Управление финансами

документы

1. Компенсации приобретателям жилья 2020 г.
2. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
3. Льготы на имущество для многодетных семей в 2020 г.
4. Повышение пенсий сверх прожиточного минимума с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2020 году
6. Увеличение социальной поддержки семей с 2020 года
7. Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 г.
8. Ипотечные каникулы с 2020 года
9. Пособия и льготы матерям-одиночкам


Управление финансами
Психологические тесты Интересные тесты   Недвижимость Недвижимость
папка Главная » Недвижимость » Жилищный надзор

Жилищный надзор

Жилищный надзор

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:



1. Жилищный надзор
2. Государственный жилищный надзор
3. Жилищно-строительный надзор
4. Органы жилищного надзора
5. Региональный жилищный надзор
6. Жилищно-коммунальный надзор
7. Осуществление государственного жилищного надзора
8. Порядок жилищного надзора
9. Положение о жилищном надзоре
10. Субъекты государственного жилищного надзора
11. Функции жилищного надзора

Жилищный надзор

В процесс владения недвижимым имуществом включаются многочисленные государственные, муниципальные, коммерческие и частные интересы. В результате взаимодействия между ними возникают не только «острые углы», но и непосредственные конфликты.

Такие конфликты не решаются на том юридическом и гражданско-правовом уровне, на котором возникли. Их корни уходят вглубь проблемы, а решение допустимо только при обращении к вышестоящим уполномоченным должностным лицам.

Этот социальный прецедент стал причиной организации специализированных государственных и муниципальных служб, которые призваны решать возникающие споры сторон.

Понятия надзора и контроля принято дифференцировать.

Контроль требует постоянного привлечения внимания исполнителей к своим непосредственным обязанностям:

• осуществляя инспекторские проверки;
• получая отчёты;
• рассматривая жалобы;
• вменяя санкции в отношении недобросовестных исполнителей.

Надзор – более высокая форма гражданско-правовых отношений, которая осуществляется в адрес контролирующих ведомство, уполномоченных служб.

То есть, непосредственный исполнитель для данной системы – контролирующая организация, посредством деятельности которой, происходит включение федеральной системы надзора в унифицированный контекст гражданско-правовых отношений в области жилищного права.

Государственная организация структурирована в виде пирамидальной конструкции, являясь её вершиной. Серединное положение занимают региональные инспекции, а в основании – работа жилищных и коммунальных хозяйств и ведомств.

Обозначенные организации входят в состав Государственной Жилищной инспекции (ГЖИ).

Они выполняют ряд функций, которые подразделяются по виду вменяемых полномочий:

• Муниципальные органы власти проводят жилищный контроль в пределах региональной политики.
• Государство – в масштабах обеспечения исполнения положений ЖК РФ на федеральном уровне власти.

В узком смысле, определяющем конкретные виды работ, связанных с поставкой коммунальных услуг населению и нормированию работы управляющих компаний (УК), включая жилищные кооперативы и товарищества собственников жилья, выделяют местные и федеральные отделения и службы ГЖИ.

На уровне муниципального подчинения выполняется курирование и исполнение следующих видов работ:

• наличие лицензий;
• оформление учредительной документации;
• контроль над поставкой населению коммунальных услуг;
• проверка соблюдения сроков выполняемых работ;
• проверка качества выполненных работ;
• выявление нарушений в работе коммунальных хозяйств и УК;
• вынесение предписаний и санкций по выявленным нарушениям;
• отслеживание соблюдения (не соблюдения) компаниями вынесенных предписаний.

Основные функции сводятся не только к наказанию недобросовестных управленцев, но и предупреждению последствий, к которым приводят их действия.

Целями служит организация предельно эффективного функционирования всей системы ЖКХ, ответственность за справедливое распределение позиций между владельцами квартир, управляющими компаниями и коммунальщиками.

Классификация признаков нарушений, которые определяют путём выявления не соответствий проводимой политики нормам законодательства, установленной на основании ЖК РФ, Постановлений правительства и систематически обновляющихся дополнениях к существующему законодательству.

Проведение плановых и внеплановых проверок управляющих компаний и иных юридических лиц, обеспечивающих коммунальными услугами население. На основании проведённых проверок – составление актов и предписаний.

Ревизия происходящих в компаниях процессов, привлечение к ответственности виновных лиц и недобросовестных исполнителей. При необходимости – подключение к производству процессов административного органа, прокуратуры, Роспотребнадзора и т.п.

Регламент плановых проверок установлен нормами законодательства. План составляется на текущий год, в соответствии потребностям организации процесса.

Внеплановые проверки допускаются по инициативе заявителей, которые представляют инспекторам сведения о допускаемых нарушениях и недобросовестном обеспечении населения коммунальными услугами.

Так как Инспекция принимает жалобы от граждан в сторону ЖКХ, УК и иных компаний, обеспечивающих услугами многоквартирные дома, существует определённый регламент подачи заявлений.

Правило оглашает, что предварительно вопрос, ставший основанием для претензии, требуется вынести на обсуждение главному должностному лицу, ответственному за производство обозначенной в заявлении функции.

Если заявитель указывает, что правление ТСЖ не проводит ремонт крыши, которая дала течь в его квартире, ему требуется указать, что он обращался в управляющую компанию единожды или неоднократно и пояснить реакцию, возникшую в ответ на обращение у уполномоченного лица.

Если гражданин не обращался в УК, или председатель обещал исправить поломку, недопустимо подавать жалобу:

• без предварительного обращения в управляющую компанию;
• до завершения сроков, установленных председателем УК для ремонта.

Ситуации, требующие обращения в ГЖИ или допускающие его, разнообразны. В их числе иногда встречается некомпетентная, а порой – некорректно составленная совокупность сведений, не имеющих отношения к делу или выражающая неправомерные притязания лиц.

Такие случаи мотивируют инспекторов глубоко изучать законодательство. Каждое отклонение жалобы основано на установленных нормативах использования правового ресурса ЖК РФ и ГК РФ.

Если предварительного согласования потребностей жильцов с УК или ТСЖ не произошло, вероятна переадресация жалобы в управляющую компанию или Товарищество.

То же происходит, если председатель дал обещание устранить неполадку, но установленный срок не завершился.

Если же обращение жильцов не возымело действий, а также в случае отказа со стороны членов правления или не исполняемых ими обещаний, допускается подача жалобы, с вытекающими в адрес недобросовестных представителей компаний последствиями.

