Личностный рост – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Это ежедневные победы над собой, над своими страхами и другими отрицательными эмоциями. Личностный рост – это путь к счастью и успеху.
Для того, чтоб сделать себя счастливым в первую очередь важно взять ответственность за свою жизнь.
Далее нужно захотеть измениться. Желание – это ваше топливо, которое поведет вас вперед.
Еще важно поверить в себя. Вера - ваш лучший помощник, ваш вдохновитель. Вера – важное условие для личностного роста.
И последние – это ваша активность. Без действий и самодисциплины вы не придете к нужному результату.
Как строгое научное понятие, "личностный рост" имеет трудную судьбу: разные научные школы вкладывают в него существенно разное содержание, а психологическая практика эксплуатирует его, в принципе мало заботясь о строгости терминологии.
Тот личностный рост, который на слуху, в популярных книгах и в рекламе тренингов - в принципе не научное понятие, а популярный бренд. Выходят книги, посвященные (вроде бы) личностному росту, ведутся тренинги (якобы) личностного роста, при этом на самом деле книги и тренинги могут быть не совсем про личностный рост. Про что? Про личную жизнь, взаимоотношения, что делать с депрессией, как найти работу. Все вопросы важные, жизненные, и книги и тренинги могут быть полезными, только к теме личностного роста их можно отнести лишь при самом широком толковании термина. А почему их все выпускают под шапкой «личностный рост» — это вопрос маркетинга. "Личностный рост" - понятие модное, и под такой шапкой все эти товары лучше продаются.
В современной психологии личностный рост понимается в первую очередь как измеряемый факт, как результат существенных и позитивных изменений в личности человека. Как бы мы это ни называли - рост личности, личностный рост, личностное развитие, рост и развитие личности - все это в первую очередь позитивные изменения в личности человека, укрепление стержня и увеличение потенциала личности. Не всегда понятно, что с человеком происходило, но в некоторых случаях можно сказать: личностный рост с человеком произошел. Человек стал - другим, он стал лучше управлять своей жизнью, стал сильнее, глубже и внутренне богаче. Основные характеристики личностного роста и развития - его направленность, активность и масштаб.
О личностном росте хорошо писал В.Л. Леви (из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы»): "Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно".
О личностном росте и развитии удобно говорить, сравнив тренинги личностного роста (тренинги развития личности) и тренинги деловые, тренинги бизнес-профессиональной направленности. Если участники осваивают знания и конкретные навыки, актуальные для бизнеса, и тренер не трогает собственно личность участников, не обсуждает их ценности и стиль жизни, не затрагивает их отношение к себе и к людям, это бизнес-тренинги в чистом виде. Участник узнал, как эффективнее делать рекламу товара и выстраивать работающие зарплатные схемы, участник освоил навык выкладки товара и выучил текст грамотной презентации - он сможет быть эффективнее в бизнесе, но как личность он остался тем же, задачи личностного роста и развития тут не стояли.
В отличие таких тренингов конкретных навыков, по сути инструментальных тренингов, тренинги роста и развития личности работают с личностью участников тренинга. Форма работы подобных тренингов может быть очень различной. В тренингах психотерапевтической направленности чаще идет работа с личностными проблемами и страхами участников, помогая снимать душевную боль и обиды, освобождая от психологических травм и комплексов.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Тренинги развития личности больше работают не с проблемами, а задачами участников, учат видеть не проблемы, а возможности, жить не по шаблонам, а творчески, не переживать впустую, а включать голову и думать, искать не отмазки и оправдания, а находить решения и брать ответственность, видеть в людях не врагов и не защищаться от них, а относиться к людям доброжелательно, быстро находить друзей и налаживать отношения сотрудничества. Тренинги развития личности учат участников управлять своими эмоциями, жить не прошлым, а будущим, развивают в участниках авторскую жизненную позицию и ставят перед ними вопросы их личных ценностей и жизненной миссии.
Критерии и показатели личностного роста субъективны и зависят от того, кто его оценивает, как его понимает и на что обращает внимание. Эти критерии будут разными у представителей различных психологических школ и течений, у людей с разными психотипами, у процессников и результатников, у мужчин и женщин. Мужчин в личностном росте чаще интересуют внешние результаты, которые можно объективно оценить или измерить, для женщин личностный рост скорее субъективен и чувствуется в первую очередь ею самой или близкими ей людьми.
Разбираясь с понятием "личностный рост", нужно учитывать тот факт, что часть психологов в первую очередь гуманистического направления вкладывают в это понятие свое, достаточно специфическое содержание. А именно, они понимают личностный рост не столько как результат позитивных изменений в личности, сколько как особый процесс, особый способ развития личности. Исходя из представлений о позитивной природе человека, характерного для работ К. Роджерса и А. Маслоу, они рассматривают личностный рост как естественное разворачивание в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой. Если различать "рост" как нечто естественное и "развитие" как то, что во многом задается окружением, то психологи этого направления под личностным ростом понимают то, что в личности взрастает само, в отличие от того, что в человеке задается обществом в процессе социализации.
А. Маслоу писал: "Учитель или культура не создают человека. Они не насаждают в нем способность любить или быть любопытным, или философствовать, создавать символы, творить. Скорее они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным".
Именно вследствие такой языковой путаницы возможен парадокс, когда не всякий личностный рост является личностным ростом. Действительно, фактический личностный рост (по результату) может быть достигнут разными путями. Например, если увеличение потенциала личности произошло вследствие процесса формирования личности, вследствие организованного извне процесса воспитания, то процесса роста личности не было, а результат - личностный рост - налицо.
Такое понятие личностного роста, противопоставляющее его развитию и формированию личности, родилось в традиции гуманистической психологии и существует только в его рамках: психологи психоаналитического направления или бихевиоральной направленности подобным понятием "личностный рост" не пользуются. Чтобы не путаться, мы предлагаем в тех случаях, когда нас интересует только результат личностного роста и не важен путь, как это было достигнуто, использовать более общее понятие: личностное развитие.
Личностный рост и саморазвитие
Личностный рост и саморазвитие – это концентрация смысла жизни.
Все, что есть в мире - развивается, и только в развитии существует. Любое явление, событие, предмет, живое существо и, конечно же, человек в ходе существования претерпевает изменения, определенную эволюцию. Развитие тянет нас вперед, на более высокую ступень, на новый виток спирали. Это закон природы, Вселенной или Божественный (кому как удобно мыслить).
