Налоговая амнистия представляет собой правовой акт, который объявляется по отношению к лицам. Это происходит в тех случаях, если они совершили нарушение законодательства Налогового кодекса и освобождаются от применяемых к ним санкций. Для этого они должны в определенный период времени объявить о своей задолженности и уплатить налоговые платежи в полном объеме.
Право, политика и экономика имеют между собой неразрывную связь, поэтому можно сделать вывод, что для эффективного правового развития государства требуется выработка политики, которая сможет объединить их возможности. Одной из главных ее задач является усовершенствование законодательства с целью решения актуальных общественных проблем. К ним можно отнести защиту законных интересов граждан и оптимизацию регулирования отношений в разных сферах общества. На сегодняшний день правовая политика основывается на принципах гуманизма и равенства всех субъектов перед законом государства.
Одним из инструментов, которые направлены на реализацию первого принципа, является амнистия. Она проявляется в форме самостоятельного акта милосердия для лиц, которые совершили правонарушение. Институт амнистии возникает и развивается во многих сферах, в том числе и в экономической. Существует налоговая амнистия для физических лиц, экономическая, финансовая, амнистия капиталов и др. Единство данного института подтверждается не только аналогичным названием, но и общими принципами действия, которые осуществляются на всех уровнях правового регулирования.
Анализ истории развития налогообложения в России показывает, что возникновение и развитие института амнистии в нашей стране совершалось в то же время, что и эволюция законодательства о налогообложении. Признаки становления данного института наблюдались еще с ранних времен. Они были связаны с отменой определенных налогов, а также освобождением лиц некоторых категорий от их уплаты. Представленные признаки предстают в более развитом виде с течением времени.
Законодательное закрепление налоговой амнистии до настоящего времени отсутствует. Этим объясняется появление в информационных источниках различных трактовок рассматриваемого феномена. Кроме того, не разрешен вопрос об отведении места в системе государственного налогового права для налоговой амнистии. Стоит отметить, что налоговое право относится к финансовому праву и является совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения по определению сборов и налогов, зачисляемых в бюджет, а также осуществлению контроля над их уплатой.
Несмотря на это, налоговое право имеет отдельную систему. Налоговая амнистия является отдельным институтом права, который регулирует отношения между государством и лицами, освобождающимися от налоговой амнистии. При этом они должны в обязательном порядке соблюсти условие добровольного внесения недоимок по сборам и налогам в бюджетную систему России.
Условием для использования налоговой амнистии также является особый круг субъектов. К их числу относятся только те физические или юридические лица, которые совершили правонарушение. При этом оно должно быть совершено до момента принятия акта об амнистии. Следовательно, она не применима по отношению к тем правонарушениям, который совершены после ее издания. Можно сделать вывод, что налоговая амнистия для предпринимателей обусловлена явлением ответственности за налоговые правонарушения и без них осуществляться не может.
В связи с этим целесообразным является указание в налоговом законодательстве, что основанием для освобождения от налоговой ответственности является амнистия наряду с прочими обстоятельствами. При этом возникает необходимость отметить в НК РФ, что налоговая амнистия предусматривает освобождение от ответственности определенной категории лиц налогоплательщиков. Потребность в законодательном закреплении этого понятия объясняется усовершенствованием правовой системы государства, которая гарантирует реализацию прав и свобод субъектов права.
Действующее законодательство РФ предусматривает, что владельцы автомобилей обязаны ежегодно уплачивать транспортный налог. Его размер определяется исходя из места проживания гражданина и мощности транспортного средства. Квитанции, подтверждающие уплату данного налога, в основном приходят по почте на адрес, где зарегистрирован хозяин автомобиля. Бывают ситуации, когда этого не происходит.
Стоит отметить, что на сегодняшний день задолженность российских владельцев автомобилей перед государством составляет более одного миллиарда рублей. По этой причине налоговая амнистия по транспортному налогу является логичным решением сложившейся проблемы. Законодательством предусмотрено, что недоимки по налогам могут быть истребованы в течение трех лет. При этом налоговые органы не имеют желания и возможности взыскать данный налог с физических лиц. Это обусловлено небольшой суммой задолженности, которая обычно не превышает одной тысячи рублей.
Владельцы автомобилей позволяют себе безответственно относиться к уплате транспортного налога по той причине, что оформление страхового полиса или прохождение технического осмотра не нуждаются в предъявлении квитанции, подтверждающей уплату. Единственной возможностью наказания за правонарушение является запрет на выезд за рубеж, но такие случаи бывают крайне редко.
Применение налоговой амнистии не означает, что сборы по транспортному налогу будут полностью отменены. В последние годы обсуждается необходимость включения данного налога в стоимость топлива, которым гарантированно пользуются все владельцы автомобилей. Следовательно, они будет только уплачивать транспортный налог в обязательном порядке. Стоит отметить, что данный способ предусматривает значительное увеличение суммы, требуемой к оплате.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Также существует проблема со стоимостью топлива. Если в нее будет включен транспортный налог, она станет еще выше. Так как цена на топливо и так высока, данное нововведение скажется на автолюбителях негативным образом.
Большинство экспертов утверждает, что введение налоговой амнистии по транспортному налогу положительно скажется на налоговой системе. Таким образом, государственные органы смогут ввести систему штрафных санкций, которые будут более жесткими для налогоплательщиков. Полученные в итоге средства можно будет направить на строительство новых дорог и ремонт существующих. Также в планах имеется введение обязательного предъявления квитанции об уплате транспортного налога в процессе оформления страхового полиса, также прохождения технического осмотра.
Отечественное налоговое законодательство отличается несовершенностью, поэтому большинство налогоплательщиков не знакомо со своими правами и обязанностями.
Стоит отметить, что закон о налоговой амнистии неоднократно был изменен. В последнее время идея данного комплекса для возврата капиталов становится все более популярной. Вариант закона, представленный Советом Федерации, предлагает не бесплатную амнистию. Она подразумевает уплату заявительного платежа, которая составит 2,5%.
В качестве примера внедрения законопроекта приводился опыт Германии и Италии. В последнем варианте проект принес стране 1,5 миллиарда евро. Авторы отечественного законопроекта отмечают, что в бюджет России будет принесено около 2 миллиардов долларов США.
Соответствующий закон для физических лиц вступил в силу 1 марта нынешнего года. Он позволяет легализовать незадекларированные доходы без излишних вопросов со стороны государства.
Граждане обязуются платить НДФЛ, когда продают недвижимость, автомобиль или же получают имущественную выгоду за пользование кредитом без процентов по договору займа. Налог на доходы физических лиц уплачивают работодатели из заработной платы. На сегодняшний день его ставка для преимущественного количества доходов составляет 13%. При этом для отдельных видов деятельности устанавливается ставка в 9% и 35%.
Неуплата налога с приобретенных доходов является правонарушением, за которое предусмотрена административная и уголовная ответственность. К последней привлекаются лица, которые уклоняются от уплаты налогов на сумму, превышающую 100 000 рублей в год. Налоговая амнистия в России позволяет физическим лицам легализировать свои доходы, налоги на которые до данного момента не были уплачены. Граждане могут самостоятельно рассчитать их сумму и заплатить с нее декларационный платеж в размере 13%. При этом налоговая амнистия РК принесла в бюджет существенную сумму. В России планируется получение не меньшего дохода с данной процедуры.
Размер декларируемых сумм при этом ничем не ограничивается, а в указании источника дохода нет необходимости. Рассматриваемый порядок декларации доходов будет действовать до окончания текущего года.
