Налоговики напоминают, что проверить контрагента и с учетом полученных данных решить вопрос о безопасности заключения с ним сделки можно с помощью нескольких электронных сервисов Федеральной налоговой службы на сайте.
С помощью сервиса «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» можно проверить:
- наличие регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
- выяснить, не подавал ли контрагент в инспекцию документы на государственную регистрацию изменений (о смене генерального директора или состава участников);
- удостовериться в том, что контрагент отсутствует в списке компаний, с которыми нет связи по их юридическому адресу;
- проверить, что адрес, по которому зарегистрирован контрагент, не включен в список адресов массовой регистрации;
- проверить, что контрагент не указан в списке недействующих юридических лиц, по которым принято решение об исключении из ЕГРЮЛ;
- проверить, не принято ли собственниками контрагента решение о ликвидации или реорганизации компании;
- убедиться, что среди учредителей и руководителей контрагента нет лиц, невозможность участия которых в этой организации подтверждена судом;
- убедиться в отсутствии сведений о дисквалификации генерального директора контрагента;
- удостовериться, что в руководстве контрагента нет других дисквалифицированных лиц.
Сервисы «Действительные ИНН юридических лиц», «Недействительные ИНН юридических лиц» дают возможность убедиться в действительности ИНН контрагента.
С помощью сервиса «Недействительные свидетельства» можно проверить действительность номера свидетельства о государственной регистрации контрагента или свидетельства о присвоении ему ИНН.
Таким образом, проверка контрагента свидетельствует о проявлении организацией должной осмотрительности при выборе делового партнера. Пользуясь сервисами ФНС России можно провести всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности контрагента и сделать выводы о его благонадежности.
В гражданском законодательстве не существует понятия «добросовестная организация», а проверка благонадежности контрагента не имеет четких критериев. Поэтому актуальным остается вопрос выбора источников получения данных о юридическом лице.
Ответственность за выбор поставщиков и клиентов лежит на компании. Неосмотрительность приводит к потере денег, деловой репутации, отказу в возмещении НДС и даже обвинению юридического лица в мошенничестве. Поэтому важно по максимуму оценить риски работы с определенной фирмой.
Проверка на благонадежность не подчиняется специальному алгоритму. Существует ряд общепринятых критериев, изложенных в Приложении N 2 к Приказу ФНС России N ММ-3-2/467@:
1. Величина налоговой нагрузки в разы ниже среднего значения по отрасли.
2. Отражение в финансовых документах убытков несколько периодов подряд.
3. Большие суммы вычетов по налогам за отчетный период.
4. Несоответствие темпа роста доходов и темпа роста расходов.
5. Оплата труда работников по документам ниже среднего уровня по региону.
6. Неоднократно граничащие с допустимой величиной показатели, разрешающие применение специальных налоговых режимов.
7. Практически равная величина расходов и доходов.
8. Выстраивание длинной «цепочки контрагентов» без разумного на то экономического обоснования.
9. Отсутствие пояснений на выявленные налоговыми органами несоответствия финансовых показателей.
10. Регулярное снятие с учета и дальнейшая регистрация по новому адресу.
11. Значительное отклонение от среднего значения показателя рентабельности, установленного по данным статистики для конкретной отрасли.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Первые 11 критериев достаточно сложно проверить на практике, но проверка благонадежности юридического лица по двенадцатому критерию не так затруднительна.
В Приказе подробно рассмотрены признаки такой деятельности:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
— отсутствие данных в ЕГРЮЛ;
— отсутствие личных встреч директора (или должностных лиц) при заключении договоров между поставщиками и их клиентами;
— отсутствие документов, подтверждающих полномочия управляющего органа;
— отсутствие сведений о реальном местоположении фирмы, регистрация по одному адресу с другими компаниями;
— отсутствие информации в СМИ, интернете и других источниках.
Наличия одного или нескольких критериев может быть достаточно, чтобы признать организацию «проблемной» и не вступать с ней в деловые связи.
Проверка контрагента на добросовестность может быть осуществлена как через открытые источники, так и с помощью платных сервисов.
Некоторую информацию можно получить бесплатно через инструменты на сайте ФНС: сведения о регистрации или процессе ликвидации, вид деятельности, сведения о задолженности по налогам, место регистрации и др.
С помощью платных сервисов можно заказать полную выписку из ЕГРЮЛ с информацией об учредителях, исполнительном органе, размере уставного капитала и его изменениях, выданных лицензиях и т. д.
Другие сведения возможно получить через дополнительные интернет — источники:
— реестры недобросовестных поставщиков;
— картографическая система Яндекс и Google;
— реестры лицензий;
— банк данных исполнительных производств;
— картотека арбитражных дел;
— поисковые системы сети интернет.
Существуют и специализированные сервисы, предоставляющие всю необходимую информацию в единой, сводной таблице.