Отсутствие развития – дорога к деградации. Другого варианта нет, просто не существует. Саморазвитие процесс постоянный и интересный. В его процессе изменяя себя и выходя на другой высокий уровень, как при подъеме в гору начинаем видеть шире, дальше и больше. Приходит понимание, что этот процесс бесконечен и чем дальше, тем увлекательное данное путешествие.
Что помогает человеку в деле личностного роста и саморазвития?
Личностный рост и саморазвитие 7 инструментов на пути совершенствования:
1. Ведение личного дневника. Это может быть и бумажный вариант и интернет-дневник. Преимущества и плюсы его: анализ прожитого дня, оценка событий, своих мыслей, действий, планов. Пути решения задач. Помогает отследить неэффективные и негативные мыслительные и поведенческие шаблоны. Учит ясно и четко выражать свои мысли. Включает логическое мышление. С помощью дневника легко увидеть свою эволюцию, изменения, происходящие на протяжении больших промежутков времени. Дневник также позволяет при перечитывании по-другому оценить прошлые события, сделать акценты на положительных моментах и вариантах поведения, вспомнить об ошибках, чтобы в них опять не вляпаться.
2. Блокнот идей - банк собственных идей. Очень важный инструмент. Наш мозг имеет способность генерировать идеи в любое время суток, в любую погоду, в самой разной обстановке. Да, идея быстро появилась, но она может тут же куда-то улетучиться. И все, поминай, как звали! Блокнот для того и нужен, чтобы сразу эту птичку занести в список и не забыть. Ценность таких подарков нашего мышления очень велика. Из них можно вырастить великие дела.
3. Программа со знаком «плюс». Наша задача ловить в голове повторяющие негативные утверждения. И менять на противоположные, то есть положительные, светлые, хорошие, позитивные.
4. Принятие себя полностью: с достоинствами и недостатками. Создавая идеальный образ своей личности, и, стараясь к нему приблизиться, человек начинает ругать, осуждать, винить себя в несовершенстве. И, таким образом, оказывает самому же себе медвежью услугу. Занижает самооценку, тратит силы на обвинения. Для личностного роста и саморазвития необходимо смотреть на себя с позиции бесстрастного наблюдателя. Задавать вопросы. Как я сделал дело? Почему поступил именно так? Что можно было сделать лучше? Что могу изменить?
5. Техника резинки. Довольно известный инструмент для изменения мышления. Наденьте на запястье резинку и, каждый раз, когда в ваш мозг просачивается негативная мысль или возвращается вредная привычка, оттягиваете ее и отпускаете – щелк, боль – смена мысли и поведения. Проверено на себе, очень эффективно!
6. Задайте вопрос своему подсознанию. Спросите у себя, что вам нужно изменить в себе, чтобы достичь нужной цели, выполнить важную задачу, изменить отношения с окружающими. И забудьте. Через некоторое время, обычно день, два или три возможно, в самый неожиданный момент в вашем сознании всплывет ответ на запрос. Причем это будет лучший из возможных вариантов. Верьте себе!
7. Перешагивайте страх, соглашайтесь на новое. Обычно за страхом и тревогой скрывается неизвестная земля, что-то, с чем мы еще не сталкивались, не встречались. Именно это и есть зона развития, из-за того, что она неизведанная, она дает мощный толчок к росту, быстрому прогрессу, совершенствованию.
Профессионально личностный рост
Существует крылатая фраза: «Самое трудное — это борьба с самим собой». Она же, как нельзя больше, подходит и в качестве объяснения тому факту, что как профессиональный, так и личностный рост представляют собой, если не борьбу, то постоянную тяжелую работу над самим собой... При этом, начало этой работы является самой настоящей битвой со своими сложившимися установками и стереотипами, сложившимися в обществе, а логическое завершение, по сути, отсутствует, так как «нет предела совершенству». Давайте попробуем вместе подробнее разобраться в том, что же все-таки, на самом деле, означают понятия: «личностный рост» и «профессиональный рост», а также с какими сложностями чаще всего приходится сталкиваться на пути саморазвития.
Одним из самых известных пожеланий является: « Здоровья, успехов в карьере и счастья в личной жизни!». Что наглядно объясняет, что для достижения удовлетворенности жизнью, кроме здоровья, - финансовое благополучие и состояние гармонии с самим собой и своими близкими - это одни из самых необходимых условий.
Сами определения понятий «профессиональный рост» и «личностный рост», расшифровываются, как: постоянное развитие человека и накопление им разнообразного опыта и знаний в течение жизни.
Естественное накопление жизненного опыта без дополнительного саморазвития личности, зачастую, приводит к ситуации, когда все уже ясно и понятно, но, увы, уже слишком поздно.
Кажется вполне логичным, что для развития и накопления большего количества опыта, за меньшее количество времени, необходимо больше времени посвятить изучению информации по интересующим вопросам. То есть, для активного профессионального роста: как минимум - постоянно повышать свою квалификацию, а, как максимум – получить дополнительное образование, быть в курсе всех изменений и нововведений в той профессиональной области, которая вас интересует.
Соответственно, для личностного роста: изучать психологическую литературу, узнавать механизмы и тактики поведения в той или иной ситуации и пр. Понятно, что образование требует определенного количества времени, усидчивости и трудолюбия, но вот, пресловутой «самой высочайшей степени сложности» пока вроде не наблюдается, правда?
«В чем же непосильная трудность?», - спросите вы. А за плечами у вас наверняка уже школа, ВУЗ или колледж, а возможно, и не одни курсы повышения квалификации. Так что опыт изучения и накопления информации, скорее всего - довольно обширный. Да и определенный житейский опыт тоже, безусловно, присутствует, а, быть может, вы уже давно интересуетесь всякого рода психологической литературой.
Выделяют основные элементы, определяющие личность:
• Познание себя.
• Побуждение себя.
• Продвижение профессионального и личностного роста.
• Самореализация.
«Профессиональный и личностный рост – это не только количество прочитанной в книгах или прослушанной на специальных курсах профессиональной и психологической информации. Рост личности происходит только тогда, когда человек может эти знания применить с пользой для своей жизни. Плюс, каким бы образованным не был человек, в узкоспециализированной области своей профессиональной деятельности, без навыков ответственности, общения и взаимодействия, ему вряд ли удастся достичь весомых карьерных высот.
