Выиграли тендер и готовы заключить контракт с государственным заказчиком? А вот теперь начинается самое интересное - важно сделать это, соблюдая все регламенты и сроки, а потом - быть готовым выполнить все свои договорные обязательства.
Тенденция развития контрактной системы складывается в пользу электронных процедур. В настоящее время более 60 % госконтрактов заключается в электронной форме. В планах законодателей довести эту цифру до 85–90 %. И уже сегодня на основании положений 44-ФЗ заказчик может предусмотреть в документации, а значит, и потребовать от поставщика заключить контракт в электронной форме.
Когда мы говорим о госзакупках в электронном виде, то обычно подразумеваем электронный аукцион. Особенности и сроки проведения закупочных процедур и заключения в ходе них государственного контракта могут отличаться. Поэтому при подготовке к участию в госзакупках нужно уделять этому особое внимание.
Если контракт заключается с единственным поставщиком вследствие признания конкурса или запроса предложений, то заказчик должен уложиться в срок не более чем 20 дней с даты согласования с ФАС (срок согласования заказчиком закупки у единственного поставщика в ФАС составляет 10 рабочих дней). При несостоявшихся электронном аукционе и запросе котировок контракт заключается без согласования с контролирующим органом и в сроки, предписанные законом для этих способов закупки.
Если контракт заключается с единственным поставщиком вследствие признания несостоявшимися электронного аукциона, а также конкурса, запроса котировок, предложений, то заказчик должен уложиться в срок не более чем 20 дней с даты согласования с ФАС (срок согласования заказчиком закупки у единственного поставщика в ФАС составляет 10 рабочих дней).
Заказчик должен обязательно включить в контракт условие о порядке и сроках приемки поставленных товаров, работ или услуг (ТРУ) и оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроках оплаты ТРУ (ч. 13 ст. 34 № 44-ФЗ). Заказчик может создать приемочную комиссию. Она должна состоять не менее чем из пяти человек.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, оформляется документом о приемке, который подписывается всеми членами приемочной комиссии. Однако заказчик может в те же сроки направить поставщику мотивированный отказ от подписания такого документа, в письменной форме.
В ряде случаев заказчик обязан привлекать экспертов к приемке поставленных ТРУ, а также отдельных этапов исполнения контракта (ч. 3, 4 ст. 94 № 44-ФЗ). Эксперты оформляют заключение как необходимое и обязательное доказательство соответствия поставленных ТРУ требованиям и условиям контракта. Рассмотрим, когда привлечение к приемке эксперта или экспертной организации является для заказчика обязательным.
К обязательному привлечению экспертов относятся случаи, когда осуществляется закупка у единственного поставщика:
• поставка культурных ценностей для пополнения государственных фондов;
• закупка ТРУ у учреждений и предприятий УИС;
• заключение контрактов в целях трудоустройства осужденных;
• закупка произведений литературы и искусства, исполнений, фонограмм у лица, которому принадлежат исключительные права на них;
• закупка услуг по организации участия в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков;
• заключение контракта после признания несостоявшимся определения поставщика закрытым способом, кроме закупок для обеспечения федеральных нужд;
• приобретение нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для государственных, муниципальных нужд;
• заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
• заключение по результатам несостоявшегося запроса предложений контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за границей;
• заключение образовательными организациями контракта на поставку оборудования (а также его техническую эксплуатацию), программного обеспечения с обладателем исключительных прав на данные товары за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования;
• закупка изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
• заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса или договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса;
• закупки за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета, работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, строительству и оснащению таких объектов у организаций, включенных в перечень, утвержденный Правительством.
Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт также с применением положений 44-ФЗ. Здесь требуется учитывать время, необходимое для выбора эксперта и заключения контракта. Как правило, это может занять от двух недель до трех месяцев. Заказчику было бы разумно заключить контракт с экспертом или экспертной организацией заранее.
