Монополия – состояние экономики, при котором в определённой нише бизнеса доминирует единственный субъект, определяющий цены и количество продукта. Модель считается наименее эффективной для потребителя, поскольку отсутствие конкуренции вызывает стагнацию и дефицит.
Монополия – это естественное или искусственное состояние рынка, при котором средства производства на один или несколько товаров (услуг) целиком находятся во владении одного игрока. В качестве монополиста может выступать государство, частная фирма, международная организация. Эксклюзивное право на добычу ресурса и его обработку, поставку товара или оказание услуги может привести как к защите прав потребителя, так и к их нарушениям.
В экономике для оценки реального состояния дел в стране и мире используется «Индекс Херфиндаля». Данный показатель демонстрирует степень концентрации конкретного рынка в руках конкретных его игроков: условная величина HHI высчитывается как возведенная в квадрат сумма процентов выручки от общего «пирога» каждого участника.
Чистый монополизм, 1 участник: HHI = 1002 =10000
2 игрока: HHI = 502 + 502 = 5000
10 игроков: HHI = 102 х 10 = 1000
Появление и развитие монополизма
Монополия - что это такое, в чём опасность явления? Желание захватить рынок и извлечь максимальную прибыль – естественно для бизнеса. Первые образования такого типа возникли ещё в древности, когда правители городов и земель концентрировали в своих руках производство определённых товаров. В Царской России правом на производство спиртных напитков обладало исключительно государство (читай – его руководитель). А Китай располагал эксклюзивной технологией создания шелков и фарфора – никто не мог предложить аналогов.
В настоящий момент ничего существенно не изменилось: монополии либо создаются искусственно, либо формируются естественным путём. При этом излишняя концентрация рынках в руках одного участника признаётся нечестной конкуренцией. В реальности повлиять на состояние экономики непросто, так как для изменений требуются внушительные средства.
Виды монополий:
1. Естественная. Производится товар или оказывается услуга, не имеющая аналогов, а разработка альтернативы требует слишком больших одномоментных вложений. Это, к примеру, в течение длительного времени касалось железнодорожных и воздушных перевозок: пути сообщения, сосредоточенные в руках одного собственника, они исключали конкуренцию.
2. Искусственная. Меры по ограничению количества участников предпринимаются на государственном уровне для того, чтобы обеспечить стандарт качества товара (услуги) и (или) безопасность потребителей. Это касается транспортировки газа, хранения ядерных отходов и т.д. Реестр подобных монополистов представлен на сайте ФСТ России.
3. Открытая. После изобретения новой технологии и запуска её коммерческого использования, обладатель секрета на время становится эксклюзивным участником взаимоотношений с потребителем. К примеру, если в ближайшем будущем будет раскрыт принцип телепорта, транспортные компании, оказывающие данную услугу, будут на время лишены конкурентов.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Олигополия – это состояние рынка, при котором право добычи ресурса, его обработки, производства товара или оказания услуги обладает ограниченное число участников. Классический пример – это производство пассажирских самолётов, космических кораблей, где конкуренция ведётся между двумя-тремя компаниями.
Преимущества монополий:
1. Проведение единой политики. К примеру, в Саудовской Аравии концентрация нефтегазового комплекса в руках государства позволяет влиять на мировые цены на нефть, решая внешние проблемы.
2. Обеспечение высокой прибыли. Административное регулирование цены позволяет производителю быстро окупить свои расходы, получить наибольшую выручку.
3. Защита потребителя. В некоторых случаях государственное регулирование производства обеспечивает безопасность наименее обеспеченным слоям общества.
Критика монополии
Монополия: что это такое простыми словами? Это желание группы людей полностью завладеть каналом сбыта, «сидеть на трубе». Во все времена противники излишней концентрации рынков высказывали доводы в пользу развития конкуренции. Чем больше компаний борются за свою долю бизнес-пирога, тем выгоднее потребителю.
15 лет назад, когда сотовые телефоны производили исключительно высокотехнологичные гиганты, позволить себе их покупку могли только самые обеспеченные потребители. Спустя годы предложения от сотен мелких компаний медленно, но уверенно обвалили цену на девайсы, в то время как уровень гаджетов вырос до небес.