Перечень проблем, с которыми граждане допускаются к подаче заявлений в ГЖИ, утверждён на правительственном уровне. Он содержит:

• Вопросы о техническом состоянии здания и составляющих его элементов. Главные проблемы определяют небезопасность его использования по назначению.
• Текущий и капитальный ремонт здания, правила его эксплуатации. Здесь допустимо отразить состояние несущих стен, крыши, фундамента и прочих элементов строения.
• Поставка коммунальных услуг, сроки и качество предоставления таковых.
• Установление оплаты за поставку в сторону повышения, отказ в перерасчёте, недобросовестное отношение бухгалтера и (или) председателя к финансовым вопросам.
• Подозрения на хищения со стороны учредителей или исполнителей УК.

Если речь идёт о преступных деяниях должностных лиц, целесообразно подавать жалобу одновременно в ГЖИ и прокуратуру. Если речь идёт о некачественном предоставлении услуг, допустимо подавать одновременно жалобу в ГЖИ и Роспотребнадзор.

Жалоба может подаваться при личном обращении лица в местное отделение, под роспись. В этом случае требуется приложить документацию, подтверждающую нарушение и оставить контактные данные для обратной связи.

Поданные бумаги рассматриваются до 20 дней, после чего допускается поинтересоваться судьбой заявления, если по обозначенному вопросу не поступило ответа. Кроме этого документацию разрешено переслать заказным письмом с уведомлением.

Целесообразно сформировать заявку на сайте государственных услуг. Она рассматривается в короткие сроки, ответ предоставят по контактному телефону или в письменном виде по почте.

Сведения, поставляемые в Инспекцию, иногда основаны не на подаче непосредственных жалоб, а поступают из прокуратуры и Роспотребнадзора. Иногда инспекторы участвуют в проведении консультаций или экспертизы для судебных заседаний.

Главное назначение инспекции – компетенции высокого уровня, основанные на глубоком знании законодательства ЖК и сопутствующих источников.

Кроме ГЖИ подобной компетенцией не владеет ни одна система, ответственная за соблюдение правопорядка.

Обширный спектр функций, который вменяется в ответственность прокуратуры или суда, не предусматривает глубокое владение нюансами жилищного законодательства, что не позволяет сформировать экспертное мнение в отношении узких проблем, требующих квалифицированного решения.

В таких ситуациях требуются специалисты ГЖИ. Они опираются на законодательные нормы и определяют степень вины и недобросовестности, как заявителя, так и адресата обвинения.

Это главное правило, которое соблюдается инспекцией повсеместно. Предельная объективность в вынесении вердикта определяет рассмотрение прав и ответственности сторон.

Поэтому ГЖИ контролирует не только юридических лиц в лице компаний и некоммерческих организаций (НКО) таких как ТСЖ или кооперативы, но и граждан, которые допускают нарушения в использовании квартиры по назначению.

К числу вопросов, которые требуют контроля не только в адрес УК, но и в сторону физических лиц, относятся:

• Признание здания аварийным, выселение граждан, которое иногда сопровождается отказом с их стороны.
• Нецелевое использование квартиры, незаконные и несанкционированные перепланировки квартиры или виды переустройства внутренней части помещения.
• Споры в отношении размера оплаты коммунальных услуг и задолженности по платежам.
• Отказ от содержания совместно используемых площадей здания или игнорирование данных нужд со стороны УК или НКО.
• Отказ от внесения денег на капитальный или текущий ремонт здания, непрозрачный механизм произведённых финансовых трат.
• Нарушение порядка выбора правления или председателя, инициированное одной из сторон.
• Незаконное использование совместного имущества или придомовой территории отдельными гражданами или УК.

Эти и аналогичные споры, возникающие между сторонами, нередко разрешаются при обращении в ГЖИ и активном участии инспектора.

Надзор за проведением мероприятий по улучшению работы ЖКХ и управляющих компаний определяют нормы и положения законодательства. В их числе:

• ПП РФ «О Государственной жилищной инспекции»№ 1086.
• Обновлённая редакция ФЗ № 242-ФЗ.
• ФЗ «О порядке обращения граждан» № 59-ФЗ.
• Ст.7.22 КоАП, предусматривает административное взыскание за ненадлежащий уход за зданием и его эксплуатацию.
• Ст.20 ЖК РФ, оглашающая нормы государственного жилищного контроля.
• Ст.161.1 ЖК РФ о правовом статусе собрания в многоквартирном доме.

Перечисленные положения о государственном надзоре и контроле над деятельностью обозначенных организаций рассматриваются в редакции Федеральных законов:

• № 93-ФЗ;
• №271-ФЗ;
• №417-ФЗ;
• №217-ФЗ.

Эти и иные источники права определяют рамки инспектирования УК, предоставляющие коммерческие виды услуг и НКО, на основании положений, применяемых к разновидностям форм собственности.

Государственный жилищный надзор

Жилищный контроль – ассоциация, осуществляющая инспекционные проверки, рассматривает претензии граждан, просматривает отчеты и применяет санкции к компаниям коммунального хозяйства, которые некачественно или несвоевременно оказывают услуги.

Государственный жилищный надзор – расширенная форма гражданско-правовых отношений. Задачами надзора являются защита жилищных прав граждан. В работе организация руководствуется статьей за номером 20 ЖК РФ.

Обе организации осуществляют определенные функции, которые разделяются по виду полномочий:

• государственный жилищный надзор реализует исполнение положений ЖК РФ на уровне федерального масштаба;
• муниципальный жилищный контроль осуществляет деятельность в пределах одного конкретных субъектов.

Согласно Закону за номером 31 контроль за нарушениями в сфере ЖКХ осуществляет органы местного самоуправления.

В своей деятельности организация руководствуется следующими законодательными актами:

• Жилищный Кодекс Российской Федерации;
• правила технической эксплуатации жилого фонда;
• правила предоставления коммунальных услуг органами ЖКХ населению;
• правила управления, содержания и ремонта общего имущества собственников жилого помещения МКД;
• правила эксплуатации жилых помещений.

На этом основании органами местного самоуправления в отделах ЖКХ были созданы отдельные секторы для осуществления муниципального жилищного контроля. Их организовали на основании установленных правил и норм. Сотрудники осуществляют инспектирование органов ЖКХ, выдают предписания о факте нарушений, а также об устранении недочетов.

Если муниципальный жилищный контроль осуществляется органами местного самоуправления, то надзор в сфере жилого фонда осуществляется органами государственного жилищного надзора, который есть в каждом регионе. Это департаменты, отделы, инспектора и комиссии. Региональный жилищный надзор реализует обязанности как государственных, так и муниципальных организаций.