Со времени уплаты декларационного платежа считается, что физическое лицо выполнило свою обязанность по уплате НДФЛ с полученных ним доходов. Налоговая амнистия для индивидуальных предпринимателей предусматривает уплату одного общественного налога. Законодательством предусмотрено, что информация, представленная в расчетном документе, не является подтверждением обвинения в делах по административным нарушениям. Данные сведение могут быть истребованы только двух случаях: при самостоятельном обращении гражданина или правоохранительными органами с целью проверки подлинности документа, подтверждающего уплату декларационного платежа.
Налоговая амнистия не распространяется на граждан, в отношении которых был вынесен приговор за уклонение от уплаты налогов. При этом соблюдается условие, что он вступил в легитимную силу, и судимость по данной статье не была снята.
Законодательством предусмотрено, что субъектом правонарушения может являться любое дееспособное лицо, а также организация. При этом учитывается его психологическое состояние, уровень сознания и возраст. В области административного права установлен предел социальной зрелости, равный 16 годам.
Под налоговой правоспособностью понимают способность гражданина реагировать на наличие налоговых прав и исполнение соответствующих обязанностей. Физическое лицо получает ее с момента рождения и теряет со смертью. Организация получает налоговые права и обязанности с момента государственной регистрации и теряет после снятия с учета в соответствующих органах. Так как понятие налоговой и гражданской дееспособности не являются одинаковыми, у граждан могут возникнуть некоторые проблемы.
Наиболее важной частью налоговой амнистии является круг субъектов, которые ей подлежат. История подтверждает тот факт, что процедура распространяется лишь на некоторые категории налогоплательщиков. На данный момент действует налоговая амнистия для юридических лиц и физических лиц. Она будет действовать только в том случае, если граждане уплатят налог на приобретенные доходы.
На данный момент налоговая амнистия позволяет задекларировать доходы. Это означает, что за правонарушения, совершенные после данного времени, не будет снята административная ответственность.
Можно сделать вывод, что субъектами налоговой амнистии могут быть лица, которые одновременно обладают такими признаками:
• граждане совершили нарушение налогового законодательства;
• правонарушение имело место до принятия акта о введении налоговой амнистии;
• граждане в полной мере обладают налоговой дееспособностью и правоспособностью.
Стоит понимать, что налоговая амнистия для ИП подразумевает, что конкретные органы власти представляют интересы государства.
Налоговая амнистия транспортного налога
В широком смысле такая амнистия обозначает любые послабления, позволяющие налогоплательщикам оплачивать налоги в меньшей сумме, чем ранее было установлено, аннулирует все имеющиеся штрафы и задолженности, а также временно либо постоянно вообще отменяет определенные налоговые сборы. Правда, далеко не все эти меры можно назвать амнистиями в полном смысле этого слова — так, «прощение» некоторых задолженностей с требованием все равно их уплатить, но уже без накопившегося штрафа за просрочку (как уже было несколько лет назад с некоторыми типами налогов) по своей сути является довольно незначительным послаблением, и распространяется на относительно небольшое количество граждан (в процентном соотношении).
Нынешняя же амнистия, которую объявил Путин на своей ежегодной конференции — событие совсем другого рода.
Она фактически позволяет гражданам России, имеющим транспортные средства, вовсе не уплачивать транспортный налог, а также прощает все уже накопленные задолженности и штрафы по этому налогу (а также по ряду других обязательных налогов).
После краткого рассмотрения значения амнистии и принципов ее действия сам собой напрашивается и следующий вопрос — кого касается и как воспользоваться этой самой амнистией? Как было уже сказано выше, общее ее действие распространяется абсолютно на всех физических лиц, являющихся гражданами России, а также на всех индивидуальных предпринимателей.
Что же касается конкретно амнистии на транспортный налог, то, как нетрудно догадаться, она распространяется только на тех граждан, которые имеют в своей собственности автомобиль (причем эти лица должны быть именно собственниками, уплачивающими все необходимые автотранспортные сборы и налоги).
Крайне важно отметить и тот факт, что ее прямое действие абсолютно ничем не ограничивается, оно не зависит от того:
1. является ли автолюбитель, который будет освобожден от автотранспортного налога;
2. безработным, работающим либо пенсионером; от размера доходов лица, имеющего налоговые задолженности (а также доходов членов его семьи);
3. места и региона проживания этого плательщика;
4. времени, в течение которого он владеет автотранспортным средством;
5. мощности двигателя и других подобных характеристик автомобиля;
6. причины, по которой уплата налогов вовремя не была произведена (она может быть как вынужденной к примеру, из-за недостатка денежных средств либо чрезвычайной ситуации, так и просто быть вызвана нежеланием лица оплачивать налоги).
Во всех этих случаях задолженность все равно будет списана. Кроме этого, пожалуй, самым важным моментом является и тот факт, что списана будет абсолютно любая сумма, числящаяся за должником.
Теперь рассмотрим саму процедуру списания — что же нужно будет предоставить автолюбителю в налоговую инспекцию по месту своего проживания для того, чтобы произошло описанное выше списание долгов?
На самом деле совершенно ничего. Никаких справок, деклараций и других бумаг приносить в налоговую не нужно, равно как и уплачивать какие-либо пошлины или государственные сборы. Списанием накопившихся долгов будут заниматься сами налоговые органы, при этом никакого участия самих должников не потребуется. Более того, часть долгов (в том числе и по транспортному налогу), скорее всего будут списаны «автоматически» — они будут просто удалены из электронной системы налоговой службы (проверить факт того, что произошло это списание, налогоплательщик сможет, просто зайдя в свой личный кабинет на сайте налоговой службы — правда, для этого необходимо быть там зарегистрированным).
Также стоит отметить и тот важный момент, что согласно вступившим в силу поправкам все списания налогов, штрафов и пени производятся в одностороннем порядке самой налоговой службой, без участия гражданина-должника, но при этом о самом факте того, что долг успешно удален, служба оповещать этого самого гражданина не обязана. Фактически этот момент не должен причинять серьезных неудобств физическим лицам — ведь самое главное, что долг будет удален сразу у всех, без каких-либо исключений, а, значит, и причин для волнения тут нет совершенно никаких.
Что же касается тех автолюбителей, которые все-таки хотят лично убедиться в том, что их долга больше нет, можно посоветовать два варианта решения этой проблемы:
• Первый из них — зайти на сайт налоговой службы и проверить состояние задолженности в личном кабинете (о чем уже было сказано выше, правда, стоит повториться — для этого необходимо наличие регистрации в системе).
• Второй способ — прийти лично в ближайшую налоговую службу, и запросить там сведения о состоянии задолженности. Как правило, эта процедура довольно быстрая, и общее время, которое придется потратить при проверке состояния счета подобным методом, зависит напрямую от наличия очередей.
Если говорить о налоговой амнистии именно в ключе автомобильного налога, то он затронет достаточно высокий процент российских автомобилистов, поскольку на текущее время довольно многие из них имеют те или иные задолженности по этому налогу. В общем же, эта процедура затронет практически все население — как предполагается, общая сумма налогов, сборов, штрафов и пени, которые будут списаны в ходе проведения этой амнистии, сможет превысить 100 миллиардов рублей (а по некоторым предварительным подсчетам — даже более 150 миллиардов). Из этой суммы более 40 миллиардов — это так называемые «безнадежные долги», взыскать которые с должников у государства нет практически никакой возможности. Что же касается охвата этой кампании, то всего под амнистию попадут более 42.000.000 человек, а также около 1.500.000 индивидуальных предпринимателей. Таким образом, подобная налоговая амнистия будет, пожалуй, крупнейшей за всю история современной России.
Практически как и любое политическое событие, новость о том, что будет проведена подобная амнистия, сразу вызвала прямо противоположную реакцию у разных слоев населения.
Безусловно, те люди, кто имел автотранспортные долги и штрафы по ним, встретили его с явной радостью и одобрением — ведь сумма их была порой далеко не маленькой, а, кроме того, продолжала постоянно расти — погасить ее самостоятельно у многих граждан просто не было и нет возможности.