Монополизация отраслей обеспечивает снижение технического прогресса – производителю не к чему стремиться. Это в полной мере могли ощутить на себе жители СССР, где было всего несколько крупных автозаводов, а очереди на машины были расписаны на годы вперёд. В результате «Автоваз» выпускал одни и те же модели транспорта в течение десятилетий, а мировой прогресс двигался вперёд, оставив всю отрасль позади.
Тем самым обнажается ещё одна нелицеприятная часть процесса – жёсткий дефицит товаров и услуг. Он может возникать искусственным или случайным (вследствие плохого расчёта) путём. При отсутствии конкуренции производитель сам решает, сколько благ ему «выбросить» в продажу. А перенасыщение спроса будет означать для такого гиганта снижение прибыли.
Монополизация рынков в России
Перечень отраслей экономики, в которых допускается концентрация большой доли прибыли в руках одного участника, перечислена в ФЗ №147. В данных сферах осуществляется жёсткое государственное регулирование посредством установления предельных цен. Отсутствие конкуренции негативно сказывается на отраслях: в этом можно убедиться на примере корпорации «РЖД».
Все остальные проявления монополизма преследуются государственными органами и не являются допустимыми. Антимонопольные органы следят за степенью концентрации рынков в руках того или иного игрока, за сговорами между крупными производителями товаров или поставщиками услуг.
За 6 месяцев 2017 г. антимонопольные службы одной лишь Воронежской области привлекли к ответственности нарушителей по 12 фактам нарушения законодательства (речь идёт об использовании доминирующего положения ЖКХ, энергетиков), общая сумма штрафов составила 180 миллионов рублей.
Основные монопольные отрасли в РФ:
1. Центральное водоснабжение и водоотведение (ОАО «Мосводоканал», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»);
2. Топливно-энергетический комплекс (ОАО «Газпром», ОАО «Мосгаз» и другие);
3. Железнодорожные перевозки (ОАО «РЖД»);
4. Услуги аэропортов (ОАО «Аэропорт Внуково», ОАО «МАШ»);
5. Порты, терминалы, внутренние водные пути;
6. Общедоступная почтовая и электросвязь (к примеру, ФГУП "Почта России", ОАО "Московская городская телефонная сеть");
7. Захоронение радиоактивных отходов (ФГУП ««Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами»).
Естественные монополии в 2017 году
Статус естественной монополии, установленный для традиционных операторов законом «О естественных монополиях», обусловливает прямой государственный контроль их деятельности и предусматривает безотказное предоставление услуг определенным группам пользователей и жесткое регулирование тарифов, разрешительный порядок совершения сделок и инвестиций, особый правовой режим создания, реорганизации и банкротства таких компаний, сложные процедуры проведения хозяйственных операций, дублирующую отчетность перед множеством регулирующих органов. Все это существенно сковывает деятельность традиционных операторов связи и ставит их в неравные конкурентные условия с альтернативными фиксированными и сотовыми компаниями, а также с поставщиками новых телекоммуникационных услуг. По крайней мере, в европейском законодательстве в области электросвязи понятие «естественная монополия» не применяется.
Введение в нашей стране в середине 90-х годов института естественных монополий было обусловлено экономической нестабильностью, резким падением жизненного уровня и нарастающим социальным расслоением и было ориентировано на краткосрочные интересы. В тот период практически всю инфраструктуру электросвязи составляли проводные линии, и традиционные операторы, созданные на базе единого государственного оператора связи, действительно занимали монопольное положение в отсутствие реальных альтернатив. Принятие Федерального закона № 147 «О естественных монополиях» стало действенной мерой смягчения ситуации, в том числе в сфере социально значимых услуг телефонной связи.