Это формирование абсолютно нового взгляда на свою жизнь и возможные перспективы (как профессиональные, так и личные)». Можно прочитать неимоверное количество литературы, сходить не к одному психологу, посетить приличное количество тренингов личностного и профессионального роста. Но пока все полученные вами знания лежат «мертвым грузом» исключительной теории, ни о профессиональном, ни о личностном росте и речи быть не может. А вот начать внедрять полученные знания в жизнь – это действительно куда сложнее, поскольку именно с этого момента вы начинаете меняться и, соответственно, сталкиваться с ответными реакциями, как собственной психики, так и окружающего мира.
Ответная реакция собственного организма на начальные этапы вашего развития личности и профессионального роста: страх и попытка вернуть ситуацию в привычное русло.
Итак, вы перелопатили большое количество литературы, основательно покопались в себе, возможно, сходили к психологу, или на тренинг личностного роста, осознали возможные проблемы с самооценкой, неуверенность в себе и негативные установки, которые мешают вашей жизни и успешному воплощению ваших планов и желаний. Теоретически, понимаете «откуда ноги растут» и что именно хотели бы поменять, но, в первую очередь, вас терзает безумный страх навредить и сделать все только хуже, чем есть на данный момент.
Страх показаться глупым и смешным, боязнь наворотить ошибок, которые невозможно будет исправить. Плюс, личностный и профессиональный рост на начальном этапе нельзя ощутить и измерить, чтобы убедиться в верности своего пути.
К примеру, если вы решили похудеть и накачать определенные мышцы, то отражение в зеркале, весы и свободно болтающаяся одежда, которая раньше сидела в обтяжку, уже буквально через считанные недели подскажут Вам, что вы все делаете правильно, или о том, что где-то надо что-то поменять. Плюс, эйфория от первых достигнутых результатов будут подбадривать на покорение новых вершин. В случае с саморазвитием все происходит несколько иначе и дорога значительно длиннее и тернистее.
Возможно, на каком-либо тренинге, вы даже с успехом выполнили определенные упражнения, и это подзарядило вас энергией на некоторое время. Но одно дело игровая ситуация, а совсем другое – реальная жизнь. В реальной жизни гораздо тяжелее сказать «нет» близким людям или коллегам на работе, которые нагружают вас лишними, мешающими вашему развитию просьбами, или пытаются использовать вас и ваше время в своих корыстных целях.
Сложнее взять на себя ответственность за выполнение конкретного задания по работе или за принятие решения о том, что больше не намерены терпеть пренебрежительное отношение от коллег или знакомых. Так что в мечтах, конечно, полетать приятно, но реальность пугает и шипит, призывая не покидать свою уютную норку, в которой «тепло и сыро».
Страх и неуверенность могут сильно помешать даже самой сильной мотивации, лишить покоя и сна и даже спровоцировать панические атаки и психосоматические заболевания, как ответную реакцию организма, при помощи которой он старается защитить свой сложившийся внутренний мир от серьезных изменений.
Ответная реакция общества на начальные этапы вашего личностного и профессионального роста: непонимание и агрессия.
Представьте себе замкнутую систему, населенную некими организмами. Каждый из них занимает определенное место и выполняет определенные обязанности. Кто-то занял более удобные ниши, кому-то досталось что-то попроще, но все привыкли и всех более-менее все устраивает. И вдруг, один из организмов выбивается из привычного ритма и начинает вести себя совсем иначе, нежели раньше. Как вы думаете, системе это понравится? Примерно так же происходит и в том случае, когда вы начинаете менять свою, привычную для общества, линию поведения и систему реагирования. Одно дело, когда вы просто изучаете что-то непонятное. На это обычно реагируют в духе: «Тратит время на, черт знает что, лучше бы отдохнул, телек посмотрел, да пивка попил с нами. Ну да и фиг с ним!». Это банальное непонимание.
А вот, когда вы переходите от теории к действиям, начинается реальная ответная агрессия, ибо всех устраивал незаметный «Вася Пупкин» или «Маша Иванова», которые тихо сидели и корпели за весь отдел, даже не намекая о премии/повышении, или тихий муж/жена, кладущие свою жизнь, на благо родных и близких. А пресловутые «Вася» или «Маша» вдруг возомнили себя достойными стать руководителями, отказываются выполнять чужие обязанности.
Или тихая жена и мать семейства вспомнила о себе, не позволяет задвигать свои потребности на последнее место, придумывает новые обязанности для членов семьи и пр. В подобной ситуации даже самые близкие люди начинают борьбу за «возвращение блудного попугая» на привычную жердочку и в ход идут, в первую очередь, призывы опомниться, не страдать фигней из которой, по любому, ничего путного не выйдет (по их мнению, разумеется).
Выход есть: не ставьте глобальных целей, не корите себя и продолжайте гнуть свою линию!
Подводя промежуточные итоги, можно подумать, что задачи личностного и профессионального роста действительно непомерно сложны и лучше даже и не пытаться «высунуть нос» за рамки обыденного, предоставив жизни идти своим чередом. Ведь в то время, когда и так безумно сложно и страшно сделать первые шаги, вместо малейшей поддержки на пути будет встречаться лишь отторжение и агрессия. Проще всего все забросить и продолжить жить так, как раньше: иногда мечтая, о большем, но сразу одергивая себя, что воплотить эти мечты в реальность непосильно сложно, и вы уже было попытались раз или два, да не вышло.
Но выход действительно есть, и он заключается:
1. В разбивании каждой крупной цели на несколько мелких.
2. В поощрении любых своих достижений (даже самых минимальных).
3. В грамотном анализе возможных промахов. Ведь, как известно: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».
Все это, в совокупности, поможет личности сначала адаптироваться к начавшимся переменам, сформировать адекватную самооценку, а впоследствии к формированию адекватного и трезвого взгляда на вещи, для приобретения более удобных форм поведения, которые, в свою очередь, помогут выдержать ответную реакцию общества более уверенно и независимо и не свернуть с намеченных целей.
Постепенно появятся и первые положительные результаты, а с ними и азарт на новые свершения. На работе вас будут воспринимать совсем иначе, да и вы будете получать от рабочего процесса гораздо более положительные эмоции.
Со временем, может прийти в голову идея сменить сферу деятельности или открыть свое дело, и если, по-прежнему, продолжать двигаться небольшими, но уверенными шагами к новым и новым целям, то рано или поздно вы осознаете, что между мечтой и реальностью вовсе не пропасть, а четкая стратегия.