Перечень случаев, при которых заказчик не обязан привлекать экспертов:
• закупки у единственного поставщика, предусмотренные пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ,
• закупки услуг экспертов, экспертных организаций,
• закупки, при которых результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
Практика применения контрактной системы позволяет выявлять шероховатости и несовершенства, с которыми сталкиваются ее участники в повседневной работе. Логичным следствием этого становятся новые законодательные доработки и коррективы.
Заключение электронного контракта
Конкретный максимальный предел для заключения контракта по результатам аукциона не предусмотрен Законом № 44-ФЗ. Максимальный срок может быть разным (в зависимости от того есть ли протокол разногласий или нет). Законом № 44-ФЗ установлены сроки для заключения контракта. Так, например, победитель аукциона размещает на электронной площадке подписанный контракт. Срок – пять дней с даты, когда опубликуете документ. Срок для подписания контракта заказчиком – три рабочих дня с даты, когда победитель его опубликовал.
Заказчик и победитель аукциона заключают контракт на электронной площадке. Текст контракта готовит заказчик, а первым документ подписывает участник закупки. Порядок описан в статье 70 Закона № 44-ФЗ. В какие сроки заключить контракт и что делать, если победитель уклонился, читайте в пошаговой рекомендации.
Шаг 1. Разместите контракт на электронной площадке.
Опубликуйте на электронной площадке контракт в течение пяти дней с даты, когда разместили итоговый протокол.
В статье 70 Закона № 44-ФЗ написано, что контракт размещают в ЕИС. Однако в настоящее время все операции с контрактом заказчик и победитель закупки проводят на электронной площадке. Правило будет действовать, пока Правительство не определит порядок отбора операторов электронной площадки. Такой вывод следует из части 10 статьи 112 Закона № 44-ФЗ и распоряжения Правительства РФ № 2933-р.
Контракт составьте по проекту из документации об аукционе, включите цену и сведения о товаре, которые предложил победитель.
Не подписывайте контракт. Первым документ пописывает победитель закупки.
Правила установлены в части 2 статьи 70 Закона № 44-ФЗ.
Рассчитайте, на сколько процентов победитель снизил НМЦК. Это необходимо, чтобы определить цену за единицу товара, работы или услуги. Такое разъяснение дало Минэкономразвития в письме № Д28и-116.
Рассчитайте снижение НМЦК по методике Казначейства.
Формула опубликована в письме Казначейства № 42-7.4-05/6.3-432.
Если получите дробные числа, округлите в меньшую сторону. Пропишите это условие в документации об аукционе.
Шаг 2. Получите от победителя подписанный контракт.
Победитель аукциона размещает на электронной площадке подписанный контракт. Срок – пять дней с даты, когда опубликуете документ.
Подписывает контракт уполномоченный сотрудник. Вместе с контрактом участник размещает документ, что обеспечил его: сканы банковской гарантии или платежки.
Такие правила установлены в части 3 статьи 70 Закона № 44-ФЗ.
Если победитель аукциона снизит цену на 25 процентов и более от НМЦК, примените антидемпинговые меры.
Победитель вправе опубликовать протокол разногласий: перечислить положения контракта, с которыми не согласен. Рассмотрите протокол в течение трех рабочих дней с даты, когда участник разместит документ. Затем опубликуйте дообработанный контракт либо повторно разместите первый вариант. Во втором случае в отдельном документе укажите, почему не учли замечания участника. У победителя есть три рабочих дня, чтобы подписать контракт или вновь опубликовать протокол разногласий. Об этом сказано в частях 4, 5 и 6 статьи 70 Закона № 44-ФЗ.
Шаг 3. Подпишите и опубликуйте контракт в ЕИС.
Подпишите контракт на электронной площадке усиленной электронной подписью и разместите в ЕИС. Срок – три рабочих дня с даты, когда победитель его опубликовал. С этого момента контракт заключен (ч. 7 и 8 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).
Контракт считается заключенным только, когда разместите его в ЕИС. На это указал Арбитражный суд Московского округа в постановлении № Ф05-7416.