С другой стороны, очень многие законопослушные плательщики были возмущены подобной инициативой — ведь они, в свою очередь, также могли бы просто не платить налоги, если бы заранее знали о подобной инициативе (и получается, что деньги они платили «просто так»).
В результате же массового списания честный плательщик и злостный должник оказываются в одинаковом положении, что, безусловно, но может не вызвать противоречий.
Для того, чтобы разобраться в этой ситуации, следует сразу же четко обозначить те причины, по которым было решено начать эту самую амнистию:
• Во-первых, это все те же «безнадежные» долги, которые, по расчетам государства, оно уже не сможет получить с должников.
• Второе — это тот факт, что чуть ли не большая часть долгов, взимаемая с населения, уходит «впустую» — все получаемые при этом деньги уходят на оплату работников налоговой, приставов, а также на оформление бумаг.
• Ну, и наконец, третья причина — это тот факт, что многие неплатежеспособные должники, имея большие задолженности, и не гася их, продолжают их «копить» — сумма постоянно обрастает все новыми штрафами и пенями, в результате чего сумма становится просто неподъемной.
Для того, чтобы облегчить эту ситуацию, а также для того, чтобы навести хоть какой-то порядок внутри самой системы сбора налогов (а наличие многолетних долгов у большого числа лиц с кучей штрафов и пени отнюдь не делают ее понятной и упорядоченной) и было принято решение о проведении столь объемлющей и широкомасштабной акции.
Суть налоговой амнистии
Практика применения налоговой амнистии широко известна в экономических системах заграничных стран. Она вводится на федеральном, региональном и местном уровнях, действует на разные виды налогов и различные категории плательщиков.
Амнистия охватывает типы недоимок, выявленных в следующих случаях:
• при налоговой проверке налоговыми органами,
• при сборе сведений правоохранительными органами,
• при уточнении декларации,
• при обжаловании решения о недоимке в судебном и досудебном порядке.
Какие бы детали не включались в амнистию, суть ее остается постоянной — погашение задолженностей по налогам и сборам и урегулирование отношений между субъектами налогообложения: плательщиков и государства.
Налоговая амнистия не подразумевает списание все задолженностей и не является реструктуризацией долгов. Напротив, эта процедура призывает плательщиком перечислить налоговые платежи в бюджет.
С точки зрения налогоплательщика амнистия — это законный способ освободиться от недоимки без опасения взыскательных санкций по налоговой, административной и уголовной ответственности.
С точки зрения государства и бюджета амнистия — это пополнение казны фискальными платежами, на протяжении годов остававшихся неоплаченными. А также потенциальное увеличение числа налогоплательщиков и доходных оборотов: участие в проекте субъектов хозяйствования, прежде действующих в теневом секторе экономики, которые после погашение задолженностей, будут исполнять последующие платежные обязанности своевременно и полноценно. Такое увеличение общей базовой суммы для расчета налогов добавит к государственным доходам дополнительные финансовые источники.
Также рост числа плательщиков и более полное исполнение бюджетной политики в части налоговых доходов высвободит возможность властям принимать льготные положения и налоговые преференции в законодательстве, чтобы обеспечивать более благоприятную экономическую среду и уменьшение желания уклоняться от уплаты налогов и сборов.
Еще одним источником государственным доходов станут переводимые в страну денежные средства в виде инвестиций, которые налогоплательщик в рамках возможностей налоговой амнистии пожелает легализовать. К таким денежным средствам, например, относятся те, которые он прежде держал в заграничном обороте или накоплении.
Важной функцией налоговой амнистии является политическая — популяризация действующей власти, например, в преддверии выборов и в рамках избирательной кампании.
Другой вспомогательной задачей такого мероприятия является компенсационная — замещение явных недоработок и недостатков действующего налогового законодательства, администрирования, арбитражной практики.
Положительные результаты налоговой амнистии, проводимой на общегосударственной ступени, неоспоримы. Однако, естественно, возможны и негативные тенденции. Например, осознание налогоплательщиками привлекательности сокрытия налоговых доходов и неуплата причитающихся сумм фискальных платежей, выгодности такого поведения в виду проводимой государством периодической налоговой амнистии, которая позволяет погасить задолженности без наступления налоговой ответственности.
Возможна и отрицательная реакции добросовестных налогоплательщиков, которые всегда своевременно уплачивали фискальные платежи, какие бы трудные материальные обстоятельства ни возникали в их жизни.
Закон освобождает резидентов и нерезидентов России в случае добровольного декларирования от уголовной ответственности за следующие противоправные деяния:
1. Уклонение от перечисления таможенных платежей, предусмотренных Таможенным кодексом России;
2. Уклонение от выполнения обязанности по возвращению в юрисдикцию России денежных сумм в российской или заграничной валюте;
3. Уклонение от перечисления налоговых платежей, предусмотренных Налоговым кодексом России;
4. Невыполнение функций налогового агента — по удержанию причитающихся сумм, представлению отчетности;
5. Утаивание имущества и денежных сумм, на которые должны применяться взыскательные меры для погашения задолженностей по налогам и сборам.
Эта мера распространяется и в случае административной ответственности за следующие правонарушения:
1. Осуществление хозяйственной деятельности без регистрации ИП;
2. Осуществление лицензируемой деятельности без лицензии;
3. Осуществление лицензируемой деятельности с нарушением ограничений лицензии;
4. Налоговой ответственности.
Условиями не привлечения к перечисленным видам ответственности и санкциям признаются:
1. Амнистия охватывает период действий или бездействия;
2. Правонарушения касаются формирования или приобретения, использования или распоряжения имуществом и заграничными контролируемыми фирмами, сведения о чем отражаются в подаваемой декларации, а также касается открытия и ведения банковских счетов и вкладов, указываемых в данной декларации;
3. На момент сдачи декларации по отношению к физическому лицо не возбуждено уголовное дело, связанное с правонарушениями в налоговом законодательстве;
4. На момент сдачи декларации по отношению к физическому лицо не исполняется производство по делу, связанному с правонарушениями в налоговом законодательстве.
Если в декларации содержатся данные об участии какой-либо компании при формировании и приобретении, распоряжении и использовании имущества и заграничных контролируемых фирм, лица, которые, согласно учредительным документам компании, занимают административные, хозяйственные, организационные и распорядительные должности, т. е. должности управляющих, также освобождаются от перечисленных санкций. Информация о самих этих лицах не отражается в декларации.
Налоговая амнистия стимулирует физические лица признать за собой имущество и активы. Так, закон освобождает от налогообложения мероприятия по переводу имущества от юридических владельцев действительным.
В соответствии с положениями закона о валютном контроле и регулировании физические лица должны сообщить в инспекции ФНС о банковских счетах и вкладах, открытых заграницей. Ответственность за валютное правонарушение спадает с физических лиц, в том случае, если в декларации они указали сведения о банковских счетах и вкладах, открытых заграницей. В итоге — счет или вклад пройдут легализацию без последствий, а также налоговые органы зарегистрируют данные счета и вклады без последствий.
Согласно второму принятому закону, за номером 150, лица, которые не уплатили или уплатили не в полном размере налоги и сборы, освобождаются от принудительного взыскания этих недоимок. Это возможно в том случае, если обязанность по уплате платежей возникла и в связи с приобретением, формированием, распоряжением, использованием имущества и заграничных контролируемых фирм или открытием счетов и вкладов заграницей.
Бланк декларации размещен на сайте ФНС.
Налоговая служба сформировала удобные условия для налогоплательщиков, желающих участвовать в амнистии. Так, на сайте ФНС указаны время и места сдачи декларации — по месту жительства, месту пребывания или в центральном аппарате ФНС. Прием производился согласно обычному расписанию работы, кроме 30 июня, когда центральный аппарат вел круглосуточный прием этого документа.