Родные и близкие постепенно не только примут ситуацию, но и начнут вами гордиться. Круг общения, возможно, изменится, но в лучшую сторону и по вашему же, непосредственно, желанию.
Удачи и терпения вам в этих непростых начинаниях на пути личностного и профессионального роста, ведь благодаря самореализации жизнь способна заиграть новыми яркими красками и обрести совершенно иные перспективы!
Развитие личностного роста
"Личностный рост" и "Развитие личности" - как понятия, это достаточно разные вещи, но на практике их различает мало кто. Даже специалисты их называют, путаясь, и так и так.
Ростом называют количественные изменения, и если в процессе изменений чего-то у человека становится больше (уверенности, силы, скорости реакции) при том, что эти изменения происходили изнутри, естественно - в этом случае говорят о процессе личностного роста. Например, все дети в силу естественного биологического созревания и заботам родителей подрастают по своему психологическому и образовательному уровню до детского сада, потом до школы, школа их растит до института, потом жизнь подталкивает их к последующему взрослению... Это - естественный, или пассивный личностный рост.
Конечно, в процессе роста могут иногда происходить качественные скачки - превращения. Гусеница растет - и вдруг превращается в куколку, а куколка - в порхающую бабочку. Также и ребенок, растет-растет, и вот уже на месте малыша - подросток, потом - молодой человек, а через какое-то время молодой человек станет взрослым человеком. Однако эти превращения - не естественный рост в чистом виде, реальные Маугли остаются только зверенышами, сами по себе в человека дети не превращаются. Ребенок превращается в человека только при условии воспитывающего влияния человеческой культуры. Соответственно, это уже был не только рост, это уже было - развитие человека и личности.
Помним классическое: рост - это количественные изменения, развитие - изменения качественные. Если вы видите книгу "Развитие личности детей дошкольного возраста", вы знаете, что встретите там описание того, как качественно меняется личность ребенка год от года, какие когда у ребенка возникают новообразования. Главные вопросы к теме результатов развития личности, это "О каких новообразованиях можно говорить как о качественно новых?", "Как можно проверить, что развитие действительно произошло?", "Можно ли говорить об уровне развития той или иной личности, сравнивать людей по уровню личностного развития!" и "Каковы вершины развития личности?".
В отличие от количественного роста, развитием называют качественные изменения. Если в процессе изменений человек становится в чем-то важном уже другим, с ним происходили качественные изменения, говорят о процессе развития личности. В практике, по жизни, источником этих качественных изменений обычно являются влияния извне: мальчик был невоспитанным, с ним позанимались - и мальчик стал другим - воспитанным. Девушка была необразованной, но пошла в школу, училась, и стала - девушкой образованной. Качественные изменения в нас не сваливаются с неба и не самозарождаются изнутри - это кем-то создаются. Кем-то, кто нами занимался - или нами самими, если мы стали менять себя. Это не самозарождение, это деятельность в отношении нас.
Соответственно, можно дать другой, более практичный критерий отличия роста от развития: Рост происходит изнутри, из себя, развитие же - результат специального влияния извне.
Соответственно, личностный рост - это увеличение потенциала личности из-за внутренней динамики ядра личности и его взаимодействия с окружением. Можно сказать и так: это преимущественно количественные изменения, понимаемые как происходящие изнутри. В отличие от этого развитие личности производится кем-то - т.е. самим человеком, его близкими или обществом. Если влияние извне на человека оказалось результативным, привело к качественным изменениям - развитие личности состоялось.
Мама меня кормила, а я ел и рос. Я прибавлял в весе не потому что я себя укрупнял или меня укрупняла мама, я рос, потому что при наличии еды в моем возрасте мой организм растет сам. Это - рост. Или: учитель приучил меня учиться самостоятельно и с желанием. Учился я, но сделал меня любящим учиться - учитель. Это - развитие.
С точки зрения практики, самое важное отличие между "личностным ростом" и "развитием личности" - в психологическом арсенале возможных средств влияния на происходящие процессы. Что в нашем арсенале, если мы хотим помочь личностному росту человека? - Только три вещи: вера в человека, создание свободной поддерживающей среды и - психотерапия, то есть поддержка и лечение в случае проблем. Немного. Что же в арсенале специалиста-психолога, занимающегося развитием личности воспитанника, клиента, участника тренинга? Тут арсенал существенно богаче: сотрудничество в его саморазвитии, учеба, тренировка, передача знаний, предъявление образцов, отработка умений и навыков. А также - награды и наказания, внушение и заражение, вовлечение и другие позитивные манипуляции, все разновидности позитивного и другого подкрепления, в целом все разновидности классического и оперантного обусловливания.
Понятно, что рост и развитие - взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Рост - естественная база развития. Развивать можно только то, для чего уже есть естественная база. Если молодой человек по уровню деловой ответственности еще только Исполнитель, не дорос даже до уровня Специалиста, то развивать в нем Руководителя - бесполезно. Он еще - маленький. Скорость развития всегда ограничена необходимостью дорастания человека до того, что он приобрел в процессе учебы на тренинге. Новые личностные роли должны прорастать в душе, прирастать к душе, только тогда они становятся не внешними масками, а новой гранью личности. Только "развивать", не глядя на рост, постоянно нельзя: развитие должно поддерживаться естественным ростом. Учеба должна чередоваться жизнью, чтобы новые знания обогащались реальным опытом, практикой.
Личностный рост педагога
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту. Ученые отмечают, что у педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности). Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями. Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала. Стагнация наступает тогда, по мнению Вершловского: «когда учитель останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа». В результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому и, как итог, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.
Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Здесь любой сбой, любой спад активности обязательно замечается участниками педагогического процесса, отрицательно сказывается на результатах педагогического труда.
Каждая личность индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека.
В структуре личности психологи выделяют три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости и личностном росте:
1. познавательная составляющая включает представления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая личность отличается тем, что она, оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несу-щего за них ответственность; воспринимает других людей как уникальных и рав-ноправных участников процесса жизнедеятельности. Действительно, только тот человек, который способен видеть в других уникальность может это развивать в себе;
2. эмоциональная одна из наиболее ярких и главных составляющих. Через эмоции человек выражает радость, обиду, счастье, познает мир и делает его ярче;
3. поведенческая составляющая яркий показатель развитой личности, которая состоит из действий: по отношению к себе, другим людям и миру.
Таким образом, личностный рост зависит от степени сформированности каждой структуры.