Контракт подписывает руководитель или контрактный управляющий с правом подписи. Когда документ подписывает руководитель, укажите это в преамбуле. Поясните, что он действует на основании Положения или Устава. Когда подпись ставит контрактный управляющий, пропишите, что контракт подписывает заказчик в лице контрактного управляющего, а также реквизиты доверенности.
Контракт заключайте не ранее чем через 10 дней с даты, когда разместили на электронной площадке итоговый протокол. Об этом сказано в части 9 статьи 70 Закона № 44-ФЗ.
Когда проводите аукцион на повышение цены, заключите контракт, если участник:
• внес на счет заказчика деньги в размере цены, которую предложил;
• предоставил обеспечение контракта.
На это указано в части 12 статьи 70 Закона № 44-ФЗ.
Шаг 4. Заключите контракт со вторым участником, если победитель уклонился.
Признайте, что победитель уклонился от заключения контракта, в четырех случаях:
• не направил в сроки подписанный контракт;
• направил протокол разногласий по истечении тринадцати дней с даты, когда опубликовали протокол подведения итогов аукциона;
• не исполнил антидемпинговые требования;
• не предоставил обеспечение.
Случаи перечислены в части 13 статьи 70 и в части 5 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.
Если победитель уклонился, заказчик вправе:
• потребовать через суд, чтобы победитель возместил убытки, которые не покрыты суммой обеспечения заявки на аукцион;
• заключить контракт с участником закупки, который предложил лучшие после победителя условия.
Если второй участник согласен заключить контракт, признайте его победителем. В новый вариант контракта включите условия второго участника. Направьте участнику документ в течение 10 дней с даты, когда признали первого победителя уклонившимся.
Такие правила установлены в части 14 статьи 70 Закона № 44-ФЗ.
Второй участник вправе подписать контракт и передать заказчику в порядке, который описан выше, либо не заключать контракт. Если участник подпишет контракт, то с документом обязан предоставить обеспечение. Допустим, второй участник отказался заключать сделку. Тогда признайте, что аукцион не состоялся. Об этом сказано в части 15 статьи 70 Закона № 44-ФЗ.
Заказчик или контрагент могут просрочить подписание контракта по уважительным причинам – судебные акты и обстоятельства непреодолимой силы. Сообщите победителю о таких обстоятельствах в течение одного дня. Та же обязанность лежит на участнике аукциона. Течение сроков приостановят на период до 30 дней. Если судебные акты отменили, изменили или исполнили либо непреодолимые обстоятельства больше не действуют, уведомите победителя аукциона не позднее следующего дня. То же самое должен сделать участник закупки. Такие правила прописаны в части 16 статьи 70 Закона № 44-ФЗ.
Подписание электронного контракта
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение БУ по вопросу об исчислении срока, предусмотренного положениями части 4 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), и сообщает. Согласно части 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Положениями части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. В соответствии со статьей 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Таким образом, если последний день срока поступления заказчику запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе приходится на выходной день, то днем окончания срока поступления такого запроса является следующий за ним рабочий день.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Обеспечение контракта в электронном аукционе
Государственные закупки регламентируются 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В соответствии с 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта регламентировано положениями статьи 96. Согласно его положений при определенных видах закупок заказчик обязан устанавливать подобное требование, а в других — только вправе, то есть обеспечение контракта может быть и не предусмотрено по выбору заказчика. В связи с чем необходимо крайне внимательно изучать положения аукционной документации.
По 223-ФЗ обеспечение предусматривается (устанавливается или не устанавливается) заказчиком в положениях о закупках, при этом иногда могут опубликованы конкурсы заказчиками, которые не указывают на необходимость обеспечения в своих положениях о закупках и тем не менее это требование может возникнуть в любом конкурсе и опубликовано только в конкурсной документации. По коммерческим контрактам обеспечение исполнение контракта также устанавливается заказчиком и не регламентируется законом.
В п.1 ст.96 Закона №44-ФЗ говорится об обязательном установлении требования обеспечения исполнения контракта. При этом п.2 содержит положение о праве установления требования. Таким образом, заказчик может установить или не установить обеспечение по своему усмотрению.
Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), пунктами 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23, 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Заказчик в извещении на аукцион или конкурс обязан установить требование обеспечения исполнения контракта согласно п.1 ст.96. Аналогичное требование предусмотрено для закрытых процедур.
При запросе котировок (параграф 3 глава 3 Закона № 44-ФЗ) обеспечение не обязательно, кроме случаев, когда заказчик на свое усмотрение устанавливает такое требование. Важно отметить, что проведение запроса котировок для заказчика возможно только при НМЦК до 500000 рублей, и при этом годовой объем закупок по котировкам не превышает 10% общего объема закупок и не превышает 100 млн. рублей (ч.2 ст.72 Закона № 44-ФЗ).
В силу указанных в ч.2 ст.96 случаях, при запросе предложений обеспечение не требуется, если таковое не устанавливается заказчиком в положении о закупках.
Право устанавливать обеспечение контракта в запросе предложений возможно в следующих случаях согласно п.п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ:
1. Поставка спортинвентаря, оборудования, экипировки для сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для их участия в Олимпийских и Паралимпийских Играх.
2. Лечение гражданина РФ за границей при заключении контракта с иностранной организацией. Контракт может быть заключен только федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ № 1011.
• Список федеральных органов исполнительной власти, которые могут заключать подобные контракты: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Минюст, Минздрав, Министерство культуры, Минобрнауки, Министерство природных ресурсов и экологии, Минпромторг, Минвостокразвития, Минсвязь, Министерство сельского хозяйства, Министерство спорта, Минстрой, Минтранс, Министерство труда и социальной защиты, Минфин, Министерство экономического развития, Министерство энергетики, Служба внешней разведки, ФСБ, Федеральная служба войск национальной гвардии, ФСО, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ГУСП, Управление делами Президента РФ, ФАС, Росстат, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Федеральное агентство научных организаций, Государственная фельдъегерская служба, Федеральное агентство по делам национальностей.
3. Закупки лекарств для назначения одному пациенту по решению врачебной комиссии. Объем лекарственных препаратов не должен превышать общий объем лекарств на весь срок лечения пациента.
4. Закупки изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
5. Услуги по защите интересов РФ в случае подачи в иностранные судебные органы, международные суды и арбитражи исков к РФ.
При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.
Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23, 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.
Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:
• закупки у естественных монополий (п.1),
• у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
• контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
• закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
• выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
• контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением №826; порядок формирования их цены установлен Постановлением №29 (п.7),
• закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
• закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
• поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
• закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1292 (п.11),
• произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
• закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
• заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
• направление работника в служебную командировку (п.26),
• закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
• заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
• аренда помещений на территории других государств (п.32),
• контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
• закупки для органов внешней разведки (п.40),
• закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
• заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
• закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
• услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
• закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46),
• и другие.
Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.
Кроме того, Правительство РФ определяет дополнительные случаи и условия, при которых заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения. Список случаев и условий обновляется Правительством каждый год.
Среди них:
1. наличие в контракте условия о перечислении поставщику аванса на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации; т.е. перевод госконтракта на сопровождение в Федеральное казначейство;
2. проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
3. участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов НМЦК;
4. при авансе не более 15% или при проведении заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70 процентов цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) — применяется по контракту для обеспечения федеральных нужд;
5. для муниципальных нужд или нужд субъекта РФ – при авансе, установленном высшими исполнительными органами государственной власти, или при полном расчета только после приемки заказчиком всех поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (за исключением гарантийных обязательств).
То есть для тендеров с участием только СМП или СОНО, где установлен аванс, обеспечение контракта обязательно; если аванс по таким контрактам не предусмотрен, заказчик имеет право не устанавливать требования об обеспечении контракта.
В п.3 ч.8 статьи 96 44-ФЗ прописано положение, в силу которого бюджетное учреждение освобождается от обеспечения контракта в случае заключения контракта, предметом которого является банковская гарантия.