На официальном сайте ФНС создан специальный сервис для удаленной записи на прием специальной декларации, воспользовавшись которым резиденты и нерезиденты могли получить точное время и день для представления отчетности без ожидания в очереди.
В приложениях к закону № 140 предусмотрен порядок заполнения формы со строгими требованиями к графическим и иным характеристикам:
• документ заполняется вручную печатными заглавными буквами в каждой ячейке черной или синей ручкой;
• либо печатается на принтере черными или синими чернилами;
• для каждой страницы декларации используется отдельный лист бумаги;
• на каждом листе формы, кроме титульного, в верхней строке указываются фамилия и инициалы заявителя прописью. Иностранцы могут записывать свое имя с использованием латинских букв;
• на каждом листе формы, кроме титульного, в нижней строке проставляется подпись, подтверждающая достоверность обозначенных данных;
• листы бланка нумеруются в соответствующих графах, общее число страниц обозначается на титульном листе;
• в декларации не производятся исправления;
• в пустых графах или неполном заполнении граф в пустых клетках проставляются прочерки;
• при печатном способе заполнения проставление прочерком необязательно.
Декларация подается в двух экземплярах.
Лицо, решившее добровольно декларировать сведения об имеющихся у него активах и счетах, может указать в форме данные о следующих объектах собственности:
• земля;
• другие виды недвижимого имущества, т. е. объекты, неотделимо привязанные к земле, передвижение которых приведет к причинению урона этим объектам, — участки недр, здания, сооружения, воздушные суда, морские суда, объекты космической сферы, внутреннего плавания;
• транспортные средства;
• сведения о паях и долях в уставном капитале/капиталах отечественных и заграничных фирм;
• ценные бумаги.
Лицо вправе указать перечисленные формы имущества, если является юридическим и фактическим собственником.
Фактический собственник — это лицо, которое поручило иному лицу, номинальному владельцу, исполнение полномочий собственника имущества в рамках договора номинального владения и распоряжения.
Договор номинального владения и распоряжения формируется согласно нормам заграничного законодательства, по которому право собственности передается реальным собственником другому лицу — номинальному владельцу, который обязан реализовывать переданное право в пределах договора и в интересах реального собственника.
Также лицо может отразить в декларации сведения о заграничных контролируемых фирмах, в которых он выступает контролером.
Физические лица могут указать информацию о счетах в банках заграницей, банковских счетах, в которых лицо является бенефициаром.
Российская практика проведения налоговой амнистии с самого начала ориентировалась на зарубежный опыт. Например, Министерство экономического развития объявило о проектировании закона, «прощающего» налогоплательщикам нарушения законодательства о налогах и сборов и позволяющего погасить задолженности без привлечения к ответственности, касающиеся сокрытых заграницей доходов. Законопроект разрабатывался по аналогии с подобным законом Бельгии.
Среди оснований амнистии, как правило, выступало как раз политическое — как компонент избирательной стратегии властей.
Образцом компенсационной налоговой амнистии является пример, когда после распада СССР российская налоговая система была крайне нестабильна и деструктивна, и Указом Президента за номером 1773 была проведена налоговая амнистия. Юридические и физические лица могли открыто заявлять о своих недоимках и перечислять их в казну без последствий. Амнистия длилась месяц и 3 дня. За этот короткий промежуток две тысячи субъектов успели воспользоваться привилегией, эта цифра обозначила проведенное мероприятие как неэффективное.
Причиной несостоятельности процедуры являлась неправильная цель от амнистии — пополнение бюджета. Налоговая амнистия производится не для реализации фискальной функции. Главным результатом такого мероприятия должен стать новый уровень взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, большая гибкая этих отношений и умение находить компромисс.
Особенностями процедуры являлись:
• период амнистии распространялся на год;
• в мероприятии могли участвовать только физические лица — ИП и обычные граждане;
• к погашению предъявлялись доходы.
Эта налоговая амнистия также оказалась неэффективной. Срок исковой давности привлечения к ответственности сделал участие в проекте почти бессмысленным.
Вероятно, правительство страны использовало политическую функцию мероприятия, так как происходила предвыборная кампания.
Президент России Владимир Путин поручил Правительству и Федеральному Собранию разработку нового проекта налоговой амнистии до июля того года. Следствием такого поручения стал закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках», закон был принят 8 июня, его номер 140. Также парламент страны принял поправки к Налоговому кодексу в законе № 150.
Участниками проекта признаются:
• иностранные граждане;
• российские граждане;
• лица без гражданства (апатриды).
Задачей этой налоговой амнистии выступало образование ясной и легкой системы добровольного представления отчетности и раскрытия сведений об объектах налогообложения и государственной гарантии по защите имущества и имущественных интересов участников проекта, что указано в первой статье закона № 140.
Амнистия налоговых долгов ИП
Государство для снижения расходов на взыскивание задолженностей и для обеспечения лояльного отношения к определенным категориям ИП, физических лиц внесло в Налоговый кодекс РФ изменения. Разберемся, на кого распространяются нормы закона, какая процедура списания.
Правительство страны после обсуждения вопросов долгов граждан и ИП приняло закон. Он вступил в силу и определил, что такое налоговая амнистия для ИП кому и как спишут долги по налогам и взносам, перечень лиц, на которых распространяется действие, временные рамки.
Комплекс мероприятий представляет собой процедуры, в последствие которых граждане, юридические лица подлежат освобождению от обязанности совершить уплату налога. Сумма образовывается из-за несвоевременного погашения штрафов, пени. По данным статистики размер долгов достиг трёх миллионов рублей. Причиной начисления штрафов становится отсутствие отчётов о деятельности со стороны предпринимателя. ИП не прекращает отчитываться, когда ведение бизнеса фактически прекращено, но не закрыто в ФНС. Закон № 436 предоставил гражданам право избавиться от денежного обязательства.
Первая амнистия в истории России. Длительность составляла один месяц и три дня. Для использования предоставленного права люди и юридические лица обязаны были заявить.
Следующее списание происходило и давало возможность им воспользоваться в течение одного года. Право распространялось исключительно на физлиц и ИП. Аннулировались долги.
Вступила в действие третья волна амнистии. Особенностью было предоставление деклараций, где открыты сведения об активах.
Государственное списание отличается предоставлением полного освобождения. Все ранее проводимые процедуры позволяли лицам избежать только штрафных санкций.
Указом Президента России и Налоговым кодексом определены такие категории плательщиков налогов, с которых происходит списание задолженностей:
1. ИП. Также это распространяется на людей, прекративших занятие хозяйственной деятельностью. Списание касается налогов, которые положены к оплате во время ведения бизнеса.
2. Физические лица. Люди имеют возможность получить амнистию в части оплаты имущественных налогов, а именно: земельный, налог на собственность, транспортный сбор.
3. Самозанятые лица. Это касается адвокатов, нотариусов действующих или прекративших работать. Они освобождаются от обязанности погасить налоговые долги. Сумма списания не превышает 8 МРОТ.
Закон № 436 предусматривает перечень ситуаций, которые не дают право человеку претендовать на получение амнистии.
Списание НДФЛ не производится, если он начислен и не выплачен из таких доходов:
• материальная выгода;
• призы, выигрыши, которые получены от принятия участия в конкурсных программах, играх;
• денежные вознаграждения, полученные человеком в последствие выполнения определенных договором работ или предоставления услуг;
• доходы, имеющие вид натуральной формы;
• проценты, дивиденды;
• подарки от компании.
Долг не аннулируется, если возник в последствие неуплаты налога от деятельности по добычи минеральных и органических образований земной коры, перевоза продукции за пределы государства и акцизов.
ИП вправе получить списание задолженностей на следующие платежи:
1. Страховые взносы. Если долги по их уплате образовались то предприниматели, нотариусы и адвокаты получают амнистию.