Однако за прошедшие годы ситуация на этом рынке кардинально изменилась. Нарастает конкуренция мобильной связи, активно внедряются новые услуги на базе современных технологий, действуют альтернативные операторы фиксированной связи, существенно снижены барьеры для входа на рынок новых операторов. Рынок услуг электросвязи представляет собой в значительной мере конкурентную среду. Поэтому сдерживание экономически оправданного перехода сферы услуг фиксированной связи от состояния естественной монополии к конкурентному рынку не только противоречит закону «О естественных монополиях» (статья 4), но и создает препятствие для развития традиционных операторов связи в условиях рыночной конкуренции.
О наличии естественной монополии можно говорить только в том случае, если на этом рынке отсутствует конкуренция, услуги не могут быть заменены никакими другими и изменение цены на них не влияет на спрос. Из Постановления Правительства РФ № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» следует, что правовой статус естественной монополии может быть установлен для операторов, которые оказывают услуги междугородной и местной телефонной связи по проводным линиям связи, а также создают абонентскую линию и подключают с ее помощью пользовательское оборудование к узлу местной фиксированной телефонной сети.
Однако закон «О естественных монополиях» не устанавливает понятия «услуги общедоступной электросвязи», а базовый для телекоммуникаций закон «О связи» дает лишь самое общее определение услуг электросвязи (статья 2).
Реестр субъектов естественных монополий
В соответствии с законом «О естественных монополиях» органы регулирования ведут Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется госрегулирование и контроль (статья 10), и принимают решения о включении в этот реестр (либо исключении из него) конкретных хозяйствующих субъектов (статья 11). То есть правовой статус естественной монополии придается оператору фиксированной связи по решению регулирующих органов путем внесения сведений о нем в указанный реестр.
Полномочия по формированию и ведению реестра возложены на Федеральную службу по тарифам (ФСТ), приказом которой № 59 утверждено Временное положение о реестре. В частности, в единую информационную базу вносятся сведения о субъектах естественных монополий и их хозяйственной деятельности, а при прекращении ими деятельности в сферах, отнесенных к естественным монополиям, эти субъекты исключаются из реестра. И включение, и исключение осуществляется решением ФСТ на основании анализа работы компании в условиях естественной монополии, а также анализа информации об осуществлении (прекращении) ею деятельности в сферах, отнесенных к естественным монополиям. Процедура исключения из реестра по запросу самого субъекта четко не определена и реально возможна только в случаях, когда он прекратил свою деятельность в сфере, отнесенной к естественным монополиям, или когда осуществляемый им вид деятельности исключен из этой сферы.
Анализ деятельности субъектов естественной монополии, в первую очередь в части ведения реестра, должен проводиться в пределах соответствующих товарных рынков. Критерии определения товарного рынка и его границ – ключевые условия для оценки конкуренции в области электросвязи, определения операторов, занимающих монопольное или иное исключительное положение на рынке услуг связи, а также подлежащих включению и исключению из Реестра субъектов естественных монополий.
Понятие «товарный рынок» установлено еще Законом РСФСР № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а процедура его оценки – Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках (Приказ Госкомитета по антимонопольной политике РФ № 169). Решение этих задач относится к компетенции регулирующего органа в области антимонопольного законодательства, которым в настоящее время является Федеральная служба по антимонопольной политике и предпринимательству (ФАС).
Однако обязанность проведения анализа товарных рынков, его периодичность и процедура законодательно не установлены. Нет и официальной информации о том, что анализ товарных рынков проводился или проводится. Таким образом, традиционные операторы включены в Реестр субъектов естественных монополий на основании данных десятилетней давности.
Госрегулирование
Для того чтобы обоснованно снять с традиционных операторов связи статус естественной монополии, объективно тормозящий развитие компаний, и использовать методы государственного регулирования их деятельности, адекватные реальной ситуации, необходим комплексный анализ и оценка всех товарных рынков в сфере услуг электросвязи.