Если участник закупки – казенное учреждение, обеспечение по контракту для него не требуется. И поэтому требования в контракте об обеспечении такие учреждения могут игнорировать в силу п.1 ч.8 статьи 96 44-ФЗ.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), если они выступают в качестве участников, обязаны вносить обеспечение на общих основаниях. Подобных норм, как в случае с казенным учреждениями, для них не предусмотрено.
Согласно п.2 ч.8 статьи 96 44-ФЗ обеспечение не требуется, если предметом контракта является предоставление кредита.
Также Федеральный закон N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в части 4 статьи 5 устанавливает необязательность обеспечения исполнения в договорах на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%.
Если предложенная цена контракта при проведении аукциона или конкурса ниже 25% от НМЦК, участник в силу ч.2 ст.37 Закона №44-ФЗ обязан уплатить / предоставить увеличенное в 1.5 раза обеспечение. Однако там же содержится норма, позволяющая не предоставлять увеличенное обеспечение, если поставщик подтвердит свою добропорядочность. Условия подтверждения описаны в ч.3 ст.37.
При проведении закупки по 223-ФЗ заказчик в силу Постановления №1352 самостоятельно устанавливает требование об обеспечении контракта. Участник в случае если требование в документации о закупке прописано выбирает способ обеспечения сам: внесение денежными средствами, банковскую гарантию по 223-ФЗ или иным способом, предусмотренным в документации.
Наиболее эффективный способ обеспечения исполнения контракта — банковская гарантия. При участии в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ или в коммерческих контрактах, где требуется обеспечение исполнения, обратитесь в Госгарант за банковской гарантией.
Исполнение контракта по электронному аукциону
Минэкономразвития разъяснило, что по результатам электронного аукциона при наличии заключенного контракта в электронной форме заключать контракт еще и в письменной форме на бумажном носителе не нужно. Ведомство подчеркнуло, что такая необходимость не предусмотрена действующим законодательством (письмо Минэкономразвития России № Д28и-1687).
Сегодня для того, чтобы заключить электронный контракт на электронном аукционе, его необходимо разместить в единой информационной системе (ЕИС), причем он должен быть подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней с даты размещения проекта того же контракта.
Указанный проект при этом тоже должен быть подписан усиленной электронной подписью, но уже лица, которое имеет право действовать от имени победителя электронного аукциона. Помимо проекта контракта такой победитель должен предоставить обеспечение исполнения контракта (ч. 7 ст. 70 Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее – Закон № 44-ФЗ).
С момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (ч. 8 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).
Напомним, по действующему законодательству, электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона. В нем могут участвовать только аккредитованные участники, а местом его проведения является электронная площадка (ст. 68 Закона № 44-ФЗ).
Контракт в электронной форме
По результатам аукциона в электронной форме поставщику победителю, предложившему лучшую цену и прошедшему проверку по вторым частям заявки, предстоит заключение государственного контракта с заказчиком. Вся процедура аукциона от А до Я происходит в электронном формате, в пространстве интернета с помощью эцп. Не зависимо от того, на какой этп прошли торги, контракт придется подписывать исключительно электронной подписью в личном кабинете на площадке.
В течении трех дней после дня проведения торгов заказчик (организатор) вправе рассматривать вторые части участников аукциона, далее после выкладки итогового протокола с результатами рассмотрения вторых частей заказчик в течении пяти дней (вообще календарных, но в практике часто бывает пять дней рабочих) обязан прислать вам проект контракта на подпись. Поставщик-победитель должен в течении последующих пяти дней (в личном кабинете независимо от этп в разделе Контракты будет указано время, в течении которого поставщик должен подписать проект контракта) удобным ему способом предоставить обеспечение контракта (либо живые денежные средства перечисленные на реквизиты, указанные заказчиком, либо банковская гарантия), войти в личный кабинет площадки, на которой проводились торги, внимательно изучить проект контракта, и если нет никаких разногласий, приложить скан платежного поручения или скан банковской гарантии и подписать проект контракта электронной подписью.