2. Налоги. Допускается аннулирование по таким видам налогообложения, как основанная система, единый налог, патентная. Также списываются долги по штрафам от деятельности.
На законодательном уровне нет ограниченной суммы списания.
Из-за отсутствия отчетности по страховым взносам ИП простятся долги, образовавшиеся после начисления платежей ПФ России.
Списание долгов людям предусмотрено законопроектом:
• земельный;
• налог, установленный для владельцев ТС;
• налог на право владеть собственностью.
Размер обязательного платежа для владельца машины с объемом от 200 л. с. существенный. Если прекратить использование без своевременного снятия с учета, образуется задолженность. Сумма списывается. Зачастую собственники недвижимости не владеют информацией о необходимых платежах, что приводит к долгам. Аннулируются в соответствии с законодательными нормами все не оплаченные квитанции.
Государство не обходит стороной людей преклонного возраста и в отношении них действует имущественная амнистия на один гараж и недвижимость. Налоги на землю обязательны к уплате.
Возможны исключения, если на местном уровне приняты дополнительные законодательные акты.
Ветераны, инвалиды владеют льготами на земельный налог в десять тысяч рублей. Это значит, что налог взимается при владении более чем шестью сотками общей площади.
Поступило предложение пенсионеров включить в перечень лиц, имеющих право на амнистию на землю. Для аргументирования предложения приведен размер финансовой обеспеченности граждан пенсионного возраста.
НК РФ – главный законодательный акт, закрепляющий вопросы уплаты налогов и освобождения. Внесены изменения законопроектом 300200-7.
Предусматривались такие поправки:
1. Детализация процедуры переноса понесённых зарубежной компанией убытков.
2. Уточнение условий, которые дают право не платить налог с прибыли.
3. Изменения порядка налогового вычета.
4. Определение правил для расчета доходов и расходов, которые получили граждане.
В дальнейшем произошли корректировки.
Они коснулись следующего:
1. Таможенные правила подлежат новому регулированию.
2. Порядок определения прибыльности и убыточности зарубежных компаний.
3. Основания для установления просрочек по платежам для самозанятых граждан.
В случае погашения долгов, пени, штрафов или они взыскались до момента вступления закона в силу, деньги не подлежат возврату.
Процесс освобождения от обязанности погасить долг производится по месту жительства ИП. Размер суммы определяется на основании информации, содержащейся у государственных органов. Законодательство не устанавливает форму решения. Составляется произвольно, где указывается ФИО, ИНН предпринимателя или физического лица, а также сведения о списании.
В процессе принятия решения плательщик налогов не принимает участия.
На законодательном уровне не устанавливаются сроки, на протяжении которых ФНС принимает решение. Это выступает причиной длительности процесса.
Для ускорения процедуры человек действует следующим образом:
1. Подготовить заявление и посетить ФНС. В нём указать просьбу произвести освобождение от обязанности погасить долги по страховым взносам. Закон не определяет, что решение принимается без должника по страховым взносам.
2. Подготовленное заявление, где указывается просьба сообщить сроки, на протяжении которых будет принято решение, предоставить в ФНС или заполнить форму обращения на сайте государственных услуг.
Поступившие обращения сотрудники ФНС рассматривают и предоставляют ответ в течение тридцати дней. Ответ на обращение даёт понимание ситуации и необходимого периода для назначения налоговой амнистии.
К положительным показателям внедрения амнистии для граждан и государства относятся следующие:
1. Снижение затрат для взыскания задолженностей. Государству потребуются деньги для проведения процедур получения налоговых обязательств.
2. Лояльное отношение к лицам, которые прошли регистрацию юридического лица, но не вели бизнес или он не принес успешных результатов.
Вариант решения вопросов с задолженностью перед государством также расценивают, как отрицательную меру. Эксперты считают, что амнистия положена лицам, которые не имеют возможности оплатить платежи по объективным причинам или бизнес потерпел неудачу.
Налоговая амнистия страховых взносов
Федеральный закон №436-ФЗ указывает, у каких категорий лиц, подлежащих налогообложению, будет списана налоговая задолженность.
К таким лицам согласно ФЗ относятся:
• физические лица, имеющие долги по налогам на имущество (налог на транспорт, имущественный налог для ФЛ и налог на землю) вместе с пени по ней;
• предприниматели и физлица, занимавшиеся ранее коммерческой деятельностью и имеющие налоговые задолженности, которые появились в момент занятия предпринимательством, включая штрафные суммы по данным налогам;
• действующие и недействующие предприниматели, члены адвокатских палат и нотариата, а также иные граждане, занимающиеся в прошлом или на данный момент частной практикой (их амнистия коснется в части страховых взносов).
Амнистия по налоговым долгам начнет действовать по долгам если при них агент налоговой службы не удержал налог на доходы физических лиц, а также если информация о долгах была предъявлена налоговым агентом по правилам НК РФ.
Не попали под освобождение:
• доходы, полученные как вознаграждения, выплаченные за исполнение рабочих обязанностей;
• доходы-дивиденды и иные проценты;
• материальная выгода по статье 212 Налогового кодекса Российской Федерации;
• натуральная форма дохода по статье 211 НК РФ (вещи, полученные плательщиком налога в дар от юридических лиц и ИП);
• доходы-выигрыши и призы, выданные как результат победы в конкурсе, игре и др.
Список доходов, которые не попали под амнистию, включает большое количество пунктов. К ним относятся доходы, полученные гражданами по итогам заключения гражданско-правовых сделок и трудовых соглашений.
Появляется неясность касательно доходов. Какие из них будут амнистированы? Что же говорит нововведение в законе, принятое, в частности, в пункте 72 статьи 2017 Налогового кодекса РФ?
Так, согласно налоговому законодательству, будут списаны реально не существующие «условные доходы».
К примеру:
• в некоторых ситуациях банковские организации проводят списание части задолженности из процентов по кредитному договору, если усматривается невозможность клиента оплатить кредит. По действующему законодательству суммы, прощенные банком, относятся к доходам гражданина, поэтому после прощения долга банковские организации обязаны уведомить органы налоговой службы о том, что с граждан необходимо собрать НДФЛ (путем направления справки 2-НДФЛ с индексом 2);
• также случается, что организации, занимающиеся обслуживанием сферы жилищно-коммунальных комплексов, производят списание пени за коммунальные платежи, так как граждане в силу тяжелых жизненных обстоятельств не могут расплатиться по долгам. В этом случае тоже образовывается доход, по которому обязательна уплата НДФЛ.
Такие пункты содержатся в списке доходов, попавших под амнистию по налогам. С указанных сумм представлять отчет вида 3-НДФЛ и переводить налоги нет необходимости.
Письмо Минфина России № 03-02-07/2/2699 содержит предупреждение для людей с налоговыми долгами, надеющихся на систематическое прощение. Амнистия является разовой, так как она имеет направленность на укрепление финансового положения населения, нестабильного от экономического кризиса. Амнистия позволит гражданам начать заново заниматься предпринимательством после кризисной ситуации.
Налоги создают финансовый базис государству, благодаря которому оно может существовать. Уплата налогов, исполняемая добросовестно, позволяет создавать экономическую основу для развития и роста будущего поколения.
От уплаты налогов и далее граждане не будут освобождены. Такая амнистия не позволит обеспечить финансовую стабильность российскому государству.
В письме Министерства финансов РФ № 03-05-06-04/27464, выпущенном позднее, позиция министерства была продублирована.
Федеральный закон № 436-ФЗ указывает на то, что признаются безнадежными для взыскания и списанными налоговые задолженности и пени по задолженностям, образовавшимся по объективным причинам, исключающим возможность взыскания.