Закон «О естественных монополиях» не ставит целью развитие конкуренции, ограничение и пресечение монополистической деятельности, так как соперничество в сферах естественных монополий малоэффективно, что непосредственно следует из сути этого понятия. Статья 6 закона предусматривает прямое вмешательство государства и жесткое регулирование деятельности естественных монополий путем прямого ценового регулирования (установление цен/тарифов или их предельного уровня) либо определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. В случаях, когда субъект естественных монополий не имеет возможности удовлетворить их потребности в услугах в полном объеме, устанавливается минимальный уровень обеспечения услугами потребителей с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Прямое ценовое регулирование – основа существующего госрегулирования деятельности операторов, имеющих статус естественной монополии. Сегодня такое регулирование осуществляется даже не по методу предельного ценообразования (который обеспечивает определенную гибкость тарифной политики), а путем установления фиксированных тарифов конкретному оператору связи по методу экономически обоснованных затрат. При использовании этого метода регулирования тарифов оператор связи объективно заинтересован в повышении своих издержек, а не в их снижении в интересах потребителя. Жесткое ценовое регулирование не позволяет создать долгосрочные экономические стимулы частным инвесторам для привлечения средств в сектора фиксированной связи, так как не может гарантированно обеспечить возврат вложений и экономически приемлемый уровень доходности инвестиционного капитала. Ценовое регулирование как основа государственного регулирования в сфере услуг связи представляет собой комплексную, многоаспектную проблему, которая сохраняет свою актуальность в условиях развитого конкурентного рынка и потому требует детального рассмотрения.
В соответствии с методом определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, статья 551 ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливает, что оператор связи не вправе отказаться от возложенной на него Правительством РФ обязанности по оказанию услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка на условиях государственного контракта, установленных заказчиком. Это положение в части требований к выполнению оператором связи госконтракта дополнено законом «О связи» (статьи 21, 511). Кроме того, рядом федеральных законов установлены категории пользователей услуг связи, которые имеют льготы по их оплате.
Затраты операторов связи на обслуживание льготных категорий пользователей должно возмещать государство, но оно не спешит это делать и на сегодняшний день долги государства традиционным операторам связи составляют миллиарды рублей.
Госконтроль
Статус субъекта естественной монополии влечет за собой применение в отношении традиционных операторов связи не только методов прямого государственного регулирования.
В соответствии со статьей 7 закона «О естественных монополиях» также подлежат государственному контролю следующие действия естественных монополистов:
• любые сделки по приобретению права собственности или права пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии;
• инвестиции в производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если инвестиции составляют более 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии;
• продажа, сдача в аренду или иная сделка, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии.
Для совершения перечисленных действий компания-монополист обязана представить в регулирующий орган ходатайство о своем согласии и сообщить информацию, необходимую для принятия решения. Регулирующий орган со своей стороны вправе отклонить ходатайство, если заявленные действия могут привести к ущемлению интересов потребителей, сдерживанию перехода рынка от естественной монополии к состоянию конкуренции, а также в случае некомплекта документов либо недостоверности содержащейся в них информации.
Кроме того, при приобретении свыше 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли) уставного капитала монополиста, покупатель обязан уведомить об этом соответствующий орган регулирования в 30-дневный срок со дня совершения сделки. То же обязан сделать и оператор-монополист, который приобретает акции в уставном капитале хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему свыше 10% общего количества голосов.
Правовой статус естественной монополии налагает на субъекта широкий круг обязанностей:
• получение согласия регулирующего органа на совершение сделок и инвестиции, требующие госконтроля;
• уведомление регулирующего органа о приобретении более 10% акций (долей) в уставном капитале монополиста;
• предоставление доступа на товарные рынки и производство (реализацию) товаров (услуг), в отношении которых применяется регулирование, на недискриминационных условиях;
• представление органу регулирования текущих отчетов о своей деятельности в порядке и сроки, установленные этим органом;
• представление органу регулирования проектов планов капитальных вложений;
• при наличии возможностей заключение договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров (услуг), в отношении которых применяется регулирование;
• предоставление по требованию органов регулирования достоверных документов, объяснений в письменной и устной форме, иной информации, необходимой для выполнения этими органами своих функций;
• возмещение убытков другому хозяйствующему субъекту в случаях, причиненных действиями (бездействием) субъекта естественной монополии, нарушающими закон (в том числе от завышения цены/тарифа);
• исполнение решений (предписаний) органов регулирования в предусмотренный срок, но не позднее 30 дней со дня их получения.