В положении государственного надзора и в Жилищном Кодексе существует такой понятие, как общественный контроль. Организацию создают собственники жилья МКД. Такой компанией осуществляется надзор за законностью и правомерностью деятельности, которая реализуется уполномоченными лицами и организациями на разном уровне.

Общественный орган защищает интересы граждан в сфере ЖКХ и оценивает работу государственного жилищного контроля.

Органы местного управления в сфере муниципального жилищного надзора выполняют следующие функции:

• проверяют лицензии у соответствующих организаций;
• оформляют пакет учредительных документов;
• следят за своевременностью и качеством предоставляемых услуг гражданам;
• проверка качества работ, выполняемых подрядчиками;
• выявление нарушений в деятельности УК и иных организаций ЖКХ;
• вынесение предписаний и наложение санкций по нарушениям, которые были выявлены в ходе проверки;
• отслеживание того, как соблюдаются вынесенные предписания.

Главная задача органов надзора и контроля – не только выявлять нарушения в деятельности организаций ЖКХ, но и предупреждать их.

Контролирующие органы осуществляют следующие мероприятия:

• классификация выявленных нарушений, которые определяются с помощью проверки на несоответствии деятельности компании в соответствии с действующим законодательством;
• проведение проверок, которые были запланированы, а также внеплановых инспекций управляющих контор и иных подобных организаций;
• вынесение решения на основании проведенных проверок;
• ревизия организаций ЖКХ, привлечение к ответственности всех виновников указанных нарушений.

Проверки органами контроля и надзора планируются на год и проводятся по порядку. Внеплановые инспекции осуществляются на основании жалоб граждан.

Плановые проверки проводятся по истечению года со дня начала деятельности любых организаций, которые осуществляют управление общим имуществом собственников жилья многоквартирного дома. Инспекция также осуществляется ежегодно со дня окончания проведения плановых проверок соответствующих компаний.

Внеплановые проверки осуществляются на основании претензий граждан к управляющим конторами или получения информации о следующих нарушениях:

• выбор организации, которая осуществляет управление общим имуществом владельцев жилья МКД;
• заключение соглашения об управление общим имуществом с УК;
• утверждение условий и заключения договора управления;
• неправильное содержание общей собственности;
• нарушение использования территории, расположенной возле многоэтажного дома или мест общего пользования;
• несвоевременное или некачественное проведение текущего и капитального ремонта мест общего пользования и инженерных коммуникаций;
• необоснованное повышение тарифов на коммунальные услуги.

Органы контроля и надзора создаются с целью защиты прав граждан в сфере коммунального хозяйства. Организации осуществляют свою деятельность на основании соответствующих законов. Они следят, чтобы населению качественно и своевременно были предоставлены коммунальные услуги. В их компетенцию также входит контроль за установленными тарифами. В случае необоснованного повышения таковых организации имеют право применить соответствующие санкции в адрес нарушителей. Организации осуществляют проверки управляющих компании и иных подобных организаций с целью предупреждения и выявления нарушений. Они контролируют выполнение текущего и капитального ремонта. Любой гражданин, который является собственником квартиры или снимает жилье по договору социального найма, может подать жалобу в эти организации и на ее основании будет проведена проверка. Если будут выявлены нарушения, виновных накажут, а гражданин получит соответствующую компенсацию.

Жилищно-строительный надзор

Строительный надзор, а также технический и жилищный контроль являются предметом рассмотрения в настоящей статье. В ней будут освещены как указанные понятия, так и функции органов, осуществляющих соответствующий контроль и надзор.

Понятие строительного контроля дано в ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ). Согласно данной норме под указанным контролем понимается проверка соответствия строительства, реконструкции и капремонта существующим нормам и правилам. Строительный контроль регламентируется постановлением Правительства РФ «О порядке проведения строительного контроля…» № 468.

Технический контроль раскрывается в законе «О техрегулировании» № 184-ФЗ. В соответствии со ст. 2 данного закона под контролем или надзором за соблюдением техрегламентов понимается как проверка самой производимой организацией или частным предпринимателем продукции и процесса ее изготовления, так и принятие мер по результатам такой проверки.

Ст. 54 ГрК РФ также оперирует понятием «государственный строительный надзор», под которым понимаются мероприятия, осуществляемые:

• при строительстве, если документация на объекты подлежит экспертизе или была модифицирована;
• реконструкции по документам, требующим экспертизы.

Функции Ростехнадзора определены в п. 1 положения о Ростехнадзоре, утв. постановлением Правительства РФ № 401, согласно которому ими являются:

• разработка государственной политики и нормативных актов в сфере технического регулирования; • реализация данной политики;
• контроль за безопасным выполнением ряда работ;
• специальные функции, касающиеся госбезопасности в данных сферах.

На уровне субъектов функционируют соответствующие региональные инспекции строительного надзора. Так, создано Управление государственной инспекции по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда данной республики (постановление кабмина РА № 187).

Вводимый (постановление Правительства РФ № 1294) риск-ориентированный подход сводится к подразделению строящихся и реконструируемых зданий на 3 уровня риска. От присвоенного уровня зависит количество проверок в ходе производства строительных работ. Подход предназначен для применения при организации регионального строительства.

В настоящее время на федеральном уровне функции строительного надзора и жилищного контроля совместно переданы в Ростехнадзор в результате реформы.

В ряде субъектов РФ сохранены (созданы) госорганы, которые именуются службами строительного надзора и жилищного контроля.

В частности, такие службы функционируют:

• в Республике Бурятии (республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора);
• Республике Коми (служба строительного, жилищного и технического надзора (контроля);
• Красноярском крае (служба строительного надзора и жилищного контроля);
• Астраханской области (служба строительного и жилищного надзора);
• Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (служба жилищного и строительного надзора).

Если в результате мероприятий по контролю в действиях субъекта строительной деятельности выявлен состав административного правонарушения, лицо привлекается к ответственности.

Органы жилищного надзора

Оборудовать помещения в МКД и жилых домах приборами учёта обязаны РСО.

Сейчас, согласно ст.20 ЖК РФ, органы ГЖН уполномочены:

• выявлять,
• предупреждать,
• пресекать.

нарушения требований энергетической эффективности и оснащённости помещений ПУ. Таким образом, проверяя и даже выявляя подобные нарушения, органы ГЖН не могут привлечь к административной ответственности провинившихся. Пока это право Федеральной антимонопольной службы – согласно ст. 23.48 КоАП РФ.