Развитая личность, личность с четко сформированными ценностями, позволяет человеку:
- Четко стаять на своих позициях;
- Иметь собственный взгляд на все происходящее в мире;
- Находить в плохих ситуациях позитив;
- Жить полной, яркой, самостоятельной жизнью;
- Уметь делать выбор от самых простых до жизненно важных вещей;
- Ценить каждую минуту жизни;
- Наслаждаться тем, что имеешь;
- Радоваться победам других;
- Отвечать за свои поступки;
- Уметь проигрывать и с достоинством принимать поражения;
- Уметь прощать.
Ценности человека это его внутреннее богатство, его внутренний потенциал.
Потенциал личности - это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя прежде всего из своих внутренних представлений и критериев.
Разные авторы: В.Г. Маралов, С.Ю. Головин, Гудинг Д. предлагают различные показатели личностного потенциала:
- личностная автономия и независимость;
- внутренняя свобода;
- осмысленность жизни;
- жизнестойкость в сложных обстоятельствах;
- готовность к внутренним изменениям;
- способность воспринимать новую неопределенную информацию;
- постоянная готовность к действию;
- особенности планирования деятельности;
- временная перспектива личности.
Разные ученые подошли к разработке содержания понятия личностного роста определяя главную составляющую раскрытие собственного потенциала.
А. Маслоу назвал эту цель самоактуализацией. Основной закон личностного роста опирается на известную формулу К. Роджерса «если – то». Если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости.
Главный смысл личностного роста – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов. Полноценный личностный рост возможен только в том случае, если личность уважает свой собственный внутренний мир, а также другие признают и уважают его внутренний мир.
Приведем критерии личностного роста:
- интраперсональные (принятие себя):
Принятие себя это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору». Открытость внутреннему опыту переживаний – «опыт переживаний» чем более сильная и зрелая личность – тем более она свободна защитится от искажающего влияния и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и «жить настоящим». Понимание себя как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии, способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я-концепция». Ответственная свобода во взаимоотношениях с самим собой это означает, прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание принятие своей свободы. Целостность взаимосвязанность всех аспектов жизни человека, а особенно целостности внутреннего мира и самой личности. Динамичность личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. Рост личности есть способ ее существования.
- интерперсональные (принятие других):
Зрелая личность способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценности и доверия им. Отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом – более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии». Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности».
Рассмотрим механизмы личностного роста:
Человек должен учиться всегда и везде, он должен научиться анализировать свои поступки, учиться принимать себя и других, учиться развивать свои хорошие качества. Самосовершенствующаяся личность должна в любой труд вносить творчество – проявлять индивидуальный подход, иметь личное мнение и уметь вовлекать значимых людей в деятельность. Личность должна постоянно находиться в движении по пути личностного роста, используя при этом хорошо работающие методы. Самое важное и главное признаться самому себе в своих недостатках, найти их причину и шаг за шагом искоренять их.
Таким образом, личностный рост важен для педагога, не просто сам по себе, а как способность формировать свою жизненную стратегию. Жизненная стратегия - это жизненная программа, «сценарий» о счастье, который есть у каждого человека; это система ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее успешной (в понимании самого человека) и помогает направить учащихся на путь личностного роста. В качестве основных показателей, эффективности стратегии жизни человека выступают не конкретные достижения, а удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. Внешние стратегии связаны со стремлением человека максимально быстро и просто адаптироваться к внешней среде. В этом случае человек старается как можно лучше соответствовать ролевым ожиданиям, господствующим социальным ценностям и требованиям, т. е. быть таким, каким хотят его видеть окружающие. Главный вопрос, который он решает - как жить, как найти смысл в той жизни, которой он живет. Внутренние стратегии базируются на ценностях личностного роста, развития, душевного и духовного здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Эти стратегии связанны не столько с адаптацией, сколько с самореализацией педагога в мире. Главный вопрос для него - для чего жить. Такой педагог стремится привести жизнь в соответствие со своим смыслом.
И только педагог способный развиваться, постоянно самосовершенствоваться, может подготовить наших детей к будущей, сложной, интересной необычной и очень счастливой жизни.
Личностный рост учащихся
Современная культура характеризуется активизацией интереса к личности человека, в связи с чем и в системе образования наметились сдвиги от получения определенного набора знаний к формированию самостоятельной, творческой, гибкой личности, способной действовать в соответствии с изменяющимися условиями, самосовершенствоваться и самообучаться.
Причиной этого становится стремительное изменение темпов жизни, усиление роли технологии в процессах обучения и воспитания, усложнение труда и социальной деятельности. Лавинообразный рост объемов доступной информации приводит к тому, что модель «передачи знаний от учителя к ученику» перестает работать, так как современный объем знаний превышает возможности этого канала как на входе, так и на выходе.
Таким образом, обращение к формированию личности ученика и гуманизация образования видятся закономерным шагом, но являются ли эти идеи действительно инновационными?
Анализ литературы показывает, что педагоги разных времен обращали внимание на необходимость учитывать особенности характера и внутреннего мира ученика. Педагоги-гуманисты XV—XVI в. Витторино да Фельтре (Италия), М. Монтень (Франция) Эразм Роттердамский (Голландия) и др. развивали идеи индивидуального подхода в обучении, уважения к личности ученика. В России эти идеи были подхвачены Л.Н. Толстым, развивавшим мысль о свободном воспитании.
В ХХ веке к личности ученика обращались такие педагоги как Д.Дьюи (США), и позднее К. Роджерс, А. Маслоу, А. Комбс, Р. Мей, В. Франкль и др., которые предлагали не «натаскивать» учащегося на определенный материал, а оказывать ему определенную помощь в развитии.
С 80 годов ХХ века появилось направление в отечественной педагогике, под названием «личностный подход» или «личностно-ориентированное обучение», который начали разрабатывать такие ученые как К.А. Абульханова, В.В. Давыдов, В.Е. Зинченко, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, И.С. Якиманская и др.
С.Л. Рубинштейн в своих трудах указывает, что «мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоции – единством эмоционального и интеллектуального». Следовательно, только гармоничное развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы позволит сформировать активную, самостоятельную личность, способную отвечать на вызовы времени.
Таким образом, идеи учета личности ученика, вплоть до признания его «главной действующей фигурой всего образовательного процесса» (И. С. Якиманская), не новы. Однако, несмотря на долгую историю разработки этих идей, массовая школа всегда характеризовалась авторитарным стилем в обучении, и стандартизацией задач для всех учеников, без учета их индивидуальных различий.