В случае нарушений данного закона монополист обязан в установленный срок устранить их последствия; восстановить первоначальное положение или совершить иные действия, указанные в решении (предписании); отменить или изменить акт, не соответствующий закону; заключить договор с потребителем, подлежащим обязательному обслуживанию; внести изменения в договор с потребителем; уплатить штраф; возместить причиненные убытки; перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения закона.
Выполнение всех этих требований существенным образом ограничивает деятельность и сдерживает развитие традиционных операторов связи, признанных монополистами.
Барьеры создаются и другими законами. Так, ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливает также, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику), возможно в случае, если поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (статья 551). Согласно статье 15 ФЗ № 208 «Об акционерных обществах» особенности реорганизации общества – субъекта естественной монополии, более 25% акций которого закреплены в федеральной собственности, определяются федеральным законом, устанавливающим основания и порядок реорганизации такого общества.
Кроме того, ФЗ № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» вводит особый порядок банкротства субъектов естественных монополий (§6). Так, арбитражный суд может не признать банкротом должника-субъекта естественной монополии в том случае, если признаны недействительными акты госвласти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии. Фактически признается возможность существенного ухудшения платежеспособности естественного монополиста вследствие прямого ценового госрегулирования в случае некорректного экономического обоснования.
При проведении процедуры банкротства в качестве обязательного условия договора купли-продажи имущества компании-монополиста, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, устанавливается ряд дополнительных условий. Такое имущество выставляется на торги единым лотом. При его продаже путем проведения конкурса уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, являющийся участником дела о банкротстве, заключает с покупателем соглашение об исполнении условий конкурса.
Обязательными условиями являются:
• согласие принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров (работ, услуг) – предмета регулирования законодательства о естественных монополиях;
• принятие обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;
• наличие лицензии на соответствующий вид деятельности должника, если она подлежит лицензированию.
При продаже имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, государство, субъекты и муниципальные образования имеют право преимущественного приобретения, а также приостановки продажи имущества в ходе внешнего управления на срок до трех месяцев для выработки предложений о восстановлении платежеспособности монополиста.
Негативное влияние на хозяйственную деятельность монополистов окажет также новый ФЗ № 135 «О защите конкуренции». Согласно статье 4 положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, является доминирующим. Поэтому на него распространяются все ограничения, налагаемые законом на деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих такое положение. В частности, нормы, которые запрещают действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (статья 5).
На операторов-монополистов будут распространяться положения о необходимости (статья 25) и порядке (статья 26) получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление слияния, присоединения и создания коммерческих организаций, а также на приобретение лицом (группой лиц) акций с правом голоса в уставном капитале акционерного общества и долей в уставном капитале другого хозяйственного общества в случаях, определенных законом. Закон также устанавливает, что суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении коммерческой организации, занимающей доминирующее положение на товарном рынке, либо о выделении из ее состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления монополистической деятельности (статья 27).
Но наиболее существенные проблемы в хозяйственной деятельности создаст положение статьи 13: субъекты естественных монополий должны осуществлять отбор финансовых организаций для предоставления им практически всех финансовых услуг путем проведения открытого конкурса или аукциона. В перечень включены услуги кредитных организаций по привлечению средств юридических лиц во вклады, по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц, по инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовому обслуживанию юридических лиц, по выдаче банковских гарантий; услуги на рынке ценных бумаг; лизинговые услуги; услуги по страхованию имущества, личному страхованию, по договорам коллективного страхования (в том числе медицинского), по негосударственному пенсионному страхованию и страхованию ответственности.
Монополии в России в 2017 году список
В России сложился неэффективный государственно-монополистический капитализм. Такой вывод следует из правительственного доклада Федеральной антимонопольной службы (ФАС), сообщают «Ведомости». Как предупредил глава ФАС Игорь Артемьев, в нем много неприятного для правительства. И это действительно так.
Как отмечается в документе, присутствие государства в экономике стремительно растет. Так, вклад госкомпаний в ВВП вырос до 70% в 2015 году с 35% в 2005 году, а число государственных и муниципальных унитарных предприятий за три последних года утроилось.