Орган ГЖН в случае обнаружения нарушения требований энергетической эффективности или отсутствия приборов учёта в 30-дневный срок сообщает об этом в Федеральную антимонопольную службу. Та, в свою очередь, обязана рассмотреть поступившую информацию также в течение тридцати дней.

Большая загруженность сотрудников указанных органов не позволяет рассмотреть все имеющиеся обращения в двухмесячный срок. Два месяца – срок давности, отведённый статьёй 4.5. КоАП РФ для привлечения к административной ответственности за подобные нарушения. Таким образом, большинству недобросовестных РСО удаётся избежать наказания.

Именно поэтому Правительство РФ предлагает расширить полномочия органов ГЖН и дать им право привлекать к ответственности РСО, не устанавливающие приборы учёта в МКД и жилых домах, без участия Федеральной антимонопольной службы.

Так как ОДПУ входит в состав инженерных сетей, то, соответственно, может быть включён в состав общего имущества в МКД. По месту установки ОДПУ, согласно договору ресурсоснабжения, заключаемому между УО и РСО, проходит граница эксплуатационной ответственности.

За содержание и текущий ремонт ОДПУ несёт ответственность управляющая организация, потому что ОДПУ входит в состав ОИ в МКД. Однако обслуживание и ремонт автоматизированных систем снятия показаний с ОДПУ – обязанность РСО.

Как мы уже говорили, ещё одна обязанность РСО, согласно п.8 ст.13 Федерального закона N 261-ФЗ, – установка ОДПУ в помещениях.

Также в п.4 ст.2 Федерального закона уточняется, что понимается под энергетической эффективностью, которой должны соответствовать приборы учёта, – это характеристики, позволяющие оценить полезность использования энергетических ресурсов.

Согласно п.5 Приказа Минэнерго РФ N 149, УО, выступающая в роли заказчика, отправляет РСО заявку на установку ОДПУ и прикладывает к ней документы (перечислены в п. 6 указанного приказа):

• подтверждение права собственности на объект, где требуется установить ПУ;
• учредительные сведения;
• свидетельство о государственной регистрации;
• свидетельство о постановке на учёт в налоговых органах РФ;
• подтверждение полномочий подписавшего заявку человека.

К заявке прикрепляются копии перечисленных документов, кроме тех, что подтверждают полномочия лица, – отдаётся оригинал.

Региональный жилищный надзор

Под региональным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими липами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Жилищно-коммунальный надзор

Жизнь современного городского человека неизбежно связана с коммуникациями во всех сферах: от необходимости быть частью городского социума до исправно работающих городских коммуникационных сетей. Большинство из нас проживает в городских муравейниках, под названием «многоквартирный дом», в котором с одной стороны жильцам предоставлены тепличные условия, а с другой — полная зависимость от исправной работы многих городских служб. Простое отключение воды, света на площадке, неработающая канализация или лифт может стать не просто неудобством, а настоящей трагедией для некоторых жильцов: инвалидов, тяжелобольных, пожилых людей. Как быть в этом случае, и куда обращаться жителям многоэтажных домов?

Есть много инстанций, куда можно пожаловаться:

• управляющие компании жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ); товарищества или жилищные кооперативы совладельцев жилья (ТСЖ и ЖК);
• органы Роспотребнадзора, санэпидемстанция, пожарная инспекция, участковый и пр.

Но чтобы долго не гадать, куда направить свою жалобу, можно обратиться сразу в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ), которая рассмотрит и перенаправит её (при необходимости) в соответствующую службу или органы управления.

ГЖИ — это надзорный государственный орган, предназначенный для контроля за нижестоящими организациями и службами в области коммунального хозяйства и домоуправления и координации их деятельности.

Это — иерархическая структура, на низу которой расположены местные региональные исполняющие звенья, а наверху — руководящие органы государственного центрального надзора. Имеется в каждом регионе страны.

Под надзором ГЖИ находится вся коммунальная собственность многоквартирных домов. Жильцы имеют право подавать жалобы как в местную комиссию, так и центральный исполнительный орган, в том случае если принятое местной госжилинспекцией решение по жалобе их разочаровало.

В круг обязанностей ГЖИ входит надзор:

• за осуществлением качественной поставки всех коммунальных услуг жилищного фонда;
• обеспечением нормальной деятельности всех коммуникаций и сетей в МКД (то есть многоквартирного дома) и их состояния;
• санитарно-техническим состоянием домов и прилегающими к ним территориями (дворами, тротуарами, детскими площадками, парковками и т. д);
• своевременным проведением текущих и капитальных ремонтных работ;
• заменой устаревшего оборудования;
• установкой счетчиков на газ, свет, тепло и воду;
• постановкой в очередь и отселением жильцов из домов, признанных аварийными;
• установлением коммунальных тарифов и др. видов деятельности.

Обязанностью жилищных комиссий является также:

• рассмотрение жалоб жильцов, недовольных работой коммунальных и городских технических служб, занимающихся жизнеобеспечением МКД;
• претворение в жизнь постановлений и нормативных актов центральных государственных надзорных органов;
• направление статистики и отчетных данных наверх — в Ассоциацию контрольных органов жилищно-коммунального надзора;
• регистрация новых управляющих компаний;
• контроль за своевременным перечислением средств в государственный бюджет.

Деятельность ГЖИ регулируется:

• Конституцией РФ;
• Гражданским и Жилищным кодексами;
• Кодексом об административных нарушениях КОАП Российской Федерации;
• правительственными постановлениями № 493 и № 1115.

В Конституции (ст. 40, ч. 2), ГК (гл.4, пар.6, ч.5) и ЖК (ст.2, ст. 20) содержатся ряд нормативов, посвященных:

• праву каждого гражданина на проживание в нормальных человеческих условиях;
• общепризнанным стандартным нормах этих условий;
• учреждению и деятельности управляющих компаний и органов надзора за жилищным фондом.

Ст. 30.3 КОАП регламентирует право на обжалование решение комиссии по жилищному надзору в течение 10 дней.

Ст. 7.20 — 7.22 КОАП перечисляет основания для привлечения управляющих компаний, товариществ, управления жилищного кооператива, служб ЖКХ и граждан к административной ответственности:

• за недостаточно качественное или полное невыполнение своих обязанностей по эксплуатации и содержанию жилищного коммунального фонда в надлежащем состоянии (ст. 7.22);
• самовольные подключения к центральному водоснабжению (ст. 7.20);
• нарушения правил совместного пользования жилым домом, незаконные перепланировки, порчу общественного имущества (ст. 7.21).