Если же возникли разногласия, то поставщик имеет возможность составить протокол разногласий (чаще всего в свободной форме), подгрузить его и подписать эцп, после чего у заказчика будет три дня на ознакомление с протоколом, на внесение изменений в проект контракта (если заказчик согласен с протоколом) и на отправку поставщику нового проекта. В любом случае даже если заказчик с протоколом не согласен, он подгрузит прежний проект и отправит его поставщику на подпись повторно (некоторые поставщики таким образом тянут время, когда происходит задержка с выдачей бг или поиском средств по обеспечению контракта). После подписания проекта контракта поставщиком, заказчик должен в течении трех дней подписать проект контракта со своей стороны, после этого контракт считается заключенным.
Таким образом ни заказчику, ни поставщику не приходится при подписании контрактов по результатам аукционов, пользоваться синими печатями и стандартными физическими подписями. Никто не запрещает после основной процедуры заключения контракта (с помощью эцп) распечатать два экземпляра контракта на принтере и подписать их с заказчиком с обеих сторон, если это необходимо например вашей бухгалтерии).
Размер обеспечения контракта по электронному аукциону
Закон о контрактной системе в ст. 96 устанавливает требование об установлении заказчиком при проведении закупочных процедур обеспечения исполнения обязательств по контракту. Однако на практике возникают различные ситуации, когда организатор, выполняя данное требование 44-ФЗ, по каким-либо причинам нарушает действующее законодательство о закупках.
В УФАС России поступила жалоба заявителя, полагающего, что документация заказчика об электронном аукционе на право заключения контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования (III-й класс) не соответствует требованиям 44-ФЗ в части установления в проекте контракта не предусмотренной действующим законодательством возможности замены (предоставлении нового) обеспечения исполнения контракта. Организатор торгов указал, что если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, то последний обязуется в течение пяти рабочих дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту в соответствии с его условиями и требованиями действующего законодательства. Между тем, 44-ФЗ не предусмотрено условие замены обеспечения исполнения контракта в случае, если такое обеспечение перестало быть действительным. Рассмотрев материалы данного дела, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что доводы заявителя обоснованы, а организатор торгов нарушил требования ст. 96 закона 44-ФЗ (Решение УФАС по Тверской области № 05-6/1-34, извещение № 0136300051117000004).
В УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме по ремонту улично-дорожной сети. По мнению заявителя, организатор торгов в проекте контракта указал ненадлежащий размер обеспечения исполнения контракта. Рассмотрев материалы дела, антимонопольный орган установил, что заказчик в проекте контракта указал размер обеспечения исполнения обязательств по нему в размере 306 500 рублей 00 копеек (5 % от НМЦК). Однако в извещении и закупочной документации организатор торгов указал иную сумму – 970 000 рублей. Указание в проекте контракта ненадлежащих сведений о размере обеспечения контракта нарушает требования ч. 1 ст.34, ч. 1, 6 ст. 96 закона 44-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ (Решение УФАС по Республике Крым и г. Севастополю по делу №06/384-17, извещение № 0875300011317000007).
Заявитель подал жалобу в УФАС России на действия заказчика при проведении электронного аукциона на завершение реконструкции Тезянской шлюзованной системы Ивановской области. Согласно первому доводу жалобы заказчик не указал в документации о закупке дату окончания срока действия контракта, что не позволяет при выборе способа его обеспечения в виде предоставления банковской гарантии установить срок ее действия. Комиссия УФАС установила, что в проекте контракта прописано, что он вступает в силу с момента его подписания сторонами и «…действует до ______». То есть, заказчик не прописал срок действия контракта, соответственно, определить срок действия банковской гарантии невозможно. Организатор торгов пояснил, что незаполненность данного пункта является технической ошибкой. Таким образом, заказчик нарушил п. 8 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 96 закона 44-ФЗ.