Как подчеркивает ФАС, такие предприятия по-прежнему создаются на рынках с развитой конкуренцией, где использование административного ресурса и бюджетного финансирования сводит на нет усилия более эффективных игроков.
При этом государство демонстрирует прижимистость, и с собственностью расстается весьма неохотно. В докладе ФАС, например, отмечается, что еще в 2012 году был расширен перечень крупнейших компаний, подлежащих приватизации. Государство собиралось существенно сократить свою долю в них, а то и вовсе выйти из капитала. Но планы изменились, и теперь государство не собирается расставаться с корпоративным контролем.
В экономическом пространстве, еще не занятым государством, пытается выжить российский бизнес. Положение у него не сахар. Согласно опросу РСПП, 48% российских компаний считают, что к бизнесу власть относится «как к кошельку».
Именно чиновников предприниматели считают главными врагами конкуренции. Действия властей — главная причина сокращения числа конкурентов, ссылается ФАС на доклад Аналитического центра при правительстве РФ.
Доклад ФАС — не программа действий, а всего лишь констатация тенденции последних двух-трех лет. Однако за программой дело не станет.
Как заявил Игорь Артемьев, по поручению президента РФ Владимира Путина план борьбы с монополиями и чиновниками готовится. По словам главы ФАС, документ будет «предельно конкретным, с цифровыми показателями, в случае невыполнения которых губернаторов и министров предложено отстранять от должностей».
Почему государство в России стало главным игроком в экономике, и пойдет ли власть на сокращение своего присутствия в ней?
В России расплодилось множество структур, которые являются квазигосударственными. По сути, государство ими не управляет. В свое время либеральные теоретики пытались доказать, что от государства нужно отделить хозяйствующую функцию. Это привело бы к тому, что правительство полностью было бы отстранено от контроля госхолдингов и госкомпаний. Предложение не прошло, но сегодня оно реализуется по факту, причем на трех уровнях.
Первый уровень — это «кормушки» в виде бесчисленных институтов развития, которые Владимир Путин в послании Федеральному собранию в декабре 2015 года назвал «помойкой для плохих долгов». Таких контор — без преувеличения — сотни, и никто не знает, что именно они развивают. Тем не менее, все они имеют здания, транспорт, и получают из бюджета огромные деньги.
Второй уровень — госкорпорации. Эти монстры имеют государственную «крышу», и могут пользоваться всеми преимуществами государственных фирм, но в хозяйственной деятельности выступают в качестве частных компаний. Они могут делать что угодно без согласования с органами управления госимуществом: продавать имущество, закладывать, брать кредиты, выпускать акции.
Наконец, третий уровень — это компании с госучастием. В них контрольный пакет формально принадлежит государству, но реального влияния на эти компании государство не оказывает. Менеджмент в них полностью контролирует ситуацию, а государство делает вид, что не может справиться с этим. Таких ГУПов и МУПов в стране — тысячи.
Доходит до смешного: государство не знает, каким имуществом владеет, поскольку до сих пор не проведена элементарная инвентаризация. А ведь кроме учета нужен анализ хозяйственной деятельности: что может приносить это имущество, как может использоваться?
Но ничего этого не делается. Формально государство имеет колоссальную собственность, а реально она находится в непонятных частных руках. В результате, доходы от этой собственности идут мимо казны.
— Что с этим делать?
— Действовать, я считаю, необходимо сразу по двум направлениям, не перегибая палку ни в одну сторону.
Первое направление — создание рыночной среды и развитие конкуренции. В этом смысле ФАС действует верно, работая над национальным планом развития конкуренции. Нужно дать возможность всем, кто занимается бизнесом, действовать и рисковать своими деньгами, и убрать тех, кто этому мешает.
Второе направление — наведение элементарного порядка в самом управлении государственной собственностью. Повторюсь: госкомпании, госхолдинги, ГУПы и МУПы давно вышли из подчинения и живут своей жизнью. С таким положением пора заканчивать.