Указанные статьи также устанавливают процедуру наказания в виде штрафов для гражданских, должностных и юридических лиц, которые могут достигать больших величин, особенно для юрлиц:

• так, за самовольное подключение к центральному отоплению, граждане облагаются штрафом до 1.5 тыс. руб., должностные лица — до 3 тыс. руб., юридические — до 30 тыс. руб., что на порядок больше;
• ст. 7.22 устанавливает размер штрафов для должностных лиц до 5 тыс. руб., юридических — до 50 тыс. руб.

Постановление № 493 расширило полномочия ГЖИ: с этого времени жилищные инспекции, занимающиеся коммунальным хозяйством, имеют право осуществлять контроль непосредственно:

• за коммунальными платежами (устанавливать факты неверного начисления коммунальных тарифов, их необоснованного завышения, несоответствие платежей объёму оказанных услуг и т. д.);
• деятельностью самих УК: проверка лицензий; проверочная переэкзаменовка компетенции компании; лишение компании лицензии на право управления коммунальным хозяйством и исключение её из реестра УК.

Постановление № 1115 обязывает ГЖИ осуществлять постоянное наблюдение за тем, как эксплуатируются МКД, и в каком состоянии они поддерживаются, при этом контроль производится тотальный, невзирая на то, приватизированы ли квартиры жильцов или нет.

Жильцы могут пожаловаться:

• На неудовлетворительное плачевное состояние коммунальной собственности (неработающие лифты, протекающие трубы, забитую канализацию и мусоропровод, отсутствие ламп освещения в подъездах и на площадках; выбитые стекла и т. д.).
• Некачественные услуги (постоянное отключение холодной или горячей воды, недостаточная температура в помещении в зимний отопительный период).
• Антисанитарное состояние дома и территории (не осуществляется уборка в подъездах, дворах, на лестничных площадках, не проводится вывоз мусора).
• Самоуправство соседей, занимающих общественные места для своего имущества, перекрывающие коридоры, возводящие самовольные пристройки как в доме, так и во дворе.
• Нарушения соседями норм совместного проживания в многоквартирном доме:
• превышение допустимого уровня шума в вечерние, ночные, утренние часы и по выходным;
• распространение антисанитарии во всем доме из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм в квартире (в квартире у соседа полно мусора, из-за чего наружу исходит зловоние; внутри бегают грызуны или тараканы; на иждивении находится много собак или кошек, которые не выводятся на прогулку, мешают отдыхать жильцам, за ними нет нормального домашнего и ветеринарного ухода).
• Нарушение правил безопасности и эксплуатации жилого помещения гражданами, должностными и юрлицами:
• снос несущих перегородок и стен;
• врезку в центральные коммуникации;
• опасные ремонтные работы со сварочным оборудованием, электропроводкой;
• перепланировка, которая привел к ухудшению состояние помещения.

Также жильцы имеют право:

• потребовать перерасчета коммунальных тарифов;
• заключить договоры на стоимость оказываемых услуг;
• пожаловаться в жилищный инспекторат по поводу собранных денег на так и не проведённый ремонт дома или замену оборудования.

Жилищная комиссия — это надзорный, но не следственный орган, и в его компетенцию не входит:

• расследование финансовых преступлений, хищений денег и общественного имущества;
• рассмотрение жалоб о личных ссорах и конфликтах между соседями;
• расследование уголовных правонарушений со стороны жильцов.

Этими вопросами занимаются органы МВД, прокуратура, суды, экономическая полиция, участковые.

Также не занимается служба жилищного надзора распределением квартир, расширением жилплощади, постановкой на учёт желающих улучшить жилищные условия — с подобными проблемами необходимо обращаться в органы местного управления, заведующего распределение жилищного фонда.

Однако в функции ГЖИ входит отслеживание текущей аварийной ситуации в зданиях, предназначенных для сноса и составления списков жильцов, проживающих в этих домах.

Добавила работу госжилинспекции и программа реновации пятиэтажек морально и физически устаревших проектов.

ГЖИ имеет право:

• осуществлять проверку коммунальных объектов и лицензионной деятельности УК;
• экзаменовать управляющие компании, проверяя их знания в области управления коммунальным хозяйством;
• отстаивать свои интересы в суде в качестве истца (при подаче иска на недобросовестную УК или жильца) или в качестве ответчика (при подаче жильцами жалобы на ГЖИ в центральный госинспекторат);
• признать здание аварийным или негодным для жилья;
• заключать договора на проведение ремонтных работ с подрядчиками и субподрядчиками и контролировать объемы и сроки их выполнения;
• добиваться выделения денежных средств из госбюджета на проведение капитального ремонта основных компонентов зданий (укрепление несущих конструкций, облицовка фасадов, перекрытие крыши и т. д.).

ГЖИ также вправе проверить:

• состояние пожарной системы в доме, несмотря на то, что это прерогатива пожарной инспекции;
• вентиляционной системы и газоснабжения;
• незаконную перепланировку в квартирах, представляющую угрозу для технической безопасности здания;
• самовольное изменение систем водопровода и теплоснабжения (замена или обрезка стояков, врезка в отопительную систему дополнительной ветки, например, для обогрева полов, перенос отопительных батарей на лоджию).

За все перечисленные нарушения ГЖИ может привлечь подотчетные компании, службы или безответственных жильцов к административной ответственности.

Жильцы часто не задумываются, что предъявить претензии и жалобы им могут не только соседи, но и госжилинспекция, которая имеет полное право ходить по квартирам с проверкой незаконных перепланировок и установок.

Поэтому, прежде чем затевать «глобальные» изменения, хорошенько подумаете:

• Мешает вам эта стена? Проверьте вначале в строительном проекте — не несущая ли она?
• Хочется снести (или уже снесли) пожарную лестницу на лоджии? Разумеется, она вам показалась явно лишней, но однажды рано или поздно нагрянет пожарный инспектор, потребует восстановить лестницу и наложит штраф.
• В доме 10 лет не подаётся горячая вода, и вы решили убрать никому не нужный стояк? Не спешите, подумайте: однажды водоснабжение возобновится, но вам придётся за свой счёт покупать и монтировать трубы.
• Холодно вашим деткам ползать зимой по полу, и вы, такой заботливый, решили присоединиться к центральному отоплению, чтобы обогреть полы? Это нарушение! Вы таким образом крадете тепло у всего дома. Хотите тёплые полы? Пожалуйста, но только через автономку.