В соответствии со вторым доводом жалобы организатор закупки в проекте контракта устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения его исполнения. Антимонопольный орган пришел к выводу, что в проекте контракта прописаны и срок действия банковской гарантии, и срок возврата денежных средств (10 рабочих дней), внесенных в качестве обеспечения исполнения контакта. Таким, образом документации о закупке содержит требования, установленные в соответствии с ч. 3 ст. 96 и ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе. В связи с чем, Комиссия УФАС России рассматриваемый довод жалобы признала необоснованным (Решение УФАС России по Ивановской области №07-15/2017-060, извещение № 0333100007017000015).
В УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка сооружения «Канализация и водостоки». По мнению заявителя, организатор торгов в нарушение ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, согласно которой срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, установил требование о том, что срок действия банковской гарантии должен превышать на 30 календарных дней конечный срок выполнения подрядчиком своих обязательств по настоящему договору. Комиссия УФАС пришла к выводу, что довод заявителя обоснованный, а установление указанного в проекте контракта документации об электронном аукционе требования нарушает ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе (Решение УФАС России по Ивановской области 07-15/2016-240, извещение №0333100000316000097).
Проектом контракта предусмотрена выплата аванса в размере 30 % от стоимости одного из двух этапов по контракту. Вместе с тем в извещении о проведении конкурса указан размер обеспечения контракта, составляющий 50% от НМЦК, что противоречит требованиям ч. 6 ст. 96 закона 44-ФЗ. Заказчик пояснил, что при формировании закупочной документации допущена техническая ошибка в части указания в проекте контракта размера авансового платежа – вместо 50 % установлен 30 %. Изучив материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что, устанавливая размер обеспечения исполнения контракта 50 % от НМЦК, который, при этом, превышает размер аванса, заказчик нарушил требования ч. 6 ст. 96 44-ФЗ (Решение УФАС России по Калининградской области № КС-265, извещение № 2035000000116000012).
В антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия заказчика при формировании документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту части улицы со строительством сетей водопровода, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации. По мнению заявителя, проект контракта заказчика неправомерно закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта – 5 % от НМЦК. При этом организатором закупки не учтен вариант снижения НМЦК на 25 % и более процентов и не указана необходимость предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта с учетом положений ст. 37 закона 44-ФЗ. На основании представленных доказательств, учитывая, что заказчиком установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, комиссия УФАС пришла к выводу, что организатор торгов нарушил ч. 1 ст.96 закона 44-ФЗ (Решение УФАС России по Калининградской области № КС-31, извещение № 0135300006517000002).
По мнению заявителя, организатор торгов неправомерно признал его уклонившимся от заключения контракта по причине неисполнения требования, предусмотренного ст. 37 закона 44-ФЗ, а именно: победителем представлена банковская гарантия на сумму, не соответствующую требованиям ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ (не превышает в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении электронного аукциона). Комиссия УФАС установила, что предложенная цена победителем по электронному аукциону на 24,9973 % ниже НМЦК. Антимонопольный орган в своем решении пришел к выводу, что заказчик необоснованно признал победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, так как предложенная им цена контракта не уменьшилась на 25 % и более от НМЦК. Нормы ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ в данной ситуации не могут быть применены, так как предложенная победителем цена контракта ниже НМЦК на 24,9973 % и порог в 25 % не был достигнут. Округления цены контракта в процентном соотношении до целого, 44-ФЗ не предусматривает. С учетом вышеизложенного, антимонопольная служба признала Заказчика нарушившим ч. 7 ст. 70 44-ФЗ. Арбитражный суд первой инстанции поддержал УФАС и отказал заказчику в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заказчика (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда № 18АП-13138, электронный аукцион № 0301300371015000007).
Победитель закупки не представил обеспечение исполнения контракта, в связи с чем заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта. Рассмотрев материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что у заявителя жалобы не возникла обязанность предоставить обеспечение, поскольку он не получил от заказчика проект контракта с включенными в него условиями, предложенными участником закупки. По причине того, что заказчик не располагал сведениями о получении (неполучении) победителем проекта контракта, у заказчика не наступило право признать участника закупки предложений уклонившимся от заключения контракта.