И не нужно идти путем, который всякий раз предлагает Минэкономики: мол, если не нравится, давайте все продадим за бесценок, иначе не купят. На деле, кроме продажи существует не меньше десятка способов использования госсобственности: аренда, концессия, лизинг, акционирование, эмиссия ценных бумаг. Все это позволит пустить в оборот госсобственность, и прилично на этом заработать.
— Кто этим должен заниматься?
— На мой взгляд, России нужен единый орган управления госимуществом. Его необходимо отделить от Минэкономики, и наделить особыми полномочиями по контролю. Этот орган должен проводить единую политику в отношении госкорпораций, в частности, выработать единые критерии и оценки их деятельности. Ему же должны подчиняться все компании с госучастием, и все институты развития.
Но для начала единый орган должен, понятно, провести инвентаризацию и оценить, что можно сделать с госсобственностью.
— Что это даст бюджету?
— Многие триллионы рублей. Замечу, если государство приватизирует и распродаст свое имущество за бесценок, как предлагает Минэкономики, бюджет получит жалкие крохи.
Если же наведение порядка дополнить еще созданием конкуренции, и дать ФАС дополнительные полномочия по пресечению монополистических сговоров, — это приведет к развитию различных отраслей экономики РФ, и даже целых регионов.
— Если говорить о крупном бизнесе, в эффективном управлении им форма собственности не играет большой роли, — считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Крупные корпорации, владеет ли государство в них долей или нет, управляются примерно одинаково.
Никакой разницы не существует между частными корпорациями и государственными и с точки зрения уровня коррупции. Просто потому, что коррупция возникает везде, где имеется дистанция между топ-менеджментом и акционерами. В любой крупной корпорации, понятно, такая дистанция есть.
Более того, в таких случаях возможна коррупция и со стороны акционеров. Классический тому пример — дело Михаила Ходорковского. Многие, кто усматривал политическую подоплеку в этом деле, говорили: «Ха, как можно красть у самого себя?» Оказалось, можно: один и тот же человек как собственник корпорации и как физлицо со своим личным счетом — по сути, абсолютно разные величины.
Словом, ключевой вопрос — не форма собственности, а качество управления. Именно низкое качество управления госсектором является огромной проблемой.
— Согласно исследованию РБК, в 2015 году руководители 15 крупнейших госкомпаний заработали 63,8 миллиарда рублей. Это на 10% больше, чем в 2014 году. В мае пресса сообщала, что доходы 17 членов правления «Газпрома» за первый квартал 2016 года выросли в 2 раза — до астрономических 1,142 млрд. рублей. Уровень этих выплат недостаточен, чтобы нанять грамотных управленцев?
— Если взять всю зарплату российских корпораций, и выделить из нее долю топ-менеджеров, размер этой доли будет соответствовать стандартам США. В то же время в Германии и Японии, где имеется эффективный корпоративный сектор, размер менеджерской доли в разы меньше.
Поэтому когда наши крупные менеджеры говорят, что вынуждены ставить себе конкурентные по мировым меркам зарплаты, они сильно лукавят. На деле, единых мерок не существует даже в рамках клуба развитых государств.
История с зарплатами топ-менеджеров лишь подтверждает простую истину: государство должно учиться управлять своими активами, а не разводить руками — мол, раз собственность государственная, управление ею по определению будет неэффективным.
— Почему в России доля государства в ВВП запредельно высокая?
— Это положение отражает структуру экономики. Поскольку экономика у нас сырьевая, а государство преобладает в стратегических отраслях — и это правильно, — оно преобладает и в структуре активов, и в генерации ВВП.
Словом, высокая доля государства в экономике — следствие, а не причина наших экономических перекосов.
— Как повысить эффективность управления госактивами?
— Для этого нужно ввести стратегическое планирование. Оно необходимо и субъектам госуправления, и частному бизнесу.
Сегодня частный бизнес хочет от государства одного — понятного горизонта, в том числе, горизонта сбыта. Стратегическое планирование как раз дает четкий прогноз и ориентиры, позволяющие строить корпорациям и бизнесу собственные стратегии в рамках общей линии.
В этом случае государство выступает как главный заказчик и задает тон, позволяющий реализовывать самые долгосрочные проекты. Впрочем, и меры по демонополизации, особенно в сфере госзакупок, при таком подходе совершенно уместны.