Любая работа с перепланировкой в квартире и заменой коммуникаций должна быть согласована с соответствующим службами (архитектурным отделом, водоснабжением, теплосетями, пожарным надзором и др.).

Но в 90% случаев возникает все же ситуация, когда приходится жильцам жаловаться на УК, правление кооператива/товарищества, коммунальную службу:

• Подавать жалобу лучше не сразу в надзорные органы госжилинспекции, а непосредственно в нижнее ответственное «провинившееся» звено, так как она все равно вначале будет направлена туда из ГЖИ.
• Если организация никак не отреагировала, либо её решение не устроило жильцов, следующий шаг — жалоба в ГЖИ.
• Инспекторы посещают дом после получения и расследования жалобы и выносят вердикт. • В течение 10 дней после вынесенного решения жилищной комиссией жильцы могут обжаловать это решение в ЦО, согласно ст. 30.3 КОАП, в центральной ассоциации госнадзора.

Жалоба составляется на бланке, к ней необходимо приложить документально доказательства о недобросовестном отношении УК, ТСЖ/ЖК, УЖКХ, коммунальных специализированных служб и хозяйств:

• копии зарегистрированных жалоб;
• распечатку исходящих звонков, взятую у оператора связи: сегодня все телефонные разговоры с организациями, работающими с населением, фиксируются и записываются;
• съемки камеры видеонаблюдения, фотоснимки и видео.

Если жалоба подаётся от лица многих жильцов, то к заявлению должны быть приложены подписи и паспортные данные всех заявителей.

Примерно таким же образом составляется жалоба на соседей: к ней прикрепляются жалобы к участковому, факты неоднократного вызова полиции, видеосъемки, разговоры с соседями, записанные на диктофон.

Осуществление государственного жилищного надзора

ГЖН проводят уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Как правило, в их роли выступают государственные жилищные инспекции (далее – госжилинспекции).

Цели ГЖН – предупреждать, выявлять, пресекать нарушения требований к жилищному фонду независимо от его форм собственности.

Эти правила предусматривает часть 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ.

В ходе ГЖН госжилинспекции:

• организуют и проводят проверки;
• принимают меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (например, предписание, протокол об административном правонарушении);
• систематически наблюдают за исполнением обязательных требований;
• проводят анализ и прогнозирование того, как эти требования исполняют организации, индивидуальные предприниматели и граждане.

Эти правила предусматривает часть 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ.

Виды проверок устанавливает Закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Они могут быть:

• плановыми;
• внеплановыми;
• предварительными.

Плановые проверки проводят не чаще чем один раз в три года (ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Их основание – ежегодные планы, которые разрабатывают и утверждают органы ГЖН в соответствии с их полномочиями.

Проверку включают в ежегодный план, если прошло три года со дня, когда (ч. 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

• зарегистрировали юридическое лицо;
• закончилась последняя плановая проверка юридического лица;
• юридическое лицо начало вести предпринимательскую деятельность.

Внеплановую проверку проводят, если сложилась хотя бы одна из четырех ситуаций:

1) закончился срок, в течение которого нужно было исполнить предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
2) в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля поступило заявление предоставить правовой статус, специальное разрешение (лицензию), чтобы выполнять отдельные виды деятельности, если проведение соответствующей внеплановой проверки предусматривают правила предоставления такого статуса, лицензии или разрешения;
3) руководитель госжилинспекции издал приказ или распоряжение по поручению Президента РФ или Правительства РФ;
4) должностное лицо органа ГЖН направило в письменной форме руководителю или заместителю руководителя такого органа мотивированное представление по результатам:
• анализа итогов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
• рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы ГЖН обращений.

Эти основания устанавливает часть 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

Также основанием для внеплановой проверки может быть поступление обращений и заявлений (от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц) или информации (от органов госвласти или МСУ) о фактах (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ):

• нарушения требований к порядку создания ТСЖ, ЖК, ЖСК, к уставу ТСЖ, ЖК, ЖСК и порядку внесения в него изменений;
• нарушения требований к порядку принятия собственниками помещений в МКД решения о выборе УО, чтобы заключить с ней договор управления МКД, о заключении с УО договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о заключении с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения;
• нарушения требований к порядку содержания и текущего ремонта общего имущества собственников помещений в МКД;
• нарушения обязательств, предусмотренных условиями договора управления МКД;
• нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
• необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);
• нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма.

Такие обращения могут поступить в том числе с помощью ГИС ЖКХ, а внеплановая проверка на их основании проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении проверки.

Плановые и внеплановые проверки проводят в форме документарной или выездной проверки. Срок проведения каждой из них не может превышать 20 рабочих дней (ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

При проведении проверки контролирующие органы не имеют законных оснований проверять деятельность организации по одному вопросу в один и тот же период. В противном случае результаты такой проверки не будут служить доказательствами нарушения юридическим лицом требований законодательства. Это вытекает из положений пункта 5 статьи 3 Закона № 294-ФЗ, а также подтверждается постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда № 17АП-11139/2009-АК по делу № А60-40411.

Предварительную проверку могут провести, если у органа ГЖН отсутствуют:

• достоверная информация о лице, допустившем нарушение обязательных требований;
• достаточные данные о нарушении обязательных требований либо о фактах, которые могут служить основаниями для внеплановой проверки.

В ходе проведения предварительной проверки органы ГЖН:

• запрашивают дополнительные сведения и материалы (в т. ч. в устном порядке) у лиц, которые направили заявления и обращения, представили информацию;
• рассматривают документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа ГЖН;
• при необходимости проводят мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, предпринимателями и без возложения на них обязанности представить информацию и исполнить требования органа ГЖН.

Инспектор может лишь запросить пояснения по полученной информации. Представлять такие пояснения и иные документы проверяемые организации не обязаны.

Выявленные в ходе предварительной проверки нарушения могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Это предусматривают части 3.2 и 3.3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

Госжилинспекции вправе обратиться в суд с заявлениями (ч. 6 ст. 20 ЖК РФ):

• признать недействительным решение, которое общее собрание собственников помещений в МКД либо общее собрание членов ТСЖ, ЖК, ЖСК приняло с нарушением требований Жилищного кодекса РФ;
• ликвидировать ТСЖ, ЖК, ЖСК, если они вовремя не исполнили предписание устранить несоответствия устава законодательству;
• признать недействительными договор управления МКД, договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД либо договор оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД. Основание – вовремя не исполнили предписание об устранении нарушений требований Жилищного кодекса РФ, которые касаются соответствующего договора;
• защитить права и законные интересы собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению;
• защитить права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если нарушены обязательные требования;
• признать договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным, если вовремя не исполнили предписание об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям Жилищного кодекса РФ.