В чем же принципиальная новизна современного подхода к формированию личности учащегося?
В первую очередь, впервые в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования прописаны не только предметные цели, включающие «освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета», но и метапредметные, включающие «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, построение индивидуальной образовательной траектории», а также личностные, включающие «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» (ФГОС).
Таким образом, развитие личности учащегося, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации переходит из разряда одного из возможных подходов к обучению, в разряд основных требований к результатам обучения детей в школе.
Определив важность личностно-ориентированного обучения необходимо задаться вопросом, что же собой представляет личностный рост учащегося, и как его измерить.
Ответ на этот вопрос находим в ФГОС, который предлагает нам, среди прочего, следующие личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в разных видах деятельности (ФГОС).
Таким образом, развитие личности в школе предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер учащегося, формирование позитивного отношения к себе и к миру, уверенности в себе, ответственности, познавательного интереса, мотивации к получению знаний и саморазвитию. Полное или частичное достижение данных результатов и может быть названо личностным ростом учащегося.
Несомненно, наиболее целостное представление о различных сторонах развития личности учащегося имеет классный руководитель, который рассматривает достижения по сумме критериев оценки всех предметов, а также внеклассного воспитательного процесса, однако учителя-предметники также должны иметь четкие параметры оценки сформированности конкретных качеств на каждом возрастном этапе развития личности.
Опираясь на ФГОС, шкалу, предложенную В. Д. Свинцовой, и работу Е. С. Кузьминой, выделим параметры, подходящие для оценивания личностного роста учащихся подходящую для учителя-предметника. Каждый из параметров разделен по шкале от 5 (полностью сформирован) до 1 (не сформирован), что позволяет измерять уровень роста на определенном временном отрезке.
К ним относятся:
1. Мотивация учебно-познавательной деятельности. Любопытство, заинтересованность, стойкая познавательная активность, научная любознательность – это путь зарождения интереса к предметным и надпредметным знаниям, непосредственно связанный активизацией воли и развитием познавательного интереса.
2. Сформированность интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, установление закономерностей). Данный аспект непосредственно связан с формированием универсальных учебных действий (УУД) на уроке. Его сформированность ведет к повышению эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формированию компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
3. Степень обучаемости и самообучаемости отражает способность усвоения учебного материала, оценке и самооценке, развитие разных видов памяти, способности к концентрации внимания на решении поставленных задач.
4. Навыки учебного труда, включающие в себя планирование и контроль учебной деятельности, компетенцию в области использования информационно-коммуникационных технологий, включая владение технологиями поиска, построения и передачи информации, презентации выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. Данный параметр включает также наличие навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, олимпиады и т. д.).
5. Инициатива в поиске и овладении новыми знаниями и умениями и целеустремленность, способность постановки перед собой конкретных целей, разработка стратегии и тактики достижения цели и поставленных задач.
6. Сформированность коммуникативных навыков, включающая в себя овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности.
7. Последним важнейшим критерием оценки личностного роста является сформированная способность переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития. Она указывает на сформированную способность к саморазвитию и самосовершенствованию, наличие устойчивых личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, базирующихся на личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действиях.
Определив основные критерии оценивания личностного роста учащихся, перейдем к конкретным способам, благодаря которым ученик может проявить свой личностный рост. Современная пятибалльная система, к сожалению, не затрагивает данный аспект, фокусируясь лишь на знаниевой части. Рейтинговая система которая осуществляется по показателям: учёба, творческие достижения; ответственность, инициатива в учебной работе – также не всегда может отразить потенциал ребенка. Обратная связь и рефлексия наиболее близко подводят нас к оценке и самооценке личностного роста, однако часто ребенку нужно более существенное, «вещественное» доказательство своих достижений. Прекрасной формой для этого выступает портфолио – банк личных достижений во всех сферах жизни ребенка.
Портфолио выступает не только дополнением к традиционной оценочной системе, но и прекрасной подготовкой к самостоятельной взрослой жизни, отражая результаты деятельности ребенка, его достижения и прогресс по сравнению с его же предыдущими результатами. Именно этого сравнения с «собой вчерашним», и не хватает детям в традиционной оценочной системе, а учитель дает возможность проследить этапы личностного роста своих учащихся.
На уроке иностранного языка портфолио представлено виде языкового портфолио – электронный документ, альбом или папка с набором работ ученика за определенный период времени. Как правило это не слишком короткий отрезок – четверть, триместр, полугодие, год или несколько лет, поскольку именно с течением времени становится заметно развитие навыков и личностных компетенций учащихся. В портфолио могут быть включены любые работы ученика, черновики, творческие проекты, отражающие постановку конкретной цели, способы и этапы ее достижения. В результате ученик получает возможность непрерывной оценки своих достижений и сравнения своих работ на разных этапах наполнения портфолио. Немаловажным является тот факт, что при помощи портфолио учащиеся могут не только наблюдать собственное развитие, но и предъявить результаты своего труда родителям, ученикам, одноклассникам, что является гораздо более весомым подтверждение собственных достижений, чем безликая отметка в дневнике.
Таким образом, использование технологии портфолио формирует новое понимание самого процесса обучения, что может дать новый толчок к развитию способов оценивания личностного роста учащихся.
Психология личностного роста
Так называемый личностный рост – это совокупность всех процессов самосовершенствования любого индивида, которые направлены на воплощение в нем того человека и идеала, к которому стремится его собственно «Я».
Говоря иными словами, развитие и рост личности – это стремление к своему идеальному образу. Все сопутствующие этому движению факторы, комфортные для развития условия, которые делают приближение к цели максимально активным, также называются личностным ростом.
Совершенствование представляет собой наиболее значимый смысл жизни и деятельности любого человека. Как процесс, развитие делает возможными какие-то определенные изменения в своем характере, опыте, навыках и умениях. Совершенно понятно, что личностный рост у каждого субъекта является уникальным и неповторимым, так как представление об идеальном «Я» у каждого индивидуума свое.
Личностный рост в психологии
Саморазвитие в качестве инструмента личностного роста заключается в постоянном и непрерывном повышении субъектом собственного потенциала. Потенциалом при этом принято считать определенную систему личностных характеристик и ценностей индивидуума.