Адвокатская монополия в 2017 году
На волне охватившей Россию в последнее время тенденции приобщения к западной культуре грядет реформа законодательства, регулирующего сферу оказания юридических услуг. Для этих целей утверждена государственная программа РФ "Юстиция" (постановлением Правительства РФ № 312), в рамках которой разрабатывается "Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи", Федеральный закон "О квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации" и планируется внесение изменений в ряд действующих нормативно-правовых актов, регулирующих институт представительства в суде и адвокатуры в настоящее время. Изменения ожидаются фундаментальные, два основных направления реформы затронут организационно-правовые формы адвокатских образований и непосредственно адвокатов, которыми обязаны будут стать все желающие продолжать свою юридическую практику юристы, не имеющие адвокатского удостоверения.
После 2017 года профессионально оказывать юридические услуги смогут только юристы, официально допущенные к данному виду деятельности по результатам сдачи экзамена и присвоения статуса адвоката, а также нотариусы, патентные поверенные, кандидаты и доктора юридических наук.
Частнопрактикующие юристы – руководители юридических организаций и их заместители – индивидуальные предприниматели в течение шести месяцев после вступления в силу предусмотренного государственной программой закона о профессиональной юридической помощи, смогут принести присягу адвоката без прохождения квалификационного экзамена.
Предлагается предусмотреть также отдельный экзамен для частнопрактикующих юристов, имеющих стаж работы по юридической специальности более пяти лет. Это упрощенный экзамен, который будет сводиться к проверке знаний кандидатов в адвокаты Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и Кодекса профессиональной этики адвоката.
Юридическое образование для будущих адвокатов по-прежнему останется обязательным критерием. При этом соискатель должен иметь уровень образования не ниже специалиста. Бакалаврам надлежит окончить магистратуру по правовой специальности.
Одних знаний будущим адвокатам будет недостаточно. Напомним, что размер единовременного взноса на нужды Адвокатской палаты, уплачиваемый при сдаче квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката, в Санкт-Петербурге, например, составляет 40 тыс. руб., для стажеров адвоката – 15 тыс. руб. Кроме того на адвокатов возложена обязанность по уплате ежемесячных сборов и взносов в Адвокатскую Палату.
Юристы государственных органов и юристы предприятий смогут осуществлять представительство в суде только в отношении доверителя – работодателя.
Существующие юридические фирмы будут реорганизованы в адвокатские партнерства, состоящие из партнеров и ассоциированных членов, отношения между которыми будут выстраиваться на основе трудового договора.
Предлагается разрешить заключать соглашения об оказании правовой помощи не только от имени адвоката, но и от адвокатского образования.
Эти положения нацелены на то, чтобы максимально приблизить новые условия работы в правовом бизнесе к привычным для бывших юрисконсультов.
Одной из целей реформы является превращение работы по оказанию юридической помощи в строго профессиональную и высококвалифицированную услугу. В связи с этим планируется ввести обязательные условие для субъектов юридического бизнеса по систематическому совершенствованию профессионального уровня и повышению квалификации.
Ожидается закрепление социальных гарантий для адвокатов по аналогии с гарантиями, провозглашенными трудовым законодательством. В настоящее время вопрос, касающийся социальных гарантий адвокатов, на законодательном уровне не урегулирован.
В среде профессиональных юристов описанные новеллы воспринимаются скептически. По мнению юридической общественности предлагаемая реформа может привести к нарушению конституционных прав на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии. Высказывается мнение о порочности идеи, в соответствии с которой разрешено ведение юридической практики юристам организаций, не имеющим статуса адвоката. Указывается на нарушение прав потребителей, лишающихся возможности пользоваться услугами давно представляющего их интересы юриста, в случае если он не получит статус адвоката, а также на нарушение прав предпринимателей, имеющих юридический бизнес, которые рискуют в случае реформы потерять часть сотрудников.
В настоящее время ничто не предвещает отказ законодателя от идеи введения адвокатской монополии на территории Российской Федерации.