Также если обращение или заявление гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя содержало заведомо ложные сведения, то орган ГЖН вправе обратиться в суд с иском о взыскании расходов, связанных с рассмотрением такого обращения (ч. 3.5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Порядок жилищного надзора

Порядок проведения регионального государственного жилищного надзора устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований, установленных Постановлением Правительства РФ № 493 «О государственном жилищном надзоре».

К полномочиям главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации относятся:

• координация деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля;
• осуществление контроля за организацией и осуществлением органами государственного жилищного надзора и органами муниципального жилищного контроля государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
• составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.6.2 КоАП РФ (нарушение лицензионной комиссией субъекта Российской Федерации требований законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами). Следует отметить, что необоснованное принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии членами лицензионной комиссии, созданной в соответствии с требованиями ЖК РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб.;
• обеспечение согласования назначения на должность или освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора.

В пределах своей компетенции главный государственный жилищный инспектор:

• дает обязательные для исполнения указания по вопросам организации государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
• обеспечивает подготовку методических рекомендаций по осуществлению государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
• осуществляет сбор и анализ информации о реализации на территории субъектов Российской Федерации мероприятий государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
• запрашивает у органов государственного жилищного надзора, органов муниципального жилищного контроля и лицензионных комиссий информацию, необходимую для реализации своих полномочий, в том числе сведения о принятых решениях;
• обеспечивает подготовку и внесение в установленном порядке на рассмотрение Правительством РФ вопросов, относящихся к компетенции главного государственного жилищного инспектора, в том числе проектов нормативных правовых актов; осуществляет рассмотрение обращений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по вопросам, относящимся к сфере государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, деятельности лицензионных комиссий, и информирование указанных лиц о принятых решениях; дает юридическим лицам и гражданам разъяснения по вопросам государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
• направляет высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендации по организации работы органов государственного жилищного надзора, предложения по кандидатурам, рекомендуемым к включению в состав лицензионных комиссий, предложения об устранении нарушений, выявленных в работе органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля, о применении в отношении руководителей органов государственного жилищного надзора мер дисциплинарной и иной ответственности;
• проводит координационные и согласительные совещания и принимает в них участие;
• принимает решения о проведении проверок деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля по осуществлению государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля и проводит такие проверки;
• направляет обязательные для исполнения органами государственного жилищного надзора и органами муниципального жилищного контроля предписания об устранении выявленных нарушений при осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля; обеспечивает рассмотрение документов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в целях согласования назначения на должность или освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора;
• проводит собеседование (тестирование) с кандидатом на должность руководителя органа государственного жилищного надзора или руководителем государственного жилищного надзора (в случае согласования освобождения от должности) при рассмотрении документов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в целях согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора;
• представляет Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ рекомендации о согласовании назначения на должность или освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора или об отказе в соответствующем согласовании.

Главный государственный жилищный инспектор назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по предложению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Государственные жилищные инспекторы и муниципальные жилищные инспекторы имеют право:

• запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
• посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах:
• с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования,
• проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю,
• проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования,
• проверять соответствие устава ТСЖ, ЖК, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива, а также внесенных в него изменений требованиям законодательства,
• по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность: принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ; избрания правления, председателя правления ТСЖ, ЖК, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива; принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации; утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения; заключения договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждения условий данных договоров;
• выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава ТСЖ, ЖК, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям);
• составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
• направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

При этом орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:

1. о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов ТСЖ, ЖК, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса РФ;
2. ликвидации ТСЖ, ЖК, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или кооператива, внесенных в его устав изменений требованиям Жилищного кодекса РФ либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
3. признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований ЖК РФ (о выборе управляющей организации, об утверждении условий соответствующего договора и о его заключении);
4. защите прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
5. признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным ЖК РФ.

Органы государственного жилищного надзора осуществляют прием и учет представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями уведомлений о начале деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Как следует из ч. 7 ст. 20 ЖК РФ, предусматривается ведение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти сводного реестра указанных уведомлений.

В пункте 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ № 493, содержится указание на средства государственного жилищного надзора. Очевидно, что нормы данного положения прямым образом соотносятся с нормами Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

К средствам осуществления государственного жилищного надзора уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует отнести организацию и проведение проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятие мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, а также систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении субъектами жилищных правоотношений своей деятельности.

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

Проверки классифицируются на плановые и внеплановые.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1. начала осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;
2. постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;
3. окончания проведения последней плановой проверки.

Общие основания для проведения внеплановой проверки указаны в ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно:

• истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
• поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
• возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
• причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
• нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
• приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Согласно ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ среди оснований для проведения внеплановой проверки также указывается поступление в орган жилищного надзора (контроля) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, указывающих на факты нарушения требований к порядку создания ТСЖ, ЖК, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива, уставу этих объединений и порядку внесения изменений в их уставы, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований и т.д.

Вместе с тем внеплановая проверка проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки. Проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок их проведения не ограничивается. Они проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.

Важно отметить, что при осуществлении жилищного надзора должен соблюдаться разумный баланс публичных и частных интересов, поскольку жилищная сфера является не только экономическим базисом, но и важной составляющей реализации жилищных прав граждан. Необходимо в большем объеме предоставлять гражданам функции по контролю, развивать общественный контроль, упрощать процедуры административной и судебной защиты прав граждан в жилищной сфере.

Положение о жилищном надзоре

Выполнение государственной функции по контролю и надзору предполагает прежде всего осуществление действий по контролю и надзору за соблюдением субъектами права общеобязательных правил поведения.

По мнению большинства специалистов, жилищный фонд в Российской Федерации остро нуждается в ремонте и все более ветшает. Наблюдается постоянное снижение качества оказываемых коммунальных услуг, не контролируются обоснованность и достоверность установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не проводится экспертиза их экономической обоснованности, не осуществляется конкурсный отбор организаций на выполнение работ по оказанию данных услуг населению. Согласно данным статистики, несмотря на то, что в целом в России за последние 5 лет наметилась тенденция к уменьшению доли ветхого и аварийного жилья на 0,1%, в 50,6% регионах доля этого фонда в среднем выросла на 0,8%. В связи с этим необходимо своевременное выявление этого фонда, принятие неотложных мер по капитальному ремонту помещений аварийного жилищного фонда и сносу домов ветхого жилищного фонда, что является одной из гарантий защиты прав граждан на благоприятные условия проживания.