То есть, речь идет о конкретном наборе индивидуальных способностей человека сохранять определенные внутренние ценностей, содержать свою мотивацию и целеустремленность в соответствии друг с дружкой. Потенциал – это тот показатель, который дает возможность принимать определенные решения и не только регулировать свою деятельность самостоятельно, но исходить при этом из личных критериев возможностей ее применения.
В первую очередь рост личности подразумевает победу над определенными качествами своей индивидуальности, которые рассматриваются как «слабости». Это может быть определенный страх, фобия, комплекс, нерешительность. Все то, что представляет собой преграду на пути к достижению и формированию «Я» идеального. Личностный рост в психологии рассматривается как самостоятельное развитие индивидуума, целью которого является потребность стать лучше, чем в настоящее время. При этом стоит отметить, что данный процесс является своеобразным эмоциональным трудом, задающим постоянный темп работы индивидуума над самим собой.
Конечно, эффективность развития и роста личности во многом зависит от собственных усилий индивидуума. Однако, одних только этих усилий недостаточно, так как требуется еще доброжелательная атмосфера вокруг индивидуума, который задается определенной целью. Внешние факторы, а также настроение и оценка окружающих, могут подавить мотивацию и целеустремленность субъекта к формированию идеального «Я», буду настроенными критично в отношении его идеалов.
Человек, который ставит перед собой целью увеличение своего потенциала, стремится не только к обычному общению и контакту с окружающими его людьми, а всячески добивается совместного взаимодействия. В общении с окружающими такой субъект становится достаточно открытым, выражает непринужденность и раскованность. При этом он также не утрачивает взгляда на реальность, демонстрирует активные позиции и гибкость в разрешении возникающих проблем или конфликтов.
Диагностика личностного роста
Мы предлагаем два варианта диагностического опросника – для учащихся 5-8-х классов и для учащихся 9-11-х классов. Структура этих двух опросников, способы их обработки и интерпретации результатов принципиально не отличаются друг от друга – разнятся только некоторые формулировки вопросов.
Каждый из опросников состоит из 91 утверждения, к которым подростки могут выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя, насколько они согласны (или не согласны) с содержащимися в опроснике высказываниями, и оценить степень своего согласия (или несогласия) в баллах от «+4» до «–4». Количество утверждений – 91 – объясняется следующим образом: на каждую из 13 ценностей (точнее, объектов ценностного отношения), представленных в таблице, нами разработано по 7 утверждений, выявляющих отношение школьников к этим ценностям.
Здесь важно отметить одну проблему, связанную с большим количеством содержащихся в опроснике утверждений. Как показала практика, у старшеклассников работа с таким опросником не вызовет особых затруднений и займет время всего лишь одного урока. Но вот школьникам 5 – 8-х классов будет тяжело работать с большим объемом информации. Поэтому в данных классах мы рекомендуем проводить диагностику в два дня, разделив соответственно опросник пополам. Так проблема будет решена.
При отборе материалов для предлагаемого вам диагностического опросника мы руководствовались следующими принципами:
- содержащиеся в опроснике утверждения должны побуждать подростка демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе;
- формулировки высказываний должны быть понятными для школьников и восприниматься ими однозначно;
- текст опросника должен быть составлен таким образом, чтобы избежать возможного конформного поведения школьников, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису. Для этого подросткам необходимо предоставить право анонимного заполнения анкеты;
- тезисы опросника должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах школьника заведомо общественно одобряемым.
Разумеется, опросник можно использовать для оценки текущего (статичного) состояния ценностных отношений подростка к миру, к другим людям, к самому себе. Но поскольку личностный рост – явление динамическое, то и разработанный опросник необходимо задействовать, на наш взгляд, для выявления динамики развития личности школьника (его личностного роста или личностного регресса).
В этой связи опрос, на наш взгляд, целесообразно проводить в течение учебного года: первый раз – в начале, второй – в конце. Это позволит педагогам увидеть не только характер отношений школьников к миру, к другим людям, к самим себе, но и изменение этих отношений, то есть проследить возможную динамику личностного роста. У этого способа проведения опроса есть один недостаток: если предлагать опросник одним и тем же детям более двух раз, у них может сформироваться привыкание к нему, снижающее достоверность результатов. Однако думается, творческий педагог сможет найти выход из данного затруднения.
Возможна и другая схема проведения опроса: первый раз – среди пятиклассников, второй – среди семиклассников, третий – среди девятиклассников и четвертый – среди тех же школьников, но уже учащихся одиннадцатого класса. В этом случае динамика развития личности становится еще более очевидной – вы можете проследить, какие изменения произошли в развитии ваших воспитанников на протяжении нескольких лет. Но и у этого способа есть недостаток: процент пятиклассников, доучившихся в конкретной школе и конкретном классном коллективе до одиннадцатого класса, может оказаться невысоким. Впрочем, эта трудность также преодолима.
Цели личностного роста
Снова и снова многие люди задумываются о том: как найти своё место в жизни, как достигать целей и реализовать собственные устремления. Все это важно не только для успеха или карьерного роста, от умения решать эти вопросы зависит самооценка, психологический комфорт и самочувствие человека в целом.
Цель личностного роста
Часто причиной проблем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, становится недостаточно хорошее знание сильных сторон своей личности, что мешает нам эффективно использовать собственные способности. По сути в этом направлении каждый человек движется всю жизнь, чаще неосознанно, а иногда — сознательно. Вот о тех кто движется в направлении личностного роста сознательно и пойдет речь. Если у Вас появилась потребность повысить свой духовный, ментальный, финансовый уровень, значит Вы осознаете, что могли бы достичь большего.
Раскрытие внутреннего потенциала
Порой мы не задумываемся как это происходит, но за внешним успехом, всегда стоит успех внутренний. Для того что бы к этому прийти надо заниматься самосовершенствованием, знать свои слабые и сильные стороны, уметь управлять собой. Но в большинстве случаев здесь необходимо психологическое сопровождение личности.
В связи с этим возможна работа в следующим направлениях:
• Мотивация;
• Поиск смысла жизни;
• Самореализация;
• Вопросы развития внутреннего потенциала человека.
Мотивация личностного роста
Мотивация – одна из основ личностного развития. Осознав истинные мотивы своих действий, вы узнаете, почему вам выгодна та или иная ситуация, а также сможете найти пути выхода из нее. Благодаря пониманию того, что вами движет, будет легко расставить приоритеты и найти путь достижения желаемых результатов. Работа с мотивацией позволит стать более активным, организованным и целенаправленным.