Однако Федеральный закон № 436-ФЗ не указывает на приказы Министерства финансов РФ и методические указания, направленные на претворение в жизнь такого ФЗ. Также закон не содержит сроки прощения долгов по налогам, а также долгов по пеням на такие налоги (Письмо Министерства финансов РФ № 03-02-08/25601).
Федеральная налоговая служба не так давно говорила о списании долгов по налогам, которое осуществляется в несколько шагов. Закончилась главная работа по прощению налоговых задолженностей физлиц по имущественным налогам и задолженностей ИП по налогам на предпринимательство.
На данный момент списание долгов еще не закончено. В скорейшее время подлежат списанию остатки долгов физлиц и ИП.
Прощаются долги органом ФНС собственноручно без привлечения налогоплательщиков к мероприятиям. Налогоплательщики не обязаны сами приносить заявления о прощении долга в органы налоговой службы.
Организациям налоговые задолженности по Федеральному закону № 436-ФЗ прощены не будут. Такая позиция отражена в Письме Министерства финансов РФ № 03-02-07/1/25570.
Согласно Федеральному закону № 436-ФЗ, дата, от которой определяется статус образовавшихся налоговых недоимок и долгов по пеням на них, установлена.
Помимо этого, на основании федерального закона не списываются долги по таким налогам, как:
• налоги на добычу полезных ископаемых;
• акцизы;
• налоги, уплачиваемые в силу товарооборота через российскую границу.
Также нормы, отображенные в Федеральном законе, не действуют на уже уплаченные (взысканные и списанные) недоимки и долги по пеням на налоги, имевшиеся до момента приобретения документом юридической силы (Письмо Минфина РФ № 03-15-05/28136).
Федеральный закон не разрешает списывать налоговые долги, не числящиеся за лицом по информации органов налоговой службы, а также возвращать денежные суммы, которые были взысканы в приказном порядке.
Сведения о налоговых долгах, а также о долгах по пеням граждане могут посмотреть на официальном сайте ФНС.
Помимо указанных норм НК РФ, налоговые агенты имеют обязанность предоставления гражданам по запросу бумаг с расчетной информацией о налогах, сборах, пенях и процентах. Налоговые агенты обязаны сверять расчеты по указанным денежным суммам. Итоги действий по сверке расчетов и налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов должны быть отражены в соответствующем акте.
Пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ гласит, что недоимка – это сумма налогов, сборов либо страхового взноса, которая не была уплачена в сроки, установленные кодексом.
Следовательно, недоимка образовывается в момент, когда не исполняется обязательство по уплате в указанные сроки. Таким образом, недоимка, регулируется указанным законом № 436-ФЗ (Письмо Министерства финансов РФ № 03-02-08/22232).
Если же гражданином задолженности были уплачены до опубликования Федерального закона, пени по долгам признаются безнадежными для взыскания и списания налоговыми агентами в соответствии с Федеральным законом № 436-ФЗ.
Налог на транспорт установлен для уплаты лицом, на имя которого имеется зарегистрированное транспортное средство.
Имущественный налог установлен для уплаты лицом, имеющим в собственности недвижимое имущество, которое по российским законам представлено как объект налогообложения.
Налог на землю установлен для уплаты лицом, имеющим во владении земельный участок на правах постоянного (бессрочного) пользования либо на праве пожизненного наследуемого владения.
Граждане обязаны платить налоги по уведомлениям. Отправкой таких бумаг занимаются органы налоговой службы. В направленном уведомлении находятся сведения по налогам и долгам.
Описанные налоги также учитываются в налоговой амнистии. Долги по этим видам налогов и пени спишутся по их статусу.
Стоит учесть, что под списание попадут описанные налоги без каких-либо определенных сложностей. Не будет иметь значения принадлежность человека к какой-либо льготной категории, не станет основанием для отмены амнистии и заработная плата лица, и вместе с этим не будет учитываться причина, по которой налог не был оплачен.
Закон также не устанавливает рамок минимума и максимума денежных сумм, подлежащих списанию. Под списание долга попадают все задолженности по налогам. При этом пени подлежат списанию только с того момента, когда налоговым органом было принято решение о прощении задолженности.
Например, если россиянин имеет налоговую задолженность в размере пятнадцать тысяч рублей, и, следовательно, по его долгу были начислены пени, сумма которых равна шести тысячам рублей. Так, все эти деньги подлежат списанию по амнистии. Такая сумма будет признана безнадежной для взыскания.
Далее следует более подробно изучить информацию о том, как налоговая амнистия регулирует задолженности индивидуальных предпринимателей.
Имея разные налоговые системы, они уплачивают разные налоги:
• по общей системе ИП уплачивает налог на доходы физических лиц и НДС;
• при упрощенной — ИП уплачивает налог единого вида;
• при системе Единого налога на вмененный доход ИП платит один налог независимо от дохода;
• при патентном налогообложении ИП уплачивает цену патента;
• предприниматели по единому сельскохозяйственному налогу платят только его.
Важное значение имеет тот факт, что при амнистии списываются долги, образовавшиеся по перечисленным налогам и пеням.
Относятся к исключениям для индивидуальных предпринимателей: НДПИ, акцизы, таможенные налоги.
Налоговая амнистия затронула и тех ИП, которые на данный момент такого статуса уже не имеют. При этом не установлены ограничения по сумме списываемого долга. Причиной становится само наличие долга по налогам и пеням. Иные обстоятельства не имеют значения.
Стоит помнить о том, что на данный момент существует такое обстоятельство, что индивидуальные предприниматели имеют большие задолженности, которые образовались за неуплату страховых взносов на свое имя.
По налоговой амнистии будут прощены даже такие суммы неуплаченных страховых взносов и пени по ним. По принятому закону об амнистии под освобождение попадут страховые взносы, штрафы, пени, которые налогоплательщик обязан был уплатить в ПФ РФ, ФСС и ФФОМС.
К таким налогоплательщикам относятся предприниматели, занимающиеся частной практикой (к примеру, представители нотариата и адвокатуры). Также к ним относятся и те, кто на данный момент уже перестал осуществлять эту деятельность.
Подлежат учету только следующие обстоятельства:
• долги по налогам будут прощены только ИП, которые не осуществляли свою деятельность и не занимались составлением отчетов по ней;
• причиной прощения становится сам факт долга перед налоговыми службами, органами и фондами. При этом иные документы ИП не нужны.
Не стоит забывать также и о том, что те ИП, которые уплачивали налоги, но по какому-либо платежу имеют долг, не будут освобождены от обязанности по уплате.
Амнистия освобождает лишь тех предпринимателей, которые провели регистрацию, но не начали осуществлять предпринимательскую деятельность.
Индивидуально гражданам не придется обращаться в налоговые органы. Налоговая служба сама примет решение о прощении долга по имеющейся у нее информации. Проводить уведомление лиц, обязанных уплачивать налоги, она не обязана. Гражданин может узнать, попал ли он под амнистию путем сверки с налоговыми органами.
Также является важным тот факт, что под амнистию попадают лишь лица, имевшие долги по состоянию на указанные даты. Другие граждане, уплачивавшие налоги вовремя, не смогут рассчитывать на возврат денежных сумм.
Федеральная налоговая служба в своем письме № КЧ-4-8/7146 разъяснила, как обязаны сотрудники производить действия по списанию долгов по налогам и пеням у индивидуальных предпринимателей.
Инспекторы обязаны:
• произвести отзыв поручения о списании и перечислении денег с коммерческого счета;
• произвести отмену решения о блокировке счета предпринимателя в банковской организации;
• при списании задолженности по налогам и пеням целиком на основании постановления о взыскании из имущества предпринимателя приставам отправляется информация об отмене взыскания долга;
• если сумма долга списывается частично, то приставам инспекторы обязаны направить информацию, уточняющую состояние долга.