Функции государственного контроля, осуществляемого в сфере жилищно-коммунального хозяйства, требуют усиления их правовой регламентации и совершенствования юрисдикционной деятельности государственных органов.

Как известно, надзор в жилищной сфере имеет административно-правовую природу. Административный надзор представляет собой функцию федеральных и региональных специализированных органов исполнительной власти по обеспечению законности, конституционных прав и свобод, безопасности в соответствии с законодательными надзорными процедурами в отношении неподчиненных юридических и физических лиц с использованием совокупности специальных юридических приемов, способов и методов, влияющих на производственную и иную деятельность поднадзорного объекта.

Общее понятие государственного контроля (надзора) дано в ст. 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При этом важным представляется установление основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, среди которых:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется, а также информации об организации и осуществлении контроля (надзора), о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими контролирующими органами проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля позволяют правильно определить полномочия органов государственного жилищного надзора и муниципального контроля, упорядочить различные виды государственного, муниципального контроля (надзора), отделить проверки одного органа надзора от другого, чтобы избежать необоснованных многократных проверок по одному и тому же предмету.

В части 1 ст. 20 ЖК РФ (в ред. Федерального закона № 200-ФЗ) содержится понятие государственного жилищного надзора. По смыслу данной нормы государственный жилищный надзор — это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная, во-первых, на предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми субъектами жилищных правоотношений установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, а также нарушений обязательных требований, таких как: ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, а во-вторых, на систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния их исполнения при осуществлении субъектами жилищных правоотношений своей деятельности.

Если при формулировании предмета государственного жилищного надзора исходить из определения его задач согласно постановлению Правительства РФ № 493 «О государственном жилищном надзоре», то к предмету государственного жилищного надзора следует отнести предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства:

• по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности (в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах);
• формированию фондов капитального ремонта;
• созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в качестве регионального оператора; а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Таким образом, предмет государственного жилищного надзора в ЖК РФ раскрывается через определение сущности самого надзора. Так, в ч. 1 ст. 20 ЖК РФ дается понятие государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля через перечисление видов обязательных требований, соблюдение которых контролируется. В Положении о государственном жилищном надзоре предмет надзора формулируется через определение задач государственного жилищного надзора (п. 2 Положения).

Государственный жилищный надзор проводится исключительно уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти — Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании назначения на должность или освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора принимается Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на основании представления главного государственного жилищного инспектора РФ.

В свою очередь, муниципальный жилищный контроль осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления на территории муниципального образования путем проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и только в отношении муниципального жилищного фонда.

При этом органы местного самоуправления на основании законов субъектов Российской Федерации могут быть наделены региональными органами государственной власти отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Субъекты государственного жилищного надзора

Государственный жилищный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности:

• органами государственной власти;
• органами местного самоуправления;
• юридическими лицами;
• индивидуальными предпринимателями;
• гражданами;
• специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональные операторы).

Согласно ст. 20 ЖК (ч. 1) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов РФ по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ (ч. 2 ст. 20 ЖК).

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта РФ.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок.

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных ЖК. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.

Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства РФ, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства РФ, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом;
3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.

Органы государственного жилищного надзора осуществляют прием и учет представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с федеральным законом уведомлений о начале деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Прием и учет органами государственного жилищного надзора указанных уведомлений, ведение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти сводного реестра указанных уведомлений осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Функции жилищного надзора

Для регулирования вопросов, возникающих в сфере нарушения жилищных прав граждан, Правительством РФ был установлен порядок осуществления жилищного надзора и созданы соответствующие службы и инспекции.

К главным целям, которые ставит перед собой государственный жилищный надзор, можно отнести:

• обеспечение комфортных условий проживания и пребывания в помещениях жилищного фонда;
• гарантирование эффективного использования бюджетных средств;
• уменьшение количества нарушений законодательства в сфере управления жилищным фондом.

Ст. 20 ЖК РФ: государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль четко регламентирует цели контролирующих органов и определяет основные функции надзора.

Органы государственного жилищного надзора должны:

• обеспечить защиту прав и интересов собственников жилых помещений или тех, кто пользуется ими на законных основаниях;
• защищать потребителей коммунальных услуг;
• следить за качеством коммунальных услуг, предоставляемых населению;
• обеспечивать контроль использования и сохранности жилищного фонда.

Кроме этого, в перечень функций жилищного надзора входят регулярные обследования жилых домов и выявление несоответствия технического состояния внутридомовых инженерных сетей требованиям действующих нормативных актов. Также служба жилищного контроля проводит анализ энергетической эффективности зданий, дает рекомендации по ее повышению и проверяет наличие приборов учета использования энергоресурсов.

Инспекция государственного жилищного надзора выполняет сразу несколько задач. В первую очередь, деятельность службы направлена на выявление нарушений в работе юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют управление многоквартирными домами, отвечают за их содержание, ремонт и корректную эксплуатацию инженерного оборудования. Инспекция жилищного надзора регулярно проводит проверки, по результатам которых нарушители привлекаются к административной ответственности.

Дополнительно муниципальный жилищный контроль следит за правильностью начисления, своевременностью и полнотой оплаты коммунальных услуг, возвращает излишне уплаченные платежи или взыскивает средства в пользу местных бюджетов. Для организации эффективного взаимодействия с населением, на жилищный надзор в лице региональной жилищной инспекции возложены обязанности по ведению приема граждан, полному и своевременному рассмотрению поступающих обращений, принятию решения в установленные законом сроки.

темы

документ Строительный надзор
документ Авторский надзор
документ Контроль строительства
документ Как становятся риэлторами
документ Качество жилья и политика государства



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Рекордное повышение налогов на бизнес с 2020 года
Закон о плохих родителях в 2020 г.
Налог на скважину с 2020 года
Мусорная реформа в 2020 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2020 году
Запрет коллекторам взыскивать долги по ЖКХ с 2020 года
Изменения в законодательстве в 2020 году
Индивидуальный инвестиционный счет в 2020 году
Продление дачной амнистии в 2020 г.
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Запрет хостелов в жилых домах с 2020 года
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Новые налоги с 2020 года
Обязательная маркировка лекарств с 2020 года
Изменения в продажах через интернет с 2020 года
Изменения в 2020 году


©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты Контакты