Поиск смысла жизни
Для тех, кто ощущает неудовлетворенность, неуспокоенность или внутренний зов, может быть актуальным поиск своего уникального и неповторимого смысла жизни. Психологические методы осознания своего Я помогут найти внутренние ценности, которые станут опорой и ресурсом для личностного развития. Такая работа обогатит вашу жизнь, наполнит ее новыми идеями, энергией и поможет раскрыть свой уникальный потенциал. Без знания смыслов невозможна постановка целей жизни и поиск путей вашего развития.
Успешная самореализация
Жизнь человека неповторима, а значит, рано или поздно, перед каждым становятся вопросы выбора своего пути. Как найти свое призвание? Что нужно для того, чтобы стать успешным и получать удовлетворение от жизни? Когда стоит идти на риск, чтобы реализовать ваши желания? На все эти и многие другие вопросы, связанные с самореализацией, будут найдены ответы во время совместной работы.
Выявление скрытых возможностей и сильных сторон
Личностный рост невозможен без глубокого знакомства с самим собой. Узнав больше о себе, научившись понимать и принимать свои сильные и слабые стороны, вы избавитесь от страха неудачи и сможете успешно преодолевать преграды на пути к реализации своих желаний. Это направление предполагает работу с внутренними зажимами и блоками, поиск скрытых возможностей и ресурсов, а также множество других интересных и важных открытий.
Духовные практики
Жизнь на природе в гармонии и тишине располагает к внутреннему развитию, не так давно я пришла к этому и ежедневно встречая рассвет, делая утреннюю медитацию я на себе ощущаю помощь и силу природы. Если Вы никогда не занимались духовными практиками для начала Вам могут подойти просто спортивная нагрузка на природе: прогулки, бег. Наши формы имеют непосредственное значение при достижении гармонии, не зря этому уделяется так много времени. Однако, помощь природы не бесконечна, она является хорошим фоном для внутренних изменений, насыщения энергией, но в основе лежит знакомая всем фраза «человек — помоги себе сам». Для того чтобы развиваться, расти, раскрывать внутренний потенциал, необходимо много работать над собой, ставить себе цели и достигать их. Всем этим мы занимаемся на берегу живописного озера, на Валдайской возвышенности. Здесь вдалеке от суеты городов время течет по-другому и гораздо легче почувствовать себя настоящего, услышать внутренний голос, «отдышаться» и накопить энергию. Пребывание наедине с самим собой имеет ряд существенных преимуществ и является важнейшей составляющей для данной внутренней работы. Когда выезжать на природу и заниматься собой подскажет сама жизнь, и если Вы почувствуете необычный внутренний зов к познанию и раскрытию своего потенциала, значит время — пришло.
План личностного роста
Развитие личности: больше чем само мотивация и позитивное мышление/
Развитие личности происходит, когда вы окончательно решили изменить свою жизнь к лучшему. Но весь процесс может складываться не только из позитивного опыта или официальных семинаров. Даже негативный опыт может помочь человеку найти правильное направление в жизни.
Большинство тренеров личного развития пытаются сосредоточить наше внимание на само мотивации и позитивном мышлении, как двух самых важных составляющих, которые обеспечивают успех в личном развитии. Да, в чём-то они правы, но целостный подход к саморазвитию выходит далеко за рамки этих двух факторов. Дальше вы узнаете о то, что вам ещё необходимо на вашем пути личностного развития.
Личное развитие план
Сначала вам необходимо обзавестись системой для достижения ваших целей в области развития. Нет никакого смысла говорить о том, как сильно вы желаете достичь самосознания или развития своей личности. Вам необходимо принять систему и видеть яркий образ. Как вы знаете, развитие личности охватывает самые разные сферы интересов, и вы легко можете заблудиться, если у вас нет плана. Вам нужно занести на бумагу всё, что вы намерены сделать со своей жизнью и где вы хотите быть после прохождения программы, которую вы запланировали.
Всегда помните, что, только имея определённый план действий, вы сможете определить, стали ли вы лучше или улучшились ли обстоятельства вашей жизни. Если всё будет сделано правильно, ваш план будет служить в качестве основы, благодаря которому вы сможете измерить ваш прогресс.
Решительный шаг
У вас может быть достаточная мотивация или позитивные мысли, но если вы не начнёте действовать сегодня, ваше личное развитие никогда не станет реальностью. Помните, улучшение личности не приходит в одночасье, время играет существенную роль. Так начните действовать прямо сейчас, иначе вы можете потерять шанс улучшить себя. Пойдите на риск. Жизнь должна быть приключением, поэтому, если вы не выйдете из своей зоны комфорта, вы так и останетесь гнить в текущей ситуации.
Будьте открыты к изменениям
Оперативным словом в личном развития является слово «изменения». Если вы не можете управлять изменениями, вы не сможете улучшить себя. Но, можно утверждать, что изменения будут происходить, даже если вы этого не приветствуете. Предпочли бы вы измениться под влиянием факторов, которые вы не контролируете? Очевидно то, что лучше быть готовым к изменениям внешним или лично руководить изменениями в вашей жизни. Так вы будет знать, какие действия необходимо принимать.
Сядьте на плечи гигантам
Если вы желаете ускорить своё личное развитие, вам необходимо учиться у людей, которые были на вашем месте прежде вас. Вам действительно нет необходимости заново изобретать колесо, все, что вам нужно делать, это изучить опыт других людей, особенно тех, которые достигли успеха в своём стремлении стать лучше. В целях экономии вашего времени и усилий, вы всегда можете нанять тренеров или наставников личного развития. Вы можете также прочесть книгу или послушать аудиокниги о саморазвитии.
Нести ответственность за ваше личное развитие
Вы то, чем вы позволяете себе быть. Иными словами, те вещи, которые определяют вас сегодня, случились потому, что вы позволили им произойти. Если вы были ленивы или равнодушны все эти годы, вам некого винить, кроме себя, за то, где вы сейчас находитесь. Даже ваша окружающая среда не может быть привлечена к ответственности за то, кто вы есть сейчас. В ваших руках есть ключ к вашему развитию, и только вы можете использовать его. Так, проявление инициативы по саморазвитию должна исходить от вас, а за весь результат, который вы получите от индивидуальной программы развития, ответственны только вы.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
В советские времена у телефонисток на коммутаторе висел лозунг, из которого следовало, что они все ратуют за свободные сексуальные отношения. Что это был за лозунг?