Принятие и исполнение актов суда, их пересмотр и прекращение судебного разбирательства, а также исполнительного производства регулируются КоАП РФ, АПК РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ.
Реализация ФЗ № 436-ФЗ обеспечивается Федеральным законом №48-ФЗ, который вводит дополнения в ст. 43 Федерального закона №229-ФЗ и устанавливает новые основания, по которым пристав может прекратить исполнительное производство. Так предусматривается, что прекращается производство по делу приставом, если задолженность признается безнадежной к взысканию.
Закон о налоговой амнистии
В соответствии с документом признаются безнадежными и подлежащими списанию недоимки, которые образовались у граждан по:
• по транспортному налогу;
• налогу на имущество физических лиц;
• земельному налогу.
Списываются также и пени, начисленные на вышеназванные задолженности.
По информации ФНС, задолженность граждан по этим налогам составляла 103 млрд. рублей, позже часть этих денег удалось вернуть.
Аналогичным образом должны списать долги индивидуальным предпринимателям и тем, кто статус ИП потерял (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации).
В рамках закона о «налоговой амнистии» безнадежными и подлежащими списанию также будут признаны недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды за расчетные (отчетные) периоды, определяемом в соответствии с частью 11 ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ «О страховых взносах…».
Спишут также пени и штрафы, начисленные на данные недоимки.
«Налоговая амнистия» в этой части коснется:
• индивидуальных предпринимателей, а также физлиц, утративших статус ИП;
• адвокатов;
• частнопрактикующих нотариусов;
• других лиц, занимающихся частной практикой в установленном законами РФ порядке.
Решение о признании долга безнадежным и его списании налоговая служба принимает самостоятельно без участия физических лиц и ИП на основании данных, полученных от ПФР и ФСС.
Официальный текст – статьи 6,7,11 и 12 Закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
Статья 6:
Внести в статью 4 Федерального закона № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (Собрание законодательства Российской Федерации, № 27, ст. 4176) следующие изменения:
1) часть 3 после слов «, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации» дополнить словами «, если иное не установлено частью 31 настоящей статьи»;
2) дополнить частью 31 следующего содержания:
«31. В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, в связи с истечением установленного срока их взыскания до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».
Статья 7:
Внести в статью 19 Федерального закона № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (Собрание законодательства Российской Федерации, № 27, ст. 4183) следующие изменения:
1) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. Передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов»;
2) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, установленным статьей 23 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В случае утраты возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами».
Статья 11:
1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
2. Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
3. Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.
Статья 12:
1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
2. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
3. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
4. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.
Заявление на налоговую амнистию
Никаких заявлений и документов от человека для этого не потребуется. ИФНС по месту жительства физического лица (месту нахождения недвижимости и транспорта) пример решение о списании долгов на основании своих данных.
Такая же ситуация и ИП. Налоговики по месту жительства (или учат) ИП должны самостоятельно списать налоговые долги. Комментируемый закон не предусматривает, что предприниматели должны направлять в ИФНС заявления с просьбой о списании долгов.
За налоговыми инспекциями не закрепили обязанностей по информированию физических о принятии решения об амнистии. В связи с этим, человек может и не узнать, что попал под налоговую амнистию. Однако полагаем целесообразным уточнить в своей ИФНС принято ли в отношении вас решением об амнистии. Если да, то рекомендуем пройти сверку с ИФНС и получить соответствующий акт.
Обратите внимание: если человек или ИП исправно платил налоги и никакой задолженности у него нет, то налоговая амнистия не является основанием для того, чтобы требовать возврата уплаченных сумм для «восстановления справедливости».
Транспортный налог обязан платить человек, на которого зарегистрировано транспортное средство, облагаемое этим налогом (абз. 1 ст. 357 НК РФ).
Платить налог на имущество должны все собственники недвижимости, которая является объектом налогообложения и находится в России. При этом не важно, кем является собственник: иностранным гражданином, гражданином России или лицом без гражданства (ст. 400 НК РФ). Земельный налог Земельным налогом облагаются земельные участки, которые находятся в собственности или принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).
Земельный и транспортный налоги, налог на имущество физических лиц граждане уплачивают на основании налоговых уведомлений (они приходят по почте или в электронном виде).
Транспортный, земельный и налог на имущество попали под налоговую амнистию: будет полностью списана недоимка по ним, образовавшаяся у «физиков». Также списанию подлежат пени, начисленным на эту недоимку (статья 12 комментируемого закона).
Причем никаких особых условий для списания долгов по этим налогам, в частности:
• не важно – является ли человек пенсионером или нет;
• не важно – работает ли человек и какие у него доходы;
• не важно – почему человек вовремя не заплатил налоги.
Согласно позиции Минфина НК РФ не установлен общий срок давности выявления и взыскания недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам. Недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, в ходе налоговых проверок, при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам.
Статьями 88, 89, 100 и 101 НК РФ установлены сроки проведения налоговых проверок, периоды, которые могут быть охвачены налоговой проверкой, сроки оформления результатов налоговых проверок и вынесения решений по материалам налоговых проверок.
Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в три года в отношении выявления налоговым органом недоимки (письма Минфина России № 03 02 07/1-57, № 03 02 08/27).
Соответственно, если налогоплательщик при наличии задолженности с истекшим сроком исковой давности и уплаченными текущими налогами и страховыми взносами захочет получить справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, то в справке будет сделана запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах». При этом в приложении к такой справке будут указаны коды инспекций ФНС, по данным которых заявитель имеет неисполненную обязанность (письма Минфина России № 03 02 08/35413, № 03 02 07/1/35450).
Но нельзя забывать и про Постановление Президиума ВАС РФ № 13084/07: в силу п. 6 ст. 13 АПК РФ, универсальности воли законодателя, системного толкования и сравнительного анализа пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 1, 2п. 3 ст. 44, п. 8 ст. 78, абз. 1ст. 87, ст. 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования. В случае пропуска срока давности принудительного исполнения обязанности по уплате налога налоговый орган право на взыскание недоимок утрачивает. Что означает: если налоговый орган захочет взыскать задолженность с истекшим сроком давности, а налогоплательщик обратится в суд, то суд вынесет решение в пользу налогоплательщика. При этом, конечно, налогоплательщик вправе исполнить свою обязанность в добровольном порядке.
Из приведенных норм следует, что если налогоплательщик – в нашем случае физическое лицо или индивидуальный предприниматель – не уплатил в срок налоги, а налоговый орган пропустил срок, установленный НК РФ для взыскания задолженности в принудительном порядке, то обязанность налогоплательщика по уплате налогов не прекращается. НК РФ не установлен срок давности, по истечении которого территориальный орган ФНС должен списать указанные суммы с лицевого счета налогоплательщика.
На основании принятого Федерального закона № 436 ФЗ указанные выше задолженности по налогам, которые фактически налоговые органы и не могут уже взыскать, и будут списаны физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе бывшим.
Но надо понимать, что в случае, когда физические лица и индивидуальные предприниматели уплатили в добровольном порядке имевшиеся задолженности по указанным налогам или когда недоимка взыскана по исполнительному листу, возврату из бюджета они не подлежат. Что уплачено, то уплачено.
Тем же физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в отношении которых возбуждено исполнительное производство по недоимке, нужно получить в налоговом органе решение о списании указанных недоимки и задолженности по пеням и штрафам и представить его в службу судебных приставов для прекращения исполнительного производства. Ждать, что это все произойдет автоматически, не стоит. На основании данного решения приставы должны прекратить взыскания по исполнительному листу. Причем исполнительский сбор никто не спишет.
