирования отходов сводятся:
- к созданию систем замкнутого цикла производства;
- к повторному использованию отходов по первоначальному назначению без дополнительной переработки;
- к утилизации отходов в качестве сырья для изготовления исходного продукта (макулатуры для выработки бумаги, металлолома для выработки стали);
- к использованию отходов для получения какой-либо товарной продукции (сжигание для получения энергии, компостирование для получения удобрений);
- к использованию отходов для получения насыпных территорий, дамб, дорог и т.п.
Организация работ по рециклированию отходов как отрасли хозяйства сопровождалась в Японии решением органами государственной власти следующих проблем:
1. Привлечение рабочей силы для предприятий по сбору и транспортировке отходов осуществлялось с помощью государства и органов местного самоуправления.
2. Обеспечение стабильности спроса достигалось установлением нормы добавок вторичного сырья к первичному, которую производители продукта обязаны использовать при его изготовлении.
3. Обеспечение стабильности цен и прибыли мелких предприятий, занятых переработкой отходов, достигалось установлением и поддержкой средних, но стабильных цен на отходы.
4. Организация хранения собранных отходов и полученного в результате их переработки вторичного сырья обеспечивалась оказанием предприятиям (как правило, не имеющим в начале своей деятельности больших средств) помощи в покупке земельных участков.
5. Поддержание качественных показателей достигалось введением государственных стандартов как на сами отходы, так и на продукты их переработки, что облегчило сбор, переработку отходов и реализацию продуктов их рециклинга.
6. Удешевление транспортировки отходов обеспечивалось разработкой специального, в том числе трубопроводного, транспорта и других рациональных методов перемещения различных отходов.
Решение всех этих проблем на государственном уровне позволило Японии резко снизить загрязнение окружающей среды, уменьшить расход первичных материальных и энергетических ресурсов и обеспечить дополнительную занятость населения.
Таким образом, на примере Японии и ряда других развитых стран мы видим, что ресурсосбережение и утилизация отходов, а в идеальном случае организация экономики на принципах рециклирования — реальный шанс человечества в сохранении природной среды и ее ресурсов, а, следовательно, и выживания.