Суд первой инстанции и Второй арбитражный апелляционный суд не поддержали позицию заказчика, отказывая в удовлетворении заявленных требований о неправомерности принятого решения УФАС. Однако кассационная инстанция, отменяя решение нижестоящих арбитражных судов, установила, что заказчик правомерно признал заявителя уклонившимся от заключения контракта. При этом не могут быть приняты во внимание доводы УФАС, поддержанные судами, о том, что по причине неполучения победителем проекта контракта у него не возникло обязанности предоставить обеспечение, а у заказчика отсутствовали основания считать участника уклонившимся от заключения контракта. 44-ФЗ не связывает обязанность участника запроса предложений по предоставлению обеспечения с какими-либо встречными обязательствами со стороны заказчика, в частности, с необходимостью направления проекта контракта, обращения о согласовании заключения контракта в контрольный орган с единственным поставщиком. (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4011 по делу N А82-2590, запрос предложений № 0171100000514000007).
Комиссия УФАС установила, что заявитель 17.04. с помощью функционала ЭТП подписал проект контракта и прикрепил платежное поручение, подтверждающее частичное направление на счет заказчика обеспечения контракта. Оставшуюся часть суммы победитель перевел до окончания регламентированного срока подписания контракта 21.04. Антимонопольный орган поддержал заказчика, который разместил в ЕИС протокол о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта и об отказе его заключения.
Не согласившись с решением УФАС, заявитель обратился в Арбитражный суд. Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что, оплатив обеспечение в повышенном размере в соответствии с требованиями ч.1 ст.37 закона 44-ФЗ, т.е. своевременно, в необходимом размере, до истечения пятидневного срока, предусмотренного законом, и до заключения контракта (принятия заказчиком решения об отказе в заключении контракта), заявитель полностью исполнил возложенные на него обязанности, в силу чего заказчик был не вправе признавать его уклонившимся от заключения контракта. Апелляционная инстанция поддержала решение нижестоящего суда, отметив, что действующим законодательством не предусмотрено направление суммы обеспечения исполнения контракта одним платежом. (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2901/15, электронный аукцион № 0301100049414000069).
На основании приведенных примеров можно сделать вывод, что не только технические ошибки, но и простое незнание закона о контрактной системе приводит к ошибкам, которые служат основанием для признания заказчика нарушившим 44-ФЗ в части установления требований к обеспечению исполнения обязательств по контракту.
Электронная подпись контракта
В сфере госзакупок все действия, совершаемые на общероссийском официальном сайте и на пяти аккредитованных электронных площадках, обязательно должны быть подписаны электронной подписью уполномоченного пользователя. К таким действиям относится изменение полномочий пользователя, внесение изменений в регистрационные данные организации, публикация различных сведений, направление проекта контракта, а также подписание контракта.
Для госзакупок используется неквалифицированная электронная подпись (НЭП), которая позволяет определить автора документа и проверить, были ли внесены в файл какие-либо изменения после его отправки. Система применения ЭП в сфере госзакупок держится на «Регламенте получения сертификатов ключей подписи и использования электронной цифровой подписи». Согласно ему любой удостоверяющий центр может авторизоваться на федеральных площадках госзаказа (Сбербанк-АСТ, ММВБ «Госзакупки», РТС-тендер, ЕЭТП, Общероссийская система электронной торговли ZakazRF).
При этом площадка, авторизовавшая удостоверяющий центр, является гарантом того, что ее клиенты могут работать на всех пяти площадках госзаказа. То есть электронная площадка несет ответственность за действия удостоверяющего центра и в случае каких-либо нарушений с его стороны имеет право приостанавливать или прекращать авторизацию.
Для получения сертификата неквалифицированной электронной подписи понадобится:
• паспорт уполномоченного лица или руководителя организации;
• заявление на выпуск сертификата электронной подписи;
• выписка из ЕГРЮЛ;
• документ о назначении руководителя (оригинал или копия протокола);
• свидетельство или уведомление о постановке на учет в ИФНС;
• доверенность на право участия в торгах (для юридического лица).