Налоговая амнистия для юридических лиц
На ежегодной пресс-конференции Президентом РФ Владимиром Путиным было заявлено то, чего ждали все россияне — в стране объявляется всеобщая налоговая амнистия. По словам Путина, коснется она 42 миллионов граждан, а размер «прощенных» налогов превысит 41 миллиард рублей. Депутаты довольно быстро подготовили поправки в ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», и долго ждать, когда вступит в силу налоговая амнистия, не пришлось.
Согласно последним поправкам, в сферу действия налоговой амнистии попадут безнадежные недоимки:
• налогу на землю;
• налогу на имущество физлиц;
• транспортному налогу.
Кроме того, списанию подлежат и пени, начисленные за несвоевременную уплату налога.
Налоговая амнистия для ИП коснется всех видов налогов, кроме налогов на добычу полезных ископаемых, акцизов, а также налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товара за границу РФ. Особых условий для освобождения от налогового бремени не требуется — достаточно самого факта наличия задолженности.
Кроме того, налоговая амнистия для ИП предполагает списание долгов по взносам в ПФ РФ и ФСС РФ. Сюда относятся также и долги, появившиеся в результате проведения различных ревизионных мероприятий.
Следовательно, под действие налоговой амнистии не подпадает задолженность по взносам — предпринимателям придется оплатить ее в любом случае. Решение о списании принимает подразделение ФНС по месту учета ИП.
Обратите внимание, что под налоговую амнистию Путина по части обязательных взносов не попадают ИП, которые вели реальную деятельность, подавали декларации, но допустили просрочки в уплате взносов. Рассчитывать на послабление от государства вправе только те предприниматели, которые фактически не занимались коммерческой деятельностью и не сдавали отчетность.
К сожалению, налоговая амнистия для ООО не предусматривается. Это связано с тем, что фирмам уже ранее предоставлялось большое количество льгот и преференций. Так, например, субъекты РФ могут самостоятельно снижать налоговые ставки по некоторым видам налогов, создавая «налоговые гавани» почти с нулевым налогообложением. Кроме того, в отношении субъектов малого бизнеса запрещено проводить плановые неналоговые проверки.
Компании могут также рассчитывать на получение различных грантов и субсидий в рамках Федеральной программы.
Напомним, что в России действует так называемая «амнистия капиталов», дающая возможность российским компаниям, задекларировавшим свои счета и активы за рубежом, не нести налоговую ответственность и не платить налоги за предыдущие периоды. В рамках ее действия предлагается прекращать взимание 13 % с фирм, вернувших свой бизнес под российскую юрисдикцию.
Пока четкого механизма действия налоговой амнистии нет. Предполагается, что физическим лицам не нужно будет никуда обращаться — подразделение ФНС по их месту жительства самостоятельно спишет все долги. Обязанности по уведомлению граждан о «прощении» недоимок у налоговых инспекторов нет — это значит, что физлицу нужно поинтересоваться в ФНС, когда это произойдет, а еще лучше — получить соответствующий акт.
С ИП, скорее всего, будет по-другому. Предпринимателю придется посетить подразделение ФНС по месту своей регистрации и написать соответствующее заявление. Установленного шаблона пока не существует, поэтому заявление можно подать в произвольной форме.
Сроки списания долгов также пока неизвестны.
Налоговая амнистия капитала
В России была объявлена амнистия капитала для физических лиц. Скажу сразу, что это не первая попытка госвласти вернуть на родину активы, успешно выведенные и размещенные за рубежом, однако существенных результатов тот шаг не дал, поэтому государство вновь ринулось в наступление и сегодня мы наблюдаем вторую волну амнистирования капитала.
Лично мне кажется, что россияне, имеющие крупные суммы за душой вряд ли согласятся возвращать деньги в страну, где нет возможности их гарантированно сохранить или вложить в выгодный бизнес проект.
Мое мнение тоже не просто догадка, а основано на данных о крайне сложном экономическом положении, глобальных инфляционных скачках и постоянном обесценивании национальной валюты. Впрочем, давайте обсудим все подробности этого проекта, и, может быть, придем к другой точке зрения вместе.
Для начала стоит сказать, что первая попытка была когда власти объявили льготный режим для капиталов, выведенных незаконно из оборота страны. Да, да, речь шла о возврате тех самых оффшоров, о которых так много говорили.
Естественно, что в принудительном порядке, руководство страны сделать этого не могло, поскольку деньги размещены на счетах или вложены в такие проекты, которые не подпадают под действие российского законодательства. Кроме того, определить, где конкретно находятся суммы, принадлежащие россиянам, крайне сложно.
Принимая решения об амнистировании, власти предлагали соблюсти только одно, но очень простое действие – простить правонарушение, при условии, что деньги вернуться в страну. Альтернативой такого шага мог стать принудительный возврат средств, но уже с применением наказания к виновному лицу.
На последний вариант государства вряд ли решится, поскольку это навсегда отобьет охоту иметь дело с отечеством на финансовом уровне.
Амнистия была объявлена и действовала в течение года. Итог оказался не утешительным. Воспользовались данной возможностью лишь 7200 граждан по данным Минфин РФ, а эксперты отмечают и более скромную цифру – порядка 2500 граждан.
Если обратить внимания на юридические аспекты амнистирования, то в новое предложение войдет целый пакет норм и правил, которые призваны установить гарантии гражданам, пожелавшим воспользоваться этим проектом.
Согласно имеющимся данным, суть амнистирования в текущем году заключается в следующем:
• россияне получают возможность декларирования имущества, расположенного за пределами РФ, в том числе, счета, открытые в иностранных финансовых учреждениях;
• с людей снимается ответственность за владение иностранными компаниями, при условии, т.е. владелец не обязан будет уплачивать налог НДФЛ;
• россияне будет освобождены от уголовной ответственности за совершенные правонарушения, если задекларируют имущества и деньги в установленный период.
В качестве бонуса, лицам, решившим ликвидировать компанию или другую коммерческую структуру за рубежом, разрешается выполнить возврат денежных средств не в виде ЦБ, а как безналичный перевод на расчетный счет в российском банке.
Объявляя данное решение, госвласти уверены, что повторное предложение будет результативнее первого. Аналогичного мнения придерживаются и эксперты в этом вопросе.
Это связано с тем, что в отношении России во многих государствах действуют санкции, что привело к оттоку российского капитала из банков. Западные банки и крупные компании, не хотели бы терять таких инвесторов, но и определенной линии поведения пока не выработали.
В настоящее время круг лиц, на которые наложены санкции, сужен, но опаска со стороны граждан РФ осталась, и как поступить со своими активами многие просто не знают. Впрочем, даже с урегулированием данного вопроса, возникает еще и другой – как обеспечить сохранность денег в иностранных финансовых учреждениях.
Дело в том, что для граждан РФ никакой гарантии по введению санкций нет, а это означает, что в любой момент деньги могут попасть под арест.
На фоне всех этих событий предложение российского руководства может показаться действительно выгодным. Кроме того, в прошлом году, более 70 государств, включая оффшорные зоны, подписали с правительством РФ соглашение о предоставлении информации по счетам в банках, действующих на их территории.
Несмотря на радужное представление о возможностях и результатах амнистирования, некоторые специалисты в этой области считают, что таких итогов не будет и некоторые риски есть.
Дело в том, что людей, пожелавших вернуть средства в страну, могут обвинить в мошенничестве, поскольку на эту статью действие амнистии не распространяется.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Однажды один путешественник попал в плен к амазонкам. После недолгого совещания эти отважные воительницы приняли решение убить беднягу. Однако перед этим они предложили «идущему на смерть» исполнить его последнюю просьбу. Подумал-подумал путешественник и попросил амазонок кое-о-чем. Это-то, собственно говоря, его и спасло. -так, вопрос: какую просьбу высказал обреченный»?
В ресторане за один столом сидела две мамы и столько-же дочерей. Официант подал к столу три кофе, и при этом всем досталось по чашке. Как это возможно?